У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Социальное предпринимательство как объект правового обеспечения и оригинал конструируемой правовой модели: эволюция идеи и основные доктринальные подходы к его определению

В настоящее время в зарубежных странах поиск путей оптимально­го межсекторного взаимодействия с использованием инновационно- предпринимательских средств, позволяющих интегрировать социаль­ный и экономический эффект, приводит к осознанию перспективности социального предпринимательства, которое в некоторых странах рас­сматривается в качестве альтернативы модели социальной политики. Несмотря на то что в России еще не существует достаточно четкого представления о социальном предпринимательстве, идея использова­ния инноваций и предпринимательского подхода при формировании правовой модели обеспечения социально-имущественных потребно­стей граждан в условиях кризиса либерально-социальной политики может быть весьма интересной и востребованной, что обусловливает актуальность исследования эволюции идеи социального предпринима­тельства как объекта правового обеспечения и оригинала конструируе­мой правовой модели, основных подходов к его определению за рубе­жом и в России.

Представляется, что во многих странах востребованность идеологии социального предпринимательства обусловливается объективными со­циально-экономическими предпосылками, ставящими представителей традиционных секторов экономики: коммерческие, некоммерческие организации (далее — НКО), государство — перед необходимостью из­менения своей роли в решении различных социальных проблем. Среди данных тенденций экспертами выделяются[1]: а) низкая восприимчи­вость целого ряда социальных проблем к традиционным мерам воздей­ствия в отношении бедности, безработицы и социальной исключенно- сти уязвимых категорий населения; б) углубление неравенства между социальными группами и странами, которое стало угрожать социаль­но-экономическими и политическими катастрофами; в) рост числен­ности НКО и конкуренция между ними за ресурсы государства и бла­готворительных фондов; г) коммерциализация сферы общественных услуг и как следствие — рост конкуренции между НКО и бизнесом в удовлетворении имущественных потребностей, в которой НКО неред­ко проигрывают; д) усиление либеральных социальных теорий кейнси­анства и государства благосостояния в 1970-е годы, послуживших иде­ологическим обоснованием для социального предпринимательства[2]. По мнению американского социолога А. Карлсона, возникновение этой модели государства тесно связано с кризисом семьи и семейных ценностей, причиной которого стало распространение либеральной концепции[3]. В качестве общей тенденции развития социального пред­принимательства также следует отметить расширение спектра социаль- но-имущественных потребностей населения и неспособность государ­ства в одиночку решить различные социальные проблемы, связанные с возросшими требованиями к качеству их удовлетворения.

Термин «социальное предпринимательство» наиболее активно начал использоваться в англоязычной литературе с 90-х годов XX в., причем употребление его наиболее часто связывают с именем основателя ком­пании «Ашока» Б. Драйтона[4]. По его мнению, «социальные предпри­ниматели не довольствуются тем, чтобы просто дать человеку рыбы или обучить, как ее ловить. Они не успокоятся до тех пор, пока не револю­ционизируют саму рыбную отрасль»[5]. Как считает ряд исследователей, в этом определении сформулирована суть социального предпринима­тельства, главным содержанием которого является механизм его осу­ществления, а ключом к раскрытию его содержания — понятия иннова­ции и предпринимательства[6], что обусловливает необходимость более подробно остановиться на этих двух категориях.

В России под предпринимательской деятельностью, согласно ч. 1 ст. 2 ГК РФ, понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение при­были от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения ра­бот или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». В научной литературе обращается внимание на то, что данное легальное определение несовершенно, по­скольку не содержит законодательно закрепленную идею о социаль­ном назначении предпринимательства. С точки зрения А. Г. Быкова, государство, провозглашенное Конституцией РФ как социальное, «имеет право и обязано возложить на предпринимательскую деятель­ность (базовую и единственную пока выработанную современной цивилизацией общественную форму организации экономической деятельности по производству и реализации товарного продукта) со­циальные функции и решение социальных задач. По существу, это означает, что наряду с экономической составляющей предпринима­тельской деятельности имеет место и социальная составляющая»[7]. Негативные последствия отсутствия этой идеи в определении пред­принимательской деятельности, несомненно, сказываются на реше­нии социальных задач в обществе.

