У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Академик В. И. Ламанский (1833—1914) научное наследие и общественная деятельность
Количество страниц 277
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23497.doc 
Содержание Содержание
Введение

ГЛАВА I. Академик В.И. Ламанский: жизненный и творческий путь учёного_______________________________________33

1.1. Становление учёного-слависта______________________33

1.2. В.И. Ламанский - профессор Санкт-Петербургского

университета____________________________________57

1.3. Участие В.И. Ламанского в общественных дискуссиях по восточному вопросу в 60 - 80-е гг. XIX в.__________________________64

1.4. Издательская, общественная и педагогическая деятельность на рубеже веков. В преддверии кризиса мировоззрения учёного___________74

ГЛАВА II. Формирование и эволюция концепции "трёх миров

Азийско-Европейского материка"_______________________90

IIЛ. Развитие представлений В.И. Ламанского о "греко-славянском мире"

в 60 - 80-е гг. XIX в.________________________________91

II.2. Цивилизационная концепция В.И. Ламанского: критерии, временные и пространственные параметры________________________113

ГЛАВА III. В.И. Ламанский в оценках современников и

исследователей__________________________________120

IIIЛ. Восприятие современниками научной и общественной деятельности

учёного______________________________________121

Ш.2. Образ В.И. Ламанского в отечественной, историографии (с 1930-х гг. по настоящее время)_________________________________162

Заключение 195
Приложение I. Ламанский В.И. Исторические письма об отношениях русского народа к его соплеменникам. Письмо 1. О влиянии сходства

языков на международные отношения____________________209

Приложение П. Ламанский В.И. Исторические письма об отношениях

русского народа к его соплеменникам. Письмо 2______________226

Приложение III. Ламанский В.И. Исторические письма об отношениях

русского народа к его соплеменникам. Письмо 3______________250

Приложение IV. Фотографические портреты В.И. Ламанского__265(1,11)

Список использованных источников и литературы_______ 266

I. Источники_________________________________266

II. Литература___________________________________277



ВВЕДЕНИЕ.

Проблемы национализма и "особого пути" славянских народов всегда сопровождали изучение истории славянства. Идеи всеславянства, исторической роли "славянской цивилизации" оказали огромное влияние не только на формирование национального самосознания народов Центральной Европы и Балканского полуострова, но и на специфику складывания их государственности. Оформившись как национально-культурное, этнопсихологическое движение на рубеже XVIII и XIX веков, панславизм всё больше вторгался в сферу внутренней и внешней политики государств, включавших в состав славянские земли, влиял на создание и функционирование межгосударственных союзов.

В течение XIX века мнение об общности исторических судеб славянских народов подвергалось существенным модификациям и практической проверке, часто - во многих аспектах существования многонациональных империй (Австрийской, Российской и Османской), в специфике отношения этих государств к революционным движениям в Европе и к проблеме "турецкого наследства".

На протяжении практически полутора столетий славянская идея, переживая периоды взлётов и падений, присутствует в политическом и этнопсихологическом сознании народов Центральной Европы, являясь основой для государственно-правовых и национальных теорий, а также для выработки внешней и внутренней политики государств, в состав которых входят несколько этнических ветвей славянства. Отсюда следует огромный интерес к изучению концептуальных основ славянского единства.

Большое значение в развитии национальных и конфессиональных движений народов Восточной Европы имеет становление в 30 — 40-х гг. XIX века и развитие в России и в некоторых других славянских странах
славяноведения как науки. Существовал особый интерес отечественных славистов XIX века к проблемам взаимоотношения "славянского православного мира" и "католической Западной Европы". Их работы опосредованно определялись тенденциями во внешней политике России.

Изучение славянской идеи во всём многообразии её направлений и аспектов было стержнем исторических, филологических и публицистических трудов В.И. Ламанского. Учёный вёл активную преподавательскую деятельность, его по праву считают главой Петербургской школы славистов. Исследователь воспитал плеяду талантливых учеников, которые стали родоначальниками новых направлений в науке.

