У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Могильник Зоргол памятник хунно-сяньбийской эпохи Степной Даурии
Количество страниц 176
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23627.doc 
Содержание Содержание
Оглавление

Введение...3

Глава 1. История исследования памятников хунно-сяньбийского времени и основные проблемы изучения сяньбийских племен в юго-восточных

районах Забайкалья...10

§ 1. История исследования памятников хунно-сяньбийского времени в

Юго-Восточном Забайкалье...10

§ 2. Основные проблемы изучения истории племен сяньби...23

Глава 2. Планиграфия могильника и особенности погребального обряда..34

Глава 3. Погребальный инвентарь могильника Зоргол-1...56

§ 1. Предметы быта...56

§ 2. Предметы вооружения...71

§ 3. Предметы конского снаряжения...88

§ 4. Предметы украшений и одежды...95

§ 5. Граффити...105

Глава 4. Хронология, этнокультурная принадлежность и палеоэкономика

Степной Даурии (по материалам могильника Зоргол-1)...123

§ 1. Хронология памятника и этнокультурная принадлежность населения

Степной Даурии в хунно-сяньбийскую эпоху...123

§ 2. Особенности хозяйственной деятельности населения Степной

Даурии (по материалам могильника Зоргол-1)...150

Заключение...157

Библиография...161

Приложение...176

Введение



Введение

Диссертация написана на основе многолетних исследований археологических памятников Степной (Нерчинской) Даурии, территориально находящейся в пределах Читинской области. Данный регион является северовосточной частью огромного степного пояса, в пределах которого, начиная с периода ранней бронзы, складывается мозаичная картина археологических культур, представленная позднее единым культурно-хозяйственным типом, основу которого составляло скотоводство. Хотя Нерчинская Даурия являлась периферией огромного евро-азиатского степного пояса, на ее территории происходили аналогичные хозяйственно-культурные и социально-политические процессы, которые зачастую интенсифицировались и усложнялись под влиянием внутренних процессов, а также контактов с населением смежных регионов Сибири, Дальнего Востока, Монголии и Китая. Эти явления особенно характерны для хронологически пограничного периода от древности к средневековью (Ш-П вв. до н.э. - IV в. н.э.), рамки которого ограничивают настоящую работу.

Актуальность темы. В истории Забайкалья указанный период получил название «хунно-сяньбийской эпохи» и синхронен гунно-сарматскому периоду в Южной Сибири. В отличие от соседней территории Бурятии, где памятники этого времени хорошо изучены, в Восточном Забайкалье вплоть до 90-х гг. XX в. было известно лишь незначительное количество одиночных погребений, исследованных в разные годы сотрудниками Бурят-Монгольской и Дальневосточной экспедиций, возглавляемых А.П. Окладниковым, Ононским отрядом Советско-Монгольской экспедиции под руководством Ю.С. Гришина и Верхнеамурской экспедицией под руководством И.И. Кириллова. Отдельные погребения хунно-сяньбийского времени (у с. Агинское, у с. Кункур, ст. Оловянная, с. Чиндант и др.) получили освещение в ряде публикаций, в том числе в обобщающих трудах по истории Забайкалья [Окладников, 1976;

4

Гришин, 1964; Кириллов, Рижский, 1973; Кириллов, 1979; Ковычев, 1984; Асеев, Кириллов, Ковычев, 1984; История Восточного Забайкалья, 2001].

Исследования Верхнеамурской экспедиции в конце 80-х - начале 90-х гг. прошлого столетия на pp. Шилка и Аргунь позволили выделить крупные погребальные комплексы, относящиеся к хунно-сяньбийскому времени, изучение которых имеет огромное значение для решения целого ряда проблем этнокультурной истории Восточного Забайкалья . в указанную эпоху. В настоящее время это пока первые на территории России археологические комплексы, которые можно считать сяньбийскими. Среди них особое место, безусловно, принадлежит материалам, полученным из погребений могильника Зоргол-I (Приаргунский район Читинской области), предварительно связываемого исследователями с одной из групп сяньбийских племен. Памятники культуры этих племен оставались неизвестными и невыделенными в отечественной науке до недавнего времени. В последние годы в связи с доступностью археологических материалов из сяньбийских памятников Южной Маньчжурии и Внутренней Монголии появилась возможность выработать более четкие критерии для выделения подобных археологических комплексов на территории России. Все это определяет актуальность избранной автором темы исследования.

