У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Безработица и занятость состояние проблемы и пути регулирования Россия
Количество страниц 81
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 22371.doc 
Содержание
Содержание

Введение

ГЛАВА I. РОЛЬ КАТЕГОРИЙ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЗАНЯТОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА
1.1 Рынок труда-регулятор занятости и безработицы
1.2 Занятость как основополагающая характеристика рынка труда и объект социальной политики
1.3 Социально-экономическая сущность безработицы

ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ
2.1 Проблемы теории и практики скрытой безработицы и политика в отношении скрытой безработицы и скрытой занятости
2.2 Проблема формирования работника как самостоятельного агента рыночной экономики и пути реабилитации труда
2.3 Пути минимизации безработицы

ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ МОСКОВСКОГО ЦЕНТРА ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ «ПЕРСПЕКТИВА»
3.1 Общая характеристика занятости населения в г.Москве
3.2 Анализ работы Московского центра труда и занятости молодежи «Перспектива» на рынке труда г. Москвы в 2007 г
3.3 Мероприятия и пути улучшения работы по вовлечению неработающих в трудовой процесс центра занятости

Заключение
Библиографический список

Введение

Актуальность темы исследования. Проблема занятости и безработицы стала одной из острейших социальных проблем, с которыми столкнулось человечество в XX веке. И, к сожалению, в начале нового XXI века эта проблема не исчезла. Можно даже сказать, что она приобрела новую окраску.
Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране. Этот вывод нашел свое юридическое закрепление в 1948 году во « Всеобщей декларации прав человека », где подчеркивается, что каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. Принято считать, что безработица - это своеобразная плата за рынок, издержки рыночной экономики. И, скорее всего, так оно и есть. В любой конкурентной борьбе ( а рынок, как известно, без этого невозможен ) есть победители и проигравшие. Речь идет о том, чтобы минимизировать, значительно снизить социальные последствия рыночного негатива, особенно в области реализации права на труд как одной из важнейших составляющих человеческой жизни.
Наша страна, как и большинство стран с рыночной экономикой, столкнулась со все более обостряющейся проблемой занятости населения, решение которой требует как значительных практических усилий, так и глубоких теоретических проработок. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием процессов, происходящих на рынке труда, становится безработица - в целом негативное, но практически
неизбежное явление общественной жизни». Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, лишившихся работы. Она представляет собой важный сектор социально-экономического развития общества, который соединяет в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Большая часть социальных, демографических, экономических явлений в той или иной степени выступает в качестве факторов или результатов, происходящих в сфере занятости.
Современная российская экономика встала на путь реформ, перехода к рыночным отношениям. На этом пути, безусловно, имеются издержки, но общая направленность реформ в сторону развития, которому следуют цивилизованные страны мира является прогрессивной.
В последнее время проблема скрытой безработицы и неформальной занятости стали объектом достаточно бурного обсуждения, глубина их проработки явно недостаточна.
Изменение социально-экономической структуры общества, структурная перестройка общественного производства привели к ухудшению состояния рынка труда, к росту безработицы в России. Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. «Термин «безработица» - сложное, многоаспектное социально экономическое явление, присущее обществу с рыночной экономикой, когда часть населения не занята в производстве товаров и услуг, не может реализовать свою рабочую силу на рынке труда из-за отсутствия (абсолютной или относительной нехватки) подходящих рабочих мест и лишается вследствие этого заработанной платы как основного источника необходимых средств к жизни». Безработица -не просто отсутствие работы. Она, как неизбежный спутник свободного предпринимательства, ставит нелегкие задачи перед теми, кто профессионально занимается социальной работой. Безработица достаточно широко распространена и оказывает мощное и разрушительное влияние на людей.. Это явление на нашем рынке труда обостряет социальную напряженность в обществе, способствует росту преступности, наркомании, болезней. Немалый урон безработица наносит жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том или ином роде деятельности, в каком можно наибольшим образом проявить себя. Очень длительный период отсутствия работы заканчивается серьезным психологическим стрессом. И хотя она может оказаться мобилизующим волю испытанием, большинство прошедших через это говорят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенно если были без работы несколько месяцев.
Проблема занятости является на сегодняшний день одной из самых актуальных в нашем обществе, и все связанные с ней вопросы требуют незамедлительного изучения и решения. Конъюнктура рынка труда сегодня складывается под влиянием двух противоречивых тенденций. С одной стороны, резко сокращается спрос на рабочую силу, а с другой стороны, постоянно растет число лиц, ищущих работу.
Уровень безработицы представляет собой один из ключевых макроэкономических показателей, и правильное его определение необходимо для осмысления и прогнозирования результатов социально-экономической политики. Вместе с тем современный рынок труда характеризуется постоянными динамическими изменениями, переливами рабочей силы из одного состояния занятости в другое.
Все вышеизложенное предопределяет актуальность и важность данной проблемы.
Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в теоретическом осмыслении понятий занятости и безработицы как социальных явлений и раскрытии состояния и проблем, и пути регулирования а также разработке рекомендаций по оптимальному решению этой проблемы.
Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие основные задачи:
1. Рассмотрение становления института компенсации морального вреда;
2. Анализ понятия и значения компенсации морального вреда по действующему законодательству;
3. Изучение основ компенсации морального вреда;
4. Рассмотрение методик определения компенсации морального вреда.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступают занятость и безработица как социальные явления на рынке труда в период реформирования отечественной экономики. Предметом исследования является механизм регулирования занятости и безработицы, а также влияние социально-экономических преобразований на структуру и особенности рынка труда г. Москвы.
Теоретическую основу исследования составили работы зарубежных и отечественных ученых по проблемам занятости, безработицы, функционирования рынка труда, методологии социологического и социально - экономического анализа проблем экономически активного населения.
В исследовании обобщен опыт российских и зарубежных руководителей и специалистов, работающих непосредственно на местах ( в региональных отделениях Федеральной Государственной Службы Занятости Населения ) и исследующих проблемы занятости и безработицы как на федеральном, так и на региональном уровнях .
Гипотеза исследования формулируется следующим образом.
Безработица и занятость - важнейшие аспекты социального развития человека, связанные с общественно полезной деятельностью в сфере труда. Два этих явления составляют очень важную часть нашей жизни. В современных условиях переходной экономики они напрямую зависят от социальной, экономической и демографической ситуации в стране. Занятость и безработица трансформируются под влиянием происходящих в обществе процессов: наблюдаются качественные изменения в самом слое безработных, появляются новые разновидности занятости.
Отсутствие четкой государственной политики занятости в нашей стране, не дает возможности региональным и муниципальным органам труда и занятости проводить более эффективную политику в этой сфере и разрабатывать действенный механизм регулирования рынка труда. Именно поэтому необходимы новые теоретические и практические подходы к решению данной проблемы.

