У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название ИсточникоВая База БиоБиБлиозрафического свода Мсар Р. Факреддина
Количество страниц 122
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23429.doc 
Содержание Содержание
Введение...,. ...3-24

Глава 1. Риза Фахреддин как ученый-исследователь

§ 1. Жизнь и становление Р.Фахреддина как историка...25-44

§ 2. Историко-биографические труды ученого...45-56

§ 3. Свод «Асар» и его место среди био- и

биобиблиографических трудов...57-76

Глава 2. Биобиблиографический свод «Асар».

§ 1. Поиск и сбор материала...77-89

§ 2. Метод исторического исследования и принципы

работы Р.Фахреддина над источниками...90-97

§ 3. Характеристика документальных и фотодокументальных

источников свода...98-124

§ 4. Повествовательные источники... 125-137

Заключение...138-142

Библиография...143-158

Приложения:

1. Алфавитный указатель имен личностей, которым посвящены отдельные биографические статьи

в 3 и 4 томе «Асар»...1-7

2. Полный именной указатель свода «Асар»...8-104

3. Алфавитный указатель всех произведений, упомянутых в своде «Асар», а также авторов, именами которых

обозначены их труды...105-122


Введение

Изучение развития исторической науки невозможно без тщательного исследования наследия ее видных представителей, общественная и творческая деятельность которых стали знаковыми в становлении научно-исторической мысли того или иного общества, конкретного народа. Тем более, если эти деятели являются разработчиками определенных методов и принципов исторического исследования, а их труды, представляющие собой фундаментальные разработки, повлияли на дальнейшее развитие исторической науки. Одним из выдающихся представителей татарского исторического знания в период его постепенной трансформации в науку был Ризаэддин Фахреддин1 (1859 — 1936), многочисленные труды которого являются достоянием национальной истории, духовной культуры тюркоязычных народов Поволжья и Приуралья - татар и башкир.

Актуальность исследования. Деятельность Ризаэддина Фахреддина многогранна. Он известен как историк, талантливый журналист, активный педагог-просветитель, мыслитель, крупнейший религиозный деятель (свою деятельность на этом поприще он начал простым имамом и дошел до должности муфтия), писатель и т.д. Каждая грань его деятельности заслуживает изучения и отдельного исследования. Ему принадлежит большое количество произведений. Только малая их часть известна широкому кругу читателей, остальные же, находящиеся в рукописном виде или опубликованные на арабской графике, доступны лишь специалистам2. Среди них немало трудов по исторической тематике.

В советское время в обиходе был паспортный вариант написания его фамилии -Ризаэтдин Фахретдинов, сам ученый в своих публикациях использовал имя и отчество в форме: Ризаэддин ибн Фахреддин. В последнее время приоритет отдается более близкому к этому варианту написания — Ризаэддин Фахреддин или Риза Фахреддин.

2 В связи с тем, что большая часть трудов написана на арабской графике, мы сочли нужным приводить в тексте диссертации переводы наиболее важных, с нашей точки зрения, высказываний ученого на историческую науку и методы исследования.

Анализ исторического творчества Р.Фахреддина показал, что наибольшее предпочтение он отдавал особому жанру исторической литературы - биобиблиографическим сочинениям. Он является автором большого количества статей, посвященных жизни и деятельности выдающихся личностей: практически в каждом номере журнала «Шура» была его публикация такого характера. Нельзя не упомянуть серии его книг «Meinhyp ирлвр» («Знаменитые мужи») и «Мэшпур хатыннар» («Знаменитые женщины»). Ризаэддина Фахреддина интересовали люди различных национальностей, главным критерием для него служили их активная научно-творческая деятельность и польза, приносимая своему народу, стране. Поэтому среди выдающихся личностей, биографии которых описаны ученым, встречаются, наравне с татарами, арабы и персы, узбеки и турки, русские и немцы и т.д. Венцом же исторического творчества Р.Фахреддина в жанре биографии является 4-томный биобиблиографический свод1 «Асар».

