У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Болгарские города Предкамья ЛлаБуга Кирмень Чаллы
Количество страниц 149
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23622.doc 
Содержание Содержание
Введение... 3

Глава 1. Средневековая Алабуга...12

§1. История изучения Елабужского («Чертова») городища...14

§2. «Чертово» городище в свете новых открытий...36

§3. Исследования в исторической части города Елабуги...46

Глава 2. Кирменский археологический комплекс...62

§1. Летописный Керменчук в историко-археологической

литературе...63

§2. Кирменское городище и его археологическое изучение

(1995-2003 гг.)...71

§3. Пригородные поселения...93

Глава 3. Город Чаллы...99

§ 1. История изучения...99

§2. Археологические исследования Чаллынской крепости ... 106

§3. Посад и некрополь города Чаллы... 115

Заключение. К вопросу о своеобразии материальной

культуры средневекового населения Предкамья... 136

Источники и литература... 149

ВВЕДЕНИЕ.

Территория Предкамья в пределах Республики Татарстан включает в себя районы, расположенные в левобережье Волги к северу от Камы. Рекой Вяткой она делится на две части — Западное Предкамье (междуречье Волги и Вятки) и Восточное Предкамье (междуречье Вятки и Камы). Эта территория по рельефу асимметрична - круто обрывается к Вятке и Каме и полого спускается к Волге, имеет всхолмленную более или менее однородную поверхность (абсолютная высота 150 м), разрезанную множеством речных долин с пологими склонами. Отмечается изрезанность поверхности оврагами, особенно у крутых берегов Камы, Вятки и Волги, образующими удобные для расположения первобытных и средневековых поселений мысы.

В целом рельеф Предкамья характеризуется как умеренно холмистый, с мягкими очертаниями и невысокими холмами, местами сильно изрезанный речной и овражной сетью. Преобладают сильно и среднеподзолистые почвы с небольшими участками чернозема. Такой характер почвы с преобладанием подзола объясняется длительным нахождением этой территории под сплошным лесным массивом, к настоящему времени уже в значительной степени истребленным [АК, 1981, с.6-7].

На территории Предкамья выявлено более 290 археологических памятников домонгольско-болгарского, золотоордынского и казанско-ханского периодов (X — первой половины XVI вв.): 18 городищ, около 80 селищ, 70 грунтовых могильников, в том числе 14 кладбищ с надгробиями, 36 кладов или отдельных находок вещей и монет, около 50 местонахождений [Фахрутдинов, 1975, с.45, табл.; АК, 1981, с.18]. Как показывает их картографирование, основное количество домонгольских памятников занимает прибрежные районы, где выделяются отдельные группы поселений с центром в Кашане, Алабуге, Казани, Чаллы и Кирмени (рис.1). По количеству болгарских поселений (особенно домонгольского времени) интересующий нас регион уступает закамским и предволжским землям [Фахрутдинов, 1975, с. 19]. Больше памятников в районах Западного
Предкамья, где наблюдается более интенсивное освоение глубинных территорий, расположенных вдали от основных водных магистралей.

Начало заселения предкамских земель волжскими болгарами относится, по данным археологии, ко второй половине X столетия. Имеются поселения, содержащие в своих материалах «элементы раннебулгарской керамики IX-X вв.», т.е. фрагменты горшочной посуды салтово-маяцкого типа [Фахрутдинов, 1975, с.46.]. Материалы первой половины домонгольского периода обнаружены практически на всех памятниках, подвергнутых раскопкам: в Казани [Ситдиков, 2000], Кашане [Руденко, 1999а], Алабуге [Древняя, 2000], на Чаллынском городке [Борынгы, 2000], Русско-Урматском поселении [Фахрутдинов, 1984; Бурханов, 2002], Лаишевском селище «Чакма» [Руденко, 1999] и др. О проникновении волжских болгар в бассейн р. Казанки в XII в. писал еще А.П. Смирнов в своей монографии 1951 г. [Смирнов, 1951, с.269]. Позднее эта точка зрения нашла дополнительное подтверждение в работах Р.Г. Фахрутдинова [1975, с. 47] и других исследователей.

