У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Концептуальное осмысление международный отношений в Западной Европе на рубеже XVI-XVII вв. в трактате Гуго Гроция О праве войны и мира
Количество страниц 185
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23340.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Международные отношения в Западной Европе на рубеже XVI - XVII вв. Предпосылки возникновения трактата Гуго Гроция «О праве войны и мира».

1.1 Основные направления международных отношений раннего нового времени и их отражение в политической и научной деятельности Гуго Гроция... 17

1.2 Естественно-правовая основа воззрений Гуго Гроция... 35

Глава II. Важнейшие разделы международного права в трактате Гуго Гроция «О праве войны и мира».

2.1 Формирование концепции свободного моря... 60

2.2 Договорное право в трактате «О праве войны и мира»... 81

2.3 Актуальность регулирования права посольств... 97

Глава III. Идеи Гуго Гроция по поводу регулирования международных отношений правом вооруженных конфликтов.

3.1 Проблема справедливой войны в интерпретации Гуго Гроция.. 107

3.2 Гуманистическая направленность трактата «О праве войны и мира». Ограничение жестокости войн... 129

Заключение... 152

Библиографический список использованной литературы... 160

Приложения... 185


Введение

Актуальность темы исследования определяется научной и теоретической значимостью затронутых в нем проблем. В современных условиях все более повышается значение международного права в мировой политике. Это обусловлено целым рядом объективных факторов развития общества, таких как кризис института государства, усиление интеграционных тенденций, формирование новой системы международных отношений, глобализация экономических и политических связей. Стремление человечества найти в новых условиях прочный фундамент для выстраивания общего будущего порождает особый интерес к творческому наследию основателей науки международного права, главным их которых является великий голландский ученый Гуго Гроции.

Опираясь на достижения предшественников и систематизируя материал по различным аспектам международных отношений, он создал капитальный труд - трактат «Три книги о праве войны и мира», внимание исследователей к которому не ослабевает уже почти четыре столетия.

В своей работе Гуго Гроции придерживался естественно-правового направления, считая его наиболее подходящим для научного анализа и наиболее адекватно отражающим общественное развитие, что во многом находит свое продолжение на современном этапе в форме учения о правах человека и юридических документов международных организаций. Принцип справедливости, положенный в основу политико-правовой доктрины голландского ученого, способствует решению многих проблем нашего времени, смягчая социальные противоречия и столкновения различных культур.

Недостаточное внимание, которое уделялось творчеству Гуго Гроция в советский период, когда его считали «отцом буржуазной науки международного права» и стремились не замечать, оставило значительные пробелы в изучении его произведений. Поэтому неслучаен интерес к
личности и идеям Гуго Гроция современных исследователей, все чаще обращающихся к различным аспектам его учения.

Представляется весьма важным рассмотреть, как отразились в содержании трактата «О праве войны и мира» конкретные международные отношения XVI - XVII вв., определить узловые вопросы внешней и внутренней политики государств Западной Европы раннего нового времени, вызвавшие потребность в научном изучении права народов и связанных с ним феноменов. Гуго Гроций был не только ученым-энциклопедистом и гениальным теоретиком, но и крупным государственным деятелем. Он принимал непосредственное участие в ключевых событиях своей эпохи, что особенно повышает ценность его трудов как исторических источников.

Для нас является существенным то обстоятельство, что трактат голландского ученого, ставший настольной книгой юристов-международников и государственных мужей, предназначался для справедливого разрешения международных конфликтов переходного (от феодализма к капитализму) периода, когда люди сталкивались с многочисленными ранее неизвестными проблемами. Гуго Гроций стремился создать правовые механизмы, смягчающие последствия социальных катаклизмов и приобретающих все больший размах военных действий. Его идеи существенно повлияли на формирование Вестфальской международной системы.

Современное общество находится в схожей ситуации неопределенности, отсутствия твердых ориентиров дальнейшего развития. Необходимо научится ценить уроки истории, чтобы на основе права, не повторяя ошибок войны, построить прочный и справедливый мир.

Объектом исследования являются международные отношения в Западной Европе в эпоху раннего нового времени, специфическим образом отраженные в трактате Гуго Гроция «О праве войны и мира».
Предмет изучения - осмысление Гуго Гроцием закономерностей развития международных отношений XVI - XVII вв. и формирующихся механизмов регулирования данных отношений.

