У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Приемы оформления каменный орудий в палеолитический индустрия^ горного Алтая
Количество страниц 185
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23630.doc 
Содержание Содержание
Оглавление

Стр. Введение 4

Глава 1. История и методика описания и анализа приемов

оформления каменных орудий 8

1.1 Изучение приемов вторичной обработки

западноевропейскими исследователями 8

1.2Изучение приемов вторичной обработки отечественными

исследователями 22

1.3 Методика описания и анализа элементов ретуши 36

Глава 2. Приемы оформления каменных орудий в

палеолитических индустриях Горного Алтая 42

2.1 Комплексы Северо-Западного Алтая

2.1.1 Денисова пещера: индустрии центрального зала 42

2.1.2 Денисова пещера: индустрии предвходовой площадки 60

2.1.3 Усть-Каракол-1 78 2.1.4Ануй-2 95

2.2 Комплексы Центрального Алтая 102 2.2.1 Кара-Бом 102

2.2.2. Кара-Тенеш 116

2.2.3. Малояломанская пещера 121

2.2.4. Грот Бийка-2 123 Глава 3. Корреляция приемов вторичной обработки палеолитических

комплексов Горного Алтая и синхронных индустрии сопредельных территорий 125

3.1 Вторичная обработка в среднепалеолитических индустриях

Горного Алтая 125

3.2 Вторичная обработка в среднепалеолитических индустриях сопредельных территорий 133

3.3 Вторичная обработка в переходных от среднего к верхнему палеолиту и верхнепалеолитических индустриях Горного Алтая 136

3

3.4 Вторичная обработка в переходных от среднего к верхнему палеолиту и верхнепалеолитических индустриях сопредельных территорий 151

Заключение 174

Список использованной литературы 176

Иллюстрации 185

Введение



4 Введение

Изучение каменного инвентаря палеолитических стоянок выступает в качестве одного из основных источников современных знаний о древнейшей культуре человечества. Наряду с изучением морфологии артефактов и техники первичного расщепления важной и неотъемлемой частью исследования комплексов каменного века является анализ приемов вторичной обработки орудий. Однако данный аспект не всегда должно освещается в археологической литературе. Это, несомненно, оставляет в стороне пласт информации, связанной с приоритетными видами отделки определенных типов изделий, со спецификой хозяйственной деятельности, с культурно-идентифицирующими наборами признаков в данной палеолитической индустрии. Введение в научный оборот данных по приемам вторичной обработки, а также их всесторонний анализ и систематизация, несомненно, обогатят наши знания о каменном веке, позволят с большей достоверностью рассуждать о специфике хозяйственной деятельности, о становлении культурных особенностей и способах адаптации древнего человека к окружающей среде.

Палеолитические памятники Горного Алтая в настоящий момент являются наиболее изученными на территории России. Данные по вторичной обработке каменных орудий призваны дополнить и уточнить весь огромный материал, накопленный в результате работ последних десятилетий.

Современный этап мультидисциплинарных исследований направлен не только на выяснение специфики отдельных локальных комплексов, но и на поиск сходных черт в территориально удаленных памятниках. Это позволяет выяснить общие закономерности в развитии материальной культуры древнего человека. Данная работа посвящена анализу приемов оформления каменных орудий, при этом, основное внимание будет уделяться ретушированию, как доминирующему виду вторичной обработки в исследуемых комплексах. Также, хотя и в меньшей мере, при описании и в рамках анализа будут затрагиваться приемы подтески, выемчатого скола,

5

оббивки и преднамеренной фрагментации. Предпочтение ретуши в качестве основного объекта анализа основано на том, что только вся совокупность изделий, оформленных с применением данного технического приема, практически во всех рассмотренных индустриях образует репрезентативные статистические выборки.

Актуальность настоящей работы определяется введением в научный ' оборот новых данных, касающихся основных видов вторичной обработки каменных орудий многочисленных комплексов среднего и верхнего палеолита Горного Алтая; всесторонним анализом этих данных. Впервые в рамках одной работы обобщается информация по различным видам вторичной обработки каменных орудий, принадлежащих комплексам,' располагающимся в широких хронологических рамках. В исследовании привлекаются для статистико-морфологического анализа вторичной обработки коллекции орудий из индустрии сопредельных территорий (Средней Азии и Южной Сибири). Данные по вторичной обработке выступают в качестве самостоятельного источника информации по вопросам интерпретации палеолитических индустрии. Основной целью исследования является:

выявление закономерностей, вариабельности и тенденций развития в применении основных видов вторичной обработки на протяжении среднего-верхнего палеолита в палеолитических комплексах Горного Алтая. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

разработка методики описания и анализа основных видов вторичной обработки, учитывающей индивидуальные особенности каждого орудия;

анализ, обобщение и введение в научный оборот материалов по вторичной обработке каменных орудий из палеолитических памятников Горного Алтая;

6

статистико-морфологический анализ орудийных наборов среднепалеолитических и верхнепалеолитических индустрии Горного Алтая и сопредельных территорий; сравнение полученных результатов с информацией по синхронным комплексам сопредельных территорий; систематизация комплексов в зависимости от характеристик вторичной обработки орудийных наборов. Работа базируется на коллекциях Северо-Западного и Центрального Алтая: Денисовой пещеры, Усть-Каракола-1; Ануя-2; Кара-Бома; Кара-Тенеша; Малояломанской пещеры, грота Бийка-И. Также привлекались коллекции грота Оби-Рахмат (Узбекистан) и Подзвонкой (Забайкалье).

Корреляция индустрии Горного Алтая с комплексами сопредельных территорий осложнена недостаточностью информации по приемам вторичной обработки в некоторых индустриях. Поэтому основные корреляционные построения будут проводиться среди ансамблей, в которых описаны вышеозначенные приемы.

Вопросы, касающиеся истории изучения палеолита Алтая уже подробно освящены в основных публикациях [Ларичев, 1969; Лапшин, 1982; Шуньков, 1990; Кунгуров, 1993], что сделало возможным не останавливаться на раскрытии этой темы.

Для достижения поставленной цели и решения сформулированных задач диссертация включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы и приложение, иллюстрирующее основные положения и выводы работы.

7

Глава I. История и методика описания и анализа приемов

оформления каменных орудий.

fa 1.1 Изучение приемов вторичной обработки западноевропейскими

исследователями.

Вторичная обработка как прием создания орудий выделялась уже в середине XIX века.

Впервые термин «ретушь» был упомянут Буше де Пертом в 1847 году. Он не дал ей определения, но описал как подправку и видоизменение формы изделия путем снятия чешуек. Ф.Дато в 1874 году заключил, что ретушь является результатом интенсивной утилизации каменного изделия. Г. де у, Мортилье в 1883 году признает наименование «ретушь». При описании

копьевидных пластин или остроконечников он говорит об отжимном способе ее нанесения. Ретушь аккомодации и функциональная ретушь описывается А Реото в 1904 году [Brezillion, 1968].

Основные принципы описания и анализа процессов вторичной обработки и, особенно, ретуши, были раскрыты в трудах классиков французской школы палеолитоведения в 60-х годах XX века, а затем продолжены и дополнены последующими поколениями исследователей. г^ Дениза де Сонневиль-Борд в «Le paleolithique supcrieur en Perigord»,

описывая ретушь, рассматривает ударную (при помощи каменного, деревянного или рогового отбойниов) и отжимную технику ее нанесения (при помощи отжимников из тех же материалов). Анализируя морфологические характеристики ретуши, она оперирует понятием «тип». Чешуйчатая или ориньякская ретушь полукрутая, широко накладывается на пластину в виде чешуек, которые частично перекрывают друг друга. Она аналогична мустьерской ретуши типа кина. Крутая ретушь определялась как силыюмодифицирующая ретушь, перпендикулярная брюшку. Путем ее № нанесения создается обушок орудия. Ретушь раклет подобна крутой ретуши,

однако она перпендикулярна обеим плоскостям. Параллельная или

8

солюрейская ретушь плоская, узкая удлиненная ретушь с параллельными или почти параллельными краями, иногда покрывающая всю плоскость орудия.

Кроме, собственно, типов ретуши Д. де Сонневиль-Борд рассматривает и отходы ее производства: так пластины, полученные при изготовлении скребков Карене нередко оформлялись в пластиночки дюфур, а резцовые сколы могли дополнительно ретушироваться и снабжаться рукояткой ' [Sonneville-Bordes, 1960, pp. 20-21].