Актуальность выбранной нами темы «Источниковая база биобиблиографического свода «Асар» Р.Фахреддина» определяется как недостаточной изученностью его наследия в целом, так и возрастающим интересом к его научно-историческим произведениям, отличающимся богатством их источниковой базы. В данной диссертационной работе рассматриваются основные источники, с которыми работал Р.Фахреддин при составлении свода «Асар», начиная с этапа поиска и сбора материала и заканчивая публикацией отдельных частей самого свода. Кроме того, рассматриваются методика его работы над источниками и разработка теоретических основ построения биобиблиографических сочинений и отдельных описаний.

1 Термин «биобиблиографический» имеет непосредственное отношение к своду «Асар», т.к. автором представлен в ряде биографических статей и перечень литературы, имеющей отношение к описываемой личности.
Актуальность темы характеризуется также тем, что «Асар» является известнейшим биобиблиографическим исследованием по истории духовной культуры татар и уникальным памятником, судя по богатству содержащегося в нем фактологического материала.

Степень разработанности проблемы. По ряду объективных и субъективных причин специальная литература о жизни и деятельности Ризаэддина Фахреддина немногочисленна. Первые заметки о его трудах и произведениях появились еще до 1917 г., но они раскрывают лишь какую-то одну сторону творчества ученого, т.е. не дают полной оценки его деятельности1. Заслуживают внимания слова великого татарского поэта Габдуллы Тукая, который в письме Ахмеду Урманчиеву дал высокую оценку первым литературным произведениям Р.Фахреддина. Г.Тукай охарактеризовал последнего как замечательного писателя, умеющего поэтично и ясно излагать и обладающего стилистическим мастерством2. Следует отметить, что автор этих произведений достаточно критично относился к самому себе и своему творчеству, говоря, что «мало понимает в создании художественных произведений»3.

С установлением советской власти ислам подвергся гонению, Р.Фахреддина обвинили в связях с Колчаком. Он подвергся критике со стороны официальных властей как лидер исламистского движения, ведущий активную пропаганду против советской власти4. В противоположность этому современник Р.Фахреддина Джамалуддин Валидов называет его величайшим ученым современного мусульманского Востока. Дж. Валидов характеризует

Ризаэтдин эфенди бине Фахреддин // «Заман» календаре. - Казан, 1908. - Б.37; У * j

Эхмир Ш. Матбагачылык тарихы. - Казан, 1909. - Б.70.

2 См.: Тукай Г. Эсэрлер. 5 томда. Т.5. - Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1986. - Б. 116; Гайнуллин М. Татарская литература и публицистика. — Казань: Татарское книжное издательство, 1983. -С.168.

3 См.: Бэшири 3. Замандашларым белен очрашулар. - Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1968.-Б.87 —88.

См.: Ишемгулов Б. Контрреволюция кеннэрендэ динчелэр. — Уфа, 1927. — Б.26 — 28; Мозаффари 3. Ишаннар-дэрвишлэр. - Казан: Яцалиф, 1931. — Б. 129.
его как религиозного мыслителя нового типа, имеющего богатые познания в богословии и истории литературы ислама и обладающего литературным даром. Главными чертами Р.Фахреддина он называет его веротерпимость и уважение чужой мысли1.

После оценки деятельности Р.Фахреддина, данной Дж. Валидовым, вплоть до самой смерти ученого, творчество его было «закрытой» темой. Небольшие статьи появились лишь после его кончины в 1936 г. в газетах, издававшихся представителями татарской эмиграции за рубежом. Среди них газеты: «Яца милли юл» (Берлин), «Азат ватан» (Мюнхен), периодические издания Египта, Турции, Индии2.

В советской же периодике не было ни одного упоминания как о кончине, так и о творчестве ученого. Делалось все, чтобы Риза Фахреддин и его труды были преданы забвению на долгие годы. Научная общественность обратилась к его творчеству лишь в 1960-е гг. Следует отметить, что изучение жизнедеятельности Р.Фахреддина пришлось на эпоху антирелигиозной деятельности правительства. В этот период (60 — 80-е гг. XX в.) внимание уделялось в основном литературному творчеству Ризы Фахреддина, рассматривался его вклад в журналистику и публицистику. В то же время умалчивалась его деятельность в должности кадия и муфтия, ученые обходили стороной его философские и религиозные работы, а любое проявление религиозных взглядов в трудах резко критиковалось. Поскольку основные публикации, посвященные Ризе Фахреддину, стали появляться во второй половине XX в., мы решили рассмотреть только эти работы, классифицировав их по основным проблемам и направлениям. Нами выделены: 1) работы, рассматривающие его религиозно-политические взгляды и связанную с ними деятельность; 2) исследования в области

См.: Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы волжских татар Вып.1. -М., 1923.-С.70 —73.