Разносторонней была деятельность Ламанского как учёного. Занимаясь историей славянства, он в течение трёх десятилетий разрабатывал собственную концепцию "славянской цивилизации", которую в итоге изложил в трактате "Три мира Азийско-Европейского материка".1 Исследованию славянских языков, истории, политики, этнографии славянских народов посвящены не только его многочисленные научные и публицистические работы, но и письма, дневниковые записи, черновики выступлений.

Без преувеличения можно сказать, что В.И. Ламанский много предпринял для формирования общественного мнения по славянским проблемам. Исследование теоретических основ его научного наследия, методов преподавательской деятельности важно для размышлений по широкому кругу проблем, которые определяются современной историографией. Жанр научной биографий подразумевает не только реконструкцию жизненного пути учёного, но и осмысление сложного процесса формирования и эволюции его научного мировоззрения. В.И.

1 Ламанский В.И. Три мира Азийско-Европейского материка / Извлечено из журнала "Славянское обозрение". СПб., 1892. №1-4; LamanskyVJ. Tri sveity Azijsko-Evropske* pevniny. // Obzor Matice Slovanske". Rocnik I-П. Olomouc. 1893-1894; Ламанский В.И. Три мира Азийско-Европейского материка / 2-ое, посмертное издание учениками автора. Под ред. и с предисловием Г.М. Князева Пг., 1916.
Ламанский представлял особый тип учёного в пореформенной интеллектуальной среде нашего Отечества - учёного, мыслившего в русле этатизма, искренне верившего в особую миссию России в славянском мире и потому поддерживавшего имперскую политику государства.

Специфика биографического исследования предполагает не только реконструкцию жизни человека в различных её проявлениях -личные взаимоотношения, общественная, педагогическая и иные сферы деятельности, но позволяет также проанализировать трансформации образов учёного, создававшихся в разные исторические периоды научным сообществом.

В.И. Ламанский никогда не был забыт как российской, так и зарубежной исторической наукой — его имя включено во многие словари и справочники, исследование некоторых его трудов проведено в обобщающих статьях и монографиях. Достаточно полно изучить научное творчество личности такого масштаба очень трудно. Широчайшая образованность, огромное количество работ, многогранные научные и общественные интересы побуждают историков постоянно обращаться к изучению его научного наследия. Однако этот анализ сложен и длителен.

Парадокс современной историографической ситуации заключается в том, что, несмотря на значительное количество сведений о В.И. Ламанском, до сих пор отсутствует комплексное исследование его мировоззрения и научного наследия. Необходимо провести анализ его научной и общественной деятельности, а также попытаться вписать его "персональную историю" в историческую и социальную реальность эпохи. Такой подход позволит понять мотивацию тех или иных поступков и научных позиций слависта.

Цель представленного диссертационного исследования - изучение типа сознания человека, повлиявшего на формирование интеллектуальной, культурной и бюрократической среды России последней четверти XIX -начала XX веков, выявление взаимозависимости процесса становления его
научных позиций и общественных приоритетов от политических событий, современником которых он являлся.

Это предопределило постановку следующих задач.

Во-первых, изучить личность и творчество В.И. Ламанского в контексте политической и интеллектуальной истории России. Это возможно только на фоне исторической эпохи, которая направляла его творческую мысль и двигала его пером, так как исследование влияния тех или иных исторических событий на формирование историософской концепции учёного столь же важно, как классификация её самой.

Во-вторых, проанализировать творческое наследие В.И. Ламанского и процесс формирования его научной школы.

В-третьих, выявить и классифицировать позиции В.И. Ламанского в общественных и академических дискуссиях вокруг дихотомии "Россия -Запад".

