У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Нормативно-правовое регулирование деятельности религиозных объединений на территории БССР, ЛатССР, ЛитССР, УССР, ЭССР

В исследуемый период регулирование деятельности религиозных объединений осуществлялось на основании нормативных актов, принятых Верховными Советами союзных республик во второй половине 1970-х гг.[1]:28 июля 1976 г. в Литовской ССР[2],28 октября 1976 года в Латвийской ССР[3], 1 ноября 1976 г. в Украинской ССР[4], 27 февраля 1977 г. в Белорусской ССР[5]; 1977 г. в Эстонской ССР[6].

С одной стороны принятие единого закона (а не множества закрытых актов и инструкций), „который- был опубликован и доступен, верующим и духовенству, означало желание ввести церковно-государственные отношения в определенное правовое поле и возможность требовать от обеих сторон выполнения данного законодательства. Появление необходимости внесения фактически действующих норм в официальный, публичный закон связано было также в значительной степени с внешнеполитической деятельностью СССР - подписанием Хельсинских соглашений в 1975 г.[7] «Принятие кодифицированного законодательства о культах стало новым

вкладом в практическое осуществление правовых гарантий свободы совести, более четко обозначило границы этих гарантий, создало дополнительные обьекгавные условия для его осуществления. Оно обеспечивает как верующим, так и неверующим надежные правовые гарантій і осуществления свободы совести» - писал пропагандист О. Гаврилюк[8].

С другой стороны, введение is прибалтийских республиках норм, уже привычных для других Советских республик, означало необходимость приведения фактического деятельности членов религиозных объединений в соответствие с требованиями «законодательства о культах», что означало существенное сужение возможностей для религиозной деятельности.

В отечественной историографии существует мнение, что законодательство 1975 -1977 гг. ввело ряд новых норм в отношении деятельности религиозных объединений, в частности, в вопросе регистрации религиозных объединений и их юридического статуса. Действительно, по сравнению с Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г.[9] законодательство 1975-1977 гг. имело ряд отличий. Однако они не были новыми, поскольку были фактически введены нормативными актами 1960-х гт.

Как показывает анализ Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 декабря 1962 г. «Дополнение «Положения о религиозных объединениях»[10] именно изменения, содержащиеся в этом указе, были закреплены в публично принятых законах. Этот указ содержал указание о передаче всех фактических полномочий в вопросе деятельности религиозных объединений их исполнительным органам и об отстранении священнослужителей и руководителей религиозных общин от управления делами религиозных общин. Этот же указ предоставлял право регистрирующим органам отвода отдельных лиц из исполнительных органов религиозных объединений. Также содержалась норма, о необходимости разрешения местных органов власти .„на проведение общих собраний верующих, подробно регламентировалась регистрация и снятие с регистрации религиозных обществ, заключение договора с «двадцаткой», судьба движимого и недвижимого имущества религиозных объединений. Запрещалось проведение религиозных обрядов «во всех государственных, общественных, кооперативных учреждениях и

предприятиях», однако оговаривалось, что «настоящее запрещение не распространяется на отравление по просьбе умирающих или тяжело больных, находящихся в больницах и местах заключения, религиозно-культовых обрядов в особо изолированных помещениях, а равно на отравление религиозных обрядов на кладбищах и в крематориях». - Все вышеперечисленные нормы вошли без изменений в республиканское законодательство.

В указе 1962 г. присутствовал также пункт об обязательной регистрации священнослужителей государственными органами, регистрация в которых давала «служителю культа» право на отравление религиозной деятельности. Последняя норма не вошла в законодательные акты большинства республик. Только Положение о религиозных объединениях Латвийской ССР зафиксировало как норму то, что служители культа могут осуществлять религиозную деятельность только после регистрации, не имеющим же регистрацию служителям культа и другим лицам запрещалось проводить религиозные действия и церемонии (сг. II). Положение Латвийской ССР' также содержало норму, запрещающую священнослужителям входить в состав учредителей религиозных обществ, отсутствовавшую в законах других республик.

