У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Международный опыт деятельности Межпарламентской Ассамблеи СНГ в 90-е годы XX бека
Количество страниц 131
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23326.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ...3

Раздел I СОЗДАНИЕ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ

СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ И ЕЕ

МЕЖДУНАРОДНОЕ

ЗНАЧЕНИЕ...11

Раздел II МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ В ИССЛЕДУЕМЫЕ ГОДЫ...43

Раздел III МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ И СПЕЦИФИКА МПА

СНГ В ОБЛАСТИ МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...112

ПРИМЕЧАНИЯ ...124

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И

ЛИТЕРАТУРЫ...131Приложение


Введение

Актуальность темы исследования обусловлена возрастанием в настоящее время общественно-политического интереса к событиям, имеющим эпохальное значение, * 1990-х годов, происходящих в сфере политики, экономики, культуры, образования в государствах - участниках СНГ, необходимостью лучшего понимания современных явлений в странах Содружества, получивших свое начало именно в эти годы. Автор данной диссертации стремилась внести свой вклад в понимание происходящих процессов, описав и объяснив некоторые международные аспекты, связанные с функционированием Межпарламентской Ассамблеи СНГ (МПА СНГ), выступающей в качестве своеобразного института консолидации стран, образованных на территории прежнего СССР.

Изучение международного опыта деятельности Межпарламентской Ассамблеи СНГ в 90-е годы прошедшего века позволит решать задачи нового подхода к развитию сотрудничества государств-участников Содружества в рамках МПА, может послужить историческим уроком для современных лидеров, реализующих сегодня в жизнь цели и задачи Межпарламентской Ассамблеи СНГ. Кроме этого они должны использовать весь арсенал современных средств, которые позволяют парламентам целесообразно и качественно осуществлять свои полномочия в сфере международного сотрудничества, в том числе и в рамках Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ.

История рассматриваемого периода содержит благодатный материал для деятельности Межпарламентской Ассамблеи СНГ в области законодательства, безопасности, миротворческой деятельности, уважительного отношения к культуре, образованию, искусству, национальным традициям народов в недавнем прошлом, живших в одной стране.

Таким образом, актуальность темы диссертации обусловлена, во-первых, тем, что исследование посвящено исследованию современных тенденций в развитии интеграционных процессов и международной консолидации государств в рамках регионального объединения, во-вторых, тем, что речь идет об объединении, представляющем особую значимость для Содружества Независимых Государств в социальном, экономическом, политическом, миротворческом и др. отношениях, в-третьих, тем, что объектом внимания становится новое интеграционно-международное объединение -межпарламентский орган Содружества Независимых Государств.

Предметом научного исследования является процесс формирования и деятельность Межпарламентской Ассамблеи стран Содружества в 1990-е годы, объективные и субъективные предпосылки интеграционного сближения стран СНГ по многим направлениям их внутренней и международной жизни, роль межгосударственных и межпарламентских органов Содружества в этом процессе.

Хронологические рамки исследования охватывают период создания с момента создания Межпарламентской Ассамблеи СНГ - 1994 года до конца 2000 года, то есть практически 90-е годы XX века. В целом, автором выделяются три этапа деятельности МПА СНГ. Первый (1992-1994) — создание и становление. Второй (1994-1995) - завершение институционального оформления. Третий (1996-1999) — деятельность Ассамблеи в качестве института, обеспечивающего сближение и гармонизацию законодательства стран-участников Содружества.

Таким образом, в процессе всех трех этапов изменилась архитектура Межпарламентской Ассамблеи СНГ, что повлияло на ее деятельности и устройство аналогичное международным межпарламентским ассамблеям, однако по содержанию основной деятельности (модельное законодательство) не имеет прямых аналогов в мире.

Цель исследования. Автор поставил своей целью рассмотрение международного опыта деятельности Межпарламентской Ассамблеи

Содружества Независимых Государств в 90-е годы прошедшего века, как важнейшего института международной консолидации и органа межпарламентского сотрудничества стран СНГ, выявить основные направления и тенденции развития деятельности Ассамблеи, определить ее роль в процессе интеграции бывших республик СССР на современном этапе. Исходя из этой цели, автором определены следующие задачи:

- проанализировать историю создания Межпарламентской Ассамблеи СНГ и раскрыть ее международное значение;

- обобщить основные направления деятельности Межпарламентской Ассамблеи СНГ в исследуемые годы;

- исследовать основные направления дальнейшего совершенствования и перспектив развития Межпарламентской Ассамблеи СНГ в указанный период;

- обобщить практику законодательного обеспечения деятельности МПА СНГ в исследуемый период;

- раскрыть специфику и основные аспекты миротворческой деятельности Межпарламентской Ассамблеи Содружества в 90-е годы XX века.

Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы историзма, научной объективности, системный подход. Задача определения типологии Межпарламентской Ассамблеи Содружества Независимых Государств послужила основанием для использования универсального научного метода - сравнительного анализа. При исследовании эволюции МПА СНГ использовался международный опыт.

На всех этапах исследования диссертант стремился руководствоваться принцип историзма, это особенно важно при изучении темы, которая продолжает оставаться крайне политизированной.

Источниковую базу исследования составляют, главным образом, документы СНГ, в частности, Устав Содружества Независимых Государств, Соглашение о МПА, Регламент Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. Кроме этого использованы Конституции государств-

участников СНГ, законы государств-участников Межпарламентской Ассамблеи Содружества Независимых Государств, материалы Вестника и Информационного бюллетеня Межпарламентской Ассамблеи СНГ.

Научная новизна настоящей работы состоит, во-первых, прежде всего в самой постановке проблемы научного анализа деятельности межгосударственных органов СНГ, Межпарламентской Ассамблеи Содружества; во-вторых, впервые в международной литературе предпринят комплексный анализ деятельности Межпарламентской Ассамблеи Содружества; во-вторых, впервые в международной литературе предпринят комплексный анализ деятельности Межпарламентской Ассамблеи СНГ в исследуемые годы; в-третьих, выделены основные этапы эволюции МПА Содружества как органы регионального объединения государств; в-четвертых, проведено сравнение Межпарламентской Ассамблеи СНГ и межпарламентскими неправительственными международными

организациями; в-пятых, впервые в исторической литературе проанализирована миротворческая деятельность МПА СНГ; в-шестых, выявлены тенденции и перспективы дальнейшего развития Межпарламентской Ассамблеи СНГ.

Степень изученности темы. О необходимости научного осмысления проблем СНГ, в том числе и Межпарламентской Ассамблеи Содружества, заговорили практически сразу после создания этого межгосударственного объединения. При этом внимание исследователей привлекали главным образом экономический и этнополитический аспекты процесса развития СНГ. Естественно, первыми авторами, анализирующими причины распада СССР и создание СНГ были политики, депутаты и работники аппарата государственных и межгосударственных организаций, имеющие отношение к этим событиям, а также политологи, экономисты и юристы: С.А. Абдильдин,

Н. Исинтарин, С.С. Шушкевич, Р.И. Хасбулатов, М.И. Кротов, И.М. Коротченя, Ю.А. Тихомиров, М.А. Слемнев и другие1.

Отдельные вопросы деятельности Межпарламентсок йАссамблеи Содружества освещены в трудах А. Абдыкаримова, М. Барманкулова, Н.Н. Негламатова, М.К. Козыбаева, К.Ю. Резникова, О.С. Сабденова, Н. Зиядуллаева, Г.Р. Джумаева2, Н.И. Латыш, В.В. Глушакова, А.И. Смолик, Л.Н. Тихонова, А.А. Гримать3 и других авторов. Однако рассматриваемые нами проблемы в этих работах не анализируются.

Анализ литературы по теме исследования свидетельствует о том, что особо недостаточно разработана проблема миротворческой деятельности Межпарламентской Ассамблеи СНГ. Отсутствуют монофафические труды, исследующие динамику процесса миротворческого сотрудничества на территории бывшего СССР. Имеются лишь несколько докладов, статей и небольших разделов в научных сборниках4.

