У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Система и этикет питания мордовы конца XIX начала XX века
Количество страниц 215
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23738.doc 
Содержание Содержание
Введение...3

1. Система питания мордвы конца XIX начала XX века...20

1.1. Пища в системе жизнеобеспечения этноса...20

1.2.Повседневное питание...27

1.3. Праздничная и обрядовая пища...44

1.4.Традиционный способы хранения и технология изготовления

блюд...71

1.5. Утварь, связанная с пищей...83

2.Традиционный этикет питания мордвы...98

2.1. Повседневный, обрядовый и праздничный этикет питания...99

2.2.Повседневный, обрядовый и праздничный этикет питания...107

3, Этническое своеобразие традиционной пищи мордвы...128

3.1.Эволюция пищи и питания мордвы...128

3.2.Пища как источник изучения этнокультурных связей мордвы...137

Заключение...154

Список сокращений...161

Список использованных источников и литературы...162

Приложение 1, Терминология мордвы, связанная с пищей...185

Приложение 2.Рецепты мордовских национальных блюд...200

Приложение 3. Фотоматериалы...211

Приложение 4. Схема переработки и употребления в пищу

зерновых продуктов...215

Введение

Актуальность темы исследования. В комплексе систем жизнеобеспече-ния любого народа одно из ключевых мест принадлежит пище, которая составляет самую первую, основную и повседневную витальную потребность человека. Длительное время сохраняются ее национальные формы, а именно: состав блюд; способы заготовки, хранения продуктов, приготовления блюд и их потребления; исторически сложившиеся традиции в характере питания; этническая специфичность пищи; праздничные и обрядовые кушанья; нормы и правила этикета питания; предпочтения и запреты, и многое другое. Выработанная веками система питания мордвы, обусловленная особенностями ее этнической территории, наилучшим образом обеспечивает необходимое организму соотноше-ние белков, жиров, углеводов и минеральных веществ, регулирует оптимальный режим их обмена в данной природно-климатической зоне, способствует соблюдению равновесия между образом жизни, сырьевой базой питания и калорийностью продуктов. Традиционная система питания является своеобразным этническим маркером и служит одним из источников изучения не только истории народа, но и механизма функционирования культурного наследия этносов в современных условиях.

В последние десятилетия в связи с нарушением баланса экосистемы в природе возникла настоятельная необходимость обратиться к традиционному питанию в надежде, что оно благотворно скажется на здоровье и продолжительности жизни как отдельных людей, так и объединяющих их этнических общностей. И не случайно изучение традиционных систем питания народов мира привлекает все большее внимание исследователей-этнографов.

Степень научной разработанности проблемы. Вторая половина XIX века ознаменована усилением внимания к этнографическому изучению мордвы, которое связано, прежде всего, с деятельностью Русского географического общества, организованного в 1845 году. Так, материалы о ее традиционной пище имеются в монографических трудах членов РГО П.И. Мельникова (1867, 1981), В.Н. Майнова (1877, 1878), использовавших составленную РГО «Программу для
собирания сведений по этнографии». Исследования этих авторов важны тем, что в них содержится не только описание пищи и технологии ее приготовления, характеристика меню, но выделены повседневные и обрядовые блюда мордвы, привлекается некоторый сравнительный материал, предприняты первые попытки различить самобытные и заимствованные черты в традиционной системе питания мордвы, выявить ее этническую специфику, систематизировать материал касательно пищи мордвы.

Немало этнографических сведений о традиционной системе питания мордвы, имеется в публикациях членов организованного в 1878 году Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете И.Н. Смирнова и М.Е. Евсевьева. В монографии «Мордва» (1895) И.Н. Смирнова, отмечено о своеобразие мордовской национальной кухни, ее соответствие с преобладающими занятиями народа. Большое значение для изучения повседневного и обрядового рациона и этикета питания мордвы имеют труды известного мордовского ученого М.Е. Евсевьева. В 1914 году на страницах журнала «Живая старина» появилась его работа «Братчины и другие религиозные верования мордвы Пензенской губернии», в которой автор описал ряд ритуальных блюд, предназначавшихся для кормления участников мордовских молений и божеств.

Материалы, свидетельствующие об отдельных элементах, связанных с повседневным и обрядовым этикетом питания, приводятся в работах Ф.С. Голици-на (1881), А.Н. Минха (1890). Оригинальные сведения о проведении похоронно-поминального ритуала и жертвоприношений у мордвы, имеются в публикации К. Мильковича (1905), в которой автор не только характеризует похоронно-поминального обряд в целом, но и детально анализирует состав ритуальных блюд.