Франсуа Борд в своем знаменитом труде «Typologie du paleolithique ancien et moyen» также обращает внимание на технику нанесения ретуши. Материал отбойника, с помощью которого оформляли орудие, может быть идентифицирован по некоторым признакам. Так отбойник из твердого материала оставляет более глубокие (сильномодифицирующие и распространенные) фасетки, чем отбойник из мягкого материала (дерево). Фасетки, оставленные мягким отбойником, кроме того, обладают более правильной формой. Ф. Борд выделяет чешуйчатый, ступенчатый, субпараллельный и плоско-выпуклый типы ретуши. Здесь речь идет именно о типах, поскольку определенная форма фасеток связывается не только с возможной техникой их нанесения, но и с определенными индустриями каменного века. Так, широкая и короткая мустьерская (чешуйчатая) ретушь, вероятнее всего, наносилась при помощи отбойника (твердого или мягкого). Автор не допускает того, что данный тип ретуши может быть произведен отжимным методом при соблюдении определенных условий. Образующая «ступени» ступенчатая ретушь, свойственная мустье типа кипа производилась мягким отбойником. Узкая, параллельная, плоская и продолговатая параллельная ретушь, достигшая своего апогея в солютре, отмечается и в мустье с ашельской традицией. Она наносилась как мягким отбойником, так и с применением отжимного метода. Плоско-выпуклая ретушь производилась в 2 этапа: на первом, вентральная плоскость заготовки утоньшалась при помощи серии плоских сколов подтески; на втором, на дорсальную плоскость рабочего края наносилась ретушь [Bordes, 1961, р. 8].

9

Ф. Борд говорит, что это скорее двусторонняя обработка, чем ретушь. Вероятнее всего, речь идет о сочетании на одном рабочем лезвии двух типов вторичной обработки: подтески и ретуши.

Жан де Хайнцелин в 1962 году определяет ретушь как операцию, придающую орудию окончательную форму. От операций первичного расщепления ретушь отличают размер и количество снятий. Выделяются три • метода ретуширования: с помощью отбойника (камень, рог, кость, дерево); использование посредника; дробление на наковальне; техника контрудара и отжим [Heinzelin, 1962, р. 16] Автор также выделяет непреднамеренную ретушь, появляющуюся на орудии во время использования. В противовес ей, преднамеренная ретушь предназначена для получения определенной формы изделия. Он также приводит обширный список различных характеристик ретуши. Обычная ретушь образована слабовыраженными фасетками с полукрутым контуром. Краевая - ретушь, которая незначительно распространяется на поверхности орудия. Крутая ретушь, перпендикулярная плоскостям, получается путем дробления на наковальне. Чешуйчатая ретушь образуется чешуйками с хорошо выраженным рельефом. Плоскую ретушь образуют крупные, тонкие чешуйки. Параллельная ретушь определяется как состоящая из правильных параллельных ячеек, перпендикулярных краю изделия. В отличие от определения параллельной ретуши Ф.Борда, Ж де Хайнцелин вводит обязательное условие прямого угла по отношению к продольному краю орудия. Косая ретушь образуется параллельными чешуйками, скошенными по отношению к обоим краям. Чешуйки зигзагообразной ретуши имеют перекрещивающееся по отношению к обоим краям направление. Солютрейская ретушь образуется комбинацией плоской ударной и параллельной (или косой) отжимной ретуши. Протосолютрейская ретушь подобна предыдущей, однако при се производстве не используется отжимная техника. Покрывающая ретушь полностью занимает одну из поверхностей. Дисталышя ретушь располагается в дисталыюи части изделия. Базнлярная

10

ретушь располагается в проксимальной части скола и часто удаляет ударный бугорок. Бифасиальная ретушь располагается на одном краю на обеих плоскостях. Чередующаяся ретушь располагается на дорсальной и вентральной плоскостях одного края. Противолежащая ретушь располагается на вентральной стороне одного края и дорсальной - другого. Противополоэ/сиая ретушь располагается на одной плоскости, но на • противоположных рабочих краях. Постоянная (непрерывная) ретушь располагается без перерыва вдоль края. Прерывистая — с перерывом. «Кованая» ретушь получается при дроблении края. Усечение края получается с помощью мелкой крутой ретуши, образующий прямой, выпуклый или вогнутый контур. Притуплённый край есть усечение, занимающее всю длину или значительную часть края. Ж. Де Хайнцелин считает, что его ошибочно называть притуплённой спинкой (см. Sonneville-Bordes, I960), поскольку целью данного приема является превращение режущего края в тупой. В зависимости от сочетания фасеток край может определяться как прямой (линейный) или изогнутый (выпуклый или вогнутый) [Heinzelin, 1962, р. 17]. Классификация ретуши по Ж. Хайнцелину, несомненно, явилась прогрессивным шагом в палеолитоведении. Наряду со сложными типами ретуши были выделены отдельные признаки ретуши:

1. Характеристика распространения ретуши по поверхности орудия:

краевая; покрывающая;

2. Характеритика ретуши по углу наклона:

крутая;

плоская (в определении Ж. Хайнцелина это скорее тип ретуши, основными признаками которого являются размер и угол наклона фасеток);

3. Характеристика формы фасеток:

чешуйчатая;

11

параллельная;

косая;

зигзагообразная;

4. Характеристика ретуши по ее расположению на заготовке:

дистальная; базилярная; противоположная;

5. Характеристика ретуши по ее расположению на плоскостях изделия:

ретушь на дорсальной стороне; ретушь на вентральной стороне; бифасиальная; чередующаяся; противолежащая;

6. признак ретуши, учитывающий ее характер:

постоянная; прерывистая;

7. Характеристика края, который образует ретушь:

прямой (линейный); - изогнутый (выпуклый, вогнутый).

Кроме указанных характеристик Ж. Хайнцелин определил несколько типов или приемов ретуширования. Типы выделялись как с учетом морфологи ретуши, так и с учетом предположительной техники нанесения. Типы ретуши:

солютрейская; протосолютрейская; усечение; А - притуплённый край.

Остается нечетким и недостаточно понятным определение «обычной» ретуши [Mcinzelin, 1962, р. 17]. Автор, видимо, не дифференцировал типы и

12

характеристики ретуши, поскольку в оригинальном тексте они даны неупорядоченно.

Жордж Лаплас в «Очерке систематической типологии» 1964 г. рассматривает ретушь согласно трем основным критериям: форме, объему и очертанию. В его классификации уже не идет речь о «готовых» типах ретуши. И каждый критерий позволяет выделить различные варианты анализируемого вида вторичной обработки.

По «форме» ретушь подразделяется на: простую, крутую и плоскую. Простая ретушь состоит из более или менее или менее мелких полукрутых чешуек (иногда бывает ступенчатой). Крутая ретушь состоит из мелких иногда сильномодифицирующих фасеток, перпендикулярных вентральной плоскости. Она аналогична притуплённому краю, спинке, обушку, ретуши раклет. Плоская ретушь получается снятием узких, вытянутых, параллельных, распространенных (иногда покрывающих) чешуек. Эта категория видимо, аналогична солютрейской ретуши, упоминавшейся в рассмотренных выше работах французских авторов. Высокая ретушь характерная для толстых отщепов, проявляется в качестве снятий широких, либо параллельных (или почти параллельных вытянутых), либо мелких чешуек, которые образуют ступенчатый вид [Laplace, 1964, р. 19-20].

Как мы видим, критерий «форма» скорее заключает в себе определение типов ретуши. Так дефиниция простой ретуши касается характеристик угла наклона ретуши и формы фасеток; определение крутой ретуши охватывает угол, размер и степень модификации, а плоская ретушь определяется исходя из формы фасеток, степени покрытия ретушью поверхности орудия и, видимо, угла наклона («ретушь, снимающая кожуру»); определяя высокую ретушь, Ж. Лаплас упоминает характеристики размера и формы фасеток.

По критерию «объема» ретушь может быть краевой (мелкой) и глубокой (сильной). Краевая ретушь локализуется на кромке отщепа и незначительно изменяет его первоначальный контур. Глубокая ретушь широко накладывается на край отщепа и значительно видоизменяет его

13

первоначальный контур. Данный критерий характеризует степень модификации ретушью поверхности орудия.

Критерий «очертание» включает постоянную или линейную (образующую прямой или изогнутый контур лезвия) и зубчатую или фестончатую (образующую выемку или зубчатый рабочий край) ретушь. Критерий «направление» заключает прямую (дорсальную), обратную (вентральную), смешанную (чередующуюся), противолежащую (альтернативную) и двустороннюю (абразивную) ретушь [Laplace, 1964, р. 20]. Таким образом, Ж. Лаплас приводит строгую системную классификацию ретуши по четырем основным критериям. При этом дефиниции критерия «объем» скорее является аналогами определений типов ретуши, приводимых другими французскими авторами. Остальные критерии включают независимые характеристики свойств ретуши. Не может не бросаться в глаза идентичность некоторых выделяемых Ж. Хайнцелином и Ж. Лапласом характеристик ретуши. Особенно это касается расположения ретуши на плоскостях заготовки.