Немаловажное значение имеет также интерпретация двух основных групп источников - археологических данных, полученных в результате поисков, и летописных данных, характеризующих этот период применительно к Забайкалью. В связи с этим возникает сложнейший вопрос - соотнесение археологического материала с конкретным населением, а затем и характер культурно-исторических связей населения с непосредственными народами этого хронологического периода. В данном контексте работа имеет этнокультурный характер. Чаще всего дискуссии возникают при определении этнической принадлежности конкретных археологических культур. В работе перед автором стоит двуединая задача: обоснование выделения новой культуры на основе выразительных, но пока немногочисленных памятников, которую

5

И.И. Кириллов и Е.В. Ковычев предлагают назвать зоргольской [Кириллов,

Ковычев, Литвинцев, 1998, с. 54], и попытка сопоставления этой культуры с

конкретным этносом. Ясно, что решение этой задачи будет способствовать

^ пониманию общих исторических процессов у народов Северо-Восточной и

'*ч Центральной Азии, складывания их самобытных культур, входящих в круг

культур евразийского степного пояса.

Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является реконструкция материальной и духовной культуры населения Степной Даурии в хунно-сяньбийскую эпоху на основе материалов могильника Зоргол-1, выделение основных признаков новой археологической культуры, получившей название зоргольской, и определение ее места среди синхронных памятников Забайкалья и сопредельных регионов. Для достижения этой цели автором '^ решаются следующие задачи:

щ 1) Введение в научный оборот новых материалов, полученных в ходе

исследования могильника Зоргол-1.

2) Характеристика погребального обряда Зоргольского могильника, выявление его особенностей и связей с синхронными памятниками Забайкалья и сопредельных территорий.

3) Классификация погребального инвентаря, выяснение характера взаимосвязей могильника Зоргол-1 с памятниками хунно-сяньбийского времени Степной Даурии и сопредельных регионов.

4) Определение хронологии, этнокультурной принадлежности и особенностей хозяйственной деятельности населения Степной Даурии в рассматриваемую эпоху.

Территориальные рамки работы могут быть обозначены как Степная

(Нерчинская) Даурия. Под термином «Даурия» понимается «исторически

™ сложившееся название лесостепной и степной части Восточного Забайкалья,

административно соответствующего Читинской области» [Дулепова, 1993, с. 3].

«Независимо от истории происхождения термина, он привился, обозначая

6

определенный тип ландшафта как степного, так и лесного (лиственнично-соснового)» [Энциклопедия Забайкалья, 2003, с. 282].

Хронологические рамки исследования определяются временем существования рассматриваемого в работе могильника Зоргол- I (I в. до н.э. -П-Ш в. н.э.).

Источники исследования можно подразделить на две группы: археологические и письменные.

Первая группа источников представлена в основном полевыми материалами, полученными Верхнеамурской археологической экспедицией в ходе исследований в 90-е гг. - 2000 г. памятников хунно-сяньбийского времени в Приаргунском районе Читинской области, участником которых был и автор настоящей работы. Особое внимание среди них уделяется археологическим материалам из могильника Зоргол-1 - одного из крупных памятников рассматриваемого эпохи, расположенных на территории Степной Даурии.

В диссертации привлекаются также неопубликованные и опубликованные материалы исследований памятников хунно-сяньбийского времени, проводимых в 50-80 гг. прошлого века на территории Восточного Забайкалья. Основная часть этих материалов в настоящее время хранится в Лаборатории археологии и этнографии Забайкалья Забайкальского государственного педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского (г. Чита). Помимо них, автором используются общие и специальные работы, опубликованные в отечественной и зарубежной исторической литературе, в которых представлены материалы по данной хронологической группе памятников в сопредельных территориях (Бурятия, Южная Сибирь, Монголия, Китай и Дальний Восток).

Спецификой работы по истории данного периода является использование, наряду с археологическими материалами, письменных источников. Нами привлекаются письменные данные, касающиеся этнической истории и материальной культуры племен, проживающих на северной периферии обширного центрально-азиатского региона.

