Быстрый переход к готовым работам
|
Муниципальное образование как объект * социально-экономического управленияЖизнь человека во всем ее многообразии протекает в рамках конкретного административно-территориального образования, структура которого определяется национальными традициями и практикой хозяйственного управления. Во многих экономически развитых странах мира, а в последние годы - также в России и Узбекистане, в качестве первичной ячейки организации экономической деятельности людей стали рассматриваться муниципальные образования (муниципалитеты)1. Именно в рамках муниципальных образований формируются местные сообщества, представляющие собой «группу людей с географическими, политическими и социальными границами и достаточно развитым общением * 2 друг с другом» . > Группы людей (или их отдельные представители) взаимодействуют в рамках муниципальных образований для достижения совместных экономических, социальных и целого ряда других целей. При этом выход за рамки границ собственного муниципального образования равнозначен выходу во внешнюю среду, что чаще всего объективно необходимо местному сообществу для достижения обозначенных целей. Сегодня большинство политиков и экономистов, представителей многих научных (преимущественно обществоведческих) школ признают значимость для развития страны тех процессов, которые протекают в рамках муниципальных образований. Ориентируются на это и руководители страны. В Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному і 1 От лат. municipium - в римском государстве италийские, а с III века до нашей эры и провинциальные города, свободное население которых получало в полном или ограниченном объеме права римского гражданства или самоуправления (см.: Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1980, с. 855). 2 См. работы Рона Шиффера.
Собранию в 2002 году было отмечено, что «без дееспособного местного самоуправления эффективное устройство власти считаю невозможным. Кроме того, именно здесь, на местном уровне есть огромный ресурс общественного контроля за властью, и на этом уровне мы обязаны навести порядок» 1. В свою очередь, Президент Республики Узбекистан И. Каримов неоднократно подчеркивал в своих выступлениях, что «Построение гражданского общества предполагает последовательную, постепенную передачу ряда полномочных функций от государства местным органам власти, общественным структурам и органам самоуправления граждан»2. Таким образом, становится очевидным, что именно в муниципальных образованиях сегодня решается судьба страны, именно они являются основным звеном социально-экономической системы общества, ориентированной в своем развитии и в России, и в Узбекистане на рост благосостояния населения. Границы муниципальных образований обычно формируются в процессе исторического развития административно-территориальных единиц. Однако в ряде случаев органы государственной власти идут на их преобразование с целью обеспечения принципов эффективного исполнения функций и формирования структур местного самоуправления на уровне, максимально приближенном к населению. Существуют определенные различия в терминологии, касающейся муниципальных образований как объектов социально-экономического управления. Так, например, в российском законодательстве (по аналогии с законодательствами зарубежных стран) используются словосочетания «муниципалы о ные органы власти», «органы власти муниципальных образований» . Консти- » туция Республики Узбекистан при характеристике подобных органов исполь зует понятия «государственная власть на местах», «местные органы власти», 1 Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. - М., 2002. 2 Каримов И. А. Узбекистан, устремленный в XXI век. - Ташкент, 1999, с. 25. 3 См. Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации // Российская газета, 2003, 8 октября.
«органы самоуправления»1. За различиями терминологии можно увидеть различную степень централизации государственной власти - в России наблюдается тенденция к делегированию полномочий от центра в регионы и далее - на местный уровень. В Узбекистане признано целесообразным усилить централизованную власть - Президент Республики Узбекистан И. Каримов подчеркнул, что «Важнейшая задача в сфере государственного строительства и управления - усилить роль и влияние законодательной власти - Парламента страны, добиться более сбалансированного и устойчивого равновесия между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти»[1] [2]. Однако, провозглашая приоритеты и высокий уровень централизации государственной власти, Конституция Республики Узбекистан провозглашает и многообразие форм собственности, определяя достойное место муниципальной собственности. Этот факт обеспечивает легитимность финансовых основ социально-экономического развития муниципальных образований страны и управления ими. Рассматривая муниципальное образование как объект социальноэкономического управления, необходимо разграничивать управление его различными подсистемами. Очевидно, что в качестве базовой следует рассматривать экономическую подсистему, так как развитие муниципальной экономики способствует формированию финансовых ресурсов муниципального образования, обеспечивающих решение социальных проблем населения. В современной экономической литературе можно выделить три подхода к трактовке категории «муниципальная экономика».
[1] См.: Конституция Республики Узбекистан. - Ташкент: Узбекистан, 1998. [2] Каримов И. Наша главная цель - демократизация и обновление общества, реформирования и модернизация страны. - Ташкент: Узбекистан, 2005.
Вся работа доступна по ссылке http://mydisser.com/ru/catalog/view/483890.html |
|