В-четвёртых, проанализировать и вписать в контекст развития славистики обширную, но достаточно разрозненную и, в том числе, малоизвестную литературу о В.И. Ламанском — от рецензий, принадлежавших перу его современников, на первые, юношеские работы слависта, до исследований различных аспектов его творчества в историографии конца XX — начала XXI вв. Это позволит определить историографические искажения в отображении научных позиций исследователя, выяснить факторы, повлиявшие на осмысление его творчества последующими поколениями славистов.

Необходимо провести также сопоставительный анализ интеллектуальной среды имперской России и определить в ней то место, которое завоевали научные концепции В. И. Ламанского. Динамика состояний исторического сознания проявляется, как правило, на обоих его уровнях: и на профессионально-элитарном и на обыденно-массовом.2 Из-за широкой научной, педагогической и публицистической деятельности

2 Репина Л.П. "Новая историческая наука" и социальная история. М., 1998. С. 240.
Ламанского нам важно проследить особенности его рефлексий на различные события российской и славянской истории.

Выполнение поставленных задач связано с привлечением разнообразных источников, основными из которых стали архивные материалы, не применявшиеся ранее при исследовании жизни и творчества В.И. Ламанского.

Архивные материалы в работах о В.И. Ламанском использовались мало.3 Между тем создание всеобъемлющей картины его жизни, общественной и научной деятельности, требует не только пристального внимания к его научным трудам, знакомства с работами современников о нём и с имеющейся историографией, но и привлечения максимально возможного количества архивных документов и эпистолярных источников, сохранивших дух того времени и способных дать новую информацию об учёном, либо неизвестную авторам предшествующих работ, либо сведения, которые по причинам идеологического характера не могли быть опубликованы ранее. Поэтому при работе с источниками, прежде чем приступать к задаче аналитической, необходимо было решить задачу архивной эвристики. В результате её выполнения в научный оборот вводится широкий массив архивных материалов, не использованных ранее. Прежде всего, это работы В.И. Ламанского, так и не вышедшие в печати, часть эпистолярного наследия учёного и документы членов его семьи.4 Они позволяют дополнить и расширить изучение жизненного пути

3 Архивные источники о В.И. Ламанском в своих работах использовали: Л.П. Лаптева (документы официального характера из РГИА и Исторического архива г. Санкт-Петербурга, часть эпистолярного наследия, в том числе из архива LAPNP в Праге; М.А. Робинсон (рукописи неопубликованных работ о В.И. Ламанском, хранящиеся в ПФА РАН) и Е.А. Макарова (часть эпистолярного наследия, относящегося к переписке В.И. Ламанского и М.И. Соколова и хранящегося в ОР РГБ).

4 Впервые вводятся в научный оборот материалы личного фонда учёного, а именно: ПФА РАН. Ф. 35 (Ламанский Владимир Иванович). On. 2 — 4.

- On. 2 - рукописи трудов В.И. Ламанского по славянским языкам и по истории славянских народов и материалы к ним. Д. 1-245.

Оп. 3 — материалы к биографии В.И. Ламанского и о его общественно-политической и научной деятельности. Д. 1,23-25,28,29,47,48,60,96,97.

- Оп. 4 - труды других лиц и материалы к научным трудам. Д. 188-277;
и научной концепции В.И. Ламанского, дают возможность полностью представить её эволюцию.

Методы подобного исследования разработаны в теоретическом поле новой интеллектуальной истории. К её домену, по выражению Л.П. Репиной, относятся произведения "высоколобых" — то есть история общественной, политической, философской, научной и исторической мысли. Под влиянием "лингвистического поворота" и конкретных работ большой группы "новых интеллектуальных историков" радикальным образом преобразилась историография, которая неизмеримо расширила свою проблематику и отвела центральное место изучению дискурсивной практики историка.5

Принципиальная позиция автора представленного диссертационного исследования заключается в использовании в работе методов "новой биографической" или "персональной" истории. По мнению Л.П. Репиной, один из подходов к созданию "новых биографий" характеризует повышенное внимание к контексту, при котором повороты судьбы личности объясняются атмосферой его эпохи, среды, ближайшего окружения. Этому направлению, которое можно было бы назвать контекстуальным, удаётся, используя общий культурно-исторический контекст для реконструкции по имеющимся параллелям утраченных фрагментов биографии человека, не растворить в нём: индивидуальные черты, сохранить равновесие между специфичностью частной жизни и совокупностью общественных условий.6 В основном этот метод применяется в историко-антропологических исследованиях.

