У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Советско—американские переговоры по ограничению стратегический вооружений середины 1960-к - 1979 гг.
Количество страниц 299
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23359.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение...3

Глава 1. Первый этап переговоров по ограничению стратегических

вооружений (1969-1972)...35

1.1. Причины и предыстория советско-американских переговоров по ограничению стратегических вооружений...35

1.2. Ход согласования позиций сторон на первом этапе переговоров по ограничению стратегических вооружений ...66

1.3. Московская встреча на высшем уровне (22-26 мая 1972 года) и подписание советско-американских соглашений по ОСВ-1...123

Глава 2. Второй этап переговоров по ограничению стратегических

вооружений (1972-1979)...146

л 2. 1. Советско-американские переговоры по ограничению стратегических

вооружений при администрации Никсона-Форда...146

2. 2. Советско-американские переговоры по ограничению стратегических

вооружений при администрации президента Д. Картера (1977-1978)...192

2. 3. Завершение переговоров по ОСВ-2 и венский саммит 1979 года...229

Заключение...250

Библиографический список использованных источников и литературы...255

Приложения...270

Вспомогательный указатель...299



Введение.

Со своего появления и до настоящего времени ядерное оружие остается одним из наиболее значимых факторов в международных отношениях. На протяжении всей второй половины XX века стремление государств к обладанию этим оружием сочеталось с попытками ограничить гонку вооружений и предотвратить использование энергии атома в военных целях. Переговоры в этом направлении по-прежнему являются одним из основных направлений сотрудничества России и США, что подтверждается подписанным в Москве 24 мая 2002 г. Договором о сокращении стратегических наступательных потенциалов.

Вместе с тем, последнее десятилетие стало временем некоторого торможения, а в некоторых случаях даже шага назад в деле ядерного разоружения. Показательны в этом отношении попытки США создать национальную противоракетную оборону сначала в обход Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) 1972 г., а с приходом к власти администрации Дж. У. Буша - и выход США из этого Договора в 2002 г. Договор по ПРО лежал в основе существовавшей системы договоров и соглашений между Россией и США в области стратегических вооружений. Например, ратификация Договора СНВ-2 Государственной Думой России была обусловлена сохранением действия Договора по ПРО1. Поэтому прекращение действия Договора по ПРО не только лишило обязательной силы условия по СНВ-2, но и в целом отбросило переговорный процесс, по крайней мере, по оборонительным вооружениям, далеко назад.

Актуальность данной работы в связи с этим состоит в попытке с одной стороны исследовать причины, которые лежали в основе стремления СССР и США к ограничению стратегических вооружений, способы реализации этого стремления на практике в виде переговоров и других внешнеполитических действий, а также результаты, которые эти государства смогли достичь. С другой

1 См.: Федеральный Закон от 04.05.2000 N 56-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений" // Российская газета. 2000. 6 мая.
стороны, изучение советско-американских переговоров по ограничению стратегических вооружений (ОСВ) проясняет не только причины, по которым в начале 1970-х гг. США пошли на отказ от систем ПРО, но и те основания, по которым администрация Буша отказалась от Договора по ПРО в наше время.

Цель данной работы - исследовать советско-американские переговоры по ОСВ, которые начались в конце 1960-х и продолжались до конца 1970-х гг. Во главу угла поставлены основной ход переговоров и основные вопросы, в той или иной степени решенные в этом процессе.

Задачи, решение которых способствует достижению поставленной цели, состоят в следующем:

1. Определить причины, по которым правительства СССР и США пришли к выводу о необходимости начала переговоров по ОСВ.

2. Проанализировать основной ход переговорного процесса, позиции сторон на разных его этапах, компромиссные решения, которые, в конечном счете, привели к результатам в виде конкретных соглашений.

3. Рассмотреть причины, по которым советско-американские переговоры по ОСВ сначала были заторможены, а после подписания Договора ОСВ-2 - не получили полноценного продолжения.

4. Оценить общее значение этих переговоров для международных отношений своего времени, а также вклад достигнутых договоренностей в процесс разоружения.

