У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Актуальные проблемы современной политики СИГА в Африке
Количество страниц 369
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23363.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...стр. 3-24

Глава I. Доктрина «американского мирового лидерства» - концептуальная основа современной внешней политики США

1. Становление и развитие...25-36

2. Основные положения доктрины...37-45

3. Новейшие интерпретации...46-58

4. Ведущие исполнители...59-76

Глава II Современные интересы США в Африке... 77-103

Глава III. Проявления доктрины «американского мирового лидерства» в странах Африки

1. Эволюция политики США в Африке после 1945г... 104-120

2. «Миротворчество» Б. Клинтона...121-132

3. «Борьба с терроризмом» Д. Буша-младшего...133-166

Глава IV. Факторы, воздействующие на реализацию доктрины «американского мирового лидерства» в странах Африки на современном этапе

1 .Политика африкано-американской общины...167-187

2. Соперничество ведущих мировых держав

в Африке...188-216

3. Отношение африканских стран к политике США...217-241

Глава V. Особенности современной политики США в отношении отдельных стран Африки

1. ЮАР...242-257

2. Нигерия...258-271

3. Уганда... 272-278

4. Зимбабве...279-289

5. Гана...290-300

Глава VI. О перспективах взаимодействия в Африке

России и США...301-306

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...307-313

БИБЛИОГРАФИЯ...314-325

ПРИЛОЖЕНИЕ...326-369


ВВЕДЕНИЕ

За последние годы произошли существенные изменения как в международных отношениях в целом, так и в их теории. Распад Советского Союза, крах биполярной модели мира, превращение Соединенных Штатов Америки в единственную самую могущественную державу на земном шаре оказали глубокое влияние на современную мировую обстановку.

Для понимания логики международно-политического процесса на рубеже и в начале XXI века ключевыми являются понятия многополярности и однополярности. Строго говоря, вся история международных отношений протекала под знаком борьбы за гегемонию, то есть за бесспорно преобладающие позиции в мире, точнее в той его части, которая в конкретный момент истории считалась миром-вселенной или ойкуменой, как ее называли древние греки.

Скажем, с позиций Геродота, историка времен Александра Македонского, Македонская держава после покорения Персидского царства была, несомненно, империей-гегемоном. Однако лишь того мира, который был известен Геродоту и ограничивался, по сути дела, Средиземноморьем, Ближним и Средним Востоком и Центральной Азией.

Подобным же образом единственным мировым полюсом-источником силы и влияния воспринимался и Рим эпохи расцвета.

С позиций соответственно эллинистического и римского сознания современная им международная система была однополярной, то есть в их мире существовало одно единственное государство, практически безраздельно господствовавшее на все территории, представлявшей реальный или даже потенциальный интерес для тогдашнего цивилизационного пространства.

С точки зрения сегодняшнего дня относительность «античной однополярности» очевидна. Вместе с тем, повторить уникальный и во всех отношениях ограниченный опыт империи Александра Македонского и Римской до сих пор не удалось ни разу. Сколько-нибудь могущественные государства -Византия, Империя Карла Великого, империя Габсбургов, наполеоновская Франция, объединившаяся Германия - это только самые очевидные и яркие примеры попыток и неудач такого рода.

Но с тем же успехом можно констатировать и другое: фактически со времен распада «античной однополярности» в межгосударственных отношениях сложилась реальная многополярность, понимаемая как существование в мире как минимум нескольких ведущих государств, сопоставимых по совокупности своих военных, политических, экономических возможностей и культурно-идеологическому влиянию.

Вторая мировая война нанесла по многополярности сокрушительный удар. К концу войны обозначился колоссальный отрыв двух держав - СССР и США от всех остальных государств по совокупности военных, политических, экономических возможностей и идейному влиянию. Этот отрыв определял суть биполяриости. Причем биполярность до того, как она стала структурно оформляться, сама по себе не предполагала конфронтациониости.

Но, естественно, идея двудержавного управления миром вызывала стремление «менее равных» государств (роль, особенно тяжело давшаяся Британии, как справедливо отмечают авторы «Системной истории международных отношений»1) разобщить своих сильных партнеров, чтобы придать недостающий вес себе. «Ревность» к советско-американскому диалогу стала чертой политики не только Британии, но и Франции и целого ряда других государств. Действия всех вместе подогревали взаимное недоверие СССР и США, которое в конечном итоге привело к резкому антагонизму между ними.

