У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Хозяйство и материальная культура аварцев-андалальцев во второй половине XIX начале XX вв.
Количество страниц 220
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23740.doc 
Содержание Содержание
Введение...3

Глава I. Краткие исторические сведения об

Андалальском обществе...17

Глава II. Хозяйство... 44

1) Земледелие... 44

2) Скотоводство... 72

3) Домашние промыслы и ремесла... 89

4) Обмен и торговля... 110

5) Дороги, транспорт...119

Глава III. Материальная культура... 129

1) Поселения... 129

2) Жилища... 147

3) Одежда... 166

4) Пища... 184

Заключение... 194

Список использованных источников и

литературы... 198

Список принятых сокращений... 218

Приложение... 220



Введение

В силу многих причин, основным из которых является унифицирование культур, происходит постепенное стирание традиционных, местных укладов жизни многих народов. Особенно этот процесс усилился в XX в., но в то же время наблюдается и некоторое оживление, а также возросший интерес к традиционному, не только у этнографов, но и у широкого круга людей, уважающих свою историю. В многонациональном Дагестане этот процесс приобрел более масштабный характер. О материальной культуре многих дагестанских народностей (особенно таких, как аварцы, даргинцы, лезгины, кумыки, лакцы и др.) уже написано немало работ. Поэтому в последнее время особое внимание уделяются как малочисленным народностям, так и этнографическим группам. Так, например, в составе аварцев очень много различных небольших народностей и этнографических групп, одним из которых являются и андалальцы.

Изучение основных вопросов хозяйства и материальной культуры Ан-далальского общества во второй половине XIX начала XX вв. продиктовано тем, что до настоящего времени нет ни одного монографического исследования или даже специальной научной статьи по совокупности этих вопросов; по многим другим этническим обществам Дагестана такие работы уже имеются.

Актуальность исследования поднятой нами темы обусловлена тем, что изучение материальной культуры союзов сельских обществ остается одной из важных задач отечественной этнографии, так как без ее глубокой разработки в целом практически невозможно написать подлинно объективную историю любого из обществ Дагестана.

В социально-экономическом и политическом развитии Андалальского общества было много общего с другими обществами Дагестана. Развиваясь в общем русле истории большинства дагестанских обществ, Андалальское общество в то же время имело ряд отличительных особенностей. Эти особенно-

сти, связанные с нахождением в специфических геополитических условиях, в своеобразной географической зоне, со своеобразными же взаимоотношениями с другими союзами общин и феодальными образованиями, предопределили и своеобразие пути исторического развития Андалальского общества.

В свете сказанного изучение хозяйства и материальной культуры Андалальского общества, а также хозяйства и материальной культуры ряда других, мало изученных обществ, является одной из актуальных задач дагестанской этнографической науки.

Необходимость изучения поднимаемой проблемы объясняется также большим интересом, который проявляют сегодня народы Дагестана к своему историческому и этнографическому прошлому.

Цели и задачи диссертационного исследования вытекают из его названия. Основной целью работы является комплексное освещение главных аспектов жизнедеятельности андалальцев во второй половине XIX - начала XX вв. Максимум внимания в работе уделяется изучению и освещению, насколько это позволяют имеющиеся фактические данные, материальной культуры и хозяйственной деятельности жителей общества.

Все это и определило выбор темы для нашего исследования. Она является первой монографической работой, посвященной разработке проблем, как хозяйственной деятельности, так и материальной культуры населения Андалальского общества. Объективное освещение этих вопросов является основной целью исследования. В рамках поставленной перед нашей работой цели определены следующие задачи:

- охарактеризовать природно-географические, климатические и ландшафтные условия среды, где издревле проживали андалальцы и которые оказали определенное воздействие на развитие хозяйства и материальной культуры.

- дать краткую историю Андалальского общества, время его образования, границы и состав;

- охарактеризовать основные занятия населения Андалала: земледелие, скотоводство, домашние промыслы, отходничество, внутреннюю и внешнюю торговлю;

- выделить особенное, специфическое, этнодеференцируещее в традиционном хозяйстве андалальцев и в их материальной культуре;

- провести историко-сравнительные параллели с другими обществами, народностями Дагестана, народами Северного Кавказа и Закавказья и т.д.

