У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Литературные памятники XVI века, посбятценные преподобному Макарию Калязинскому
Количество страниц 341
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23507.doc 
Содержание Содержание
Введение...4

Глава 1. История изучения литературных памятников, посвященных Макарию

Калязинскому...11

Глава 2. Житие Макария Калязинского в рукописной традиции...64

2.1 .Археографическое исследование списков Жития (XVI-XIX вв.)...66

2.2. История текста Жития: редакции, варианты, источники...121

Глава 3. История создания других литературных памятников, посвященных Макарию Калязинскому...194

3.1. Сказание об обретении мощей: редакции и источники...195

3.2. Сказание о чудесах: редакции и варианты...213

3.3. Службы на день обретения мощей святого (26 мая) и день его памяти (17

марта): редакции и источники...230

3.3.1. Маркелл Безбородый и его роль в создании Службы на день

памяти Макария Калязинского...234

3 АПроложные жития: новые тексты, редакции и источники...23 9

3.5. Слово похвальное: источники и история создания...259

3.6. Молитва: источники и история создания...262

Заключение...272

Источники а) рукописные...284

б) печатные...286

Список использованной литературы...290

Список сокращений...313

Приложение 1:

1. Списки Минейной, Пространной и Проложных редакций Жития Макария Калязинского...316

2. Хронологическая таблица списков Минейной и Пространной редакций Жития Макария Калязинского...317

3. Списки Проложных житий Макария Калязинского...319
4. Списки Сказания об обретении мощей Макария Калязинского...320

5. Списки Сказания о чудесах Макария Калязинского...323

6. Списки Слова похвального Макарию Калязинскому...327

7. Списки Молитвы Макарию Калязинскому...328

8. Списки служб Макарию Калязинскому...329

Приложение II:

1. Сведения о чудесах Макария Калязинского...333

3. Выписка зачал чудес редакции 1584 г. (по списку рукописи РГБ. Ф. 209. № 277. Л. 355 об.-357 об.)...341



Введение

Литературные памятники, посвященные древнерусским святым, насчитывают 1000-летнюю историю. Жития древнерусских подвижников, слова похвальные и сказания об обретении мощей и чудесах святых всегда пользовались на Руси большой популярностью, как среди церковнослужителей, так и среди мирян. Слова служб и молитвословий святым входили в сознание древнерусского человека с детства. Чтение житийной литературы формировало мировоззрение русичей. Однако вплоть до середины XIX в. агиографические и ^ литургические памятники не подвергались критическому анализу. Впервые

фундаментальное исследование древнерусских житий как исторических источников было проведено в магистерской диссертации В. О. Ключевского1. Несмотря на пессимистичность выводов ученого о малом источниковом материале житий, работа В. О. Ключевского вызвала интерес к исследованию литературных памятников, собиранию сведений об отдельных списках житий святых и биографических данных о самих подвижниках. Вместе с тем, специфика жанра памятников, связанных с церковной практикой, в нашей X» стране долгое время не давала возможности проводить их полноценные

исследования, в результате чего многие рукописные памятники остались неизученными и не имеют научных изданий. Однако современное состояние источниковедения позволяет более оптимистично взглянуть на возможности использования агиографических и литургических памятников в исторических исследованиях2. Изучение рукописной традиции литературных памятников, посвященных Макарию Калязинскому, тому подтверждение.

Основатель одного из крупнейших в Тверской епархии монастырей Макарий Калязинский (в миру - Матвей Кожин) жил в XV столетии, умер за два с половиной года до потери независимости Тверского княжества — 17 марта 1483 г. Однако построенный заботами подвижника Троицкий Макариев

Калязин мужской монастырь на Волге и после его смерти оставался одним из Л почитаемых в России монастырей, который просуществовал до 1917 г.3
Подвижническая деятельность калязинского игумена была высоко оценена его современником Иосифом Волоцким (1439-1515)4. Об авторитете Макария Калязинского и его монастыря свидетельствуют посещения обители видными деятелями Русской Церкви и тверского купечества, приток насельников, наличие учеников и последователей подвижника, вклады в монастырь тверских и московских князей и российских царей.

