Быстрый переход к готовым работам
|
Нормативно-правовое регулирование деятельности религиозных объединений на территории БССР, ЛатССР, ЛитССР, УССР, ЭССРВ исследуемый период регулирование деятельности религиозных объединений осуществлялось на основании нормативных актов, принятых Верховными Советами союзных республик во второй половине 1970-х гг.[1]:28 июля 1976 г. в Литовской ССР[2],28 октября 1976 года в Латвийской ССР[3], 1 ноября 1976 г. в Украинской ССР[4], 27 февраля 1977 г. в Белорусской ССР[5]; 1977 г. в Эстонской ССР[6]. С одной стороны принятие единого закона (а не множества закрытых актов и инструкций), „который- был опубликован и доступен, верующим и духовенству, означало желание ввести церковно-государственные отношения в определенное правовое поле и возможность требовать от обеих сторон выполнения данного законодательства. Появление необходимости внесения фактически действующих норм в официальный, публичный закон связано было также в значительной степени с внешнеполитической деятельностью СССР - подписанием Хельсинских соглашений в 1975 г.[7] «Принятие кодифицированного законодательства о культах стало новым вкладом в практическое осуществление правовых гарантий свободы совести, более четко обозначило границы этих гарантий, создало дополнительные обьекгавные условия для его осуществления. Оно обеспечивает как верующим, так и неверующим надежные правовые гарантій і осуществления свободы совести» - писал пропагандист О. Гаврилюк[8]. С другой стороны, введение is прибалтийских республиках норм, уже привычных для других Советских республик, означало необходимость приведения фактического деятельности членов религиозных объединений в соответствие с требованиями «законодательства о культах», что означало существенное сужение возможностей для религиозной деятельности. В отечественной историографии существует мнение, что законодательство 1975 -1977 гг. ввело ряд новых норм в отношении деятельности религиозных объединений, в частности, в вопросе регистрации религиозных объединений и их юридического статуса. Действительно, по сравнению с Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г.[9] законодательство 1975-1977 гг. имело ряд отличий. Однако они не были новыми, поскольку были фактически введены нормативными актами 1960-х гт. Как показывает анализ Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 декабря 1962 г. «Дополнение «Положения о религиозных объединениях»[10] именно изменения, содержащиеся в этом указе, были закреплены в публично принятых законах. Этот указ содержал указание о передаче всех фактических полномочий в вопросе деятельности религиозных объединений их исполнительным органам и об отстранении священнослужителей и руководителей религиозных общин от управления делами религиозных общин. Этот же указ предоставлял право регистрирующим органам отвода отдельных лиц из исполнительных органов религиозных объединений. Также содержалась норма, о необходимости разрешения местных органов власти .„на проведение общих собраний верующих, подробно регламентировалась регистрация и снятие с регистрации религиозных обществ, заключение договора с «двадцаткой», судьба движимого и недвижимого имущества религиозных объединений. Запрещалось проведение религиозных обрядов «во всех государственных, общественных, кооперативных учреждениях и предприятиях», однако оговаривалось, что «настоящее запрещение не распространяется на отравление по просьбе умирающих или тяжело больных, находящихся в больницах и местах заключения, религиозно-культовых обрядов в особо изолированных помещениях, а равно на отравление религиозных обрядов на кладбищах и в крематориях». - Все вышеперечисленные нормы вошли без изменений в республиканское законодательство. В указе 1962 г. присутствовал также пункт об обязательной регистрации священнослужителей государственными органами, регистрация в которых давала «служителю культа» право на отравление религиозной деятельности. Последняя норма не вошла в законодательные акты большинства республик. Только Положение о религиозных объединениях Латвийской ССР зафиксировало как норму то, что служители культа могут осуществлять религиозную деятельность только после регистрации, не имеющим же регистрацию служителям культа и другим лицам запрещалось проводить религиозные действия и церемонии (сг. II). Положение Латвийской ССР' также содержало норму, запрещающую священнослужителям входить в состав учредителей религиозных обществ, отсутствовавшую в законах других республик. Не являлось новым в законодательстве и предоставление религиозным объединениям ограниченного статуса юридического лица: «религиозные общества имеют право приобретения церковной утвари, предметов религиозного культа, транспортных средств, аренды, строительства и покупки строений для своих нужд в установленном законом порядке» (сг.20. ч.