В настоящем исследовании нами будут применяться дискурсивный и лексический методы анализа текста, которые призваны выявить

а также письма В.И. Ламанского и к В.И. Ламанскому, хранящиеся в отделах рукописей Российской государственной библиотеки в Москве и Российской государственной национальной библиотеки в Санкт-Петербурге.

5 Репина Л.П. Указ. соч. С. 235.

6 Там же. С. 264.
уникальное и типологическое в персональной и научной биографии В.И. Ламанского.

Для решения поставленных задач также весьма продуктивными оказались методы исторической реконструкции, исторической реконтекстуализации и интеллектуального моделирования, а также сравнительно-исторический метод.

В представленном диссертационном исследовании автор считает необходимым сочетать повествовательный нарратив биографии учёного с анализом эволюции его мировоззрения. Комплексное рассмотрение жизни человека помогает объяснить, как формировалась его научная концепция и как она воспринималась в академической среде, каким образом возникла и развивалась его научная школа. Различные поведенческие мотивации, связанные с частной жизнью историка, находили отражение в его общественной и научной деятельности.

Предпринятая автором представленного исследования попытка комплексного анализа значительной части архивного фонда В.И. Ламанского позволила восстановить и реконструировать биографию учёного как исторической личности - его предшествующий жизненный опыт, который и определил индивидуальное восприятие социокультурной традиции, сложившейся на основе унаследованного исторического опыта и доминирующего в общественном сознании, определившего пути становления его научных позиций до самых мельчайших деталей.

Кульминацией научного творчества В.И. Ламанского является его труд "Три мира Азийско-Европейского материка". Именно эта работа привлекла большое внимание современников учёного и стала основой для восприятия его концепции последующими поколениями исследователей. Однако, проанализировав деятельность В.И. Ламанского в период публикации этого труда — 90-е гг. XIX века и в ближайшее историческое время, сопоставив биографические сведения с состоянием академической деятельности исследователя, автор пришёл к выводу о наметившемся в это
время кризисе мировоззрения учёного. Под этим термином мы понимаем стагнацию научных разработок В.И. Ламанского, происшедшую на рубеже XIX и XX веков, причины которой мы постараемся определить в первой и второй главах работы. Введение в текст диссертационного исследования понятия "кризис мировоззрения учёного" имеет для нас принципиальное значение, так как оно может быть объяснено только с помощью объединённого анализа факторов частной жизни, общественной и академической деятельности В.И. Ламанского.

Главной концептуальной основой представленного диссертационного исследования стало всеобъемлющее, комплексное рассмотрение личности и научной деятельности учёного. Нам представляется некорректным строгое разграничение академической, общественной и частной жизни В.И. Ламанского. При взаимном рассмотрении этих сторон его персональной истории мы получаем возможность целостного восприятия этой неординарной личности, внёсшей огромный вклад в развитие отечественного славяноведения, в развитие культуры нашего государства. Такой тезис автору представленного диссертационного исследования позволило сформулировать глубокое изучение архивных материалов личного фонда учёного, которые впервые вводятся в научный оборот.

Таким образом, научная новизна представленного диссертационного исследования заключается в комплексном анализе академической, общественной и частной сторон жизни и деятельности В.И. Ламанского в соответствии с принципами персональной истории, являющейся составной частью новой интеллектуальной истории.
В историографии вопроса можно выделить две группы исследований.

