У нас уже 22591 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Основания деления судебных экспертиз на классы, роды и виды

Научные классификации, как правило, являются теоретической основой различных отраслей практической деятельности. Таким образом, их фундаментальная роль неразрывно связана с решением прикладных, утилитарных задач. Связь эта не должна недооцениваться ни теоретиками, чьи умозрительные обобщения, сделанные произвольно и без учёта нужд практической деятельности, оказываются невостребованными, ни практиками, которые, отрицая необходимость фундаментальных обобщений, лишают себя возможности профессионального роста за счёт обогащения новыми знаниями.

Разделение судебных экспертиз на классы, роды и виды также имеет как теоретическое, так и тесно связанное с ним практическое значение для самой судебно-экспертной деятельности, а также для юрисдикционной деятельности государственных органов и должностных лиц. Как уже было отмечено в § 1.1, в общей теории судебной экспертизы утвердилась предложенная А. Р. Шляховым система уровней классификации судебных экспертиз1. Она включает в себя:

Шляхов А. Р.:  1) Классификация судебных экспертиз и типизация их задач.  130 с; 2) Труды по судебной экспертизе. 567 с.

 

87

  1. Классы.
  2. Роды.
  3. Виды.
  4. Разновидности (подвиды).

А. М. Зинин и Н. П. Майлис указывают, что разграничение экспертиз на классы, роды, виды и подвиды имеет следующее значение для судебно-экспертной деятельности1:

  • помогает определить роды и виды экспертиз, производство которых должно быть организовано в судебно-экспертных учреждениях, прогнозировать создание новых;
  • облегчает разработку краткосрочных и перспективных планов научно-исследовательских работ для развития теории и методики экспертного исследования;
  • предопределяет подготовку и переподготовку экспертных кадров, их компетенцию и специализацию;
  • помогает лицу, назначающему судебную экспертизу, в правильном выборе соответствующего рода (вида) экспертизы.

Аналогичная позиция по отношению к значению классификации судебных экспертиз ранее высказывалась А. Р. Шляховым2, и в настоящее время также поддерживается Т. В. Аверьяновой3.

Таким образом, рассматриваемая классификация судебных экспертиз имеет теоретическое, прикладное, а также процессуальное значение:

А. Теоретическое значение заключается во влиянии этой классификации на определение дальнейших путей развития общей и частных теорий судебной экспертизы, на принципы постановки и разрешения соответствующих научных проблем.

Б.  Прикладное значение состоит в использовании классификации:

1 Зинин А. М, Майлис Н. П. Судебная экспертиза. С. 54 - 55.

Шляхов А. Р. Труды по судебной экспертизе. С. 194. 3 Аверьянова Т. В. Судебная экспертиза. Курс общей теории. С. 302.

 

88

a.   при организации судебно-экспертных учреждений (подразделений)
(см. § 2.1);

b.   при   организации  подготовки   экспертных  кадров  и   составлении
соответствующих образовательных программ (см. § 2.3).

В. Процессуальное значение заключается в том, что данная классификация используется:

a.  в    целях    выбора    необходимого    рода    или    вида    экспертного
исследования при назначении судебных экспертиз (см. §2.1);

b.  при осуществлении оценки экспертных заключений (см. §2.2).

При этом различные таксономические уровни приведённой выше классификации имеют неодинаковое значение для указанных сфер судебно-экспертной и процессуальной деятельности. Остановимся на этом вопросе подробнее, предварительно отметив, что в качестве основания классификации судебных экспертиз А. Р. Шляхов взял комплексный критерий, включающий предмет, объект и метод экспертного исследования. При этом критерий «предмет-объект-метод» использовался А. Р. Шляховым для выделения родов судебных экспертиз. В качестве основания для выделения классов им указывалась общность знаний, служащих источником формирования теоретических и методических основ судебных экспертиз1. Впоследствии Р.С.Белкин акцентировал на этом внимание, говоря о том, что к трём названным признакам (предмет, объект, метод) необходимо добавить четвёртый - характер специальных знаний2.

