У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Проблемы этнической социализации
Количество страниц 180
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23715.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение...3

Глава I. Исследовательские подходы к проблеме

этнической социализации...18

§ 1. Историография проблемы...18

§ 2. Понятийно-категориальный аппарат...33

Глава П. Этническая социализация в традиционном

удмуртском обществе...53

§ 1. Этнический идеал личности...55

§ 2. Субъекты и институты социализации...65

§ 3. Факторы социализации...81

Глава III. Этническая социализация в современном обществе...102

§ 1. Семья как институт этнической социализации...103

§ 2. Роль национальной системы образования в этнизации личности...118

§ 3. СМИ и проблема этнизации личности...133

§ 4. «Улица» как фактор социализации...143

Заключение...154

Список источников и литературы...162

Список информантов...177

Список сокращений...179

Приложение...180

Введение

В настоящее время ощутимо выросло число научных трудов, посвященных изучению процессов глобализации и её влияния на ход развития современного общества. Как показывают исследования, неотъемлемой чертой данных процессов является интенсивное преодоление мировым рынком и сопутствующими ему транснациональными информационными потоками национальных границ, благодаря чему, мир начинает приобретать зримые очертания того, что было названо известным канадским культурологом М. Маклуэном "глобальной деревней", и что выражается в усилении степени взаимозависимости в мировом пространстве за счет развития коммуникационных и транспортных технологий. Наблюдается тенденция к доминированию одного языка, одной культуры в многоязычном и многокультурном обществе. В таких условиях для относительно небольших народов одной из актуальных проблем становится самосохранение и воспроизводство. Вопросы сохранения этничности и воспроизводства этносов приобретают особую значимость и в связи с тем, что противодействие агрессивному воздействию внешней социальной среды может принимать различные формы, вплоть до проявлений экстремизма со стороны представителей данных народов. Требуется тщательное изучение основных путей и возможностей дальнейшего воспроизводства этничности в каждом новом поколении.

Никто, пожалуй, не сомневается в том, что будущее каждого этноса зависит от его молодежи. Именно она должна стать носителем этнической культуры и обеспечить дальнейшее воспроизводство групповой общности. В процессе этнической социализации индивид воспринимает культуру, ценности, стереотипы поведения этнокультурного окружения, в которое он включается с рождения. От того, насколько «отлажены» детали механизма этнической социализации, насколько эффективно справляются они с передачей этничности молодому поколению и отвечают вызовам времени, зависит, во-первых,
сохранение и дальнейшее развитие этноса, во-вторых, эмоциональное самочувствие каждого его представителя в отдельности. Вполне естественно, что уверенность членов этнической общности в завтрашнем дне, сопровождаемая положительными чувствами идентификации с этносом, - одно из необходимых условий для нормализации внутригрупповых и межнациональных отношений.

Но процесс этнической социализации, выступая в качестве одного из основных компонентов самовоспроизводства этноса, помимо всего прочего, является ещё и важнейшей составляющей в формировании личности. Казалось бы, сегодня, в условиях всеобщей унификации и стандартизации, когда нивелирование этнокультурных различий может даже возводиться в ранг государственной политики, этнический фактор должен стать неким анахронизмом, должным отмереть со временем. Однако этнические общности продолжают оставаться объективной реальностью нашего времени и заставляют считаться с собой. Человеку в течение своей жизни важно переживать ощущение принадлежности к какой-либо группе, общности, чувствовать свою причастность к определенным событиям, явлениям, ценностям. Только в таком случае индивид чувствует себя комфортно и устойчиво. Благодаря множеству нитей, связывающих его с социумом, он перестает быть «анонимным», приобретает социальную легитимность. Среди большого разнообразия социальных общностей, к которым может относить себя индивид в течение всей своей жизни, одной из наиболее значимых продолжает оставаться связь с этнической общностью. Чувство единения со своим народом, имеющим отличную от других историю, культуру, язык и менталитет, дает человеку положительное мироощущение, чувство стабильности и полноценности бытия. Это находит понимание и среди современных ученых. Один из ведущих отечественных этнологов М.Н. Губогло, рассуждая о проблемах современной молодежи, отметил: «Для того чтобы чувствовать себя уверенно в настоящем и строить будущее, необходимо опираться на культурный фундамент, возведенный в прошлом.
Нужна высокая культура преемственности поколений, наполненная глубокой традицией формирования и функционирования собственной идентичности» [Губогло, 2003: 210]. Именно в ходе этнической социализации происходит воспроизводство культурного пласта этноса и формируется чувство принадлежности к этнической группе.