Объектом исследования, таким образом, являются советско-американские переговоры по ОСВ, а предметом - качественный и количественный состав стратегических вооруженных сил СССР и США, на ограничение которого и были направлены усилия переговаривающихся сторон.

Предмет исследования неизбежно требует применения классификации систем вооружений, принятых в рассматриваемый период в СССР и США. В качестве основной принята классификация вооружений, которой оперировали
представители сторон на самих переговорах, где советскому обозначению стра- тегического носителя соответствовало определенное американское.

Хронологические рамки для задач данного исследования определяются с середины 1960-х гг. до конца 1970-х. Сразу несколько источников свидетельствуют, что ограничение стратегических вооружений стало обсуждаться на двустороннем советско-американском уровне еще при администрации президента Дж. Ф. Кеннеди в США и бытности Н.С. Хрущева первым секретарем ЦК КПСС и председателем Совета Министров СССР. Со временем эпизодическое обсуждение предложений по ОСВ переросло в полноценные переговоры сразу на нескольких уровнях, которые стали основным направлением советско-американского сотрудничества на протяжении 1970-х гг. Во второй половине 1979 года в США по ряду причин происходит пересмотр политики в отношении СССР, в результате которого Договор ОСВ-2 был отозван президентом из сената, что фактически означало провал его ратификации и прекращение перего- ворного процесса по ОСВ в целом. Последовавшие попытки реанимировать диалог держав в этом направлении посредством советско-американских переговоров по ограничению и сокращению стратегических вооружений - ОССВ (июль 1982-август 1983 гг.) проводились при фактическом отказе США от основополагающих принципов ОСВ - обеспечении одинаковой безопасности и недопущении односторонних преимуществ. Поэтому ОССВ так и не стали третьим этапом ОСВ и не рассматриваются в данном исследовании.

Теоретической основой этой работы является теория политического реализма. Ее основными авторами являются Р. Арон, Г. Моргентау, Дж. Кен-нан, Г. Киссинджер, которые оказали существенное влияние на внешнюю политику США рассматриваемого периода. Международные отношения они определяли как арену противоборства различных государств, реализующих свои интересы посредством военной стратегии и дипломатии. В результате этого противоборства в мире устанавливается определенный баланс сил, равновесие интересов, обеспечивающее состояние мира.
Международные отношения 1960-х - 1970-х гг. характеризуются прежде всего противостоянием советского и западного блоков. Весь спектр взаимоотношений между центрами этих систем - СССР и США - определялся, как правило, их межгосударственными отношениями, которые, в свою очередь, зависели от существовавшего баланса сил, выразившегося в военно-стратегическом паритете. Таким образом, если военная стратегия, главным образом - наращивание ядерных вооружений - привела к примерному равенству возможностей сторон, то посредством дипломатии и, в частности, переговоров по ОСВ, стороны закрепляли это равновесие во избежание войны.

Основными принципами, заложившими основу методологии данного исследования, стали принципы объективности и историзма. Так как переговоры по ОСВ носили двусторонний характер, то до сих пор каждая из сторон склонна по-своему трактовать рассматриваемые события. Не претендуя на истину в последней инстанции, автор попытался рассмотреть эти переговоры объективно, пользуясь методом сравнительного анализа мнений обеих сторон для определения действительного хода развития переговорного процесса.

Принцип историзма предполагает рассмотрение переговоров по ОСВ без отрыва от общего контекста советско-американских отношений в соответствующий временной период. В самом деле, далеко не простые взаимоотношения двух держав в 1960-1970-е гг. ощутимо сказывались на поведении сторон на переговорах по ОСВ. Политика "увязки" (linkage) поначалу вошло в историю международных отношений именно как попытка увязать решение проблем по ОСВ с решением других, преимущественно политических вопросов в советско-американских отношениях.

Ценностный подход в данном исследовании предусматривает определение отличительных особенностей, а подчас и уникальности переговорного процесса ОСВ в истории международных отношений. Несмотря на далеко не полную реализацию своих первоначальных целей, эти переговоры оказали стабилизирующее воздействие на общий спектр советско-американских отношений, что в условиях холодной войны послужило на благо всего человечества.