Хронологические и территориальные рамки исследования.

Данное диссертационное исследование охватывает период последней четверти XVI - первой четверти XVII вв., время перехода к новому этапу в развитии международных отношений. Нижним пределом можно считать 1581 г., когда Филипп II объединил под своей властью испанские и португальские владения, но фактически утратил власть в восставших Нидерландах, будучи низложен в семи северных провинциях. Верхний предел четко фиксирует появление в 1625 г. трактата Гуго Гроция «О праве войны и мира».

Этот период характеризуется утратой пиренейскими государствами монополии на заморские колонии, оформлением самостоятельности Голландии, новым витком религиозных столкновений, становлением абсолютных монархий, складыванием системы постоянной дипломатии, началом изнурительной общеевропейской Тридцатилетней войны.

Пространственные характеристики исследования включают в себя страны Западной Европы, в которых происходили обозначенные процессы, а также некоторые их колониальные владения, становившиеся «яблоком раздора».

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической базой диссертационного исследования послужили разработки, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых по истории, философии и международному праву.

Методологическая основа определена, исходя из представления о четырех уровнях методологии научного познания - философском, общенаучном, специально-научном и конкретно-проблемном.

Философский диалектический метод проявляется в основополагающем мировоззренческом подходе к изучаемым явлениям как к развивающемуся
целому, состоящему из частей в их постоянном единстве и противоборстве.

Общенаучные методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии и абстрагирования применялись на отдельных этапах исследования для получения более детального представления о предмете, теоретических обобщений, выделения главных закономерностей на основе имеющегося фактологического материала, конкретизации общих положений, проведения параллелей между изучаемыми явлениями.

Основным специальным методом, использовавшимся в ходе диссертационного исследования, является сравнительно-исторический, так как он позволяет наиболее эффективно сопоставлять политические, экономические и социальные явления для определения важнейших сторон изучаемых явлений и процессов, а также конкретных закономерностей их развития. Среди других методов, применявшихся в работе следует выделить синхронной, при котором явления рассматриваются в контексте исторических обстоятельств; хронологический, предполагающий рассмотрение событий в соответствии с их временной последовательностью; системного анализа, позволяющий изучать объект включенным в систему; структурно-функциональный, исследующий взаимодействия составных элементов объекта.

В своей работе автор стремился следовать принципам объективности, историзма, системности и всесторонности в отношении изучаемых явлений.

Эмпирическую базу исследования составили трактат «О праве войны и мира» и некоторые другие труды Гуго Гроция, а также его предшественников, оппонентов и последователей. Данные произведения позволяют составить представление не только об актуальных тенденциях международных отношений раннего нового времени, но и о методах работы юристов и богословов этой эпохи.
Мнение некоторых ученых об излишнем «нагромождении» цитат в работах Гуго Гроция является некоторым преувеличением. Мнимая бессистемность их употребления (извлечения из философской, юридической, художественной литературы) не только демонстрирует эрудицию и кругозор автора, но и помогают сразу воспроизвести спектр мнений современников и предшественников по наиболее дискуссионным вопросам, а также пользоваться непосредственно первоисточниками в случае необходимости уточнить и углубить исследование.

Трактат «О праве войны и мира» ("De iure belli ас pacis") был создан в 1625 г., в разгар Тридцатилетней войны, которая коренным образом изменила облик Европы. Последние указания автора по тексту содержит первое посмертное издание 1646 г. На языке оригинала (латинском) трактат переиздавался более 50 раз, кроме того, он был переведен на все основные мировые языки. В 1710 г. в Киевской духовной академии впервые появился русскоязычный перевод, осуществленный по приказу Петра I. Кроме международного права трактат касается вопросов и других отраслей, являясь своеобразной энциклопедией гуманитарных наук.

Из других работ Гуго Гроция, посвященных данной тематике, следует отметить трактат «О свободном море» ("De mare liberum") (1609 г.), в котором автор обосновал принцип свободного мореплавания и свободной торговли, а также оставшийся неопубликованным до середины XIX в., но сыгравший важную роль в становлении взглядов Гроция трактат «Комментарии о праве добычи» ("De iure praedae commentarius"), написанный в 1604 - 1605 гг. В нем голландский ученый доказывает беспочвенность испанско-португальских претензий на монопольное обладание колониальными богатствами.