А. Леруа-Гуран в 1964 году определяет ретушь как снятия при обработке орудия, которые призваны придать форму или краям или спинке или брюшку орудия. При описании ретуши он учитывает:

расположение различных серий ретуши, представляющих последовательные фазы изготовления;

односторонний или двусторонний характер ретуши; направление ретуши по отношению к горизонтальной площадке орудия (настильная ретушь - 10°-30°, очень наклонная - 30°-45°, крутая - 45°-70°, вертикальная - 70° - 90°); подправку лезвия; направление снятий;

локализация ретушированных зон (прерывистая или непрерывная ретушь);

протяженность ретуши на плоскостях;

14

размеры и пропорции снятий (очень большая ретушь с размерами фасеток от 20 мм, большая ретушь с размером фасеток в 15 мм, средняя ретушь с фасетками в 6 мм, и маленькая ретушь с размером фасеток не превышающим 2 мм). Соотношение длины и ширины фасеток определяет ретушь как короткую (длина менее половины ширины), среднюю (длина равна ширине), длинную (длина превосходит ширину в 2 раза) и пластинчатую (длина превосходит ширину в 3 раза и более) [Brezillion, 1968].

В данной классификации присутствуют только определения признаков ретуши.

В 1965 году А. Леруа-Гуран с соавторами в «Преистории» рассматривает вторичную обработку, как с функциональной точки зрения, так и в контексте развития верхнепалеолитических индустрии. Тип и форма орудия зависит от формы заготовки и от «характера ретуши» [Leroi-Gourhan, Bailloud, Chavaillon, 1965, p. 114-115].

На основании вторичной обработки и других характеристик ассамбляжей выделяется два типа индустрии развитого верхнего палеолита: граветтийская и солютрейская. Для граветта характерна крутая ретушь «позволяющая обрубать края кремневых пластинок». Плоская захватывающая и покрывающая ретушь типична для солютре. Исследователи подчеркивают, что подобное разделение возможно проследить только в Западной Европе, а в других культурных фациях обе техники могут сочетаться. На основании выделения ярких орудийных типов была построена общая хронологическая схема для района Атлантики: граветт, протосолютре, солютре. Для граветта характерны граветтийские острия с прямой спинкой, для протосолютре - острия с распространенной вентральной ретушью, а для солютре - двусторонне обработанные лавролистные острия. На фоне приведенных общих типов выделяются многочисленные варианты со своими

15

специфическими орудийными формами [Leroi-Gourhan, Bailloud, Chavaillon, 1965, p. 123-127].

В данной работе, ретушь, рассмотренная в тесной связи с типологией орудий, выступает в качестве хронологического и культурноидентифтцирующего маркера.

В 1968 году выходит «La denomination des objets de Pierre taillee» M.H. Брезиллиона, который обобщил многочисленные исследования по каменному веку. Заметное место было уделено историографическому описанию методологий описания и анализа ретуши.

X. Люмлей и М.-Н. Лич в «Мустьерских индустриях грота Ортю» 1972 г. выделяют три вида вторичной обработки: ретушь, чешуйки и снятия.' Ретушь представляет собой небольшие преднамеренные прилегающие друг к другу снятия, выполненные на краю отщепа для того, чтобы трансформировать его в определенное орудие. Чешуйки являются нерегулярной ретушью или непреднамеренными зазубринами, которые появляются либо при использовании, либо от естественных причин. То есть чешуйки по своему описанию являются эквивалентом ретуши утилизации. Снятия соответствуют негативам достаточно больших отщепов, полученных либо с дорсальной, либо с вентральной плоскостей и предназначенных для утоньшения отщепа. Они могут быть как отдельными, так и серийными. [Lumley, Licht, 1972, p. 395]. Снятия, по определению, аналогичны сколам подтески, выполненным с целью утоньшения заготовки.

