Быстрый переход к готовым работам
|
Понятие правовых стимулов и правовых ограничений инвестиционной деятельности в сфере предпринимательства, их роль в механизме правового регулированияДля уяснения сущности правовых стимулов и правовых ограничений инвестиционной деятельности в сфере предпринимательства необходимо рассмотреть их понятия, выяснить роль в механизме правового регулирования (далее - МПР). В юридической литературе под правовым регулированием инвестиционных отношений предлагают понимать совокупность взаимосвязанных средств и методов, оказывающих правовое воздействие на поведение субъектов инвестиционной деятельности, а систему, включающую средства и методы правового регулирования, юридические процедуры, в рамках которых осуществляются регулятивные воздействия, субъекты и объекты этих воздействий в качестве МПР инвестиционных отношений[1]. Идею МПР выдвинул С.С. Алексеев, он же сформулировал положение о 76 связи всех правовых средств в единый механизм . Механизм правового регулирования - это система юридических средств, которые организованы последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права[2]. Таким образом, механизм правового регулирования представляет собой систему правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения[3]. В научной литературе правовое регулирование рассматривается как целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с *70 помощью правовых (юридических) средств . Определяя правовое регулирование через правовое воздействие, нужно учитывать, что последнее - более широкое понятие, которое характеризует право в действии, все направления и формы влияния права на общественную жизнь[4]. Правовое регулирование рассматривают как одну из форм (каналов) правового воздействия[5]. В рамках нашего исследования важное значение имеет
информационно-психологическая форма воздействия права на инвестиционные отношения. В.Н. Кудрявцев, исследуя проблему правового воздействия, изначально выделил три его канала: информационное, ценностное и O') принудительное . Затем четвертую форму правового воздействия автор Q-5 определил как стимулирование . С.С. Алексеев, который придерживается примерно такой же позиции, между тем отмечает, что стимулирование и принуждение характеризуют в целом правовое регулирование как форму - 84 правового воздействия . Под правовым регулированием инвестиционной деятельности мы понимаем осуществляемое всей системой правовых средств воздействие на инвестиционные отношения с целью их упорядочения. Информационно-психологическое же воздействие права на инвестиционную деятельность осуществляется через правовые стимулы и правовые ограничения, которые выражаются в правовых средствах. В правовой сфере общественной жизни действует система средств, которую образуют экономические, политические, идеологические, культурные средства, среди которых собственно юридические средства составляют особый блок. Понятие «средство» в юриспруденции употребляется в самых разных значениях: его используют и в отношении к праву в целом , и в отношении к режимам правового регулирования, элементам его механизма[6], определяют как «орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-нибудь 87 деятельности», «способ действия для достижения чего-нибудь, прием» . Правовые средства активно исследуются в современной юридической литературе[7]. Одни поступки правовые средства стимулируют, другие ограничивают, оказывая при этом положительное либо отрицательное мотивационное воздействие на процесс удовлетворения тех или иных интересов личности, коллектива, государства, общества . В литературе справедливо замечено, что «каждое правовое средство может быть либо позитивным (правостимулирующим с соответствующими дополнительными ограничивающими моментами), либо негативным (правоограничивающим с соответствующими дополнительными стимулирующими моментами), выполняющим функцию сдерживания удовлетворения противозаконных интересов, охраны и защиты общественных отношений. В зависимости от того, какому интересу (собственному или чужому) служит конкретное средство, оно может подразделяться на правостимулирующее либо правоограничивающее»[8]. Для развития активности субъектов правоотношений необходимы правовые средства-стимулы, создающие «привлекательную ситуацию, при которой, если совершить нечто определенное, то будет хорошо, и при этом лучше, чем не делать этого»[9]. Стимулирующие правовые средства призваны побуждать личность к законопослушному поведению, а ограничивающие правовые средства призваны сдерживать личность от противозаконного поведения. Л.И. Петражицкий отмечал, что мотивационное воздействие права состоит не только в вызове положительной правовой мотивации (положительных импульсов в пользу того или иного поведения), но и в предупреждении или устранении появления различных мотивов в пользу известного поведения, в устранении «искушений» и т.д. (отрицательная правовая мотивация)[10]. Правовые средства есть характеристика «силы» права, его воздействия на общественные отношения отмечает JI.B. Белова и подразделяет их в зависимости от целей правового воздействия на стимулирующие и ограничительные[11]. Правовое регулирование инвестиционной деятельности на информационнопсихологическом уровне осуществляется через систему правовых стимулов и ограничений инвестиционной деятельности. Правовые стимулы и ограничения инвестиционной деятельности мы рассматриваем как виды правовых средств исходя из их деления по информационно-психологической направленности на стимулирующие и ограничивающие средства. В свою очередь правовыми средствами воздействия на инвестиционную деятельность с информационнопсихологического аспекта выступают конкретные меры информационнопсихологического воздействия, содержащиеся в самих нормах права, договорах или правоприменительных актах. Это - субъективные права, льготы, гарантии, обязанности, меры наказания и т.п., которые трансформируются в правовые стимулы и правовые ограничения. На информационно-психологическом уровне правового регулирования инвестиционной деятельности все правовые средства воздействия на инвестиционную деятельность сводятся к двум видам: стимулирующим или ограничивающим.
