У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Генеалогические представления в средневековом исландском обществе
Количество страниц 225
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23799.doc 
Содержание Содержание
Оглавление

Введение 4 Глава 1. Генеалогические перечни в структуре "Саги о Ньяле"

§ 1.1. Генеалогическая терминология 38 § 1.2. Родословие как часть вводной характеристики

персонажа 55 § 1.3. Способы включения генеалогических перечней в

текст саги. Вводные формулы перечней 60

§ 1.4. Внутренняя структура генеалогических перечней 69

§ 1.5. Длина генеалогических перечней. Первопредки 77

§ 1.6. Генеалогия как литературный прием 85

Глава 2. Идентификационная функция генеалогии 94

§2.1. Имя в исландском роду 96

§ 2.2. Употребление патронимов 105

§ 2.3. Обозначение человека через прозвище 111 § 2.4. Оттопонимное именование. Связь

родословной с топографической идентификацией 124 § 2.5. Использование генеалогии для идентификации

человека 133

Глава 3. Общественные функции генеалогии

§ 3.1. Роль генеалогических представлений в определении

и поддержании социального статуса человека 142

§ 3.2. Имущественные отношения и родословная 158

§3.3. Генеалогия в праве 161

Заключение 186

Список сокращений 193

Источники и литература 194 Приложение 1. Генеалогические связи персонажей

"СагиоНьяле" 218 Приложение 2. Перевод фрагментов "Книги о заселении

страны" 225

Введение

Целью данной работы является изучение характера генеалогических представлений, бытовавших в средневековом исландском обществе, и функций генеалогических сведений, нашедших отражение в исландских родовых сагах, записанных в XIII-XIV вв., и исторических произведений (XII—XIII вв.).

Под генеалогией (греч. yevecdoyia "родословная" от yevea "род" и Хоуод "слово, наука") большинство исследователей подразумевают "специальную историческую дисциплину, которая занимается на основании множества самых различных источников выяснением происхождения и родственных связей того или иного лица или семьи, изучает историю отдельных родов и их роль в разных сферах жизни общества определенной эпохи"1. Под этим термином понимают также объект исследования этой дисциплины -родословные - и как совокупность сведений, и как текст определенной формы (т.е. генеалогический перечень, родословие) -конкретных людей и родов, в большинстве случаев знатных2. Методы большинства современных генеалогических исследований направлены на анализ и классификацию родословных3. Основная задача генеалогии при этом подходе — дать историкам конкретную

1 КромММ. Историческая генеалогия // Специальные исторические дисциплины: Учеб. пособие / Под ред. СВ. Белецкого и др. СПб., 2003. С. 368.

2 Dworzaczek W. Genealogia. Warszawa, 1959. S. 16.

3 Ср.: Dworzaczek W. Genealogia; Durye P. La genealogie. Paris, 1961; Genicot L. Les genealogies. Turnhout, 1975. P. 25; Friese E. Genealogie // Lexikon des Mittelalters. Zurich, 1989. Bd. 4. Sp. 1216-1221; Fitz Hugh, Terrick V.H. The Dictionary of Genealogy. Dorset, 1985; BurriH.R., Mattmuller M. Das Verhaltnisse der modernen Geschichtsforschung zur Genealogie // Schweizerische Gesellschaft fur Familienforschung. Jahrbuch, 1974. S. 1-8, и Др.

фактическую информацию о родственных связях лица и изучить источники, содержащие родословия4.

Однако в последнее десятилетие в рамках историко- и культурно-антропологических исследований развивается взгляд на генеалогию как на социокультурное явление, представляющее собой совокупность свойственных конкретному обществу, социальной или родственной группе представлений о своем родовом прошлом5. Более того, представлений, изначально упорядоченных хронологически, что естественным образом вытекало из биологической преемственности поколений. Историко-антропологические исследования выявили многосторонность функций, которые генеалогия выполняла практически во всех сферах жизни общества, что позволило говорить о специфическом "генеалогическом сознании"6, характерном для традиционных обществ.