См.: Ризаэтдин Фэхретдин турында эмиграциядаге татар матбугаты // Ризаэтдин Фахретдин: фэнни-биографик жыентык=Ризаэтдин Фахретдинов: научно-биографический сборник. - Казан: «Рухият» нашрияты, 1959. - Б. 174 — 186.

просветительства и образования; 3) работы, посвященные вкладу Р.Фахреддина в развитие татарской художественной литературы; 4) изыскания, касающиеся свода «Асар»; 5) общие работы, включающие в себя полное освещение жизни и творчества ученого.

Несмотря на изменение отношения к ученому и его научному творчеству, некоторые ярые приверженцы большевистской идеологии продолжали видеть в Р.Фахреддине идеолога антисоветского движения. Характеристика его религиозной деятельности и общественно-политических взглядов мало чем отличается от оценок, данных в работах Б.Ишемгулова и З.Музаффари. З.А.Ишмухаметов в своей книге «Социальная роль и эволюция ислама в Татарии», ссылаясь на книгу «Ишаны-дервиши», еще более рельефно представляет якобы антисоветскую деятельность «муфтия Фахреддина»1. Следует отметить, что дочери Р.Фахреддина — Зейнаб Фахреддин и Асьма Шараф — неоднократно обращались в различные инстанции с просьбой разобраться в распространяемой против их отца клевете, отмечая, что он безосновательно и бездоказательно обвинен в антисоветской пропаганде, в связях с Колчаком, что дана ложная оценка деятельности . Ризы Фахреддина как главы мусульманского духовенства2. Ответ во всех случаях приходил отрицательный, со ссылкой на то, что их жалоба не имеет под собой достаточных оснований.

Отметим, что Риза Фахреддин жил во времена кардинальных изменений в обществе, что предопределило противоречивость его общественно-политических воззрений. Именно противоречивости его взглядов посвящена работа М. А.Усманова, в которой автор, исследуя этап за этапом жизненный путь ученого, раскрывает первопричины его «раздвоенности», так как, с одной стороны, по словам М.А.Усманова, это

См.: Ишмухаметов З.А. Социальная роль и эволюция ислама в Татарии. — Казань: Татарское книжное издательство, 1979. — С.69 - 72.

2 См.: Хранилище отдела рукописей и текстологии ИЯЛИ. Фонд 125, опись 3, ед.хр. 8, 11; Письмо-обращение Асьмы Шараф и Зейнаб Фахретдиновой ЛИ.Брежневу // Ризаэтдин Фэхретдин: Фенни-биографик жыентык. - Б. 187 — 188.
непосредственный, искренний человек, с чистой душой, стремящийся к объективности ученый, постоянно самосовершенствующийся, с другой — он отмечает достаточно ошибочные взгляды ученого на суть жизни, на окружающий мир. «Это человек, верящий в светлое будущее путем возврата к старым ценностям»1. Несмотря на «узость» взглядов Р. Фахреддина, автор считает, что его творчество имеет положительные моменты2.

М.А.Усманов обращает пристальное внимание на деятельность Ризы i^i Фахреддина в должности муфтия. На основе документальных источников с

Фахреддина были сняты обвинения в контрреволюционной деятельности, в противодействии советской власти, жертвой которой он стал. Как отмечает автор, в 20 - 30-е гг. XX столетия Риза Фахреддин был своеобразным «заложником» правительства и даже «политическим трупом». Он был изолирован от общества, лишен человеческих и гражданских прав; его сугубо религиозные обращения к верующим по случаю праздников специально извращались и преподносились как образцы антисоветской пропаганды. Таким образом, он стал одной из жертв системы. В голодные #: 20-е годы государство постоянно облагало Р.Фахреддина непосильными

налогами, в это время его поддерживали совершенно неизвестные ему люди, которые восхищались его достижениями на просветительском поприще. Посылки приходили и из-за границы, в частности, из Финляндии, они зачастую спасали Р.Фахреддина и его семью от голода3. В последние десятилетия своей жизни Риза Фахреддин также продолжал активную деятельность, но все же, судя по записям в его дневнике, постоянно желал скорейшей кончины.

