У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Методология исследования структуры отраслевых рынков

Важным условием разработки эффективной системы государственного отраслевого регулирования является правильное определение структуры рынка, так как именно структура рынка определяет стратегическое поведение фирм и эффективность функционирования отраслевого рынка[1]. Однако оп­ределение отраслевого рынка связано в рядом трудностей теоретического и эмпирического характера.

В экономической теории рынки объединяют продавцов и покупателей товаров, являющихся близкими субститутами с точки зрения их покупателей. По определению Дж. Робинсон рынок включает однородный товар и его за­менители до того момента, пока не будет найден резкий разрыв в цепи то­варных субститутов.[2] Эти разрывы определяют границы рынка в окружении данного товара. Тем самым степень субституции характеризуется показате­лем перекрестной ценовой эластичности спроса. Снижение перекрестной це­новой эластичности спроса ниже заданного параметра говорит о разрыве в цепи товарных субститутов, и о границе рынка. Так как подобные товары не будут близкими субститутами данного продукта, его производители и про­давцы могут рассматриваться в качестве обособленного рынка.

Э. Чемберлин в свою очередь предложил использовать для классифи­кации рынков два критерия - взаимозаменяемость товаров, предлагаемых разными предприятиями (представлен коэффициентом ценовой перекрестной эластичности) и взаимозависимость этих предприятий (представлен коэффи­циентом количественной перекрестной эластичности)[3]. Чем выше значение данных коэффициентов, тем, с одной стороны, выше однородность, а следо­вательно, и взаимозаменяемость товаров, а с другой стороны, тем выше взаимозависимость фирм-производителей.

Однако известный экономист Ж.Тироль указал на несколько недостат­ков данного определения. «Во-первых, оно позволяет определять товары слишком симметричным способом... Во-вторых, определение принимает в расчет только существующую конкуренцию и не учитывает потенциальную. Третий недостаток является операциональным и относится к точному опре-

1(л

делению бреши» . Поэтому он ведет речь и об использовании другого кри­терия, основанного на корреляции цен товаров, которая предполагает, что товары, относящиеся к одному рынку, имеют тенденцию выпускаться при сходных затратах и шоках спроса и тем самым возникает ценовая корреля­ция. При этом он подчеркивает, что данный критерий также не является уни­версальным[4].

Еще один критерий классификации рынков был предложен Дж.Бейном, который речь повел об условиях входа на рынок. Это условие в обобщенном виде определяется относительным превышением действитель­ной цены товара его конкурентной цены, равной средним общим затратам длительного периода. Чем выше значение этого коэффициента, тем привле-

78

кательнее рынок для новых продавцов, тем вероятнее их вход на рынок.

В практике антимонопольного регулирования рынков широко исполь­зуется критерий Дж. Робинсон наряду с иными критериями, такими как:

-показатель изменения выручки при изменении цены - положительная динамика выручки и прибыли фирм- производителей при длительном росте цены указывает на границы рынка (на принципе прямой ценовой эластично­сти спроса);

-корреляция цен товаров во времени - положительная корреляция дви­жения цен товаров в течение длительного периода времени свидетельствует об устойчивой субституциональной зависимости товаров, что и составляет один рынок;

-географическая ограниченность рынка - одинаковые условия конку­ренции на разных территориях говорят об одном рынке (взаимосвязанность спроса, местные предпочтения, различия в ценах, транспортные издержки, замещаемость предложения).

Итак, рынок, по точному определению Ж.Тироля, «включает либо од­нородный товар, либо группу различных продуктов, которые являются впол­не хорошими заменителями (или дополнителями), по крайней мере, для од­ного товара из группы и имеют ограниченное взаимодействие с остальной экономикой»[5].

Важным теоретико-практическим вопросом исследования рыночных структур является соотношение понятий продуктового и отраслевого рынка. Отраслевой рынок представляет собой совокупность предприятий- конкурентов, производящих близкие продукты, используя близкие ресурсы и близкие технологии. Границы отраслевого и продуктового рынка не совпа­дают, т.к. товары, реализуемые предприятиями отрасли, могут не являться близкими заменителями, а представлять собой совершенно независимые то­вары. Поэтому когда речь идет об отраслевом рынке, то имеют в виду пред­
приятия подотрасли, объединенные выпуском заменяемых продуктов и од­новременно конкурирующие между собой в сфере реализации своих продук­тов. Таким образом, продуктовый рынок объединяет предприятия, если они производят товары, являющиеся близкими заменителями с точки зрения по­купателя (спроса), а отраслевой - если они реализуют товары, являющиеся близкими заменителями с точки зрения продавца (предложения).

 

[1] Парадигма «структура - поведение - результат» была разработана профессорами Гар­вардской школы Э.Мэйсоном и Д.Бейном в середине XX века. Подробное описание и ана­лиз парадигмы «structure-conduction-performance» (См.: Вурос А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2000. С.7 - 11; Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. / Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1997. С.3-6, 403-407).

[2] Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М., 1989. С.53-57.

[3] Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. Т. 2. СПб.: Экономи­ческая школа, 1997. С. 15-16.

[4] Там же.

[5] Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. / Пер. с англ. СПб.: Экономическая школа, 1996. С.19.

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/464165.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.