Не являлось новым в законодательстве и предоставление религиозным объединениям ограниченного статуса юридического лица: «религиозные общества имеют право приобретения церковной утвари, предметов религиозного культа, транспортных средств, аренды, строительства и покупки строений для своих нужд в установленном законом порядке» (сг.20. ч.З). Эта норма, фактически разрешенная для Русской Православной Церкви в 1943 г., была распространена на другие конфессии еще в 1967 г. постановлением Совета министров СССР от 10 января 1967 г. № 28, согласно которому религиозным организациям предоставлялось право юридического лица в - части приобретения транспортных средств, аренды, строительства, покупки в собственность для своих нужд, производства утвари, предметов религиозного культа, а также в вопросе открытия текущих счетов в Госбанке СССР.

Важным, на наш взгляд, было признание законом права на существование религиозных центров, которые согласно закону создавались на собраниях, конгрессах и совещаниях, а средством к их существованию назывались пожертвования верующих. Религиозные цетры и епархиальные управления получили право на изготовление предметов религиозного культа и продажу их в общины. С другой стороны, им предоставлялось руководство только религиозной (канонической) деятельностью объединений (сг.20). Религиозным центрам и духовным управлениям запрещалась поддержка средствами и инвентарем церквей' и монастырей, запрещалось проведение религиозных конгрессов, совещаний и издание религиозной литературы без разрешения государственных инстанций. Верующим предоставлялись следующие права: принимать на работу или избирать служителей культа, заботиться о состоянии культового здания, использовать культовое здание и инвентарь для религиозных ритуалов, собирать добровольные пожертвования с верующих внутри церковного здания.

В Положении о релитозиых объединениях Латвийской ССР членам религиозных общин и служителям культа запрещалось следующее (п.16): допускать выступления- с речами на богослужениях, которые бы находились в противоречии с интересами советского общества; любым способом советовать верующим уклоняться от исполнения советских законов или гражданских обязанностей или избегать активного участия в государственной, культурной или общественно-политической жизни; проводить религиозные ритуалы или церемонии в государственных или кооперативных учреждениях и предприятиях равно как и размещать в них религиозные предметы[11]; держать в церквах книги, не относящиеся непосредственно к религиозному культу; допускать несовершеннолетних к активному выполнению религиозных ритуалов (объявление, прислуживание, хоры, оркестры, процессии); принуждать верующих или налагать на них штрафы.

В республиканских законах повторялись нормы 1929 г. о запрете на создание касс взаимопомощи, кооперативов, оказания материальной' помощи членам общины, создание специальных детских, молодежных, женских, молитвенных и других собраний. Не разрешалось создание кружков по изучению-Библии, кружков, отделов, библиотек, комнат’ для отдыха, санаториев, организации врачебной помощи.*

Область деятельности духовных лиц законодательно ограничивалась местом жительства членов их общин, и местонахождением молитвенного здания. Служители культа не могли входить в исполнительный орган и ревизионную комиссию религиозной общины, не имели права вмешиваться в «административную, финансовую, хозяйственную» деятельность общины. На любые религиозные процессии, церемонии, ршуалы под открытым небом, а также в домах и квартирах верующих требовалось специальное разрешение местного* исполкома (п. 20). Исключение составляли религиозные церемонии в домах и квартирах тяжелобольных. •

Также законодательно ограничивалась деятельность иностранных граждан на территории СССР.

Особенностью советского правотворчества было наличие многочисленных закрытых подзаконных актов и инструкций. Именно эти документы регламентировали деятельность органов власти на местах по отношению к религиозным объединениям. Инструкции были секретными документами, а их разглашение грозило серьезными неприятностями. Наиболее принципиальное значение имели «Инструкция по применению законодательства о религиозных