Следует признать, что таксоны, составляющие родовой и видовой уровни рассматриваемой в данном параграфе классификации, являются её наиболее «стабильными» элементами, поскольку непосредственно связаны с правоприменительной и судебно-экспертной практикой, многолетней работой экспертных учреждений (подразделений), аттестацией экспертов. То есть именно роды и виды судебных экспертиз имеют прикладное и процессуальное значение.

1 Шляхов А. Р. Труды по судебной экспертизе. С. 205.

2 Белкин Р. С. Курс криминалистики. Т. 2: Частные криминалистические теории. С. 324.

 

89

В то же время выделение тех или иных классов экспертиз, имеющих теоретическое значение, чаще подвергается критике, и встретить среди учёных единодушное мнение по проблемам самого высокого таксономического уровня классификации бывает затруднительно. С. С. Самищенко пишет по этому поводу следующее: «У практиков и учёных нет единого мнения по чёткому формированию классов и родов экспертиз. Как правило, они сравнительно легко допускают включение в один класс и род экспертиз, которые находятся за пределами их базовых знаний или научных интересов. Но очень придирчиво следят за тем, чтобы их "родной" род или вид экспертиз не принизили в статусе или не поместили бы в одну классификационную группу с "чужими" экспертизами. Классификационную сумятицу вносят и так называемые базовые материнские знания, необходимые для выполнения того или иного вида экспертиз, они могут быть одинаковыми для экспертиз разного вида и, наоборот, значительно отличаться при работе с одним и тем же объектом экспертизы»1. Е. Р. Российская, считая основной единицей классификации род экспертиз, по поводу классов пишет, что «объединение в них родов почти всегда далеко не бесспорно и вызывает неутихающие дискуссии. Классы экспертиз - это наиболее динамичная, изменяющаяся категория, в наибольшей степени зависящая от интеграции и дифференциации научного знания» . Н. П. Майлис, отмечая непрерывный характер процесса совершенствования института судебных экспертиз, пишет: «Создание новых видов экспертиз, обусловленных веянием времени и требованиями следственной и судебной практики, отнесение их к какому-либо   классу,   также   будет  вызывать   споры   среди   учёных.   Поэтому

Самищенко С. С. Исследование папиллярных узоров человека в аспекте формирования новых родов и видов экспертиз // Российское право в Интернете : [электронный журнал]. 2008. № 3. URL: http://www.rpi.msal.ru/prints/20080samishenko.html (дата обращения: 22.01.2012).

Российская Е. Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. С. 146.

 

90

выработка однозначного подхода позволила бы избежать ненужных дискуссий и ... относить новые роды и виды к соответствующему разряду»1.

Высказываются и «крайние» точки зрения. В монографии, посвященной судебной лингвистической экспертизе, К. И. Бринев пишет, что «классификации судебных экспертиз не имеют практически никакого значения, особенно это касается классификации экспертиз по роду и виду»2. «Классификация как таковая, - пишет автор, - не представляет собой цели научного изучения, функция классификации, скорей, мнемоническая, и все классификации являются сокращением того фактического материала, который теоретически утверждается относительно членов классификации, поэтому наличие корректных классификаций связано с качеством разработки теории, но не наоборот»3.

Итак, объединение экспертиз в классы требует оценки общности специальных знаний, то есть соотнесения судебных экспертиз с теми или иными науками или областями знаний. И если несколько десятилетий назад это удалось А. Р. Шляхову, то в настоящее время проведению подобного рода теоретических обобщений препятствует тот факт, что процессы дифференциации и интеграции знаний затронули все частные теории родов и видов судебных экспертиз. Это, в свою очередь, приводит к тому, что становится непонятно, почему экспертизы, при производстве которых используются знания, инкорпорированные из различных научных областей, относятся только к одному классу.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/26775.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.