Современная ситуация требует некоторой корректировки в подходах к процессу формирования этнической личности. Массовые миграции населения, быстрый рост городов, увеличение межнациональных контактов, наплыв унифицированной западной культуры размывают этнокультурную среду. Воспитать этническую личность становится все сложнее. Особенно остро это ощущают на себе малочисленные этносы, в том числе и удмурты. Исследователи отмечают тревожные факты ослабления этничности среди удмуртской молодежи, усиления процессов их аккультурации и языковой ассимиляции [Воронцов, 1998: 129]. В такой ситуации появляется острая необходимость более активного и целенаправленного вовлечения в процесс этнической социализации личности современных институтов социализации, например, национальных СМИ, учреждений образования, общественных организаций, специально созданных государственных учреждений, на которых лежит достаточно большая ответственность за сохранение национальных культур, языков, традиций, а также этнической идентичности на модернизированной основе.

Социализация личности в современных условиях во многом отличается от подобного процесса в доиндустриальном обществе. Однако, как справедливо заметил исследователь И.С. Кон, «уроки прошлого, если их как следует осмыслить, помогают глубже понять настоящее» [Кон, 1988: 243]. Многие традиционные факторы этнизации можно успешно использовать на современном этапе. Так, народный удмуртский праздник «Гербер», обладавший локальными особенностями, почти забытый за годы советской власти, в наше время не только возродился, но и превратился в яркий общественный праздник, став своего рода этноконсолидирующим символом этноса.
Выбор темы данного диссертационного исследования обусловлен следующими мотивами. Во-первых, проблема этнической социализации как одного из основных механизмов воспроизводства этноса и формирования личности как активного субъекта этнического бытия представляет собой большой научный интерес в общетеоретическом плане и на уровне конкретных историко-этнографических исследований отдельно взятых этносов. Во-вторых, вопросы этнической социализации в удмуртском обществе пока не становились предметом специального изучения, и это открывает широкое поле для монографического исследования указанной проблемы. В-третьих, у автора вызывает тревогу современное состояние и будущее удмуртского этноса: широкое распространение негативной идентификации, сильные ассимиляционные тенденции (особенно среди молодежи) оставляют, как кажется, мало места для оптимистических прогнозов.

Объектом исследования диссертационной работы является традиционное и современное удмуртское общество, прежде всего - молодежная среда. Именно в молодом возрасте происходит становление этнической личности, когда человек воспринимает этническую культуру, стереотипы поведения, представления об этническом составе общества. В этот период формируется основной признак этнофора — этническое самосознание.

Предмет исследования — этническая социализация в обществе. Рассматриваются особенности процесса этнической социализации, характерные для традиционного и современного обществ, выделяются основные общественные институты социализации, факторы, влияющие на данный процесс.

Выделение понятий «традиционное» и «современное» общество достаточно условно, но подобное разделение дает возможность проследить динамику развития процесса этнической социализации и провести сравнительный анализ. Следует отметить, что единой теории традиционного общества не существует. Все представления о нём базируются в основном на его понимании как о доиндустриальной стадии развития человечества. Данная
стадия характеризуется господством натурального хозяйства. Основной формой организации социальных отношений для подавляющего большинства населения является относительно замкнутая, изолированная община. Отсюда вытекает господство коллективистских социальных представлений, ориентированных на строгое соблюдение традиционных норм поведения и исключающих индивидуальную свободу личности, равно как и понимание ее ценности. Общество жестко стратифицировано, уровень социальной мобильности невысок. Главным регулятором общественной жизни выступают традиция, обычай, следование нормам жизни предшествующих поколений. Для обозначения данного общества используются также понятия как аграрное, крестьянское, прединдустриальное общество. Переход от традиционного к индустриальному обществу происходит в процессе модернизации.

По мнению исследователей-удмуртоведов, модернизационные процессы начали проникать во внутреннюю жизнь удмуртов примерно со второй половины XIX века, что связано было с модернизацией российского общества [Калинин, 2000: 70]. Именно в это время в удмуртском обществе начали проявляться черты капитализма. Однако традиционная бытовая культура была ещё живой, полновесно функционировала, хотя уже не покрывала исключительно всю современность [Никитина, 1995: 244]. И главное — не произошло кардинальных изменений в сознании удмуртов, а ведь именно это является одним из основных признаков модернизации общества. Таким образом, можно допустить, что на рубеже XIX-XX веков формируются лишь предпосылки модернизации удмуртского общества, оно лишь вошло в процесс перехода от традиционности к современности, в так называемый процесс «разволшебствления» мира [Калинин, 2000: 76]. И основная часть удмуртов в это время продолжала жить традиционным жизненным укладом.