Первая изучает формирование славянской национальной идентичности в России. Исследователей больше всего интересуют этапы развития и формы трансформации славянской идеологии, а также споры, возникавшие вокруг дихотомии "Россия - Европа" в российской интеллектуальной среде. По данной историографической проблеме существует острая дискуссия. Выделим её основные положения.

Славянофильство как явление русской жизни всесторонне исследовано Н.И. Цимбаевым.7 Он назвал это течение своеобразным итогом эволюции либерализма декабристского времени, выявившим общественные взгляды наиболее левых представителей раннего русского либерализма в условиях николаевской реакции. Цимбаев выделил несколько этапов в развитии этого течения, заметив, что в русском литературном языке, в общественной практике середины прошлого века термин "славянофильство" имел двойное значение: им обозначалось как "истинное славянофильство", так и славянофильство-славянолюбие. В глазах большинства современников смешение понятий служило основанием для отождествления взглядов А.С. Хомякова и И.В. Киреевского с идеями политического панславизма. Исследователь определил, что на рубеже XIX и XX вв. слова "славянофил" и "славянофильство" приобрели новый оттенок. Для консервативной части русского общества они стали служить облагороженными синонимами таких понятий, как национализм, великодержавный шовинизм, дворянская реакция. Цимбаев выступает против попыток связать поздних славянофилов с панславистским направлением общественной мысли,

7 Цимбаев Н.И. Аксаков в общественной жизни пореформенной России. М., 1978; Цимбаев Н.И. Славянофильство: Из истории русской общественно-политической мысли ХГХ века. М., 1986; Цимбаев Н.И. Общественно-политические взгляды славянофилов. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора исторических наук. М., 1986.
приводя в качестве доказательства ряд основополагающих идейных расхождений.

Вопрос о соотношении понятий "славянофильство" и "панславизм" применительно к определению позиций ранних славянофилов в отношении славянства затрагивается в ряде работ М.Ю. Досталь.8 Автор приходит к выводу, что нельзя сделать определённое заключение о наличии панславистских тенденций в славянофильских теориях. С одной стороны, славянофилы были сторонниками духовно-культурной славянской взаимности, причём преимущественно православных славян, ратовали за свободное и равноправное политическое бытие славянских народов. С другой стороны, их отношение к панславизму, трактуемому как политическое объединение славян под эгидой России было ситуативным и проявлялось в критические моменты истории Европы (например, в период революций 1848-1849 гг. и Крымской войны 1853-1856 гг). По мнению М.Ю. Досталь, для теоретических воззрений ранних славянофилов была важнее освободительная роль России в славянском мире и моральное право на эту миссию, чем конкретное решение вопроса о возможном государственном устройстве славян. Исследователь делает вывод о наличии в идеологии ранних славянофилов панславистских тенденций, которые не сформировались в целостную концепцию.

В исследованиях Л.Е. Горизонтова9 о противоборстве российской государственности и польской исторической традиции много внимания

8 Досталь М.Ю. Об элементах романтизма в русском славяноведении 40 — 50-х гг. ХГХ в. (по материалам периодики) // Славяноведение и балканистика в отечественной и зарубежной историографии. М, 1990; Досталь М.Ю. "Славянский вопрос" в мировоззрении графа С.С. Уварова // Славянская идея: история и современность. М., 1998; Досталь М.Ю. Славянский мир и славянская идея в философских построениях и "практике" ранних славянофилов // Славянский альманах. М., 2001. С. 85-95.

9 Горизонтов Л.Е. Славянофильство и политика самодержавия в Польше в первой половине 60-х годов ХГХ в. // Балканские исследования: Выпуск 15: Россия и славяне: политика и дипломатия. Материалы международной научной конференции "Россия и славяне XVIII в. - 1918 г," (Москва, 25 - 27 июня 1991 г.) / Отв. ред. Е.К. Вяземская.
уделено изучению механизмов принятия политических решений по национальной проблеме в самодержавной России и имперского менталитета её правящей элиты. На примере развития вопроса о западных областях Империи, исследователь сделал вывод об архаичности мышления сословно-конфессиональными категориями и предпочтении бюрократических методов ведения "русского дела". При этом российская политическая элита предпочитала широкую реформаторскую систему управления методам подавления. Возможно, этот стиль ведения дел был сформирован благодаря деятельности профессуры, сочетавшей в своём мировоззрении этатистские и либеральные тенденции.