В наши дни эта «ревность», по нашему мнению, приобрела уже иной оттенок. Великобритания стремится сотрудничать с США как единственной сверхдержавой, опираясь на историческую взаимосвязь культур и традиций двух стран; в то время, как Франция больше склоняется к взаимодействию с другой, быстро растущей державой - Германией и со своим старым партнером времен франко-русского союза - времен Антанты: а именно с Россией.

Появляются контуры новых коалиций, которые могут оказать влияние на международные отношения в будущем.

В этой связи можно утверждать, что крах биполярности в международных отношениях и возникновение нового варианта однополярности в 90-х годах прошлого столетия отнюдь не означали общего пересмотра системного подхода к этим отношениям: отказа от многополярности. Она

приобретает иные формы, более адекватные происходящим в настоящее время в мире процессам глобализации.

Переживаемая человечеством революция в области экономики, техники, информатики, социокультурном аспекте, коренным образом меняет саму структуру мироустройства, в том числе его политический ландшафт, общественные идеалы. Как справедливо подчеркивал член-корреспондент РАН A.M. Васильев, соперничающие мировые идеологии XX века оказались дискредитированными. Фашизм был погребен под обломками государств «оси» в результате Второй мировой войны, а его отпрыск — белый расизм -испустил дух в Южной Африке. Псевдосоциалистические модели массовой мобилизации типа мексиканской, перонистской, насеристской, баасистской, югославской, нкрумовской завели своих последователей в тупик. Сторонники либерально-демократической идеологии, торжествовавшей после победы Запада в холодной войне, «вдруг» увидели, что и в западной цивилизации есть элементы надлома, разочаровиия, разброда, потери ориентиров2.

Процесс глобализации заметно повлиял и на социальную мысль, выдвинув на повестку дня необходимость осмысления нового контекста мирового порядка, его содержания, актуальных проблем и ориентиров развития. В частности, если говорить . про Африку, то прежние парадигмы «вестернизации», «модернизации», «социалистической ориентации» были отброшены, а новые еще не выработаны. С исчезновением «второго мира», то есть социалистического лагеря («содружества») во главе с Советским Союзом, само понятие «третий мир» потеряло свой смысл и употребляется лишь по инерции, хотя уже ясно, что он не является единым ни в экономическом, ни в цивилизациоином, ни в геополитическом отношении.

В ходе XX века «горизонтальная» дихотомия Запад - Восток («империализм» - «социалистический лагерь») сменилась в конце второй половины столетия на отчетливую вертикаль Север - Юг с последующим расширением этих пространств за пределы их собственной географической локализации. Обозначились взаимопроникающие, похожие на слоеный пирог транснациональные ареалы мирового Севера и мирового Юга.

Кроме того, с распадом СССР и связанных с ним внешнеполитических конструкций обозначилось пестрое, одновременно турбулентное и аморфное пространство «стран с переходной экономикой».

То, что понимали под международными отношениями еще десять-пятнадцать лет назад, в настоящее время фактически не существует. Они перестают быть сферой, где формально равные и суверенные субъекты взаимодействуют между собой и выстраивают коалиции. Мы имеем дело с новым явлением, когда утверждается институт международных регулирующих органов («Большая Восьмерка», НАТО, Международный валютный фонд и т.п.) и складывается сословие государств-париев.

Все эти события предопределили не только новое состояние контекста глобального миропорядка, геополитических и геоэкономических реалий, но также обновили реестр и содержание глобальных проблем современности, основную роль в которых стремится играть в современных условиях единственная сверхдержава - Соединенные Штаты Америки.

Настоящая работа содержит анализ наиболее важных проблем современных американо-африканских отношений, а также планов администрации США по их развитию. Представляется, что тема исследования является актуальной в свете как общих изменений, происходящих в международных отношениях после событий 11 сентября 2001г. в США, так и конкретных проявлений современной внешнеполитической активности Вашингтона, в той или иной мере затрагивающих интересы других государств, в том числе африканских.

Принимая во внимание роль и место США в мировом сообществе, изучение различных аспектов внешнеполитического курса этого государства является насущно необходимым. Основная цель работы - комплексный анализ тактики, средств и методов политики США в Африке на современном этапе. Преимущественное внимание уделяется странам к югу от Сахары. При этом затрагиваемые проблемы показаны в развитии, что определило необходимость кратких экскурсов в историю американо-африканских отношений.