Сформулированные цели и задачи и определили ее структуру. Она состоит из введения, трех глав и заключения.

Научная новизна данного диссертационного исследования определяется тем, что в нем впервые в отечественной этнографии на основе анализа и обобщения широкого круга разнообразных источников делается попытка в монографическом плане осветить основные аспекты хозяйства и материальной культуры одного из крупных обществ Дагестана, каковым был Андалал.

Хотя, казалось бы, общества Дагестана особо не отличались друг от друга ни по экономическому развитию, ни по административно-политическому устройству, ни по социальной структуре, да и в материальной культуре особых различий не выявить так сразу, на самом деле они имели свои различия и особенности, которые чем-то и как то отличали одни общества от других, даже этнически однородных или схожих по своему национальному составу и расположенных территориально рядом друг с другом. Все это являлось следствием особенностей исторического развития, влияния природно-географической, климатической и ландшафтной среды и т.д., наложивших свой отпечаток на уровень развития хозяйства и материальной культуры обществ.

Поэтому новизна данного исследования и заключается в показе специфических особенностей хозяйственного уклада андалальцев, их своеобразной материальной культуры. В работе подняты вопросы, которые до сих пор не нашли цельного и последовательного освещения в этнографической литера-

туре. В ней раскрыты хозяйственная деятельность населения Андалальского общества, и самое главное - раскрыты особенности развития материальной культуры андалальцев.

Новизна работы определяется еще и тем, что в ней в научный оборот вводятся новые архивные данные из выявленных автором и другими исследователями документальных источников, хранящихся в целом ряде архивохранилищ страны. Вводится в научный оборот и новый полевой историко-этнографический материал, собранный автором, на основе которого освещается почти все аспекты избранной темы.

Исследуемый период является своеобразным как в хронологическом плане, так и в плане исторического развития.

Выбор хронологических рамок исследования не случаен. Вторая половина XIX -начала XX в. - этот исторический период в жизни дагестанских обществ, когда и традиционное хозяйство, и в значительной степени материальная культура претерпели изменения, связанные с такими важнейшими событиями как окончание Кавказской войны, окончательное присоединение Дагестана к России, проведение реформ 60-70-х гг. и постепенного, замедленного, но не уклонного вовлечения Дагестана в сферу капиталистических отношений. Однако нами делается экскурс и в более ранние пласты истории Андалальского общества, чтобы попытаться осветить историю его образования и развития.

Верхние хронологические рамки ограничены в заглавии работы началом XX в. (1917 г.), так как, начиная с этого времени (после Октябрьской революции) идет постепенное и повсеместное унифицирование культур, стирания традиционных, местных укладов быта и различий в спецификах хозяйств и материальных культур обществ, как Дагестана, так и всей страны в целом.

Методологической основой в освещении поднятых в работе проблем служили принципы объективности и непредвзятости подхода к оценке имевших место в Андалальском обществе явлений общественного характера и со-
бытии, а также сходств и различий с другими обществами в хозяйстве и материальной культуре, применение сравнительно-исторического метода, а также следование принципам историзма.

Использовался нами и статический метод. Так на основе статистических сведений второй половины XIX - начала XX в. в работе даются всевозможные данные по хозяйству и материальной культуре, а также делается попытка показать численность населения сел входивших в разное время в Ан-далальское общество.

Только такое комплексное использование возможностей каждого из указанных методов позволили при не очень широкой источниковой базе по ряду аспектов темы дать цельное освещение изучаемой проблемы.

Данная работа является первой попыткой создать цельную и наиболее полную картину развития хозяйства и материальной культуры Андалальско-го общества во второй половине XIX - начала XX в. на основе анализа и обобщения, существующих и доступных автору источников, научной литературы, данных архивохранилищ Республики Дагестан и документов, извлеченных из центральных архивов страны и, наконец, на основе данных полевого этнографического материала. Широко использовались для раскрытия темы диссертации статистические данные царских властей второй половины XIX - начала XX вв., а также полевые данные, собранные автором.