Статья Б.Султанбекова раскрывает сложное положение всех религиозных деятелей и отношение властей к исламу в советский период. Но,

1 См.: Госманов М. Катлаулы чорньщ каршылыклы ввкиле // Казан утлары. - 1984. - №1. -Б. 142 - 157; Госманов М. Уткэннэн-килэчэккэ. — Казан: Татарстан китап нешрияты, 1990. —Б.51-70.

2 См.: Госманов М. Катлаулы чорньщ каршылыклы вэкиле, - Б. 147.

3 Госманов М.А. Каурый калэм эзеннэн. - Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1984. - Б.365 -392.
по его словам, Риза Фахреддин не терял надежды на мирное сосуществование конфессий и государства. Однако деятельность муфтия, направленная на сохранение того, что осталось от духовной культуры, и истории тюркских народов Поволжья и Приуралья воспринималась как антисоветская. Хотя Б.Султанбеков и не обнаружил документов, прямо обвиняющих Р.Фахредцина в контрреволюционной деятельности, он приводит как косвенное свидетельство обвинения Г.Ибрагимова «в сговоре с известным контрреволюционером Р.Фахретдиновым»1.

Религиозные убеждения Р.Фахреддина представлены и в статье Р.А.Утябаева. Автор отмечает, что Риза Фахреддин, в отличие от большинства окружающих его лиц духовного сословия, не следовал слепо всем архаичным канонам шариата, он попытался направить религиозную деятельность на освобождение простого народа от полного поклонения своим духовным наставникам, которые, как правило, жили за счет прихожан2 и с этой целью спекулировали на их религиозных чувствах.

Религиозные и общественные взгляды Р.Фахреддина тесно связаны с деятельностью ученого в области просвещения и педагогики. В монографии Б.Х.Юлдашбаева «История формирования башкирской нации» оценивается деятельность ученого как видного представителя джадидистского течения, критикующего консервативные устои кадимистов. Они, по его мнению, не позволяли развиваться новому татарскому обществу, которому необходимо было модернизировать медресе, предпринять определенные шаги по раскрепощению мусульманок. Отрицательным моментом в деятельности Р.Фахреддина Б.Х.Юлдашбаев считает неприятие им партийной борьбы и партий вообще, так как, по мнению Р.Фахреддина, улучшения в обществе можно добиться не путем партийного противостояния, при котором люди

1 Султанбеков Б. Страницы жизни Ризы Фахретдинова — ученого, муфтия, литератора, педагога // Татарстан. — 1993. — №1. — С.75 - 78.

2 Утэбаев Р. Хезмэтлэрендэ — халык рухы // Агидель. - 1984. - №1. - Б. 114 - 122 (из-за ограничения технических возможностей имена башкирских исследователей и их трудов
теряют свою самостоятельность, а только путем возвращения к чистому исламу1.

В 80-е тт. XX в. широкое освещение получили просветительские и педагогические взгляды Ризаэддина Фахреддина. Ученый однозначно признан крупным просветителем, генератором новых идей и методов преподавания. Отмечается его вклад в воспитание не только детей, но и родителей. Обозначен и один из недостатков педагогических взглядов Ризы Фахреддина, а именно: область развития личности ограничивается в его исследованиях лишь семьей и школой. М.Рахимкулова отмечает большое количество книг и методик, написанных Р.Фахреддином по проблеме воспитания ребенка и огромной ответственности матери перед обществом в воспитании детей". Р.А.Утябаев рассматривает его публицистическую деятельность, которая в основном была направлена на просвещение. Отмечается, что в своих статьях Р.Фахреддин пропагандирует идею объединения представителей различных наций с целью поднятия уровня образованности народа. Р.А.Утябаев указывает и на некоторую узость педагогических взглядов Р.Фахреддина, поскольку ученый ведущую роль в воспитании подрастающего поколения отводит только семье и школе, а не обществу3. Г.Кунафин рассматривает деятельность Фахреддина в области просвещения и педагогики, считая, что это было основной целью всей его жизни4.

Исследование деятельности Р.Фахреддина на литературном поприще и тщательный анализ его художественных произведений имеют место в

будут представлены на современном татарском языке без передачиособенностей написания башкирского языка.