ГЛАВА I. РОЛЬ КАТЕГОРИЙ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЗАНЯТОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА

1.1 Рынок труда-регулятор занятости и безработицы

Рынок труда является составной частью структуры рыночной экономики наряду с рынками сырья, материалов, образовательных услуг, жилья и т. д. Это социологическая и экономическая категория, характеризующая систему социально-трудовых отношений, касающихся удовлетворения потребностей производства в рабочей силе и реализации гражданами права на труд и осуществляемых на основе спроса и предложения рабочей силы и рабочих мест. Следовательно, основными субъектами рынка труда выступают наемные работники и работодатели, которые ведут переговоры (коллективные или индивидуальные) относительно заработной платы и условий труда. Это специфическая разновидность рыночных отношений, охватывающих сферу обращения и функционирования рабочей силы, взаимодействия между работодателем и наемным работником, предлагающим свои профессиональные навыки. Реальная модель рынка труда во многом зависит от государственной политики занятости, уровня экономического развития того или иного региона и страны в целом, от демографической ситуации.
На рынке труда выступает экономически активное население, в которое входит как занятая часть граждан, так и безработные. В то же время экономически неактивное население, по тем или иным причинам не работающее, но потенциально способное выйти на рынок труда, составляет резерв трудовых ресурсов .
По мнению некоторых ученых (С. А. Карташева, Ю. Г. Одегова, И. А. Кокорева и др.), существует многообразие моделей рынка труда, которые можно свести к следующим .
Внутренний рынок труда основан на движении кадров внутри предприятий, когда работник либо перемещается на
новое рабочее место, где выполняет функции, сходные с прежней должностью, либо переходит на более высокие должности и разряды. Профессию и квалификацию работников, сосредоточенных на внутреннем рынке труда, сложнее использовать на других предприятиях, поскольку они носят специфический характер, обусловленный работой на данной фирме. Такая модель рынка труда присуща Японии.
Внешний рынок труда характеризуется мобильностью рабочей силы и ориентирован на ее географическое и профессиональное движение, т. е. на заполнение рабочих мест посредством перемещения работников с одного предприятия на другое. К нему больше тяготеет модель рынка труда в США. В ее рамках фирмы комплектуются кадрами со стороны, подбирают обученных работников нужной профессии и квалификации, рассчитывая на их подготовку вне предприятия.
Потенциальный рынок труда составляют те, кто впервые предлагает свой труд. Здесь на первое место выступает качество образования.
Рынок труда отдельных профессий формируется в зависимости от спроса, связанного со структурными перестройками в экономике.
Международный рынок труда - самый молодой по времени возникновения. Его появление связано с процессом интернационализации производства. Например, в России таковым может служить рынок программистов, получающих предложения от работодателей из разных стран мира.