Источниковедческой базой исследования послужили архивные материалы из Центрального Государственного архива РД. Наибольшее число использованных в работе документов хранится в фондах архива: «Дагестанский областной статистический комитет» /Ф.21/. Канцелярия военного губернатора Дагестанской области г. Т.-Х.-Шура /Ф.2/. Комиссия по разбору сословно-поземельных прав туземного населения Дагестанской области /Ф.90/. Канцелярия начальника Дагестанской области г. Т.-Х.-Шура /Ф.126/ и другие фонды.

Ценные источники по исследуемой теме хранятся в Рукописном фонде Института ИАЭ ДНЦ РАН. В Рукописном фонде хранятся рукописные труды, без использования которых невозможно было бы создание цельной истории Андалальского общества, а также охарактеризовать уровень развития хозяйства и материальной культуры изучаемого периода. Среди этих работ нам хотелось бы выделить работы С.С. Агашириновой, И.Ш. Арбуханова, Н.Д. Березинского, П.М. Дебирова и др1. Особенно хотелось бы отметить источник на арабском языке (опубликован, но не полностью), хранящийся в Рукописном фонде - «Книга воспоминаний» Абдурахмана Казикумухского2.

Были также нами использованы в работе опубликованные сборники документальных источников, изданные в XIX - XX вв. Это и сборник архивных материалов «История, география и этнография Дагестана XVIII-XIX вв.», изданный под редакцией М.О. Косвена и Х.М. Хашаева. А также 12-томные «Акты, собранные Кавказской археографической комиссией» под редакцией А.Д. Берже. В целом источниковая база позволила осветить основные вопросы в пределах вынесенных в заглавие хронологических рамок.

Основная группа источников относится ко второй половине XIX - началу XX вв. Она связана с именами не только военнослужащих, собиравших различные сведения о Кавказе, но и ученых, путешественников, интересовавшихся народами Дагестана. В этот период появляются также исследования местных этнографов, особенно ценные обилием фактического материала.

1 Агаширинова С.С. Национальная одежда аварцев. // Рук. Ф. ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 3. Д. 153; Арбуханова И.Ш. Художественная обработка серебра у аварцев во второй половине XIX - начале XX вв. Махачкала. 1962 г. // Рук. Ф. ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 3. Д. 157 а. Ее же. Художественная обработка серебра у аварцев в XIX-XX веках. Махачкала. 1962 г.// Рук. Ф. ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.З. Оп.З. Д.179; Березинский Н.Д. Экономическая география Дагестана. Очерк.//Рук. Ф. ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 5. Оп. 1. Д. 290; Дебиров П.М. Искусство резьбы по дереву аварцев. Махачкала. 1964 г. // Рук. ф. ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 3. Д. 194. Его же. К истории резьбы по камню в бывших Андалалском и Гидатлинском обществах.// Рук. ф. ИИАЭ ДНЦ РАН.Ф.З.Оп.З.Д.32.

2 Абдурахман Казикумухский. Книга воспоминаний.// Рук. Ф. ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 2. Д. 533.
Они показывали жизнь андалальцев такой, какой воспринимали ее выходцы из самого Андалальского общества.

Ценная статистическая информация по нашей теме содержится в «Обзорах Дагестанской области» (издававшихся с 1892 по 1915 год ежегодно), в «Кавказском календаре» (издавался с 1846 по 1917 год), в «Сборниках сведений о кавказских горцах», в «Сборниках сведений о Кавказе», «Сборниках материалов для описания местностей и племен Кавказа».

Если говорить о степени изученности, то рассматриваемые нами вопросы так или иначе освещены или затронуты в целом ряде публикаций. Этнография не располагает монографическим исследованием или заметными научными статьями по данной теме, хотя она в определенной мере и затрагивалась в работах отечественных исследователей.

Так, например, к 60-м годам XIX в. относится и публикация А.В. Комарова, собравшего ценную статистическую информацию о населенных пунктах Дагестана, в том числе и Андалала1. В своей статье «Списки населенных мест Дагестанской области» А.В. Комаров дает информацию о происхождении названий некоторых андалальских селений, населении, его численности и занятиях.

