У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Народные медицинские знания сибирский татар Омского Прииртышья
Количество страниц 157
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23705.doc 
Содержание Содержание
ВВЕДЕНИЕ...3

Глава 1. Среда обитания и условия жизни. Развитие санитарно-гигиенических знаний...17

§1. Среда обитания...17

§2. Бытовые условия...21

§3. Развитие санитарно-гигиенических знаний...27

Глава 2. Основные понятия о болезнях и особенности терминологии...43

§1. Представления о причинах болезней...43

§2. Названия болезней...53

§3. Врачеватели...59

Глава 3. Основные средства и способы лечения...73

§1. Средства животного происхождения...73

§2. Средства растительного происхождения...81

§3. Хирургические способы лечения...102

§4. Магия в лечении...110

ЗАКЛЮЧЕНИ Е...132

ЛИТЕРАТУРА...135

СПИСОК ИНФОРМАТОРОВ...157



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы связана с исследованиями традиционной культуры сибирских татар в настоящее время. Ее изучение представляется актуальным, во-первых, для уточнения и расширения научных сведений о народной культуре, в частности, народных медицинских знаний, развивавшейся под влиянием языческой и мусульманской религии1. Во-вторых, оно способствует определению исконно тюркских черт и выявлению различий и сходства в традиционных знаниях локальных групп татар, т.к. они подчеркивают культурную вариативность народных знаний подгрупп, а это важно для понимания современных этнокультурных процессов и раскрытия «иерархии этнографических образований» на культурологическом материале2. В связи с этим следует отметить, что у сибирских татар все больше просыпается интерес к народной культуре, у них происходит становление этнического самосознания, определяются религиозные и мировоззренческие позиции.

Объект исследования - группы сибирских татар - тарские и курдак-ско-саргатские, проживающие в Среднем Прииртышье и бассейне реки Тары. Обследованы татарские аулы, расположенные в Усть-Ишимском (Аше-ваны, Ильчебага, Кайнаул, Саургачи, Тебендя, Эбаргуль), Тевризском (7а-винск, Нагорное-Кышлав, Кипокулары, Кускуны, Ушузы, Байбы), Тарском {М.Туралы, Б.Туралы, Ишеево, Киргап, Сеипгово, Себеляково, Устъ-Тара), Болыпереченском (Берняжка, Б.Мурлы, Кошкуль, Куйгалы, Тусказан, Улен-кулъ, Чебаклы, Чеплярово, Черналы, Яланкулъ) и Муромцевском районах (Инцисс, Черталы, Гузенево, Танатово) Омской области. По этим двум группам собраны полевые материалы. Тем не менее, в целом в диссертации в некоторой степени обобщены литературные данные и по другим группам сибирских татар.

4 Предмет исследования - народные медицинские знания сибирских

(тарских и курдакско-саргатских) татар. Цель его - описание и историко-сравнительный анализ народных медицинских знаний курдакско-саргатских и тарских татар. Задачи диссертационной работы заключаются в следующем:

- выявить условия функционирования народных медицинских знаний;

- определить характерные черты врачевателей, представления о причинах болезней и основные понятия о народной медицине;

- проанализировать способы и средства лечения в народной медицине курдакско-саргатских и тарских татар в сопоставлении с материалами по всем группам сибирских татар.

Степень изученности проблемы. Сведения о культуре сибирских татар встречаются в трудах видных ученых XVII-XIX вв.: П.С.Палласа, В.В.Радлова, Н.Ф.Катанова, Г.Н.Потанина и др.3. Сведения о сибирских татарах встречались в статистических отчетах, сельскохозяйственных обзорах4.

С 1880-х гг. в этнографии возрастает интерес к народной медицине. В научных публикациях причины широкого бытования народной медицины объяснялись бедностью и нищетой населения5.

В публикациях XIX-XX вв. в основном освещаются приемы и средства лечения в народной медицине поволжско-приуральских татар с применением магии. В татарской публицистике этого периода практикуется распространение санитарно-гигиенического просвещения через обучение религиозным ритуалам6. Исследователи отмечали, что у народов Поволжья среди иных средств народного врачевания было траволечение. В то же время и в конце XIX в., и в XX в. врачевание ассоциировалось со знахарством и оценивалось представителями власти негативно7.