Широкое исследование панславизма как явления русской и славянской культуры было предпринято в ряде работ О.В. Павленко.10 Под этим термином, как считает исследователь, подразумевались всевозможные варианты интеграции славянских народов, причём спектр их восприятия был чрезвычайно широк — от фантома варварского нашествия славян, сметающего утончённую европейскую цивилизацию до оптимистического представления об "омолаживании" европейских культурных ценностей. О.В. Павленко создана классификация различных течений панславистской идеологии, одной из которых является имперский панславизм. Автор определила их как теории о доминирующей роли России в славянском мире, создаваемые и культивируемые в "славянолюбивых" кругах российского общества. Принципиально новым является тезис О.В. Павленко о том, что хотя эти взгляды традиционно трактовались в историографии как экспансионизм и "реакционный

М., 1992. С. 99 —108; Горизонтов Л.Е. Парадоксы имперской политики: поляки в России и русские в Польше. М., 1999.

10 Павленко О.В. Этнонационализм в зарубежных исследованиях // Этнополитический вестник. М., 1996. № 1; Павленко О.В. Панславизм // Славяноведение. 1998. № 6. С. 43 - 60; Павленко О.В. "Славянский вопрос" в контексте российско-австрийских дипломатических отношений в середине XDC века // Россия и Европа: поиск единства и апология самобытности: Бюллетень научного семинара молодых учёных. М., 1999. Вып. 4. С, 35 — 54; Павленко О.В. "Славянский фактор" в отношениях России и Австрии в 40-60-е годы ХГХ века. // Славяно-германские исследования. Т. 1,2/ Отв. ред. А.А. Гугнин, А.В. Циммерлинг. М., 2000. С. 243 - 288.
консерватизм", они принадлежали к закономерным глобальным макроэкономическим, геополитическим, культурным сдвигам на европейском континенте и в Северной Америке во второй половине XIX — начале XX в., обусловленным модернизационными процессами. Поэтому необходимо преодолеть двойной стандарт, сложившийся в исторической литературе по этим вопросам.

Следует отметить два чешских исследования по данной проблеме. Первое из них принадлежит перу В. Черны и называется "Развитие и преступления панславизма".11 Это неоконченное эссе относится, по всей вероятности, к первой половине пятидесятых годов XX в. и представляет собой обзор развития панславизма не только в XIX, но и в XX в. Общая концепция автора монографии заявлена в самом её названии, не вполне научна и связана со временем создания работы — периодом возрастания влияния СССР на зарубежные славянские народы. Автором второй монографии — "Русский панславизм — реальность и фантазия" — является Р. Влчек,12 исследовавший различные течения российского панславизма XIX в. Выводы автора монографии в целом соответствуют общему состоянию современной российской исторической науки.

Указанные работы определили теоретическую систему координат представленного диссертационного исследования. Собственно В.И. Ламанскому в них уделено мало внимания, он вписан в историю противостояния западников и славянофилов, в историю формирования всеславянских идей.

Вторую группу изданий составляет литература, посвященная непосредственно В.И. Ламанскому. Её исследование выделено в отдельную главу представленной диссертации, так как изучение образов учёного, создаваемых на различных этапах развития исторической науки, является важной составляющей жанра научной биографии.

11 Cerny V. Vyvoj a zlociny panslavismu. Praha, 1995.

12 Vlcek R. Rusk/panslavismus - realita a fikce. Praha, 2002.
Источниковая база, нашего исследования чрезвычайно богата. Её можно использовать не только при изучении жизни и творчества крупнейшего российского славяноведа В.И. Ламанского, но и славянской идеи в целом. Отметим, что подобного анализа комплекса документов и материалов о творчестве В.И. Ламанского в современной отечественной историографии пока не существует.