См.гЮлдашбаев Б.Х. История формирования башкирской нации. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1972. - С.264 - 307.

2 См.: Рэхимкулова М. Р.Фахретдиновнын. педагогик эшчэнлеге // Совет мвктвбе. - 1984. -№1. - Б.55; Рахимкулова М. Медресе «Хусаиния» в Оренбурге. — Оренбург, 1997. — С.79 - 93.

3 См.: Утэбаев Р. Мэгърифэт нурларын — халыкка // Агидель. - 1986. - №3. - Б. 105 - 115.

4 См.: Кунафин Г. Киц офыклы, тиран эчтвлекле юкат // Кызыл тац. - 1984. - б января.

монографии М-Гайнуллина «Татарская литература и публицистика» . Автор монографии рассматривает два первых романа Р.Фахреддина - «Салима» (1903) и «Асьма» (1905), отмечая просветительское начало, превалирующее в обоих произведениях. Заслугой автора он считает то, что им были подняты общественно важные для своего времени проблемы: изучение русского языка и светских наук, положение женщины в обществе и др. М.ГаЙнуллин указывает также на идейные и художественные недостатки этих романов: отмечает некоторую незавершенность образов положительных героев, заметную надуманность сюжетов и, вместе с тем, излишнюю религиозность суждений самого автора.

Более обстоятельный анализ деятельности Р.Фахреддина как писателя и литературоведа дан в диссертации Г.Ф.Даутова. Его исследование посвящено изучению литературного творчества Р.Фахреддина в целом2. Романы «Асьма» и «Салима» подверглись комплексному изучению: анализируется жанровое своеобразие произведений, взгляды автора на воспитание и образование, а также на проблему положения женщин-мусульманок. В диссертации рассматривается также и свод «Асар» как ценный источник по истории татарской литературы. Диссертант отмечает стремление автора раскрыть преемственность традиций между литературными памятниками, их общие закономерности, анализирует общественно-исторические события, способствовавшие появлению на свет этих произведений3.

Деятельности Р.Фахреддина как журналиста и редактора посвящено несколько статей, опубликованных в различных сборниках. Основное внимание уделяется его деятельности в журнале «Шура», издававшийся в Оренбурге в 1рО8 - 1917 гг. М.А.Усмановым и Р.Ф.Мардановым составлен

1 См.: Гайнуллин М. Татарская литература и публицистика. — Казань: Татарское книжное издательство, 1983.-С. 163- 172.

2 См.: Даутов Г.Ф. Р.Фахрутдинов - писатель и литературовед. Автореф. диС . , канд. • наук. - Казань, 2001. - С.6.

3 См. там же. — С.16.
библиографический указатель к этому изданию , ознакомившись с которым, мы можем выявить область интересов Р.Фахреддина-редактора, названия собственных публикаций журналиста выявляют многогранность его личных интересов.

Работ, посвященных самому крупному произведению Ризы Фахреддина — своду «Асар», немного. Среди них можно упомянуть диссертацию, в которой свод «Асар» анализируется с филологических позиций. Речь идет об исследовании И.К.Янбаева «Восточные эпические традиции и книги «Асар» Р.Фахретдинова»2. Диссертант рассматривает «Асар» как памятник «башкирской литературы», представляющий собой первый опыт составления биобиблиографических произведений. Свод представлен как синтез традиционных жанровых мотивов и структурных построений произведений восточной литературы. Отмечается влияние традиций биобиблиографических изданий о жизни и творчестве выдающихся ученых и деятелей культуры. В целом же, по мнению исследователя, Р.Фахреддин является основоположником башкирской биографии, библиографической науки и литературной критики3.

В 2003 г. вышла в свет работа М.Гайнутдинова, посвященная своду «Асар»4. Ее основу составляет краткий конспект-аннотация двух опубликованных томов свода. В конспекте дается краткая информация, по сути — выборочный перевод на современный татарский язык, о жизнедеятельности главных объектов биографических статей «Асара». Автором также составлен именной алфавитный указатель. На сегодня это одна из немногих работ, которая является большим подспорьем для исследователей, занимающихся изучением творчества Р.Фахреддина как

1 См.: Госманов М.Г., Мэрданов Р.Ф. «Шура» журналыныц библиографии курсэткече. Казан: Милли китап, 2000. - 264 б.