Происхождение, родственные отношения и степень знатности интересовали людей еще в дописьменную эпоху. Знания и представления о собственном коллективном прошлом, относительно устойчиво сохраняемые на протяжении двух или более поколений, запечатлеваются в исторической памяти коллектива. Одной из форм

4 Люблинская А.Д. Источники в смежных с историей науках (по материалам зарубежной медиевистики) // Проблемы источниковедения западноевропейского средневековья. Л., 1979. С. 38; Scheibelreiter G. Zur Typologie und Kritik genealogischer

r

Quellen // Archives and Genealogical Science. London, 1992. Vol. 37. P. 1-6; Turville-PetreJ. The Genealogist and History in Ari to Snorri. London, 1998. (Saga-Book of the Viking Society. Vol. 20). P. 9.

5 Block R.H. Etymologies and Genealogies: A Literary Anthropology of the French Middle Ages. Chicago, 1983. P. 22-104; VansinaJ. Oral Tradition. Wisconsin, 1985. P. 179-183; Спигел Г.М. Мишель Фуко и проблема генеалогии // Homo Historicus: к 80-летию со дня рождения Ю.Л. Бессмертного: в 2 кн. М., 2003. Т. 1. С. 440-442,448.

6 Термин Я. Вансины: Vansina J. Oral Tradition. P. 180.

ее вербального воплощения в традиционных обществах (в том числе и в средневековой Исландии) служит генеалогия.

До появления христианства с его линейным летосчислением генеалогия была единственно возможной шкалой измерения времени и служила основным хронологическим ориентиром. Генеалогический принцип конструирования исторического повествования господствовал в восприятии истории и, соответственно, в историографии вплоть до конца средневековья. В средние века генеалогия приобрела особое значение, поскольку все общественные отношения в это время были связаны с происхождением, родовитостью, наследственными правами и т.д.

Тем самым генеалогия предстала также и как одна из первых форм историописания, и в этом виде она была широко развита. Ее главенствующая роль в этой сфере была предопределена тем, что любой социум объединялся вокруг своего главы (главы рода, племени, государства), и его смена становится единственным значимым фактором, выбивающимся из цикличности времени и требующим фиксации. Как отмечает большинство современных исследователей, именно конкретное восприятие времени, свойственное людям традиционных обществ, способствовало тому, что последовательность событий во времени фиксировалась в форме родословий7.

Генеалогические сведения находили также многообразное практическое применение в юридической (права наследования), социальной (определение статуса в обществе), политической (средство приобретения политического влияния) сферах.

7 Gudni Jonsson. Genealogier // KHLNM. 1978. В. 5. Sp. 249; ГуревичА.Я. Категории средневековой культуры. М, 1972. С. 313; Turville-Petre J. The Genealogist. P. 7; WhaleyD. A Useful Past: Historical Writing in Medieval Iceland // Old Icelandic Literature and Society. Kebenhavn, 2000. P. 193. :

Неоднократно отмечалось, что генеалогия служила ключевым элементом в аристократическом воспитании . Однако из всех общественных функций генеалогии более или менее обстоятельно рассматривался лишь ее социальный аспект: ее роль в определении и поддержании социального статуса9. Другие функции генеалогии отмечались мимоходом, лишь изредка становясь предметом изучения на материале той или иной отдельной страны. Таким образом, целостное исследование роли генеалогии в культуре и общественной жизни средневековья, равно как и в жизни отдельных средневековых социумов, в том числе Исландии, в современной исторической науке отсутствует. Между тем, в социально-экономическом укладе и политической жизни исландского общества которого кровнородственные связи, по общему мнению, играли кардинальную роль значительно дольше, чем в любом другом регионе Европы. Исландия поэтому была благодатной почвой для культивирования генеалогических представлений. Поэтому выяснение особенностей генеалогического сознания средневековых исландцев и тех важных для исландского общества функций, которые выполняли в нем родословия, помогает, с одной стороны, пролить свет на культуру и общественный уклад этого островного сообщества и на взаимоотношения между его членами, а с другой -

8 См., например: Wolfram H. Origo et religio. Ethic Traditions and Literature in Early Medieval Texts // Early Medieval Europe. 1994. Vol. 3, № 1. P. 34-38; Turville-Petre J. The Genealogist. P. 7-23.