В работе над представленным диссертационным исследованием нами были использованы; опубликованные и неопубликованные источники.

Многие научные и публицистические произведения В.И. Ламанского были напечатаны. Его работы выходили как отдельными изданиями, так и издавались в журналах.

Изучение этих материалов чрезвычайно важно для исследователей, занимающихся творчеством слависта. "Человек, создавая своё произведение, выражает в нём себя, более широко — современное ему общество, поскольку человек — существо социальное. Созданное человеком произведение, в свою очередь, может быть использовано для того, чтобы понять его создателя, получить информацию о нём".13 Опубликованные исторические, публицистические и филологические произведения В.И. Ламанского, его яркие, эмоциональные общественные выступления, многие из которых нашли отражение в печати,14 позволяют

13 Медушевская О.М. Источниковедение: теория, история, метод. М., 1996. С. 16.

14 Например: Ламанский В.И. Могущество турок-османов в Европе (1396 — 1739): Речь, прочитанная на ежегодном акте Санкт-Петербургского университета 8 февраля 1880 года. СПб., 1881; Ламанский В.И. Чего нам особенно желать и что нам делать в западно-славянских землях: Речь, произнесённая в Общем собрании Славянского общества 15 ноября 1884 года. СПб., 1885; Речь Почётного члена Общества В.И. Ламанского в Санкт-Петербургском Славянском благотворительном обществе 23 ноября 1886 года по поводу болгарских событий. СПб., 1887 и др. Насколько нам известно, последняя публикация общественного выступления Ламанского состоялась:
нам судить об учёном не только как о специалисте в той или иной области славяноведения, они дают возможность взглянуть на его творчество более широко. Труды В.И. Ламанского помогают нам определить, как представлял учёный "ремесло историка", какие методы использовал он в своих исследованиях источников, какой обширной теоретико-познавательной и практической системой знаний он обладал.

К первой группе опубликованных источников относятся научные труды В.И. Ламанского. Крупный исследователь истории славяноведения Л.П. Лаптева отмечает, что в справочных изданиях указывается 410 опубликованных работ, вышедших из-под пера слависта. Однако она полагает, что имеющиеся в литературе списки далеко не полны.15 И это действительно так. В "Библиографии учёно-литературных трудов В.И. Ламанского и материалах для его биографии", составленных П.Д. Драгановым указано 467 трудов исследователя на момент 1904 г.16 Правда, в представленный список вошли не только научные и публицистические произведения учёного, но и его рецензии, включены в него также и сборники, в составлении которых В.И. Ламанский участвовал в качестве редактора.

Не удалось выявить новых исследований, написанных и изданных славистом в последнее десятилетие его жизни, однако, после смерти Ламанского в 1914 году были переизданы некоторые более ранние произведения учёного.17 Новое обращение к научным трудам Ламанского было связано не только с уходом историка из жизни, но и с началом

Ламанский В.И. Речь на Славянском съезде 1867 г. // Русско-славянская цивилизация: исторические истоки, современные геополитические проблемы, перспективы славянской взаимности / Сост. Е.С. Троицкий. М., 1998. С. 393 -394.

15 Лаптева Л.П. Ламанский Владимир Иванович // Историки России: Биографии. М., 2001. С. 268.

16 Новый сборник статей по славяноведению, составленный и изданный учениками В.И. Ламанского при участии их учеников по случаю 50-летия его учёно-литературной деятельности. СПб., 1905. С. XI- LXTV.

17 Например: Ламанский В.И. Славянское житие Св. Кирилла как религиозно-эпическое произведение и как исторический источник: Критические заметки. Пг., 1915; Ламанский В.И. Три мира Азийско-Европейского материка. Пг., 1916.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23497.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.