Быстрый переход к готовым работам
|
Понятие, структура, принципы и этапы конструирования концептуальной модели правового обеспечения социального предпринимательства: методологический аспект
условиях формирования социально ориентированной рыночной экономической системы государственная правовая модель социальной политики нуждается в реформировании в связи с тем, что сегодня она не способна ликвидировать дисбаланс между обязательствами государства[1] и имущественными потребностями граждан в социальной сфере (социально-имущественными потребностями)[2]. При этом, как отмечает В.В. Путин: «Ключевая проблема социальной политики России — даже не объем ресурсов, который мы направляем на решение социальных задач. А эффективность, целевой характер проводимых мер... В наступившем десятилетии мы должны изменить ситуацию. Каждый рубль, направляемый в социальную сферу, должен “производить справедливость”. Справедливое устройство общества, экономики — главное условие нашего устойчивого развития в эти годы»[3]. В этих условиях государство должно не только предусматривать средства защиты прав российских потребителей, но и гарантировать обеспечение потребностей в пище, одежде, жилище, медицинском лечении и лекарственных средствах, работах, услугах и других соци
ально-имущественных потребностей. При этом главной сущностной характеристикой общественных отношений, направленных на удовлетворение социально-имущественных потребностей, следует считать их социальную направленность на решение проблем в сферах здравоохранения, образования, занятости, социальной защиты, то есть на обеспечение достойного уровня жизни россиян и их социально-правовой защищенности. Следовательно, имущественные потребности граждан и их объединений должны не только защищаться, но и обеспечиваться, что должно означать реальное предоставление вышеперечисленных благ, гарантирующих ему достойную жизнь и нормальную жизнедеятельность. Решение данных вопросов в настоящее время в российском обществе является наиболее значимой социальной, правовой и экономической проблемой[4]. Несмотря на то что на обеспечение достойного уровня жизни и социальной защищенности граждан направлены усилия представителей всех трех секторов экономики: государства, взявшего курс на построение социальной модели, социально ответственного бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций, эти действия бессистемны и неэффективны. Глубокий кризис российской социальной системы наглядно показывает, что сегодня, как и во всем мире, ни один из них в одиночку не способен справиться с важнейшей задачей, стоящей перед любым государством, декларирующим себя социальным, что обусловливает актуальность поиска путей оптимального межсекторного взаимодействия, причем с использованием передовых инновационно-правовых средств. Для выхода из кризиса «необходимо новое государственное сознание, — считает президент РФ В.В. Путин. — В центре которого — создание в России лучших, наиболее конкурентоспособных условий для жизни, творчества и предпринимательства»[5]. В настоящее время в развитых странах Америки, Европы и Юго-Вос- точной Азии достаточно эффективным антикризисным инструментом является политика социального предпринимательства, под которым понимается предпринимательская деятельность, направленная на решение социальных проблем с использованием инновационных методов и технологий. Термин «социальное предпринимательство» вошел в научный оборот впервые сравнительно недавно — лишь в 60-е годы XX в. Однако сегодня социальное предпринимательство переживает новый исторический этап развития, связанный с тем, что во многих современных правопорядках оно рассматривается как продолжение государственной социальной политики, направленное на решение различных проблемных вопросов, от экологических до защиты социально уязвленных слоев общества, и в связи с этим обстоятельством, в условиях формирования российской социально ориентированной экономики, этот мировой опыт с учетом его применения в России представляется бесценным. Популярность идеи подчеркивает то обстоятельство, что изучением феномена «социального предпринимательства» заняты научные центры во многих странах мира. Интерес к «социальному предпринимательству», считает директор американского Центра развития социального предпринимательства Университета Дюка Грегори Диз, вызван тем, что эта идея «соединяет в себе страсть к социальной миссии со свойственной бизнесу дисциплиной, инновацией и решительностью» и очень подходит нашему времени, так как «задевает за живое»[6]. В связи с тем, что попытки государственных и благотворительных организаций не оправдали надежд, а большая часть институтов общественного сектора является нерезультативной, неэффективной и безответственной, «социальные предприниматели нужны для того, чтобы создать новые модели социально значимой деятельности для нового века»[7]. Исходя из данного обстоятельства, исследователь убежден, что «наше время созрело для того, чтобы решать социальные проблемы “предпринимательскими” средствами»[8]. Следует