9 Cm ., например: Ingledew F. The Book of Troy and the Genealogical Construction of History: the Case of Geoffrey of Monmouth's Historia regum Britanniae II Speculum. London, 1964. Vol. 69, № 4. P. 665-681; Dumville D. Kingship, Genealogies and Regnal Lists // Early Medieval Kingship / Ed. P. Sawyer and I. Wood. Leeds, 1977. P. 72-104; Craig RD. Cultural Assimilation in the Anglo-Saxon Royal Genealogies // Anglo-Saxon England. 1992. Vol. 21. P. 23-36; Wolfram H. Origo et religio. P. 19-38; Turville-Petre J. The Genealogist. P. 7-23.

выявить структуру и функции генеалогических представлений, свойственные любому традиционному обществу.

Хронологические рамки исследования

Любые исследования ранней истории и культуры Исландии сталкиваются с трудно разрешимой проблемой хронологического разрыва в несколько веков между сюжетным временем родовых саг (временем описываемых в них событий) — 930—1030 гг. — и временем их записи — XIII-XIV вв. Мнением о том, что в родовых сагах нашли свое отражение если не события, то обычаи XII—XIII вв.10, ныне общепринято, поскольку, как справедливо заметил Дж. Байок, саги выполняли в средневековом исландском обществе социальную функцию11. Фабула саг, повествующих о межродовых распрях X-XI вв., вероятно, более или менее верно передавала ход реальных событий. Перипетии борьбы, составляющие сюжетную канву родовых саг, запечатлелись в памяти исландцев, и рассказы о них передавались из поколения в поколение, постепенно образовывая устойчивое повествование. Не случайно одни и те же основные сюжеты находят отражение и в собственно исторических

10 Finnur Jonsson. Norsk-islandske kultur- og spogforhold // Aarboger for nordisk oldkyndighed og historic Kebenhavn, 1921. B. 3, № 2. P. 81; Clover С J. Icelandic Family Sagas // Old Norse-Icelandic Literature. London, 1983. P. 247; Sigurdur Nordal. Sagaliteraturen //Nordisk kultur. Uppsala, 1953. B. 8. P. 223-234; Einar 6l. Sveinsson. Njals saga. A Literary Masterpiece. Oslo, 1959. P. 29; Einar 6l. Sveinsson. Dating the Icelandic Sagas. London, 1958. (Viking Society for Northern Research. Text Series. Vol. 3). P. 65; HallbergP. Die islandische Saga. Zurich, 1965. S. 24; LonnrothL. European Sources of Icelandic Saga-Writing. Stockholm, 1965. P. 9-23; Einar 6l. Sveinsson. Dating. P. 73-76; Gudrun Nordal. Sturlunga Saga and the Context of Saga-writing // Introductory Essays on Egils saga and Njals saga. London, 1992. P. 1-14. " ByockJ.L. Medieval Iceland. Society, Sagas and Power. London, 1988. P. 8.


сочинениях ("Книге об исландцах", "Книге о заселении страны"), и в родовых сагах, а иногда и подтверждаются археологическим материалом. Поступки и взаимоотношения героев, в том числе кровнородственные, определяющие саговый сюжет, видимо, должны были быть более или менее достоверно сохранены в памяти исландцев к моменту записи саг.

Почти полное отсутствие более ранних письменных источников заставляет историков использовать историческую информацию родовых саг для изучения не только явлений эпохи записи саг, но и более раннего времени, включая X-XI вв., применяя особые методы исследования. Поэтому, хотя тексты саг, дошедшие до нас в сохранившихся рукописях XIV в. и позднее, несомненно, несут отпечаток авторской работы периода их записи — XIII—XIV вв., содержащиеся в них сведения могут служить источником по общественным функциям генеалогии в исландском обществе в XII-XIV вв. Учитывая традиционность исландских родословий, сохранявшихся в коллективной памяти исландцев начиная с заселения острова, а также устойчивость сюжетов саг, представляется возможным исследовать функции генеалогии в Исландии начиная с XI и по XIII в., обращая при этом особое внимание на специфику использования родословий в сагах как произведениях словесности и сопоставляя родословия в сагах и других современных им текстах.