Определенный интерес для изучения хозяйства и материальной культуры андалальцев представляют сведения, сообщаемые Н.И. Вороновым в его работе «Из путешествия по Дагестану»2. В своей работе он дает довольно интересную информацию об основных занятиях жителей некоторых сел Андалальского общества, сообщает о некоторых андалальских дорогах, а также дает описание образца нового типа домов (70-е гг.), встречающихся в селении Чох.

1 Комаров А.В. Списки населенных мест Дагестанской области.// Сборник статистических сведений о Кавказе. Т. 1. Тифлис, 1869 г.

2 Воронов Н.И. Из путешествия по Дагестану .//Сборник сведений о Кавказских горцах. Выпуск 3. Тифлис, 1870 г.
В 1871 году появляется первая книга первого тома «История войны и владычества русских на Кавказе», известного труда академика Н.Ф. Дубровина. В специальном разделе «Дагестанские горцы» даются сведения об ан-далальских ремеслах и домашних промыслах1.

Некоторые данные об Андалале содержатся и в трудах Д.Н. Анучина, А.Д. Берже, П. Иоселиани, А.А. Неверовского2. Так, например, У Берже мы находим некоторые данные, касающиеся занятий, в особенности домашних промыслов ремесел. Неверовский, в свою очередь, описывает особенности обмена и торговли андалальцев.

Подробную информацию о путях сообщения андалальцев дают в своих путевых заметках Е. Вейденбаум, М. Владыкин, Н.Я. Динник, Е. Марков, В.В. Поварнина, Л.Ф. Свидерский, В. Сидоров3. В их работах мы находим довольно много интересного для нас материала о дорожном сообщении андалальцев.

Довольно богатую и ценную информацию об основных занятиях жителей, торговле, путях сообщений, а также статистические данные о населенных пунктах Андалальского общества дает в своих работах Е.И. Козубский. Информация эта в основном содержится в таких его трудах, как: «Памятная книжка Дагестанской области на 1895 г.», «Памятная книжка и адрес - ка-

1 Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе. В 5-ти томах. Т. I. Очерк Кавказа и народов его населяющих. Книга 1. Кавказ. С.-Пб. 1871 г.

2 Неверовский А.А. Краткий взгляд на Северный и Средний Дагестан в топографическом и статистическом отношениях. С.-Пб., 1847 г. Берже А.Д. Краткий обзор горских племен на Кавказе. Тифлис, 1858 г. Иоссе-лиани П. Путевые заметки по Дагестану в 1861 г. Тифлис, 1862 г. Анучин Д.Н. Отчет о поездке в Дагестан летом 1882 г.// Известия Императорского Русского Географического Общества. Т. 1. Выпуск 4.1884г.

3 Сидоров В. По России. Ч.П. Кавказ. С.-Пб., 1879 г. Владыкин М. Путеводитель и собеседник в путешествии по Кавказу. В 2-х частях. Ч. II. Москва. 1885 г. Марков Е. Очерки Кавказа. Картины Кавказской жизни, природы и истории. С.-Пб., Москва, 1887г. Его же. Очерки Кавказа. С.-Пб. - Москва, 1904 г. Вейденбаум Е. «Путеводитель по Кавказу» Тифлис, 1888г. Свидерский Л.Ф. «В горах Дагестана. Путевые впечатления, случайности и антропологические заметки». Петровск, 1903г. Динник Н.Я. «Путеводитель по Закатальскому округу и Дагестану». // Известие КОИРГО №2 T.XXI Тифлис, 1911г. Поварнина В. В Дагестане. // Записки Крымско-Кавказского Горного клуба. Выпуски 3-4. 1915г.
лендарь Дагестанской области на 1901 г.», а также в двух выпусках «Дагестанского сборника» (в 1902 и 1904 гг.)1

Краткое описание особенностей торговли (в основном связанное с обменом) андалальцев дает В. Потто в своей работе «Утверждение Русского владычества на Кавказе»2.