Выдержка из работы
В определенный период радикальных экономических реформ в России в теории и на практике господствовал приоритет экономических методов государственного регулирования над административными, что являлось отражением идеи «саморегулирования» рыночной экономики. Так, в Программе Правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах», утвержденной в 1995 г., явно прослеживалась тенденция превалирования экономических методов регулирования рынка труда: общее оздоровление экономики, рост негосударственного сектора, обеспечение свободы найма, содействие трудоустройству через улучшение информации на рынке труда, профориентационные услуги и т.д.
Сегодня уже ясно, что данная Программа не принесла сколь-нибудь ощутимого результата в стабилизации рынка труда. Экономисты совершенно справедливо критикуют «рыночный» подход к государственному регулированию социально-трудовой сферы, в частности - увлеченность мерами, стимулирующими скорейший поиск работы или приобретение новых профессий незанятым населением. Соглашаясь с данной критикой, считаем необходимым еще более заострить вопрос. По нашему мнению, ситуация на современном российском рынке труда вынуждает обратиться прежде всего к прямым методам регулирования. Пора перестать пугаться слова «административный», - оно имеет непосредственйое отношение к любому регулированию. Более того, опыт развитых стран показывает, что государственное регулирование рынка труда начиналось именно с прямых, административных мер, и чем сильнее спад в экономике, тем более жесткими являлись эти меры .
В последнее время наметилась тенденция более реалистичного взгляда на проблемы регулирования рынка труда. Так, Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2002 годы признала необходимость прямых методов регулирования занятости, поскольку, во-первых, уже в самом названии присутствовало словосочетание «сохранение рабочих мест», чего не было прежде (хотя об этом неоднократно говорили). Во-вторых, в первом пункте программы признавалось, что «способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования»3 (сказано было очень осторожно, но это уже шаг вперед). В-третьих, Программа была разбита на два этапа (1996-1997 гг. и 1998-2002 гг.), причем на первом этапе предусматривалось в основном предотвращение сокращения занятости (изучение общей потребности в рабочих местах, развитие и сохранение перспективных рабочих мест в отраслевом и региональном разрезе, экспертиза целевых и инвестиционных программ на предмет их влияния на занятость, правовая защита рабочих мест и занятости, ограничение использования иностранной рабочей силы, введение единой тарифной сетки для организаций различных форм собственности и т.д.), а уже на втором - воспроизводство рабочих мест и формирование так называемой эффективной занятости .
Немногое из Программы первого этапа удалось осуществить на практике, поэтому представляется целесообразным продолжить работу в указанном направлении, потому что без стабилизации занятости движения вперед быть не может. Вместе с тем нельзя забывать и о долгосрочных перспективах регулирования занятости (по мере накопления необходимых средств), об активной политике на рынке труда.
К таким активным экономическим методам регулирования занятости относятся следующие меры:
- общее оздоровление экономического климата в стране, стимулирование инвестиционной активности и достижение экономического роста;
-создание условий для развития и расширения занятости в негосударственных секторах экономики, в том числе поддержка малого бизнеса и самозанятости;
-обеспечение профессионального обучения, переподготовки и консультирования в целях формирования рациональной структуры занятости.
Очевидно, что реализация всех этих задач - дело сегодняшнего дня. В то же время основная, на наш взгляд, тактическая задача в области занятости - приостановить рост безработицы, одновременно обеспечивая безработным приемлемые социальные гарантии.
Многие недостатки прежних государственных программ в области занятости и рынка труда были учтены в последней «Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 гг.», одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2003 г. за №568-р .
Ключевой задачей на рынке труда определяется повышение эффективности занятости, и для ее решения обозначен ряд приоритетных направлений. Некоторые из них вряд ли можно отнести к области собственно повышения эффективности занятости, скорее - к мерам по упорядочению рынка труда.
