У нас уже 22591 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Педагогические условия формирования социально-значимых качеств для профессиональной деятельности у студентов технического вуза

Прежде чем рассматривать педагогические условия формирования социально-значимых качеств для профессиональной деятельности у студентов технических вузов в процессе обучения иностранному языку, целесообразно обратиться к понятию «педагогическое условие».

С позиции философии понятие «условие» отражает отношение предмета (явления) к окружающим явлениям, процессам. Предмет выступает как нечто обусловленное, а условия - как «внешнее относительно предмета многообразие объективной действительности. Если причина непосредственно порождает то или иное явление или процесс, то условие составляет ту среду, в которой последние возникают, существуют и развиваются. Среда может быть описана в терминах конкретной сферы жизнедеятельности, её возможно целенаправленно конструировать» [153].

Педагогические условия Ю.К. Бабанский рассматривает как «обстановку, при которой компоненты учебного процесса представлены в наилучшем взаимодействии и которая даёт учителю возможность плодотворно работать, руководить учебным процессом, а учащимся успешно трудиться» [23, 24]. П.И. Пидкасистый и другие учёные считают, что педагогические условия выступают «в качестве совокупности взаимосвязанных факторов» [121].

Соответствуя современному состоянию педагогического процесса и развиваясь в зависимости от стоящих перед вузом целей и задач, по мнению В.И. Андреева, педагогические условия представляют собой «результат целенаправленного отбора, конструирования, моделирования и применения элементов содержания, методов, приёмов и форм обучения для достижения тех или иных психолого­педагогических целей» [17].

Таким образом, в научных исследованиях выделяют и обосновывают комплекс педагогических условий, поскольку учёт условий обеспечивает постановку цели и определение содержания дисциплины, требований к уровню освоения программы.

Опираясь на исследования В.И. Андреева, С.С. Кашлева, мы будем рассматривать комплекс условий, поскольку отдельное условие не обеспечит достижения поставленной цели. Соглашаясь с мнением учёных (В.И. Андреев и С.С. Кашлев), под комплексом педагогических условий будем понимать совокупность сторон педагогического процесса, систему средств, взаимодействий для развития [17, 77].

Формирование социально-значимых качеств для профессиональной деятельности у студентов технического вуза в процессе обучения иностранному языку будет эффективным при соблюдении комплекса педагогических условий: 1) организации субъекг-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса на основе использования интерактивных методов; 2) использования возможностей информационного образовательного портала вуза для формирования социально-значимых качеств для профессиональной деятельности у студентов; 3) академического консультирования, ориентированного на индивидуальный маршрут формирования социально­значимых качеств для профессиональной деятельности.

Раскроем сущность первого педагогического условия и обозначим его роль в процессе формирования социально-значимых качеств для профессиональной деятельности у студентов технического вуза в образовательном процессе.

В последнее время в педагогических, психологических исследованиях большое внимание уделяется изучению вопроса понимания «субъекта», «субъектности», «субъект-субъектного взаимодействия» в педагогическом процессе. Данный интерес вызван, прежде всего, изменившимися требованиями к профессиональной подготовке специалистов, способных, с одной стороны, глубоко разбираться в объектах промышленного производства, научно обосновывать и управлять стадиями жизненного цикла продукции, продвигать товары на рынке, в том числе и на международном; с другой стороны, обладающих самостоятельностью, инициативностью, способных самостоятельно решать нестандартные задачи, ответственных, готовых к выполнению работы на высоком качественном уровне.

В настоящее время существуют различные точки зрения учёных относительно определения понятия «субъект». А.В. Брушлинский считает, что «человек как субъект - это высшая системная целостность всех его сложнейших и противоречивых качеств, в первую очередь психических процессов, состояний и свойств, его сознательного и бессознательного» [47].

Рассматривая человека как субъекта деятельности, Б,Г. Ананьев подчеркивает, что «... субъект деятельности — личность, причём субъект - всегда личность, а личность - субъект, но субъект не только личность, а личность не только субъект, поскольку существует ещё принадлежность этих характеристик к более общим структурам, таким как социум». Формирование личности, по мнению Б.Г. Ананьева, происходит путём интериоризации - присвоения продуктов общественного опыта и культуры в процессе обучения и воспитания, вместе с тем происходит освоение определённых позиций, ролей и функций, совокупность которых характеризует её социальную структуру [13; 14, с. 127].

Разделяя позицию данного учёного, Н.М. Борытко характеризует субъекта такими качествами, как:    активность, самостоятельность, способность в

осуществлении специфически человеческих фор. Стать субъектом деятельности, считает он, - значит освоить её, быть способным к её осуществлению и творческому преобразованию [42].

Проанализировав мнения разных учёных (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, и др.), А.А. Деркач, Э.В. Сайко пришли к выводу, что человек изначально выступает в мире как субъект, обладающий определёнными свойствами, возможностями и способностью к особой активности, способностью творить, преобразовывать, целесообразно действовать, развивать свои субъектные свойства, свою субъектность в процессе онтогенеза и филогенеза, в культурно-историческом развитии, расширяя свои возможности в качестве субъекта [62, с. 20 7]. Данные исследователи понимают человека как субъект в качестве носителя особого типа активности - деятельности, которая обладает особыми, присущими ей свойствами и в которой осуществляется и развивается человек за счёт реализации и развития субъектных способностей, обеспечивающих его саморазвитие и самореализацию.

