У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Традиционные религиозные верования ойрат-монг олов
Количество страниц 145
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23697.doc 
Содержание Содержание
Традиционные религиозные верования ойрат-монголов (конец XIX — I пол. XX вв.)

Введение 2

Историко-этнографическая характеристика ойрат-монголов 13

Глава 1. Культ природы 18

1.1.1 .Культ неба, почитание солнца, луны и звезд 18

1Л .2.Культ Матери-земли, почитание духов целебных 33 источников- аршанов

1.1.3. Культ животных 52

Глава 2. Традиционные культы, связанные с 69 хозяйственной деятельностью

2.1.1. Животноводческие культы 69

2.1.2. Охотничьи культы 88

2.1.3. Культ огня 111

Глава 3. Шаманские традиции западномонгольскихурянхаев 123

3.1.1. Шаманизм и шаманские обряды алтайских урянхаев 125

3.1.2. Одежда и атрибуты шамана алтайских урянхаев 133

3.1.3. Культ онгонов 140

-Заключение , 142

-Библиография 145


ВВЕДЕНИЕ

Шаманство у монголов является древним традиционным верованием. Как и всех народов, еще со времен каменного века предки нынешных монголов формировали раннюю форму шаманства и постепенно его обогащали. Многовековые и многосторонние шаманистские традиции оставили глубокий след в развитии культуры монголов. В духовной жизни современных монголов до сих пор сохранились некоторые виды шаманизма и традиции связанные с ними. Изучение этого вопроса сейчас является одним из основных направлений в истории и этнографии Монголии. Особый интерес в монгольском шаманстве вызывают ранние верования и их проявления в современной культуре. Это связано с особенностью хозяйства монголов, постоянной борьбой с суровым климатом и природными стихиями.

Наше внимание будет сосредоточено на рассмотрении традиционных религиозных верований ойратов, обобщенной и конечной формой которых являлось шаманство, сочетавшееся с более ранними (дошаманскими) формами религиозных представлений. Хорошо известно, что еще полвека назад традиционные культы, особенно шаманство, играли очень большую роль во всех областях жизни, оказывая сильное влияние на хозяйство ойрат монголов, их общественную жизнь, мировоззрение, нравы и обычаи, на нормы поведения и т.д.

Актуальность темы исследования. Одним из важнейших направлений мировой этнологической науки являются религиоведческие исследования, особенно изучение ранних форм религии. Между тем, этнографические исследования монгольских ученых нацелены в основном на изучение этногенеза монголов, их материальной и
бытовой культуры, обычаев и обрядов. Недостаточно изучены хорошо

сохранившиеся архаические верования, связанные с олицетворением и

почитанием природы, с хозяйственной деятельностью, которые имеют

<* большое значение для выявления особенностей и своеобразия

. духовной жизни данного народа.

Выбор темы данной диссертационной работы был обусловлен тем, что в духовной жизни монголов сохранились многие формы древних верований, связанные с ними различные обряды и ритуалы, взгляды и представления, что делает необходимым их изучение, а также распространение знаний, направленных на создание у людей правильных представлений об их сущности и разъяснение их значений.

Древние люди почитали какие-либо особые явления природы или предметы. Они верили в свое происхождение от какого-нибудь животного или растения, поэтому у каждого племени было свое особо ;,' почитаемое животное или растение, т.е. тотем.

Самыми первыми культовыми предметами были животные, растения, а также предметы и явления природы: солнце, луна, деревья, камни, вода и др. Древним людям было свойственно одухотворять, одушевлять предметы и явления природы - т.н. анимизм. Такие представления являлись основным видом древних верований и предшествовали шаманизму. Шаманизм стал следующим этапом эволюции древней религии, ассимлировавшим ранние верования.

В XV-XVI веках во время распада Монгольской империи, для того, чтобы сохранить единство государства, монгольская

аристократия стала вводить вместо шаманизма, который утратил
прежнее влияние среди монголов, религию нового вида. В качестве этой

ц цели подошел Тибетский буддизм. Поэтому чтобы возродить единое

Монгольское государство ханы во главе с Тумэдским Алтан ханом

(1577), Халхаским Абатай сайн ханом (1587), Ойратским Галдан бошгото ханом приняли одно из течении буддизма-ламаизма.