До 1940-1950-х гг. встречались лишь отдельные сведения о народных медицинских знаниях сибирских татар: сбором материалов занималась ле-

нинградская исследовательница В.В. Храмова8, но они не были опубликованы. По мнению исследователей сибирских татар Валеева и Томилова9, углубленное этнографическое исследование сибирских татар Омского Прииртышья началось в 1950-е гг., а впервые их народные медицинские знания рассматривались в Ф.Т Валеевым в 1978 г.10. В 1980-1990-ые гг. сбором материалов и публикацией материалов по народным медицинским знаниям народов Западной Сибири, в том числе сибирских татар, занимаются омские этнографы и археологи11.

С середины 1970-х гг. в СССР публикуются работы, посвященные методике изучения народных медицинских знаний12, ставятся вопросы использования теории информации при их изучении13. В отечественной и зарубежной науке XX в. менялось тенденция к изучению опыта народной медицины, способов лечения и психо-социальных и поведенческих особенностей врачевателя и пациента. На Всесоюзной научной конференции, посвященной этнографическим аспектам изучения народной медицины (Ленинград, 1975), рассматривались основные методические и методологические проблемы изучения народной медицины14. Были поставлены задачи выявления соотношения традиционного и инновационного в народной медицине, выяснения взаимосвязи народной медицины с верованиями, фольклором, материальной культурой, она явилась первым опытом систематизации этнографических работ по данной тематике15. Проводились и другие научные конференции, затрагивавшие проблемы исследования народной медицины, например: Научная конференция, посвященная истории медицины Сибири, 1978 (Томск); Международная конференция по традиционной азиатской медицине, 1979 (Канберра); Народная медицина: пути содействия и развития, 1980 (Женева); Проблемы рационального использования лекарственных растений, 1980 (Красноярск); Традиционная этническая культура и народные знания, 1994 (Москва) - и т.д16.
биологического анализа традиционного опыта17. В этот же период в отечественной этнографии значительно усилился интерес к народной медицине, появились многие региональные этнографические исследования18.

В 1980-1990-х гг. появляются фундаментальные работы, посвященные медицине народов Поволжья и Приуралья, в которых рассматривается зависимость развития народных медицинских знаний от традиционного быта и условий жизни19. В конце 1990-х гг. в результате комплексного изуче-ния В.И.Харитоновой (1995, 1999) магико-медицинской и заговорно-заклинательной традиции стала возможна этнологическая интерпретация традиционных верований и практик, с опорой на современные концепции фундаментальных наук. Содержание эзотерических знаний в настоящее время становится предметом нового осмысления. Исследователи прошлых веков неизменно видели в них заблуждения, суеверия, связывая предрассудки с фанатизмом. На рубеже XX-XXI вв. в научной мысли меняется отношение к вопросу о рациональном и иррациональном - происходит рационализация иррационального21. Совмещение этнологических исследований с новейшими естественнонаучными изысканиями выявляет перспективу дальнейшей реконструкции народных медицинских знаний, выработанных тысячелетним опытом человечества.

В диссертации рассматриваются причины длительного сохранения самобытных (в том числе и магических) способов и средств лечения в век техногенной цивилизации. Для решения проблемы привлечены труды ученых XIX и XX вв. Ч.Валиханова (1961), В.Басилова (1970), Ш.Сарыбаева (1960), Г.Снесарева (1983), В.Бутанаева (1996), Дж. Кармышевой (1997) и
Источниками настоящего исследования являются полевые материалы, а также музейные, литературные и архивные сведения. Полевые материалы собраны диссертантом в 1994-1995 гг. во время этнографических экспедиций Омского государственного университета и Омского филиала
Объединенного института истории, филологии и философии Сибирского отделения РАН. Использованы также материалы археолого-этнографических экспедиций Сибирского филиала Российского института культурологии, в которых я участвовала. Полевые материалы автора хранятся в Музее археологии и этнографии Омского государственного университета. Сбор полевых материалов проводился по программам «Народные знания»23, составленным диссертантом и другими учеными для этнографов и археологов. Были использованы также описи Государственного Архива Омской области, в которых отражено развитие профессиональной медицины в Омской области.