7 В работе были также использованы общенаучные методы исторического

• анализа и синтеза. Из всего разнообразия источников, так или иначе связанных с проблематикой ОСВ, следовало выделить наиболее существенное, что в действительности способствовало раскрытию заданной темы.

В качестве частнонаучных использованы проблемно-хронологический и историко-генетический методы. Рассматриваемые в работе события проанализированы, как правило, в хронологическом порядке в тесной связи с предшествующими контактами СССР и США по вопросам разоружений, а также под влиянием исторических условий, в которых обе стороны сначала пришли к выводу о необходимости начала этих переговоров, затем их осуществляли и, в конце концов, приостановили диалог по этому вопросу.

Переговоры по ОСВ велись на нескольких уровнях - официальными делегациями, министрами и главами правительств. Значительное влияние на переговоры оказывал процесс принятия решений внутри самих правительств в

* СССР и США. Объект исследования, таким образом, носит системный характер, со своими внутренними закономерностями и логикой развития, что в целом предопределяет использование системно-структурного метода в данной работе.

Историография советско-американских переговоров по ОСВ обширна и разнообразна, так как данная тема и ее отдельные аспекты привлекали внимание многих исследователей. В самом общем виде ее можно разделить на советскую, современную российскую и зарубежную. В связи с этим хотелось бы выделить ряд особенностей каждой из этих групп.

Отличительной особенностью советской историографии процесса ОСВ является комментирование событий post factum, то есть уже после достижения тех или иных результатов. Сам ход переговоров носил конфиденциальный характер, освещение же его в условиях советской цензуры приводило к описанию лишь самого общего круга рассматриваемых вопросов. Советские авторы, как правило, не противоречат друг другу в изложении не только фактов, но и оценок по поводу переговоров. Различие между ними можно провести скорее по их

стремлению раскрыть тот или иной аспект переговоров, будь то военно-техническое соотношение сил, или политическая борьба вокруг ОСВ в США.

Другим признаком советской историографии является ее практически полная лояльность и поддержка любых действий советского правительства, а также осуждение попыток США получить преимущества по ходу самих переговоров. В условиях существовавшей в то время цензуры от советских исследователей, собственно, другого было трудно ожидать. Основными проблемами, рассмотренными советскими специалистами стали вопросы о необходимости ограничения в ходе переговоров американских ядерных средств передового базирования (ЯСПБ), асимметрии в количественном и качественном составе стратегических ядерных сил СССР и США, попытки США получить посредством переговоров односторонние преимущества, а также усиление антисоветской линии в политике США во второй половине 1970-х гг., которое в конечном итоге привело к их отказу от ратификации Договора ОСВ-2.

Первой проблемой при исследовании ОСВ является вопрос о начале этого процесса. В духе своего времени, советская историография связывала начало переговоров с США по поводу ОСВ с реализацией задач КПСС, сформулированных на очередном съезде. Особо отмечалось значение Программы мира, изложенной на XXIV съезде КПСС1. Если ранее СССР боролся за всеобщее и полное разоружение, то начало ОСВ - то есть переговоров лишь по одному аспекту из общей проблемы разоружения - советский исследователь А.Е. Ефремов обосновывал, помимо прочего, как отказ Советского правительства от принципа "все или ничего" .

Причины, побудившие США пойти на переговоры, напротив, рассматривались более подробно. С точки зрения советских исследователей, целый ряд обстоятельств вынудил американское правительство пойти на встречу давним требованиям СССР относительно обуздания гонки вооружений. Во-первых, это очевидное выравнивание стратегических позиций СССР и США. В СССР под

1 См.: Советская программа мира в действии. Материалы всесоюзной научной конференции в Баку 23-24 декабря 1975 г. М., 1977. - 287 с. См.: Ефремов А.Е. Ядерное разоружение. М, 1976. С. 164.
стратегическими позициями понимались прежде всего ядерные вооружения, количественный и качественный характер которых стал приближаться к американскому уровню1. По мнению Г.А. Трофименко, сама суть ОСВ советско-американских соглашений по ограничению стратегических вооружений - это официальное согласие США на паритет с СССР2.