После окончания Кавказской войны кавказская лингвистика и этнография обогатились трудами П.К. Услара и Н.Я. Марра3. Они исследовали языки народов Дагестана, в том числе и андалальский диалект аварского языка.

В конце XIX - начала XX вв. в различных изданиях появляются статьи, а также издаются работы Д.Б. Бутаева, высокообразованного человека, лесничего Гунибского и Казикумухского округов, посвященные различным вопросам истории и этнографии андалальцев. Это такие его работы, как: «Дорога из Кумуха в Гуниб через Чох», где описываются, причем довольно подробно, дороги и мосты Андалала; «Верхний Гуниб и Гунибская березовая роща», где описывается растительность Андалала; рукопись статьи «Нагорный Дагестан» и, наконец, «Дагестан, дагестанские народности, их языки, занятия, численность и местонахождение»4.

Несколько позже кавказская этнографическая наука обогатилась работами Г.Ф. Чурсина. Его статьи на различные темы содержат ценный и разно-

1 Козубский Е.И. Памятная книжка Дагестанской области на 1895 г. Т. -X. -Шура, 1895 г.

Его же. Памятная книжка и адрес - календарь Дагестанской области на 1901 г. Т.-Х.-Шура, 1901 г. Дагестанский сборник. В 2-х выпусках. Т.-Х.-Шура, 1902 и 1904 гг.

2 Утверждение Русского владычества на Кавказе. Т.З. Ч. 1. Сост. Потто В. Тифлис, 1904г.

3 Услар П. Этнография Кавказа. Языкознание. Т. 3. Аварский язык. Тифлис, 1889 г. Марр Н.Я. Непочатый источник истории Кавказского мира. Петроград, 1917 г. Он же. Племенной состав населения Кавказа. Классификация народов Дагестана. Петроград, 1920 г.

4 Бутаев Д.Б. Дорога из Кумуха в Гуниб через Чох.//Известия Кавказского Отдела Императорского Русского Географического Общества. (Далее КОИРГО). Т. 23. №3. Тифлис, 1915 г. Его же. Верхний Гуниб и Гунибская березовая роща.//Известия КОИРГО. Т. 24. №1-3. Тифлис, 1916 г. Его же. Нагорный Дагестан. Описание замечательных мест, селений и дорог Нагорного Дагестана. 1929 г.//Рук. Ф. ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.1. Оп.

1. Д. 26. Его же. Дагестан, дагестанские народности, их языки, занятия, численность и местонахождение. 1929 г.// Рук. Ф. ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 3. Д. 8.
образный материал, рисующий быт народов Дагестана, в том числе и анда-лальцев. Непосредственное отношение к андалальцам имеет его работа «Этнографический очерк. Авары»1. Для нашего исследования представляет интерес материал, касающийся хозяйства, ремесел, поселений и, наконец, особенностей в жилище андалальцев второй половины XIX - нач. XX в. Факты, собранные более ранними исследователями, получают у него глубокое научное обобщение.

В советский период работа по этнографическому изучению народов Дагестана резко усиливается.

Следует также отметить значение работ дагестанских археологов Х.А. Амирханов, а также В.М. и В.Г. Котович2. Х.А. Амирханов исследовал один из самых древних памятников каменного века - Чохскую стоянку. В.М. Котович было исследовано Верхнегунибское поселение, а В.Г. Котович Чохское поселение и другие археологические памятники на территории Гунибского района.

Ценным вкладом в историю народов Дагестана, в том числе андалальцев, являются монографии P.M. Магомедова и Х.-М. О. Хашаева3. Так, например, в монографии P.M. Магомедова «Общественно - экономический и политический строй Дагестана в XVIII - начале XIX веков» имеются данные по истории Андалальского общества, предания об образовании некоторых селений и многое др. В трудах Х.-М. О. Хашаева «Общественно-экономический строй Дагестана в XIX в.» и «Занятие населения Дагестана в

1 Чурсин Г.Ф. Этнографический очерк. Авары. Тифлис, 1928 г.//Рук. Ф. ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 5. Оп. 1. Д. 65.