Вместе с тем легальное определение позволяет выделить следующие основные обязательные признаки предпринимательской деятельности: организационная и имущественная самостоятельность и обособлен­ность; наличие цели, заключающейся в получении прибыли; системати­ческий характер получения прибыли; хозяйственный и коммерческий риск; факт государственной регистрации участника предприниматель­ской деятельности, позволяющие сформулировать определение пред­принимательства. В литературе под предпринимательством чаще всего понимается инициативная деятельность хозяйствующих субъектов, на­правленная на получение прибыли и основанная на их самостоятель­ности, ответственности и риске, без ссылки на социальную функцию

предпринимательской деятельности, что нуждается в корректировке[8].

В украинском законодательстве учтен недостаток российского — от­сутствие социального аспекта в определении предпринимательской де­ятельности, под которой понимается «самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования (предпринимателями) с целью достижения экономических и социальных результатов и полу­чения прибыли» (ст. 42 ХКУ). Предпринимательская деятельность как разновидность хозяйственной наряду с некоммерческой хозяйствен­ной деятельностью (ст. 52 ХКУ) объединена в общее родовое понятие «хозяйственная деятельность» (п. 2 ст. 3 ХКУ). Различие между пред­принимательством и некоммерческим хозяйствованием определяется критерием прибыльности. На первый взгляд, указание на социальную составляющую некоммерческого хозяйствования позволяет его отнести к социально-предпринимательской деятельности. Однако представля­ется, что критерий прибыльности не является определяющим при раз­граничении социального предпринимательства и традиционной пред­принимательской деятельности и некоммерческого хозяйствования. В основе разграничения лежит направленность данной деятельности на решение или сглаживание социальных проблем. Причем данная дея­тельность должна осуществляться с применением инновационно-пред- принимательского инструментария.

В научной литературе можно встретить позицию, согласно которой не только предпринимательство, но и «любой экономический институт, занятый в рамках закона производством или услугами и ориентирован­ный на увеличение прибыли, выполняет социально значимые функции, так как удовлетворяет имеющийся спрос на товары или услуги, выпла­чивает налоги, предоставляет рабочие места»[9]. Этот известный подход позволяет сделать вывод, что социальный аспект предпринимательства на этом себя исчерпывает, что представляется не вполне корректным и обусловливает необходимость рассмотрения вопроса об эволюции по­нятия «предпринимательство».

Исторически предпринимательство как социально-экономическое явление появилось в Европе на рубеже XIV—XV вв. В этом процессе важную роль сыграла автономизация хозяйственной жизни отдельных граждан и социальных групп. В результате повышения социальной от­ветственности государства появились необходимые условия для соци­ально-экономических экспериментов[10]. Термин «предприниматель» впервые появляется в английском языке еще в XV в. в значении «ме­неджер, управляющий, лидер»[11]. Во Франции данный термин начали употреблять немного позже — в XVIII в. для определения субъекта, на­чинающего какую-либо деятельность. Как прилагательное слово «пред­принимательский» использовалось для обозначения таких черт лич­ности, как «авантюрный», «смелый», «рискованный». Однако именно во Франции следует искать истоки научной концепции предпринима­тельства, так как введению в оборот термина «предпринимательство» (ientrepreneur) наука обязана французскому экономисту шотландского происхождения Р. Катильона. В его концепции предпринимательство связывалось с рисковым характером доходной деятельности, способ­ным стимулировать экономический прогресс посредством поиска но­вых и лучших путей реализации своего дела. Развивая данную точку зре­ния, французский ученый-экономист Жан-Батист Сэй дает следующее определение: «Предприниматель переносит экономические ресурсы из менее производительной в более производительную сферу, увеличивая прибыльность»[12], таким образом обращая внимание на экономиче­скую эффективность предпринимателя, переводящего экономические ресурсы из сферы более низкой производительности труда в более вы­сокую[13].

Однако настоящим классиком теории предпринимательства в мире признается известный австрийский экономист Йозеф Шумпе­тер. В 1911 г. в своей работе «Теория экономического развития», на­писанной во время преподавания в Черновицком университете (ныне Украина), ученый отмечал главную функцию предпринимателя, со­стоящую в новаторстве, осуществлении нововведений, необходимости быть проводником экономического развития. «Производить, — по его мнению, — значит комбинировать имеющиеся в нашей сфере вещи и силы... Производить... значит создавать другие комбинации из этих вещей и сил»[14]. В отличие от предшественников, Й. Шумпетер доход­ность предпринимателя не ставил на первое место и не связывал с лич­ной выгодой предпринимателя. Скорее, по его мнению, она служила средством оценки результата. Особенность его взгляда заключалась в том, что, в отличие от бизнеса, предпринимательство не связывалось тесно с доходом и прибылью, а является фактором изменений в эко­номике[15]. Считая предпринимательство универсальной общеэконо­мической функцией любой общественно-экономической формации, Й. Шумпетер полагал, что статус собственника не является определя­ющей характеристикой предпринимателя. В этом вопросе исследова­тель вступал в дискуссию с К. Марксом, полностью отождествлявшим предпринимателя с капиталистом, видя в нем только инвестора про­изводственного процесса и эксплуататора пролетариата[16]. Значение взглядов Й. Шумпетера в развитии социального предпринимательства заключается в том, что им был сделан вывод, что предпринимательство отличается от бизнеса, нацеленного на извлечение прибыли, своей со­циальной направленностью.