7

Основными нарративными источниками являются китайские летописи, те разделы, где речь идет о северо-восточных соседях Срединной империи в рассматриваемую эпоху. Это, прежде всего, такие источники: Фань Е «Хоуханыпу» («История династии Поздняя Хань»), «Цяньханьшу» («История старшего Дома Хань»), Вэй Шоу «Вэй шу» («История Дома Вэй»), Чэнь Шоу «Саньго чжи» («Записи о трех царствах. История династии Вэй») и др. в переводах Н.Я. Бичурина, Н.В. Кюнера, B.C. Таскина и М.В. Воробьева [Бичурин, 1950; Кюнер, 1961; Таскин, 1980; Материалы по истории, 1984; Воробьев, 1994].

Методика исследования. Стоящие перед автором задачи решаются с учетом новейших достижений в археологии и работ предшественников, наряду с собственными наблюдениями и выводами. В диссертации используются данные радиоуглеродного анализа, полученные в ряде центральных лабораторий для могильников Зоргол-I и Кия-13: СОАН, ГИН и ЛЕ; антропологические заключения А.И. Бураева (Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, г. Улан-Удэ) и результаты эмиссионного анализа отдельных предметов украшений, представленные Г.А. Юргенсоном* (Читинский институт природных ресурсов).

При анализе археологических материалов автором был использован сравнительно-типологический метод, а при работе с письменными источниками - сравнительно-исторический. Применение картографического метода позволило определить ареал распространения памятников хунно-сяньбийской эпохи на территории Восточного Забайкалья.

При выделении зоргольской археологической культуры мы исходили не только из общности признаков, сходства черт, единства территории и т.д., но и отличий данной группы от других (например, хуннской, шивэйской (бурхотуйской)). Последнее позволяет выделить культуру по единичным памятникам. Примеры такие есть - талаканская археологическая культура (VI в. до н.э. - III в. н.э.) была выделена исследователями по полностью

Результаты антропологического и эмиссионного анализов не были опубликованы.

раскопанному памятнику Усть-Талакан из Западного Приамурья [Нестеров, 2001, с. 7]. Правда, при этом встречаются затруднения: какие признаки являются индивидуальными для этого памятника, а какие общими для представленной им группы, но это, как отмечал Л.С. Клейн, затрудняет «...лишь задачу определения, характеристики и внутреннего членения представленной им группы» [Клейн, 1991, с. 201].

Новизна работы. В научный оборот вводятся новые и малоопубликованные данные о памятниках хунно-сяньбийской эпохи, полученные в результате археологических исследований на территории Восточного Забайкалья в 50-90-х гг. прошлого столетия. Среди них основное внимание уделяется материалам могильника Зоргол-I, давшего название новой, зоргольской, культуре, выделение которой в самостоятельную культуру обосновывается в настоящей работе.

В диссертации также устанавливается определенная преемственность между зоргольской и более поздней, бурхотуйской культурой Восточного Забайкалья (VI-IX вв. н.э.), что проявилось в значительном сходстве погребального инвентаря. Предположение о формировании бурхотуйской культуры на местной основе высказывалось и ранее исследователями в исторической литературе [Асеев, Кириллов, Ковычев, 1984], однако, не было в достаточной мере подкреплено археологическими материалами. С открытием в 90-х гг. XX в. новой группы памятников в Приаргунье, в том числе Зоргольского могильника, появилась возможность выявить основу, на которой шло формирование этой средневековой археологической культуры.

В постановочном аспекте в работе представлен вывод о соотнесении населения, проживавшего в Приаргунье в конце I тыс. до н.э. - первых веках н.э., с одной из групп сяньбийских племен. Приаргунские памятники рассматриваемой эпохи, в том числе и могильник Зоргол-I, в настоящее время являются единственными на территории России могильными комплексами, связываемыми исследователями с племенами сяньби. Этническая

9

интерпретация их как сяньбийских основывается на совокупности данных письменных источников и сравнительно-типологического анализа материалов из синхронных памятников Северо-восточного Китая. Исследование данной группы памятников открывает перспективу дальнейшим поискам и изучению такого рода памятников и выработке более четких критериев для их этнической идентификации.

Практическая значимость работы. Результаты данного исследования могут быть включены в обобщающие работы по истории Забайкалья и сопредельных с ним территорий Приамурья, Монголии и Северо-восточного Китая в хунно-сяньбийскую эпоху. Материалы диссертации находят применение также в разработке спецкурсов по древней истории Забайкалья на исторических и гуманитарных факультетах вузов и других учебных заведений.