Установить более узкие хронологические рамки по отношению к генеалогическим представлениям невозможно и из-за характера и объема имеющихся источников, и вследствие большой устойчивости и даже преднамеренной консервации идеологических парадигм в исландском обществе, традиционном в данную эпоху по своему характеру.

Историография

Уже в варварских королевствах Западной Европы начинают составляться письменные родословные правителей, среди которых одной из первых была родословная лангобардского короля Ротари (вторая четверть VII в.). Они носили отчетливый политико-репрезентативный характер: с их помощью обосновывалась легитимность власти правителя12. В X—XI вв. в Европе с этой же целью начинают составляться письменные родословия крупных сеньоров. Древнейший сохранившийся письменный генеалогический перечень знатного лица написан для графа Арнульфа Фландрского в 950-е годы монахом Витгером, очевидно, с целью укрепить статус новой линии графов Фландрских13. С течением времени возникли генеалогические описания и менее знатных семей. Первоначально родословные составлялись в монастырях, находившихся на принадлежащих данной семье землях. Затем происходит постепенное обмирщение генеалогических знаний, хотя подготовка родословий по-прежнему находилась в руках клириков. Одновременно появляется и потребность в специалистах по выявлению генеалогических сведений, а затем их анализу и систематизации. Теоретический интерес к генеалогии, превращавший ее в специальную историческую дисциплину, оформился в XVII-XVIII вв.

Исследованиями генеалогий как родословных конкретных людей и родов (в большинстве случаев знатных) как средневековья, так и более позднего времени, а также установлением и проверкой их

достоверности, занимаются уже несколько столетий едва ли не во всех странах Старого Света, в первую очередь во Франции, Германии, Италии, Испании14. Немало работ посвящено родословным и скандинавской знати13. Исландия предоставляет едва ли не наиболее благоприятную почву для исследований такого типа, ибо небольшая численность населения и древняя литературная традиция позволяют проследить родословную большинства ныне живущих исландцев вплоть до первопоселенцев. Также немало работ посвящено уточнению упомянутых в исландских генеалогических перечнях имен и степени родственных отношений16.

В большинстве современных обобщающих работ генеалогия по-прежнему понимается как наука о конкретных родословиях. Исследования носят в значительной мере прикладной характер и нацелены на выработку методик анализа и классификации

14 См., например: DubyG. Lineage, Nobility, and Knightood, the Maconnaise in the 12th Century - a Revision // Duby G. The The Chivalrous Society / Transl. C. Postan. Berkeley, 1977. P. 59-80; Bourgeon J.L. Le Colbert avant Colbert: Destin d'une famille marcharade. Paris, 1986; Biagi E. Dinastie. Milano, 1988; Mackiewicz S. Dom Radziwitt6w. Warszawa, 1990; Espinosa-Moraga O. Los Moraga de Caceres a Paredones. Satiago-Chile, 1992; АсеновА.И. Очерки генеалогии уездного купечества XVIII в. М., 1993; Stih P. Studien zur Geschichte der Grafen von Gorz. Wien, 1996; TegowskiJ. Pierwze pokolenia Giedyminowiczow. Poznan, 1999; Пчелов Е.В. Генеалогия древнерусских князей: IX-нач. XI вв. М, 2001; LandrumD.P. The Tyrrel Wives: 15th centuries of Genealogy. Baltimore, 2001, и т.п.

15 См.: Haraldur Sigurdsson. Kartasaga Islands. Reykjavik, 1971. B. 1-2; Samuel Eggertsson. Saga; Bjarni Einarsson. The Settlement of Iceland. Reykjavik, 1995; MollerP. Atterna knorring. Helsingfors, 2000, и др.

16 См., например: HallbergP. fslendinga saga och Egla, Laxdaela, Eybyggja, Njala, Grettla // Maal og minne. Kristiania, 1965. B. 2. S. 89-105; Heller R. Laxdaela saga und Landnamabok // ANF. 1974. B. 89. S. 81-145; Heller R. F6stbras6ra saga and Laxdasla saga // ANF. 1976. B. 91. S.102-122.