Все таки среди ойрат-монголов до начала XX века сохранились

с» элементы шаманизма. Об этом написал Т.М.Михайлов: «Ойраты, как

j известно, оставались шаманистами вплоть до середины XVII в. Но и

после принятия ламаизма шаманские представления, обряды и

традиции сохранялись еще очень долго». [Михайлов, 1980.- С. 284]

Из всех этнических групп в Монголии Ойраты больше всех сохранили древние религиозные верования и обряды до наших времен. Поэтому исследование древних обрядов, определение их сущности имеет большое значение в изучении истории религии всех монголов, не только ойрат-монголов.

В настоящее время на территории Монголии проживают более 20 этнических групп монгольского, тюркского, хамниганского ,,' (тунгусского) происхождения, интегрировавшиеся с древних времен в

ойратскую этническую общность уже в XIII в. Они входили в состав Монгольской империи и с XIII в. отдельными группами обитают возле Алтайского хребета, в местностях Ил Тарвагатай, Эрээн хавирга, Бор тал, в долинах рек Иртыш и Эмээл - все они стали называться ойрат-монголами (баруун монгол, дервен ойрат). Настоятельной необходимостью становится выявление традиционных элементов древних верований ойрат-монголов, игравших большую роль в процессе становления общемонгольской этнической общности, введение в научный оборот результатов научного поиска в этом направлении. Религиозные верования ойрат-монголов в XIX в. специально никем не изучались. Лишь во второй половине XX в. н появляются работы, в которых описываются некоторые обряды и атрибуты

ойрат-монголов.

В начале XX в результате резких изменений происходивших в политической и культурной жизни Монголии появились тенденции
неприятия прошлого, забвения религии. И это привело к немалым последствиям. Но с 1990 года произошли резкие изменения во всех сферах общественной жизни, вместе с тем возродились национальные традиции и стали развиваться исследования по этнографии, в том числе по религиозним обрядам.

История изучения проблемы. Изучение древних верований монголов всегда стояло в поле зрение ученых. Первые сведения об ойратских религиозных верованиях относятся к концу XIX в. Хотя Г.Н. Потанин [1881], A.M. Позднеев [1896] и Г.Е. Грумм-Гржимайло [1926] уделяли должное внимание указанным вопросам, но сведания, содержащиеся в их трудах и касающиеся данной темы, в основном носят наблюдательный характер, приводятся попутно с изложением хозяйственной жизни монголов.

Д.К. Зеленин [1936], СИ. Вайнштейн [1961], Л.В. Чанчибаева [1978], Н.А. Алексеев [1980. 1984], Л.П. Потапов [1985], при объяснении шаманизма у кочевников Сибири тюркского происхождения предприняли попытку изучения его в сравнении с некоторыми шаманскими обрядами ойрат-монголов.

В работах других российских этнографов при изучении проблем религии, культуры и истории тюрко-монгольских народов, в том числе рассматривается и традиционная религия монголов. К таковым можно отнести труды К.В. Вяткиной [1969], Н.Л. Жуковской [1977], Л.Л. Викторовой [1980], которые явились основой для нашей работы.

Значительный вклад в изучение бурятского и монгольского шаманизма внес Доржи Банзаров [1848] своим трудом «Черная вера или шаманство у монголов». Так, Доржи Банзаров уделил большое внимание вопросам космоса, земли, огня и души предков в шаманской концепции.

Можно сказать, что Б. Ринчен [1962, 1975] вывел на новую ступень исследование древних верований, в особенности шаманизма у монголов, а также шаманского мировоззрения и шаманских призываний. Труды Б. Ринчена стали фундаментом для дальнейшего комплексного изучения монгольского шаманизма.

Начиная с конца 1950-х годов ряд монгольских исследователей начали усиленно работать над рассматриваемой нами темой. Ч. Далай в труде «Краткая история монгольского шаманизма», основываясь на критическом изучении широкого круга китайских источников, рассмотрел историю шаманства у монголов. [1959] Этнограф С. Бадамхатан [1962, 1965] исследовал воззрения и обряды дархатских шаманов Прихубсугулья. X. Пэрлээ [1964], Р. Нарантуяа [1977] и другие попытались документально доказать, что в обрядах, связанных с охотой у урянхайских охотников, заметны следы древнего тотемизма. Начиная с 1970-х годов этнографы обратили свое внимание на вопросы закономерностей развития, эволюции религиозных верований и связанных с ними обрядов. Так, С. Пурэвжав [1978], X. Нямбуу [1979] А. Очир [1985] исследовали взаимосвязь буддийского верования с древними верованиями.