Апробация работы. По теме исследования автором был опубликован ряд научных статей и тезисов в различных изданиях, список которых прилагается к диссертации. Материалы исследования были апробированы на международных научных конференциях: «Чингисхан и судьбы народов Евразии» (г. Улан-Удэ, 2002 г.), «Народы России, Сибири и стран Востока: история и современность» (г. Иркутск, 2002 г.); на международном симпозиуме «Древние культуры Азии и Америки» (г. Чита, 2003 г.); на региональных археолого-этнографических конференциях в Новосибирске (2000 г.), Барнауле (2001 г.), Томске (2003 г.) и Кемерово (2004 г.); на межрегиональной научной конференции «Молодежь и наука - третье тысячелетие» в г. Красноярске (2002 г.) и на региональных научных и научно-практических конференциях в Чите (2001, 2002, 2003 гг.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка и приложения (альбома иллюстраций).

10

Глава 1. История исследования памятников хунно-сяньбийского времени и основные проблемы изучения сяньбийских племен в юго-восточных

районах Забайкалья

, т

Щ § 1. История исследования памятников хунно-сяньбийского времени

в Юго-Восточном Забайкалье

В Восточном Забайкалье первые памятники хунно-сяньбийской эпохи были открыты в 50-е гг. XX в. сотрудниками Бурят-Монгольской археологической экспедиции под руководством А.П. Окладникова. Одно из таких погребений было раскопано А.П. Окладниковым в 1950 г. в с. Агинском, в пади Зун-Кусочи. Снаружи оно было отмечено скоплением плит в виде овала, ограниченным по краям вертикально стоящими плитами. Ниже, в могильной яме, располагался каменный ящик (типа «цисты»), окружавший дощатый гроб,

Т перекрытый сверху плотным поперечным настилом из тонких березовых

жердей. Под широкой доской, внутри гроба, находился костяк подростка, положенного на спину, в вытянутом положении, головой на север [Окладников, 1976, с. 45-46; Ковычев, 1984, с. 14-15]. В головной части погребального сооружения под большими плитами лежали кости головы, ног и позвонки двух баранов. Вместе с погребенным обнаружены также три наконечника стрел из бронзы, железа и кости, миниатюрное золотое колечко, остатки железных колец, железная и роговая пряжки, остатки пояса в виде сплошной ленты ф перламутровых нашивок, воспроизводящих раковину каури, железные удила, бронзовые браслеты-кольца и большое железное острие-клинок. Кроме того, под кистью левой руки погребенного были найдены кедровые орехи, а возле головы, слева - десять бараньих альчиков [Окладников, 1952, с. 46; Асеев,

|l Кириллов, Ковычев, 1984, с. 17].

Интерпретация этого погребения как хуннского не вызывала у исследователя сомнений, однако группу других памятников, раскопанных им в том же 1950 г. на р. Онон, в пади Бурхотуй, а затем в 1958 г. в пади Соцал у ст. Оловянной, уже во время работ Дальневосточной археологической экспедиции,

11

он совершенно справедливо отнес к послехуннскому времени, сопоставив их с монголоязычными племенами шивэй - потомков дунху и сяньби [Окладников, 1976, с. 374-377]. К этому выводу А.П. Окладников пришел, однако, после тщательной проработки всех материалов, полученных из идентичных погребений на территории Восточного Забайкалья. В предварительном же сообщении о раскопках курганов у ст. Оловянной, опубликованном им совместно с М.И. Рижским, данные погребения были отнесены к племенам сяньби [Окладников, Рижский, 1959, с. 114-115]. В могильнике Соцал-1 было выделено особо только одно погребение (№ 7), значительно отличавшееся от других и по ряду признаков напоминавшее известное уже детское погребение хуннского времени из с. Агинское [Окладников, 1976, с. 374]. Сверху это погребение было отмечено каменной выкладкой из довольно массивных плит гнейса или кристаллических сланцев, уложенных плашмя. Кладка была сложена в виде окружности диаметром около 3-3,5 м, толщина слоя плит достигала 0,5 м. Под плитами, на глубине одного метра, находился прямоугольный в плане каменный ящик из довольно массивных плит, поставленных на ребро; поперечные стенки его отсутствовали. Длина его составляла 1,75 м, а ширина - 0,65 м. Ящик был ориентирован с северо-востока на юго-запад. Первоначально он был весь перекрыт сверху каменными плитами, в виде крышки. Но впоследствии погребение было нарушено грабителем: верхние плиты с головной части ящика были сняты и аккуратно уложены сверху в нижней части могильного сооружения. Была потревожена также и верхняя половина костяка: череп и кости грудной клетки были сброшены в кучу в верхней части ящика; однако нижняя часть костяка уцелела полностью. Умерший был положен в нижней половине каменного ящика на спине, с вытянутыми вдоль туловища руками, головой на северо-восток. В верхней, северной, части каменного ящика находился высокий широкогорлый глиняный сосуд с хорошо выраженными плечиками и шейкой, овальное берестяное донышко, кости ног и челюсть барана. Кроме того, в погребении были найдены костяные наконечники стрел (два втульчатых и один