З). Эта норма, фактически разрешенная для Русской Православной Церкви в 1943 г., была распространена на другие конфессии еще в 1967 г. постановлением Совета министров СССР от 10 января 1967 г. № 28, согласно которому религиозным организациям предоставлялось право юридического лица в - части приобретения транспортных средств, аренды, строительства, покупки в собственность для своих нужд, производства утвари, предметов религиозного культа, а также в вопросе открытия текущих счетов в Госбанке СССР. Важным, на наш взгляд, было признание законом права на существование религиозных центров, которые согласно закону создавались на собраниях, конгрессах и совещаниях, а средством к их существованию назывались пожертвования верующих. Религиозные цетры и епархиальные управления получили право на изготовление предметов религиозного культа и продажу их в общины. С другой стороны, им предоставлялось руководство только религиозной (канонической) деятельностью объединений (сг.20). Религиозным центрам и духовным управлениям запрещалась поддержка средствами и инвентарем церквей' и монастырей, запрещалось проведение религиозных конгрессов, совещаний и издание религиозной литературы без разрешения государственных инстанций. Верующим предоставлялись следующие права: принимать на работу или избирать служителей культа, заботиться о состоянии культового здания, использовать культовое здание и инвентарь для религиозных ритуалов, собирать добровольные пожертвования с верующих внутри церковного здания. В Положении о релитозиых объединениях Латвийской ССР членам религиозных общин и служителям культа запрещалось следующее (п.16): допускать выступления- с речами на богослужениях, которые бы находились в противоречии с интересами советского общества; любым способом советовать верующим уклоняться от исполнения советских законов или гражданских обязанностей или избегать активного участия в государственной, культурной или общественно-политической жизни; проводить религиозные ритуалы или церемонии в государственных или кооперативных учреждениях и предприятиях равно как и размещать в них религиозные предметы[11]; держать в церквах книги, не относящиеся непосредственно к религиозному культу; допускать несовершеннолетних к активному выполнению религиозных ритуалов (объявление, прислуживание, хоры, оркестры, процессии); принуждать верующих или налагать на них штрафы. В республиканских законах повторялись нормы 1929 г. о запрете на создание касс взаимопомощи, кооперативов, оказания материальной' помощи членам общины, создание специальных детских, молодежных, женских, молитвенных и других собраний. Не разрешалось создание кружков по изучению-Библии, кружков, отделов, библиотек, комнат’ для отдыха, санаториев, организации врачебной помощи.* Область деятельности духовных лиц законодательно ограничивалась местом жительства членов их общин, и местонахождением молитвенного здания. Служители культа не могли входить в исполнительный орган и ревизионную комиссию религиозной общины, не имели права вмешиваться в «административную, финансовую, хозяйственную» деятельность общины. На любые религиозные процессии, церемонии, ршуалы под открытым небом, а также в домах и квартирах верующих требовалось специальное разрешение местного* исполкома (п. 20). Исключение составляли религиозные церемонии в домах и квартирах тяжелобольных. • Также законодательно ограничивалась деятельность иностранных граждан на территории СССР. Особенностью советского правотворчества было наличие многочисленных закрытых подзаконных актов и инструкций. Именно эти документы регламентировали деятельность органов власти на местах по отношению к религиозным объединениям. Инструкции были секретными документами, а их разглашение грозило серьезными неприятностями. Наиболее принципиальное значение имели «Инструкция по применению законодательства о религиозных ппг культах», утвержденная в марте 1961 г. и «Инструкция об учете религиозных объединений, молитвенных домов и зданий, а также о порядке регистрации исполнительных органов религиозных объединений и служителей культа», утвержденная СПДР 31 октября 1968-г.