Поэтому хронологические рамки исследования охватывают достаточно большой временной отрезок: с первой половины XVIII в. — времени появления многочисленных письменных этнографических сведений об удмуртах — и до начала XXI в. При этом особое внимание заострено на особенностях
этнической социализации в традиционном обществе, которое рассматривается в рамках первой половины XVIII — рубежа XIX-XX вв.: этот исторический период наиболее адекватно отражает последний, «аграрный», доиндустриальный этап развития традиционного общества как такового, а для анализа специфики этнической социализации в современных условиях выбраны временные рамки, охватывающие 1990-2000 гг. Советский период в диссертации рассматривается в той мере, в какой этнокультурные процессы и тенденции развития национального образования (как положительные, так и отрицательные) этого этапа истории Удмуртии повлияли на этническую социализацию в последующий временной отрезок, то есть рубеж XX-XXI века.

Территориальные границы исследования охватывают регион проживания основной массы удмуртского этноса, то есть Удмуртскую Республику. Материалы по другим ареалам расселения удмуртов используются в работе в основном в качестве дополнения.

Цель диссертационной работы заключается в анализе проблем этнической социализации как одного из механизмов воспроизводства удмуртского этноса.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

- Рассмотреть теоретико-методологический аспект проблемы этнической социализации;

- Определить роль основных факторов и институтов, влияющих на процесс этнической социализации в традиционном удмуртском обществе;

- Выявить особенности этнической социализации на современном этапе развития удмуртского общества;

Исходя из поставленных задач, в исследовании были использованы методы, применяемые в различных гуманитарных научных дисциплинах. Основу методологической базы составляют общие, употребляемые в отечественной исторической науке, методологические принципы — объективность, историзм, системность. Принцип объективности требует
взвешенного подхода при рассмотрении событий и фактов, учета совокупности всех исторических явлений, всестороннего анализа собранных материалов, относящихся к проблеме исследования. Принцип историзма предполагает хронологическую последовательность событий и явлений, установление связи каждого момента исторического процесса с его прошлым и будущим. Системный подход дает возможность комплексной характеристики проблемы этнической социализации как многогранной сложившейся исторически культурной, психологической системы.

Также был использован сравнительно-исторический метод, позволяющий выявить общее и особенное в процессе этнической социализации удмуртов на протяжении их исторического развития, сравнить с аналогичными процессами, происходящими у русских и татар на территории Удмуртии. Данный метод применялся в сочетании с методическими приемами этнологической науки -наблюдением (в том числе — включенным), экспедиционным опросом, методом «экспертных оценок».

Для анализа механизмов и каналов этнизации в современных условиях возникла необходимость прибегнуть к методам социологической науки -анкетным опросам. Так, было проведено социологическое исследование, в разработке и проведении которого помогли специалисты-социологи Комитета по делам семьи, женщин и детей при администрации г. Ижевска. В качестве объекта исследования выступили учащиеся 7-11 классов в возрасте 12—18 лет школ г. Глазова, г. Ижевска, г. Сарапула, сельских школ Глазовского и Игринского районов. Акцент на данном возрастном периоде обусловлен тем, что обычно к этому времени этническое самосознание уже достаточно четко осознается и выражается. Подростки соотносят себя с определенным этносом, у них формируются чувства, связанные с осознанием своей этнической принадлежности. Всего было опрошено 471 человек (55 человек - село, 416 — город). Доверительный интервал — 95%, ошибка выборки +/- 5 %.

Для данного социологического исследования такую выборку можно считать репрезентативной и достаточной, так как опрашивалась целевая группа
(только подростки определенного возраста 12-18 лет, а не все подряд, т. е. была поставлена конкретная цель). Все это позволяет считать информацию, полученную в ходе исследования, достоверной и валидной, так как контингент опрошенных отвечает заявленной теме (этническая социализация подростков). Кроме того, исследование носило разведывательный характер, так как подобные исследования не проводились, и не было возможности их с чем-то сравнить, и проблема статистической репрезентативности оказывается второстепенной, в сравнении с необходимостью обеспечить качественное представление объекта исследования.