12

черешковый), костяной игольник и обломки железных колец, служившие, вероятно, частью поясного набора. На основе анализа погребального обряда и инвентаря, исследователи пришли к выводу, что погребение принадлежало восточным соседям хунну, культура которых была существенно отличной от хуннской [Окладников, Рижский, 1959, с. 111-113].

В 1965 г. сотрудниками Дальневосточной археологической экспедиции было раскопано еще несколько погребений хунно-сяньбийского времени на левом берегу р. Онон, напротив с. Чиндант, Ононского района [Асеев, Кириллов, Ковычев, 1984, с. 29-31]. Внешне они напоминали плиточные могилы Забайкалья и Монголии, однако, большая часть их кладок была разрушена оврагом и дорогой. Удалось зафиксировать четыре погребения. В одном из них (№ 1) сохранилась деревянная доска, окованная квадратными и прямоугольными железными бляхами с шипом посередине и кусочки зеленой шелковой ткани от одежды. В погребении № 2 были найдены фрагменты легко реставрируемого темно-серого сосуда, высотой 25 см, с отогнутым наружу утолщенным венчиком, одутловатым туловом и плоским днищем. В погребении № 3 сохранилась часть каменной оградки, размерами 3,5x4,5 м, ориентированной с северо-запада на юго-восток. Захоронение перекрывали плиты, размерами 50x80 см, которые шли на глубину до 40 см. Под плитами были найдены части железных удил с большими кольцами и остатки человеческого костяка: кости голеней, череп и нижняя челюсть, лежавшие отдельно. У черепа было найдено костяное кольцо, диаметром 3 см, с зубчиками по внешней стороне, ниже лежали обломки железного предмета неопределенной формы, костяной трехгранный наконечник стрелы с округлыми жальцами и выемкой для крепления древка, а также фрагменты сосуда черного цвета, с отогнутым наружу утолщенным венчиком, плоским дном и выпуклым туловом, украшенным в верхней части прорезной зигзагообразной линией. На внешней и внутренней поверхности сосуда сохранились следы вертикальных расчесов крупнозубчатой гребенки.

13

Четвертое погребение отличалось от предыдущих как внешним видом, так, очевидно, и хронологически. Оно имело сверху овальную каменную выкладку, диаметром 6 х 8 м, сложенную крупными плитами, положенными плашмя. Под плитами перекрытия, в каменном ящике был обнаружен костяк человека, лежавшего на правом боку, с сильно подогнутыми ногами и согнутыми в локтях руками, ориентированный головой на запад. С правой стороны у черепа были обнаружены: железный нож с кольцевым навершием, железная полусферическая пуговица, с петелькой в основании и костяной игольник с поршнем-колпачком.

Первые три погребения, несомненно, отражали сложную этнокультурную ситуацию в крае в конце I тыс. до н.э., связанную с приходом в забайкальские степи племен хунну и их контакты с племенами культуры плиточных могил. Использование в качестве погребальной конструкции каменного ящика, возможно, является свидетельством влияния на хунну предшествующей культуры. Однако другие черты погребальной обрядности и, в частности, ориентация умерших по северному сектору, дополненные типично хуннским инвентарем (железные удила, костяные кольца, глиняные сосуды черного цвета, украшенные зигзагообразными линиями и вертикальными расчесами), заставляют относить данные погребения к представителям новой культуры.

Четвертое погребение из окрестностей с. Чиндант, несмотря на кажущуюся архаичность представленного в нем материала, датировалось временем появления в Восточном Забайкалье древнетюркских племен - носителей дарасунской археологической культуры (возможно, второй половиной VI в.). До этого времени сильно скорченные костяки в погребениях встречались только в памятниках неолитического периода.