При описании ретуши X. Люмлей и М.-Н. Лич принимают следующие характеристики. Мелкая или краевая ретушь - отделка, не видоизменяющая край отщепа. Сильная ретушь ощутимо усекает край отщепа. Ретушь полукина (атипичная ступенчатая чешуйчатая)- сильная ретушь, которая формирует неправильные «лесенки». Ретушь кина (чешуйчатая ступенчатая) ('^л — сильная ретушь в виде правильных «ступеней». Высокая ретушь -

вертикальная (или близко к этому) ретушь с погнутой поверхностью, полученная ударным методом. Крутая ретушь - сильная вертикальная

16

ретушь, перпендикулярная вентральной плоскости. Зубчатая ретушь оформляет серию смежных выемок. Плоская — короткая ретушь, с небольшим углом наклона (ее «направление параллельно поверхности изделия»). Распространенная ретушь - плоская ретушь, длина которой превосходит треть ширины изделия. Иногда бывает ступенчатой образуя подтип. Кроме того, авторы дают схему градации индустрии на основе ' процентного содержания ретуши того или иного типа. При этом, остаются неясными критерии подобного разделения [Lumley, Licht, 1972, p. 396-397]. Авторы, как и Ж. Хайнцелин выделяют некоторые признаки ретуши (мелкая, сильная, плоская, зубчатая) наряду с несколькими типами (полукина, кина, высокая, крутая, распространенная), не обособляя их друг от друга.

Дж. Тиксье в «Словаре для определения каменных орудий (на основе эпипалеолита Магриба)» определяет ретуширование как «оформление или переоформление продуктов расщепления в орудия, как с помощью скалывания прямого, либо непрямого (с помощью посредника), на наковальне и т.д., так и с помощью отжимной техники». Таким образом, ретушь представляет собой след, оставленный ретушированием, либо утилизацией.

На основе коллекций эпипалеолита Магриба автор выделяет 6 основных типов ретуши, каждый из которых не связывается с определенной техникой нанесения. Скребловидная ретушь — полукрутая субпараллельная ретушь. Определения субпараллельной, чешуйчатой и ступенчатой крутой ретуши даются по Ф.Борду. Нормальная - слегка чешуйчатая дорсальная ретушь, фасетки которой образуют почти прямой угол с вентральной плоскостью и уменьшают толщину изделия, удаляя кромку края на котором эта ретушь выполняется, образуя обушок. Данный тип ретуши назван «нормальной» в силу того, что вентральная ретушь чрезвычайно редко встречается в Магрибе. Крутая ретушь на наковальне - это крутая ретушь со снятиями, начинающимися с обеих плоскостей изделия и образующими обушок. Ее также называют абразивной. Ретушь очтата -дорсальная, редко

17

вентральная ретушь с короткими, никогда «не врезающимися глубоко в край» фасетками. Полукрутая или крутая, но не образующая спинки или обушка, иногда прерывистая и почти всегда выраженная на проксимальной части изделия. Захватывающая - плоская ретушь, с узкими субпараллельными длинными негативами снятий. Она никогда не захватывает более 1 см. Все типы ретуши непосредственно связаны с определенными типами орудий, которые они оформляли. [Tixier, 1974, р. 19]. Кроме того, были даны некоторые характеристики ретуши. Так альтернативная (противолежащая) - ретушь, которой «обработаны участки или полностью края орудия, начинающаяся на одном крае с дорсальной стороны, а на другом - с вентральной» Бифасиалъная - ретушь, обрабатывающая обе поверхности предмета, покрывающая каждую из этих плоскостей частично или полностью. Также упоминаются термины, характеризующие расположение ретуши по отношению к поверхностям заготовки без выделения остальной морфологии (нормальная, обратная, и чередующаяся) [Tixier, 1974, р.3-4].

В 1988 году X. Диббл в статье «Интерпретация среднепалеолитических моделей редукции скребков» анализирует редукционные модели скребел. И как один из показателей редукционного процесса выступает характеристика интенсивности ретуши. Мелкая (легкая) ретушь, которая «представляет не более чем один ряд ретуши, и где фасетки ретуши простираются не более чем на 2-3 мм от лезвия». Средняя или нормальная ретушь, скорее параллельная или субпаралельная с умеренно «захватывающими» фасетками. Тяжелая (грубая) - сильномодифицирующая ретушь; Ступенчатая ретушь -«грубая ретушь с присутствием ступенчатой фактуры, подобна ретуши кипа». Таким образом, интенсивность ретуши представляется как сумма прохождения материала через повторяющееся ретуширование. Интенсивность редукции ретуши в данной работе тесно увязывается с метрическими параметрами орудий (а именно скребел) [Dibble, 1988, р. 51]. X. Диббл критикует типологический лист Ф. Борда, аргументируя, что типы
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23630.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.