Именно к таким мерам, на наш взгляд, следует отнести меры, намечаемые в области законодательства, это - обеспечение социальных гарантий безработным и слабоконкурентным группам населения; разграничение полномочий в области политики занятости и рынка труда между уровнями власти; свободное перемещение трудовых ресурсов по территории и отраслям страны; поддержка малого предпринимательства и регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы.
К этой же законодательной сфере отнесено, почему-то, развитие «системы рабочих мест», «достижение соответствия между спросом и предложением на рабочую силу, в том числе, путем создания рабочих мест в перспективных отраслях экономики».
Среди мероприятий этого направления следовало бы подчеркнуть довольно четко обозначенную приоритетность предоставления рабочих мест, прежде всего, российским гражданам и актуальность легализации мигрантов, а точнее, следовало бы отметить, - иммигрантов, осуществляющих трудовую деятельность в России.
В направлении содействия гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, на первое место выдвинута, понятно, задача точного учета безработных по отдельным группам и категориям для реализации принципа адресности в работе служб занятости; предусматривается также разработка специальных программ трудоустройства наименее защищенных групп граждан.
В области финансирования мер по содействию занятости населения представляется довольно проблематичным практическое решение поставленной задачи по консолидации финансовых средств, предназначенных для реализации соответствующих мероприятий. Более того, сама постановка такой цели представляется также весьма дискуссионной, поскольку здесь легко предположить некоторое ограничение региональных органов в использовании соответствующих финансовых ресурсов.
Наконец, в области оптимизации служб занятости, привлекает внимание задача «развития системы информационного обеспечения органов службы занятости, обеспечения доступности информации для клиентов» этих служб. Думается, что приведенная формулировка поставленной задачи в большей мере отвечала бы текущим потребностям российского рынка труда, если бы в ней была подчеркнута необходимость взаимного, гласного, беспрепятственного и обязательного обмена соответствующей информации между службами занятости различных территорий, округов и регионов страны для повышения пространственной мобильности трудовых ресурсов.
Более обоснованной и актуальной видится поставленная здесь цель «совершенствования механизма перераспределения средств федерального бюджета с учетом ситуации на рынке труда в субъектах Российской Федерации». Однако нельзя не отметить, что решение этой безусловно важной задачи, как и реализация ряда других целей, обозначенных в Концепции, предполагает более четкое и обстоятельное государственное регулирование рыночных процессов. Дело в том, что рассматриваемая задача совершенствования механизма перераспределения бюджетных средств, например, может и должна решаться, понятно, не сама по себе, а в тесной увязке с потребностью и прогнозируемой численностью соответствующей категории населения (безработных граждан) и объемов оказываемых услуг .
Аналогично ставится задача разработки прогноза потребности в рабочих и специалистах по укрупненным группам профессий и специальностей, по видам экономической деятельности и отдельным регионам и увязки потребности с объемами подготовки рабочих и специалистов в системе профессионального образования в целях достижения сбалансированности спроса и предложения в отношении рабочей силы на рынке труда. Предлагается также разрабатывать механизмы определения потребностей организаций в выпускниках учреждений профессионального образования всех уровней.
В качестве одного из приоритетов Правительства Российской Федерации выдвигается также создание условий для достижения соответствия между спросом и предложением на рабочую силу, в том числе путем создания рабочих мест в перспективных отраслях экономики.
Список литературы Список литературы
1. Постановлением Правительства РФ "О реализации Комплексной программы мер по созданию и рабочих мест на 1996—2000 годы" от 3 августа 1996 г. N 928.
2. Постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2002 г. № 137 «О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 г."» Минтрудом России и Минфином России совместным приказом от 25 марта 2002 г. № 57/21н