Этнографу Ц. Аюуш принадлежит публикация «Некоторые обряды культа медведя» [1987], а Г. Мэнэсу - «О семантике теонима «Ульген» [1989].

С 1980-х годов начались исследования, нацеленные на выявление особенностей традиционных верований, показ их трансформации и изменений. В вышедшей в свет монографии «Этнография Монголии» («Монголын угсаатны зуй») [1987, 1996] были освещены такие вопросы, как историческое происхождение этнических групп Монголии, характер их хозяйственной деятельности, а также их духовная культура.

Кроме того С. Дулам [1989, 1992], О. Пурэв [1999], Д. Бум-Очир [2000] в своих работах показали особенности шаманизма у монголов на основе описания шаманских обрядов у дархатов Прихубсугулья. v* До 1990 гг. религия и культура ойрат-монголов не изучались

специально. В последние годы усилился интерес к религиозным представлениям ойрат-монголов. Доктор М. Ганболд [2001] посвятил монографию исключительно только традициям древних верований алтайских урянхайцев. Доктор Л. Алтанзаяа [2000] уделил немало внимания вопросам религиозных верований ойрат-монголов.

Ученые и исследователи в своих произведениях выразили свое мнение относительно некоторых проблем древних монгольских верований. Так Н. Сэр-Оджав [1976] и Г. Сухбаатар [1980, 1992], исследуя вопросы верования древних монголов, показали, что они в * основном были шаманистами. В ходе изучения истории искусства у

древних монгольских племен археолог Д. Цэвээндорж [1999] затронул отдельные аспекты древних верований, а фольклорист X. Сампилдэндэв [1985] выявил роль традиционных верований в хозяйственной жизни и культуре монголов.

В изучение традиционных религиозных дошаманистских верований и шаманизма у монголов и сопредельных соседних 4 монголоязычных народов внесли большой вклад и бурятские учёные.

В этой связи можно привести имена таких учёных как И.А. Манжигеев [1978], Т.М. Михайлов [1980, 1987], Г.Р. Галданова [1987], К.М. Герасимова [1989, 1999], Л.Л. Абаева [1993], Т.Д. Скрынникова [1997] и др.

Во Внутренней Монголии и в Китае в последние десятилетия в области шаманизма ведутся разнонаправленные исследования: X. Буянбат [1984], Д. Мансан [1990], Л. Хурцбаатар, Ч. Узмээ [1990], Булаг [1995], Наянтай [1995] и Ёнсог, Бай Цуй Инг [1998] и т.д.

Следует отметить работы западноевропейских учёных Э. Таубе [1981], В. Хайссига [1976], К. Хамфри, Онона вргенге [1996] и др., посвященные общим вопросам религии монголов.

о* Все эти исследования в какой-то мере затрагивают вопросы

t верований монгольских этносов, их идеи оказали большое
конструктивное воздействие на работу по изучению традиционных верований ойрат-монголов.

Цели и задачи исследования состоят в изучении и систематизации комплекса традиционных верований ойрат-монголов, связанных с почитанием природы и космоса, с культами в сфере быта и хозяйственной деятельности. В ряду важных задач исследования также:

- выявление одинаковых и отличательных черт шаманизма урянхаев и шаманизма других этнических групп Северной Монголии дархатов, хотогойтов и тувинцев (цаатан).

, - сравнительное рассмотрение традиционных верований ойрат-

монголов с традициями древних верований народов Сибири, прежде всего родственных бурят, выделение общих с ними черт и отличий; Научная новизна работы состоит в следующем:

1. Впервые специально ставится и решается проблема выявления м

и анализа древних традиционных верований ойрат-монголов;

2. Впервые осуществлена содержательная систематизация и классификиция шаманских обрядов и представлений ойрат-монголов;

% 3. Предпринимается попытка культурологическо-

религиоведческой интерпретации сохранившихся видов древних верований ойрат-монголов;

4. Определена степень воздействия географической среды, и хозяйственно-культурного типа населения на особенности его духовной культуры

5. Вводятся в научный оборот новые полевые материалы, собранные диссертантом в Кобдоском аймаке Монголии в 2003-2004 гг.;

Теоретическая и практическая значимость. Материалы и выводы, вводимые в научный оборот, могут быть использованы в исследованиях сущности древних верований, а также при преподавании таких дисциплин, как история Монголии, этнология и.т.д. Предметом исследования является систематизация и классификация традиционных верований ойрат-монголов как части общемонгольского шаманизма, изучение их значения и роли в жизни этноса.

