Быстрый переход к готовым работам
|
Анализ состояния патриотического воспитания студентов по данным научно-методической литературы и практикиВ современных условиях значительно возрастает роль патриотического воспитания в становлении и развитии личности человека, воспитании подрастающего поколения в духе любви и преданности своей Родине. В истории России патриотическому воспитанию всегда отводилась главенствующую роль, что* позволяло воспитывать у воинов высокий моральный дух, мужество, героизм и стойкость в бою. Многие века патриотическая идея, верно, служила созданию и укреплению- государственности, армии, воспитанию воинов и граждан, обладающих высокими морально-волевыми качествами, Во все времена у всех народов патриотизм являлся важнейшим условием формирования национального самосознания, воспитания преданности, любви к своей Родине и своему народу. Идеи патриотического воспитания волновали многих ученых- педагогов, историков-философов и этнографов. В научно-методической литературе широко освещены и представлены вопросы патриотического воспитания детей, подростков и молодежи. Проблемам патриотического воспитания детей школьного возраста и молодежи посвящены диссертационные исследования: С.Т.Алиевой [31], М.Ч. Алирзаева [35], Е.С.Ананьевой [37], А.А. Анцифировой [39], А.А. Аронова [42], И.И Валеева [84], А.Н. Вырщикова [103], З.Т. Гасанова [109; 110], Р.’К. Гусейнова [124], А.Р. Жумакова [152], Г.В. Зверева [157], Д.П. Ильченко [164], А.П. Кабаченко [179], В.А. Караковского [182], Т.В., Козловская [184], О.Ю. Колпачева [185], А.Е. Кондратенкова [188], В.И. Корнеевой [191], Ю.В. Кутлугильдиной [206], В.И. Лесняк [213], В.И. Лутови-
нова [220] Д.М. Магдиева [226], В.В. Макарова [233] А.С. Миловидова [235], Л.И. Мищенко [239], К.В. Назаренко [247], Л.Е. Никоновой [256], В.В. Понятковский [265], Г.И. Рогачева [268], В.Ф. Фарфоровина [285], Т.М. Шашло [289], А.Х. Халикова [291], и др. В исследованиях этих педагогов широко освещены средства, формы и методы патриотического воспитания детей школьного возраста, учащейся молодежи и даны научно-практические рекомендации по организации работы по патриотическому воспитанию в образовательных учреждениях. Эти педагоги особо подчеркивают необходимость воспитания у школьников и у студенческой молодежи патриотических чувств (любви к Родине, уважительного'отношения к культуре, языку, традициям и обычаям своего народа). Теоретико-методологические и концептуальные основы патриотического воспитания молодежи глубоко проработаны и представлены в фундаментальных исследованиях А.Г. Агаева [6], Н.А. Белоусова [57], Ю.С. Васютина [89], А.Н. Вырщикова [101; 102; 103], З.Т. Гасанова [109-113], А.Р. Жумакова [152], Г.В.Зверевой [157], О.Ю. Колпачевой [185], В.И. Лутови- нова [220], В.В. Макарова [233], А.С. Миловидова [235], Л.И. Мищенко [240], В.В. Понятковского [265], Г.М. Рогачева [268], М.Н. Росенко [269], В.Ф. Фарфоровина [283], Т.М. Шашло [289], А.Х. Халикова [291]. В диссертационных исследованиях и монографиях этих педагогов разработаны теоретико-методологические и концептуальные основы системы патриотического воспитания школьников.и студенческой молодежи и определены основные направления воспитания патриотизма, дружбы, веротерпимости и гражданственности. В этих исследованиях глубоко проанализированы методологические аспекты патриотического воспитания школьников и молодежи в условиях образовательных учреждений. Значительный интерес для теории и практики патриотического воспитания представляют диссертационные исследования А.Р. Жумакова [152], Г.В.Зверевой [157], О.Ю. Колпачевой [185], В.И. Лесняка [185], В.В. Понятковского [265], В.Ф. Фар- форовина [285], Т.М. Шашло [289], А.Х. Халикова [291], раскрывающие теоретические и методологические аспекты патриотического воспитания детей школьною возраста и студентов.. Эти педагоги дают ряд ценных научно- практических рекомендаций по организации и проведению целенаправленной работы по патриотическому воспитанию школьников и студентов. Большое значение дли для разработки теории и практики патриотического воспитания и региональных программ по патриотическому воспитанию населения имеют научные статьи и учебно-методические пособия JI.X. Авшалумовой [5], А.Г Агаева [6,7], А.К. Алиева [9,10], , М.Н. Алиева (11-28), А.А. Аронова [42; 43], Г.И. Батуриной [55], Н.И. Болдырева [59], М.И. Богомоловой [61,62], Е.В. Бондаревской [68-73], А.К.Быкова [80; 81], Ю.С. Васютина [89] А.Н. Вырщикова [101-103], З.Т. Гасанова [109-113], Д.М. Малаева [234], Н.П. Овчинниковой Н.С. Ульяновой [254; 255], А.В. Роговой [269], М.В.Черкезовой [292], А.А. Щеголева [296], К.А. Юнусовой [297], Т.В. Яшковой [301] и др. Эти ученые особо подчеркивают необходимость создания научно обоснованной системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации и разработки региональных программ для системной организации патриотической работы в образовательных учреждениях. В последние годы отечественные ученые - педагоги, историки, политологи и философы уделяют большое внимание патриотическому воспитанию молодежи. Об этом свидетельствуют их выступления на Республиканских, Всероссийских и Международных научно-практических конференциях, проводимых в 1994-2010 г.г. по проблеме нравственно-патриотического воспитания молодежи. Так, например, 24 мая 1994 рода в Махачкале состоялась Республиканская научно-практичеСкая конференция «Патриотизм: истоки и современные проблемы«, организаторами которой являлись Региональный центр этнопедагогических исследований при Дагестанском научном центре РАИ и Оборонная спортивно-техническая организация Республики Дагестан. Кроме того, ежегодно в высших учебных заведениях и Дагестанском научном центре РАН проводятся научно-практические конференции по проблемам патриотического и нравственного воспитания учащейся молодежи. В работе конференции участвуют ученые, работники управления, министерств, ведомств, представители военно-патриотических, ветеранских и молодежных организаций, религиозных объединений. В ходе конференции обсуждаются теоретические и практические аспекты патриотического и интернационального, духовно-нравственного воспитания молодежи в современных условиях и разрабатываются научно-практические рекомендации по улучшению воспитательной работы с молодежью в образовательных учреждениях (школах, средних и высших учебных заведениях). Наибольший интерес у участников конференции вызвал доклад (вступительное слово) заместителя председателя Дагестанского научного центра РАН «руководителя Регионального центра этнопедагогических исследований при ДЫЦ РАН, доктора философских наук, профессора А-Г.К. Алиева [262, С. 3-7]. Подчеркивая важность и необходимость глубоко продуманней системы нравственно-патриотического воспитания молодого поколения, профессор А. К.Алиев отметил: «Нынешняя политика в области патриотического воспитания, к сожалению, не является итогом достаточно глубоких теоретических изысканий, а скорее есть плод поспешных практических решений и намерений тех, кто проводит реформы. К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать. Хранить память, беречь и развивать патриотические чувства народа - это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками» [262, С. 7].
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/314769.html |
|