Методологическая основа и методика работы. При изучении народных медицинских знаний курдакско-саргатских и тарских татар применялся метод историко-сравнительного анализа. Для раскрытия внутренних информационных связей традиционной культуры сибирских татар использовались включенное наблюдение, научное описание, классифицирование лечебных средств и способов, аналитическая работа с архивными источниками. На основе сопоставления полевых материалов автора, музейных и литературных данных были произведены систематизация и классификация собранной этнографической информации. В качестве одного из приемов лингвоисторического метода здесь использована экспликация (реконструкция) значений слов, названий, отражающих диалектные особенности языка сибирских татар и заимствования в их народной медицине.

Научная новизна исследования. В результате исследования введен в оборот новый фактический материал, в основном неизвестный в этнографии. В диссертации проведена реконструкция народных медицинских знаний двух этнических групп сибирских татар, в результате которой показаны региональные особенности медицинской культуры сибирских татар конца XIX - XX вв., а также их общие черты.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследо-
вания отражены в публикациях диссертанта, в том числе и апробированных на научных конференциях и семинарах: X Западно-Сибирское совещание археологов и этнографов (Томск, 1995), Интеграция археологических и этнографических исследований (Омск, 1995, Новосибирск-Омск, 1996), Второй международный конгресс этнографов и антропологов России (Уфа, 1997), Интеграция археологических и этнографических исследований (Омск-Уфа, 1997), Россия и Восток: проблема взаимодействия (Омск, 1997), Три века сибирской школы (Тобольск, 2001).24

Практическая значимость. Проведенное исследование по народной медицине курдакско-саргатских и тарских татар может быть использовано для преподавания краеведения, истории, этнографии в школьной и вузовской системе образования.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Селезнев А.Г., Мерзликин В.В. К вопросу о языческо-мусульманском синкретизме у сибирских татар// Ислам, общество и культура. Омск, 1994. С. 124-127; Кадырова Л.М. Иррациональные народные медицинские знания сибирских татар Омской области// Народная культура. Омск, 1996. С. 38-40; Она же: К проблеме отражения религиозного синкретизма в народных знаниях сибирско-татарского населения// Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития. Омск, 1998. С. 189-191; Файзуллина Г.Ш.Обряды переходного цикла у заболотных татар// Народы Сибири. Книга 3. Сибирский этнографический сборник. Москва, 1997. С.23-24.

2. Татары. М.: Наука, 2001. С.24; Томилов Н.А. Современные этнокультурные процессы среди сибирских татар. Томск, 1978. 5-126; Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1992. С. 10.

3. Паллас П.С. Описание растений Российского государства. Тобольск, 1792. С. 233; Потанин Г.Н Бараба// Живописная Россия. СПб, 1884.

9 T.XI; Он же: О караванной торговле с Джунгарской Бухарией в XVIII в 1888.

С.35; Катанов Н.Ф. Предания тобольских татар о Кучуме и Ермаке// Ежегодник Тобольского Губернского музея. Вып.5. С.1-13; Радлов В.В. Опыт словаря тюркских наречий. Выпуск 5. Спб., 1909. С. 19, 555, 204; Он же: Из Сибири. М, 1989; Дульзон А.П. Этнический состав древнего населения Западной Сибири по данным топонимии М, 1960. С. 12.

4. Статистика Российской империи. XXIX. Волости и населенные места. 1893. Вып.16. Сибирское издание Центра статистическиого комитета Министерства внутрених дел, 1894. С.12-15; Список населенных мест Тобольской губернии. Составлен губернским статистическим комитетом по распоряжению Тобольского губернатора. Тобольск, 1904. С. 123; Сельскохозяйственный обзор Тобольской губернии за 1914-1918 сельскохозяйственный год. Тобольск,1918. С. 1-16.