1 Абдильдин С.А. Становление парламентаризма в Казахстане. -СПб, 1993; Исинтарин Н. Проблемы интеграции в СНГ. - Алматы: Изд-во «Атамура», 1998; Слемнев М.А. Политологический анализ становления и развития Содружества Независимых Государств.// Вестник Межпарламентской Ассамблеи СНГ. - СПб, 1993, № 2. - С. 6-15; Кротов М.И. Межпарламентской сотрудничество и формирование экономического союза в СНГ.// Вестник Межпарламентской Ассамблеи. - СПб, 1993, № 2. - С. 25-34; Коротченя И.М. Стратегия и перспективы формирования экономического союза стран СНГ. - СПб, 1995; Шушкевич С.С. Об образовании Содружества Независимых Государств.// Вестник Межпарламентской Ассамблеи. - СПб, 1993, № 2. - С. 3-15; Хасбулатов Р.И. За российскую государственность. Доклад в СПб государственном техническом университете 15 апреля 1993 года.-СПб, 1993; Тихомиров Ю.А. Общественные преобразования и тенденции развития конституционных реформ.// Вестник Межпарламентской Ассамблеи. СПб., 1993, № 1.-е. 40-51; Тихомиров Ю.А. Правовые основы сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств - Там же, № 2. - С. 16-24.

2 Абдыкаримов А. История Казахстана. - Алматы, 1994; Барманкулов М.К. Тюркская вселенная. - Алматы, 1996; Негматов Н.Н. Таджикский феномен: история и теория. -Душанбе, 1997; М.К. Козыбаев. СНГ: опыт, проблемы. -Алматы, 1999; Резников К.Ю. Украинцы и русские: идеологии противостояния.// Москва, 1996, № 4. - С. 129-132; Зиядуллаев Н. Сценарий будущего СНГ // Свободная мысль, 1997, № 12. - С. 60; Джумаев Г.Р. Туризм и рынок: экономический аспект. - Ашхабад, 1996; Сабденов О.С. Законодательные основы общего образовательного и научного пространснства стран Содружества.// Вестник Межпарламентской Ассамблеи. - СПб, 1997. - С. 58 - 61.

3 Латыш Н.И. Интеграция СНГ на рубеже веков. - Минск, 2000; Глушаков В.В. Вызов времени: СНГ на пороге тысячелетий. - Караганда, 1999; Смолик А.И. Межпарламентская Ассамблея и культура. - Астана, 2000; Тихонов Л.Н. Система образования в СНГ. - Алматы, 2001; Тихонов Л.Н. Формирование единого образовательного пространства Содружества.// Вестник Межпарламентской Ассамблеи, 2001, № 1. — С. 53 — 58.

4 В цивилизованное сообщество - на основе сотрудничества парламентов// Абильдин С. Становление парламентаризма в Казахстане. СПб., 1993; СНГ: цифры, факты, комментарии. Минск, 1994. 9\(Информационно-аналитические материалы Международного института политических исследований. Вып. 2.); Кузьмин Ю.С. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств// Международные отношения: современность и история.Вып. 2. СПб., 1997. С. 88-95; Баранов Ю.В. Основные направления деятельности Межпарламентской Ассамблеи СНГ по созданию правовых условий человеческого развития// Социальная сфера: проблема реформировкния и интеграции. СПб., 2000.

В рамках имеющихся трудов по исслудуемой проблеме большая роль принадлежит профессору Турсунбаеву Т.А., который в своих работах обращает особое внимание на развитие отношений Республики Казахстан с другими странами Содружества в условиях глобализации5.

Основными трудами, в которых в какой-то степени раскрывается деятельность Межпарламентской Ассамблеи СНГ в исслудемый период являются книги Назарбаева НА.6, Токаева К.К.7, Курамысова О.А.8, Строева Е.С., М.И. Кротова, А.С. Бляхмана9, и, прежде всего, изданная в Берлине монография «Россия и Евразия на исторической перекрестке. Опыт и проблемы экономических реформ в Содружестве Независимых Государств»10. Это фундаментальный научный труд, содержаций честный анализ опыта и проблем реформ на территории СНГ, в том числе и в межпарламентской сфере.

В условиях интенсивного глобально развития международной политической системы, который является СНГ, сближение законодательств государств-участников СНГ представляет научный и практический интерес и имеет большое значение для консолидации межпарламентского сотрудничества государств-участников СНГ в политической, экономической, социально-культурной и духовной сферах жизни. В связи с этим при работе над диссертацией были задействованы работы В.А. Ржевского, М.Р. Сафаровой, Н.А. Михалевой и А.Е. Сукало, Е.Г. Моисеева, Ю.А. Тихомирова и Т.Н. Рахманиной, рассматривающие юридические аспекты

5 Турсунбаев Т.А. Международные связи Казахстана в 1991-2001 гг. - М., 2002; Его же: Внешнеэкономические связи Казахстана и России: история становления и развития. - Алматы, 1995; Его же: Интеграция как преобладающая тенденция в национальном развитии постсоветских республик. — Алматы, 1997; Его же: Содружества Казахстана и зарубежных стран в области книгоиздания и книгообмена. - М., 2001 и др.