В диссертационном исследовании использовались тексты международных договоров и документов данной эпохи в интерпретации отечественных историков и правоведов: Ю.Е. Ивонина, Л.И. Ивониной, Е.В. Тарле, М.А. Барга, В.Э. Грабаря, А.Н. Чистозвонова, В.В. Штокмар,
М.М. Ябровой, С.Г. Лозинского, Н.П. Борецкого-Бергфельда, А.Н. Стоянова, А.Е. Кудрявцева, А.И. Казарина, А.Л. Саккетти, Н.И. Басовской, СИ. Архангельского, А.Я. Левина, Г.В. Воронковой, Т.Е. Бейдиной и др.

Состояние научной разработанности темы.

Несмотря на широкую известность имени Гуго Гроция, ни в России, ни за рубежом пока еще нет исследований, рассматривающих его работы в аспекте отражения в них международных отношений раннего нового времени. Традиционно он воспринимается как теоретик права, теолог, энциклопедист, но фактически вне контекста политической действительности, в условиях которой ему приходилось работать.

Наиболее известное из многочисленных произведений Гуго Гроция -трактат «О праве войны и мира» - необычайно быстро обрело всемирную славу и создало ему непререкаемый авторитет. Многие утверждения автора воспринимались как аксиомы. Ситуация изменилась после смерти голландского ученого. Первым критическим выпадом против учения Гроция стала публикация в 1653 г. в Амстердаме книги профессора И. Фелдена «Annotata in Hug. Grotium De iure Bellum et Pacis», в которой оспаривались как метод, так и результаты исследования Гроция. Само существование естественного международного права представлялось бездоказательной выдумкой.

Видные философы и ученые XVIII в. относились к его трудам весьма сдержанно, хотя и признавали их достоинства. Так, Вольтер назвал Гроция компилятором цитат, Ж.-Ж. Руссо упоминал о его беспорядочной эрудиции и критиковал за недостаточную категоричность суждений по отношению к недостойным и преступным правителям. Адам Смит в лекциях по философии и праву народов 1762 г. писал, что Гроций, вероятно, первым попытался дать миру какую-то систему естественно-правового регулирования, и его трактат «О праве войны и мира» при всех своих недостатках, возможно, наиболее полная работа в данной области.
Отмечались антицерковные тенденции его работ, несмотря на враждебное отношение к атеизму, критику алчности и властолюбия духовенства, определенную склонность к пантеизму, использование успехов естественных наук (К.А. Гельвеции, П. Гольбах и др.).

Даже непосредственные последователи, с большим уважением отзываясь о голландском мыслителе, тем не менее, не упускали случая подчеркнуть его устаревшие воззрения и методологию исследования. Например, Э. Ваттель указывает, что «знаменитый Гроций» совершал фундаментальную ошибку, применяя к отношениям между нациями тот же самый естественный закон, что и в отношениях частных лиц. Таким образом, он не дошел до выделения естественного права народов как особой науки, учитывающей специфику субъектов данной сферы.

После Французской революции школа естественного права воспринималась большинством исследователей уже как анахронизм, поэтому ссылки на Гроция становятся довольно редкими. В начале XIX в. его считали ярым защитником буржуазной собственности, отмечая в основном борьбу с авторитарной и феодальной идеологией путем провозглашения незыблемости прав человеческой личности на свободу действия, мысли и совести (А. Сен-Симон и др.).

В юридической литературе XIX в. Гроций снискал славу предшественника буржуазного либерализма монархической направленности. Гегель, руководствуясь своими представлениями о развитии правовой мысли в «Лекциях по истории философии» заявил, что Гроция уже никто не читает, но именно в этот период трактат «О праве войны и мира» приобретал все большее прикладное значение в связи с изменением природы межгосударственных конфликтов. К концу XIX в. господствующие позиции в науке международного права приобретает так называемое естественно-позитивное или гроцианское направление, представителями которого были Р. Филимор, Ф. Лист, А. Гефтер, В. Лоуренс, Д. Мур и др. Вместе с тем, с середины XIX в. начинается
активная полемика по вопросу о правомерности признания голландского мыслителя основателем науки международного права.