ппг

культах», утвержденная в марте 1961 г. и «Инструкция об учете религиозных объединений, молитвенных домов и зданий, а также о порядке регистрации исполнительных органов религиозных объединений и служителей культа», утвержденная СПДР 31 октября 1968-г.[12] Инструкция 1961 г. запрещала религиозным объединениям и служителям культа заниматься благотворительной деятельностью (п. 8а), содержала ряд ограничительных норм в отношении деятельности религиозных центров и епархиальных управлений (пп.10,11), содержала список «сект», не подлежащих регистрации, «вероучение и характер деятельности которых носит антигосударственный и изуверский характер». Инструкция 1968 г., в частности, предполагала обязательную «регистрацию» служителей культа, которая, по сути, являлась санкцией, на религиозную деятельность. В инструкции содержался типовой договор, заключавшийся с исполнительным органом религиозной общины, который содержал в себе следующий пункт: «обязуются беспрепятственно допускать во всякое время за исключением времени, в течение которого производится совершение религиозных обрядов, уполномоченных исполкомов районных /городских/ Советов депутатов трудящихся к периодической проверке и осмотру имущества, проверке приходно-расходных книг и других документов для выявления правильности пользования находящимся в их ведении имуществом и установления сведений,

9П7

необходимых при обложении налогом служителей культа и других сект» . Также до 1988 г. действовало инструктивное письмо СПДР № 3017.

 

[1] сначала Верховным Советом РСФСР 23 июня 1975 г.

[2] Ведомости Верховного Совета ЛнтССР. 1976. № 22. ст. 191.

[3] Декрет об учреждении положения религиозных организаций в Латвийской Советской Социалистической Республике //Ведомости Верховного Совета Латвийской ССР. 1976. №44. ст. 2090.

[4] Ведомости Верховного Совета УССР. 1976. №46. ст. 420; Сборник документов и материалов о религии и Церкви. СПДР при Совете Министров УССР. Составители: Г.Ф.Спорева, М.С.Боговесов. Киев. Редакционно- издетельскнй отдел МВД УССР. 1983. Начиная с 75 страницы.

[5]СЗ БССР. 1977. №77. ст. 82.

[6] Ведомости Верховного Совета ЭССР. 1977. №19. ст. 22.

[7] Kleibrink М. Die Katholische Kirche in Balticum//Acta Baltica. 1987/88. XXV/XXV1. S. 88.

[8] Гаврилюк О. Легальные гарантии свободы совести //Людина і світ — 1978 — июнь - С 16-20 (текст переведен в RCL. 1977. Vol. 42. Soviet Law on Religion: Ukrainian Comment. P. 12-15).

[9] Закон предполагал обязательную регистрацию религиозных объединений местными органами власти, запрещал создание касс взаимопомощи, кооперативов, материальную помощь своим членам, организовывать любые кружки и библиотеки, иметь книги в молитвенных помещениях, кроме предназначенных непосредственно для богослужения, вести образовательную, катехизаторскую и миссионерскую деятельность.

[10] Куроедов отмечает, что изменения в Положение 1929 г. были внесены в 1975 г.: Куроедов В.А. Религия и церковь в советском государстве. М., 1981. С. 122. Это же пишет современная исследовательница И.И.Маслова. М.В. Шкаровский в своем исследовании «РПЦ при Сталине и Хрущеве» также не обращает внимания на изменения 1962 г. Изменения, внесенные в 1962 г. в текст Положения, были обнаружены нами в документах уполномоченного по Львовской обл. (Гос. архив Львовской области. Р-1332 Оп.1 Д.37. Постановления и распоряжения Совета по делам религий при СМ СССР, УССР по вопросам относящимся к деятельности Уполномоченного Совета. 20 января - 13 октября 1969 г. Л.50-70: О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР 8 апреля 1929 г. СУ 1929 г. № 35, ст. 353. X/ Печатается с изменениями, внесенными постановлением ВЦИК и РСФСР от 1 января 1932 г. и Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 декабря 1962 г.) Кроме того, о закрытом указе Верховного Совета от 19 окт. 1962 г. пишет Шафаревнч И.Р. Законодательство о религии в СССР. Париж, 1973. В своем исследовании он называет пункты закона 1929 г, которые были изменены в 1962 г.

[11] Исключение составляло возможность оказания духовной помощи тяжелобольным и умирающим в больницам (при наличии соответствующего помещения), также разрешались церемонии в крематориях и на кладбищах.

[12] Инструкция об учете религиозных объединений, молитвенных домов и зданий, а также о порядке регистрации исполнительных органов религиозных объединений и служителей культа. 31 окт. 1968 г.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/204663.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.