В качестве причин, заставивших администрацию США пересмотреть свою политику в отношениях с СССР советский специалист в области разоружения В.П. Абаренков ссылался также на рост народного хозяйства в СССР на фоне "углубляющегося экономического кризиса" в США . Общим местом в советской историографии является высокая оценка влияния войны во Вьетнаме на ослабление внешнеполитических позиций США4. В отношениях с Советским Союзом таким образом провозглашался "переход от эры конфронтации к эре переговоров". Гонка вооружений, которая раньше рассматривалась как следствие напряженных отношений между СССР и США, теперь воспринималась администрацией США как источник этой напряженности. Ее дальнейшее осуществление требовало все возрастающих затрат, на которые США не были способны в начале 1970-х гг. Особенно дорогостоящей представлялась планируемая в обеих странах система национальной противоракетной обороны. Поэтому именно вопрос о ПРО стал отправным пунктом в переговорах по ОСВ. Инициатором переговоров И.Г. Усачев признавал американскую сторону5.

Что касается хода согласований делегациями СССР и США своих позиций и условий будущих соглашений, то советские авторы подчеркивали конфиденциальность проводимых переговоров, а также "честную и открытую позицию СССР по рассматриваемым вопросам". В своих исследованиях в области ОСВ М.А. Милыитейн и Л.С. Семейко акцентировали также существовавшую

1 См.: Усачев И.Г. Советско-американские отношения и новые тенденции в политике США. М., 1980. С.86.

2 См.: Трофименко Г. А. Основные постулаты внешней политики США и судьбы разрядки // США - экономика, политика, идеология. 1981. № 7. С. 3-14.

3 См. Абаренков В.П. Политика США в области "контроля над вооружениями". М., 1987. С.84.

4 См.: Матковская О.Н. К вопросу о разработке республиканской администрацией подхода к советско-американским отношениям (1968-1974 гг.) // Американский ежегодник. М., 1979. С.5-28.

5 См.: Усачев И.Г. Ограничение стратегических вооружений - насущная задача современности. М., 1978. С.29.
количественно-качественную асимметрию стратегических наступательных вооружений США и СССР, которая затрудняла общий ход переговоров1.

Советские авторы единодушны в своем одобрении подписанных в мае 1972 года договоренностей в комплексе ОСВ-1. Подчеркивалось, что все они четко соответствуют принципу равенства и одинаковой безопасности сторон. Соглашениями "замораживались" стратегические наступательные вооружения СССР и США (межконтинентальные баллистические ракеты и баллистические ракеты на подводных лодках) на существующих уровнях"2. Особое внимание уделялось решению вопроса о контроле над реализацией этих соглашений. По мнению ряда советских исследователей, согласие сторон на контроль с помощью национальных технических средств, предопределило результативное завершение всего хода переговоров3.

Отличительной чертой работы сторон над следующим соглашением в области ОСВ советские авторы называли попытки выработать качественные ограничения на наступательные вооружения и, прежде всего, на ракеты с разделяющейся головной частью4. В качестве основных проблем переговоров на новом этапе М.А. Милыдтейн и Л.С. Семейко определяли выработку более всеобъемлющего, чем ОСВ-1 соглашения, которое предусматривало не только ограничение, но и сокращение стратегических вооружений5.

Если подготовка ОСВ-1 в целом получала поддержку подавляющей части американской правящей элиты, то подготовка ОСВ-2 вызвала некоторый раскол в правительстве США. В.Ф. Петровский рассмотрел деление в администрации США на сторонников дальнейшего диалога с СССР по принципам, оговоренным в ходе ОСВ-1 и тех, кто стремится вернуться к диалогу "с позиции си-

1 См.: Мильпггейн М. А. Семейко Л.С. Ограничение стратегических вооружений: проблемы и перспективы // США - экономика, политика, идеология. 1973. № 12. С. 3-12.

2 См.: Петровский В.Ф. Разоружение: концепции, проблемы, механизмы. М., 1982. С.115.

3 См.: Семейко Л.С. Соглашения между СССР и США об ограничении стратегических вооружений и о предотвращении ядерной войны. В кн. Советская программа мира в действии. Материалы всесоюзной научной конференции в Баку. С.230., Абаренков В.П., Калманов В.А., Кокошина А.А. Вопросы контроля и ограничение вооружений в советско-американских соглашениях // США - экономика, политика, идеология. 1986. №2. С.29-38.