Обретение мощей преподобного Макария состоялось 26 мая 1521 г.5 В это время Калязинский монастырь вместе с кашинскими землями входил в состав Дмитровского удела, как об этом свидетельствует межевая грамота 1504 г. великого князя Ивана Васильевича (1462-1505) на пожалованные сыну, князю Юрию, города Дмитров и Кашин6. Открытие мощей калязинского чудотворца в 1521 г. существенно повышало авторитет князя Юрия Дмитровского (ум. 1536 г.), брата Василия III (1505-1533), но прославления Макария Калязинского непосредственно после обретения его мощей при митрополите Варлааме (1511—1521) не произошло.

,( Действенные шаги по причтению подвижника к лику местночтимых

святых в 1522/23 г. были предприняты митрополитом Даниилом, воспитанником Иосифо-Волоколамского монастыря, в силу давних дружеских отношений с одним из покровителей монастыря - князем Юрием Дмитровским. Вступив на митрополичий престол 27 февраля 1522 г. , Даниил сумел поставить в епископы своих ставленников, занимавших проиосифлянские позиции. В их числе был еп. Акакий Тверской (1522-1567), освятивший в июне 1523 г. вновь построенную каменную церковь св. Троицы в Калязинском монастыре, куда 9 октября того же года были перенесены мощи '^ святого и положены в новую каменную гробницу .

На Соборе 1531 г. святость Макария Калязинского была открыто подвергнута сомнению старцем Вассианом Патрикеевым (ок. 1470—1531/?) ,

что, скорее всего, явилось следствием борьбы двух политических течений «иосифлян» и «нестяжателей»10. В связи с этим, можно расценить политическим шагом11 и причтение калязинского подвижника наряду с митр. Ионой, архиеп. Иоанном Новгородским и Пафнутием Боровским к лику общерусских святых как «великих чудотворцев» на Соборе 1547 г.12

Интерес к Житию Макария Калязинского в исторической науке проявился в третьей четверти XIX в., хотя отдельные изыскания о биографии подвижника известны с 70-х гг. XVIII столетия13, а первые публикации о рукописных списках его Жития появились в 1825 г.14

Впервые источниковедческий анализ агиографических памятников о калязинском святом по спискам восьми рукописей XVI - XVII вв. был проведен В. О. Ключевским15, позднее дополнен в статье М. Д. Каган по спискам пяти рукописей РГБ и РЫБ16 и продолжен лингвистическим исследованием стилистики текста Жития Макария на базе 13 списков из собрания РНБ и ГИМ немецким филологом Н. Киндерманн17. К сожалению, малое количество привлеченных списков литературных произведений о калязинском подвижнике при верном определении наличия двух «вариантов» (термин В. О. Ключевского) текста его Жития («видов» по Каган, «версий» по Киндерманн) не давало ученым прочной базы для текстологической классификации памятников, посвященных Макарию Калязинскому, и привело их к разным точкам зрения о времени создания агиографических произведений о святом.

Исследование Службы на день памяти Макария было проведено в монографии Ф. Г. Спасского18. Поскольку исследователь работал только с печатными изданиями Миней, в стороне остался целый пласт неизученных рукописных памятников.

Среди других исследований, касающихся деятельности Макария Калязинского, следует назвать диссертацию И. Г. Пономаревой19 по изучению актового материала Троицкого Калязина монастыря и работу Е. В.

Крушельницкой об одном из источников Жития святого - записке старицы Евфросинии20.

Важным шагом в вопросах изучения Жития калязинского подвижника стали публикации этого памятника в конце XX- начале XXI в.21

Предметом данного исследования стал комплекс литературных произведений о Макарии Калязинском, созданных на протяжении XVI столетия в рамках единого Русского государства: Житие, Сказание об обретении мощей, Сказание о чудесах, Службы на день памяти и день обретения мощей, Слово похвальное и Молитва святому.

Актуальность обращения к литературным произведениям о Макарии Калязинском определяется значением этих памятников как в истории Калязинского монастыря, так и в истории культуры Руси в целом. Кроме того, агиографические и литургические памятники, посвященные калязинскому подвижнику, в комплексе никогда не изучались как исторические источники. Обращение к исследуемой теме вызвано также наличием обширного рукописного наследия, до сих пор не введенного в научный оборот.

