Быстрый переход к готовым работам
|
Констатирующий этап экспериментаРазработка и обоснование технологии формирования готовности студентов к МПО предусматривали проверку ее эффективности в ходе эксперимента, проводимого в рамках учебно-воспитательного процесса в педвузе, включающего лекционные и практические занятия, внеаудиторную работу, педагогическую практику в школе, описанные во второй части диссертационного исследования. Для реализации поставленной цели была разработана программа опытно-экспериментальной работы, включающая определение цели, этапов, базы и методов экспериментального исследования. Эксперимент проводился на базе педагогического факультета БФСГУ и музыкально-педагогического факультета педагогического института СГУ им. Н.Г.Чернышевского с 1997 по 2001 учебный год. Для анализа, обработки и описания полученных в ходе эксперимента данных был выбран педагогический факультет БФСГУ. Численность экспериментальной и контрольной групп на начало эксперимента была соответственно 45 и 47 человек. Аналогичным были и учебный план, программы курсов педагогического и музыкального цикла. Опытноэкспериментальная работа началась со студентами, заканчивающими 1 курс обучения и продолжалась на 5 курс включительно, в том числе и в ходе педагогической практики. Эти сроки были обоснованы: необходимостью выработки осознанного отношения к самой педагогической деятельности, усвоения определенной системы знаний, приобретения комплекса умений и навыков в ходе учебной деятельности и на педагогической практике. Таким образом, формирование готовности к МПО - процесс динамичный, длительный, предусматривающий не только приобретение, но и совершенствование полученных знаний, умений, навыков. Экспериментальное исследование состояло из трех этапов, отражающих динамику формирования готовности студентов к MIIO.
На каждом этапе опытно-экспериментальной работы анализировались как отдельные компоненты готовности, так и готовность студентов к МПО в целом. Методика проведения эксперимента по проверке эффективности разработанной технологии готовности студентов к МПО включала использование следующих методов:
На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы, охватывающей первый и второй семестровый периоды, ставились следующие задачи:
На данном этапе программа эксперимента предполагала использование авторского пакета диагностических методик для студентов, поступивших в педвуз и обучающихся на 1 курсе по выявлению желания, интереса, потребности в МПО, опыта организации общения с детьми средствами музыки, понимания ими содержания и способов МПО. С этой целью нами был использован авторский пакет диагностических методик, представленный в данном параграфе. Обработка полученных результатов предполагала определение исходной качественной характеристики, то есть уровня исследуемого предмета, в нашем случае, готовности студентов к МПО. Чтобы проследить динамику процесса формирования готовности студентов к МПО, были определены уровни, соответствующие компонентам данной готовности. Чтобы дать содержательную характеристику уровней готовности и обоснование их, обратимся к теории уровневого подхода. В ряде педагогических исследований (О.ААбдуллиной, Л.Г.Вяткина, И.Н.Немыкиной, Л.А.Рапацкой, В.А.Сластенина), посвященных анализу явлений, процессов учебно-воспитательной практики, качеств личности, за основу при определении уровня формирования последних берутся интуитивный, репродуктивный, репродуктивно-творческий, творческий. В исследованиях И.Н.Немыкиной и Л.А.Рапацкой эти уровни педагогической деятельности рассматриваются применительно к учителю музыки и отражают специфику музыкальной деятельности. Р.АТельчарова выделяет следующие уровни музыкально эстетической культуры учителя музыки:
Этот подход объединяет и специфику музыкальной деятельности, и саму музыкальную деятельность, поэтому он может быть положен в основу разрабатываемых нами уровней сформированное™ готовности студентов к МПО. Т.В.Лаврикова определила следующие уровни готовности к применению личностно-ориентированных технологий обучения: элементарно-репродуктивный, исполнительский (низкий), ситуативнопоисковый (средний) и импровизаторский, конструктивно-креативный (высокий) [123]. Г.А.Алферова предлагает наличие низкого, среднего и высокого уровней готовности к непрерывному образованию. И.Ю .Глинянова, исходя из принципа системности по П.К.Анохину, выделила основные уровни готовности студентов к валеологической работе: житейский (низкий), ориентировочный (ниже среднего), «профессиональный» (средний), «профессионально-мастерский» (высокий) [3]. Исследование содержания готовности студентов к МПО позволяет выйти на ее структурно-уровневое изучение. Готовность студентов к МПО может быть оценена в уровнях, которые определены как низкий, средний и высокий. На каждом из уровней компоненты готовности будут иметь определенную характеристику. В качестве критериев уровней готовности студентов к МПО нами был взят компонентный состав готовности, учитывающий качественные характеристики его личностно-деятельностного аспектов. Наиболее * обобщенными критериями уровней готовности студентов к МПО, на наш взгляд, являются: - интерес к МПО; - потребность в МПО; - способность создавать новые условия для организации МПО на основе имеющегося музыкального опыта; - необходимые знания и умения для организации МПО; - результаты МПО с учащимися. Низкий уровень готовности характеризуется слабовыраженной увлеченностью и заинтересованностью МПО, познавательный интерес к МПО неустойчив, отношение к возможности организации МПО индифферентное, личностно-значимый смысл организации МПО отсутствует. Нет системы знаний об основах МПО и его организации. Знания особенностей музыкального общения не достаточно полные, поверхностные. Практические умения и навыки направлены на применение Є приемов традиционного педагогического общения. Педагогическая рефлексия слабо выражена, рефлексивная позиция направлена на традиционные способы общения. Средний уровень готовности характеризуется проявлением познавательного интереса к МПО, но он не носит личностного характера, не достаточно четко осознается необходимость организации МПО. Знания, хотя и носят взаимосвязанный характер, но отдельные их элементы разрознены. Педагогические и музыкальные умения не подкрепляются новыми умениями и навыками МПО, направлены на воспроизведение традиционных. Анализ результатов общения осуществляется под контролем преподавателя, в ряде случаев осуществляется перенос знаний и умений из одних практических ситуаций в другие. Рефлексивная позиция связана с осознанием собственного стиля общения, творческий подход к организации МПО сформирован недостаточно. Высокий уровень готовности характеризуется убежденностью в необходимости организации МПО. Четко проявляется мотивация, осознанно формулируются цели, задачи МПО. Сформирована система знаний о МПО. На данном уровне предполагается гибкое использование различных методов и приемов МПО в соответствии с задачами и целями, уровнем подготовленности учащихся. Проявляется стремление к самостоятельному поиску информации и освоению новых специфических умений, способность анализировать факты и ситуации МПО. Опыт творческой деятельности сформирован достаточно полно, он проявляется в умелой организации МПО. Возникло желание наиболее адекватно реализовать себя в МПО. Рефлексивная позиция связана с глубоким самоанализом, самооценкой, самоутверждением, самореализацией. Дар музыкально-педагогического общения со школьной аудиторией - качество, которое необходимо развивать постоянно. Чтобы уметь говорить о сложном просто, уметь ярко, артистично охарактеризовать звучащую музыку и вместе с тем свободно иллюстрировать свои мысли музыкальными примерами, учитель должен систематически повышать уровень своих знаний и профессиональное мастерство, воспитывать культуру, артистизм, коммуникативные способности.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/297976.html |
|