Мы можем отметить также исследования Ононского отряда Советско-Монгольской археологической экспедиции АН СССР, проводившего под руководством Ю.С. Гришина разведочные работы по обоим берегам р. Онон -от с. Чиндант до государственной границы России и Монголии. В 1961 г. сотрудниками отряда в 1 км от деревни Кункур на дне песчаного выдува было

14

обнаружено разрушенное погребение железного века (№ 1), от которого сохранилась только часть деревянного гроба с остатками человеческого костяка. Умерший был захоронен на спине, в вытянутом положении, головой на север. На скелете погребенного сохранились остатки кожаного покрытия, относящиеся к одежде или одеялу. В погребении были также найдены фрагменты двух глиняных сосудов (один из них - с поддоном), украшенных по тулову налепными рассеченными валиками, остатки железного обоюдоострого кинжала с выемчатой рукоятью, небольшой бронзовый крючок для подвешивания колчана, обломки железных пластин и гвозди от домовины. На основании анализа погребального обряда и инвентаря Ю.С. Гришин датировал это погребение хуннским временем и этнически связал его с хунну [Гришин, 1964, с. 74-76; Асеев, Кириллов, Ковычев, 1984, с. 19-20].

Отметим также, что в 1964 г. учителем истории Оловяннинской средней школы № 235 Р.Н. Ступниковым, у бывшего разъезда № 151, на правом берегу р. Онон было раскопано разрушенное оврагом курганное погребение с остатками человеческого костяка, лежавшего на спине головой на северо-восток. У изголовья умершего были найдены череп и нижние кости ног молодого бычка, а также глиняный сосуд без орнамента, с отогнутым наружу венчиком и плоским дном. В районе груди были обнаружены два фрагмента больших медных пластин с парными отверстиями по краям (возможно поясные бляхи), фрагмент бронзового колечка-серьги и костяной кружок с отверстием в центре. Р.Н. Ступников датировал это погребение VII-VIII вв. н.э., этнически связав его с ранними монголами [Ступников, 1968, с. 91]. Нам представляется, однако, что оно намного древнее и входит в круг памятников позднесяньбийского времени (II-V вв. н.э.), известных сегодня по исследованиям у с. Дурой и на горе Большая Канга, в Приаргунье. На это указывают и типичные черты погребального обряда (захоронение черепа и ног коровы в изголовье умершего) и инвентаря (глиняный сосуд, бронзовые поясные бляхи, колечко-серьга и т.д.).

15

В том же, 1964 году, на северо-западной окраине станции Оловянная Р.Н. Ступников раскопал еще одно погребение, которое он ошибочно отнес к числу сяньбийских памятников и датировал I-V вв. н.э. [Ступников, 1968, с. 91]. В погребении были найдены железные и костяные наконечники стрел, глиняный сосуд, костяные обкладки лука, железные и костяные украшения -типичный набор погребального инвентаря, характерный для памятников бурхотуйской культуры VI-IX вв., дополненный к тому же элементами погребального обряда (вытянутое трупоположение на спине, головой на запад), также присущего большинству известных сегодня в крае бурхотуйских памятников. На это обстоятельство справедливо было указано Е.В. Ковычевым, анализировавшим данное погребение [Ковычев, 1988].

Дальнейшие исследования памятников хунно-сяньбийского времени в Восточном Забайкалье были продолжены Верхнеамурской археологической экспедицией Читинского государственного педагогического института (ныне -Забайкальского государственного педуниверситета) под руководством И.И. Кириллова и Е.В. Ковычева.

В 1979 г. в окрестностях Читы, в местечке Сухотино, данными исследователями было раскопано погребение, которое по обряду и инвентарю напоминало захоронение, раскопанное Ю.С. Гришиным у дер. Кункур, и по аналогии с ним было датировано хуннским временем. В научной литературе, однако, материалы его опубликованы не были.