Успешное достижение поставленной цели сопряжено с необходимостью решения ряда исследовательских задач, среди которых наиболее важными являются следующие:

а) показать динамику развития политики США в Африке после окончания Второй мировой войны;

б) определить современные интересы США в Африке и их отражение во внешнеполитических акциях американской администрации в этом регионе;

в) показать закономерности и тенденции, определяющие внешнеполитическую деятельность администрации Буша-младшего в Африке и вокруг нее;

г) выявить факторы, воздействующие на современную политику США в Африке;

д) показать развитие отношений США с отдельными африканскими странами, которые по объективным причинам становятся в начале XXI века приоритетными с точки зрения внешнеполитической стратегии Вашингтона в этом регионе мира.

Специальное внимание уделено в диссертации пропагандистским усилиям США. Несмотря на свою огромную экономическую и военную мощь, которая открывает большие возможности для односторонних, без учета мнений других государств, действий в современных международных отношениях, официальный Вашингтон проявляет заботу о поддержании «престижа Америки». По нашему мнению, США все же беспокоит реакция мировой общественности на проявления внешней политики в имперском стиле.

В период пребывания у власти Д. Буша - младшего эта политика достигла своего апогея в виде тезиса «кто не с нами - тот против нас». Вместе с тем, такого рода высказывания являются своеобразным индикатором уязвимости США перед натиском идеологии, выступающей с иных, отличных от принятых в Соединенных Штатах в настоящее время, позиций.

Данная работа является первым в отечественной историографии комплексным исследованием современного периода внешнеполитической деятельности Соединенных Штатов в странах Черного континента. В этом — ее научная новизна.

Большое внимание уделено преемственности во внешней политике США (как в целом, так и в Африке). По мнению автора, именно такая преемственность предопределила появление доктрины «американского мирового лидерства» в качестве концептуальной основы современной

внешнеполитической деятельности Вашингтона на мировой арене и как законченного этапа развития внешней политики США со времен войны за независимость во второй половине XVIII века. Эта доктрина в наиболее полной мере отражает суть теоретических разработок в области внешней политики, с которыми выступают современные американские политологи.

Методы исследования, применяемые в данной многоплановой работе, разнообразны по характеру и направленности. При рассмотрении различных процессов и явлений в их причинно-следственной и временной связи автор придерживался принципа историзма. Сочетание проблемно-хронологического и сравнительно-исторического метода позволило проследить эволюцию политики США в Африке и показать ее развитие на современном этапе.

Источники. Данная работа написана на основе изучения материалов Белого дома, конгресса США, государственного департамента, других организаций и учреждений внешнеполитического профиля. Среди этих материалов хотелось бы упомянуть, прежде всего, «Стратегию национальной безопасности Соединенных Штатов Америки»3, доклады «Глобальные тенденции 2015»4, «Американское присутствие за рубежом в XXI веке»5, доклады президента США об американской торговой и инвестиционной политике в отношении стран Африки южнее Сахары (в 2001г. и в 2002г.)6, ежегодные послания президента США «О положении страны» (в частности, в 2002-2003гг.)7, выступление президента США на объединённом заседании конгресса после событий 11 сентября 2001г.8, а также материал Белого дома «Обязательства США в целях развития и процветания стран Африки»9, итоговые документы совещания на Маврикии в январе 2003г., посвященного анализу выполнения Закона 2000г. об экономическом росте и торговых возможностях в странах Африки10, итоговый документ совещания «Большой Восьмерки» в Кананаскисе под названием «План действий Большой Восьмерки для Африки»11, документы совещания «Большой Восьмерки» в Эвиане (Франция)12, другие материалы, опубликованные в тематических сборниках «Книга великих американских документов»13, «Книга отцов-основателей США»14, «Великие американские выступления»15. Ценный материал по внешней политике США можно найти в речах и выступлениях президента Р. Рейгана16.

Среди упомянутых документов хотелось бы выделить доклад «Глобальные тенденции 2015», который содержит огромный материал для определения перспектив развития отношений США со многими странами мира, в том числе и с африканскими.

Документ под названием «Стратегия национальной безопасности Соединённых Штатов Америки» фактически представляет собой квинтэссенцию намерений правящих кругов США в области внутренней и внешней политики на длительную перспективу.