Стратегия выборки: гнездовая (исследование школьных классов), бесповторная. Опрос проводился путем заполнения учащимися стандартной анкеты [см. Приложение]. Информация была систематизирована и статистически обработана на компьютере с помощью специальных программ.

В своем исследовании автор опирался на теоретико-методологические разработки основателей культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева, ведущего представителя культурной психологии М. Коула, рассматривавших культуру как одну из важнейших составляющих человеческой психики [Выготский, Лурия, 1993; Коул, 1997]. Большое влияние на понимание процессов вхождения индивида в общественные группы и восприятия этнической культуры оказали научные разработки М. Херцковица [Herskovits, 1948], сторонников научной этнопсихологической школы А. Кардинера и М. Мид [см. подробно: Исследования национального характера, 2002; Мид, 1988]. Определить особенности психики ребенка на различных этапах онтогенеза позволили работы Э. Эриксона [Эриксон, 1996, 2000]. Опора на теоретико-методологические разработки отечественных специалистов в области этнологии и этнопедагогики Г.Н. Волкова и И.С. Кона позволили рассмотреть процесс этнической социализации, как на личностном, так и групповом уровне [Волков, 1974, 2000; Кон, 19886].

В широкий научный оборот понятие «этническая социализация» вошло сравнительно недавно, но уже существует множество подходов к решению
этого вопроса. Проблема этнической социализации в разнообразных аспектах рассматривается историками, этнологами, психологами, социологами, философами. Сложность и многогранность проблемы этнической социализации потребовала специального анализа теоретических подходов, сложившихся к настоящему времени в науках об обществе и человеке (см. главу I ).

Источниковая база диссертационного исследования носит комплексный характер. Все виды источников можно подразделить на несколько групп.

Опубликованные работы исследователей удмуртского этноса начала XVIII и до конца XIX вв. В них содержится огромный информационный пласт по этнографии удмуртского народа. В рамках исследуемой проблемы данная группа источников интересна, прежде всего, с точки зрения представленности в них информации о механизмах культурной трансмиссии в традиционном удмуртском обществе. В этой связи привлекали внимание путевые записки Г.Ф. Миллера [Миллер, 1896] и Д.Г. Мессершмидта [см. подробно: Напольских, 2001]. Это одни из первых достаточно подробных сведений о жизни и быте удмуртов. Записанные в первой половине XVIII в., они дали возможность в некоторой мере проследить изменения, произошедшие в удмуртском обществе на протяжении почти двух веков. Оба автора зафиксировали самоназвание «удмурт» как в южной, так и северной группах удмуртов, что позволяет говорить о них как о едином этносе. Помимо этого, Г.Ф. Миллер дал краткую характеристику взаимоотношений русских, удмуртов, марийцев и чувашей.

К концу XVIII в. количество работ об удмуртах существенно увеличилось. И.Г. Георги обобщил собранный к тому времени этнографический материал по удмуртам в своем труде «Описание всех обитающих в Российском государстве народов», в котором можно почерпнуть сведения о материальной культуре и самобытных верованиях удмуртов [Георги, 1799]. Интересна также работа Н.П. Рычкова, в которой автор сравнивает удмуртов с марийцами, татарами и башкирами [Рычков, 1770-1772]. Подобные сравнительные характеристики дали возможность, во-первых, оценить характер взаимоотношений удмуртов с соседними народами, во-вторых, увидеть глазами
исследователей особенности материальной и духовной культуры, присущие данным народам в рассматриваемый период.

Гораздо больший фактический материал о хозяйственной деятельности удмуртов, основных чертах характера, взаимоотношениях в общине и семье, воспитании детей мы узнаем из письменных источников XIX века. Одной из самых интересных в этом плане работ является труд Д. Островского «Вотяки Казанской губернии», в котором затронут широкий круг вопросов: происхождение удмуртов, этнонимы, история русской колонизации, он также оставил описание удмуртских деревень, подворий [Островский, 1873]. Многие позднейшие авторы ссылаются на это исследование. Кроме того, в работе содержится информация о взаимоотношениях удмуртов внутри семьи, в кругу родственников.