6 Назарбаев Н.А., Евразийский союз: идеи, практика, перспективы. 1994-1997. - М., 1997; его же: в потоке истории. - Алматы, 1999 и др.

7 Токаев К.К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. - Алматы, 2000 м др.

8 Курамысов О.А. Казахстанско-российские отношения в 90-е годы XX века. - М., 2004; его же: Евразия в современной геополитике. - Алматы, 2001 и др.

Строев Е.С., Кротов М.И., Бляхман А.С. Экономика Содружества Независимых Государств накануне третьео тысячелетия. - СПб., 1998.

Строев Е.С., Бляхман Л.С. Кротов М.И. «Россия и Евразия на исторической перекрестке. Опыт и проблемы экономических реформ в Содружестве Независимых Государств». Россия и Евразия на исторической перекрестке. - Берлин, 1999.

функционирования СНГ, правовых реформ в странах Содружества11, а также некоторые труды в области международного права12.

Вместе с тем, рассмотрение историографии нашей диссертационной темы показывает, что она в целом остается практически неисследованной. В диссертации автор попытался проанализировать важнейшие достижения отечественной историографии нашего исследования. Оказалось, что новых не исследованных или слабо исследованных пробел достаточно много. Нам представляется, что назрела необходимость ее комплексного изучения при опоре на весь арсенал имеющихся источников.

Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в выработке объективных оценок характера и логики деятельности Межпарламентской Ассамблеи СНГ в 90-е годы XX века. Проведенное в диссертации исследование механизма регулирования межпарламентского сотрудничества государств-участников СНГ позволяет теоретически осмыслить сущность МПА СНГ и роль, которую она играет в региональных интеграционных процессах. Тем самым расширена основа для дальнейшей теоретической разработки международных проблем, касающихся организации и функционирования межпарламентских институтов.

Автор рассчитывает на интерес к своей работе со стороны государственных органов и парламентов стран СНГ, которые вырабатывают современную политику в рамках Межпарламентской Ассамблеи Содружества в сфере интеграционных процессов, правовых основ, миротворческой деятельности, культуры, науки, образования и др.

11 Ржевский В.А. О юридической природе форм нового Содружества Независимых государств// Государство и право. 1992. № 6-7; Сафарова М.Р. Разделение властей и конституционное реформирование законодательных и исполнительных органов власти России и других суверенных республик СНГ// Актуальные проблемы конституционного законодательства. М., 1992; Михалева Н.А., Сукало А.Е. Развитие законодательства стран СНГ о государственном устройстве: сравнительный обзор законодательства государств-участников СНГ// Информационный сборник. М., 1995. Ч. 1; Моисеев Е.Г. Правовой статус СНГ. М., 1995; Тихомиров Ю.А., Рахманина Т.Н. Национальное законодательство государств-участников СНГ: общее и особенное. Методика сравнительного анализа// Сравнительный обзор законодательства государств-участников СНГ: инф. сборник. 4.1. - М., 1995.

12 Международное право - Алматы., 1995; Бирюков П.Н. Международное право. - М., 1999; Звеков В.П. Международное частное право. М., - 1999.

Материалы исследования могут быть основой разработки тем специальных курсов по международным отношениям, отечественной истории, геополитике, читаемых в высших учебных заведениях и в системе подготовки и переподготовки управленческого персонала в странах Содружества по общественно-гуманитарным дисциплинам.

Материалы диссертации могут быть использованы при написании научных трудов, учебных пособий, в практической работе парламентов, государственных органов СНГ, международных учреждений и организаций.

Диссертация имеет последовательную международную направленность, но может представлять определенный интерес для политологов, юристов, историков, специалистов в области международных отношений, представителей других гуманитарных дисциплин, изучающих проблемы постсоветского периода.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались и были одобрены на кафедре гуманитарных дисциплин Казахского института информационных технологий и управления. Материалы, вошедшие в диссертацию, излагались на ряде научно-практических конференциях, в частности, на Всероссийской научно-практической конференции «Патриотизм и гражданственность в российской истории: традиции и современность». — М., 2005 г. и др.