Доклад специального представителя главы американской администрации по Судану Д. Данфорда под названием «Перспективы мира в Судане»17 содержит много фактического материала для понимания политики администрации Буша-младшего в этой стране

Среди материалов конгресса США, посвященных политике в отношении африканских стран, хотелось бы, прежде всего, назвать Закон 2000г. об экономическом росте и торговых возможностях в странах Африки (Закон АГОА)18, а также Закон 2001г. об обеспечении демократии и экономического восстановления Зимбабве19, Закон 2002г. об обеспечении мира в Судане20.

Огромное количество ценного аналитического и фактического материала содержится в материалах парламентских дебатов и слушаний в конгрессе. Американские законодатели не обходят стороной практически ни одну представляющую интерес для политики США в Африке проблему. Так, например, проблеме доступа к нефтяным источникам Сахары, Западной и Центральной Африки были посвящены слушания по поводу строительства нефтепровода из Чада в Камерун, осуществляемого американскими компаниями21

С точки зрения данной работы представляют интерес выступления государственного секретаря США, его помощников по африканским делам касательно политики в отношении стран Африки. В этой связи хотелось бы отметить выступление К. Пауэлла в Витватерсрандском университете (ЮАР) в мае 2001г., где он высказал свои соображения относительно политики США на Африканском континенте22.

Работа написана также на основе анализа обширной отечественной и американской литературы: монографических изданий, журнальных статей и др. Привлечены и африканские источники.

Среди крупных монографических работ по внешней политике США, опубликованных в СССР и России в конце XX в., имеется ряд изданий, в которых затрагиваются и проблемы политики США в Африке. Они позволяет проследить не только динамику ее развития, но и сопоставить конкретные намерения официального Вашингтона в Африке с его планами в отношении других государств, которые принято называть странами «третьего мира».

В этой связи автор хотел бы выделить труды Ан. А. Громыко23, Ю.М. Мельникова24, коллектива авторов монографии «США и развивающиеся страны: 70-е годы»25, А.А. Кокошина26.

Много полезного материала, особенно для понимания эволюции современных международных отношений, в том числе и внешней политики США, содержится в капитальном труде «XX век. Многообразие. Противоречивость. Целостность» под редакцией академика А.О. Чубарьяна27.

На рубеже XXI в. под руководством директора Института США и Канады, члена-корреспондента РАН СМ. Рогова опубликованы две работы, в которых содержится анализ актуальных проблем внешней политики США, в том числе и в отношении стран Африки .Эти написанные на высоком профессиональном уровне труды позволяют лучше понять тенденции развития внешней политики США на • новом этапе, после распада СССР и социалистического содружества.

Следует также упомянуть работу сотрудника того же института А.И. Уткина, посвященную прогнозу внешней политики США в XXI веке29.

Очень помогало при написании настоящей диссертации внимательное изучение работ таких видных американистов, как А.В. Аникин, Г.А. Арбатов, В.В. Большаков, И.А. Геевский, А..А. Громыко, Ю.П. Давыдов, Ю.А. Замошкин, М.Н. Захматов, Л.И. Зубок, С.А. Егорова, А.В. Кортунов, Н.Н. Иноземцев, В.П. Лукин, Р.С. Овинников, Е.И. Попова, П.Т. Подлесный, Г.А. Трофимепко и многих других.
Много полезной информации по теории международных отношений, включая внешнюю политику США, можно найти в работах А.Д. Богатурова, Н.А. Косолапова и М.А. Хрусталева30, Г.Н. Махачева31.

Среди работ, специально, посвященных политике США в Африке, следует выделить коллективную монографию «Белый дом и Черный континент» под общей редакцией Аи. А. Громыко32, труды В. Фетова33, В.В. Майорова34, А.А. Озадовского35. В них нашёл отражение весь комплекс проблем, имеющих отношение к политике США в Африке в 60-80-е годы XX в.

Наряду с названными в отечественной литературе имеется целый ряд исследований, в которых наряду с общими проблемами международных отношений рассматриваются и вопросы, связанные с политикой США в Африке36. Эти труды позволяют взглянуть на указанные проблемы с другой стороны - рассмотреть их с точки зрения африканских стран.