Изучение системы и этикета питания мордвы в советский период было продолжено. Немалый вклад в изучение данной проблемы внесла Е.И. Динес -автор ряда публикаций, которые были написаны на основе полевых материалов собранных автором в 1957 - 1959 гг. (1963, 1973). Наиболее интересной из них является статья «Традиционная пища и домашняя утварь мордвы» (1963), в ко-
торой автору удалось наиболее полно охарактеризовать состав повседневной и обрядовой пищи мордвы, показать некоторые ее этнокультурные связи по мате-риалам пищи. В работе В.Н. Белицер «Мордва-каратаи и их культура» (1960), предпринята попытка детально проанализировать традиционное питание данной этнографической мордвы.

Особо хотелось подчеркнуть значимость исследований по этнопитанию мордвы и поволжских народов Н.Ф. Мокшина (Мокшин, 1968, 1998; Жуковская, Мокшин, 1998; Мордва // «Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы. Мордва. Удмурты», 2000). В монографии «Религиозные верования мордвы» (1968, 1998) исследователь проанализировал общественные и семейные моления, особенности их организации и проведения, в том числе ритуального кормления участников, божеств и предков. Большую теоретическую и практическую значимость имеет этнографический справочник Н.Ф. Мокшина «Материальная культура мордвы» (2002), включающий в себя более двухсот тридцати статей, посвященных важнейшим компонентам материальной культуры мордовского этноса.

В книге Т.П. Федянович «Семейные обычаи и обряды финно-угорских народов Урало-Поволжья (конец XIX века - 1980-е годы)» в сравнительно-региональном аспекте выявляются общие и специфические черты в формировании и развитии семейных обрядов, а также в обрядовой пищи марийцев, мордвы и удмуртов. Автор приходит к выводу, что в семейной обрядности этих народов много общих, сходных обрядов, свидетельствующих об их контактах и взаимодействии. В то же время у каждого народа есть и характерные только для него обычаи и обряды, которые представляют собой результат самобытности его развития (Федянович, 1997: 11).

Исследованию традиционной обрядовой культуры мордовского этноса,

общему обзору обрядов жизненного цикла и связанных с ними хозяйственных

занятий народа посвящены работы Г.А. Корнишиной «Сезонные обряды морд-

М. вы: исторические корни и традиционные формы бытования» (1999), «Традици-

? онные обычаи и обряды мордвы» (2000). Для нас они важны тем, что в них ав-

6 тор анализирует этнознаковые функции элементов материальной культуры, в

том числе пищи и утвари мордвы.
Система питания мордвы как одно из условии сохранения здоровья народа и важного элемента в системе его жизнеобеспечения отражена в диссертационном исследовании Л.И. Никоновой «Традиционные способы сохранения здоровья мордвы» (1993).

Оригинальную характеристику детского рациона питания мордвы содержат труды Н.Ф. Беляевой «Традиционное воспитание детей у мордвы» (2000), «Традиционные институты социализации детей и подростков у мордвы» (2002). Исследователем наиболее полно дана характеристика состава детского питания и соответствующей ее утвари. Особое внимание автором уделено во-просам этикета: организации и проведению застольных трапез, гостевой этике; соблюдению норм и стандартов питания.

Большое значение для изучения данной темы имеют труды В.А. Балашова (1975, 1992), А.С. Лузгина (1987, 1993, 2001), П.М. Мезина (1994). Особо следует отметить монографию В.А. Балашова «Бытовая культура мордвы: традиции и современность», в которой автор охарактеризовал материальные компоненты бытовой культуры, в том числе и пищу. Изучению этнокультурных традиций в промысловой деятельности мордовского народа, которые прежде всего имели

целью удовлетворение потребностей в питании, посвящены исследования
А.С. Лузгина, обобщенные им в книге «Жизнь промыслов: Промысловая деятельность крестьян Мордовии во второй половине XIX — начала XX в. (этнокультурные аспекты)». В диссертационном сочинении П.М. Мезина «Материальная культура мордвы-эрзи и мокши (пища, утварь, одежда). Эволюция с конца XIX по 80-е гг. XX в.» (1994) приведены некоторые новые этносоциологиче-ские данные бытования традиционной пищи и домашней утвари мордвы в исследуемый период.