Основными методами исследования литературных памятников, посвященных Макарию Калязинскому, являются текстологический и историко-сравнительный. Историко-сравнительный метод допускает применение других общеисторических методов (историко-типологического и историко-системного) , а также методов специальных исторических дисциплин. Так, изучение рукописной традиции литературных произведений о святом проведено на основе имеющихся достижений в области палеографии, филиграноведения, кодикологии, археографии. Текстологическое исследование памятников проведено по методу сплошного сравнения текстов списков XVI -XIX вв.

Цель работы заключается в выявлении всего круга литературных произведений о Макарии Калязинском, археографическом и текстологическом анализе их списков, а также исследовании комплекса памятников,

посвященных калязинскому подвижнику, как источников по истории и ,л культуре средневековой Руси.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Изучить рукописную традицию литературных памятников и историю формирования текстов, посвященных калязинскому игумену, для чего необходимо было выявить в полном объеме списки произведений о нем, провести археографический обзор, определить взаимоотношение списков, выделить редакции памятников и различные изводы внутри них.

2. Провести источниковедческий анализ текстов всех агиографических и ,v литургических памятников, посвященных Макарию Калязинскому,

позволяющих уточнить и полнее представить картину исторической жизни Твери и Русского государства XV-XVI вв.

3. Выявить литературные источники текстов и идеологические установки создателей памятников.

В первой главе диссертации рассмотрены историографические проблемы изучения в XVIII-XXI столетиях нарративных и литургических памятников, посвященных Макарию Калязинскому.

>f Поскольку центральное место среди письменных источников о святых

занимают жития, вторая глава диссертации посвящена изучению рукописной традиции Жития калязинского подвижника: в первом параграфе проведено археографическое исследование списков памятника, во втором -проанализирована история его текста. С помощью текстологического анализа списков XVI-XIX вв. выявлены редакции, виды и варианты текстов Жития святого, определено время и возможные причины их возникновения, проанализированы источники, установлен первичный текст памятника.

В третьей главе диссертации приведены результаты археографического,

М текстологического и источниковедческого анализа Сказания об обретении

мощей Макария Калязинского, Сказания о чудесах, Служб на день памяти и

день обретения его мощей, Проложного Жития, Слова похвального и Молитвы
святому.
В заключении изложены основные выводы изучения всего комплекса литературных произведений о Макарии Калязинском.

В двух приложениях приведены перечни списков нарративных и литургических памятников, посвященных калязинскому подвижнику, таблица сведений о чудесах от его мощей, выписка зачал чудес редакции 1584.

1 Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. Данилевский И. Н. Оригинальная древнерусская литература // Источниковедение: Теория. . История Метод. Источники русской истории. М., 1998. С. 306.

3 Пономарева И. Г. Крупная феодальная вотчина Тверского края XV-начала XVII вв. (По материалам Троицкого Макарьевамонастыря): Автореф. дис... канд. ист. наук. М., 1987; Она же. Калязин монастырь // Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 года: Энциклопедия. М., 1996. Т. 2. С. 468.

4 Иосиф Волоцкий, прп. Духовная грамота // Древнерусские иноческие уставы. М., 2001. С. 108.

5 См.: ПСРЛ. СПб., 1859. Т. 8. С. 269; ПСРЛ. СПб., 1904. Т. 13. С. 37 (7029 г.).

6 См.: СГГД. С. 389-400 (№ 144); Духовные и договорные грамоты князей великих и удельных / Под ред. С. В. Бахрушина. М., 1909. С. 32-43; ДДГ. С. 353-369 (№ 89-90). См. также: Каштанов С. М. Социально-политическая история России конца XV- первой половины XVI в. М., 1967. С. 200-209.

7 См.: Архиереи Русской Православной Церкви (Московской митрополии) // Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. М., 1996. Т. 8 (Кн. 4, ч. 2). С. 352.

8 ПСРЛ. СПб., 1911. Т. 22, ч. 1. С. 519 (7031 г.).

9 См.: Прение Данила, митрополита Московскаго и Всеа Руси, с старцем Васьяном 1531 года, мая 11 дня // ЧОИДР. 1847. Кн. 9, отд. 4. С. 11; Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.; Л., 1960. С. 112,297.