В начале XX в. интерес к творчеству Гроция вспыхнул с новой силой. Переход войн на глобальный уровень вызвал необходимость скорейшего поиска общей основы для установления конструктивного взаимодействия не только в мирное, но и военное время. В это время одно за другим выходят исследования Э.Д. Уайта, X. Вриланда, У. Найта, Р. Ли, посвященные гроциевым идеям введения военных действий в правовые рамки. Для фашистов, напротив, они были неприемлемы, ибо ницшеанский культ силы и пренебрежение юридическими нормами, характерные для нацизма, несовместимы с учением Гроция.

После Второй Мировой войны западные исследователи не только возвращались к проблеме справедливой войны в понимании Гроция, но и анализировали его воззрения на соотношение естественного и божественного права, сущность мировой системы государств - У. Сотирович, Д. Бедерман, X. Булл, А. Каспани, Ф. де Паув, Ф. Гревс, П. Хаггенмахер, С. Джелленик... Среди переведенных на русский язык работ, обобщающих результаты зарубежных исследований, можно, прежде всего, выделить труды Г. Кленнера, Г. Бермана, Э. Аннерса, Дж. Реале и Д. Антисери. Во многом обращение к идеям Гуго Гроция было обусловлено созданием Организации Объединенных Наций, когда естественно-правовая доктрина стала единственно приемлемой юридической основой в условиях несовпадения законодательных систем государств-членов.

В России изучение наследия голландского ученого также было в основном связано с его работами по праву народов. Преподавание науки международного права введено в русских университетах уставом 1835 г. под именем общенародного права, которое уставом 1863 г. переименовано в международное право. Различные стороны концепции Гуго Гроция рассматривались в курсах лекций Г.Ф. Шершеневича, Б.Н. Чичерина, А.Н. Стоянова, СЕ. Десницкого, Ф.Ф. Мартенса, Л.А. Камаровского, В.П.
Даневского, М. Таубе. Трудно найти обзор истории правовой мысли, в котором бы не анализировались идеи Гроция, хотя оценивались они зачастую довольно скептически. Нельзя не признать, что Гроций очень тяжелый для чтения автор. Его рассуждения действительно перегружены цитатами, но вызвано это отнюдь не желанием блеснуть эрудицией. Причина более глубокая, она связана с методологией исследования права, которой следовал Гроций.

Наиболее глубоко взгляды голландского ученого проанализированы в работах В.Э. Грабаря, который, впрочем, не был склонен интерпретировать работы Гроция ни как квинтэссенцию естественного права, ни как основу международного права, а скорее как трактат по праву войны, альтернативу построениям А. Джентили, у которого голландский ученый заимствовал многие идеи, причем далеко не всегда правильно ими распоряжаясь. В.Э. Грабарь предложил традиционно сложившееся деление в юриспруденции на естественно-правовую и позитивную школы распространить на сферу международного права, и считать Гроция основателем первого направления, а Джентили - второго.

В СССР упоминание имени Гроция неизменно сопровождалось комментариями о «консервативности» и даже «реакционности» его учения. Перелом наступил после Великой Отечественной войны, когда понадобилось юридически непротиворечиво и убедительно для мирового сообщества обосновать территориальные и иные приобретения держав-победительниц. 20 ноября 1945 г. состоялось специальное заседание Института права АН СССР, посвященное 300-летию со дня смерти Гуго Гроция, по итогам которого вышел номер журнала «Известия АН СССР. Отделение права и экономики». Затем появились выполненные А.Л. Саккетти переводы трактата «О праве войны и мира»: в 1948 г. (книга I) и в 1957 г. (полный вариант) с вступительными статьями А.И. Денисова и А. Желудкова, касающимися в основном методов и общественных взглядов Гроция.
Позднее выходили статьи Ю.Я. Баскина, Д.И. Фельдмана, В.Г. Буткевича, А.И. Казарина, А.Л. Саккетти, посвященные политическим и правовым воззрениям Гуго Гроция. В последние годы правовым взглядам голландского ученого были посвящены диссертационные исследования Е.В. Сауниной, где проанализированы истоки доктрины справедливой войны, и А.А. Павлова, который привлек для изучения концепции Гроция менее известные его работы.