Ряд выводов диссертации был использован автором в профессиональной деятельности, в частности, в Казахском Институте информационных технологий и управления, в Казахском институте международной экономики и права и др.

Структура диссертации. Работы состоит из введения, трех разделов, заключения, списка используемых источников и литературы.
Раздел I. Создание Межпарламентской Ассамблеи Содружества Независимых Государств и ее международное значение.

Известно, что 8 декабря 1991 года руководителями республик Белоруссии, Российской Федерации и Украины было подписано Заявление и Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. Позднее 13 декабря 1991 года в Ашхабаде состоялась встреча президентов Н. Назарбаева (Казахстан), А. Акаева (Кыргызстан), Р. Набиева (Таджикистан), С Ниязова (Туркменистан), и Каримова (Узбекистан), на котором было принято Ашхабадское заявление о том, что в процессе формирования Содружества необходимо обеспечить равноправное участие субъектов бывшего Союза и что все государства должны быть признаны в качестве учредителей СНГ, и указаны как высокие договаривающиеся стороны. Н. Назарбаев предложил собраться для обсуждения вопросов формирования Содружества в Алма-Ате.1

Эта встреча одиннадцати глав бывших советских республик состоялась, как и было отмечено, в Алма-Ате. На ней к главам государств — участникам встреч в Вискулях и Ашхабаде присоединились А. Муталибов (Азербайджан), Л. Тер-Петросян (Армения), М. Снегур (Молдова).2 21 декабря 1991 года участники встречи приняли Протокол к соглашению и декларацию (известную как Алма-атинская декларация), в которой было подтверждено прекращение существования СССР, декларировалось образование СКГ в составе одиннадцати учредителей.3 Также было принято решение о создании высших органов Содружества — Совета глав государств и Совета глав правительств. В соглашении о СНГ было подтверждено сохранение единого экономического пространства, координация экономических реформ, заключение межбанковского союза и проведение согласованной политики либерализации цен и социальной политики, миграционная политика, борьба с организованной преступностью.4
Надо отметить, что в течение первого года функционирования состоялось 8 встреч глав государств и 8 встреч глав правительств, было подписано около 200 соглашений,5 в том числе о создании координирующих органов СНГ, о формировании более тесного сообщества государств, о сохранении своего статуса в экономической и военно-политической областях и удержании от обвального распада прежних связей, о разделе имущества прежнего СССР.6 Одновременно были сформированы руководящие и координационные органы СНГ. Однако, в целом, процесс образования Содружества проходил с немалыми экономическими трудностями. Едва создавшись, Содружество Независимых Государств могло рассыпаться уже 2 января 1992 года, когда Правительство Российской Федерации в одностороннем порядке объявило о либерализации цен, нарушая достигнутые в Алма-Ате договоренности. В этой связи необходимо отметить, что участники СНГ имели различные позиции по многим принимаемым решениям. Наиболее твердо отстаивали идеи СНГ как институт парламентского сотрудничества Казахстан, Кыргызстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, в меньшей степени Армения и Беларусь. Воздерживались от подписания значительной части соглашений СНГ Азербайджан, Молдова, Украина, Туркменистан.

Необходимо отметить, что наибольшую заинтересованность в СНГ проявляла Российская Федерация, так как решения, принятые в рамках СНГ, обеспечивали ей легитимизацию присутствия в различных регионах Содружества. Одним из наиболее последовательных сторонников формирования сильных органов СНГ выступил президент Казахстана Н. Назарбаев. "Ось" "Россия—Казахстан" вполне могла стать важнейшей несущей конструкцией СНГ, что и проявляется в настоящее время.

В результате, юридическое оформление Содружества было завершено принятием Устава 22 января 1993 года на заседании Совета глав государств СНГ, в котором принимали участие руководители Армении, Беларусии, Казахстана, Кыргызстана, Российской Федерации и Таджикистана.7
СНГ и заключены соглашения об утверждении этих положений. По решению Генеральной Ассамблеи ООН от 24 марта 1994 года, СНГ было признано в качестве регионального объединения в соответствии с Уставом.