Новые группы болгарского населения переселились в предкамские районы в результате монголо-татарских вторжений в центральные земли государства в 1236-1242 гг. При этом резкого увеличения численности поселений, как считалось раньше, в данном регионе не наблюдается.

Интерес к болгарским памятникам Предкамья возник еще во второй половине XVIII столетия, когда Н.П. Рычковым, И. Георги, П.С. Палласом были обследованы Елабужское и Камаевское («Иски Казанское») городища [Рычков, 1770, с.44-52; 1772, с.1-5; Georgi, 1775, S.811-813; Паллас, 1788, с.44]. Несколько болгарских памятников отмечено и кратко описано в работе А.А. Артемьева 1851 г. Интересные данные по нашей теме имеются также в сводных трудах К.И. Невоструева [1871] и СМ. Шпилевского [1877].

Значительную работу по выявлению и изучению болгарских памятников края провело в конце XIX - начале XX вв. созданное при Казанском университете в 1878 г. Общество археологии, истории и этнографии. Можно назвать труды членов и членов-корреспондентов Общества И.А. Износкова, П.А. Пономарева, Е.Т. Соловьева, М. Заитова, а также А.А. Спицына и др., проводивших археологические работы (в основном, конечно, разведочного характера) на таких памятниках, как городища Кашанское, Елабужское («Чертово»), Кирменское, Омарское, Чаллынское и др. [Износков, 1880, с. 104; 1884, с. 126; Пономарев, 1893; Соловьев, 1889; 1891; Заитов, 1884; Спицын, 1893].

В первые годы советской власти предпринимаются попытки планомерного изучения болгарских и болгаро-татарских памятников края, однако они не привели к желаемым результатам [Воробьев, 1926; 1929; Рахим, 1930].

Лишь после Великой Отечественной войны начинаются активные исследования по созданию археологической карты Татарстана. Археологическая экспедиция ИЯЛИ КФАН СССР под руководством Н.Ф. Калинина в 1949 и 1955 г. работала в бассейнах рек Меши, Шумбутки, Омарки и по правому берегу приустьевой части Камы и открыла ряд новых памятников интересующего нас периода [Калинин, 1957]. Некоторые из известных поселений, в числе которых Рождественское V селище и Чаллынское городище, были подвергнуты раскопкам [Генинг и др., 1962; Калинин, 2000].

Как было отмечено, правобережные районы Камы были освоены волжскими болгарами несколько позднее, чем закамские и предволжские земли. Начало болгарской колонизации Предкамья традиционно связывалось с последствиями военно-политических катаклизмов середины XIII столетия. Материалы Рождественского V селища, по утверждению В.Ф. Генинга, дали «довольно твердую дату прихода сюда булгарского населения в XII в.» [Генинг и др., 1962, с.93].

Заметно активизировались археологические исследования в регионе в 70-80-х годах XX в., когда были проведены раскопки средневековой Казани [Халиков, Шавохин, 1996], т.н. «Иски Казани» (Камаевского городища и Русско-Урматского селища) [Фахрутдинов, 1984, с. 125 и ел.], Чаллынского [Кокорина, Кузьминых, 1985; Останина, 1991], Елабужского городищ [Кавеев, 1984] и некоторых других памятников. В результате проведенных работ было накоплено большое количество материала для датировки времени возникновения отдельных поселений, определения этнического состава населения региона и решения других проблем истории и археологии края.

Последнее десятилетие прошлого столетия ознаменовалось масштабными и планомерными работами на таких памятниках, как Казань, Чаллынский, Кирменский, Елабужский, «Иски-Казанский» археологические комплексы- Исследования проводились также на городище Кашан I и Лаишевском поселении «Чакма». Раскопки на этих памятниках продолжаются по сей день. Часть новых материалов введена в научный оборот в публикациях авторов [Борынгы, 2000; Древняя, 2000; Руденко, 1999; 1999а; 2001; 2003; Ситдиков, 2000; Хузин, 2003;] К сожалению, большая часть материалов до сих пор еще не опубликована, отсутствуют обобщающие работы как по отдельным памятникам, так и по региону в целом. Предлагаемое диссертационное исследование, по мнению автора, призвано хотя бы частично заполнить этот пробел.