2 См.: Янбаев И.К. Восточные традиции и книги «Асар» Р.Фахретдинова: Автореф. дис. . канд. филол. наук. - Уфа, 2001. - 21с.

3 См. там же. - С.20.

4 См.: Ризаэтдин бин Фэхретдин. Асар. Кыскача конспект-аннотация / Тезуче М.Гайнетдин. — Казан: «Иман» нэшрияты, 2003. — 137 б.
историка, а также специалистов, интересующихся историей развития духовной культуры, историей тюркских народов Поволжья и Приуралья.

Остальные работы, посвященные своду, представляют собой статьи, раскрывающие отдельные аспекты этого произведения. Впервые свод «Асар», а вернее, его первая рукописная часть была подвергнута текстологическому анализу ученым А.Фатхи, который представил читателям «внешнюю и внутреннюю критику» рукописи1. Анализируется свод и в вышеуказанной монографии М.Гайнуллина, а также в диссертации Г.Ф.Даутова. В статье Н.Г.Гараевой раскрываются особенности структуры и принципов построения свода, который, по мнению автора, является логическим продолжением биографических трудов Ш.Марджани2. Рукописные 3-й и 4-й тома свода в составе общего рукописного наследия Р.Фахреддина получили освещение в статьях нескольких исследователей. В середине 1960-х гг. М.А.Усманов первым из ученых ознакомился с архивом Р.Фахреддина, хранившимся прежде в архиве ОМДС. Наиболее детально рассматривается третий том свода, в котором были обнаружены неизвестные до того поэтические произведения татарских поэтов Шамседдина Заки и Акмуллы3. Рукописное наследие Ризы Фахреддина постоянно вызывает интерес исследователей. Среди них можно назвать А.И.Харисова, описавшего первую 24-томную часть коллекции рукописей и уделившего особое внимание двум последним томам «Асара», а также тому, в котором собраны письма ученого4. Относительно полное содержание всех 40 томов Р.Фахреддина приведено в работе А.Н.Хайруллина, который дал высокую

1 См.: Фэтхи А. Татар эдиплэре Ьэм галимнэренец кулъязмалары. Беренче булек. 5 чыг. -Казан, I960.-Б.39-40.

2 См.: Гараева Н.Г. Источники «Вафият ал-аслаф ва тахиат ал-ахлаф» Ш.Марджани // Марджани: ученый, мыслитель, просветитель: Сборник статей. - Казань: Татарское книжное издательство, 1990. - С.91 - 112.

3 См.: Госманов М. Яна табылган эдеби, тарихи истэлеклэр // Казан утлары. - 1966. - №7. -Б.118- 120.

4 Харисов А.И. Коллекция рукописей Р.Фахретдинова в Научном архиве Башкирского филиала АН СССР // Южноуральский археографический сборник. Вып.1. - Уфа, 1973. -С.268 - 274.
оценку рукописи как источнику, раскрывающему историю татарской общественной мысли1. Формирование самого рукописного фонда в Научном архиве УНЦ РАН (далее — НА УНЦ РАН) освещено в статье С.М.Шингареевой, опубликованной в сборнике «Творчество Ризы Фахретдинова»2. В этом же сборнике содержится статья Г.Б.Хусаинова, описывающего архив Р.Фахреддина, особое внимание автор уделяет первому тому, в который включена рукопись «Болгар вэ Казан тереклвре», и ty шестнадцатому, в который вошла неопубликованная рукопись произведения
В последние два десятилетия XX в. были изданы крупные труды, посвященные исследованию жизни и деятельности Ризы Фахреддина. Жанр этих работ разнопланов, среди них есть и сборники статей, и монографии. Первый сборник «Творчество Ризы Фахретдинова»4 был издан в Уфе в 1988 г. в связи со 125-летием со дня рождения ученого. В статьях анализируются многие области профессиональной деятельности Р. Фахреддина. Выше мы говорили о двух статьях, посвященных его рукописному наследию. Статьи #' Р.А.Утябаева и Р.З.Шакурова раскрывают вклад просветителя в развитие

общественно-политической мысли народов Башкирии, рассматривается также ^археографическая деятельность ученого (З.Я.Шарипова), оценивается его деятельность в журнале «Шура» (У.И.Гимадиев); вниманию читателей представлены новые неизвестные до того материалы к биографии, а таюке библиография книг и статей Р.Фахреддина, составленная М.Рахимкуловой.