констатировать, что в России, несмотря на то, что во многих странах данная идея получила практическое воплощение, еще не существует достаточно четкого представления о социальном предпринимательстве. Однако идея об использовании инноваций и предпринимательского подхода при формировании правовой модели обеспечения имущественных потребностей граждан может быть весьма востребованной, о чем свидетельствует возрастание интереса к данной проблематике на самом высоком уровне[9]. К сожалению, в высших эшелонах власти наблюдается тенденция отождествления социального предпринимательства с «предпринимательской деятельностью, осуществляемой с целью оказания социальных услуг»[10], что не вполне соответствует мировой практике. Проблема осложняется еще и тем, что в стране отсутствует не только полноценная правовая база, регламентирующая межсекторное взаимодействие в сфере решения социальных проблем, но и сбалансированная правовая национальная политика развития законодательства о государственной поддержке малого и среднего бизнеса, некоммерческих организаций, государственно-частного партнерства, без которой правовое обеспечение социального предпринимательства невозможно. Данное обстоятельство обусловливает актуальность исследования социального предпринимательства ввиду его высоких потенциальных антикризисных возможностей как объекта правового обеспечения. Первоочередным вопросом любого монографического исследования является выбор методологии, то есть ответа «на вопрос о том, как именно тот или иной предмет должен быть изучаем»[11]. Термин «методология» в переводе с греческого включает в себя два элемента-корня: methodos (путь, исследование, прослеживание) и logos (понятие, мысль, разум). Выбор методологии цивилистического исследования, по мнению З.Ф. Сафина и М.Ю. Челышева, следует начинать, определившись с общими понятиями: методом и методологией[12]. «Метод», как было отмечено, обозначает «путь», то есть систематизированная совокупность шагов, действий, которые следует предпринять, чтобы достичь определенной цели или решить заданную задачу. Под методологией, по мнению Д.А. Керимова, следует понимать не только систему методов, «но и учение о них, не только определенная методологическая позиция исследователя, но и всеобщие теоретические принципы, не только общенаучные, но и частно-научные методы познания. Все эти компоненты органически между собой связаны, взаимопроникают и обогащают друг друга»[13]. Таким образом, представляется, что методология служит интегральным руководством в научном познании и познавательным стержнем любого исследования. В связи с этим следует согласиться с выводом представителей казанской школы цивилистики, что методология науки в цивилистических исследованиях представляет собой систему принципов и подходов исследовательской деятельности в области цивилистики и смежных правовых наук. Ближайшая цель такого познания, по мнению ученых, — обеспечение эффективности правовой регламентации соответствующих отношений, а конечная — формирование и совершенствование системы гарантированного осуществления субъективных прав[14]. [1] См.: Барков А.В. Цивилистическая концепция правового регулирования рынка социальных услуг. М.: Юрист, 2008. С. 3 и далее. [2] См.: Баринов Н.А. Гражданско-правовые проблемы удовлетворения имущественных потребностей советских граждан: дис.... докт. юрид. наук. М., 1988. [3] Путин В.В. Справедливое устройство общества, экономики — главное условие нашего устойчивого развития в эти годы // Комсомольская правда. 2012. 13 февраля. [4] См.: Баринов Н.А. Проблемы обеспечения имущественных потребностей граждан в современных экономических условиях России// Избранные труды. М.: Норма, 2012. С. 572—573. [5] Путин В.В. Демократия и качество государства // Коммерсантъ. 2012. № 20/П (4805). 6 февраля. [6] См.: Dees J.G. The meaning of social entrepreneurship // Center for Advancement of Social Entrepreneurship / Duke University’s Fuqua School of Business. 2001 (revised vers.) // URL: http://www.caseatduke.org/documents/dees_sedef.pdf (дата обращения: 17.08.2015). С. 14. [7] Там же. [8] Там же. С. 4. [9] Стенограмма встречи Председателя Правительства с предпринимателями в социальной сфере «О поддержке и развитии предпринимательства в социальной сфере» //URL: http:// government.ru/news/7024 (дата обращения: 17.08.2015). [10] Поручения по итогам встречи с предпринимателями в социальной сфере // URL:http:// government.ru/orders/7515 (дата обращения: 17.08.2015) [11] Белов В.А. Предметно-методологические проблемы цивилистической науки // Гражданское право: актуальные проблемы теории и практики. М.: Юрайт-Издат, 2007. С. 127. [12] См.: Сафин З.Ф., Челышев М.Ю. О методологии цивилистических исследований // Вестник СГАП. 2011. № 6 (62). С. 121. [13] Керимов Д.А. Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права. 2-е изд. М.: Аванта+, 2001. С. 48—49. [14] См.: Сафин З.Ф., Челышев М.Ю. Указ. соч. С. 122.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/41194.html |
|