См.: Каренин А. О сдерживании стратегических вооружений // Международная жизнь. 1974. №9. С. 13-23. 5 Мильштейн М.А. Семейко Л.С. Ограничение стратегических вооружений: проблемы и перспективы. С.4.
1. Исходя из посылки, что прогресс в переговорах по ОСВ зависит от способности американской стороны принять справедливую и честную позицию Советского Союза, советские исследователи критикуют последовавшие попытки США обойти владивостокские договоренности 1974 г. путем получения односторонних преимуществ. Так, по мнению Р.Г. Тумковского, американская администрация нарушила свои обязательства, инициировав развертывание новых систем вооружений - крылатых ракет, что предопределило затянувшийся характер выработки соглашений по ОСВ-22. При этом ответный аргумент американской стороны касательно стратегических возможностей советского бомбардировщика Ту-22М - "Бэкфайр" - в советских исследованиях отвергается как несостоятельный3.

Примером таких попыток также часто приводится безуспешная поездка государственного секретаря США С. Вэнса в Москву в марте 1977 г. Его предложения, фактически означавшие отказ от достигнутых во Владивостоке договоренностей, единодушно оценивается советскими критиками как попытка "ревизии владивостокской договоренности и получения для США односторонних преимуществ"4.

Причины затруднений при выработке окончательных условий ОСВ-2 советские авторы видели в непоследовательной политике администрации Картера, попытках американской стороны получить "козыри для торга" посредством реализации стратегических программ МБР "MX", подводных лодок "Трайдент", бомбардировщиков "В-1", а также разработки нейтронного оружия5. Однако в течение последующих двух лет сторонам все-таки удалось согласовать условия нового договора - ОСВ-2. Успех этого мероприятия советские исследователи связывали как с "твердой линии советской политики разоружения",

1 См.: Петровский В.Ф. Доктрина "национальной безопасности" в глобальной стратегии США. М., 1980. С.312.

2 См.: Тумковский Р.Г. Советско-американские переговоры об ограничении стратегических вооружений // Вопросы истории. 1979. № 3. С. 70-86.
4 Святов Г.И. О политике США в области строительства вооруженных сил и ограничения вооружений // Вопросы истории. 1978. №2. С.86.

5 См.: Трофименко Г.А. Внешняя политика США в 70-е годы: декларации и практика // США - экономика, политика, идеология. 1976. №12. С. 14-28., Арбатов А.Г. Безопасность в ядерный век и политика Вашингтона. М., 1980. С.180-212.
так и с победой (пусть временной) в США тех сил, которые выступали за конструктивный диалог с СССР, за уменьшение международной безопасности1.

Так же, как и в случае с ОСВ-1, советские авторы единодушны в своем одобрении условий Договора ОСВ-22. Сравнивая эти два этапа, справедливо указывалось на ощутимый прогресс в деле обуздания гонки вооружений. Подчеркивались в этом смысле ограничения, налагаемые договором на стратегические бомбардировщики и на баллистические ракеты "воздух-земля", последующее снижение суммарного потолка вооружений с 2400 единиц до 2250 с 1 января 1981 г. Явным успехом признавалось также наложение суммарных ограничений и на ракеты, оснащенные разделяющейся головной частью индивидуального наведения (РГЧ ИН).

Особое беспокойство советских аналитиков вызвала нарастающая в США политическая борьба вокруг ратификации Договора ОСВ-23. Говоря об общей поддержке Договора населением США, авторы выражали озабоченность относительно нарастающего движения против его ратификации сенатом, за новый, наступательный курс США в области внешней политики. Источником этого движения советские исследователи по традиции считали политические силы, связанные с американским ВПК, благополучие которого напрямую зависит от объемов правительственных заказов на производство новых видов вооружений. Поэтому доводы о "неравноправии" ОСВ-2, о необходимости "ответных мер для ликвидации отставания США" трактовались как попытки срыва всего переговорного процесса в целях обогащения и приобретения власти этими силами.