Историографический анализ свидетельствует, что хотя сложные и много-k гранные аспекты системы и этикета питания мордвы уже привлекали в той или

иной мере внимание исследователей, однако до настоящего времени по сущест-
ву не были предметом специального изучения. Это особенно следует сказать о таких сторонах исследуемой проблемы, как система питания мордвы в комплексе систем жизнеобеспечения этноса; традиции и новации, появляющиеся в ходе исторических контактов мордвы с проживающими по соседству народами; место пищи в системе традиционных социальных связей этноса, символом которых она выступает; характеристика традиционного этикета питания мордвы.

Основной целью исследования явились изучение, выявление и описание особенностей системы и этикета питания мордвы, бытовавших в конце XIX - начале XX века. Для ее достижения автору требовалось решить следующие задачи: выявить роль пищи в системе жизнеобеспечения мордовского этноса; провести системный анализ традиционной пищи мордовского народа по происхождению, способам приготовления и функциональному назначению в исследуемый период; охарактеризовать повседневный, праздничный и обрядовый этикет питания мордвы; показать значимость изучения системы питания как одного из важных источников исследования этногенетических и этнокультурных связей мордвы.

Объект исследования - система и этикет питания мордвы.

Предмет исследования - пищевые ограничения и предпочтения; набор основных продуктов, употребляемых в пищу; правила поведения, связанные с приготовлением и приемом пищи; способы обработки продуктов и приготовления повседневных и обрядовых блюд; утварь, постройки, помещения в которых происхо-дит приготовление и прием пищи.

Хронологические рамки исследования охватывают период с конца XIX по начало XX века, связанный со значительным сохранением традиционной культуры мордовского народа, накоплением этнографических сведений о нем, в том числе и о его традиционно-бытовой культуре. Именно об этом периоде истории мордвы сохранилось наибольшее количество сведений. При анализе процесса эволюции традиционной пищи использованы материалы более раннего и позднего периодов.

Территориальные рамки исследования в основном ограничиваются областью наиболее компактного расселения мордвы в конце XIX века, значитель-

ная часть которой составила территорию современной Республики Мордовия.

Однако автор, учитывая дисперсное расселение мордовского этноса, использует
этнографический материал и ряда сопредельных с Мордовией регионов, собранный в некоторых мордовских селах Нижегородской области.

Источниковая база. При исследовании проблемы автором был использован комплекс разноплановых источников.

Важное место в исследовательской работе заняли письменные источники. Наиболее ранние, пусть и фрагментарные, сведения о пище и продуктах питания у мордвы содержатся в русских летописях, документах и литературных произведениях, наблюдениях зарубежных и отечественных путешественников эпохи средневековья. Так, в работах итальянского путешественника Иосафата Барбаро отмечается, что основными продуктами питания у мордвы были мясо и рыба (Цит.: Мокшин, 1993: 16). Из записок фламандского путешественника XIII века Виллема Рубрука мы узнаем об имевших место у мордвы обычаях гостеприимства (Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука, 1957: 111).

Уникальный этнографический материал содержится в трудах участников научных экспедиций, организованных Российской академией наук в XVIII веке с целью собирания сведений об истории и современном состоянии проживающих в России народов, которые в настоящее время представляют больше источнико-вый, чем историографический интерес. Участники Академических экспедиций оставили ценные свидетельства, касающиеся питания мордовского народа. Так, П.С. Паллас, характеризуя традиционную пищу мордвы, отметил общие и специфические черты характерные для мокшан и эрзян (см.: Паллас, 1809: 112-114). Другой участник Академической экспедиции И.И. Лепехин приводит ряд названий полевых и огородных культур, выращиваемых поволжскими народами, в том числе мордвой (см.: Лепехин, 1771: 147).

Ценный фактический материал заключен в публикациях, выходивших в % свет на страницах периодических изданий различных научных обществ, в осо-

бенности таких, как «Этнографическое обозрение», «Записки» Русского геогра-
фического общества, «Известия» Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете (ОАИЭ); миссионерских журналов и сборников, памятных книжек, свидетельствующих о бытовании традиционной пищи и функционировании правил этикета питания у мордовского народа.

Весома для нашего исследования одна из главных работ М.Е. Евсевьева «Мордовская свадьба» (1892, 1931, 1956, 1966, 1990), содержащая много информации о составе и технологии приготовления обрядовых блюд, нормах и правилах этикета питания мордвы.