2 Амирханов Х.А. Чохское поселение. Человек и его культура в мезолите и неолите горного Дагестана. М., 1987 г. Котович В.М. Верхнегунибское поселение - памятник эпохи бронзы горного Дагестана. Max., 1965 г. Котович В.Г. Каменный век Дагестана. Max., 1964 г. С. 100. Она же. Чохская стоянка - первый памятник каменного века в Горном Дагестане.// Ученые записки. Т.З. Max., 1957 г.

3 Магомедов P.M. Общественно - экономический и политический строй Дагестана в XVIII - начале XIX веков. Махачкала, 1957 г. Хашаев Х.-М.О. Общественно-экономический строй Дагестана в XIX в. Махачкала. 1954 г. Его же. Занятие населения Дагестана в XIX в. Махачкала, 1959 г.
XIX в.» описаны некоторые из домашних промыслов и ремесел андалальцев, а также приведены небольшие данные по хозяйству.

Основной вклад в изучение разных сторон этнографии Андалальско-го общества, внесли своими работами такие видные этнографы, как: С.С. Агаширинова, М.А. Агларов, М.-З.О. Османов А.Г. Булатова, С.Ш. Гад-жиева, А.И. Исламмагомедов, С.Х. Асиятилов, П.М. Дебиров, М.М. Ихи-лов, М.К. Мусаева, и мн. др1. В них довольно подробно дается описание

1 Агаширинова С.С. Домашние промыслы и ремесла. //Материальная культура аварцев. Под редакцией Ихилова М.М. Махачкала, 1967г. Ее же. Национальная одежда аварцев в XIX-XX вв.// Материальная культура аварцев. Под редакцией Ихилова М.М. Махачкала. 1967 г.

Агларов М.А. Техники сооружения террасных полей и вопросы эволюции форм собственности у аварцев.// Ученые записки ИИЯЛ. Т. 13. Max., 1964 г. Его же. Террасное земледелие Дагестана.// STUDIA PRAEHISTORICA. Выпуск 8. София, 1986 г. Его же. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII - начале XIX. Москва. Наука. 1988 г.

Османов М.-З.О. К истории транспорта народов Дагестана (XIX- начала XX в.)// Хозяйство народов Дагестана в XIX-XX вв. (этнографическое исследование). Махачкала. 1979 г. Его же. Хозяйственно - культурные типы (ареалы) Дагестана. Махачкала, 1996 г. Его же. Формы традиционного скотоводства народов Дагестана в XIX - начале XX в. М., 1990 г.

Булатова А.Г. Золотошвейное производство у некоторых народов Дагестана// Народные художественные промыслы Северного Кавказа: Традиции и современность. Махачкала, 1988г. Ее же. Праздничная одежда народов горного Дагестана. (XIX - нач. XX вв.). // Материальная культура народов Дагестана в XIX - нач. XX вв. Сб. статей. Махачкала. 1988 г. Ее же. Пища в традиционных праздниках и обрядах народов горного Дагестана (XIX- начала XX вв.) // Система питания народов Дагестана (XIX-XX вв.) Сборник статей. Махачкала. 1990 г.

Гаджиева С.Ш. Одежда народов Дагестана XIX - начала XX в. Махачкала, 1981 г..

Исламмагомедов А.И. Поселения аварцев в XIX - XX вв. // Ученые записки ИИЯЛ. - Махачкала, 1964 г. Его же. Поселения и жилища.// Материальная культура аварцев. Под редакцией Ихилова М.М. Махачкала. 1967 г. Его же. Аварцы. Историко-этнографическое исследование XIX - нач. XX в. Махачкала 2004 г. Асиятилов С.Х. Некоторые вопросы общественных отношений аварцев в свете их хозяйственной деятельности.// Ученые записки ИИЯЛ. Т. 16. Махачкала, 1966 г. Его же. Хуторская система и формы ведения животноводства у аварцев в XIX - начале XX в.// Ученые записки ИИЯЛ. Т. 16. Махачкала, 1966 г. Его же. Исто-рико-этнографические очерки хозяйства аварцев (XIX - пер. пол. XX в.). Махачкала, 1967 г. Дебиров П.М. О художественных образах в народно-декоративном искусстве аварцев. // Ученые записки ИИЯЛ. (серия общественных наук). Т. VI. Махачкала. 1959 г. Его же. Резьба по камню. Москва, 1966г. Его же. Резьба по дереву. Москва. 1982 г.