Актуальность темы диссертации объясняется необходимостью более широких исследований болгарских памятников Предкамья — археологически наименее изученного региона Волжской Болгарии. Как известно, до последнего времени основное внимание исследователей было обращено на памятники Западного Закамья — центральных земель государства, где располагались такие исторически известные города, как Болгар, Биляр, Сувар, Джукетау и др. В связи с этим наши представления о материальной культуре населения Волжской Болгарии базировались преимущественно на археологических источниках, добытых при раскопках вышеуказанных памятников. С 1970-х годов начались археологические исследования болгарских памятников на территории Самарской Луки, Ульяновской и Пензенской областей. Был получен значительный, в ряде случаев

уникальный, вещевой материал, во многом дополняющий и конкретизирующий наши представления о культуре домонгольских болгар. Интересный материал, показывающий значительное своеобразие материальной культуры населения Нижнего Прикамья по сравнению с центральными землями Болгарии, дали раскопки НТ.Набиуллина на Джукетау и Красно-Кадкинском городище.

Планомерных исследований болгарских поселений предкамского региона не проводилось практически до начала 1990-х годов. Из 290 памятников X-XVI вв., обнаруженных на сегодняшний день на этой территории, более или менее значительные раскопки проводились лишь на 8 из них.

В 1994 г. начались и продолжаются до сих пор крупномасштабные раскопки средневековой Казани, открывшие совершенно неизведанные страницы истории этого древнего города. Одновременно возник интерес к другим исторически известным болгарским и болгаро-татарским городам региона - Елабуге, Кирмени, Чаллы, фигурирующим в исторических источниках параллельно с Казанью. Интерес к прошлому этого региона и его городам резко возрос в связи с объективными историческими процессами, происходившими в обществе в конце 80-х - первой половине 90-х годов XX века.

История и археология средневекового города вообще, болгарского города в частности, стали в последние годы одним из приоритетных направлений отечественной науки. Город как сложное социокультурное явление исторического процесса отражает в себе практически все стороны материальной и духовной культуры, бытового уклада, этнического состава и общественно-политической жизни населения на разных этапах его развития. Понятие средневекового города и вопрос о его археологических признаках в последнее время все часто привлекают внимание исследователей. В этой области широко известны труды Б.А.Рыбакова. П.А.Раппопорта, В.В.Седова, А.В.Кузы, Б.А.Тимощука, П.П.Толочко, О.М.Рапова. В.П.Даркевича и других археологов. В их трудах средневековый город характеризуется в целом как полифункциональный социальный организм в структуре феодального государства - укрепленное поселение с административно-политической, культовой, торгово-ремесленной и военной функциями [Куза, 1989, с. 152]. Вслед за этими авторами под средневековым городом мы понимаем (преимущественно) укрепленное поселение, жители которого занимались неаграрными видами хозяйства.

В археологии Волжской Болгарии «городская» тематика традиционно занимает ведущее положение. В этой области широко известны фундаментальные исследования СМ.Шпилевского, А.П.Смирнова, А.Х.Халикова, Р.Г.Фахрутдинова.. Недавно увидел свет обобщающий труд по болгарскому городу [Хузин, 2001]. К сожалению, в данной работе наименее информативными оказались разделы, посвященные памятникам Предкамья, за исключением Казани. В результате не удалось показать специфику исторического процесса урбанизации отдельных, особенно периферийных, регионов Волжской Болгарии. Практически не затрагивались проблемы своеобразия материальной культуры населения предкамских городов. Поэтому целенаправленное, планомерное изучение болгарских городов окраинных земель государства мы считаем одной из актуальных задач болгароведения.

Не менее актуальной задачей является исследование проблем этнокультурного своеобразия данного региона на материалах археологии, разрабатываемых в настоящее время учеными Татарстана и соседних республик в рамках; изучения этногенеза народов Среднего Поволжья и Приуралья.