Объектом исследования являются дошаманистские и шаманистские верования ойрат-монголов.

Территориальные и хронологические рамки исследования. Территориальные рамки охватывают район расселения западных монголов, называемых в исторической литературе ойрат-монголами. Хронологические рамки исследования ограничены периодом конца XIX - первой половины XX вв.

Источниковая база исследования. В нашем исследовании были материалы полевых исследований по этнографии, памятники устного народного творчества, в том числе героический эпос, сказки, песни, шаманские призывания и заклинания, письменные источники о монголах, а также использованы археологические материалы - оленные камни. Весь комплекс используемых источников мы делим на:

а. археологические

б. писменные

в. восскуреные

г. фольклорные

д. полевой материал

с* а) Археологические источники имеют большое значение для

« , выяснения вопросов, касающихся традиционных веровании монголов.

Остатки захоронений древних людей, наскальные рисунки, оленные

камни, предметы быта, в особенности, имеют большое значение для

реконструкции религиозных воззрений.

^ б) Большое значение имеют древнее китайское и монгольское,

письменное наследие, путевые заметки путешественников средних веков.

В исторических записках древнего Китая были отмечаны первые сведения о древних верованиях и обрядах древних кочевников Монголии - хуннов, сяньби, жужаней, тюрков-тукюэ, хойху-уйгуров и • киданей.

Для нашего исследования привлекались данные средневековых исторических сочинений, например, «Сокровенное сказание монголов», «Сборник летописей», «Алтан тобчи» Лубсанданзана, «Эрдэнийн товч» Саган Сэцэна, «Эрдэнийн эрихэ» («Драгоценные четки») Галдана Туслакчи, повесть «Лунный свет» Зая Пандиты, а также памятники правовой юридической культуры средневековых монголов, в числе которых нужно назвать такие произведение как «Их засаг» (Великая яса) , «Дечин дервен хоёрын их цааз» (Монголо-ойратское уложение) [1998], «Хутагтай сэцэн хун тайжийн шашны хууль цааз» j (законы религии, сочиненные Хутугтай сэцэн хун тайджием) [1961]. В

законе отражены элементы запретов связанные с одухотворением шаманизма.

Есть данные связанные с нашей темой в произведениях средневековых путешественников; «Книга Марко Поло» [1987], Плано
Карпини «История монголов»! 1988], Гильома де Рубрука «Путешествия в восточные страны» [1988]

в). Различных сутры, о культе гор, культе обо, культе белого старца- послужим важными источниками для нашего исследования, хотя они связаны еще и с обрядами ламаизма. Ценным источником для изучения особенностей обрядов вероисповедания ойрат-монголов являются, созданные еще в середине XVII в на алфавите ясного письма в Джунгарском ханстве сутры «Тринадцать воскурений фимиама Алтаю».

г). Наиболее распространенными источниками являются фольклорные произведения, к которым относятся легенды, сказки, мифы и шаманские тексты камлания, «шаманская» поэзия.

д). В работе использованы материалы полевых исследований монгольских ученых, наших предшественников, рукописи и отчеты хранившиеся в библиотеках и архивах Института истории, Института археологии, Интитута литературы Академии наук Монголии, и Кобдоского университета, и они послужили источниками данного исследования.

Источники, легшие в основу данной работы, можно разделить на несколько групп:

- архивные материалы и рукописи, хранящиеся в Институте истории АНМ, где накоплен обширный материал по шаманистским традициями монголов. Фонд материалов полевых исследований монгольских ученых XX века (1960-80- ые годы) стал основной базой данной работы;

- материалы, связанные с историей культуры ойрат-монголов, хранящиеся в архиве и библиотеке филиала Монгольского Государственного Университета в г. Кобдо;
- материалы архивного фонда Отдела памятников письменности ИМБиТ СО РАН, № (357), 17 (249);

- материалы полевых исследований, собранные диссертантом в Дуут, Мунххайрхан Кобдоского аймака и Цагаан нур, Улан-уул сомона Хубсугульского аймака Монголии с 1999 по 2004 г.г.