В целом поражение процесса ОСВ-2 советские авторы связывали с победой этого курса внутри американской власти. Многочисленные политические противоречия СССР и США оценивались как планомерная политика противников разрядки. Введение советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. рас-

1 См.: Чикваидзе А.Д. США: истоки агрессивного курса. Влияние внутренних факторов на внешнеполитическую стратегию США во второй половине 1970-х начале 1980-х годов. Тбилиси. 1984. - 157 с.

2 См.: Платонов А.А. Крупнейшее достижение в области ограничения вооружений // США - экономика, политика, идеология. 1979. №9. С.14-23., Журкин В. ОСВ-2: важный вклад в укрепление мира//Мировая экономика и международные отношения. 1979. №8. С.3-13.

3 См.: Петровская М.М. Американское общественное мнение и договор ОСВ-2 // США - экономика, политика, идеология. 1979. № 10. С.62 - 64.
сматривалось советскими политологами А.Г. Арбатовым, Г.А. Трофименко, В.П. Абаренковым как необоснованный повод, использованный Картером для отзыва Договора ОСВ-2 из сената, как торжество политических кругов, выступающих за силовое противоборство с СССР.

Подводя итоги процессу ОСВ, советские авторы давали положительную оценку его результатам. Отмечалось, что достигнутые соглашения, диалог двух стран по стратегическим вопросам лежали в основе разрядки в международных отношениях начала 1970-х гг. Причиной, по которой ОСВ не получил своего продолжения, называлась непоследовательная политика администрации США, смещение акцентов в ее политике от равноправного диалога с СССР к достижению стратегического превосходства1.

При всем количестве комментариев советских исследователей тех или иных аспектов советско-американских переговоров по ОСВ, целенаправленного общего глубокого исследования этого процесса сделано не было по несколь- ким причинам. Во-первых, конфиденциальность переговоров и закрытость советского общества предопределили недоступность основной массы документов для историков-международников. Основывать свои исследования преимущественно на западных источниках в то время было также недопустимо. Во-вторых, если те, кто писал об ОСВ на протяжении 1970-х гг., не могли рассмотреть процесс ОСВ в целом, так как он еще продолжался, то в начале 1980-х произошел некоторый спад интереса к этим переговорам в силу их прекращения после провала ратификации Договора ОСВ-2 в США. В-третьих, советская система исключала саму возможность критического рассмотрения действий советского правительства, что изначально ограничивало возможности исследователя при рассмотрении переговоров по ОСВ в целом.

С распадом СССР, ликвидацией цензуры печатных изданий появилась возможность более объективно анализировать те или иные политические события, а также пересмотреть оценку процесса ОСВ. В новых условиях появилось множество подчас противоречивых суждений относительно причин начала и

1 См.: Трофименко Г. А. Уроки мирного сосуществования // Вопросы истории. 1983. № 11. С.20-21.
завершения, особенностей хода и результатов ОСВ. В то же время нельзя сказать, что отечественная оценка переговоров по ОСВ претерпела радикальные изменения. Интерес к ОСВ-1 и ОСВ-2 с одной стороны стал падать в начале 1990-х гг. в виду происходивших в то время гораздо более радикальных мер в области разоружения согласно договорам СНВ-1 и СНВ-2. С другой стороны, по мере нарастающего стремления американской администрации пересмотреть условия Договора по ПРО, наблюдалась консолидация российских политологов в поддержку этого договора, достигнутого как раз в ходе ОСВ-1.

Основными проблемами в контексте переговоров по ОСВ, исследуемыми современной российской историографией стали вопрос об истоках Договора по ПРО, переговоры СССР и США по поводу ограничений систем с РГЧ ИН, а также отказ США от ратификации Договора ОСВ-2. Как правило, современными авторами критически рассматривается политика СССР во второй половине 1970-х гг., когда наращивание вооружений и действия в странах третьего мира стали основаниями для срыва переговоров по ОСВ.

