Быстрый переход к готовым работам
|
Правовые акты представительных органов местного самоуправления и порядок их принятияКак отмечалось выше, важнейшей функцией представительного органа местного самоуправления является нормотворчество, обеспечивающее регулирование всех основных сфер жизнедеятельности в муниципальном образовании по вопросам местного значения. В литературе правотворчество в муниципальных образованиях определяется как деятельность представительных органов местного самоуправления, населения (в случае проведения местного референдума, в порядке народной правотворческой инициативы) по подготовке, изданию, переработке и отмене нормативных правовых актов[1]. При этом обращается внимание на специфику режима муниципально-правового регулирования, в частности, указывается, что этот режим основан не на едином методе, а на особенностях сочетания различных способов правового воздействия на самоуправленческие (муниципальные) отношения[2]. Здесь же можно отметить, что, как правило, нормотворческая деятельность всех остальных муниципальных нормотворческих органов основывается на нормативных правовых актах, издаваемых представительным органом местного самоуправления. Такой приоритет представительного органа обеспечивается его правом осуществлять контроль за деятельностью иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования[3]. А.А. Юсупов отмечает, что в целом для правотворческого процесса в муниципальных образованиях важны как процессуальная форма, так и интеллектуальное содержание. Правотворческий процесс в муниципальных образованиях в целом предшествует правоприменительной деятельности и иным видам реализации права, но, по сути, он сам является правоприменительным процессом, поскольку составляет важную часть деятельности представительных органов местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия[4]. Однако нельзя полностью согласиться с таким подходом, если иметь в виду методологию исследования заявленной проблематики. Дело в том, что при таком подходе, к примеру, законотворчество Федерального Собрания Российской Федерации также можно считать правоприменительной деятельностью, поскольку имеет место реализация соответствующих конституционных норм. Тем не менее законотворческую функцию ФС РФ никто не оспаривает. Поэтому применительно к масштабу муниципального образования правотворческий процесс представительных органов местного самоуправления, исходя из контекста проводимого исследования, ошибочно полагать правоприменительной деятельностью. Данная позиция определяется еще и тем, что, в отличие от представи
тельных органов федерального и регионального уровней, представительные органы местного самоуправления в значительно большем объеме издают сугубо правоприменительные акты (назначение на должности, утверждение персональных составов комитетов и/или комиссий, утверждение перечня объектов муниципальной собственности, подлежащих приватизации и т.д.). В этой связи тем более необходимо четко выделять нормотворческую деятельность и правоприменительную деятельность представительных органов местного самоуправления. Следует заметить, что в действующем ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено определение муниципального правового акта, чего раннее в законе о местном самоуправлении 1995 г. не было. Под муниципальным правовым актом в соответствии со ст. 2 закона 2003 г. понимается решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер. Законодатель классифицировал эти акты по юридической силе. Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов. Они имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (п. 2 ст. 43). Далее, законом 2003 г. предусмотрена система муниципальных правовых актов: устав муниципального образования; правовые акты, принятые на
местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования (п. 1 ст. 43). При этом только представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта РФ, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования (п. 3 ст. 43). Кроме того, предусмотрены виды правовых актов, принимаемых органами и должностными лицами муниципального образования: представительный орган муниципального образования принимает решения; председатель представительного органа муниципального образования, глава муниципального образования, глава местной администрации издают постановления и распоряжения, а иные должностные лица местного самоуправления - распоряжения и приказы. Вместе с тем законодатель допускает определение видов правовых актов в уставе муниципального образования (подп. 6 п. 1 ст. 44). В литературе в связи с эти справедливо указывается, что вполне допустимо применение двойного наименования правового акта. Первая часть наименования состоит из наименования в соответствии с новым законом, а вторая часть определяется уставом муниципального образования в соответствии с национальными и иными традициями[5]. Вместе с тем отметим, что в практике такой вопрос не является актуальным. Как видно, законодатель выделяет представительный орган местного самоуправления как орган, принимающий на муниципальном уровне правовые акты высшей юридической силы по наиболее важным вопросам (более высоким уровнем юридической силы могут быть только акты, принятые на референдуме/сходе граждан, однако в практике такой механизм нормотворчества практически не применяется, а на проводимых - также очень редко - референдумах/сходах принимаются не нормативные, а правоприменительные акты). Таким образом, представительный орган принимает муниципальные правовые акты по вопросам: 1) отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, т.е. вопросы местного значения, касающиеся непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования; 2) отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования; 3) организации деятельности представительного органа муниципального образования, т.е. принимают регламент представительного органа и иные акты, касающиеся его работы[6]. Отмеченную компетенцию представительных органов местного самоуправления мы раскрывать здесь не будем, поскольку это уже сделано ранее; напомним лишь, что эта компетенция очень широкая и касается всех сторон жизни муниципального образования. Муниципальный правовой акт, принятый представительным органом местного самоуправления, обладает следующими признаками: в большинстве случаев он принимается по вопросам местного значения (как исключение он может быть принят по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, которые переданы органам местного самоуправления федеральными органами или органами субъектов Российской Федерации - такое делегирование полномочий осуществляется на основе федерального закона или закона субъекта Российской Федерации); документальное оформление, т.е. такой акт должен быть принят в письменном виде с соблюдением всех необходимых реквизитов. В нем должно содержаться название муниципального образования, наименование правового акта и подпись главы муниципального образования; муниципальный правовой акт обязателен для исполнения на территории муниципального образования для всех его граждан или тех лиц, которым он адресован; муниципальный правовой акт устанавливает либо изменяет общеобязательные правила или имеет индивидуальный характер: в первом случае это нормативный акт, во втором - акт применения права[7].
[1] Актуальные проблемы формирования местного самоуправления в Российской Федерации («Круглый стол» в Институте государства и права РАН) // Государство и право. 1997. № 5. С. 24-25; Навальный С.В. Особенности правотворческого процесса в муниципальных образованиях Красноярского края / Нормотворчество муниципальных образований России: содержание, техника, эффективность. Нижний Новгород, 2002. С. 235 и др. [2] Муниципальное право Российской Федерации / Под ред. Н.С. Бондаря. М., 2002. С. 28. [3] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. и др. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2003. С. 106; Нанба С.Б. О «собственных» полномочиях органов местного самоуправления // Журнал российского права. 2010. № 12. С. 44-49. [4] Юсупов А.А. Правовые основы процессуальной деятельности представительных органов местного самоуправления (по материалам Республики Татарстан). Дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2006. С. 126. [5] Мелентьев А. Муниципальные правовые акты // Законность. 2005. № 1. С. 15. [6] Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) / Под ред. В.И. Шкатуллы. М., 2006. С. 219. [7] Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) / Под ред. В.И. Шкатуллы. М., 2006. С. 219.
Вся работа доступна по ссылке |
|