10 Ср.: Жмакин В. Митрополит Даниил и его сочинения. М., 1881. С. 217; Голубинский Е. История Русской церкви. М., 1998. Т. 2, п/т. 1. С. 725; Зимин А. А. Россия на пороге нового времени: (Очерки политической истории России первой трети XVI в.). М., 1972. С 256-257; Плигузов А. К, Семенченко Г. В. Митрополит Даниил и вопрос о наследнике Василия III // Русская книжность XV-XIX вв. М., 1989. С. 141-142.
11 Ср.: Хорошев А. С. Политическая история русской канонизации. (XI-XVI вв.). М., 1986. С.
13 С[оковнин] С. Опыт исторического словаря о всех в истинной православной Греко-российской вере святою непорочною жизнию прославившихся святых мужах. М., 1784. С. 142 и прим.

14 Обстоятельное описание славяно-российских рукописей, хранящихся в Москве, в библиотеке... графа Федора Андреевича Толстова / Изд. К. Калайдовича и П. Строева. М., 1825. С. 342 ( № 192), 566 (№ 7).

15 Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871 (репринт: 1988). С. 289-290.

16 Каган М. Д. Житие Макария Колязинского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2, ч. 1. С. 293-296.

17 Kindermann N. Die Vita des Makarij Koljazinskij in den Grossen Lesemenaen des Metropoliten Makarij // Abhandlungen zu den Grossen Lesemenaen des Metropoliten Makarij. WeiherFreiburg i. Br., 2000. Band 1. S. 161-186. (Monumenta Linguae Slavicae. T. 44).

18 Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество (по современным минеям). Париж, 1951.

19 Пономарева И. Г. Крупная феодальная вотчина Тверского края XV-начала XVII в. (По материалам Троицкого Макарьева монастыря): Дис... канд. ист. наук. М., 1987.

20 Крушельнищая Е. В. Записка о Макарии Калязинском // ТОДРЛ. СПБ., 1993. Т. 46. С. 308-314.

21 [Житие Макария Калязинского] // Die Grossen Lesemenaen des Metropoliten Makarij: Uspenskij spisok = Великие Минеи Четьи митрополита Макария: Успенский список. Weiher— Freiburg i. Br., 1997. Band 2: 12-25 marz. S. 801-816; [Житие Макария Калязинского по списку рукописи РГБ. Ф. 37. № 174] / Подготовка текста Н. Воронцовой // Жития святых в древнерусской письменности: Тексты. Исследования. Материалы / Отв. ред., сост., вступ. ст. М. С. Круговой. М., 2002. Вып. 1. С. 81-102; Гадалова Г. С. Пространная редакция Жития преподобного Макария Колязинского: Публикация текста по спискам рукописей XVI и XVII вв. // Литература Тверского края в контексте древней культуры: Сб. ст. и публикаций / Сост. и отв. ред. М. В. Строганов. Тверь, 2002. С. 6-42; [Житие Макария Калязинского] / Подготовка текста Ю. А. Грибова; Пер. и коммент. М. Д. Каган-Тарковской // Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 2003. Т. 12: XVI век. С. 120-133, 553-556.

22 Ковалъченко И. Д. Методы исторического исследования. М., 1987. С. 174-175.
Глава 1.
История изучения литературных памятников, посвященных Макарию Калязинскому.

Впервые интерес к биографии Макария Калязинского и к агиографическим произведениям о подвижнике в исторической науке проявился в 70-е гг. XVIII столетия, когда исследователи обратились к изучению возникновения города Калязина и построенного в нем Троицкого монастыря. Так, в топографическом описании Тверской губернии по поручению наместника генерал-майора Т. И. Тутолмина в 1778 г. принял участие первый историк Твери - Диомид Карманов (1740-1795), который при описании г. Калязина в своих записках указал на создание обители на реке Волге преподобным Макарием «около половины XV стол'кпя» и очень кратко пересказал распространенный вариант Жития1. В «Генеральное соображение по Тверской губернии...» вошли лишь сведения о том же периоде создания Калязинского монастыря и обретении мощей подвижника в 1521 г. К сожалению, оба труда были опубликованы в последней трети XIX в., но интерес представляют сведения о создании обители Макарием Калязинским в середине XV столетия, основанные, возможно, на каких-то неизвестных нам источниках или на преданиях о монастыре, что нашло отражение в последующих исследованиях.

