У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Федеральная инспекция труда как орган, обеспечивающий соблюдение норм трудового права

Федеральная инспекция труда является специализированным государственным органом государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права.54 Государственная инспекция труда осуществляет свою деятельность на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации. Можно привести несколько примеров эффективно деятельности региональных инспекций труда. Например, в Ростовской области государственная инспекция труда провела в течение 2006 года -6686 проверок соблюдения трудовых прав работников в организациях области, в ходе которых выдано 6174 предписания по устранению 89377 нарушений трудовых прав работников. В Свердловской области за тот же период проведены  проверки  533   работодателей,   выдано   858   предписаний,   что

54 См   Постановление Правительства РФ от 28.01.2000 № 78 ( ред. от 08.01 2003) « О Федеральной
инспекции труда» // СЗ РФ 2000. №6 Ст 760.

55 См : http //www donland ni-Итоги работы по контролю за соблюдением работодателями законодательства в
области охраны труда и предотвращению травматизма на производстве 2006 году

55

 

позволило восстановить трудовые права 23тыс. 336 работников. Сфера деятельности государственной инспекции труда по применению норм трудового права не ограничена, она также как и прокуратура может принимать меры по защите любых трудовых прав работников, однако в отличие от прокуратуры она является специализированным органам по применению норм трудового права, тогда как органы прокуратуры призваны обеспечивать соблюдение всех без исключения норм законодательства. Поэтому применение норм трудового права для органов прокуратуры является одним из направлений деятельности. Поскольку ' органы прокуратуры не в состоянии обеспечить реализацию норм трудового права в полном объеме, созданы специальные органы, осуществляющие государственный надзор исключительно за соблюдением норм трудового права. Государственная инспекция труда находится в ведении Федеральной службы по труду и занятости, входящей в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В соответствии с чЛ ст.354 ТК РФ государственная инспекция труда -единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на. территории РФ. До издания Президентом РФ Указа от 20.07.94 г.« Об утверждении Положения о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда ( Рострудинспекции )»57 функции по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства исполняли профсоюзы, которые создаются по профессиональному и отраслевому принципам. В связи с этим существовали отраслевые инспекции труда, которые в своей деятельности могли учитывать отраслевую специфику в регулировании трудовых отношений. Передача данной функции от профсоюзов государственному органу означала   недооценку государством

56 См.: lutp://wvvw.urbc.ru/davnevs.asp.rocvflapcTnennaH инспекция труда по Свердловской области: на 1
января 2007г...

57 См.:Указ Президента РФ от 20.07.1994. «Об утверждении Положения о Федеральной инспекции труда при
Министерстве труда(Рострудинспекции)» //СЗ РФ. 1994.

56

 

важности данного направления деятельности. Хотя, на первый взгляд, передача инспекции в ведение государства отвечало тенденции закрепления в национальном законодательстве концептуальных требований международно-правовых норм. Конечно, закрепление основных задач и принципов функционирования инспекции труда на промышленных предприятиях в международных актах требовало внесения изменений в законодательство. Однако такие изменения, полагаем, должны были учитывать национальные особенности надзора и контроля за соблюдением трудовых прав работников. К основным международно-правовым источникам в сфере надзора и контроля следует отнести Конвенцию № 81 ( 1947 г.) об инспекции труда в промышленности и торговле, Протокол к этой Конвенции (1995г.), Конвенцию № 150 (1978 г. ) о регулировании вопросов труда, Конвенцию № 155( 1981г.) о безопасности и гигиене труда в производственной среде, которые были ратифицированы Федеральным законом от 11.04.98 г.58

Конвенция № 81 (1947 г. ) ориентирует государства — участников на закрепление в национальном законодательстве, регламентирующем деятельность инспекций труда, следующих основных положений:

  1. закрепление государственного статуса инспекций труда, обязательность и широта охвата их контролем организаций, реализующих нормы трудового права;
  2. установление системы правовых гарантий в деятельности инспекций в виде предоставления им исключительных полномочийпо определению пределов вмешательства в рамках предмета контроля, возложения корреспондирующих обязанностей на подконтрольных лиц;
  3. создание материальных и организационных условий деятельности инспекций со стороны государства, обеспечивающих их независимость;

См.: Собрание законодательства Российской Федерации.2001 .№ 50.Ст.4650

57

 

  1. соблюдение тайны обращения в целях ограждения заявителей от преследований со стороны работодателя за критику его действий;
  2. гласность результатов инспектирования, включение инспекций в систему сотрудничества по вопросам их компетенции со всеми заинтересованными структурами, в том числе с самими участниками трудовых отношений.