- исследовательские работы по традиционным и дошаманистским верованиям и шаманизму у монголов в целом.

Методологическая основа работы. При выполнении стационарных и полевых работ по сбору информации и обработке материалов диссертант пользовался в основном такими методами, как группировка, классификация, анализ и синтез, сравнение, а также методы этнографического описания и включенного наблюдения. Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования по религиозным верованиям и шаманизму монголов отражены в 6 публикациях. Отдельные аспекты исследования получили апробацию на межрегиональных конференциях: «Цыбиковские чтения-4» (Улан-Удэ, 2003), «Хонгодоры в этнической истории монгольских народов» (Улан-Удэ, 2004), на научной конференции преподавателей и магистрантов Отделения истории МГПУ в Улан-Баторе (1999).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературных и архивных материалов, а также приложений.
История и этнологическая характеристика ойрат-мопголов

Ойрат-монголы представляют одну из крупных этнических групп монголов. Их происхождение, культура, традиции, обычаи тесно связаны с историей и традицией всех монгольских этнических групп. Под понятием ойрат-монголы мы понимаем такие малые этнические группы как баяаты, дербеты, захчины, мянгаты, олеты, торгоуты, урянхай хотогойды, хотоны, хошууды. Ой'раты населяли западную часть территории Монголии. По происхождению они формировались в разное время. Их предки с давних времен расселялись по южному Прибайкалью, от Селениа до Ангары, от Приангарья до Енисея, по Саянам и Алтаю, до верхного течения Иртыша. Ойраты занимались охотой и имели общее название лесной народ. Среди них были и такие племена как хори тумэд, баргуд, булгачин, хэрэмчин [Нямбуу, 1992.- С 101].

В настоящее время ойраты живут в Уве нурском, Кобдоском и Баян-Улгийском аймаках Монголии.

Учёные по-разному объясняют значение названия «ойрат». Некоторые переводят это слово как «близкие» то есть, по монг. «ойр дотно», «ойр терлийн». Другие, например, Д. Банзаров, считают, что название происходит от понятия «ойн ойрад», «ойн иргэн» (лесной народ), что поддержано рядом ученых. Древние ойраты расселялись на западной лесистой части территории оз. Байкал и занимались охотой и животноводством, поэтому их называли лесным народом. В начале XIII века ими правил человек по имени Хутуга Бэки. После создания Великого Монгольского государства Чингис-хан послал старшего сына Зучи для покорения ойратов. Хутуга Бэки первым добровольно явилься переж Зучи с тысячами ойратов. Чингис хан высоко оценил усерде Хутуга бэки и дал его младшему сыну Иналчи свою дочь
Цэцуйхэн в жёны, старшему сыну Торолчи дочь Зучи Олуйхана. Всех ойратов разделили на 4 тысячи, и они вошли в состав западных тумэнов Монгольского государства. С этого времени ойратов стали называть «Дервен ойрат» (четыре ойрата).

В конце XIII века ойраты перекочевали из тайги Прихубсугулья на запад и расселились в горах Алтая, Тарбагатая.

Во время государства Юань ойраты распространились по р. Волга, но ноходились в подчинении у правителей этого государства. После падения Юань к ойратам перекочевали многие народы из других племен и аймаков Монголии. Численность ойратов увеличилась, они стали сильнее. С конца XIV века ойраты уже кочевали по Верхнему Иртышу до и Или и Тарбагатая. В конце XV ойратская группировка слишком рассеявшись, начала распадаться [Нямбуу, 1992.- С. 104-105]. В середине XVII века возродились ойратские аймаки Цорос и Олёт, под руководством Хара Хула и его сына Баатар-хун тайджи, которые стремились обьединить ойратов. В результате образовавшееся государство ойратов получил название «Зуун гар» (Джунгария). Однако в 1758 году государство Зуун гар распалось. После распада государства Зуунгар разные этнические группы входившие в состав ойрат-монголов перекочевали и расселились по разным территориям. Урянхаив и Олёты расселились в местностях Кобд, Алтай, мингаты - у р. Кобд, Торгуты - у р. Булган, Чингэл, Цагаан, захчины - по р. Ховд, в местности Шар хулса. С 1750 года это расселение почти не изминилось.