[1] Вдовин И.А. Механизм правового регулирования инвестиционной деятельности (исторический и теоретико-правовой анализ): дис. ... д-ра юрид. наук. - СПб., 2002. - 388 с. - С. 85 - 86. [2]Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2004. - 512 с. - С. 472. [3] Алексеев С.С. Теория права. - М.: Бек, 1995. - 320 с. - С. 150. [4] Алексеев С.С. Теория права. - Харьков.: БЕК, 1994. - 224 с. - С. 145; Сильченко Н.В. Проблемы предмета правового регулирования. // Государство и право. - 2004. - № 12. - С. 62. - С. 61-64. [5] См.: Алексеев С.С. Проблемы теории государства и права. М.: Юрид. лит., 1987. - 448 с. - С. 226-227; Алексеев С.С. Теория права. - М.: Бек, 1995. - 320 с. - С. 146; Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве / Под ред. Н.И. Матузова. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1994. - 184 с. - С. 10 и др.; Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. - М: Гардарика. 1996. - 302 с. - С. 202-203; Кудрявцев В.Н. Право и поведение. - М.: Юридическая литература, 1978. - 191 с. - С. 72; Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. - М.: Наука, 1982. - 287 с. - С. 26 и др. [6] См., например: Алексеев С.С. Правовые средства: постановка проблемы, понятие, классификация // Советское государство и право. - 1987. - № 6. - С. 12-19; он же Теория права. - М.: Бек, 1995. - 320 с. - С. 217-223; Гойман В.И. Действие права (методологический анализ). - М.: Академия МВД РФ, 1992. - 180 с. - С. 120; Малько А.В. Правовые средства: вопросы теории и практики // Журнал российского права. - 1998. - № 8. - С. 66-77; Проблемы теории государства и права / Под ред. МЛІ. Марченко. - М.: Проспект, 1999. Гл. 14. - 504 с. См., например: Сапун В.А. Инструментальная теория права в юридической науке // Современное государство и право: Вопросы теории и истории: Сб. научн. трудов. - Владивосток, 1992. - С. 22; Белых B.C. Сущность права: в поисках новых теорий, или «консерватизм» старого мышления? // Российский юридический журнал. - 1993. - № 2. - С. 5158. - С. 51; Малько А.В. Правовые средства: вопросы теории и практики // Журнал российского права. - 1998. - № 8. - С. 66-77. - С. 67; Малько А.В., Шундиков К.В. Цели и средства в праве и правовой политике. - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2003. - 296 с. - С. 64-65 и др. [8]Койчуев А.А. Гражданско-правовые средства регулирования оборота ценных бумаг: дис. ... канд. юрид. наук. - Ставрополь, 2005. - 197 с. - С. 78. [9]Зеленовский Я. И. Организация трудовых коллективов. -М.: Прогресс, 1971. - 311 с. - С. 182. [10]Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. - СПб.: Тип. СПб. АО Слово, 1907. Т.2. - 656 с. - С. 644. [11] Белова JI.B. Правовые средства и формы защиты экономических интересов: дис. ... канд. юрид. наук. - Самара, 2006. - 217 с. - С. 98.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/42242.html |
|