Объектом исследования являются болгарские поселения городского типа восточных и центральных районов Предкамья - Алабуга, Кирмень и Чаллы, отражавшие своеобразие материальной культуры населения региона и определявшие его дальнейшее развитие в последующие периоды.
Методика исследования. Применяемая нами методика полевых исследований основана на вскрытии культурного слоя памятников большими площадями. Это дает благоприятную возможность изучать характер культурного слоя на значительном протяжении и установить взаиморасположение выделенных слоев, отдельных стратиграфических горизонтов, а также вскрытых объектов. Датировка комплекса вещевых находок базировалась на традиционном методе привлечения аналогий из хорошо датированных памятников. Изучение проблем своеобразия материальной культуры предполагает, естественно, сравнительно-сопоставительный анализ артефактов из памятников разных регионов, прежде всего керамики — наиболее массового поселенческого материала, обладающего высоким информационным потенциалом [Хлебникова, 1984, с.6].

Хронологические рамки работы охватывают период с начала XI в. до конца XIV в. Нижняя граница объясняется временем возникновения болгарских поселений (в том числе и городского типа) в исследуемом регионе. Верхняя хронологическая граница определяется концом болгарского периода в истории татарского народа. В определении хронологических рамок исследования немаловажное значение имело наличие накопленного археологического материала. К сожалению, позднезолотоордынский и казанско-ханский периоды в вещественном комплексе представлены плохо.

Целью диссертации является решение на основе изучения комплекса накопленных к сегодняшнему дню археологических источников проблем, связанных с определением времени возникновения болгарских поселений городского типа в восточных и центральных районах Предкамья и своеобразия их материальной культуры. В соответствии с указанной целью выдвигаются следующие конкретные задачи исследования: 1) уточнить время возникновения Алабуги, Кирмени, Чаллы путем анализа стратиграфии и хронологии культурного слоя памятников; 2) изучить объекты жилого, хозяйственного, оборонительного назначений в целях создания целостной картины исторической и социальной топографии городов; 3) показать своеобразие материальной культуры городского населения с целью определения его этнического состава и контактов с другими регионами.

Источи иковой базой исследования послужил значительный по объему материал, накопленный в ходе полевых работ автора в 1993-2003 гг. За этот период на трех вышеуказанных комплексах было исследовано около 4500 кв. м площади и собрана богатая коллекция находок. Кроме того, были привлечены материалы археологических раскопок предшествующих лет. В качестве вспомогательных источников привлечены сведения русских летописей, татарского фольклора, а также данные топонимики, эпиграфики и нумизматики.

Научная новизна. В работе впервые на основе новых материалов, накопленных автором в последнее десятилетие, предпринята попытка обобщающего исследования археологии и истории болгарских городов Предкамья (времени возникновения и гибели, топографической структуры, материальной культуры и ее своеобразия и т.д.). Автором впервые были подвергнуты раскопкам посадская часть древней Алабуги, Кирменские городище и селища (летописный Керменчук). Новым в болгароведении является постановка проблемы своеобразия материальной культуры населения предкамских городов.

Практическая ценность работы. Материалы представленной к защите диссертации были использованы: 1) в учебных пособиях по истории Татарстана для старшеклассников и абитуриентов («История Татарстана». Елабуга, 1996; 1998); 2) при создании Археологического музея ЕГПУ и экспозиции краеведческого музея Рыбно-Слободского района РТ — филиала Национального музея РТ; 3) в соответствующих разделах «Научной концепции реконструкции и развития исторической части Елабуги», выполненной по заказу Елабужского государственного историко-архитетурного и художественного музея-заповедника; 4) в документальном фильме «Древняя Алабуга», снятом творческой студией «Панорама» ГТРК «Татарстан»; 5) при издании буклетов и альбомов, посвященных Елабуге.

Материалы настоящего исследования будут использованы во втором томе семитомной «Истории татар», над созданием которой работает в настоящее время исследовательский коллектив Института истории АНТ.

Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях кафедры Отечественной и всеобщей истории ЕГПУ, НЦАИ Института истории АНТ, в Международной (Казань, 1999), двух межрегиональных (Елабуга, 1997, 2000) и трех республиканских (Биляр, 1996, 2002, Казань, 2000) научных конференциях.

Основные положения диссертационной работы опубликованы в 14 статьях, в том числе учебном пособии «История Татарстана».

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В отдельный том приложений вынесены иллюстрации к тексту (154 рис.), результаты антропологического и остеологического анализов материалов из раскопок автора.

Глава 1. СРЕДНЕВЕКОВАЯ АЛАБУГА.

Алабуга (Елабуга) по праву считается одним из старейших городов Татарстана, имеющим наряду с Болгаром и Казанью богатое историческое прошлое. Средневековая Алабуга включает в себя знаменитое Елабужское (Чёртово) городище с руинированными остатками белокаменной башни домонгольского болгарского зодчества, посад и три некрополя, функционировавшие в пределах X-XVI вв. (рис.2).

Елабужское (Чертово) городище расположено юго-западнее исторического центра города на правобережье устья р. Тоймы, правого притока р. Камы. Занимает северо-восточную половину большого мыса коренной террасы Камы, возвышающегося над ней на 50-64 м. Восточный склон мыса представляет собой крутой каменистый спуск к реке; к западному примыкает глубокий (до 40 м) длинный овраг (рис.3).

Площадка городища с незначительным уклоном на север имеет ширину 120-80 м, длину 370 м и укреплена с юго-западной, напольной стороны 3 линиями земляных валов и рвов. Ширина основания валов 10-13 м, сохранившаяся высота около 1,5-1,7 м, ширина рвов 4-5 м при глубине около 1,5 м. Общая площадь городища, включая укрепления, достигает 34000 кв. м. Сохранность памятника плохая. В XIX в. значительная часть площадки городища распахивалась. В 30-е годы XX века с целью открытия карьера на юго-западной части памятника велись земляные работы. В 1958-1962 гг. нефтяники добывали здесь бутовый камень. В связи с этим первая и вторая линии валов, а также центральная часть площадки городища сильно разрушены и сохранились фрагментарно. Наружные склоны внешнего ряда валов и почти вся площадка городища изрыты поздними перекопами и ямами; некоторые из них представляют собой остатки небольших раскопов и шурфов, производившихся в течение последних двух столетий. Прилегающая с юга территория плотно застроена дачными домиками. Белокаменное сооружение с частично уцелевшей и отреставрированной в XIX в. башней -единственное наземное архитектурное сооружение домонгольской Болгарии - располагается у восточного склона средней части площадки городища (рис.3,4).

Посад средневековой Алабуги открыт в 1997 г. и до настоящего времени исследуется Елабужской археологической экспедицией. Он расположен в 1700 м к северо-востоку от городища на правом берегу р. Тоймы. Занимает центральную часть территории, прилегающей к надлуговой террасе, ограниченной с запада и востока небольшими речушками, овражками. Будучи центром Трехсвятской крепости, а потом и Елабуги, данная территория в XVI-XVIII вв. активно застраивалась, что привело к сильному разрушению хронологически более ранних отложений культурного слоя. К настоящему времени следы посада болгарского времени прослеживаются на территории около 20000 кв. м.

Елабужский II некрополь, обнаруженный Елабужской археологической экспедицией в 1994 г., располагался вдоль восточного склона мыса в 100-200 м южнее внешнего вала городища. Почти полностью уничтожен во время строительных работ в 1983-1984 гг. Приблизительная площадь некрополя не более 2000 кв. м.

Елабужский III некрополь открыт в 1997 г. Занимал южную окраину средневекового посада, прилегающую к черте надлуговой террасы. Площадка некрополя имеет незначительный уклон на юг. Ориентировочные размеры: с запада на восток 80-85 м, с юга на север 40-45 м.

Елабужский IV некрополь расположен в 500 м восточнее посада и 2200 м северо-восточнее городища (район пересечения улиц Тукая и Октябрьской), в более 100 м от края надлуговой террасы р. Тоймы. Существовали отрывочные сведения о разрушенных на данной территории погребениях. Впервые исследован Елабужской археологической экспедицией в 2001 г. Приблизительная площадь памятника около 9000 кв. м. (рис.2), [Нигамаев , 2002 , с. 98-100].