В 1911-1912 годах в Монголии началось национально-освободительное движение, в результате было создано Монгольское государство и был подчинен в себе Кобдоской край. В то же время делегация двух аймаков Дербета обратилась к Монгольскому государаству с просьбой, о подчиненим.
Дэрбэты. Дэрбэты являются древней монгольской народностью, представляющей собой часть лесного народа. Они были основным аймаком Джунгарского ханства. Дэрбэты происходят от потомков четырех детей предка древних монголов Дува сохора.. В XV-XVII вв. дэрбэты в составе союза четырех ойратских племен жили по рекам Талас и Эрчис, затем одна часть дэрбэтов перекочевала вслед за торгутами вниз по реке Волге, а другая часть осталась в составе Джунгарского ханства. В 1753 году дэрбэтские ноёоны Цэрэн, Цэрэн убаши и Цэрэнменх вместе со своими подданными вступили в подданство Манчжурии, после чего дэрбэтов расселили по реке Туйн гол, в местностях Заг, Байдрагт. Затем их переселили на территорию близ озера Уве, где они жили до настоящего времени. С 1789 года дэрбэтам было предписано нести караульную службу, которую они несли в Алтайском карауле. Сейчас дэрбэты живут в местностях Бвхмерен, Тургэн Сагил, Давст, Эмнеговь, блгий, Наранбулаг Уве аймака, в местности Дерген Кобдосского аймака, в местности Цагаан нуур Баян- 0лгий аймака.

Баяаты. В ХН-ХШ вв. эти племена назывались Джида баягуд, Баягуд дуклас, Хээрийн баяд. Племена Баягут при монгольской империи входили в её состав, и участвовали в союзе «Дервен ойрат» (четыре ойрата) при распаде государства Зуунгар вместе с дербетам расселились около оз. Увса нура. В наше время баяты живут в сомонах Малчин, Хяргас, Тэс, Зуунговь Увс-нурского аймака. •

Хотон. По своим происхождению хотоны близки к казахам, из казахского племени Жеэтекей, но более 200 лет жили среди дербетов и смешались с ними. Из них образовались 7 родов хотонов, которые омонголились, потеряли свой язык и традиции. Хотоны населяют сомон Тариалан Увс-нурского аймака.

Олёты являются древним племенем монголов, в исторических записках об олётах упоминается в XV веке. В исторических рукописях ойратов
отмечено, что внук Эсэн-хана, Хамаг тайши, забрав себе в подданство некоторые семьи из цоросов, называл их олётами [Очир, Дисан. 1999]. Олёты стали главным аймаком союза четырех ойратов. В конце XVII век вместе с Галдан бошготу поселились по реке Ховд и впервые там положили начало земледелию. Теперь олёты живут в сомоне Эрдэнэбурэнэ Кобдоского аймака.

Мингаты (по монг. Мянгад). Они живут в сомоне Мянгад Кобдоского аймака. Их предки расселились в горах Тагна и Саян, по рекам Хэм и Хэмчик промышляли охотой и оленеводством [Сандаг, 1969.- С. 82]. В конце XVI-ro в начале XVII века мингаты расселялись между озер Уве нур и Хубсугул. Издавно они проживали под властами разных монгольских и тюркских династий, этнически представляют собой смесь монгольских т тюркски родов. *

Захчин. Это племя назывались захчины потому, что они охраняли границу государства Зуунгар. Племя захчин формировалось из разных племен, из торгутов, дербетов и олётов. С 1754 года были под властью маньчжуров, потом при автономной Монгольской республике Богдо-хана стали поддцанными Унэн-зоригто хана Дербетов. Сейчас захчины живут в сомонах Алтай, Уенч, Мест, Зэрэг, Манхан Кобдоского аймака [Очир, 1998.- С. 6].

Торгоуты. Торгуты- одно из западномонгольских племен, происходят из племени, которое было гвардией императора при Монгольской империи. Потом они стали главным аймаком среди четырех ойратов. При процветании ойратов предводитель торгутов Хоо-ерлег поссорился с другими предводителями других племен ойратов, взяв своих подданных в 1630-ых годах переслялся из Тарбагатая на р Волгу. До конца XVIII века они были там самостоятельны. Другая часть торгутов осталась на своем прежнем месте и была под правлением государства Зуунгар. После падения государства ЗуунгаР Торгутские

Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23697.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.