5. Погодин А. Несколько замечаний о народной медицине Б.м., Б.г. (В разделе критика и библиография). Оттиск из журнала. "Министерство народного просвещения". СПб., 1875. - С. 457; Аристов В.Н. О народной медицине в Казанском уезде// Известия любителей естествознания, антропологии и этнографии. М., 1889. С. 29-30; Ветухов А. Заговоры, заклинания, обереги, другие виды народного врачевания.- Варшава, 1902. (Оттиск изъ "Русского филологического вестника"). Варшава, 1902. Вып.1. С. 323; Головачев П.М. Сибирь: природа, люди, жизнь. М., 1902; Кирилов Н.В. Санитарная обстановка и болезни полярных стран (преимущественно северо-востока Азии)// Вестник общественной гигиены, судебной и практической медицины, 1908. С. 1769-1799; Андронников В. Странички из истории народно-бытовой медицины// Труды 3-го областного историко-археологического съезда во Владимире. Владимир, 1909. С. 67; Верещагин Гр. О народных средствах врачевания в связи с поверьями Б.м., б.г. С. 120; Попов Г.И. Смертность среди рожениц//Сибирский врач. Якутск, 1914, N 32. С. 14.
6. Фахретдин Р. Асарь (Описание жизни татарской женщины). Оренбург, 1901-1908. 1-15 кисэк; Сабиров А.Р. Исламские традиции и здоровье: Историко-этнографический обзор здравоохранительных традиций татар (XV в. - начало XX в.). Казань: Шифа, 1996. С. 5-16.

7. Минько Л.И. Белорусская народная медицина и вред знахарства.-Минск, 1965. С.4-15; Старостин Б.А. Развитие исторического подхода к народной медицине в XVI-XVIII вв.// Традиционная этническая культура и народные знания. М., 1996. С. 118; Народы Поволжья и Приуралья: Коми-пермяки. Коми-зыряне. Марийцы. Мордва. Удмурты. М.:Наука, 2000, С. 488.

8. Дневник экспедиций В.В.Храмовой 1949 г. - Хранится в архиве Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН. (Санкт-Петербург): Ф.К-1. On. N 31. - С. 162, 201.

9. Валеев Ф.Т., Томилов Н.А. Татары Западной Сибири: история и культура. Новосибирск, 1996. С. 132.

10. Валеев Ф.Т. О религиозных представлениях западносибирских татар// Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. М.: Наука, 1978. 320-331.

11. В этом направлении велась работа в проектах под его руководством: "Теория и методика экспериментального исследования народных знаний, их реконструкция и использование для решения проблем этнической истории" (1995-1997 гг., Российский гуманитарный научный фонд) и «Теория и методика исследования традиционно-бытовых способов лечения животных у народов Западной Сибири, их реконструкция и использование для решения проблем этнической истории и официальной ветеринарии" (1997-1999 гг., Российский фонд фундаментальных исследований).

12. Бромлей Ю.В., Воронов В.А. Народная медицина как предмет этнографических исследований// Советская этнография. 1976. N 5. С. 3-18.

13. Брехман И.Н. Народная медицина в свете информации// Этнографические аспекты изучения народной медицины. Л., 1975. С. 23.
14. Бромлей Ю.В. Народная медицина как предмет этнографии/

Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М.,1981. С.221-232, Он же: Вступительный доклад// Этнографические аспекты изучения народной медицины. Л., 1975. С. 3.

15. Этнографические аспекты изучения народной медицины. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1975. С.4-6; Пестряков А.П. Всесоюзная конференция по этнографическим аспектам изучения народной медицины// Советская этнография. N5. 1976. С. 156-160.

16. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Женева: Всемирная организация здравоохранения, 1974; Научная конференция, посвященная истории медицины Сибири. Томск, 1978; Международная конференция по традиционной азиатской медицине. Канберра, 1979; Народная медицина: пути содействия и развития. Доклады совещания Всемирной организации здравоохранения. Женева, 1980; Проблемы рационального использования лекарственных растений. Красноярск, 1980; Второй Всесоюзный съезд историков медицины. Ташкент, 1988.