Нами были использованы и материалы ряда научно-информационных бюллетеней, изданных Институтом Африки РАН: Позиции американских ученых по некоторым проблемам Африки к югу от Сахары и по вопросам политики СССР и США в этом регионе (июнь 1984) и Советско-американское сотрудничество для Африки (декабрь 1987), а также другие труды видных отечественных африканистов. Среди них - Л.Н. Аксюк, B.C. Баскин, A.M. Васильев, В.К. Виганд, Е.В. Гсвелинг, В.В. Гончаров, А.Б. Давидсои, Т.Л. Дейч, В.А. Жуков, Л.П. Калинина, Н.Д. Косухин, А.Б. Летнев, В.В. Лопатов, Ю.В. Потёмкин, А.В. Притворов, В.Г.Солодовников, Г.Б. Старушенко, A.M. Хазаиов, Л.Л. Фитуни, М.Ю. Френкель и другие.

По теме данной диссертации сам автор опубликовал либо индивидуально, либо в соавторстве целый ряд работ, в которых показаны основные направления политики США в Африке, динамика еб развития37.

Американская африканистика также богата всевозможными изданиями по теме «Политика США в Африке». Причём некоторые из работ опубликованы в России38.

По вполне понятным причинам в США работ, посвященных анализу внешней политики страны в целом и на африканском направлении, в частности, опубликовано во много раз больше, чем изданных за рубежом. В США имеется несколько исследовательских центров, институтов и организаций, которые
занимаются сбором информации, анализом жизни народов африканских стран, их внешней и внутренней политики39.

Состав этих центров периодически меняется в зависимости от конкретизации направлений исследований по заказам практических организаций, от наличия квалифицированных исполнителей. Так, в настоящее время политикой США в Африке в основном занимаются Центр стратегических исследований (Вашингтон), департамент политических наук Северо-Западного университета (Ивэистон, штат Иллинойс), Институт африканских исследований при Колумбийском университете (Нью-Йорк), Центр африканских исследований Флоридского университета (Гейнсвилл, штат Флорида), Центр африканских исследований имени Джеймса Коулмена при Калифорнийском университете (Лос-Анджелес).

Деятельность центров по изучению проблем Африки в США поддерживается Фондами Рокфеллера, Форда, Карнеги и другими частными американскими фондами, которые оказывают материальную помощь при подготовке исследований по вопросам, связанным с Африкой.

В целом американская историография по внешней политике США, включая отношения со странами Африки, совершенно отчетливо делится на два этапа: работы, которые посвящены анализу фактов, имевших место до событий 11 сентября 2001 г. в США, и те, которые касаются политики администрации Буша-младшего и ее перспектив после терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне.

Среди огромного количества работ, опубликованных в США по теме исследования до событий 11 сентября, хотелось бы остановиться на сравнительно недавно вышедших, в которых содержится анализ прошедших этапов внешней политики США и намечаются прогнозы на будущее, в том числе и в сфере политики в отношении африканских стран. С точки зрения данной работы ценность этих исследований состоит в том, что в них содержится много полезного теоретического материала, необходимого для понимания эволюции политики США в развивающихся странах.

Эти труды можно разделить на две большие группы: те, в которых проблемы внешней политики анализируются в общетеоретическом ключе, без привязки к действиям конкретных американских администраций, и те, которые
явно написаны по заказу в целях концептуального оправдания внешней политики очередных хозяев Белого дома.

Из первой группы работ следует упомянуть труды Д. Бергера40, Л. Брилмайер41, М. Ханта42, А. Шлессинджера-младшего43, М. Гальперина и др.44, Д. Сингранелли45, Т. Торнтона46.

Ко второй группе следует отнести труды под редакцией К. Кэмпбелла, Н. Рае и Д. Стэка47, Г. Хэстеда48, коллективные монографии под редакцией М. Боза и Р. Перотти49, Р. Картера50 и Р. Д. Стейна51.

В 1999г. опубликована работа Р. Майерса «Внешняя политика США в XXI веке: актуальность реализма», а в 2000г. коллективный труд «Продвижение американской демократии: импульсы, стратегии и воздействия»52, которые представляют особый интерес с точки зрения данной диссертации, поскольку в них теоретически обоснован переход к реализму как основе внешней политики новой американской администрации, шедшей на смену администрации Клинтона. Идею становления гегемонизма США в мире пропагандировал профессор политических наук в Школе международных отношений имени Эллиота при Университете Джорджа Вашингтона (Вашингтон) Г. Но. По его мнению, ее реализация особенно актуальна в отношении развивающихся стран, где контроль со стороны США якобы заметно ослабел после краха СССР53.