В 1784 г. вышел «Опыт исторического словаря о всех в истинной православной Греко-российской вере святою непорочною жизнию прославившихся святых мужах», составленный калязинским мещанином С. П. Соковниным. При написании статьи о преподобном Макарии автор сослался на свои источники - рукописный список его Жития, вероятно, из монастырской библиотеки и Проложное Житие святого под 17 марта из печатного Пролога3, % однако не отметил независимость текстов двух памятников.

В словаре Соковнина встречается ряд новых материалов и сведений о Макарии Калязинском. Например, Соковнин вводит в научный оборот текст
жалованной грамоты, якобы выданной отцу Макария - Василию, в 1450 г. 1л Согласно сведениям грамоты, Василий во время битвы под Галичем убил коня

под князем Дмитрием Шемякой (ум. 1453 г.) и в качестве доказательства привез лоскут «кожи», за что стал именоваться Кожей. В грамоте упоминается родовая легенда о выходце из Швеции деда Матвея, родоначальника фамилии Кожиных - Юрия Вахты Франца, переселившегося в Россию на службу к великому московскому князю Василию Дмитриевичу в конце XIV в.4 После крещения он принял имя Ананий и получил в кормление село «Гритьково», деревню Семендяево, пустоши Карабузино и Спас на Холме, что зафиксировано в грамоте, которую автор, видимо, видел в доме Кожиных, поскольку счел необходимым записать: «у подлинной грамоты печать вощаная»5.

В статье о калязинском подвижнике Соковнин упоминает его крестильное имя «Матфей», называет имя жены - Елены Яхонтовой, говорит о смерти родителей через год после женитьбы сына. Местом погребения родителей и жены Макария названо село «Грибково». Здесь же автор указал расстояние в 18 верст от Кашина до местонахождения пустыни, тогда как в списках Жития святого говорится о «15 поприщах». Обретение мощей Макария Калязинского, * вероятно, вслед за автором Сказания об этом событии Соковнин связывает с

деятельностью митрополита Даниила и указывает на место погребения подвижника: на правой стороне в церкви св. Троицы.

Все приведенные С. П. Соковниным сведения позднее были неоднократно повторены в последующих изданиях и, прежде всего, в Географическом словаре А. Щекатова, который написал об основании Калязинского монастыря «около половины XV столетия» и пересказал пространный текст Жития святого о выходе подвижника из Кашинского Клобукова монастыря в пустынь с семью старцами6.

,-W «Почтенным», церковно-историческим словарем, составленным «еще в

эпоху младенчества русской историографии»7, назвал В.О. Ключевский «Историю российской иерархии» архимандрита новгородского Антониева
монастыря Амвросия (в миру - Андрей Антипович Орнатский, ум. 1827 г.). 1ч Вместе с тем, Ключевский указал на необходимость критического прочтения

этого труда, поскольку он не свободен от ошибок. Например, обретение мощей калязинского чудотворца 26 мая 1521 г. Амвросий связывает с именем митрополита Даниила (1522-1539), не замечая противоречия в датах обретения мощей и поставления Даниила в митрополиты. Ни о канонизации подвижника,
ни о редакциях его Жития Амвросий не пишет . Рассказ о жизни Макария Калязинского, а также сведения о монастыре, постройке церквей, устроении раки преподобного приведены на основании данных словаря А. Щекатова. Здесь же опубликован список настоятелей монастыря и указаны имена вкладчиков. В конце статьи напечатаны также тексты грамот царя Алексея Михайловича, данные монастырю, и грамота патриарха Филарета игумену Калязинского монастыря Антонию от 28 ноября 7140 (1631) г. о возобновлении молебнов на гробнице родителей и жены Макария в селе «Грибково»9. Несомненно, достоинством Истории Амвросия являются публикация им источников и опора на летописный или актовый материал. Авторитет архимандрита Амвросия сказался на последующих справочных изданиях и, прежде всего, на издании Словаря исторического, в котором приведены те же сведения о Макарии Калязинском и устроенной им обители10.

В целом, в светской и церковной литературе на протяжении целого столетия - с 70-х гг. XVIII по 70-е гг. XIX в., историки ограничивались кратким пересказом Жития калязинского подвижника и беглым очерком о созданной им обители, не подвергая сомнению использованные в работе источники.