§ 1. История изучения Елабужского («Чертова») городища.

Отечественная историческая наука средневековую историю города Елабуги неразрывно связывает с Елабужским городищем, в среде русскоязычного населения именуемым «Чертово». Следует отметить, что «Чертовым городищем» население называет не само древнее поселение, а лишь остатки каменного сооружения, точнее, одну из сохранившихся его башен. Именно эти развалины в течение многих веков притягивают к себе внимание «летописцев», краеведов и историков. Неизменным здесь является только то, что ни в одном из сочинений городище как поселение не рассматривается вне истории города. Если кто из авторов и не называет его именно Алабугой (Елабугой), то всегда оговаривается, «что на Елабуге».

Наиболее ранние сведения о Елабужском городище и его белокаменном сооружении даются в историко-публицистическом сочинении «Казанская история» неизвестного автора второй половины XVI в.: «Бе не в коем улусе казанском мал градец пуст, на брезе высоце Камы реки стоя, его же Русь именует бесовское градище. В нем живяше бес, мечты творя от много лет. И то бе еще старых болгар молбище жертвенное. И схожахуся ту людие мнози со всея земля Казанския, варвари и черемиса, и мужи и жены, жруще бесу и о полезней себе вопрашаху от ту сущих волхвов. Бес же аки овех от недуг исцеляше, и овех, с нерадением минующих его, умаряше, не пометнувших ему ничто же и плавающих рекою опроверзаше ладья и потопляше в реце, чюдо же, и от кристьян неких погубляше, тем никто же смеяше проехати его, не повергши мало что от рухла своего. И к вопрошающим ответы невидимо отдаяше жерцы своими, и комуждо их долголе(т)ствие сказоваше, и смерть и здравие, и немощи и убытцы и на землю их пленение, и всяку скорбь. И на войну пошедше, жряху ему совопрашающеся с волхвы, аще с добытком или с тщетою возвратятся. Бес же все проявляше им впред и сим прелщаша, овогда же и лгаше. И посла тогда царь самого сеита казанского вопрошати, аще одолеет Казань московский царь князь великий, или казанцы ему одолеют, и до 10 дней павше на землю кляцаху и моляхуся ерея бесовския, не востающе от места и мало ядуще, да не умрут з гладу. Минув 10 дней, в полудни отозвася глас от беса в мечети, глаголюще, всем людем слышащим: «Что стужаете мне? Уже бо вам отныне несть на мя надежи, ни помощи ни мало от мене; отхожу бо от вас в пустая места, непроходная, прогнан христовою силою; приходит бо зде, со славою своею и хочет воцаритися в земли сей и просветити святым крещением». И по мале часе явися дым черн, велик, извнутрь градца, из мечети, на воздух идя, смрад зол. Из дыма же излете змий велик, огнен, и на запад полете, всем нам зрящим и чюдящимся, и не видим бысть изо очию нашею. И разумевше все бывшее ту, яко исчезе живот их» [Казанская история, 1954, с. 91-92]. В некоторых списках этого произведения делаются уточнения, такие как « в некоем улусе Казанском градец мал» или «бесовское городище» расположено «на высокой горе близ городка Елабуги» [История о Казанском царстве, 1791, с. 127; ПСРЛ, XIX, 1903, с.67, 317]. Автор «Казанской истории», неплохо информированный о топографии местности, безусловно связывает Алабугу с событиями 1550 г.

