Быстрый переход к готовым работам
|
Целевые установки и содержание государственной политики но управлению государственным имуществомГосударство является самым крупным, однако далеко не самым эффективным собственником России. Одна из причин этого кроется в отсутствии стратегии управления многоотраслевым портфелем государственного имущества, вследствие чего формирование экономически обоснованной государственной политики по управлению государственным имуществом остается актуальной задачей. Усиление роли государства в данном аспекте не следует однозначно трактовать как политику наращивания объектов государственного имущества, т.к. приоритетным становится эффективное управление ими, содействующее выполнению ключевых для общества функции: обеспечение правопорядка, национальной безопасности, других социальных функций. Реализация целей и задач государства в сфере управления государственным имуществом осуществляется через разработку и реализацию государственной политики. Изучение экономической литературы и нормативных правовых актов [96; 99; 111; 120; 144; 198; 210; 215; 218; 250 и др.] позволяет говорить, что в настоящее время сформированы разнообразные теории, принципы и системы взглядов на государственную политику по управлению государственным имуществом. Государственная политика — это система мероприятий, программ, принципов, приоритетов, целей и задач, разрабатываемых и реализуемых органами государственной власти с привлечением институтов гражданского общества, направленная на решение общественных проблем, достижение общезначимых целей развития всего общества пли его отдельных сфер. Указан- пая политика является инструментом, позволяющим государству достичь определенные цели в конкретной области, используя правовые, экономические, административные и иные методы и средства воздействия, опираясь на ресурсы, имеющиеся в его распоряжении [129; 199]. Трактовка государственной политики, как правило, дается исходя из целей и функций. В. Якунин, В. Макаров, С. Сулакшин и др. рассматривают государственную политику как совокупность ценностных целей, мер, решений, действий и порядка реализации политических решений и системы управления экономическим развитием государства [63, с. 37]. Государственная политика представляет собой общий программный план действий политико-административных органов власти и управления, направленный на решение важных, влияющих на жизнь граждан общественных проблем, и включает в себя такие элементы, как: - определение целей и приоритетов развития общества; - разработку и планирование политической стратегии; - анализ и оценку альтернативных программ и политик в соответствии с выгодами и затратами; - обсуждение и консультирование с различными политическими и социальными группами; - выбор и принятие государственных решений; -мониторинг и оценку результативности стратегий, программ и др. Государственная политика как одна из форм общественной деятельности имеет свои особенности и характерные черты. Работа государственных институтов по решению крупных общественных задач строится на основе согласования интересов и потребностей различных социальных групп и слоев населения, отражает общенациональные интересы и носит публичный характер. Для ее осуществления государственные и гражданские институты выполняют комплекс согласованных действий и мероприятий в конкретных исторических условиях, под воздействием внешней среды, мобилизуя общественные и государственные ресурсы. Государственная политика базируется не только на нормативных правовых актах, но и на моральных, исторических основах жизнедеятельности общества, национальных традициях. Её результаты влияют на различные области общественной жизни и могут иметь как положительный, так и отрицательный эффект. При анализе и разработке государственной политики требуется комплексный подход, использующий современные достижения различных областей знаний - экономики, менеджмента, социологии, психологии, политологии и др., лучшие отечественные и зарубежные практики. Как правило, процесс реализации г осударственной политики включает следующие этапы, представляющие своеобразный «политический цикл»: 1- й этан — инициирование политики, т.е. определение общественно значимых проблем и целей политики; 2- й этап - формирование государственной политики; 3- й этап - реализация и мониторинг государственной политики; 4- й этап - оценка эффективности реализации государственной политики и ее регулирование. Каждый из указанных выше этапов является важной частью процесса государственного управления для превращения исходного объекта управления в его желаемое целевое состояние, включая пути, способы, программы достижения конечного запланированного результата, учитывающие внутренние и внешние условия и обстоятельства [269, с. 38]. Основы государственного управления в России закреплены в Конституции Российской Федерации. Одной из функций государства является управление государственной (федеральной) собственностью (имуществом). В соответствии со ст. 71 Конституции РФ федеральная государственная собственность и управление ею находятся в ведении Российской Федерации. Согласно ст. 114 Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью [104]. Государственное имущество составляют нефинансовые (материальные и нематериальные активы) и финансовые объекты (активы). Государству может принадлежать любое имущество (включая акции акционерных обществ), необходимое для осуществления его функций. Право государственной собственности закреплено в ст. 214 ГК РФ [65; 66].
Вся работа доступна по ссылке |
|