Вместе с тем, процесс изучения литературных памятников тесно связан с введением в научный оборот самих источников, необходимых для исследований. Так, большое значение для развития науки в XIX столетии \fy имели археографические экспедиции частных лиц или организованные Императорской Академией наук11. Особого внимания заслуживает имя Павла Михайловича Строева (1796-1876)12, деятельность которого как археографа
заключалась в собирании и введении в научный оборот актового материала, ^ рукописных памятников и старопечатных книг. П. М. Строев один из первых обратил внимание исследователей на агиографические памятники, представлявшие, на его взгляд, «богатый и почти непочатый запас для истории общежития, мнения и поверьев прежней Руси»13.

Именно Строев впервые ввел в научный оборот два монографических сборника из собрания рукописей графа Ф. А. Толстого, состав которых состоял исключительно из литературных произведений о Макарии Калязинском14. При описании списков одного из этих сборников под № 192 (РНБ. ОСРК. Q.I.173) r x ученый справедливо установил, что изначально они были приплетены к мартовской Минее начала XVI в.

В 1834 г. Строев издал хронологический список источников по русской истории и литературе, где указал автором Жития калязинского святого - инока Макария15. В Библиологическом словаре, издание которого было осуществлено после смерти ученого16, уточнено, что Житие могло быть написано в 1547 г. иноком Макарием, чье имя зашифровано в анаграмме списка Сказания о чудесах калязинского подвижника из собрания Троице-Сергиевой лавры № 8 ± (ныне: РГБ. Ф. 304/1. № 692). Гипотеза историка оказалась ошибочной.

Согласно исследованию В. О. Ключевского, в анаграмме зашифровано имя редактора Сказания о чудесах святого, созданного в 1584 г.17 Однако следует признать, что ошибка П. М. Строева стала одной из самых тиражированных в исследованиях о калязинском чудотворце.

В 1833 г. Н. Полевым в издании «Русской Вивлиофики» была повторно опубликована грамота 1450 г. и родословная Кожиных, составленная П. П. Кожиным в 1786 г. на основании данных завещания Бориса Кожина 1618 г.,
Литовского гербовника и Жития Макария . В комментарии к изданию

Н источников проанализированы сведения о службе иностранцев в Русском

государстве в XV столетии и высказаны соображения о возможном прибытии

деда Макария, «Георгия Фаренсбаха», как литовского посла на службу к
великому князю Василию Дмитриевичу в 1408 г., когда была окончена война и^ между Россией и Литвой. По мнению Полевого, именно в это время дед Матвея

мог перейти на службу к русскому князю, крестился с именем Ананий и был отправлен в Швецию для создания полка против нашествия Едигея. Высказывая сомнения о подлинности грамоты, историк, тем не менее, не усомнился в боевых действиях Василия Кожина, командовавшего в 1450 г. шведским полком своего отца в действиях против Дмитрия Шемяки. Противоречия между данными грамоты и биографией Макария Калязинского, родившегося в начале XV в., Полевым отмечено не было.

В ряде последующих изданий XIX в. легендарный рассказ родословной
Кожиных будет публиковаться без изменений и каких-либо критических
замечаний .

Большую роль в публикации письменных источников в XIX столетии сыграли научные общества. Так, в Чтениях Общества истории и древностей российских в 1847 г. О. Бодянским (1808-1877) была опубликована десятая глава Духовной грамоты Иосифа Волоцкого - документ, который в последствии стал источником для написания ряда житий, в том числе и для Жития Макария Калязинского. Волоколамским игуменом была дана высокая оценка деятельности игумена Макария, в обители которого строго соблюдался
общежительный устав монастырской жизни .