«Мордовский этнографический сборник» (1910) составленный А.А. Шахматовым содержит записи мордовских обычаев, заговоров, жертвоприношений, примет, связанных с пищей. Оригинальным источником при изучении этических норм и правил проведения обрядовых трапез является опубликованный в 1922 г. М.Т. Маркеловым сборник этнографических материалов под названием «Саратовская мордва».

Помимо собственно этнографических текстов в качестве источников в диссертационном исследовании были использованы фольклорные и лингвистические материалы. В фольклоре весьма емко и образно отразились этнические представления мордвы, связанные с традиционной пищевой культурой, стандарты и атрибутика, сопряженные с этикетом питания. Наиболее компактно он представлен в многотомном издании «Устно-поэтическое творчество мордовского народа» (УПТМН, 1963, 1965, 1972, 1975, 1981, 2003). Лингвистические источники позволили пополнить работу ценными сведениями, касающимися исследования комплекса этнокультурных и этногенетических проблем (Буб-рих, 1947; Махмутова, 1962; Ахметьянов, 1981; Хайду, 1985; Финно-волжская языковая общность, 1989; Напольских, 1997; Цыганкин, Мосин, 1998). Особую группу источников представляет терминология питанием, зафиксированная, главным образом, в словарях (Евсевьев, 1931; Русско-эрзянский словарь, 1948; Русско-мокшанский словарь, 1951; Мокшанско-русский словарь, 1993; Эрзян-4 ско-русский словарь, 1993), в глоссарии элементов материальной культуры мор-

довского народа (Мокшин, 2002). К значимым письменным источникам следует
отнести археологические, исторические, культурологические, этнографические и другие научные публикации, перечень которых представлен в библиографиче-ском списке диссертационной работы.

Несомненно, изучение системы питания не возможно без привлечения сведений из области кулинарии мордовского народа, а они, неоднократно публиковались в сборниках («Мордовская кухня», 1977; «Приятного аппетита: Кухня народов Поволжья», 1989; «Кушать подано: Кухня народов Поволжья», 2000) и в периодической печати.

В работе использованы материалы, хранящиеся в Центральном государственном архиве Республики Мордовия, в рукописных фондах Государственного учреждения «Научно исследовательский институт гуманитарных наук при Пра-вительстве Республики Мордовия». В личном архиве М.Е. Евсевьева (ЦГА РМ) хранятся уникальные этнографические сведения, касающиеся исследуемой проблемы, многие из которых до сих пор не опубликованы - наброски книг и статей, полевые записи, письма, планы экспедиционных поездок и отчеты. В работе привлекалечен материал, опубликованный на эрзянском языке в авторской обработке. Сведения по различным вопросам организации и проведения трапез, эволюционных изменений системы питания содержат отчеты и записи членов мордовских этнографических экспедиций, хранящиеся в рукописных фондах

Государственного учреждения «Научно исследовательский институт гумани-

тарных наук при Правительстве Республики Мордовия».

Одним из важных источников исследования явились полевые материалы, собранные автором в 2000 — 2003 гг. в мордовских и русских селах Ардатовско-го, Большеберезниковского, Дубенского, Рузаевского, Старошайговского, Тень-гушевского районов Республики Мордовия и Лукояновского района Нижегородской области.

Значительное внимание уделялось коллекциям традиционной утвари для приготовления и хранения пищи, хранящимся в Мордовском республиканском

краеведческом музее, районном краеведческом музее с. Дубенки, а также в ряде

школьных музеев Республики Мордовия.
Методы исследования. В данном диссертационном исследовании автор опирался на теоретико-методологические разработки ведущих отечественных ис-следователей - С.А. Токарева, Ю.В. Бромлея, С.А. Арутюнова, Э.С. Маркаряна. Е.П. Бусыгина, Н.Ф. Мокшина, В.И Козлова, Б.Х. Бгажнокова, Н.Л. Жуковской, Л.И. Никоновой и др.

В процессе работы над диссертацией применялись как общенаучные (сравнительно-исторический, типологический, корреляционный, реконструктивный, системно-структурный), так и конкретные историко-этнографические методы исследования (историко-ретроспективный, обобщения и систематизации исторических фактов, архивных и опубликованных материалов, непосредственное наблюдение и интервью).