По случаю 140-летия со дня рождения Р.Фахреддина в Казани был подготовлен и опубликован научно-биографический сборник «Ризаэтдин

1 См.: Хайруллин А.Н. Рукописное наследие Р.Фахрутдинова как источник изучения истории татарской общественной мысли // Проблема преемственности в татарской общественной мысли. - Казань, 1985. - С.73 - 84.

2 См.: Шингареева СМ. Формирование личного архива Ризаитдина Фахретдинова // Творчество Ризы Фахретдинова: Сборник статей. - Уфа, 1988. - С.94 - 104.

3 См.: Хусаинов Г.Б. Рукописное наследие Ризы Фахреддина // Там же. - С.86 - 93.

4 См.: Творчество Ризы Фахретдинова: Сборник статей. - Уфа, 1988. - 136с.
Фахретдин»1. В сборник включены уникальные архивные материалы, в частности, автобиография и письма ученого, воспоминания его дочери Асьмы Шараф, фотографии и множество других документов, раскрывающих личность Р.Фахреддина как ученого и человека. Представлена библиография опубликованных трудов и произведений Ризы Фахреддина, которые даны в хронологическом порядке — по времени их опубликования, а также работ, посвященных деятельности и наследию ученого.

В связи со 140-летием также был выпущен сборник статей башкирских ученых «Научное наследие Ризы Фахретдинова и актуальные проблемы востоковедения»2, в который вошли статьи о жизни и деятельности ученого. Статья Г.Б.Хусаинова, подготовленная на основе многолетних научных изысканий, знакомит читателей с жизнедеятельностью Р.Фахреддина3. Башкирские ученые на основе анализа первых произведений Р.Фахреддина «Асьма» и «Салима» освещают роль ученого в развитии «тюркского языка» в Волго-Уральском регионе (И.Г.Галяутдинов)4 и башкирской литературы (М.Х.Надергулов)5. А.Г.Салихов подтверждает точку зрения Ф.Н.Баишева о том, что Р.Фахреддин имел возможность эмигрировать6. Освещается роль Ризы Фахреддина в развитии энциклопедической мысли (З.Щакуров)7 и его влияние на развитие общественно-политической мысли в Башкирии (Р.Ф.Рязяпов)8. В статьях Р.Ю.Батыршина и И.К.Янбаева раскрывается влияние (и преемственность традиций) восточной литературы на творчество

1 См.: Ризаэтдин Фвхретдин: фэнни-биографик жыентык=Ризаэтдин Фахретдинов: Научно-биографический сборник. - Казан: «Рухият» нэшрияты, 1999. - 224 б.

2 См.: Научное наследие Ризы Фахретдинова и актуальные проблемы востоковедения: Материалы республиканской научной конференции. — Уфа, 2001. — 148 с.

3 См.: Хесэйенов Г.Б. Ризаитдин ибн Фэхретдин // Научное наследие... - С.6 -12.

4 См.: Галэутдинов И.Г. Ризаитдин бин Фэхретдин - мэгърифэтче пэм эдвби тел яцартучысы // Там же. - С. 13 - 18.

5 См.: Надергулов М.Х. Мэгьрифэт чаткылары // Там же. - С. 19 - 28.

6 См.: Салихов А.Г. Малоизвестные страницы из жизни Ризы Фахретдинова // Там же. -С.29 - 34.

7 См.: Шакуров Р.З. Энциклопедическая мысль в Башкортостане в начале и в конце XX века // Там же. - С.35 - 42.

8 См.: Рэжэпов Р.Ф. Ризаитдин ибн Фэхретдин Ьэм башкорт милли фикере // Там же. -С.48 - 50.
Р.Фахреддина1. Получила свое освещение и его журналистская деятельность2, изучены некоторые особенности языка ученого (формы глаголов)3, одна из статей посвящена образу пророка Мухаммеда в творчестве Ризы Фахреддина4.