обозначения родства . Кроме того, проанализировав источники по генеалогическому материалу, он разделил понятия род и семья и сформулировал требования,. необходимые при подборе генеалогических данных19. Л. Женико (1975) систематизировал методики классификации родословий20.

Рассматривая генеалогию как комплекс представлений о прошлом, Ф. Ингледью (1964) показал, что традиционные общества активно привлекали генеалогические аргументы в качестве основы для построения временных и пространственных связей. Из этого он делал вывод о том, что основной функцией генеалогического материала было структурирование времени, а также сохранение и передача исторической информации. По мнению исследователя, церковная традиция обязывала проводить в генеалогических изысканиях параллели между иудейской и британской историей, что, в свою очередь, способствовало созданию идеи генетической общности всего христианского мира. Кроме того, Ф. Ингледью полагал, что генеалогическая информация в семейной, королевской и национальной истории усиливала и упорядочивала групповые и сословные интересы, поэтому развивалась и поддерживалась

17 Ср.: Савелов Л.М. Лекции по генеалогии. М., 1909. С. 22-34; Durye P. La genealogie; Бычкова ME. Родословные книги XVI-XVII вв. как исторический источник. М., 1975; Fitz Hugh, Terrick V.H. The Dictionary of Genealogy. Dorset, 1985, и др.

18 DworzaczekW. Genealogia. S. 21-48. В целом, о генеалогической терминологии, знаках и способах изображения родословных написано множество трудов. См., например: Савелов Л.М. Лекции. С. 22-34; Genicot L. Les genealogies, и др.

19 Dworzaczek W. Genealogia. S. 28-33.

20. Genicot L. Les genealogies. P. 14-75. . '

12

церковью. По его мнению, несмотря на клерикальную заданность генеалогических сведений, на материале родословных можно выяснить и социально-политическую структуру общества (и, в частности, британского в период Нормандского завоевания). Он отмечал также важную роль генеалогии в светском обществе в вопросах территориального права и наследования имущества, которая выражалась, прежде всего, в том, что в генеалогических перечнях нашли отражение система наследования и все изменения в ней. В качестве свидетельства большой политической роли родословных Ф. Ингледью указывает на то, что Эльред в борьбе за престол активно привлекал генеалогические "аргументы", апеллируя к древности, а следовательно, большей знатности своего рода21.

Вслед за ним, опираясь на положение о том, что генеалогия в дописьменном обществе была единственной формой знания о прошлом, британский историк и источниковед Д. Дамвилл (1977) полагал, что это и предопределило ее структуру, в которой ярко выражено преобладание патрилинейности. И это же, по мнению Дамвилла, вызвало впоследствии идею о возможности подделок родословных как способа "удревнения" своего рода. Д. Дамвилл акцентирует внимание на пропагандистской функции генеалогии как политического оружия, применявшегося для легитимизации королевской власти, имевшей божественное происхождение. Кроме того, он выделил на англо-саксонском материале два типа источников о королевских родах раннего средневековья: генеалогические перечни и королевские списки, и сформулировал различия между ними22.


Анализ сербских традиционных родословий и способов их передачи был проведен Б. Хальперн Керевски (1981), одним из результатов работы которой стало положение о том, что традиционные родословия обладают постоянной формой23.

X. Мойсл (1981) рассматривал ломбардские, франкские и англосаксонские королевские родословные в контексте традиционной культуры. Он отметил их функционирование в обществе как политического документа, идеологического инструмента и особой формы культуры. Под клерикальными наслоениями он обнаруживает возведение знатных родов к особо чтимым богам или героям24.

Функционирование генеалогии в традиционных (дописьменных) обществах было наиболее подробно рассмотрено Я. Вансиной (1985). Анализируя бытование генеалогической информации, он останавливался прежде всего на ее роли как источника для датировки сведений и событий25.