К теме данного исследования имеет отношение и публикация в Чтениях общества материалов прений между митрополитом Даниилом и старцем Вассианом Патрикеевым на Соборе 1531 года . Прения ярко высветили разногласия двух идеологических направлений внутри Церкви: нестяжателей в лице обвиняемого старца и иосифлян в лице митрополита Даниила, ученика и последователя Иосифа Волоцкого. В ходе дискуссии Вассиан усомнился в 'h? новоявленных святых, среди которых было названо имя калязинского

подвижника. Большинство историков прошлых столетий, о чем будет сказано ниже, справедливо считает, что и прения, и сам Собор были устроены
митрополитом Даниилом для того, чтобы осудить идеологических -^ противников. Вместе с тем, сомнение бывшего доверенного лица великого князя Василия III показывает неоднозначность отношения к Макарию Калязинскому со стороны верхов Русского государства в 30-е гг. XVI в., что затем сказалось и на Соборе 1547 г., когда калязинский подвижник был причтен к лику общерусских святых как «великий чудотворец».

В 1852 г. вышел в свет справочник о российских монастырях А. Ратшина. При описании Троицкого Калязина монастыря автор сообщает, что обитель была основана Макарием в 1450 г. и названа по имени Ивана Коляги, чьи земли отошли к монастырю22. В сведениях о Дмитровском Кашинском монастыре автор упоминает предание о создании этого монастыря Макарием Калязинским . Никаких источников летописного, актового или агиографического характера Ратшин не приводит.

В середине XIX в. жития святых стали основным предметом изучения в трудах историков Русской Церкви - А. Н. Муравьева (1806-1874), Филарета (Гумилевского), еп. Харьковского (1848-1859), затем архиеп. Черниговского (1859-1866), и архимандрита Макария (Булгакова), позднее митрополита Московского и Коломенского (1879-1882).

Научные изыскания в трудах А. Н. Муравьева - минимальны24. Так, в монографии «Жития святых Российской Церкви, также иверских и славянских» автор пересказывает Житие Макария Калязинского по рукописи № 3 из собрания Троице-Сергиевой Лавры, что соответствует номеру мартовской Четьи Минеи Германа Тулупува по описи 1795 г.25 Однако в пересказ краткого Жития святого вставлены сведения пространного текста памятника о семи старцах и Митрофане Бывальцеве. Муравьев справедливо замечает, что Макарий получил свое имя «въ память великаго подвижника пустынножителя }i Египетскаго»26, но ошибочно считает, что калязинский подвижник был

хиротонисан в игумены тверским епископом Моисеем (1457-1460 гг.). Опираясь на труд архим. Амвросия, историк сообщает об устроении Борисом
Годуновым серебряной раки преподобному и о событиях в монастыре в период jj, Смутного времени.

Заметный вклад в изучение житий святых внес Филарет (Гумилевский), издавший в 1857 г. в С.-Петербурге «Обзор русской духовной литературы», а в 1861-1865 гг. в Чернигове четырехтомный труд «Русские святые, чтимые всею церковью или местно». По мнению В. О. Ключевского, труд Филарета - «это краткие биографии, предназначенные для читателя, который не претендует на звание специалиста по русской истории»27. В своей монографии «Древнерусские жития святых как исторический источник» Ключевский,
отмечая отдельные положительные исторические изыскания архиепископа , неоднократно указывает на его ошибки и неточности. Надо также заметить, что вслед за П. М. Строевым, считавшим автором Жития калязинского чудотворца инока Макария, Филарет закрепляет эту неверную точку зрения в историографии . По необоснованному мнению архиепископа Черниговского, этот же инок Макарий составил и Службу святому. Кроме того, датой создания Жития святого Филарет безосновательно указывает 1540 г.30

В исследовании о русских святых Филарет вводит в научный оборот списки краткого Жития Макария Калязинского по Синодальным рукописям № 992 и № 555 (ныне рукописи находятся в ГИМ), список Проложного Жития по рукописи из собр. Румянцева № 397 (см.: РГБ. Ф. 256), указывает на издания Службы на день памяти святого в печатных Минеях под 17 марта и Службы на день обретения его мощей в майской Минее 1646 г., цитирует Духовную грамоту Иосифа Волоцкого. Однако, как справедливо заметил И. С. Некрасов, одним из недостатков Филарета как исследователя явилось то, что он не рассматривает редакции житий и «не выясняет значения этих редакций ни в литературном, ни в историческом отношении»31. Например, как и Муравьев, \}4 Филарет ссылается в своих трудах на списки краткого Жития святого, но рассказывая о подвигах Макария, использует другие источники, в том числе и иную редакцию Жития, из которой известно имя землевладельца Ивана Коляги.

Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23507.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.