В 1984 г. сотрудниками экспедиции были продолжены раскопки в пади Соцал, у ст. Оловянная. В составе могильника Соцал-И удалось выявить погребение (№ 4), которое также относилось к хунно-сяньбийскому времени. В этом погребении под каменной выкладкой (как и в погребении № 7 могильника Соцал-1) были обнаружены остатки деревянного гроба без дна, перекрытого сверху широкой тонкой доской. В разрушенной грабителями головной части погребения на остатках гроба лежали кости лошади: череп, несколько шейных позвонков, крестец, ребра и фаланги одной ноги. В челюстях лошади сохранились железные удила, изготовленные из толстой, слегка подкрученной

1

16

проволоки. Судя по костям, в погребение была положена часть верхового коня, возможно вместе со шкурой. В гробу помещались остатки человеческого скелета вместе с инвентарем. Умерший был похоронен на спине, в вытянутом положении, головой на север. Туда же была ориентирована и лошадь. В погребении были найдены костяные обкладки сложного лука хуннского типа, железные и костяные (в том числе с расщепленным насадом) черешковые наконечники стрел, сильно залощенный костяной кружок с отверстием в центре, полая костяная свистунка с тремя отверстиями, фрагмент железного ножа со слегка отогнутой рукоятью, копыто лошади, а в верхней части надмогильной выкладки - лежали кучкой более десяти фрагментированных рожек диких животных и плоское каменное скребло с ретушью по краю [Ковычев, 1984, с. 13-14].

В следующем, 1985 году, работы экспедиции проводились на могильнике Булак, расположенном на правом берегу ручья Шигильдзюр (Жигуржинка). Одно из погребений могильника (№ 5) по погребальному обряду и инвентарю также было отнесено к хуннскому времени. На поверхности оно почти не просматривалось, и было обозначено лишь несколькими камнями, уложенными плашмя. Могильная яма имела подпрямоугольную в плане форму, а в ее заполнении встречались древесные угольки. Длинными сторонами она была ориентирована с юго-запада на северо-восток. На глубине 35-40 см яму перекрывал мощный каменный бут, состоявший из крупных валунов, положенных в два-три слоя. Среди камней были найдены раздавленный сосуд горшковидной формы и каменная булава. На глубине 80 см было обнаружено еще несколько рядов забутовки камнем, которая шла до глубины 140-150 см. Под ней было выявлено перекрытие из деревянных плах. Погребенный находился в гробовище, в вытянутом положении, на спине, с расположенными вдоль туловища руками, головой ориентирован на северо-восток. С правой стороны изголовья лежали два черепа - козы и лошади. Погребальный инвентарь был представлен в основном наборным поясом, который изготовлен из кожи, плотно прошитой в несколько рядов. С внешней стороны ремня по

17

всей длине в четыре ряда были нашиты небольшие бронзовые фисташкообразные пуговицы (340 шт.) с прямой петелькой на обороте. К краям кожаной основы ремня были пришиты деревянные прямоугольные пластины, к которым прикреплены бронзовые литые бляхи с изображением сцены борьбы двух тигров с рогатым драконом. Пояс застегивался при помощи двух бронзовых полушаровидных пуговиц с петелькой-планкой на обороте и дополнительно закреплялся при помощи пришитого к кожаной основе сыромятного ремешка в виде петли, которая продевалась через отверстия пластин и накидывалась на шпенек, выступающий у одной из блях. Кроме того, к поясу прикреплялись две железные ложечковидные застежки, шнурок с нанизанными на него бусинами и бронзовое ажурное кольцо с двусторонним рельефным изображением драконов. Еще несколько бисерных бусин было найдено в районе черепа. Среди других находок отметим также два железных стержня и однолезвийный нож, костяную полую трубку конусовидной формы, фрагменты железа и одежды [Кириллов, Ковычев, Кириллов, 2000, с. 47-49].

В 1986 г. у станции Дарасун был открыт и исследован Ботулинский могильник. В ходе его изучения было выявлено одиночное погребение начала I тыс. н.э. (№ 1). Внешне оно было обозначено выкладкой курганного типа, состоящей из плотно уложенных камней. Могильная яма, ориентированная по линии северо-запад - юго-восток, была плотно забита камнями вплоть до самого захоронения. Умерший был похоронен в деревянном гробу с крышкой, составленном из тонких досок, в вытянутом положении, головой на северо-запад. Вместе с ним был обнаружен погребальный инвентарь, несколько отличавшийся от материалов классических хуннских погребений Западного Забайкалья и Монголии. Это касается, в частности, найденного у изголовья погребенного глиняного сосуда с полым коническим поддоном, по тулову которого проходит налепнои валик с отводами вниз. Форма и орнаментация сосуда находит ближайшие аналогии в более поздней, бурхотуйской археологической культуре Восточного Забайкалья. Кроме того, в погребении находились железные латные пластины, один железный и семь костяных
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23627.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.