В диссертационном исследовании использованы теоретические положения, изложенные С.А. Токаревым в статье «К методике этнографического изучения материальной культуры» (1970). В рассматриваемой работе исследователь впервые в отечественной этнографии ставит вопрос о трансформации в ходе общественного развития присущих пище наряду с биологическими соционорма-тивных функций сближения и разграничения (Токарев, 1970: 8). Автор отметил, что пища удовлетворяет не только биологические потребности, но играет также роль формы, опосредующей социальное общение людей. «Больше того, пишет он, - самый акт совместной еды и питья зачастую есть не только проявление дружбы или родства между людьми, но в ряде случаев он сам создает отношения дружбы или родства. В этнографической и исторической литературе часть описания обычаев побратимства через совместную еду; съесть кусок хлеба в доме врага - значит погасить вражду и восстановить мир ...» (Там же, 1970: 5). Следующая функция, которую выделяет С.А. Токарев, - это обратная, - социально разобщающая. Именно с этой точки зрения следует рассматривать и все пищевые запреты и ограничения как постоянные, так и временные. «Народ, -отмечал он в этой связи, - соблюдающий известный пищевой запрет, противо-V поставляет себя тем народам, которые этого запрета не соблюдают. Если му-

сульмане не едят свинину, в этом проявляется противопоставление мусульман
всем не мусульманам» (Там же, 1970: 6-9). Приверженность к традиционной национальной пище является этническим маркером в такой же степени, как запре-ты или пищевые ограничения. И то и другое объединяет членов данной этнической группы, одновременно противопоставляя ее другим группам.

Более глубокому изучению механизмов формирования и развития системы питания, как общечеловеческой культурной категории, выявлению качественного своеобразия компонентов системы питания, способствовали работы С.А. Арутюнова, Ю.И .Мкртумяна. Ими были введены такие понятия, как «модель питания» (Арутюнов, 1981) и «система питания» (Арутюнов, Мкртумян, 1981). В процессе данного исследования автор опирался на концепцию, сформулированную в теоретических аспектах о хозяйственно-культурных типах (ХКТ), согласно которой система питания этноса зависит от ХКТ и определяется им (Арутюнов. Введение // Этнография питания народов стран зарубежной Азии, 1981: 6). Вполне продуктивным в нашем исследовании является разработанное С.А. Арутюновым и Ю.И. Мкртумяном для армянской системы питания, положение о трех ее существенных пластах: 1) основной пласт, связанный с ведущим ХКТ; 2) субстратный «связанный с пережитками ХКТ, основанного на собирательстве, охоте и рыболовстве»; 3) адстратно-суперстратный (отражение формирования ИЭО, т.е. связанный с развитием «межэтнических контактов и культурных заимствований») (Арутюнов, Мкртумян, 1981: 9). С помощью этих кате-горий представляется возможным выделить ряд эволюционно-хронологических пластов в наборе традиционной системы питания мордвы, различных во времени образования.

Разработке теоретических основ жизнеобеспечения этноса, его содержания и экологических аспектов посвящены труды В.И. Козлова (1991), монографические работы исследователя этномедицины финно-угорских и тюркских народов Поволжья и Приуралья Л.И. Никоновой: «Тайны мордовского целитель-ства: очерки народной медицины мордвы» (1995), «Традиционная медицина тюркских народов Поволжья и Приуралья как часть системы их жизнеобеспечения»
(2000), «Традиционная медицина финно-угорских народов Поволжья и Приура-лья как часть системы их жизнеобеспечения» (2000).

Научно-теоретический интерес вызывает книга «Традиционная пища как выражение этнического самосознания» (2001), которая посвящена исследованию традиционного питания народов Европейской России, Западной Сибири, Украины, Кавказа, Средней Азии в прошлом и настоящем. Авторы статей сборника особое внимание уделяют выявлению роли питания в системе экологической адаптации, сохранности и отбору традиционных блюд в современном рационе питания различных этносов.

