У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Формирование института Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ

Создание института уполномоченного по правам человека в Россий­ской Федерации было предопределено сложностью политической ситуации, обострением социальных противоречий, но особенно увеличивающимся раз­рывом интересов между аппаратом управления и гражданами. С другой сто­роны, на фоне развернутой отечественными средствами массовой информа­ции кампании о нарушении прав человека в России, введение нового «запад­ного типа» института должно было стать подтверждением желания россий­ской власти развивать процесс демократизации общества, обеспечивать пра­ва человека.

Однако еще в восьмидесятых годах в отечественных научных кругах господствовало негативное отношение к институту омбудсмена. Так, к при­меру, в статье Ю.С. Шемшученко и Г.А. Мурашина утверждалось что омбуд­смен - «это орган буржуазного государства, ничтожная эффективность кото­рого предопределена законом...В осуществлении своих функций он всецело зависит от интересов и поддержки господствующего класса капиталистиче­ского общества...В действительности же законодательное закрепление неза­висимости омбудсмена - это всего лишь маскировка его фактического поло­жения»1. Считалось, что более эффективным защитником прав личности в СССР является прокурор, наделенный обширными полномочиями, включая право рассматривать жалобы граждан на действия чиновников.

Процессы демократизации, развернувшиеся в конце девяностых годов, были сопряжены не только с модификацией действующих органов власти, но и поиском новых механизмов, направленных на реализацию прав граждан, на создание конструктивных отношений между властью и личностью.

См.: Шемшученко Ю., Мурашин Г. Институт омбудсмена в современном буржуазном праве // Сов. гос. и право. 1971. №1. С. 143 - 144.

Эти процессы дали мощный импульс для публичного обсуждения, а за­тем формирования новых институтов, в целях обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. К примеру, одними из таких институтов ста­новятся Комитет конституционного надзора СССР и Конституционный Суд РФ. Несомненную роль в становлении новых учреждений сыграло обраще­ние к опыту зарубежных стран. В результате был заново «открыт» институт омбудсмена, получивший широкое признание во многих государствах. «Осо­бо следует отметить, - пишет Н.Ю. Хаманева, - что некоторые юридические и политические механизмы, действовавшие в Советском Союзе, ликвидирова­ны, а четкая и логически выдержанная система новых органов еще не созда­на. Поэтому особый интерес представляет правовой институт омбудсмена, успешно функционирующий во многих странах мира. Этот институт, завое­вавший признание в мире, до последнего времени не привлекал внимание нашего законодателя»[1].

Таким образом, возникновение института уполномоченного по правам человека обуславливалось стремлением российского общества создать новые институты, направленные на защиту прав человека, обеспечения их гарантий от произвола со стороны государственного аппарата, а также обращением к зарубежному, исторически апробированному опыту действующих государст­венно-правовых институтов. По справедливому замечанию И.И. Лукашука, «чем сложнее становятся общественные отношения, а следовательно, и их правовое регулирование, чем шире задачи национальной правовой системы, тем выше значение заимствования зарубежного опыта»[2].

Предложения о создании в России института омбудсмена высказанные в научной литературе оказались в сфере внимания законодателей при подго­товке новых конституционных проектов. В первоначальных вариантах про­ектов Основного Закона (1990 г.) российский омбудсмен именовался Госу­дарственным комиссаром Верховного Совета РФ, в последующих -

Парламентским уполномоченным по правам человека, Уполномоченным Верховного Совета РСФСР по правам человека[3]. Это был первый значитель­ный успех отечественных конституционалистов, выдвинувших идею необхо­димости создания службы омбудсмена в российской государственно­правовой системе.

Следующей вехой в учреждении института омбудсмена в России стало принятие 22 ноября 1991 г. Верховным Советом РСФСР такого важного до­кумента, как Декларация прав и свобод человека и гражданина РСФСР. Ста­тья 40 Декларации устанавливала:

«(1) Парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации возлагается на Парламентского упол­номоченного по правам человека.

(2)   Парламентский уполномоченный по правам человека назначается Верховным Советом РСФСР сроком на 5 лет, подотчетен ему и обладает той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР.

(3)   Полномочия Парламентского уполномоченного по правам человека и порядок их осуществления устанавливаются законом»[4].

Данные положения, несмотря на декларативный характер документа, заложили основы статуса нового для России института. Несмотря на то, что в последующем статус Парламентского уполномоченного существенно видо­изменился, положения Декларации послужили ориентиром для последующих законодательных решений о введении должности Уполномоченного.

Для окончательного закрепления нового института в национальном за­конодательстве и реального воплощения идеи омбудсмена необходимо было отразить соответствующее положение в Основном Законе государства. Это осуществилось с принятием новой Конституции Российской Федерации 1993г. Согласно пункту д) части 1 статьи 103 Конституции РФ, к ведению Государственной Думы относится назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соот­ветствии с федеральным конституционным законом. В сравнении с положе­ниями Декларации, изменилось наименование нового должностного лица (исчезло определение «парламентский»), были изъяты статусные характери­стики Уполномоченного. Однако норма о необходимости принятия феде­рального конституционного закона, регулирующего его деятельность, уста­навливала высокое правовое положение Уполномоченного. Н.Ю. Хаманева в комментарии к данному положению Конституции РФ отмечает: «Действую­щая Конституция РФ ввела равнозначный пост Уполномоченного по правам человека. Новый институт должен вписаться в уже действующую систему защиты прав и свобод человека и гражданина, дополнить существующие ме­ханизмы этой защиты. Основные задачи Уполномоченного, его статус и по­рядок работы должен быть определен федеральным конституционным зако­ном»[5]. Таким образом, закрепление в Конституции Российской Федерации, даже в весьма общем виде, должности Уполномоченного по правам человека, являлось признанием необходимости введения дополнительного института обеспечения прав и свобод личности.

 


Хаманева Н.Ю. Уполномоченный по правам человека - защитник прав граждан. М., 1998. С. 5.

[2] Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М., 2000. С. 35 - 36.

[3] Проект Конституции Российской Федерации//Российская газета. 1991. 19 апреля.

[4] Постановление Верховного Совета РСФСР «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Рос­сийская газета. 1991. 25 декабря.

[5] Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. акад. Б.Н. Топорнина. М.: Юристь. 1997. С. 542.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/540946.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.