Данный подход получил развитие в работах Питера Друкера, утверж­давшего, что «предпринимательство предполагает управление, отличное от существующего». Вместе с тем П. Друкер не считал всякое развитие бизнеса предпринимательством. По его мнению, расширение бизнеса могло быть рутинным процессом, не связанным с преобразованием и новаторством. В первую очередь существенной характеристикой пред­принимательства исследователь признавал доходность деятельности[17]. По мнению ученого, успешная организация должна была в своей работе придерживаться трех принципов: а) постоянного усовершенствования продукта; б) использования своих знаний для собственного развития;

в)  принципа системной инновационной деятельности. П. Друкер впер­вые трактовал инновации не только как технические, но и социальные. Именно он на основе анализа экономического успеха Японии, базиро­вавшегося на социальных инновациях, вплотную приблизился к идее социального предпринимательства[18]. По его мнению, социальные предприниматели «изменяют поведение и способности общества»[19].

 

П. Друкер рассматривал новаторство как важную экономическую категорию, реализовать которую возможно соответствующими ме­тодами. В качестве практических рекомендаций он предлагал ряд ис­точников типичных инноваций, таких как, например, противоречие между реальностью «что случилось» и реальностью «как должно было случиться»[20].

 


[1] См.: Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования / отв. ред. А.А. Московская. М.: Высшая школа экономики, 2011. С. 18.

[2] Там же. С. 18-19.

[3] См.: Карлсон А. Общество — семья — личность: социологический кризис Америки. Альтернативный социологический подход / пер. с англ.; под ред. А.И. Антонова. М., 2003. С. 13-15.

[4] Фонд Ашока, основанный Б. Драйтоном в 1981 г., признается типичным представителем глобальной организации социального предпринимательства, поддерживающим социаль- но-предпринимательские инициативы по всему миру. См.: URL: http://www.ashoka.org

[5] Цит. по: Баталина М., Московская А., Тарадина JI. Обзор опыта и концепций социаль­ного предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России (препринт WP1/2008/02). М.: ГУ ВШЭ, 2008. С. 3.

[6] Баталина М., Московская А., Тарадина JI. Указ. соч. С. 3.

[7] Быков А.Г. О содержании курса предпринимательского права и принципах его построе­ния //Предпринимательское право в рыночной экономике. М.: Новая правовая культура, 2004. С. 61.

[8] См.: Предпринимательское право: учебник / под ред. Н.М. Коршунова, Н.Д. Эриашвили, П.В. Алексия. М., 2008. С. 30.

[9] Токаев А. Социальные функции открытых акционерных обществ, закрепленные в нормах права Федерального закона «Об акционерных обществах» // Право и экономика. 2011. № 12. С. 29.

[10] См.: Кадол Н.Ф. Социальное предпринимательство в рыночной и переходной экономике: автореф. дис.... канд. экон. наук. М., 2009. С. 11.

[11] См.: Мухин А.В. Эволюция понятия социального предпринимательства. Основные функции социального предпринимательства // Новые технологии. 2011. № 2. С. 34.

[12] Цит. по: Савчук А. Предпринимательство — движущая сила экономического развития // URL: http://community.liiblogger.net/se/30563.html (дата обращения: 09.07.2015).

[13] См.: Кадол Н.Ф. Указ. соч. С. 12.

[14] Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. С. 158.

[15] Баталина М., Московская А., Тарадина Л. Указ. соч. С. 5.

[16] См.: Кадол Н.Ф. Указ. соч. С. 12.

[17] Там же. С. 5.

[18] Там же. С. 13.

[19] Drucker P.F. What business can learn from nonprofits // Harward Business Review. 1989. Vol. 67. № 4. P. 88-93.

[20] Drucker P.F. Innovation and Enterpreneurship: Practice and principles. N.Y.: Harper Business, 1985.

 

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/41194.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.