[12] Инструкция 1961 г. запрещала религиозным объединениям и служителям культа заниматься благотворительной деятельностью (п. 8а), содержала ряд ограничительных норм в отношении деятельности религиозных центров и епархиальных управлений (пп.10,11), содержала список «сект», не подлежащих регистрации, «вероучение и характер деятельности которых носит антигосударственный и изуверский характер». Инструкция 1968 г., в частности, предполагала обязательную «регистрацию» служителей культа, которая, по сути, являлась санкцией, на религиозную деятельность. В инструкции содержался типовой договор, заключавшийся с исполнительным органом религиозной общины, который содержал в себе следующий пункт: «обязуются беспрепятственно допускать во всякое время за исключением времени, в течение которого производится совершение религиозных обрядов, уполномоченных исполкомов районных /городских/ Советов депутатов трудящихся к периодической проверке и осмотру имущества, проверке приходно-расходных книг и других документов для выявления правильности пользования находящимся в их ведении имуществом и установления сведений, 9П7 необходимых при обложении налогом служителей культа и других сект» . Также до 1988 г. действовало инструктивное письмо СПДР № 3017. [1] сначала Верховным Советом РСФСР 23 июня 1975 г. [2] Ведомости Верховного Совета ЛнтССР. 1976. № 22. ст. 191. [3] Декрет об учреждении положения религиозных организаций в Латвийской Советской Социалистической Республике //Ведомости Верховного Совета Латвийской ССР. 1976. №44. ст. 2090. [4] Ведомости Верховного Совета УССР. 1976. №46. ст. 420; Сборник документов и материалов о религии и Церкви. СПДР при Совете Министров УССР. Составители: Г.Ф.Спорева, М.С.Боговесов. Киев. Редакционно- издетельскнй отдел МВД УССР. 1983. Начиная с 75 страницы. [5]СЗ БССР. 1977. №77. ст. 82. [6] Ведомости Верховного Совета ЭССР. 1977. №19. ст. 22. [7] Kleibrink М. Die Katholische Kirche in Balticum//Acta Baltica. 1987/88. XXV/XXV1. S. 88. [8] Гаврилюк О. Легальные гарантии свободы совести //Людина і світ — 1978 — июнь - С 16-20 (текст переведен в RCL. 1977. Vol. 42. Soviet Law on Religion: Ukrainian Comment. P. 12-15). [9] Закон предполагал обязательную регистрацию религиозных объединений местными органами власти, запрещал создание касс взаимопомощи, кооперативов, материальную помощь своим членам, организовывать любые кружки и библиотеки, иметь книги в молитвенных помещениях, кроме предназначенных непосредственно для богослужения, вести образовательную, катехизаторскую и миссионерскую деятельность. [10] Куроедов отмечает, что изменения в Положение 1929 г. были внесены в 1975 г.: Куроедов В.А. Религия и церковь в советском государстве. М., 1981. С. 122. Это же пишет современная исследовательница И.И.Маслова. М.В. Шкаровский в своем исследовании «РПЦ при Сталине и Хрущеве» также не обращает внимания на изменения 1962 г. Изменения, внесенные в 1962 г. в текст Положения, были обнаружены нами в документах уполномоченного по Львовской обл. (Гос. архив Львовской области. Р-1332 Оп.1 Д.37. Постановления и распоряжения Совета по делам религий при СМ СССР, УССР по вопросам относящимся к деятельности Уполномоченного Совета. 20 января - 13 октября 1969 г. Л.50-70: О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР 8 апреля 1929 г. СУ 1929 г. № 35, ст. 353. X/ Печатается с изменениями, внесенными постановлением ВЦИК и РСФСР от 1 января 1932 г. и Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 декабря 1962 г.) Кроме того, о закрытом указе Верховного Совета от 19 окт. 1962 г. пишет Шафаревнч И.Р. Законодательство о религии в СССР. Париж, 1973. В своем исследовании он называет пункты закона 1929 г, которые были изменены в 1962 г. [11] Исключение составляло возможность оказания духовной помощи тяжелобольным и умирающим в больницам (при наличии соответствующего помещения), также разрешались церемонии в крематориях и на кладбищах. [12] Инструкция об учете религиозных объединений, молитвенных домов и зданий, а также о порядке регистрации исполнительных органов религиозных объединений и служителей культа. 31 окт. 1968 г.
Вся работа доступна по ссылке |
|