3. «Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 гг.», одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2003 г. за №568-р.
4. Федеральный закон от 19.04.1991 №1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (ред. от 29.12.2006).
5. Андреева, Л. А. Правовое регулирование обеспечения занятости в России.-М.: МГИУ, 2001.
6. Банков, Г. Политика занятости//Проблемы теории и практики управления.-М., 2003.-№3.
7. Бердычевский, В.С.Трудовое право.-Ростов н/Д: Феникс, 2004.
8. Бреев, Б. Д.Безработица в современной России.-М.: Наука, 2005.
9. Бреев, Б.Труд в условиях рыночной трансформации//Общество и экономика.-М., 2003.-№1.
10. В. Н. Васильева. Занятость населения и ее регулирование: -М.: Мнемозина, 2005.
11. Викторов, И.С.Социально-правовые аспекты проблемы занятости населения//Трудовое право.-М., 2004.-№8.
12. Волков, О.И.Экономика предприятия.-М.: ИНФРА-М, 2003.
13. Джиоев, С. Х.Содействие трудовой занятости.М.: Проспект, 2006.
14. З.А.Котшер, Структура занятости населения: проблемы совершенствования. Москва: Изд-во «Кнорус», 2004.
15. Заславский, И.Е.Труд, занятость, безработица.-М.: Изд-во "Кнорус", 2003.
16. И.Соболева, Скрытые формы безработицы в России. М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2006.
17. К. Э. Лайкам.Труд и занятость в России.-М.: Статистика России, 2006.
18. Капелюшников, Р. Российская модель рынка труда: что впереди?// Вопросы экономики.-М., 2003.-№4.
19. Ковальчук А.С. Экономика. Рынок труда. Человек.-М.: Изд-во "ЮНИТИ-ДАНА", 2006.
20. Козлова, О.Н.Труд в социальной жизни//Социально-гуманитарные знания.-М., 2003.-№6.
21. Кудина, М. В.Основы экономики.-М.: Форум, 2006.
22. Кузьмин, С.А.Занятость населения России на период до 2015 г. (прогноз)//Проблемы прогнозирования.-М., 2004.-№3.
23. Л.Костин, Занятость, зарплата и инфляция – Человек и труд, 2000.- №2.
24. Мазин, А. Л.Экономика труда.-М.: ЮНИТИ, 2007.
25. Манаев, В. В.Анализ занятости населения.-Барнаул: Изд-во АГУ, 2006
26. Миляева, Л.Г.Комплексный анализ современных проблем занятости и безработицы.Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2002.
27. Мнение москвичей о рынке труда, состоянии и перспективах трудоустройства и профобучения (социологический опрос). М.: Департамент федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве, 2004.
28. Мониторинг качества подготовки выпускников профессиональных образовательных учреждений с позиции службы занятости . Методические рекомендации. - М. Управление федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве, 2006.
29. Москвичи о состоянии социально-трудовой сферы, возможностях трудоустройства и профессионального обучения (социологический опрос). - М.: Управление федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве, 2006.
30. Николаева, И. П.Экономическая теория.-М.: КноРус, 2006.
31. Океанова, З. К. Экономическая теория.-М.: Дашков и К°, 2006.
32. Плакся, В.И.Безработица: теория и современная российская практика.-М.: Изд-во РАГС, 2005.
33. Прокопов, Ф. Т.Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда в переходной экономике России.-М.: ТЕИС, 2007.
34. Раицкий, К. А.Экономика предприятия.-М.: Дашков и К°, 2004.
35. Рубвальтер, Д.А.Трудовые ресурсы России- управление и прогноз//Власть.-М., 2004.-№1.
36. Рязанова, С.В.Формирование региональной системы содействия молодежной занятости.Барнаул: АГУ, 2004.
37. Т.Четвернина, Л.Лакунина, Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления – Вопросы экономики, 2002.- №2.
38. Толкунова, В.Н. Трудовое право.-М.: Проспект, 2003.
39. Труд и занятость населения Москвы. 2004г.: Статистический ежегодник. - М.: Управление федеральной службы занятости населения по городу Москве, 2005.
40. Труд и занятость населения Москвы. 2005: Статистический ежегодник. - М., 2006.
41. Труд, занятость женщин и лиц с семейными обязанностями . - М.: Управление федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве, 2006.
42. Трудовая мотивация и предпочтения молодежи – учащихся общеобразовательных школ: Социологический опрос. – М.:МЦТЗМ «Перспектива», 2005.
43. Хлопова, Т.В.Трудовой потенциал работников в условиях трансформации ценностей общества//Социально-гуманитарные знания.-М., 2003.-№3.
44. Чертвернина, Т.Российская служба занятости: деградация или ренессанс//Человек и труд.-М., 2004.-№3.-
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
6000
Скачать бесплатно 22371.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.