17. Алексеев Т.А. Медико-санитарный быт чувашей в X-XVIII в.// Советское здравоохранение. 1977. N 1. С. 75-78; Давыдов А.Н. К изучению народной психиатрии и психотерапии русских, калмыков, ненцев// Архангельское Поморье. История и культура Архангельска. Архангельск, 1983. С. 17; Кнельц В.Ф. Народная медицина в Удмуртии// Советское здравоохранение. 1983. С.39-49; Василенко В.И. Народная медицина и охрана здоровья малых народностей Севера (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа) и традиционной гигиене народного Севера. Автореф.дисс. на соиск. ученой степени канд. ист. наук. М., 1987; Григорьева A.M. Народная медицина якутов (Медико-биологический аспект народного врачевания в Якутии XVII-XIX вв.). М., 1992.; Грысых Н.Е. Лечебные и профилактические обряды русского населения бассейна Ваги и Средней Двины: пространственные и временные координаты// Русский Север. СПб., 1992. С. 62-72; Дмитриева
СИ. Мировоззренческая основа народных представлений о болезнях русских европейского Севера// Российский этнограф. 1993. N3. С. 46-67; Сухарев А.В. Этнопсихотерапевтический подход к человеку в условиях кризиса его экосистемы// Мир психологии и психология в мире. NO. 1994. С. 63-71; Он же: К вопросу о роли этнических факторов в возникновении психических расстройств человека// Народы Сибири (Сибирский этнографический сборник). М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1995. С.221-225; Абрю-тина Л.И. Народы Севера России: право на здоровье.- М., 1999.; Батьянова Е.П. Из народной медицины народов Крайнего Север-Востока// Народы Российского Севера и Востока: Сибирский этнографический сборник. В. 9 М.: Старый сад, 1999; Лукьянченко Т.В. Профилактика и лечение болезней у народов Крайнего Севера европейской России (саммы и ненцы)// Народы Российского Севера и Востока. М.: Старый сад, 1999.

18. Востриков Л.А. Медицина народов Дерсу. Хабаровск, 1974; Шенгелия М.С. Из истории древнего Колхидо-иберийской медицины// Советское здравоохранение, 1975. N 11. С. 78-80; Мамбетов Г.Х., Маслов А.А. Из истории народной медицины кабардинцев и балкарцев в XIX - начале XX века// Этнография народной Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1977. С. 3-35; Старкова Н.К. Некоторые сведения о народной медицине ительменов// Этнография и фольклор народов Дальнего Востока. Владивосток, 1981. С. 263; Куникеева Л.З. Из народной медицины абазинцев// Проблемы археологии и этнографии Карачаево-Черкессии. Черкесск, 1982. С. 180-190; Калмыков И.Х. Народная медицина и религия у адыгов// Вопросы археологии и традиционной этнографии. Карачаево-Черкесск, 1987. С. 129-141; Гаер Е.А. Магическое лечение у нанайцев// Культура народов Дальнего Востока в СССР (XIX -XX вв.). Владивосток. 1987; Она же: Родильные обряды у нанайцев и ульчей// Проблемы историко-культурных связей народов Дальнего Востока. Владивосток, 1989. С. 36-40.
19. Кнельц В.Ф. Народная медицина в Удмуртии// Советское здравоохранение. 1983. N 9. С. 39-49; Гумаров В.Э. Эмпирическая физиотерапия башкир (конец XIX - начало XX вв.)// Исследования по истории этнографии Башкирии. Уфа, 1984. С. 23-29; Салмин А.К. Лечебные обряды у чувашей// Этническая культура чувашей. Чебоксары, 1990. С. 105-122; Гришина М.В. Народная медицина удмуртов (из опыта XVIII-XIX в.)// Вестник Удмуртского ун-та. Ижевск, 1992. N 6. С. 47-53; Ильина И.В. Народная медицина коми в конце XIX - первой трети XX вв. Дисс. на соиск.ученой степени канд. ист. наук. Ижевск, 1995; Никонова Л.И. Традиционные способы сохранения здоровья мордвы. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. М., 1993; Она же. Этномедицина финноугорских и тюркских народов Поволжья и Приура-лья в системе их жизнеобеспечения (историко-этнографическое исследование). Дисс. на соиск. ученой степени доктора ист. наук. Саранск, 2001; Мальцев Г.И.. Народная медицина коми-пермяков конца XIX - начала XX вв. (Историко-этнографический аспект). Дисс. на соиск.ученой степени канд. ист. наук. Кудымкар, 2000.

20. Харитонова В.И. Традиционная магико-медицинская практика и современное народное целительство. Статьи и материалы. М., 1995.; Она же: Заговорно-заклинательное искусство восточных славян: проблемы традиционных интерпретаций. М: ИЭА РАН, 1999. 4.1-2.