Для данного диссертационного исследования оказалось также полезным знакомство с работами по истории международных отношений раннего нового времени Ю.Е. Ивонина, Л.И. Ивониной, С.Г. Лозинского, А.Е. Кудрявцева, Е.В. Тарле, Е.Б. Черняка, А.Н. Чистозвонова, В.В. Штокмар, А.Я. Левина и др.

Целью диссертационного исследования является выявление важнейших тенденций в международных отношениях конца XVI — начала XVII вв. путем изучения их проявлений в трактате Гуго Гроция «О праве войны и мира».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определение основных направлений международных отношений в Западной Европе в эпоху раннего нового времени в связи с политической и научной деятельностью Гуго Гроция;

- изучение естественно-правовой основы воззрений Гуго Гроция;

- анализ политических и юридических условий формирования концепции свободного моря;

- исследование различных аспектов договорного права в трактате «О праве войны и мира»;

- выявление актуальности регулирования права посольств в период раннего нового времени;

- изучение новой постановки проблемы справедливой войны, предложенной Гуго Гроцием;
- рассмотрение гуманистической направленности трактата «О праве войны и мира», проявившейся в стремлении ограничить жестокость войн, защитить права военнопленных, подчеркнуть необходимость соблюдения добросовестности участниками военных действий.

Научная новизна исследования определяется выбором темы и подходом к ее изучению с учетом степени разработанности соответствующих проблем. В данной работе впервые предпринята попытка показать важнейшие тенденции международных отношений раннего нового времени через призму системного анализа фундаментального трактата, заложившего основы науки международного права. С новых позиций рассмотрены естественно-правовая основа политико-правовой доктрины Гуго Гроция и его понимание проблемы справедливой войны. Выявлены основные разделы международного права в трактате «О праве войны и мира» и проанализировано их содержание, отражающее состояние европейской политики и культуры XVI - XVII вв. Основные положения, выносимые на защиту.

1) Основными направлениями международных отношений раннего нового времени являлись: переход вооруженных конфликтов с локального на общеевропейский уровень, появление нового буржуазного типа государств, начало борьбы за передел колониальных владений и формирование концепции свободного моря, продолжение религиозных противоречий, находивших выход, в том числе, в международной сфере. Гуго Гроций непосредственно участвовал в каждом из этих процессов и теоретически осмыслил их в трактате «О праве войны и мира».

2) Идеологической и теоретической базой взглядов Гуго Гроция стала теория естественного права, которая в его работах впервые приобрела рационалистический характер. Именно естественное право, доступное любому разумному человеку, он предложил в качестве универсальной основы межгосударственных отношений. Голландский ученый стал основателем юридической школы «чистого естественного права», которое
часто использовалось впоследствии для разрешения политических и социальных противоречий.

3) Формирование концепции свободного моря происходило в тесной связи с политическими событиями в Европе. Ее отражение в трактатах «Свободное море» и «О праве войны и мира» определялось насущными потребностями голландской колониальной торговли, подвергавшейся ограничениям сначала со стороны Португалии и Испании, а затем -Англии. Гуго Гроций юридически обосновал позицию Голландии и одновременно заложил фундамент важнейшей доктрины морского права.

4) В трактате «О праве войны и мира» впервые устанавливается значение договора как основного источника международного права. Гроций проанализировал различные виды договорных отношений и доказал необходимость добросовестного отношения к своим обязательствам, особенно в международной сфере.

5) Гуго Гроций специально останавливается на регулировании права посольств, что было весьма актуально в период становления системы постоянной дипломатии в Европе. Он выступает за максимально широкие гарантии, которые должны предоставляться послам и их окружению в интересах конструктивного развития международных отношений.

6) Появление трактата «О праве войны и мира», с которого принято начинать науку международного права, стало закономерным следствием развития международных отношений в Западной Европе в эпоху раннего нового времени. Кризис средневековой концепции справедливой войны и идеалистичность пацифистских проектов определили необходимость новой постановки проблемы справедливой войны. Гроций предложил установить четкие нормы, которые должны соблюдаться в ходе вооруженных конфликтов, независимо от их конкретных условий.