Это было подтверждено в докладе Генерального секретаря ООН на 50-й сессии Генеральной Ассамблеи.9

Все это свидетельствует о том, что СНГ принадлежит к довольно многочисленному типу международных объединений, однозначно и строго определить природу которых крайне сложно. Тем не менее, в отечественной и зарубежной литературе СНГ нередко причисляют к региональным международным организациям. Об этом, например, говорится в учебнике, изданном под грифом Дипломатической академии МИД РФ и Московского государственного института международных отношений МИД РФ и др. В то же время существуют и другие подходы к определению правовой природы СНГ. В этой связи необходимо еще раз отметить, что нужна была не просто система, где бы принимались решения, но система политическая, то есть в своём целевом назначении связанная с законотворчеством.

Говоря об этой специфике СНГ, необходимо принять во внимание и культурно- историческую составляющую этого объединения. В связи с тем, что Содружество Независимых Государств расположено на просторах Евразии, большая часть населения СНГ, это — потомки евразийцев, проживающих здесь приблизительно с VIII века до н. э. Духовное единство народов, так называемая «коллективная душа людей», проживающих в Евразии, базируется на единстве корней культуры и имеет проявление сходных традиций, национального колорита, присущих только евразийской культуре.

Таким образом, следует рассматривать СНГ как специфическое региональное объединение государств, не имеющее близких аналогов в мировой практике. Его главная специфическая особенность заключаются в том, что оно образовалось на месте государства, бывшего одной из самых
крупных политических систем, в момент его разрушения. В то же время по форме СНГ напоминает обычные интеграционные объединения. Однако в каком бы направлении не пошло дальнейшее развитие социальных процессов, народы стран СНГ, мировое сообщество не должны допустить такой ситуации, чтобы в новых независимых государствах не были бы обеспечены демократические ценности и нормы жизни, которые уже выработали универсальные истины, необходимые для нормальной жизни, они дополнены в наше время универсальными политическими, экономическими, социальными правами, многие из которых закреплены в конституциях, законодательных актах государств, а также в международных конвенциях.

Содружество Независимых Государств было создано также и по континентально-территориальному принципу. Оно является новым региональным сообществом в Евразии и не соответствует традиционному понятию держава, потому что строится на современном алгоритме внешнеполитических тенденций.10 Сегодняшнее развитие систем глобального уровня подразумевает создание общих международных институтов управления: политических и экономических, ведущих к сообществу нового типа, формирование более сбалансированного полицентрического мира через сильные региональные и континентальные группировки. Образование СНГ и его функционирование органически вписывается в современные тенденции глобального развития. Хотя еще сравнительно недавно образование такой региональной группировки вряд ли было возможным. Идея полицентризма и регионализма в области международных отношений не имела достаточной популярности в 70-х — начале 80-х годов, не смотря на то, что уже к 70-м годам сформировалась глобальная политическая система, в которой выделялись 4 крупных элемента: США, Европейское Сообщество, СССР, Китай. В эти годы господствовало биполярное мышление: двухполюсная трактовка (океаническая — континентальная). Но некоторые исследователи занимались
изучением полицентристского направления: Дж. Кроун, X. де Блидж, Б. Рассел, С. Шпигель, С. Б. Коэн, К. Грэй и другие. Но уже в 80-е годы, и тем более ныне, идея о том, что так называемая державная концепция международных отношений безнадёжно устарела, что взгляд на государства, как на главные субъекты международных отношений не соответствует реальностям мирового развития, популярна среди многих исследователей и специалистов.

Для нормального и полноценного функционирования СНГ был необходим особый институт. Общими усилиями руководителей государств, входящих в эту систему, была создана Межпарламентская Ассамблея СНГ.