Отличительной чертой российской историографии от советской является попытка приоткрыть завесу над процессом принятия решений по ОСВ правительством СССР. Большинство современных авторов приходит к выводу о низком уровне подготовленности советской стороны к ведению переговоров с американцами. По мнению А.Г. Савельева и Н.Н. Детинова, результаты переговоров по ОСВ подверглись значительному влиянию военных, которые выступали против сколько-нибудь значимого сокращения вооружений1.

Рассматривая истоки переговоров по ОСВ, российские аналитики говорят об осознании руководителями двух стран опасного характера гонки вооружений в конце 1960-х гг., ее высокой стоимости и необходимости диалога. Отправным пунктом переговоров в этих условиях, по мнению Г.Б. Корсакова, стал вопрос о ПРО, поднятый в 1967 г. американской стороной2. Известный специалист в области разоружения, А.Г. Арбатов, причины ОСВ видит в страхе СССР

1 См.: Savel'yev A.G., Detinov N.N. The Big Five. Arms Control Decision, Making in the Soviet Union. Westport, 1995. P.3.

2 См. Корсаков Г.Б. Противоракетная оборона: американские подходы, программы, технологии // США - экономика, политика, идеология. 1999. № 8. С.31-32.
перед американскими планами по развертыванию национальной ПРО и страхе США перед темпами строительства МБР в СССР1. Согласно А.С. Орлову, в основе поворота США от стремления к стратегическому превосходству к переговорам с противостоящей стороной лежало "признание суровых реалий ракетно-ядерного баланса", сложившегося между СССР и США в начале 1970-х гг2. В качестве необходимого условия начала двусторонних переговоров по ОСВ А.А. Пикаев называет подписание Договора о нераспространении ядерного оружия, который "жестко ограничил число признанных ядерных государств и юридически закрепил безъядерный статус подавляющего большинства стран, технически способных создать ядерное оружие (включая Германию и Японию)"3.

Трудности в переговорах возникли с самого начала, еще при определении круга вооружений, подлежащих ограничению. В этой связи известна позиция делегации СССР о необходимости включения американских ядерных средств передового базирования (ЯСПБ) в Европе в перечень стратегических вооружений. Согласно точке зрения современных исследователей, эти средства, не являясь стратегическими по своим техническим характеристикам, тем не менее, действительно могли решать стратегические задачи благодаря своему положению вблизи границ СССР. Согласно Н.Н. Сокову, в связи с тем, что сторонам так и не удалось договориться по этому вопросу, условия ОСВ-1 носили ограниченный характер, а СССР получил "компенсацию" в виде более высокого уровня баллистических ракет4.

Подавляющее большинство современных военных историков сходится во мнении, что Договор по ПРО 1972 г. стал самым важным достижением процесса ОСВ на первом этапе. Обоюдный отказ сторон от систем ПРО в национальном масштабе способствовал предотвращению гонки оборонительных воору-

1 См.: Арбатов А.Г. Актуальные проблемы российско-американских отношений и сокращения наступательных вооружений [Электронный ресурс] //Стратегические вооружения и проблемы безопасности /Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ. - Электрон, дан. (1 файл). -Http://www.armscontrol.ru/course/lectures/arbatov2.htm.

2 См.: Орлов А.С. Эскалация вооружений - путь в тупик. В кн. Советская внешняя политика в годы "холодной войны" (1945-1985): новое прочтение. М., 1995. С.492.

3 Пикаев А.А. Российско-американский контроль над стратегическими вооружениями и международная безопасность // Pro et Contra. Т. 5. № 2. Весна 2000. С.23.
Соков Н.Н. Сокращение ядерных вооружений: двусторонний процесс. В кн. Ядерное нераспространение. ТI. М, 2002. С.270.
жений и сдерживал обе стороны от применения оружия в решении спорных вопросов1. Таким образом, этот Договор оценивается в современной отечественной историографии как основополагающий для дальнейших переговоров по разоружению, а также для современной системы стратегической стабильности, основанной на неотвратимости ответного ядерного удара2.