21. Гадамер. Истина и метод. Основы философской герменевтики М: Прогресс, 1988. С.56-58; Касавин И.Т. Познание в мире традиций. М.: Наука, 1990. С. 17; Русакова Т.Ф. Предрассудок как предмет философского исследования. Дисс. на соиск. уч..степ. канд.филос. наук..Л: Изд-тво Ленинградского университета 1994, С.7, 27, 37; Харитонова В.И. Указанная работа. 1999. С. 4-18.

22. Томилов Н.А. Программа сбора материалов по теме "Народные знания'7/Программы и вопросники по духовной культуре: Для участников этнографических практик. Омск, 1978. С. 3-8; Он же: Программа сбора ма-
териалов по теме "Народные знания'7/Вопросники и программы по духовной культуре: Для участников этнографических практик и экспедиций. Омск, 1990. С.4-8; Кадырова Л.М., Татауров С.Ф., Тихонов С.С., Томилов Н.А. Народные знания. Программа сбора материалов и для участников археологических и этнографических практик и экспедиций. Омск: Издание Омск, ун-та, 1997.

23. Вербицкий В.И. Алтайские инородцы. Сборник этнографических статей и изследованш алтайского миссионера В.И.Вербицкого. М.,1893. С 107; Данилин А.Г. Знахарство. Западно-Сибирские энциклопедии. Инородцы. Камлание. Кишлак. Кумыс// Уральская советская энциклопедия. М., 1932-1933. С- 12-123; Он же: Бурханизм. Горноалтайск, 1933. С. 159-178; Каруновская Л.Э. Из алтайских верований и обрядов, связанных с ребенком// Сборник Музея археологии и этнографии АН СССР. Л., 1927.С. 19-36; Она же: Представления алтайцев о вселенной (материалы по алтайскому шаманизму)// Советская этнография. 1935. N 4-5. С. 160-183; Дьяконова В.П. Религиозные культы тувинцев// Памятники культуры народов Сибири и Севера. М., 1956. С. 172-216; Насыйри К. Сайланма эсерлэр (Избранные произведения). Казань: Татгосиздат, 1959. С. 171-203; Сарыбаев Ш. К вопросу о казахских и монгольских языковых связях// Казак тЫ тарихы мен диа-лектодлогиясынын мэгнелелери. Алматы, 1960. С. 57; Орузбаев М.Н. Некоторые заметки о парных словах// Труды Института истории языка и литературы АН Киргизии, 1957, вып VIII С. 100; Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений в 5 томах. Т.1. Алма-Ата, 1961; Вайнштейн СИ. Тувинцы-тоджинцы. Историко-этнографические очерки. М.: Наука, 1961; Он же: Тувинское шаманство. М.: Наука, 1964 (оттиск); Он же. Мир кочевников центра Азии. М.: Наука, 1991;Басилов В.Н. Культ святых в исламе. М., 1970; Он же: Избранники духов.М., 1976; Он же: Религиозные верования. Свод этнографических понятий и терминов. М.: Наука, 1993; Кармышева Дж.Х. Земледельческая обрядность у казахов// Домусульманские верования и обряды Средней Азии.
М.: Наука, 1978. с.30-35; Бутанаев В.Я. Хакасская народная медицина// Генезис и эволюция этнических культур Сибири. Новосибирск, 1986. С. 90-120; Он же: Хакасско-русский историко-этнографический словарь, 1999; Он же и Худяков Ю.С. История енисейских кыргызов. Абакан, 2000; Функ Д.А. Телеутское шаманство. М., 1997; Снесарев Г.П. Хорезмийские легенды как источник по истории религиозных культов Средней Азии. М.: Наука, 1983; Он же: Под небом Хорезма. М., 1973; Болонев Ф.Ф. О народной медицине и заговорах русского населения Забайкалья// Генезис и эволюция этнических культур Сибири. Новосибирск, 1986. С. 114-129; Лерхобоев Г.Л. Жамбалдагбаев Н.Ц. К изучению бурятской народной медицины// Современность и традиционная культура народов Бурятии. Улан-Удэ, 1983. С. 72-80; Аргынбаев.Х. Халык бшм1 хакында (О народных знаниях)// Известия академии наук Казахстана. Алма-аты, 1994. N 1. С. 21-29; Он же: Казак-тын мал шарушалыгы жайында этнографиялык очерк. (Этнографические очерки о казахской ветеринарии). Алматы, 1969.