Соглашение о Межпарламентской Ассамблеи СНГ было подписано 27 марта 1992 года. Ее первое пленарное заседание состоялось 15—16 сентября в Бишкеке. На нем был принят регламент, образованы рабочие органы, создан Совет Ассамблеи и пять постоянных комиссий.11 Алма-атинское соглашение подписали 7 государств, но на втором пленарном заседании в Петербурге 28—29 декабря 1992 года присутствовали делегации лишь шести стран СНГ. На этом заседании была образована еще одна постоянно действующая комиссия. Таврический дворец в Петербурге стал постоянной штаб-квартирой межпарламентской Ассамблеи СНГ. 10—11 февраля 1993 года в нем прошли рабочие заседания постоянно действующих комиссий. Там же 2—3 марта состоялась первая международная научная конференция, проведенная в рамках межпарламентской Ассамблеи СНГ. Примечательно, что она была посвящена проблемам конституционных реформ в государствах - участниках СНГ.12 Позднее в рамках МПА Содружества стали развиваться не только многосторонние, но и двусторонние отношения между странами. Так, например, только в марте 1993 года состоялись три двусторонних встречи парламентских делегаций Российской Федерации с Беларусью, Азербайджаном и Украиной, которые имели положительный и результативный характер. Например, на встрече делегаций России и Белоруссии 18 марта 1993 года была высказана идея создания в рамках МПА
комиссия, которая разработала бы механизмы финансовых отношений между республиками. Руководители парламентов согласились незамедлительно приступить к разработке предложений по созданию правовой основы для единой денежной системы двух стран, проведению согласованной бюджетной, налоговой, кредитной, таможенной, ценовой политики, формированию единого экономического и таможенного союза. На следующий день состоялись переговоры парламентских делегаций Российской Федерации и. Украины, по итогам которых было принято коммюнике, ограничившееся лишь констатацией "обоюдной заинтересованности в использовании межпарламентского диалога" и другими ни к чему не обязывающими фразами.13

Особую значимость приобрело следующее пленарное заседание межпарламентской Ассамблеи СНГ, состоявшееся в мае 1993 года, которое показало, что эта международная организация может стать эффективно действующим органом межпарламентского сотрудничества государств-участников СНГ. На этом заседании были приняты сразу три рекомендательных законодательных акта: «Принципах регулирования информационных отношений в государствах - участниках МПА», «Об общих принципах регулирования таможенного дела в государствах - участниках МПА», «Об общих принципах правового регулирования иностранных инвестиций в государствах - участниках МПА». Все это свидетельствует о том, что на территории распавшегося СССР начался и нарастает естественный интеграционный процесс, отвечающий коренным интересам народов СНГ. Об этом свидетельствует и тот факт, что на третьем пленарном заседании кроме участников МПА - шести стран СНГ, присутствовали в качестве наблюдателей делегации от Молдовы, Украины, Азербайджана. Одновременно начались контакты межпарламентской Ассамблеи СНГ с международными межпарламентскими организациями других стран, первой из которых стал Северный Совет. Так, например, в марте 1994 года делегация МПА Содружества участвовала в работе 44-й сессии Северного Совета в
Стокгольме, на которой были обсуждены вопросы сотрудничества двух крупных межпарламентских структур. Аналогичных примеров можно привести немало.

Тематика первых конференций, проведенных в рамках СНГ, постоянно видоизменялась. Так, например, вслед за конференцией по конституциям состоялись конференции «СНГ: состояние и перспективы развития» и «Проблемы законодательного и экономического регулирования деятельности предприятий в государствах - участниках СНГ», целью которых было «восстановление хозяйственных отношений на новой основе и преодоление возникших после распада СССР экономических барьеров».14

Сразу же после своего создания МПА СНГ включилась в решение самых разнообразных процессов. Так, например, с 1993 года ей пришлось принимать участие и в разрешении кризисных ситуаций социального и природного характера, в частности, экологических проблем, вооруженных конфликтов, правовых вопросов и т.д. Так, например, в конце сентября 1993 года в Петербурге прошла встреча членов объединенной рабочей группы стран СНГ, которая объединила концепции проектов гражданских кодексов.15 К концу этого года в МПА вошла Азербайджанская Республика. Таким образом МПА стала насчитывать восемь стран СНГ.16

В начале марта 1994 года по приглашению МИД Республики Казахстан группа наблюдателей от МПА СНГ впервые присутствовала на выборах в парламент в качестве наблюдателя.17

В марте 1994 года на заседании МПА Содружества обсуждались актуальные стратегические задачи СНГ в области экономики. В результате были приняты постановления «О перечне рекомендательных законодательных актов, регулирующих хозяйственные отношения в рамках Экономического союза» и рекомендательный законодательный акт «О принципах регулирования иностранных инвестиций». Одновременно были рассмотрены правовые вопросы: МПА согласилась с предложением Постоянной комиссии МПА по правовым вопросам разработать модельные
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23326.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.