Традиционное поведение удмуртов в семье освещено и в сравнительно небольшом труде В. Кошурникова «Быт вотяков Сарапульского уезда, Вятской губернии» [Кошурников, 1880]. Исследователь отмечает необычайную миролюбивость удмуртов, стремление жить в согласии и мире с членами семьи и общины. По его замечанию, в удмуртской общине сильны традиции взаимовыручки, и если «попал вотяк в беду, вся деревня за него ходатайствует, не жалеет денег» [там же: 38]. Общественные отношения удмуртов находятся в центре внимания и у П.М. Богаевского [Богаевский, 1888]. В нашем случае весьма ценными оказались его заметки по этнической психологии, традициях воспитания детей, зарисовки о родовой структуре. Кроме того, работа содержит некоторые сведения о верованиях удмуртов: автором приведены варианты молптв-куриськонов, которые дают возможность воссоздать идеал человека, к которому стремились удмурты в процессе воспитательного воздействия на детей. Наиболее полный анализ дохристианских верований ученый сделал в другой своей работе «Очерки религиозных представлений вотяков» [Богаевский, 1890]. Особый интерес представляют описания социальных институтов удмуртского общества — сохранившихся элементов племенной структуры, рассмотрение коллектива кровных родственников - бдляка,
феномена воршуда. Работа изобилует такими сведениями, которые позволяют оценить значение религиозного фактора в социализации подрастающего поколения. Так, П.М. Богаевский оставил описание обряда с участием детей [Богаевский, 1890,VII: 50], что свидетельствует о наличии в удмуртской общине специальных методов приобщения детей к религиозной жизни и восприятию культуры.

Пожалуй, самые полные и разносторонние сведения, посвященные удмуртам, можно встретить в работах первого удмуртского этнографа Г.Е. Верещагина [Верещагин, 1995, 1996, 2000]. Его труды до сих пор не утратили своей ценности как собрание богатейшего этнографического материала, и их переиздание Удмуртским институтом истории, языка и литературы УрО РАН - подтверждение заслуг Г.Е. Верещагина как ученого. Помимо описаний быта, религиозных представлений, обрядов, взаимоотношений в семье и общине, особый интерес представляют сведения исследователя по этнографии детства. Он рассматривал вопросы о представлениях удмуртов о жизненном цикле и его этапах, социализации детей, роли трудового воспитания, межпоколенных отношениях.

Процесс воспитания детей и приобщения их к жизни этноса помогают реконструировать работы Н.Г. Первухина [Первухин, 1888, 1889, 1890] и И.Н. Смирнова [Смирнов, 1890]. Информация, заключенная в этих работах, позволяет систематизировать основные факторы социализации (труд, игра, обряды), выявить их роль в жизни общества. А подробные описания обрядов, игр детей и взрослых, методов и способов воспитания, фольклорные материалы, приведенные в указанных источниках, дают возможность проследить механизм культурной трансмиссии. Выявление роли традиционной религии как этноинтегрирующего фактора в удмуртском обществе возможно по материалам вятского историка П.Н. Луппова [Луппов 1899, 1927] по истории христианизации удмуртов и их религиозных верований.

В передаче коллективного опыта, прежде всего, была заинтересована община, так как от этого зависела степень её выживаемости. Удмуртская
сельская территориальная община-бускель регламентировала практически все стороны жизни деревенского мира: от семейной сферы до отношений с властями. Строго контролировала она и процесс воспитания подрастающего поколения. Реконструировать данные аспекты жизнедеятельности удмуртской общины позволяют труды М. Харузина [Харузин, 1883] и С.К. Кузнецова [Кузнецов, 1904]. Авторы подчеркивают отличительные черты удмуртской общины, сравнивая её с русской, выявляют роль обрядовой сферы в мирской жизни.

Стоит также упомянуть работы исследователей Н. Тезякова [Тезяков, 1892], В. Харузиной [Харузина, 1898], И. Васильева [Васильев, 1902], К.Ф. Жакова [Жаков, 1903]. Их труды ценны тем, что дают развернутое для своего времени описание этнической психологии удмуртов, характера их взаимоотношений с татарами и русскими.

В кратком обзоре ранних источников автор попытался в общих чертах проанализировать наиболее значительные, на его взгляд, работы, в которых проблемы этнической социализации личности в традиционном удмуртском обществе затронуты относительно широко, и поэтому могут рассматриваться в качестве полноценного источника по исследуемой проблеме. Ряд других, не менее ценных публикаций дореволюционных исследователей остались за пределами внимания, как не содержащие конкретной информации по вопросам этнической социализации личности.