Интересные сведения содержатся в татарских, в том числе фольклорного характера, источниках. В большинстве из них с древней Алабугой связываются остатки военной крепости с развалинами каменных сооружений. В них же указываются на весьма почитаемые мусульманские святыни - «кладбища святых» в устье р. Тоймы. Автор XVIII в. Хисамутдин Шарафэтдин, который в числе других опирался и на фольклорные данные, в своем сочинении «Таварихэ Болгария» пишет: «Господин эмир Тимур прибыл в Содом (Суддум), то есть в город Елабугу. В то время в Содоме ханом был Ильбахты, сын Уразбахты хана. Этот хан не знал никакой веры и религии; мир-Тимур обращал его в ислам, но тот не согласился. Упомянутый Содом был небольшой городок, его также обратил в прах и, приказав разломать ворота, бросил их в Каму, жителей же взял в плен, а остальных разогнал всех по разным странам света. Он посетил могилы последователей, находящиеся на устье Туймы (Амлян-хаджи, Акбаш-хаджи? — А.Н.)» [История Татарии в документах, 1937, с.44]. В других татарских преданиях приводятся сведения о давних родственных связях между казанскими и алабужскими правителями, о местном хане Сугуне, сыне Ильбахты, его приемнике Ислам беке, о погребении хана Улу-Мухаммада в окрестностях города и т.д. [Эмирхан, 1994, с.ПО]. И, наконец, существует «Байт об Алабуге», бытовавший среди местных татар:

Алабуга ак шэпэр, тарихы озак яшэр,

Дошманга, яуга бирелмэс, юлына каршы тошэр.

Алабуга урыс кулына Сэугэн ханнан калгандыр,

Сэугэн ханнын мажарасы тарихта язылгандыр.

Атлар жиктем яратып, Саралыга каратып, Саралы, Сэйтэк чукынган, кэфер утын таратып. Алабуга олылары Туйхужа белэн Акхужа Сорлектелэр иленнэн,

Сарай белэн Сэеттэкбэк чыктылар ислам диненнэн [Яхин, Бакиров, 1979, с.127].

Подстрочный перевод:

«Алабуга город белый, история его будет долго жить, Врагу, нашествиям не уступит, преградит дорогу им. Алабуга русским от хана Саугана досталась, Судьба хана Саугана в истории осталась.

Запряг я лошадей, намереваясь отправиться в Саралы, Саралы, Сейтяк крестились, распространяя огонь неверных. Алабужские старейшины Туйходжа и Акходжа Выдворены из страны, Сарай с Саеттакбеком вышли из исламской веры.»

Приведенные данные позволяют говорить о Елабуге XIII-XVI вв., но их достоверность вызывает некоторые сомнения. Для нас интересно то, что многие из легенд и преданий, бытующих среди татарского населения, возникли не позднее конца XVI в.

Следующее по времени упоминание и даже краткое описание каменного здания относится к первой половине XVII в. Из источников известно, что «с высочайшего соизволения» бывшим казначеем Костромского Богоявленского монастыря иеромонахом Ионой Зеленым недалеко от Трехсвятской слободы в 1614 г. был организован монастырь. Правда, как видно из тех же документов, монастырь на развалинах белокаменного сооружения начал функционировать только в 1616 г. (причиной тому было неспокойствие в крае): «в прошлом 1638 году били челом государю живоначальния Троицы Каменного городища, что на Елабуге, келарь старец Моисей с братиею, а сказал: «в прошлом де во 1616 году поставили они в том Каменном городище монастырь и устроили две церкви во имя живоначальные Троицы да Сошествия Святого духа...» [Невоструев, 1871, с. 63].

Именно монахами Троицкого монастыря по просьбе казанского архиепископа Вениамина Пучек-Григорьевича в 1767 г. было сделано первое описание каменных развалин. Это была «Опись древнего каменного здания», где сообщалось следующее: «Оный Троицкий монастырь состоит близ Камы реки, на высокой горе... По берегу той самой горы древнего здания стена из мелкого камня деланная, длинною 12 сажень, толщина около 1 аршина. В той стене с концов и на середине три круглые печуры в подобие башни, в них вход извнутри монастыря, из которых одна, что от реки Камы с конца, перед другими выше - четыре аршина» [Невоструев, 1871, с.66].

Первое подробное описание городища и каменных развалин на его территории было проведено Н.П.Рычковым, посетившим Елабугу в 1769 г. В своем "Журнале путешествия" он писал: "Близ пригородка Елабуги на верху крутой горы находятся остатки древнего города... Хотя не видно тут
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23622.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.