Быстрый переход к готовым работам
|
Понятие кадрового потенциала на муниципальном уровне и характеристика его современного состоянияВажным условием устойчивого развития муниципального образования является наличие кадрового состава, обладающего, профессиональными знаниями и умениями, определенным уровнем организационной культуры и способностями к инновационному мышлению. В научный оборот все активнее включаются категории типа «человече- « 1 v " 46 скии фактор», «трудовой потенциал», «кадровый потенциал» и др. Дефиниция «кадровый потенциал» приобретает все более широкое «профессиональный» и «кадровый потенциал». Среди небольшого числа имеющихся определений можно выделить в качестве значимой следующую формулировку, данную А.Ф. Ноздрачевым: под кадровым потенциалом на госслужбе имеется в виду совокупная способность кадров госслужащих к эффективному исполнению должностных обязанностей, достигаемая посредством профессионального образования, практических навыков, опыта и других служебных ресурсов 7. В определении Н.П. Хваткова, кадры -профессионально подготовительная и относительно устойчивая часть занятого населения области, совокупная деятельность которой направлена на решение задач по обеспечению жизнедеятельности и развития экономики и социальной сферы области. Кадровый потенциал - характеристика кадровых 46 Например, человеческий фактор - это совокупный субъект общественной жизни, т.е. 47 Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. М.,1999. С. 145. 103
ресурсов области, отражающая их способность решать задачи по функционированию и развитию экономической и социальной сферы жизни 48 региона . Широкая трактовка смыслового содержания понятия «потенциал» состоит в его рассмотрении как «источника возможностей, средств, запаса, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи или достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» . Слова «потенциал», «потенция» происходят из латинского языка (potentia) и в переводе на русский означают «сила», «возможность», «мощность». Греческий философ Аристотель (38ч— 322 до н. э.) рассматривал акт и потенцию как основу онтологического развития. Бытие делилось на «потенциальное» и «актуальное», а становление рассматривалось как переход от первого ко второму50. Понятия «потенциал» и «ресурсы» не следует противопоставлять. Потенциал (экономический, военный, трудовой, научный, финансовый, духовный, кадровый) представляет собой «обобщенную, собирательную характеристику ресурсов, привязанную к месту и времени»51. Содержание кадрового потенциала и основные его черты, на наш взгляд, можно сформулировать, исходя из следующего определения кадров. Кадры -это квалифицированные, специально подготовленные для той или иной деятельности работники, когда целесообразное их использование предполагает максимальную отдачу того, что способен дать специалист по своему образованию, личным качествам приобретенному опыту работы52. ! Организационно-экономическое и кадровое обеспечение стратегического управления развитием территории (региональный и муниципальный аспект). Н.Новгород, 2005. С. 104-105. 49 Современный энциклопедический словарь. М., 1981.С. 105. 50 Аристотель. Собрание сочинений. Т.1. Метафизика. Книга 8. М., 1975. 51 Абалкин Л.И. Диалектика социалистической экономики. М., 1987. С.214. 52 Андреев СВ. Кадровый потенциал и проблемы занятости в условиях 104
К основным качественным характеристикам кадрового потенциала относятся: численность, структура, знания, профессиональный состав, квалификация, навыки, накопленный производственный опыт; личные качества: здоровье, образование, профессионализм, способность к творчеству, нравственность, разностороннее развитие, активность. На наш взгляд, «кадровый потенциал муниципального образования» применительно к современным условиям заключается в следующем - это способности и возможности муниципальных служащих реализовывать свои знания и умения на практике с целью продуктивного использования различных ресурсов территории и проведения муниципальной политики, наиболее отвечающей сложившимся условиям и целям социального развития. На наш взгляд, смысловым ядром методики изучения кадрового потенциала муниципальных служащих должно стать рассмотрение специфических условий вхождения индивида в этот институт с учетом приобретений и потерь личности по отношению к «среднестатистическим» согражданам. Теоретической основой разработки методологии и методики изучения реалий муниципальной службы послужило рассмотрение таковой как динамичного исторически определенного социального феномена, диктующего закономерности и конкретику самого подхода к разработке управленческих основ формирования его кадрового состава. К настоящему времени создана правовая основа, определяющая права и функциональные обязанности (в общем виде) муниципальных служащих, и требования, предъявляемые к ним. Проблема заключается в том, насколько в реальности действующие кадры соответствуют установленным требованиям, и насколько успешно они выполняют свои функциональные обязанности. Согласно статье 2 ФЗ - № 25 от 2.03.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на 105
должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Основными принципами муниципальной службы являются53:
7) единство основных требований к муниципальной службе, а также учет 8) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих; 9) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или 10) внепартийность муниципальной службы.
Вся работа доступна по ссылке |
|