Кроме того, к данной группе источников относятся работы -В.Е. Владыкина, Т.Г. Владыкиной, Г.А. Никитиной, В.В. Пименова, Л.С. Христолюбовой, Г.К. Шкляева. Их труды использованы в качестве источников ровно в той мере, в какой они содержат конкретные образцы жанров удмуртского фольклора (пословицы, поговорки, сказки, песни, молитвы-куриськоны и т. д.) и этнографические факты.

Осветить современную межэтническую, этноязыковую ситуацию в удмуртском обществе помогли также законодательные документы республиканских органов власти (Концепция государственной национальной
политики Удмуртской Республики, Законы Удмуртской Республики «О народном образовании», «О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики»).

Отдельной группой источников выступают статистические данные Государственного комитета статистики УР и материалы проводившихся этносоциологических исследований, мониторингов общественного мнения. Благодаря им, получены сведения о демографических и социальных процессах, характерных для Удмуртии, их влиянии на межэтническую обстановку в регионе. Кроме того, в данную группу необходимо отнести и результаты социологического исследования, проведенного автором в 2004 году.

Материалы республиканской периодической печати также выделены в отдельную группу. Они содержат тексты официальных выступлений представителей органов государственной власти, доклады общественных деятелей, ученых на конференциях и иных научных, общественно-политических форумах, проблематика которых затрагивала вопросы политики, межэтнических отношений в Удмуртской Республике. Эти источники богаты как фактическим, так и аналитическим материалом, отражают видение этнических вопросов различными слоями общества и позволяют проследить их реакцию на важные события национальной жизни республики. Наиболее полно и концентрированно данный источниковый материал представлен в многотомном труде «Феномен Удмуртии», где отражены экономические, общественно-политические и культурные процессы, протекающие в Удмуртской Республике в постсоветский период.

В самостоятельную группу источников выделены полевые материалы автора. К ним, прежде всего, необходимо отнести данные этнографических экспедиций в Кезский район Удмуртии, Мари-Турекский район Республики Мари-Эл, Балтасинский и Кукморский районы Республики Татарстан. Изучение особенностей социализации групп удмуртов, проживающих в преимущественно иноэтничной среде, позволило проанализировать многие стороны исследуемого вопроса на современном этапе.
Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что это первое комплексное исследование, посвященное проблемам этнической социализации в удмуртском обществе. Этническая социализация рассмотрена как естественный процесс самосохранения этнической общности, что связано с трансмиссией этнической культуры во времени. Данный подход позволил выделить основные институты этнической социализации молодежи, способы влияния общества на воспитательный процесс. Для создания более полной картины процесс этнической социализации рассмотрен в двух плоскостях: как он происходил в традиционном (аграрном) обществе и как осуществляется в современных условиях.

Практическая значимость диссертации видится в возможности использования полученных материалов и выводов для практических действий в области региональной национальной политики, для разработки молодежных и образовательных программ. Результаты исследования также могут быть учтены при решении вопросов оптимизации межнациональных отношений в Удмуртской Республике. Кроме того, данные исследования могут быть использованы при подготовке обобщающих работ по истории и этнографии удмуртов, учебных и методических пособий для преподавателей вузов и учителей, при дальнейшей разработке проблем этнической социализации личности. Материалы диссертации могут быть применены и в культурно-воспитательной, научно-просветительской деятельности учреждений образования, культуры, печати и информации, национальных объединений и
Основные положения диссертационного исследования нашли свое отражение в 7 публикациях общим объемом в 1,9 п. л. Отдельные аспекты проблемы изложены автором на международных, региональных научных и научно-практических конференциях: «Г.Е. Верещагин и этнокультурное развитие народов Урало-Поволжья» (г. Ижевск, 2001 г.); «Материальная и духовная культура народов Урало-Поволжья: история и современность» (г. Глазов, 2001 г., 2004 г.); «Этническая культура удмуртского народа:
источники развития» (г. Ижевск, 2002 г.); Ш Международный исторический конгресс финно-угроведов (г. Йошкар-Ола, 2003 г.); «Современные этнополитические и этносоциальные процессы в России: Модель Республики Башкортостан» (г. Уфа, 2004 г.); «Социально-экономические условия развития гражданского общества в России» (г. Ижевск, 2005 г.).

В струтурно-композиционном плане диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, соответствующих основным проблемно-тематическим блокам исследования, заключения, списка источников и литературы, списка информантов, а также приложения. В приложение вынесен инструментарий исследования: анкета и вопросник, использованные при интервьюировании.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23715.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.