Нельзя не заметить, что при передаче инспекции труда от профсоюзов в ведение государства утрачена отраслевая составляющая в деятельности инспекции труда, что не позволяет в полной мере учитывать отраслевую специфику регулирования трудовых отношений. Хотя формально требования международных актов при передаче инспекции государству выполнены, однако инспекция утратила свою независимость, так как в настоящее время находится в ведении органов исполнительной власти. Такое положение государственной инспекции труда обуславливает подчинение её сотрудников органам исполнительной власти, в ведении которых находится инспекция труда.

В ст.2 Конвенции № 81 сказано о том, что система инспекции труда на промышленных предприятиях распространяется на все предприятия, в отношении которых инспекторы обязаны обеспечить применение положений законодательства, относящихся к условиям труда и к охране трудящихся в процессе их работы. Следовательно, деятельность государственной инспекции труда по применению норм трудового права не может быть ограничена законодательством, она имеет всеобщий характер. Данное положение воспроизведено в содержании действующего законодательства. Принцип всеобщности и обязательности контроля государственной инспекции труда отражен в содержании статей 354 - 355 ТК РФ. Из этих норм следует, что при проведении инспекций организаций любых форм собственности должностные лица государственной инспекции труда независимы и подчиняются только требованиям законодательства. Провозглашая государственным надзор и   контроль за соблюдением норм

58

 

трудового права, Конвенция № 81 (1947 г.) допускает вариативность национальных моделей системы государственных инспекций труда, подчеркивая при этом необходимость единства ее органов. В статье 4 Конвенции № 81 сказано о том, что в той степени, в какой это совместимо с административной практикой члена организации, инспекция труда может находиться под наблюдением и контролем центральной власти. В- случае федеративного государственного устройства выражение «центральный орган» может означать либо центральный орган федерации, либо центральный орган одной из составных частей федерации. Контроль центральной власти за деятельностью инспекции труда мог быть обеспечен и в том случае, если бы она осталась в ведении профсоюзов. Например, действия должностных лиц государственной инспекции труда могли бы обжаловаться и в соответствующий орган исполнительной власти и (или) в суд, поэтому ради сохранения отраслевой составляющей в деятельности государственной инспекции труда, по- нашему мнению, можно было- бы пойти на оставление инспекции труда в ведении профсоюзов с установлением соответствующих форм контроля со стороны государственной власти за её деятельностью. Конечно, в настоящее время передача государственной инспекции обратно в ведение профсоюзов невозможна. Однако необходимо, по нашему мнению, внедрять новые методы в организацию работы государственной инспекции труда с тем, чтобы отраслевая составляющая опять стала основной в ее деятельности. В связи с этим заслуживает поддержки Соглашение о взаимном сотрудничестве Федеральной службы по труду и занятости и Федерации независимых профсоюзов России в сфере обеспечения соблюдения трудовых прав работников от 30 июня 2006 г. № 324, в котором предусмотрено принятие профсоюзами и государственной инспекцией труда, находящейся в Федеральной службе по труду и занятости, совместных мер по восстановлению нарушенных трудовых прав работников (ст.4). Совместная деятельность   позволяет   выявленные   профсоюзом   нарушения   устранить

59

 

путем выдачи предписания государственной инспекцией труда, может позволить сохранить отраслевую специфику применения норм трудового права, которая проявляется в деятельности профсоюзов. Таким образом, использование деятельности профсоюза в качестве способа защиты трудовых прав может привести к оформлению устранения выявленных им нарушений предписанием органа государственного надзора и контроля. Поэтому данный способ защиты трудовых прав может получить процессуальное оформление в виде предписания государственной инспекции труда.59 При этом для выдачи предписания государственной инспекции труда достаточно данных о нарушении трудовых прав работников, полученных в ходе осуществления профсоюзного контроля. Повторной проверки государственной инспекции труда в этом случае не требуется.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/30558.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.