Весьма продуктивными в изучении и разработке проблем этикета питания в теоретико-методологическом отношении являются труды Б.Х. Бгажнокова (1978, 1983, 1987, 2001). В монографии «Адыгский этикет» (1978) сформулированы предмет, задачи и методы изучения специфики культуры общения, рассмотрены базисные ценности, лежащие в основе построения этикетных норм у адыгов и проанализированы важнейшие области культуры общения, как ритуалы приветствия и прощания, объекты и формы коммуникативных запретов. Особый интерес представляет статья Б.Х. Бгажнокова «Культ пищи и пищевой аниматизм» (2001), где автор, отмечая тот факт, что пища наделяется душой, способностью чувствовать, переживать и оценивать нравственный смысл определенных действий, поступков и операций, совершаемых человеком по отноше-нию к ней, вводит понятие «пищевой аниматизм». Представляя его в виде сложной и разветвленной системы, который является своего рода психологической базой культа пищи, его внутренним, психотехническим обоснованием. Возникнув в древности, этот культурный комплекс сохраняется до настоящего времени в виде разного рода правил, обычаев, ритуалов, суеверий (Бгажноков, 2001: 111).

В работе общего плана «Этнические стереотипы поведения» (1985) рассматриваются, в частности, этнопсихологические аспекты поведения и исторические формы его регулирования, а также этикет, вербальные и невербальные средства коммуникации. В статье А.К. Байбурина «Об этнографическом изуче- нии этикета (1988), в виде программы очерчен круг вопросов, подлежащих охва-
ту при исследовании коммуникативного поведения этноса, а также рассмотрены

теоретические аспекты «Этикетоведения»: место этикета среди других форм
символического поведения, соотношение с ритуалом и моральными нормами,

структура этикета.

Основополагающими понятиями, используемыми в диссертационной работе являются: «система питания», «модель питания», «этикет питания».

Систему питания какого-либо этноса или региона, населенного рядом близких по культуре этносов, составляют набор основных продуктов, употребляемых в пищу, типы блюд, приготовляемых из них, наличие характерных дополнительных компонентов, приправ и специй, способы обработки продуктов и приготовления блюд, пищевые ограничения и предпочтения, правила поведения, связанные с приготовлением и приемом пищи, утварь, постройки, помещения, где происходит приготовление и прием пищи (Арутюнов. Введение // Этнография питания народов стран зарубежной Азии, 1981: 4).

Выделяя модель питания, автор абстрагируется от поведенческих аспектов питания, от второстепенных кулинарных деталей и определяет лишь главное - за счет каких продуктов (чаще всего крахмалистых) обеспечивается основная калорийность пищи и в каком виде употребляется этот продукт, покрывается потребность в белках (Арутюнов, 2001: 12). Модель питания зависит от хозяйственно-культурного типа и определяется им. ХКТ кочевого скотоводства предпо-лагает мясо-молочную модель питания, ХКТ пашенного земледелия и домашнего скотоводства - зерно-молочную или зерно-мясо-молочную.

Понятие «этикет питания», на наш взгляд, включает в себя систему правил поведения и ритуальных предписаний, которые связаны с процессами приготовления, хранения и потребления пищи, а также выражают отношение представителей данного этноса к этим процессам.

Пища является важнейшей составной частью системы жизнеобеспечения

этноса, одним из связующих звеньев организма с природой. Ее исследование в

¦ш системе ее жизнеобеспечения мордовского народа было бы невозможно без

привлечения сведений биологии и нутрициологии, так как они позволяют рас-
крыть первую, основную и повседневную витальную потребность человека в пище. В биологическом аспекте пища представляет собой неорганические и ор-ганические вещества, получаемые организмами их окружающей среды и используемых ими для питания. Она необходима организму для построения растущих тканей тела и восстановления, разрушающихся в процессе жизнедеятельности, для поддержания этого процесса и восполнения расходуемой энергии (Гигиена питания, 1971: 101). Пища обеспечивает человека энергией (калориями) и веществами необходимыми для его нормального физиологического функционирования. Калорийность обеспечивается всеми тремя основными компонентами пищи, т.е. белками, жирами и углеводами (крахмалом и сахаром). Однако калорийность в балансе пищи не только у народов, знакомых с земледелием, но даже, как показывают исследования, у большинства скотоводов и неспециализированных охотников и собирателей преобладает доля углеводов растительного происхождения, прежде всего крахмала. Поэтому основные источники и форма потребления крахмала в большинстве случаев могут считаться ключевыми моментами для определения системы питания этноса (Арутюнов, 1981: 3).