Это мнение представляется спорным. Если рассматривать данную проблему с точки зрения позиций США в мире в целом, то крах СССР и мировой социалистической системы, наоборот, означали появление дополнительных возможностей для проявления американского гегемонизма в условиях отсутствия сдерживающих тормозов в лице политики стран социалистического содружества.

Вместе с тем, приведённое высказывание профессора Но скорее было вызвано внешнеполитическими последствиями для США краха двухполярного мира, что может нести дополнительные осложнения политике официального Вашингтона в плане формирования комфортной международной среды для осуществления планов США на мировой арене.

В общетеоретическом ключе проблема «американского лидерства» была рассмотрена в монографиях известного американского политолога Ю. Ростоу54, М. Смолла55, под редакцией Р. Риплея и Д. Линдсея56.
События 11 сентября 2001 г. вызвали появление целого ряда работ, в которых идея американского гегемонизма, мирового лидерства получили новое звучание в связке с политикой «борьбы с терроризмом». В этой связи складывается впечатление, что в современных условиях эта борьба по своему стратегическому значению для мировых позиций США становится вровень с теми задачами, которые стояли перед Америкой в годы холодной войны с СССР.

Среди работ на эту тему следует выделить труды Л. Ник , Ф. Беннис ,

^ монографии под редакцией Д. Д. Карали59 и Р. Либера60.

В 80-90-е годы прошлого века в США вышел целый ряд работ, посвященных политике в отношении африканских стран. С авторами этих работ можно соглашаться, можно и оспаривать их точку зрения, но нельзя не согласиться с ними в том, что распад СССР, каким бы значимым это событие ни было с точки зрения мировой политики, тем не менее, не создал решающего преимущества для Америки в плане борьбы за африканское минеральное сырьё, столь необходимое США в эпоху борьбы за становление американского лидирующего положения в мире, поскольку США сразу же столкнулись с противодействием бывших колониальных держав, которые стремились по иному, чем это представлялось в Вашингтоне, распорядиться возможностями, возникшими после ухода СССР из мировой политики.

Имеются в виду работы У. Зартмана61, коллектива авторов под руководством Д. Бендера, Д. Коулмена и Р. Скляра62, исследования М. Клафа63, М. Хубанда64, работы под редакцией К. Данна и Т. Шоу65, а также под
* редакцией X. Китчен66, А.К. Бангуры67, Э. Скиннера68.
Известный американский африканист, профессор Джорджтаунского университета X. Китчеи в 1983 г. опубликовала фундаментальную работу «Интересы США в Африке», содержащий всесторонний анализ намерений и возможностей США на Черном континенте в конце XX века69.

Особо выделяется сборник статей под редакцией С. Моррисона и Д. Кук «Политика во времена Клинтона: критический выбор для администрации Буша». Эта работа носит явно заказной характер, поскольку нечасто в
«* американской африканистике можно встретить такой набор критических оценок
политики в Африке соперников партии, победившей на очередных
президентских выборах. Выдержанное в негативных тонах вступительное слово видного специалиста по африканским проблемам, профессора Джорджтауиского университета (Вашингтон) Ч. Крокера, помощника государственного секретаря США по африканским делам в администрации Рейгана, придает этому труду оттенок скептического отношения к достижениям администрации Клинтона в африканских странах. Складывается впечатление, что авторы этого сборника стремились показать те упущенные для США возможности в Африке в случае, если бы у власти сохранилась администрация Буша-старшего. Его сыну - новому президенту США следует продолжить начинания и планы своего отца как в отношении государств Черного континента, так и в целом на мировой арене, делают вывод авторы70.

В 80-90-х годах XX века вышел в свет ряд работ, посвященных анализу отношений США с отдельными африканскими странами. Среди них можно упомянуть труды американца нигерийского происхождения А. Басси71, а также Д. Давидоу72. В них содержится ценный фактический материал для понимания особенностей развития отношений США с рядом приоритетных для их африканской стратегии государств.

В этот период опубликован целый ряд работ, посвященных политике США в отношении ЮАР. Эта страна занимает видное место не только в африканской политике США, но и в целом в американской стратегии на мировой арене. Проблемам политики в отношении ЮАР посвящены труды Б. Xccca73, A.M. Томаса74, П. Бейкер75, других авторов.