7) Важное место в трактате «О праве войны и мира» занимает проблема ограничения жестокости войн. Гроций устанавливает различные категории «дозволенного» в ходе военных действий, подчеркивая необходимость
гуманного отношения к противнику и, особенно, нейтральным субъектам. Он предлагает более совершенные нормы, регулирующие права беженцев, заложников, военнопленных, право погребения и т.д.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что изложенные исторические факты и выявленные закономерности дополняют и уточняют те разделы науки, которые связаны с изучением истории международных отношений раннего нового времени и возникновения науки международного права.

Практическая значимость работы. Материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при рассмотрении сложных проблем, связанных с историей международных отношений раннего нового времени и возникновением науки международного права. Они предполагают дальнейшие исследования в области естественно-правовой теории, доктрины справедливой войны и военно-исторического анализа.

Сформулированные в диссертации положения и выводы дают возможность подготовки и преподавания учебных курсов «История международных отношений», «История политических и правовых учений», «Международное публичное право», «Новая история Европы», спецкурсов «Школа естественного права», «Концепция свободного моря» и др.

Апробация результатов исследования. Основные положения и практические выводы диссертации были рассмотрены на заседаниях кафедры международных отношений, и кафедры международного права и мировой политики Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, отражены в публикациях автора и использовались в учебном процессе при чтении лекционных курсов и спецкурсов. Ряд положений диссертации получил апробацию в рамках научных докладов и сообщений автора на международных, всероссийских и региональных конференциях и семинарах.
Структура диссертационного исследования определяется его целью и задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, разделенных на тематические параграфы, заключения, библиографического списка источников и литературы, а также двух приложений, содержащих материалы к биографии Гуго Гроция.
Глава I. Международные отношения в Западной Европе на рубеже XVI - XVII вв. Предпосылки возникновения трактата Гуго Гроция «О праве войны и мира»

1.1 Основные направления международных отношений раннего нового времени и их отражение в политической и научной деятельности Гуго Гроция

Эпоху раннего нового времени (ее еще называют поздним средневековьем) принято датировать концом XV - серединой XVII вв. Плавание X. Колумба (1492 г.), раздвинувшее границы известного европейцам мира и начало Итальянских войн (1494 г.) - первого общеевропейского вооруженного противостояния определяют нижний рубеж эпохи1. Ее верхней границей можно считать английскую революцию (1640 - 1660 гг.), давшую миру образец государственной системы нового типа и Вестфальский мир (1648 — 1649 гг.), увенчавший Тридцатилетнюю войну созданием новой международной системы. Жизнь Гуго Гроция (1583 - 1645 гг.) пришлась «под занавес» раннего нового времени, когда средневековые нормы и ценности окончательно уходили со сцены, а идущие им на смену политические феномены настойчиво требовали юридического оформления и идеологического обоснования. Он лично

1 Длительный спор отечественных историков по поводу хронологического раздела Средних веков и нового времени, начавшийся с публикации в 1968 г. статьи В.Г. Ревуненкова (Ревуненков, В.Г. О периодизации новой и новейшей истории / В.Г. Ревуненков // Методологические вопросы общественных наук. - Л.: ЛГУ, 1968. - С. 170 - 197), оспорившего принятую в СССР периодизацию, нельзя считать законченным. Тем не менее, представляется обоснованным мнение Ю.Е. Ивонина о закономерности определения международных отношений нового времени в рамках XVI - XVIII вв., исходя из логики развития политических и дипломатических процессов, специфики вооруженных конфликтов и способов ведения войн. Соответственно, в настоящей работе речь пойдет именно о раннем новом времени. См.: Ивонин, Ю.Е. Позднее средневековье или ранняя новая история? / Ю.Е. Ивонин // Вопросы истории. -1987, № 1. - С. 67 - 77. Ср.: Чистозвонов, А.Н. О стадиально-региональном изучении буржуазных революций XVI - XVIII вв. в Европе / А.Н. Чистозвонов // Новая и новейшая история. - 1973, № 2. - С. 92-93; Рутенбург, В.И. Ранние буржуазные революции / В.И. Рутенбург // Вопросы истории. - 1984, № 3. - С. 75-81; Барг, М.А. Место XVII века в истории Европы. К вопросу о «начале Нового времени» / М.А. Барг // Вопросы истории. - 1985, № 3. - С. 60 - 65. Очередной этап полемики, состоявшийся на страницах журнала «Новая и новейшая история» в 1993 - 1997 гг. в целом подтвердил справедливость подобной позиции.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23340.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.