В Казани в 2003 г. выпущен сборник статей «Ризаэддин Фахреддин: наследие и современность»5, в основу которого легли материалы научной конференции, посвященной 140-летию со дня рождения ученого. В зависимости от содержания статьи разделены на три тематические части: «История», «Культура и образование», «Религия и общество». Всего представлено 29 статей, в которых освещены деятельность и творчество Р.Фахреддина как историка, общественно-религиозного деятеля, философа, литератора, языковеда и т.д., определяется его место в тюрко-татарском и мусульманском обществе.

В разделе «История» представлены статьи, изучающие родословную Ризы Фахреддина (М.Ахметзянов), его вклад в изучение истории татарского народа (Р.У.Амирханов, М.З.Закиев), взаимоотношения мусульманского духовенства в лице Р.Фахреддина и официальных властей (И.К.Загидуллин, Р.Г.Хайрутдинов), дающие сопоставительный анализ творчества ученого и других историков, таких как ат-Табари и Х.-Г.Габяши (А.М.Ахунов, А.Х.Тухватуллин); в статье М.А.Усманова уделено внимание проблемам, возникающим при изучении наследия Р.Фахреддина. А.А.Арсланова на основе материалов, опубликованных Р.Фахреддином в журнале «Шура»,

1 См.: Батыршин Р.Ю. Ризаитдина Фэхретдинов иждтында кенчыгыш эдабияты чагылышы // Там же. - С.59 - 61; Янбаев И.К. Биобиблиографии хезмвтлар язу традициясе Ьэм Р.Фвхретдиновньщ ижаты // Там же. - С.62 - 67.

2 См.: Хусаинов СМ. Публицистика в творчестве Ризы Фахретдинова // Там же. - С.43 -47.

3 См.: ТаЬирова Р.Г. Риза Фэхретдинов эсэрлэренда ният-максат фигыльлэре формаларыныц бирелеше // Там же. - С.51 - 54.

См.: Сибагатов Ф.Ш. Р.Фэхретдинов эсэрлэрендэ Мехэммэд пэйгамбар образы («Мехэммэд галайЬиссэлам» китабы мисалында) // Там же. - С.68 — 71.

5 См.: Ризаэддин Фахреддин: мирасы haM хэзерге заман: Мэкалэлэр жыентыгы. — Казан, 2003. — 3326.
раскрывает разнообразие восточных источников, использованных ученым в ходе исследований; в статье Л.Ф.Байбулатовой приводятся отрывки свода «Асар», не вошедшие в опубликованный вариант.

Во второй части сборника Р.Фахреддин раскрывается как писатель и литературовед (Х.И.Миннегулов, М.В.Гайнетдинов, Р.Ф.Марданов), рассматриваются его взгляды на нравственность и воспитание как детей, так и взрослых в татарском обществе (А.Хайри, Ф.Ф.Исламов, Ф.К.Баширов), отмечается вклад Р.Фахреддина в развитие татарского литературного языка (И.Б.Баширова).

В третьем разделе нашли отражение взгляды Ризы Фахреддина на исламо-христианские отношения (Ф.Г.Ислаев), на соотношение религиозного и светского начал в татарском реформаторском движении (А.Ю.Хабутдинов), на философию Ибн Рушда (Р.Р.Бикмухаметов), на актуальную ныне проблему ваххабизма (Ф.З.Яхин). Рассматриваются деятельность Ризы Фахреддина на религиозном поприще (Р.Утябай-Карими, Н.К.Гарипов), взаимоотношения с татарским богословом М.Бигиевым (А.Г.Хайретдинов). На основе анализа трудов ученого изучаются проблема распространения ислама в Поволжье (Г.Г.Галиахметова) и тендерные представления Р.Фахреддина (Л.И.Тухватуллина).

Имеются и другие работы, посвященные Ризе Фахреддину, в частности, монография Ф.Н.Баишева «Общественно-политические и нравственно-этические взгляды Р.Фахретдинова»1. Автором определены роль и место Р.Фахреддина в истории развития духовной культуры народов Поволжья и Приуралья конца XIX - начала XX в. Рассмотрены условия формирования Р.Фахреддина как ученого-просветителя. Особо подчеркивается, что Риза Фахреддин выражал идеологию прогрессивных слоев общества, указан его вклад в борьбу с пережитками феодальной культуры, в развитие общественно-политической и философской мысли

1 См.: Баишев Ф.Н. Общественно-политические и нравственно-этические взгляды Р.Фахретдинова. - Уфа: Китап, 1996. - 170с.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23429.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.