Отражение в генеалогических перечнях англо-саксонской династической псевдоистории, бытовавшей в форме героических легенд, вслед за Д. Дамвиллом проанализировал Д. Крейг (1992). По мнению исследователя, королевские родословные упорядочивали традиционное общество. Крейг пришел к выводу, что генеалогические связи были "институтом обеспечения оптимального

23 Halpern Kerewsky В. Genealogy as Oral Genre in a Serbian Village // Oral Traditional Literature. Columbus, 1981. P. 301-321.

24 MoislH. Anglo-Saxon Royal Genealogies and Germanic Oral Tradition // Journal of Medieval History. London, 1981. Vol. 7. P. 215-248; MoislH. Kingship and Orally Transmitted Stammestradition among the Lombards and Franks // Die Bayern und ihre Nachbarn. Wien, 1985. Teil. 1. P. 111-119.

исландцев к родословиям в слабом развитии у них индивидуального начала32. Другую точку зрения высказывает Бьёрн Торстейнссон (1978), определяющий значение генеалогических связей в социальной сфере исключительно тем, что знание родословной было необходимо знатным норвежским переселенцам главным образом для того, чтобы доказать, что они не происходят от рабов и прочих безродных33. М. КлюниРосс (1993) возражает ему, утверждая, что развитие в Исландии родословий знати служило только лишь средством для того, чтобы восполнить пустоту, возникшую из-за отсутствия королевской власти, а вследствие этого и королевской генеалогической традиции34.

Не менее важны были генеалогии и при переходе к письменной фиксации устной традиции. Бьёрн Торстейнссон (1978) полагает, что родословные были одними из первых записанных текстов или входили в них как составная часть35. Некоторые скандинависты (М.И. Стеблин-Каменский и М. Клюни Росс) считают даже, что именно их расширения и стали основой литературных произведений. Это аргументируется тем, что генеалогический принцип конструирования повествования был превалирующим в традиционных обществах, к которым следует отнести и средневековую Исландию36.

Большинство скандинавистов так или иначе уделяет внимание роли генеалогических сведений в определении и поддержании

32 Гуревич А.Я. Категории. С. 280.

33 Bjorn Porsteinsson. Historieskrivning // KHLNM. 1978. В. 6. P. 205-223.

34 Clunies Ross M. The Development of Old Norse Textual Worlds: Genealogical Structure as a Principle of Literary Organization in Early Iceland //JEGP. 1993. Vol. 92. P. 375.

35 Bjorn Porsteinsson. Historieskrivning. Sp. 205-223.

36 Стеблин-Каменский М.И. Мир саги. Л., 1971. С. 14; Clunies Ross M. The Development. P. 372-385. . :


социального статуса. П. Сойер (1982) отмечает особое значение родословий для знатных и власть придержащих людей: отсутствие правящей верхушки в Исландии обусловило усиление социальной роли генеалогии, поскольку, по его мнению, объединение шло именно на основе общности родственных связей. Сойер справедливо утверждает, что генеалогия служила укреплению связей между представителями исландского социума, а пересечение родословных различных родов оказывалось связующим звеном, поддерживающим целостность древнеисландского общества37.

Скандинависты отмечают также, что в Исландии генеалогия выполняла множество общественных функций, а длина исторической памяти была больше, чем во многих других традиционных обществах . Последнее, по мнению Херманна Паульссона (1999), было связано с тем, что генеалогическая информация была активно востребована в древнеисландском обществе и ее применение являлось единственной возможностью упорядочить время и определить место человека в его потоке39.

Особую роль генеалогических знаний в определении национальной, семейной и групповой идентичности подчеркивает Д. Вейли (2000)40.

Идентификационной же функцией генеалогии практически никто из исследователей не занимался. На материале "Книги об

37 Sawyer P. Kings and Vikings. London, 1982. P. 12-24.

38 WhaleyD. Nicknames and Narratives in the Sagas // The Auduience of the Sagas. Gotheborg, 1991. Vol. 2. P. 354.

39 Подробнее см., например: Hermann Pdlsson. Oral Tradition and Saga Writing. Wien, 1999. P. 89. Об особенностях исландского восприятия времени см. также: Фидъестель Б. Представления об истории в древнеисландской литературе // Arbor mundi. Мировое древо. М., 1996. Вып. 4. С. 17.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23799.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.