У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Характеристика состояния развития нравственно-волевых качеств у подростков, занимающихся в спортивных школах

Спортивная деятельность всегда занимала особое место в воспитании человека. В образовательном процессе спортивной школы он проходит несколько этапов своего становления и развития: от детства, когда ребенок приходит в спортивную школу, до взрослого человека, профессионально защищающего честь региона на спортивной арене. При этом расширяются и усложняются функции и цели учебно-спортивной деятельности обучающихся, меняется сущность процесса воспитания в целом. В период обучения у будущих спортсменов актуализируется внимание на себе, их место в спортивном сообществе и просто в социуме. В это время крайне важно не только направить подростков на самовоспитание физических качеств и умений, но и внушить им необходимость личностного саморазвития высших человеческих ценностей, которые являются жизненным «компасом» бытия человека в обществе и мире. Обучение в спортивных школах позволяет органично подготовить ребенка к внутренним изменениям, происходящим в данном возрастном периоде. Действенным фактором становления и развития личности подростка в спортивной школе является включенность его в процесс самовоспитания физических и нравственно-волевых качеств.

Учеными исследуются различные пути повышения изученности и руководства процессом самовоспитания. Большинство из них рассматривают занятия в детских спортивных школах только со стороны потребности достижения высоких результатов в спорте. Изучение вопросов физического самовоспитания в связи с самовоспитанием нравственно-волевых качеств личности подростков в условиях системы дополнительного образования в детско-юношеских спортивных школах зачастую не находит должного представления ни в теории, ни в практике реального образовательного процесса. Процесс самовоспитания нравственно-волевых качеств у подростков в большинстве случаев происходит спонтанно, без четкой системной целенаправленности руководства преподавателями, без систематической организации. С целью выявления состояния уровней развития нравственно-волевых качеств у подростков в реальном образовательном процессе детской спортивной школы был организован педагогический эксперимент.

Для сбора первоначальной информации о состоянии развития нравственно-волевых качеств у подростков были определены параметры, характеризующие содержание и уровень самовоспитания юных спортсменов. Для этого был проанализирован подход к данной проблеме ученых

А.А. Бодалева [37], А.В. Веденова [47, 48], B.C. Выготского [58], Д.А. Данилова [68], С.А. Даштаянц [69], В.А. Доскиной [74]. В качестве критериев нравственно-волевой воспитанности авторы рекомендуют использовать разнообразные перечни положительных, не сведенных в целостную структуру личности нравственных и волевых качеств (трудолюбие, дисциплинированность, правдивость, решительность, выдержка и др.). Анализ работ показывает, что с помощью используемых авторами измерительных шкал можно получить лишь множество частных, лоскутных сведений об изучаемой личности и уровне самовоспитания. В иных случаях предлагаемые критерии для оценки нравственно-волевых качеств оказываются чрезмерно широкими, что, естественно, затрудняет повседневный контроль за ходом развития, а следовательно, и правильный выбор ориентиров и средств воспитательного воздействия на юного спортсмена.

Для выявления уровней сформированности нравственно-волевых качеств у подростков в данном исследовании были выбраны те, которые являются системообразующими нравственно-волевой сферы личности: самостоятельность, организованность и ответственность. Для более точного изучения и определения критериев развития этих качеств были изучены исследования М.А. Данилова [69], И.Я. Лернера [132], М.И. Махмутова [148], М.Н. Скаткина [209]. Так, самостоятельность рассматривалось как средство повышения осознанности и действенности изучаемого, результат эффективной организации учебно-тренировочного процесса, своего рода показатель умения работать без четкого контроля тренера-преподавателя. Эти ученые рассматривают самостоятельность в общей системе педагогики и приравнивают её к показателю умственного развития школьников. Для нашей работы такое отождествление не может быть уместным, так как данный подход не учитывает заинтересованность обучающегося в деятельности. Личный опыт тренерской работы автора с подростками в спортивной школе показывает, что юноша или девушка начинают проявлять самостоятельность на учебно-тренировочных занятиях только в случаях личного желания работать над поставленной преподавателем задачей. В ином случае даже при высокой степени умственного развития юный спортсмен не будет проявлять должного внимания к самостоятельной работе над собой из-за отсутствия личностного интереса к данной деятельности. При этом в иных направлениях развития и при наличии выраженного интереса к занятиям тот же подросток может проявлять данное качество.

Другие исследователи упрощают понятие самостоятельности и рассматривают его как «замечательное свойство человека - результат воспитания и самовоспитания... Она же - важнейшее условие самореализации личности, её творческих возможностей '». С этим подходом невозможно не согласиться, но он не позволяет раскрыть всю полноту внутренних преобразований личности и необходимых условий для развития самостоятельности.