Социальная роль пищи выражается в выполнении следующих функций: коммуникативной, символической, этнодифференцирующей, утилитарной, знаковой (Культура жизнеобеспечения и этнос, 1983: 191). Названные функции ярче всего проявляются в празднично-обрядовой пище мордвы. При раскрытии социальной функции пищи, следует заметить, что в традиционном сознании она предстает не только как объект, но также и как субъект, который определенным образом влияет на поведение людей. Б.Х. Бгажноков, отмечая тот факт, что пища наделяется душой, способностью чувствовать, переживать и оценивать нравственный смысл определенных действий, поступков и операций, совершаемых человеком по отношению к ней. И называют это явление пищевым аниматизмом (Бгажноков, 2001: 112).

Пище приписываются особые свойства, которые являются этически зна-*у чимыми реакциями, которые и подводят нас к тому, что постоянный диалог с
пищей - важная духовная и душевная опора человека в его отношениях с миром,
в установлении особых отношений в социуме. Ощущение, что посредством питания мы приобщаемся к силе, красоте и могуществу природы, знакомо Практику

чески каждому человеку, через переживания, которые ближе всего к религиозным, создаются дополнительные условия для вовлечения пищи в процессы социального взаимодействия и общения. Именно в этих процессах она выполняет важные ориентирующие функции, обязывая людей мыслить и действовать определенным, прежде всего нравственно-аргументным образом.

С пищей связана, широкая и разветвленная система верования, обрядов, ритуалов, примет, природа которых в основе своей социальна и поэтому не имеет биологического объяснения. У мордвы, как и у многих народов, существует много примет и поверий, которые связаны с продуктами питания. Большая их часть посвящена хлебу, как основному источнику питания: его нельзя выбрасывать, наступать или садиться на него и др. Отступление от выполнения данных правил, должно было привести к негативным явлениям, вплоть до болезни или даже угрожало жизни.

Пища является символом определенных нравственных уз и обязательств, культурных норм и ограничений. Более того, с одухотворением съестного и с так называемым «общением» пищи связано во многом происхождение и развитие общества. Особое место занимает она в игровой культуре, так как является

посредником между человеком и силами, управляющими судьбой, к которым It-относят богов, предков. Пища в обрядах мордвы часто выступает в качестве даров и приношений, становясь при этом объектом поклонения. Давно замечено, что пищевые и все другие приношения — акт своего рода правовой, тип сделки между человеком и божеством, когда жертва предлагается взамен тех или иных благ.

Выделяя понятие «этноэтикет», Б.Х. Бгажноков определяет его как систему характерных для данного этноса предписаний ритуализированного общения в типичных, изо дня в день повторяющихся ситуациях взаимодействия (Бгажно-Ь' ков, 1978а: 8). Будучи одной из сторон моральной, нравственной культуры этно-са, национальный этикет связывает воедино форму (технику) и традиционное
социальное содержание (мотив) общения. В ходе социализации, непременной составной которой является этнизация, у представителей того или иного этноса вырабатывается свое отношение к традиционно-бытовой культуре общения. В определенных ситуациях взаимодействия оно преобразуется в установку на соответствующий тип поведения, исходя из этого, степень, в которой реализует себя традиционно-бытовая культура общения, всегда различна у разных людей, возрастных, профессиональных и других групп внутри этноса. Механизмом передачи правил этикета из поколения в поколение служит обычай в широком смысле слова (включая обряд и ритуал), являющийся опорой и основой всех этнических традиций (Жуковская, 1988: ПО).

Проникая во все сферы жизни, этноэтикет обуславливает специфическое
отношение к элементам материальной культуры, в том числе и пище, а также к процессам ее приготовления и потребления. В пище любого народа отчетливо проступает его этническое своеобразие. Различия между народами касаются и состава потребляемой пищи, и способов ее приготовления и времени приема и т.д. (Бромлей, 1981: 252-253). Так для одних народов основу пищевого рациона составляют продукты земледелия (славянские народы), для других - мясо (народы Севера), третьи - являются ихтиофагами, употребляют в пищу главным образом рыбу (нанайцы).

Этикета питания включает в себя собой свод определенных норм и стан-дартов поведения, ритуальных предписаний, связанных с приготовлением и принятием пищи, обладающих при этом этнической спецификой.

Научная новизна данной диссертационной работы заключается в том, что это первое специальное на монографическом уровне исследование в котором дается анализ и реконструкция системы и этикета питания мордвы конца XIX -начала XX века, выявлены специфические и региональные черты в традиционном питании мордвы, актуализируется вопрос об этногенетических и этнокультурных связях мордовского этноса с другими народами Среднего Поволжья по j* материалам пищи.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23738.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.