Быстрый переход к готовым работам
|
СПЕЦИФИКА ФАНТАСТИЧЕСКОГО В МУЗЫКЕСПЕЦИФИКА ФАНТАСТИЧЕСКОГО В МУЗЫКЕ мало разработана отечественным музыкознанием. Это лишь отдельные замечания в аналитических разделах работ. Однако качество фантастичности в музыке легко ощущается нами, ибо исходя из принципа нарушения традиционных норм языка, волшебное выработало свой канон выразительных средств, лабораторией которых стала опера. Это узорчатость, "невокальность" мелодической линии, тритон и другие увеличенные и уменьшенные интервалы на уровне интонационности; ритмическая изощренность; использование крайних регистров; ажурность, индивидуальность партий оркестра. Это применение "геометризованных" ладов: увеличенного, уменьшенного со звукорядом тон-полутон, целотонной гаммы. Это красочные последовательности в гармонии, чаще связанные с малотерцовыми рядами трезвучий, а также тоникальная трактовка диссонансов, мажоро-минор параллельной и одноименной систем. А.И. Кандинский разделяет фантастические образы Римского-Корса- кова на две группы, условно обозначая их как "светлую" и "темную" фантастику (45). По комплексам выразительных средств они представляют собой как бы пересекающиеся круги: одни и те же приемы могут характеризовать и ту, и другую группу. На первый план выходит то обостренная ин- тонационность, то яркая звукопись, ассоциирующаяся с импрессионистской манерой письма. Инструментальная сказка в обрисовке волшебных образов прибегает к тем же средствам. Восхитительно-изменчива, например, побочная партия из Сказки Римского-Корсакова. Интонационно и ритмически прихотливая мелодия флейты соло изобилует мягкими синкопами-оттяжками. На протяжении тридцати восьми тактов нарастания и спады звучности чередуются в диапазоне от РРР до Б, дважды меняется темп, трижды - характер исполнения, четыре раза композитор проставляет в партитуре гйепЩо. Образ переливается, как драгоценный восточный камень, поворачиваясь к нам разными гранями. В репризе соло флейты передается скрипке, отчего колорит побочной партии становится несколько более земным. Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/mehanoshina-olga-vladimirovna-povestvovatelnye-zhanry-instrumentalnoy-muzyki.html |
|