Мы рассматриваем самостоятельность в тесной связи с иными нравственными качествами. Подростку неоднократно приходится совершать нравственный выбор, требующий от него определенной жертвы, отказа от чего-либо приятного, притягательного, когда ему надо упорно и настойчиво тренироваться, соблюдать строгий режим, выдерживать большие нагрузки, соблюдать умеренность в пище, подчинять свой распорядок жизни поставленным целям, иметь высокую внутреннюю дисциплину и многое другое. Если юноша или девушка уверенно и без постоянного контроля преодолевает все вышеперечисленные трудности, то он действительно проявляет самостоятельность, основанную на нравственной позиции. Таким образом, в исследовании самостоятельность рассматривается как сложное детерминированное качество, проявляющееся личностью в ситуациях, заставляющих сделать нравственно-волевой выбор, и направленное на совершение (действие или бездействие) поступков. Применимо к учебной и спортивной деятельности это четко прослеживается в тренировочном процессе, в умении тренироваться по заданию тренера, но без его контроля, в оценке поступков товарищей и приобщении себя к тем или иным деяниям своих товарищей. В процессе бесед с педагогами школ, в том числе и спортивных, и на основании личного педагогического опыта диссертанта мы сделали вывод о том, что самостоятельность - это качество, которое необходимо воспитывать у подростков. Воспитание должно быть основано на нравственных принципах и в то же время оно должно быть волевое, то есть благодаря правильному отношению к нравственным качествам у подростка формируется ценностное отношение к высшим человеческим ценностям. Для действенного проявления и реализации таковых необходимо определенное волевое усилие. Физическое воспитание, являясь частью общего воспитания человека, помогает подростку сформировать умение проявлять самостоятельно именно эти качества. Таким образом, физическое воспитание является необходимым условием для нравственного развития личности, а занятия физической культурой — действенный способ и метод развития таковых, в свою очередь спорт является фактором воспитания нравственно-волевых качеств подростка.

Организованность также рассматривается нами как основной показатель нравственно-волевой воспитанности подростков. По своей структуре это сложное внутреннее качество человеческой личности. Современная отечественная психология выделяет организованность как одно

из базовых свойств личности. Несмотря на такое выделение, феномен организованности является до настоящего времени мало изученным, отчасти в силу того, что в современной психологической науке нет единого мнения относительно природы данного свойства.         Изучая организованность,

исследователи ставят и пытаются решить ряд важных задач. Первая, практическо-методическая, — нахождение и описание тех приемов педагогической работы, которые могут обеспечить воспитание организованности. Эта задача решается путем проверки и отбора наиболее удачных из применяемых на практике приемов. Однако сам процесс создания таких приемов будет случайным до тех пор, пока он не опирается на научные представления о природе организованности. Поэтому важной задачей является получение научных знаний о                                                                                     психологической природе

организованности. Обладание этими знаниями создает основу и предпосылки для исследований, задавая им направление и критерии методических поисков. С точки зрения постановки и решения этих базовых задач, все научные работы, посвященные изучению                 организованности, можно

разделить на теоретико-методологические (Н.Д. Левитов [130]; Н.И. Рейнвальд, [195];; В.И. Селиванов [207] и др;) и практико-методические (В.А. Гольнева [63]; К.В. Мишанова [159] и др;). Представители первого направления скорее заинтересованы в исследованиях природы организованности, характеристике ее отличительных особенностей, представители же второго основное внимание уделяют разработке конкретных приемов и способов развития этого свойства, опираясь на определенные концепции в его трактовке. Если обратиться к анализу данных, имеющихся относительно природы организованности, то уже в трактовке этого понятия у психологов нет единого мнения. Большинство авторов признает, что организованность — сложное, системное качество личности, состоящее из совокупности свойств, к ней тяготеющих, но вот относительно набора свойств, составляющих этот симптомокомплекс [149] организованности, единого мнения нет. Н.Д. Левитов [130] включает в ее

состав выдержку, самоконтроль, уверенность в себе, дисциплинированность, Н.И.Рейнвальд — целеустремленность, планомерность деятельности, способность к волевому усилию, выдержку, самоконтроль, самообладание.

В.Г. Степанов указывает на аккуратность, добросовестность, систематичность, самоорганизованность,                                                 самостоятельность,

ответственность как основные составляющие организованности. А.И. Крупнов к симптомокомплексу организованности относит целеустремленность,                     самостоятельность,       дисциплинированность,

инициативность, умение планировать, добросовестность, прилежание, старательность, исполнительность, аккуратность, терпение, выдержку, точность, пунктуальность, способность к волевому усилию, настойчивость и упорство.

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/254703.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.