У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Теоретико-методологическое обоснование категории качества образования

Для понимания методологии управления качеством профессиональной подготовки будущего учителя, необходимо обратиться к теоретико-методологическому обоснованию категории качества в системе образования.

Качество - это фундаментальная категория, которая впервые была проанализирована Аристотелем в IV веке до н. э. В «Метафизике» он дает такое определение качеству: «...качеством, с одной стороны, называется видовое отличие сущности, как, например, человек есть некоторое качественно определенное животное, потому, что это животное двуногое, а конь - четвероногое; и круг - некоторая качественно определенная фигура,

ибо это - фигура без углов, так что качеством является относящееся к сущности видовое отличие» [381]. В данном определении Аристотель обращает внимание на отличительные признаки предметов и на вариативность способов воздействия на свойств (качества) с целью их изменения. В своей работе «Категории» он дополняет определение качества следующим образом: «... один предмет не является сходным с другим,

поскольку он дается качественно определенным: поэтому отличительным признаком качества можно считать то обстоятельство, что о сходном и несходном говорится лишь в применении к нему» [381]. Из приведённых определений следует вывод о количественной характеристике качества и его мере, соответственно, и о возможном управлении им с целью изменения качества.

23

 

В работах представителей различных философских школ: немецкой классической философии (Кант, Гегель, Фейербах), механической философии (Декарт, Локк, Гоббс) обнаруживается глубокое понимание сущности категории качества. Например, в определении Гегеля понятие качества тесно связывается с такими понятиями, как мера и количество.

Философ смог показать диалектическую природу качества и возможность изменения степени выраженности качества на основе закона перехода количества в качество.

В русской культуре качество, прежде всего, соотнесено с духовно-нравственными ценностями, социальной средой, человеком, производством. На такой основе возможно формирование целостного образа качества, которое охватывает духовность, ментальность, социальность, производство, управление в едином контексте и интегрируется в качестве жизни человека.

Адекватное понимание качества вносит осмысленность в жизнь каждого человека, побуждает его к преобразованию и творчеству. Вся его деятельность приобретает смысл и свойства (качества) мощной созидающей силы. Но, осмысленность действиям человека придает целеполагание, т.е. в

результате целенаправленной деятельности происходит познание нового качества.

В словарях русского языка качество трактуется как свойство или принадлежность, все, что отражает сущность лица или вещи, или как наличие существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один предмет или явление от других [346]. В философском энциклопедическом словаре, синтезируя исторически сложившиеся подходы к определению сущности философского понимания качества,

качество определяется как определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других предметов

[381]. В малом энциклопедическом словаре под качеством понимают

24

 

совокупность всех средств, дающих вещи определенность, отличающую ее от всякой другой вещи [226].

В     марксистской     философии     получило     развитие     системное рассмотрение понятия качества. Ф. Энгельс по новому рассмотрел природу качества: «... существуют не качества, а вещи, обладающие качествами, и при том бесконечно многими качествами» [410].

На протяжение истории понятие категории качества формировалось под воздействием производственных сил. Общественное производство предъявляло объективные требования к качеству выпускаемой продукции.

В период развития промышленного производства проверка качества заключалась в определении точность размеров и прочность ткани [199].

Повышение сложности производственных изделий стало причиной увеличения количества оцениваемых свойств, что привело к комплексной проверке качества изделия. В условиях массового производства качество стало трактоваться не с позиций отдельного продукта, а с позиций стандарта качества всех производимых изделий.

Качество в понимании производителя и качество в понимании потребителя - понятия взаимосвязанные. Производителю необходимо проявлять заботу о качестве в течение всего периода от производства до потребления продукта/услуги.

В условиях командно-административной и рыночной экономик выявляются основные различия в понимании качества. В командно-административной экономике качество определяется с позиции не потребителя, а с позиции производителя. В условиях рыночной экономики качество трактуется, в первую очередь, с позиции потребителя. Качество продукта проявляется в процессе потребления. Именно в рыночной экономике качество продукта понимается с позиции его соответствия требованиям потребителя.

25

 

На международном уровне требования к качеству определены стандартами ИСО серии 9000, первая редакция, которых была сформулирована в конце 80-х годов XX века и ознаменовала выход международной стандартизации на новый уровень. Все производственные процессы были подчинены стандартам. В начале 90-х годов XX века стандарты «вошли» в сферу образования и установили четкие требования к обеспечению качества. Международная организация по стандартизации

(стандарт ИСО-9001:2000) определяет качество как степень,  с которой совокупность     характеристик     (отличительных     свойств)     выполняет установленные     требования     (потребность     или     ожидание,     которое установлено, обычно предполагается или является обязательным) [423, с. 8].

Стандарты ИСО серии 9000 дали возможность установить единый подход, признанный в мире, к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировать отношения между производителями и потребителями товаров / услуг.

В современном научном мире существуют различные определения качества, развиваемые в рамках новых наук - теории управления качеством,

квалиметрии, квалитологии. Большое количество определений рассматриваемого понятия обусловлено разнообразием компонентного состава качества, его сложностью, а также различиями в индивидуальном восприятии качества и его свойств людьми.

Подробный анализ различных трактовок категории качества, проведён Т.И. Уткиной в диссертационном исследовании «Теоретические основы управления качеством подготовки учителя математики» и позволяет выявить характерные признаки, которые в той или иной форме присутствуют в большинстве определений:

«...- качество есть существенная определенность объекта, которая характеризует его в целом (признак целостности);

26

 

- качество как интегративное свойство обладает сложной иерархической
структурой. Возможна декомпозиция качества на составляющие его
элементы (качества более низкого порядка, свойства). Для управления
качеством это означает, что изменение одних свойств прямо или
опосредованно приводит к изменению других. С точки зрения измерения

(оценки) качества этот признак означает, что по некоторым легко измеряемым свойствам можно давать оценку качествам более высокого порядка, непосредственное измерение которых не представляется возможным (признак иерархичности);

- качество изменчиво, оно может улучшаться или ухудшаться под влиянием
внешних условий или в результате деятельности. Другим фактором,

обусловливающим неустойчивость качества, является изменчивость потребностей (признак изменчивости);

-   качество определяется возможностью удовлетворять определенным
потребностям. В процессе удовлетворения потребностей потенциальное

(внутреннее) качество переходит в актуальное (внешнее) качество (признак внешне-внутренней обусловленности качества);

- изменение качества может происходить стихийно или целенаправленно.

Во втором случае мы имеем дело с сознательным изменением внешних условий или специально организуемой деятельностью по изменению

(улучшению) качества (признак управляемости);

-   степень удовлетворения потребностей определяется интенсивностью
выраженности качества, которая проявляется в качественно-количественной
обусловленности объекта. Диалектическое единство качества и количества
обнаруживается в категории меры как степени выраженности качества,

определяет возможность его количественной оценки (признак измеряемости качества);

- качество структурно, оно есть система (совокупность) свойств или качеств
частей объекта или процесса (признак структурности);

27

 

- качество динамично (признак динамичности);

-  качество есть существенная определенность объекта или процесса,

внутренний момент, выражается в закономерной связи составляющих частей, элементов (признак определенности);

- качество - основа существования объекта или процесса. В этом признаке
оно раскрывается через категории свойства, структуры, системы, границы,

целостности, изменчивости, количества (признак внешне-внутренней обусловленности)» [374].

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/319784.html   

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.