Н.К. Сергеев обобщил различные определения и характеристики человека как субъекта деятельности. В рамках исследования мы обращаемся к некоторым из них: способности не только присваивать мир предметов и идей, но и производить их, преобразовывать, созидать новые; осознанию и принятию задач, установок деятельности на всех этапах её осуществления, способности и стремлению личности в необходимых случаях самостоятельно их определять; владению умениями, ориентировочными основами деятельностей, реализуемых в соответствии с принятыми или самостоятельно выработанными установками и задачами; осознанию собственной значимости для других людей, ответственности за результаты деятельности, причастности к ответственности за явления природной и социальной действительности; способности к рефлексии, потребности в ней как в условии осознанного регулирования своего поведения, деятельности в соответствии с желаниями и принятыми целями, с одной стороны, ограничениями, «осознанием пределов собственной несвободы» - с другой; активной позиции человека во всех вышеуказанных проявлениях; стремлению и способности инициативно, критически и инновационно рефлексировать и прогнозировать результаты деятельности и отношений; направленности на реализацию самовоспитания, самообразования, самооценки, самоанализа,

 

саморазвития, самоопределения, самоидентификации, самодетерминации; способности самостоятельно вносить коррективы в свою деятельность, обстоятельства, ей сопутствующие, с учетом поставленной цели; внутренней независимости от «внешнего мира», в смысле устойчивости взглядов, убеждений, смыслов, мотивов, а также их коррекции, изменениям; обладанию важнейшими индивидуальными процессуальными характеристиками (разносторонностью умений, самостоятельностью, творческим потенциалом и др.), уникальностью, неповторимостью. Все вышеуказанные качества личности как субъекта являются основой для плодотворных межсубъектных отношений, стимулируют стремление к взаимодействию, сотрудничеству, общению [42].

Как субъект деятельности человек, таким образом, характеризуется следующими         качествами:                   ответственностью,        самостоятельностью,

инициативностью, ценностными отношениями, организаторскими способностями, активностью, креативностью.

Разделяя точку зрения А.А. Деркач, Э.В. Сайко, считаем, что субъект - это «... личность, обладающая субъектными свойствами и развивающая их в онтогенезе, филогенезе и культурно-историческом развитии, причем субъект характеризуется совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности, а личность - совокупностью общественных отношений» [62, с. 209]..

Важнейшей характеристикой субъекта, по мнению А.В. Брушлинского,

А.А. Деркач,                   С.Л. Рубинштейна, Э.В. Сайко       В.И. Слободчикова,

И.С. Якиманской и других учёных, является субъектность. Авторы исследований понимают субъектность как многообразие психологических особенностей и механизмов, обобщённо представленных в таких реальностях, как разум, чувства, побуждения, воля, способности, характер человека. В работах исследователей отмечается, что        субъектность проявляется в способности                человека вести себя

независимо от            непосредственно воздействующих на   него обстоятельств,

руководствоваться сознательно поставленными целями, познавать и изменять мир и самого себя, влиять на процесс собственной жизнедеятельности. Изучив различные представления ученых о понимании субъекта, субъектности, мы можем заключить, что субъектность является свойством личности и состоит в осознанном и деятельном отношении к миру и к себе, в способности преобразовывать окружающую действительность, свой внутренний мир и мир других людей [47].

Понимание субъекта, субъектности в психологических и педагогических исследованиях помогает разобраться в особенностях субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента (студентов) в процессе обучения иностранному языку.

Процесс обучения в вузе представляет собой учебно-педагогическое взаимодействие студента и преподавателя, студентов между собой. Для осуществления эффективного профессионально ориентированного взаимодействия и педагог и студент выступают субъектами своей деятельности, поскольку последняя заключает в себе огромные потенциальные возможности преобразования действительности и является связующим звеном между субъектом и этой действительностью. Выступая в качестве субъектов, преподаватель и студент обладают субъектностью, которая обеспечивает им возможность и способность к преобразовательной деятельности (как субъекта), обуславливающим необходимость их развития в данной преобразовательной деятельности в силу активного отношения к действительности и к своей роли в ней, где главным, несомненно, становится социум как условие бытия субъекта. Именно социум выступает, с одной стороны, в качестве основного измерения человеческой значимости субъекта, с другой стороны, как условие проявления его личностных качеств, творческого потенциала, возможностей в воспроизводстве данного социума и себя в нём как действенного субъекта, причём не только реализующего установленные в обществе нормы, интегрирующие всеобщий субъектный потенциал, но и заявляющего новые [47].

По мнению З.П. Барабановой, Е.Н. Корнеевой и др., в процессе обучения проявляются личностные качества субъектов (активность, самостоятельность, ответственность, инициативность, осознанность и др.), влияющие на его ход, результат и успешность [29; 84, с. 58-60].

Таким образом, субъект-субъектное взаимодействие педагога и студента (группы студентов) представляет собой особый тип отношений между субъектами обучения и воспитания, характеризующийся взаимным восприятием друг другом личностных качеств.

Организация субъект-субъектного взаимодействия педагога и студента (студентов), направленного на формирование социально-значимых качеств для профессиональной деятельности, происходит с использованием интерактивных методов обучения. Преподаватели применяют следующие педагогические методы: метод проектов, игровое проектирование, «проблемная» лекция, презентации на основе современных мультимедийных средств, интерактивные форумы, метод «конкретной ситуации», метод «общественности» (встреча с представителями предприятий и компаний).

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/313500.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.