Среди работ, посвященных политике США в Африке, выделяется выдержанная в футуристическом ключе монография Э. Л. Уонкерьора «Американская демократия в Африке в XXI веке?». Основной смысл этой работы состоит в том, чтобы доказать всемирную универсальность американского понимания демократии вообще и применимость её к Африке, в частности. Работа явно написана для того, чтобы дать сторонникам внедрения демократических ценностей в американском стиле в странах Африки дополнительную аргументацию в их противостоянии французской и английской моделям демократического развития76.

Большой интерес представляют изданные в США работы африканских авторов на темы внешней политики государств Африки, в частности в
отношении США. Среди этих работ можно выделить коллективные монографии: под редакцией Д. Хадиагалы и Т. Лайонса «Африканская внешняя политика: власть и процессы»77 и под редакцией К. Г. Адара и Р. Аджулу «Глобализация и возникающие тенденции во внешней политике африканских государств: на примере Юга Африки» .

Первая работа содержит обширный фактический материал по внешней политики стран Африки. Причём авторам удалось преодолеть частности в сфере внешней политики, неизбежные при наличии более, чем 50 стран с их разнообразными интересами на этом континенте. По их мнению (и они правы), главное, что объединяет эти страны -это стремление к самоутверждению в борьбе за • отстаивание своих внешнеполитических интересов и отрицание любой формы давления со стороны неафриканских государств.

Монография под редакцией К.Г. Адара и Р. Аджулу прослеживает этапы зарождения политики, основанной на «Новом партнёрстве для развития Африки» (НЕПАД), о ее значении для взаимоотношений с другими странами мира. Основной вывод ее авторов состоит в том, что африканским странам следует найти свою нишу в процессах глобализации.

При анализе исторических аспектов политики США в Африке автор опирался на монографию профессора истории Техасского университета (Арлингтон, штат Техас) Э. Честера «Столкновение титанов: Африка и внешняя политика США» По количеству собранного автором фактического материала и его аналитической обработке эта работа не имеет себе равных в американской африканистике и никто после ее появления в свет в 1974 г. не пытался более повторить или хотя бы обновить этот труд79.

Наряду с этим, нами использованы свидетельства бывшего руководителя резидентуры ЦРУ в Анголе Д. Стокуэлла. В его книге «В поисках врага. История ЦРУ» содержится богатый фактический материал по политике США в Анголе и ДРК (в то время Заир) в 70-х годах XX века80.

Ввиду большой роли, которую играют в формировании политики США в Африке африкано-американцы, а также их общей значимости для внутриполитической жизни в современной Америке, представляют интерес работы по этой проблематике. Среди них следует выделить исследование профессора С. Джонсона «Чёрный глобализм: внешняя политика нации без
границ», в которой в концентрированном виде представлены современные взгляды представителей африкано-американской общины США по вопросу о формировании надгосударственного единства с «родиной предков» . Сама по себе эта проблема не нова и хорошо известна историкам. Достаточно вспомнить динамику развития движения «Назад в Африку» в XIX-XX вв. Оригинальность подхода автора данного труда состоит в том, что он рассматривает эту проблему в контексте участия США в происходящей в мире глобализации. По сути дела, он предлагает использовать этот процесс в интересах африкано-американской общины.

Точку зрения С. Джонсона поддерживают X. Уолтон и Р. Смит, авторы монографии «Американская политика и стремление африкано-американцев к универсальной свободе»82.

Проблемы становления африкано-американского национализма и его роль во внутриполитической жизни США подробно рассмотрены в монографии под редакцией У. Д. Мозеса «Классический черный национализм: от американской революции до Маркуса Гарвея» .

Наряду с авторами, которые стремятся к объективному изложению происходящих в американо-африканских отношениях событий, можно встретить и явных апологетов роли США в решении конфликтных ситуаций в Африке. Среди таких работ представляет особый интерес монография профессора американского Института проблем мира П. Лаймена «Историческое партнёрство: роль США в переходе ЮАР к демократии» . Особенно стоит оспорить мнение автора о том, что именно США способствовали установлению в ЮАР демократии и приходу к власти черного большинства населения. Хорошо известные факты развития событий на юге Африки в 60-80-х годах наглядно доказывают решающую роль борцов против режима апартеида в этом процессе. США отнюдь не были партнерами освободительных сил, хотя и оказывали политическое давление на южноафриканское руководство на рубеже 90-х годов.

При написании данной работы были использованы воспоминания и другие труды африканских государственных, политических и общественных деятелей, многие из которых либо совершали визиты в США, либо были связаны с политикой в отношении США в своих странах. Среди таких работ,
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23363.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.