24. Кадырова Л.М. Народные лекари у сибирских татар// Культура и интеллигенция России в эпоху модернизации (XVIII-XX вв.). Омск, 1995. T.I. С. 214-218; Она же: Нормы санитарии и гигиены в одежде тарских татар// Художественное моделирование и народные традиции. Омск, 1995. 4.1. С. 58-60; Она же: Традиционно-бытовые и профессиональные знания в медицинской практике тарских татар города и села// Проблемы культуры малых городов Сибири. Омск-Тара, 1995. С. 59-61; Она же: К изучению народных терапевтических знаний тарских татар на стыке медицины и этнографии/ Методика комплексных исследований культур и народов Западной Сибири. Томск, 1995. С. 80-81; Она же: Заболевания сибирских татар и их зависимость от традиционной пищи// Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития. Омск, 1996. С. 29-31; Она же: Использование посуды в традиционно-бытовой медицине аялынцев// Интеграция археологических и этнографических исследований. Новоси-

16 бирск-Омск, 1996. Ч. II. С. 27-30; Она же: К вопросу об изучении духовной

культуры сибирских татар Омской области XIX - XX вв.// Второй международный конгресс этнографов и антропологов. Уфа, 1997. Ч. 2. С. 72-73; Она же: К вопросу об исследовании народных знаний городских татар Омского Прииртышья (вторая половина XIX-XX в.)// Проблемы культуры городов России. Ишим-Омск, 1997. С. 88-89; Она же: К проблеме отражения религиозного синкретизма в народных знаниях сибирско-татарского населения// Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития. Омск, 1998. С. 189-1913; Она же. Рациональные народные медицинские знания тарских татар Омской области// Вестник Омского университета. Специальный выпуск. Омск, 1997. Выпуск 3. - С. 33-34; Она же: К вопросу о народных зоологических и ботанических знаниях сибирских татар// Словцовские чтения - 96. Тюмень, 1997. - С. 123-124; Она же: Народное понимание причин заболеваний у тарских татар// История и культура Сибири. Омск, 1996. С. 35-37; Она же: К проблеме исследования народной ветеринарии татар Омского Прииртышья// Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития. Омск, 1998. С. 191-194; Она же: Об исследованиии флористических знаний сибирских татар// Музей и общество на пороге XXI века. Омск, 1998. 51-52 и др.
ГЛАВА 1. СРЕДА ОБИТАНИЯ И УСЛОВИЯ ЖИЗНИ. РАЗВИТИЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.

§1. Среда обитания.

Курдакско-саргатские и тарские татары (две из пяти групп тоболо-иртышских татар) проживали в конце XIX - XX вв. в Среднем Прииртышье и в бассейне реки Тары1. Их говоры относятся к тоболо-иртышскому диалекту2 и являются основными показателями, дифференцирующими эти группы3.

Группа курдакско-саргатских татар сформировалась из «родопле-менных подразделений, известных в позднезолотоордынский период: кур-дак (куртак), саргат, отуз-татар, тав, карагай», а тарские татары - из двух племенных групп: туралы и аялы4. Их основными занятиями были скотоводство, рыболовство, охота, земледелие, огородничество, торговля, сбор ягод, трав5. Территория расселения с конца XIX в., когда на севере Омского Прииртышья существовали Коурдакская, Саргатская и Тавско-Утузская волости (ныне это территории Тевризского и Усть-Ишимского районов Омской области), не изменилась6. Их численность с конца XIX в. до 1950-х гг. увеличилась от 4388 до 7606 человек. Тарские татары жили южнее в Ая-лынской и Бухарской волостях (территории современных Большереченско-го, Муромцевского и Тарского районов Омской области). Их численность с конца XIX в. до 1950-х гг. выросла от 3978 до 9000 человек7. Это объясняется как естественным приростом, так и ассимиляцией других этнических групп населения. В XIII-XIX вв. сибирские татары ассимилировали "пришлых" поволжско-приуральских татар, бухарцев, представителей иных этнических групп, вследствие чего в сфере народной культуры татар появились существенные заимствования8.

В литературе по сибирским татарам до сих пор нет единства в названиях групп. Так, казанские авторы именуют тарскими всех татар Сред-
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23705.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.