В оценках Временного соглашения о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений мнения российских исследователей расходятся. С одной стороны, подчеркивается ограниченный характер этой договоренности, не учитывающей ни ЯСПБ, ни бомбардировщики сторон, ни, что самое важное, МБР с РГЧ ИН. По этим причинам А.Г. Арбатов называет ОСВ-1 "темными веками ограничения стратегических вооружений". Другие, напротив, дают высокую оценку этой договоренности, так как она, во-. первых, заморозила существующие уровни пусковых установок, а во-вторых, создала прецедент для последующей работы по выработке новых соглашений. Н.Н. Соков особо отмечает, что именно в ходе ОСВ-1 были согласованы принципы, которые легли в основу и дальнейших договоренностей - подсчет вооружений по пусковым установкам, сохранение у каждой из сторон потенциала ответного удара3. Несмотря на провозглашенные в ходе ОСВ-1 принципы равенства и одинаковой безопасности сторон, некоторые исследователи признают, что условия Временного соглашения позволили СССР существенно увеличить свои стратегические ядерные силы по сравнению с американскими4.

По ходу освещения следующего этапа ОСВ российские исследователи отмечают затруднения, вызванные противоположными позициями сторон по поводу ЯСПБ, а также методов ограничения МБР с РГЧ ИН. Предложение американской стороны запретить развертывание и испытание этих систем в то

1 См.: Колтунов B.C. Договор по ПРО и стратегическая стабильность [Электронный ресурс] //Стратегические вооружения и проблемы безопасности /Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ. - Электрон, дан. (1 файл). -Http://www.armscontrol.ru/course/lectures/koltunov2.htm.

2 См.: Кокошин А.А. Ядерное сдерживание и национальная безопасность России // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 7. С.3-4., Корсаков Г.Б. Договор по ПРО в контексте российско-американских отношений // США - экономика, политика, идеология. 2000. № 2. С.37.

3 См.: Соков Н.Н. Сокращение ядерных вооружений... - С.270-271.

4 См.: Подвиг П.Л. Стратегические ядерные силы СССР и России [Электронный ресурс] //Стратегические вооружения и проблемы безопасности /Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ. - Электрон, дан. (1 файл). - Http://www.armscontrol.ru/course/rsf/p4.htm.
время, когда СССР, отставая от США, только приступал к испытаниям своих РГЧ, одинаково оценивается и советскими, и российскими исследователями как стремление США получить односторонние выгоды. Некоторые специалисты считают, что США в любом случае не пошли бы на запрещение развертывания РГЧ ИН, так как связывали с ними свою новую стратегическую концепцию1.

Достигнутая в таких условиях предварительная договоренность о рамках будущего Договора ОСВ-2, известная как владивостокское соглашение 1974 г., советской историографией признается прорывом в ходе ОСВ. В самом деле, обе стороны пошли на значительные уступки: СССР отказался от требования учета ЯСПБ, согласился с поправкой Джексона о количественном равенстве устанавливаемых на вооружения "потолков", тогда как США сняли свое требование о сокращении советских "тяжелых" ракет. Несмотря на это, современные исследователи, например, А.Г. Арбатов, критикует это соглашение за слишком широкие параметры для военных программ и незначительные ограничения2.

Быстрой реализации этой договоренности, по мнению российских исследователей, воспрепятствовало введение Соединенными Штатами в состав своих вооруженных сил крылатых ракет большой дальности (КР БД). Так же, как и в случае с ЯСПБ, эти вооружения, не обладая стратегическими характеристиками технически, имели бы стратегическое значение в случае их размещения вблизи границ СССР. Ход переговоров затрудняло также принятие на вооружение баллистических ракет с РГЧ ИН, что, наряду с крылатыми ракетами воздушного базирования, согласно Н.Н. Сокову, "радикально изменило стратегический баланс, поскольку теоретически создавались предпосылки для приобретения потенциала первого обезоруживающего удара"3.

Таким образом, по определению А.Г. Арбатова, "военно-технические события опрокинули договор по разоружению" в 1975 г. Дальнейшее развитие событий определялось приходом в США новой, демократической администрации Картера. Его первые инициативы в области ОСВ, озвученные в марте 1977

1 См.: Арбатов А.Г. Актуальные проблемы российско-американских отношений и сокращения наступательных вооружений [Электронный ресурс] - Http://www.armscontrol.ru/course/lectures/arbatov2.htm.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23359.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.