У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Понятие и назначение института уполномоченного по правам человека (омбудсмена)

Институт уполномоченного по правам человека (омбудсмена) получил активное развитие в современных государствах мира[1]. Его распространение не связано с особенностями конституционного строя, либо правовой систе­мы. Должность омбудсмена утвердилась и в странах конституционной мо­нархии (Швеция, Дания, Великобритания) и, в государствах с республикан­ской формой правления (США, Франция, Финляндия), в странах с разви­вающейся демократией (Гайана, Маврикий, Остров Фиджи), в государствах перехода к демократическому режиму (Армения, Украина, Литва). Государ­ства, относимые к различными правовыми семьям (романо-германской, анг­ло-американской, индусской и др.) заимствовали институт омбудсмена и, опираясь на опыт предшественников, адаптировали его, сообразуясь с осо­бенностями системы государственной власти и национальными традициями. Очевидно одно - институт омбудсмена является своего рода атрибутом госу­дарств сформировавших или создающих демократический режим.

Распространение института омбудсмена в большинстве современных демократических стран обусловлено объективной необходимостью защиты прав и свобод человека. Особенно очевидным это стало после мировых войн и зверств тоталитарных режимов. Под влиянием норм формирующегося ме­ждународного права (Всеобщая декларация прав человека 1948 г. и др. меж­дународные акты) многими государствами было признана необходимость защиты и обеспечения прав человека. Другая предпосылка распространения данного института обусловлена переходом европейских государств от поли­тики laissez-faire (невмешательства) к политике welfare state (всеобщего бла­годенствия) и, соответственно задачей обеспечения прав человека «второго поколения». Однако такой переход сопровождался усилением исполнитель­ной власти. Становится очевидным, что механизмы контроля за деятельно­стью исполнительной власти, выработанные в процессе развития демократи­ческих государств, оказались явно не достаточными. Учреждение института омбудсмена позволило, с одной стороны, смягчить последствия усиления ис­полнительной власти, создать дополнительный механизм защиты прав граж­дан, с другой стороны, усилить контроль парламента над административной системой. Как отмечает Н.Ю. Хаманева, «распространение института омбуд­смена и включение его в конституционно-политическую систему ряда стран объясняются, прежде всего, постоянно растущим проникновением государ­ства во все социальные области жизни общества, расширением администра­тивной функции государства, ростом государственного регулирования, что приводит к умалению роли законодательной власти и упрочению позиции административного аппарата»[2] [3].

Институт омбудсмена, впервые возникший в Швеции в 1809 г. на осно­вании Документа о правлении, долгое время оставался чисто шведским фе­номеном. Лишь спустя столетие подобный институт был учрежден в Фин­ляндии на основе Конституции 1919 г. Однако до середины XX века идея омбудсмена не получила распространение за пределами скандинавских госу­дарств. Следует отметить, что образование института омбудсмена в Швеции и Финляндии имело сугубо внутренние причины. Его учреждение объясня­лось не целью защиты прав человека, а стремлением парламентов обеспечить законность в деятельности исполнительной и судебной властей. Он задумы­вался в качестве дополнительного элемента в системе конституционных сдержек и противовесов. Омбудсмен наделялся функцией надзора за соблю­дением принимаемых парламентом актов судами, органами исполнительной власти, должностными лицами публичной администрации . Шведский омбудсмен юстиции был подотчетен только избравшему его парламенту, ко­торому представлял ежегодные доклады о своей деятельности.

В развитии института омбудсмена за пределами скандинавских госу­дарств следует выделить два основных этапа. Первый начинается в 60-е годы XX века с учреждения института омбудсмена в Новой Зеландии, его распро­странения в странах британского Содружества и ряда других, преимущест­венно европейских государств. Второй этап получает развитие в 80-е годы прошлого столетия, когда институт омбудсмена вводится в странах Латин­ской Америки, Азии, Африки, Океании, а позже, в государствах Восточной Европы и бывшего Советского Союза.

Определенную роль в продвижении института омбудсмена сыграли международные документы. Еще в 1946 г. в резолюции Экономического и Социального Совета ООН рекомендовалось государствам-членам рассмот­реть вопрос об учреждении групп или местных комитетов по правам челове­ка для сотрудничества с Комиссией по правам человека ООН. Однако непо­средственное влияние оказало решение Конференции ООН 1959 г., в котором рекомендовалось учредить институт омбудсмена во всех государствах мира.

 


[1] В государствах это должностное лицо имеет различные официальные наименования: омбудсмен, медиатор, посредник, народный защитник, уполномоченный и др. По традиции, сложившейся в литературе, нами бу­дет применяться термин «омбудсмен» наряду с категорией «уполномоченный».

[2] Хаманева Н.Ю. Уполномоченный по правам человека - защитник прав граждан. М., 1998. С. 9 - 10.

[3] См.: Шемшученко Ю., Мурашин Г. Институт омбудсмена в современном буржуазном праве // Сов. гос. и право. 1971. №1. С. 139.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/540946.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.