Ихилов М.М. Земледелие.// Материальная культура аварцев. Под редакцией Ихилова М.М. Махачкала, 1967 г. Его же. Скотоводство.// В этом же сборнике. Его же. Социальные отношения и землепользование.// Там же.
разнообразных форм одежды андалальцев, их особенностях, а также различиях или сходствах с одеждами других этнических групп. Частично промыслов, а также одежды (особенно ее изготовление) андалальцев, касается в своих работах и С.С. Агаширинова. При рассмотрении вопросов, связанных с особенностями андалальских террас, а также при написании раздела о пище андалальцев, широко использовались труды М.А. Агларова. Так в своей работе «Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII - начале XIX вв.» (М. 1988 г.) М.А. Агларов комплексно рассматривает многие аспекты жизнедеятельности сельской общины. В статьях С.Х. Асиятилова мы находим довольно интересный и полезный материал о хуторах и об общественных землях Андалала. Для рассматриваемой темы, особенно для раздела об одежде, очень полезными оказались работы А.Г. Булатовой и С.Ш. Гад-жиевой. При написании раздела о домашних промыслах и ремеслах были использованы труды П.М. Дебирова. Статьи А.И. Исламмагомедова дали прекрасный материал при написании разделов о поселениях и жилищах. Очень много данных и интересных фактов по главе «Хозяйство» приводит и М.М. Ихилов. Довольно подробную информацию о характере и специфических особенностях скотоводства, дает в своих работах М.-З.О. Османова. В его работах дается детальная характеристика, как поселениям, так и жилищам, встречающимся на территории Андалальского общества. Он в своих работах дает подробную информацию о таких промыслах народов Дагестана, широко функционировавших и в Андалальском обществе, как резьба по камню и дереву.

Помимо уже названных работ хотелось бы также отметить работы таких ученых как - Г.Я. Мовчан, Э.В. Кильчевская, З.А. Никольская, Г.А. Сергеева1. Очень ценную информацию о домашних промыслах, а особенно о

Мусаева М.К. Украшения свадебной одежды аварцев. // Брак и свадебные обычаи народов Дагестана в XIX -нач.ХХ в. Махачкала, 1986 г.

1 Мовчан Г.Я. Местные архитектурные школы в старинном аварском домостроительстве. // Зодчество Дагестана. Сборник статей. Махачкала, 1974 г.
ювелирном искусстве андалальцев сообщает и Э.В. Кильчевская Так в работах Г.Я. Мовчана, посвященных домостроительству у аварцев, часто дается информация и об андалальских жилищах. Одежда и отдельные моменты хозяйства андалальцев описывает и З.А. Никольская. Почти в каждой статье Г.А. Сергеевой упоминаются детали повседневной одежды андалальских женщин.

Несоизмеримо богатую и очень ценную информацию, по теме диссертации, дали работы, посвященные истории андалальских аулов, таких авторов как Г.К. Идармачев, М.М. Гусейнов, М.-С. Саидов, Р.А. Халилов, А. Ки-чев, М. Исрапилов, М. Халималов, М. Абакаров и многие другие1.

