У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Особенности развития самооценки у детей 5-6 лет с дизартрией
Количество страниц 44
ВУЗ ДВГУ
Год сдачи 2010
Содержание СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения особенностей развития самооценки у детей 5-6 лет. 7
1.1. Подход к изучению личности ребенка отечественными и зарубежными исследователями. 7
1.2. Особенности развития самосознания. 10
1.3. Характеристика самооценки как структурного компонента становления самосознания личности. 12
1.4. Развитие самооценки в онтогенезе. 15
1.5. Характеристика нарушения речи по типу дизартрия 18
1.6. Особенности развития самооценки у детей с дизартрией. 25
Глава II. Задачи и методы изучения особенностей развития самооценки у дошкольников. 28
2.1. Характеристика методов изучения самооценки у дошкольников. 28
2.2. Выявление особенностей развития самооценки у детей 5-6 лет с дизартрией. 31
Заключение 40
Библиографический список 43
Приложения

ВВЕДЕНИЕ
Не нужно никому долго пояснять, как важен для человека дар слова. К.С.Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира» [12, ст. 40]. Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно – в первые годы. И очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть этим даром.
Как отмечал Песталоцци, «язык дает ребенку в короткое время то, что человек получил от природы за тысячелетия» [11, стр. 512]. «Являясь, с одной стороны, орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой – средством к их обогащению и расширению, слово служит стержнем всей жизни» [7, стр. 3]. И действительно, посмотрев книги по детской психологии и педагогике, начинаешь осмысливать, что речь необходимо рассматривать как обязательную часть общего развития ребенка и как средство его воспитания. Обучая ребенка связно, правильно и красиво излагать свои мысли; дополняя и расширяя полученные им знания посредством речи – мы воспитываем социально-подготовленную личность. При правильном подходе к обучению ребенка грамотный педагог обязательно обратит внимание на его достижения, в нужный момент поможет или похвалит, что напрямую связано с развитием у малыша адекватной самооценки.
Как известно, личностью не рождаются, личностью становятся. И очень важно учесть следующее: как мы будем воспитывать ребенка, как будем создавать общественные отношения, в которые он вступает – так он в дальнейшем будет себя реализовывать.
Одним из структурных компонентов личности является самосознание – понимание того, что человек собой представляет, какими качествами обладает, как к нему относятся окружающие и чем это вызвано. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, то есть в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности.
Но в последнее время в нашей стране, по многим причинам, становится больше детей с различными нарушениями речи. Хотелось бы отметить одно из них – дизартрию. Анализ случаев с легкой дизартрией показал, что для понимания данных речевых расстройств недостаточно изучения особенностей собственно речевых нарушений. Патология речи (нарушения звукопроизношения) ограничивает способности и социальные возможности ребенка, отражается на всей его личности, в ряде случаев является причиной отрыва от коллектива. Стесняясь своего речевого нарушения, ребенок становится замкнутым, неуверенным в своих силах и возможностях. Дефекты речи в большинстве случаев являются причиной его неуспеваемости в школе.
Кроме того, мы наблюдаем и такие явления, как ослабление отдельных компонентов психики – внимания, памяти, что отрицательно отразиться на его успех по устранению речевого дефекта. В связи с этим нам крайне необходимо обращать внимание ребенка на его «Я», развивать его уверенность в себе и своих достижениях. Надо «ввести» такого ребенка в коллектив, обеспечить ему всестороннее развитие, не обделять своим вниманием, и, конечно, совершенствовать речь. Ведь еще у греков и римлян публичное слово играло важную общественную роль, и обучение изящной речи входило в круг предметов общественного образования.
В сочинения Демократа обращается внимание на ряд вопросов касающихся воспитания детей с нарушениями речи: природосообразность воспитания, упражнения в процессе воспитания, положительные примеры взрослых необходимые для развития личности детей.
Древнегреческий педагог Плутарх, описывая систему спартанского воспитания, касался и системы развития речи у юных спартанцев. В частности, он указывает, что здесь «детей учили говорить так, чтобы в их словах едкая острота смешивалась с изяществом, чтобы краткие речи вызывали пространственные размышления» [10, стр. 567].
Как говорила Е.И.Тихеева: «Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи – значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры человечества» [7, стр. 3].
М.И.Калинин по этому поводу отмечал: «Хорошее знание родного языка необходимо уже по той простой причине, что он является орудием для изучения других предметов и что человеческая мысль тогда должна быть названа мыслью, когда она выражается словами, то есть, сформирована таким образом, что ее могут воспринимать другие люди» [4, стр. 127].
«Воспитание правильной и чистой речи у ребенка – одна из важнейших задач в общей системе работы по родному слову. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. Воспитывая полноценную личность, надо устранять все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Необходимо, чтобы ребенок как можно раньше хорошо овладел своей родной речью, говорил правильно и красиво» [2, стр. 3].
Подобная проблема, как особенности развития самооценки у детей с различными нарушениями речи, в частности у детей со стертой дизартрией, заинтересовала своей необычностью: все знают такие слова как «личность», «самосознание», «самооценка». Но ведь можно задать вопрос: «А в чем различия между самооценкой нормально развивающихся детей, и детей с нарушениями речи?». Именно это мы и попытаемся узнать. В то же время в этой проблеме чувствуется необходимость – если подобные различия есть, то к детям-дизартрикам нужен свой подход.
Отечественная логопедия создает наиболее благоприятные условия для развития личности детей с нарушениями речи. В её основе лежат многочисленные исследования отечественных и зарубежных авторов, свидетельствующих о больших компенсаторных возможностях развития детского мозга и совершенствования путей и методов логопедического воздействия.
Итак, принимая во внимание весь вышеизложенный материал, объектом исследования является развитие самосознания у дошкольников, предметом – особенности развития самооценки у детей с дизартрией. В связи с этим целью поставлено выявить особенности развития самооценки у детей с дизартрией, и предлагаем следующую гипотезу: «Считаем верным следующие предположение, что речевой дефект обуславливает особенности не только поведения, но и такую составляющую самосознания личности как самооценка - у детей-дизартриков она может быть неадекватная: либо завышенная, либо заниженная». И, конечно, хотелось бы упомянуть задачи:
1. Изучить литературу по проблеме теории и практики.
2. Изучить и апробировать методы исследования самооценки детей старшего дошкольного возраста.
3. Составить психолого-педагогические рекомендации по их практическому применению.
Список литературы БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988.
2. Городилова В.Н. Воспитание правильной речи. – М.: Издательский центр «Академия», 1983.
3. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. Екатеринбург: Изд-во АРДЛТД, 1999.
4. Калинин М.И. О воспитании и обучении. – М.: Издательский центр «Академия», 1987.
5. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., «Просвещение», 1975.
6. Общая психология. – М.: Просвещение, 1986.
7. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М.: Издательский цент «Академия», 1977.
8. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
9. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособ. для студ. выс. и сред. пед. учеб. заведений. – М.6 Изд. Центр «Академия», 1998. с 196 по 208 ст.
10. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Т. I – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
11. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Т II – М.: Гуманит. изд. центр ВЛПДОС, 1997.
12. Аксаков К.С. Разговаривайте с ребенком// Дошкольное воспитание №8-2002г.
13. Галигузова Л.Ю. Застенчивый ребенок// Дошкольное воспитание №4-2000г.
14. Коротков М.В. О педагогах// Педагогика №4-1994г.
15. Моисеев Д.В. Формирование адекватной самооценки в старшем дошкольном возрасте// Дошкольное воспитание №9-1999г.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1250





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.