Быстрый переход к готовым работам
|
Становление следственного аппарата в первые годы советской властиХарактерной особенностью становления советского следственного аппарата явилась множественность следственных органов, обусловленная сломом старой судебно-следственной системы и активным поиском новых форм ее организации. Декрет С НК РСФСР от 21.11.1917 вошедший в историю как Декрет о суде № I[1] упразднил существовавший до этого институт судебных следователей и возложил ведение предварительного следствия по уголовным делам «впредь, до преобразования всего порядка судопроизводства» на местных судей единолично. Для производства предварительного следствия по делам, подсудным революционным трибуналам (дела о контрреволюционных преступлениях, мародерстве и хищничестве, саботаже и прочих злоупотреблениях) при губернских и городских Советах были созданы особые следственные комиссии. «Обстановка, которая сложилась в конце 1917 г. и начале 1918 г. в г. Москве, - говорил Д.И. Курский, - ставила перед комиссариатом настоятельную задачу обратить особое внимание на организацию следственного аппарата для борьбы с преступностью, особенно с бандитизмом, с которым революция стихийно расправлялась путем расстрелов на месте задержания налетчиков- бандитов». Считая необходимым в интересах борьбы с уголовной преступностью сохранение прежнего следственного аппарата, комиссия, которой было поручено упразднение старых судебных учреждений, вызвала представителей существовавшей еще корпорации следователей и предложила им продолжить работу под руководством Московского Совета, однако последовал категорический отказ.[2] Первая следственная комиссия была образована в период с 24 по 27 октября 1917 г. Военно-революционным комитетом при Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов, из числа лиц, непосредственно участвующих в боях. Основное назначение комиссии заключалось в пресечении преступлений и определении меры пресечения, особенно в проверке целесообразности и правомерности многочисленных арестов. Так, только по результатам октябрьских боев ВРК было арестовано свыше 2700 человек.[3] Военно-следственная комиссия ВРК была создана на основе следственноюридической комиссии военного отдела ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов I созыва. Следственно-юридическая комиссия ЦИК имела специфическую подследственность: обследование всевозможных случаев непорядка в воинских частях, военно-технических и интендантских учреждениях, фабричных и торгово-промышленных предприятиях, работающих на оборону.[4] Работа ВСК проходила под непосредственным руководством Я.М. Свердлова. Постоянное внимание деятельности комиссии уделял В.И. Ленин.[5] Члены комиссии сами вели следствие, направляли на работу сотрудников, к числу которых относились следователи, обычно производящие допросы, реже — аресты и обыски, и лица, используемые в основном для производства арестов, обысков и иногда наблюдения. Обычно ведение следствия поручалось одному лицу, которое в необходимых случаях должно было важные вопросы решать в коллегии с членами комиссии. В случае срочности или большого объема следствие могло вестись несколькими лицами. В состав ВСК входили матросы, солдаты, офицеры, интеллигенция, представители политических партий (большевики, левые эсеры, анархисты) и беспартийные. Руководящее положение в комиссии принадлежало большевикам. В составе комиссии помимо вспомогательного и канцелярского аппарата обычно работали 5-6 членов, 2 следователя, 2-3 сотрудника, специализирующихся по производству обысков, выемок, арестов, т.е. комиссия насчитывала в среднем 9-12 человек. При необходимости ВРК выделял вооруженный отряд для пресечения возможного сопротивления и активного участия в производстве следственных действий. Учитывая большое значение ВСК, ВРК принимал меры по её укреплению, направляя в нее видных деятелей большевистской партии - юристов (П.И. Стучку, М.Ю. Козловского, П.А. Красикова). Самостоятельность ВСК была ограничена в вопросах ареста, обыска, выемки и освобождения из-под стражи. Постепенно ВРК взял курс на ограничение круга организаций и лиц, имеющих право производства арестов и обысков, централизовала выдачу соответствующих ордеров, сконцентрировала решение этих вопросов в своих руках.[6] ВРК иногда доверял расследование отдельным лицам не из состава комиссии. Например, 14 ноября 1917 г. комиссару Петроградского резервного полка было предписано расследовать дело о хищении пива на одном из заводов.[7] ВСК ВРК расследовала главным образом контрреволюционные и саботажнические действия. Дела об общеуголовных преступлениях были в ней большой редкостью. Наряду с ВСК ВРК в районах Петрограда существовали следственные органы, создаваемые местными советами.[8] Кроме столиц, следственные органы создавались по мере распространения Советской власти в губернских и уездных центрах (Кронштадт[9], Казань[10] и Екатеринбург[11]). 23 июля 1918 г. Наркомюст РСФСР издал инструкцию, которая впервые разделила предварительное расследование на дознание, проводимое милицией и предварительное следствие, осуществляемое следственными комиссиями или народным судьей единолично. Положение о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г. подтверждало коллегиальный принцип производства предварительного следствия и устанавливало, что расследование в форме дознания по делам, рассматриваемым судом с участием двух народных заседателей, проводилось милицией под руководством народного судьи. Предварительное следствие по делам (о посягательствах на человеческую жизнь, о причинении телесных ран и увечий, изнасиловании, разбое, взяточничестве и др.), рассматриваемым народным судом с участием шести заседателей, возлагалось на уездные или городские следственные комиссии. По остальным делам народному суду предоставлялось право ограничиваться произведенным милицией дознанием либо направить дело в следственную комиссию. В случаях, не терпящих отлагательства, суд мог поручить производство следствия народному судье. Декрет № 2 не решил вопрос о подчиненности следственных комиссий в административном отношении, ограничившись положениями о том, что состав следственных комиссий определялся Советами, а постановления суда были обязательны для Комиссии. На практике возникал вопрос: либо комиссия подчинена непосредственно комиссару юстиции (юротделу) Совета, либо она являлась частью окружного суда. В большинстве губерний РСФСР следственные комиссии подчинялись органу местного Совета, руководящему юстицией (комиссар юстиции, комиссариат юстиции, юридический отдел). На суд фактически были возложены надзорные функции за предварительным следствием.
[1] СУ РСФСР. 1917. № 4. ст. 50. [2] Курский Д.И. Из деятельности Московского комиссариата по судебному ведомству // Еженедельник советской юстиции. 1922. № 44-45. С. 4. ' Документы Великой пролетарской революции. М.: Московский рабочий, 1948. Т. 2. С. 148. [4] ГАРФ. Ф. 1235. On. 78. Д. 1. Л. 3 [5] Модель М.. Революционная законность и революционная бдительность. // Советская юстиция. 1962. № 7. С. 16 [6] Петроградский Военно-революционный комитет: Документы и материалы в 3 т. Т. 1. М.: Наука,1966. С. 523 [7] Петроградский Военно-революционный комитет: Документы и материалы в 3 т. Т. 2. М.: Наука,1966. С.507 [8] Ушаков И.А. Создание первого народного суда в Петрограде // Советское государство и право. 1957. № 1. С. 5 [9] Сивков П.3. Кронштадт: страницы революционной истории. Л.: Леняздат, 1972. С. 95 [10] Фаткулин Ф.Н. К вопросу о создании и развитии органов юстиции Татарстана в первые годы советской власти // Ученые записки Казанского государственного университета. 1960. Т. 120. Кн. 5. С. 57. [11] Кривоногое B.B. К вопросу о создании органов расследования преступлений на Урале (1917-1920 гг.) // Сборник аспирантских работ по вопросам государства и права. Свердловск, 1963. С. 98.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/42033.html |
|