Также интерес представляет статья Т.М. Айтберова «Институт главного наследственного кадия в политической системе Андаляла конца XVI-первой половины XVIII вв»2. Эта статья дала ценную информацию при написании первой главы. И, наконец, хотелось бы отметить работу Г.Д. Данияло-ва «Исторический путь развития народов Дагестана до вхождения его в со-

Сергеева Г.А. Основные типы женской верхней наплечной одежды у аварской группы народов Дагестана (вторая половина XIX -XX в.). // Полевые исследования Института этнографии. 1975 г. М., 1977 г. С.92. Ее же. Женские головные украшения аварцев Дагестана в конце XIX-XX в. // Полевые исследования Института этнографии. 1976 г. М., 1978 г. Ее же. Основные комплексы традиционной одежды аварцев и их трансформация в современное время.// Этнические и культурно-бытовые процессы на Кавказе. Москва. 1978 г. Никольская З.А. Аварцы.// Народы Дагестана. Сборник статей. Москва. 1955 г. Никольская З.А. Шиллинг Е.М. Горное пахотное орудие террасных полей Дагестана.// Советская этнография. 1952 г. № 4. Они же. Женская народная одежда аварцев.//КСИЭ АН СССР. Выпуск 18. 1953 г.

Кильчевская Э.В., Иванов А.С. Художественные промыслы Дагестана. Москва, 1959 г. Кильчевская Э.В. Аварский мастер Чаландар. // Сборник трудов НИИХП. Выпуск I. M, 1962 г. Ее же. Аварское ювелирное искусство. // Искусство Дагестана. Сборник. Махачкала, 1965 г.

' Идармачев Г.К. Чох. Махачкала, 1992. Гусейнов М.М. Бацада. Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1993 г. Саидов Магомед-Сайд. Салта (на авар, яз.) Махачкала. 2000. Халилов Р.А. Шамгода. Махачкала, 1999 г. и др.

2 Айтберов Т.М. Институт главного наследственного кадия в политической системе Андаляла конца XVI-первой половины XVIII вв.//Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феодализма. М., 1985 г.
став России»1. Для нашей темы из этой работы были использованы предания об образовании некоторых сел Андалальского общества.

Помимо источников и литературы использовался для написания этой работы и полевой материал. В процессе историко-этнографического опроса, а также методом непосредственного наблюдения, был собран большой истори-ко-этнографический материал. Обследованием было охвачено более 12 селений, которые входили в состав Андалальского общества. Особенно важным оказалось значение полевого материала при освещении не только материальной культуры, но и основных занятий жителей Андалальского общества.

Комплексное использование всех имеющихся и доступных нам разнообразного характера источников по теме диссертации и достижений отечественной этнографии в этой области позволили нам осветить на сколько это возможно вопросы, связанные с характерными, специфическими особенностями развития хозяйства и материальной культуры андалальцев во второй половине XIX - начале XX вв.

1 Даниялов Г.Д. Исторический путь развития народов Дагестана до вхождения его в состав России. Махачкала, 1996 г.
Глава I. Краткие исторические сведения об Андалальском обществе.

Андалальский союз сельских обществ был расположен на территории нынешнего Гунибского района, по нижнему течению реки Кара-Койсу.

Территория, занимаемая андалальцами (г1андалал), представляла собою одну из центральных частей нагорного Дагестана. Район расселения андалальцев можно назвать одним из самых характерных для ландшафта Нагорного Дагестана, сочетающий три основных ландшафтообразующих компонента: тип обширного котлована, переходящий на востоке в плато (Кегерские высоты и Турчи-даг), на западе и юге - характерные альпийские луга (район Ругуджа) на юге - чародинские стремительно поднимающиеся «луговые» склоны с узкими долинами и мощно возвышающая гора Гуниб -одна из самых известных природных достопримечательностей края. Многие селения Андалальского общества находятся на Турчидагском плато. Турчидагское плато (Кегерское) занимает значительную часть междуречья Казикумухского Койсу, Кара-койсу и правого притока последней - Цанти-чай. С северо-запада на юго-восток плато протянулось на 20 км., с юго-запада на северо-восток — на 10 км.

Вплоть до середины XIX в. Андалальский союз сельских обществ на севере граничил с Мехтулинским ханством, на северо-западе с Койсубулинским обществом, на востоке с Цудахарским вольным обществом, на юго-восточной стороне граница соприкасалась с Казикумухским ханством. На юго-западе граница проходила с обществами Мукратль и Карах, а на западе - с обществом Куяда. Наконец, северо-западнее Андалал граничил с мощным Аварским ханством.

Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23740.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.