Быстрый переход к готовым работам
|
Методология исследования структуры отраслевых рынковВажным условием разработки эффективной системы государственного отраслевого регулирования является правильное определение структуры рынка, так как именно структура рынка определяет стратегическое поведение фирм и эффективность функционирования отраслевого рынка[1]. Однако определение отраслевого рынка связано в рядом трудностей теоретического и эмпирического характера. В экономической теории рынки объединяют продавцов и покупателей товаров, являющихся близкими субститутами с точки зрения их покупателей. По определению Дж. Робинсон рынок включает однородный товар и его заменители до того момента, пока не будет найден резкий разрыв в цепи товарных субститутов.[2] Эти разрывы определяют границы рынка в окружении данного товара. Тем самым степень субституции характеризуется показателем перекрестной ценовой эластичности спроса. Снижение перекрестной ценовой эластичности спроса ниже заданного параметра говорит о разрыве в цепи товарных субститутов, и о границе рынка. Так как подобные товары не будут близкими субститутами данного продукта, его производители и продавцы могут рассматриваться в качестве обособленного рынка. Э. Чемберлин в свою очередь предложил использовать для классификации рынков два критерия - взаимозаменяемость товаров, предлагаемых разными предприятиями (представлен коэффициентом ценовой перекрестной эластичности) и взаимозависимость этих предприятий (представлен коэффициентом количественной перекрестной эластичности)[3]. Чем выше значение данных коэффициентов, тем, с одной стороны, выше однородность, а следовательно, и взаимозаменяемость товаров, а с другой стороны, тем выше взаимозависимость фирм-производителей. Однако известный экономист Ж.Тироль указал на несколько недостатков данного определения. «Во-первых, оно позволяет определять товары слишком симметричным способом... Во-вторых, определение принимает в расчет только существующую конкуренцию и не учитывает потенциальную. Третий недостаток является операциональным и относится к точному опре- 1(л делению бреши» . Поэтому он ведет речь и об использовании другого критерия, основанного на корреляции цен товаров, которая предполагает, что товары, относящиеся к одному рынку, имеют тенденцию выпускаться при сходных затратах и шоках спроса и тем самым возникает ценовая корреляция. При этом он подчеркивает, что данный критерий также не является универсальным[4]. Еще один критерий классификации рынков был предложен Дж.Бейном, который речь повел об условиях входа на рынок. Это условие в обобщенном виде определяется относительным превышением действительной цены товара его конкурентной цены, равной средним общим затратам длительного периода. Чем выше значение этого коэффициента, тем привле- 78 кательнее рынок для новых продавцов, тем вероятнее их вход на рынок. В практике антимонопольного регулирования рынков широко используется критерий Дж. Робинсон наряду с иными критериями, такими как: -показатель изменения выручки при изменении цены - положительная динамика выручки и прибыли фирм- производителей при длительном росте цены указывает на границы рынка (на принципе прямой ценовой эластичности спроса); -корреляция цен товаров во времени - положительная корреляция движения цен товаров в течение длительного периода времени свидетельствует об устойчивой субституциональной зависимости товаров, что и составляет один рынок; -географическая ограниченность рынка - одинаковые условия конкуренции на разных территориях говорят об одном рынке (взаимосвязанность спроса, местные предпочтения, различия в ценах, транспортные издержки, замещаемость предложения). Итак, рынок, по точному определению Ж.Тироля, «включает либо однородный товар, либо группу различных продуктов, которые являются вполне хорошими заменителями (или дополнителями), по крайней мере, для одного товара из группы и имеют ограниченное взаимодействие с остальной экономикой»[5]. Важным теоретико-практическим вопросом исследования рыночных структур является соотношение понятий продуктового и отраслевого рынка. Отраслевой рынок представляет собой совокупность предприятий- конкурентов, производящих близкие продукты, используя близкие ресурсы и близкие технологии. Границы отраслевого и продуктового рынка не совпадают, т.к. товары, реализуемые предприятиями отрасли, могут не являться близкими заменителями, а представлять собой совершенно независимые товары. Поэтому когда речь идет об отраслевом рынке, то имеют в виду пред [1] Парадигма «структура - поведение - результат» была разработана профессорами Гарвардской школы Э.Мэйсоном и Д.Бейном в середине XX века. Подробное описание и анализ парадигмы «structure-conduction-performance» (См.: Вурос А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2000. С.7 - 11; Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. / Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1997. С.3-6, 403-407). [2] Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М., 1989. С.53-57. [3] Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. Т. 2. СПб.: Экономическая школа, 1997. С. 15-16. [4] Там же. [5] Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. / Пер. с англ. СПб.: Экономическая школа, 1996. С.19.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/464165.html |
|