У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Психолого-педагогические аспекты полового воспитания

Маскулинные качества у мальчиков, а фемининные - у девочек не возникают сами собой и не приобретаются с возрастом. Они воспитываются

целенаправленно, и воспитание это необходимо начинать уже с дошкольного возраста, поскольку, по мнению И.С.Кона, «первая категория, в которой ребенок начинает осознавать себя, - это половая принадлежность» (84). А.СМакаренко и В.А.Сухомлинский рассматривают половое воспитание как

основу становления настоящих мужчин и женщин, формирования у детей гражданского ядра личности определенного пола и считают, что начинать его надо с дошкольного возраста (84,110)-

ТА.Репина, разрабатывая проблемы личностного развития ребенка, вводит термин «полоролевое воспитание», отождествляя его с «половым воспитанием» и отделяет его от сексуального. В центре сексуального воспитания, по ее мнению, находятся половое просвещение и половая гигиена. Полоролевое воспитание основывается на закономерностях развития пола социального, является неотделимой частью нравственного воспитания и решает задачи формирования в подрастающем поколении качеств мужественности и женственности, подготовки его к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей (152). Сходная позиция Д.Колесова в этом вопросе сводится к пониманию полового воспитания как процесса и результата овладения нравственной культурой в сфере взаимоотношения полов (72).

Половое воспитание, как утверждает Т.А.Репина, предполагает формирование с дошкольного возраста, прежде всего, начал мужественности у мальчиков и начал женственности у девочек, а также умений представителей разного пола взаимодействовать друг с другом в совместной деятельности, Являясь частью нравственного воспитания, половое предполагает воспитание нравственных качеств детей, специфичных для того или иного пола. При этом необходимо учитывать, что эти качества в структуре личности представителей мужского и женского пола имеют разный удельный вес и разную значимость (151).   При   осуществлении   индивидуального   подхода   к      формированию

38

 

личности должна быть учтена специфика психического пола, поскольку в реальной жизни ребенок развивается не только как человек, но и как представитель определенного пола, а половая принадлежность — одна из фундаментальных характеристик личности.

Многие представители смежных наук (педагоги, психологи, врачи) справедливо подчеркивают, что мужчину в мальчике и женщину в девочке нужно воспитывать с раннего детства, иначе в формировании их личности почти неизбежны отклонения, что создает для них серьезные осложнения в жизни (Д.Н.Исаев, В.Е.Каган, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.) (60, 110,173).

Дошкольный период детства — это возраст наиболее восприимчивый (сензитявный) для формирования психического пола. Вместе с тем этот возраст, как считали 3 -Фрейд, М,Я.Басов и их последователи, самый спокойный, нейтральный в сексуальном отношении, когда «половой фактор в нормальных условиях почти совсем молчит» (22, 184).

По мнению ИЛТаран, концептуальной основой проблемы воспитания детей разного пола в отечественной психологии служат работы Л.С.Выготского, Я.Л.Коломинского, Б.ПАнаньева. В своем психофизиологическом учении о человеке Б.Г- Ананьев обосновал необходимость изучения половых характеристик человека как первичных (индивидуальных) свойств личности, показал их связь с особенностями социального поведения человека. Автор теории считает, что половая дифференциация не ограничивается только половыми органами и функциями, а охватывает всю иерархию «вторичных», «третичных» и еще более отдаленных от половых признаков функций (11).

Большой вклад в развитие современной отечественной психологии и педагогики полового воспитания внесли исследования Т,МЛфанасьевой, И.В.Дубровиной, Д-В,Колесова, В.С.Мухиной, А.Г.Хрипковой, КВЛлисенко, Т.ИЮферовой ИС.Кона, ВЛКагана, ТАРепнной, О.ВЛрозументик и др. И.С.Кон утверждает, что даже вполне нормальное биологическое развитие само по себе, без создания соответствующих условий не делает человека мужчиной

39

 

или женщиной в социальном плане- Поздним отрицательным результатом игнорирования этой стороны воспитания является неумение выполнять соответствующие полу социальные роли (80).

В работах, выполненных под руководством Т.А.Репиной ее учениками (ЛА.Арутюновой, ЕЛ.Кудрявцевой, Л.В.Градусовой и др.), показана актуальность разработки дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола, предполагающего воспитание мужественности у мальчиков и женственности у девочек и формирование навыков сотрудничества и взаимодействия между детьми разного пола (84).

Конец 80-х и 90-е гг. можно охарактеризовать как период поиска нового содержания и постановки новых задач воспитания девочек/мальчиков в социальном контексте. По мнению Е.А.Конышевой изменение традиционной системы половых ролей и соответствующих ей культурных стереотипов, переход от жестких стандартов маскулинности/фемининности к гибким партнерским взаимоотношениям, разнообразному полоролевому репертуару, переориентация с внешней регуляции полоролевого поведения на внутреннюю потребовало поиска новых подходов к воспитанию дошкольников, учитывающих половозрастные, индивидуальные особенности детей и влияние макро- и микросреды, (93)

Однако в отечественном воспитании и образовании чаще встречается недифференцированное отношение к мальчикам и девочкам, отсутствие гендерно-ориентированпых обучающих практик. Целый ряд исследований (О.АЛ>орисова, НД.Ледовских, Л.Б.Розова, МБ.Радзивилова) указывают на «бесполость» ориентации в воспитании и обучении детей (105, 145, 155), Л.Б,Розова обращает внимание на то, что предпринимаемые попытки полового воспитания в детских садах недостаточно эффективны, так как» несмотря на накопленный пенный опыт, упрощается или не учитывается современный социальный контекст, дошкольникам не даются представления о вариативности полоролевого поведения, не формируются навыки овладения мужскими и женскими ролями,  способами полоролевой  саморегуляции.  I I.K.Дедовских

40

 

считает, что отсутствие дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек может привести не только к несформированности начал маскулинности и феминности, но и часто ведет к антагонизму полов или недостаточно уважительному отношению к представителям противоположного пола (155),

Анализируя существующие на данный момент образовательные программы, Л.Б.Розова делает вывод, что имеется лишь небольшое количество программ («Я-человек» САіСозловой, «Основы безопасности детей дошкольного возраста» ШіАвдеевой, «Здоровый дошкольник» Ю.Ф.Змановского), где делается акцент на дифференцированный подход в воспитании и обучении детей. Автор выделяет следующие факторы, препятствующие решению задач полового воспитания: размывание границ мужественности и женственности в традиционном понимании; феминизация педагогической среды; рост количества неполных семей, приводящий к отсутствию идеальных образцов поведения, особенно мужских; отсутствие единства между физиологическим и нравственным аспектами полового воспитания (155), Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что актуальными проблемами полоролевого воспитания становится не только дополнение целевого компонента педагогического процесса, но и поиск средств, методов, форм организации, способных решать поставленные задачи с учетом новых социальных условий.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/304434.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.