Быстрый переход к готовым работам
|
Инвариантная форма развития технологической организации обученияДеятельность - это система, которой присуща определенная структура, со свойственными только ей видоизменениями, развитием. В каких бы условиях и формах ни протекала деятельность человека, какую бы структуру ни приобрела, она осуществляется только в системе общественных отношений, вне которых немыслима вообще (общественные отношения включают в себя: экономику, политику, мораль, право, науку, религию). В обществе человек находит не просто внешние условия, к которым он должен приспосабливать свои потребности, способности, свою деятельность, но и сами эти общественные условия несут в себе мотивы, цели, средства, способ деятельности. Одним словом, деятельность человека производится обществом, его культурой, опытом. Основной характеристикой деятельности является ее предметность. В процессе жизни, даже в течение дня, человек непрерывно занимается разнообразными деятельностями. Это объясняется тем, что человек непрерывно меняет системы, с которыми он вступает во взаимодействие, иными словами, меняется предмет его деятельности. А так как предметом деятельности человека является, в сущности, весь мир, то разнообразию ее в принципе нет предела. При этом предмет деятельности выступает в двух видах: как независимый от человека предмет мира (вся природа, в том числе люди, техника) и как образ этого предмета в сознании человека (вспомним о непосредственном и опосредованном отражении мира в сознании человека). Важно заметить, что деятельность вызывается непосредственными отношениями с внешней средой, с помощью которых человек вступает в практические контакты с миром. Именно эти процессы со своими свойства- 51 ми, отношениями, связями порождают деятельность человека и управляют ею. На социальном уровне деятельность человека приобретает новую структуру. Главным элементом деятельности являются потребности. Они делятся на две группы: внутренние и внешние. Внутренние потребности - это внутренние условия (нужда, корысть, интерес, желание, обязанность, долг...), предпосылки, предрасположенность к деятельности. Внешние потребности - это то, что направляет, регулирует деятельность человека, определяет вектор его самодвижения в предметном мире. Внутренняя потребность выступает лишь как состояние нужды человека, которое само по себе не может вызвать никакой определенной деятельности; ее функция ограничивается активацией, возбуждением двигательной сферы, проявляющейся в поисковых движениях. Лишь в результате ее “встречи” с нужным предметом потребность становится способной направлять и регулировать деятельность (180, с.94). Таким образом, для деятельности человека необходимо функциональное единство внешних и внутренних потребностей (это важно помнить при организации процесса развития: отсутствие первой потребности - “хочу”- резко снижает интерес к деятельности. Отсутствие второй - “могу” - существенно тормозит появление культурного действия). Итак, потребности управляют деятельностью человека только при условии, если они являются предметными. Однако не только потребность вызывает деятельность человека, но и сам предмет, в свою очередь, является источником возникновения потребности, а значит, стимулятором активности человека. Так непрерывно и осуществляется процесс потребления и производства продукта (духовного, материального) через деятельность человека. Потребности человека в конкретной деятельности выражаются целями (цель - прогнозируемый результат деятельности). Цели так же, как и потребности, бывают внешними и внутренними. Внутренние цели определяют реальный уровень духовного, интеллектуального, сенсорного, физического развития человека, его индивидуального жизненного пути. Внешние же цели отражают исторический опыт человеческой деятельности. Смысл деятельности в жизни человека состоит в том, что через нее он впитывает в себя культурные нормы жизни: общечеловеческие ценности, социокультурные способы жизни. Этим самым превращает свои задатки в реальные потребности-способности. Итак, первым элементом в структуре деятельности является потребность, цель. Следующей составляющей являются действия. Действие - это процесс, подчиненный сознательной цели, направленной на получение конкретного результата.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/324065.html |
|