У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Российская Дуковная Миссия в Японии в конце Х1Х-начале XX века
Количество страниц 122
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23845.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение...3

Глава I.

Становление Российской Духовной Миссии в Японии под началом

иеромонаха Николая (Касаткина)...28

Глава П. Основные направления деятельности Российской

Духовной Миссии в Японии 1870-1904...60

§ 1. Издательская деятельность Духовной Миссии...60

§ 2.Просветительская деятельность Духовной Миссии...65

§ 3.Педагогическая деятельность Духовной Миссии...72

§ 4.Строительство православных храмов...85

Глава III. Российская Духовная Миссия в Японии

в 1904-1912 гг...96

§ 1 .Российская Духовная Миссия в период русско-японской войны 1904-1905 гг...96

§ 2. Деятельность Российской Духовной Миссии в Японии

в период 1906-1912 гг...106

Заключение...118

Список источников и использованной литературы...122



ВВЕДЕНИЕ

Духовные контакты, осуществляемые между народами, государствами, принадлежат к числу наиболее ярких феноменов культурного взаимодействия. Духовные связи становятся важнейшими, а иногда, и единственными формами обмена информацией, распространения влияния и способа общения между народами. Подтверждением здесь служит история Российской Духовной Миссии в Японии, многогранная деятельность которой стала залогом установления духовных и культурных контактов между двумя странами, Россией и Японией.

В настоящее время история Русской Православной Церкви привлекает значительное общественное внимание, вызывает оправданный интерес историков, богословов, представителей других гуманитарных наук. В отечественной науке идет становление и упрочение новых представлений о религии и церкви, отход от господствовавших прежде упрощенных представлений и стереотипов.

Одним из самостоятельных направлений исследований в этой области становится изучение миссионерской деятельности Русской Православной Церкви.

Существуют и другие аспекты, заставляющие признать данную тему практически значимой для современной исторической науки.

Сегодня большое значение придается культурным контактам России со странами Востока, в том числе с Японией, нашим ближайшим соседом на Дальнем Востоке. Однако без знания их предыстории чрезвычайно сложно строить отношения между государствами в современном мире.

Кроме того, во внешней культурной политике России большое внимание уделяется духовным связям, которые объединяют различные

формы гуманитарного взаимодействия '. Изучение истории Российской Духовной Миссии в Японии в этой связи представляется особенно актуальным и практически значимым.

Добавим, что в настоящий момент, как в отечественной, так и в зарубежной историографии, отсутствуют исследования (за исключением отдельных статей и общих работ по истории и культуре Японии), в которых рассматривался бы феномен становления и развития Российской Духовной Миссии в Японии, основные направления её деятельности.

В нашей диссертации в качестве объекта исследования выступает Российская Духовная Миссия в Японии, которая на протяжении долгого времени поддерживала культурные связи и контакты между Россией и Японией, выходящие за рамки собственно миссионерской деятельности. Отметим, что мы обращаемся к весьма важному периоду истории, как России, так и Японии.

В России это время ознаменовано широкими реформами во всех областях и сферах общественной и политической жизни. Интенсивное освоение дальневосточных территорий Россией, ее стремление установить добрососедские отношения с непосредственным соседом побуждали к развитию культурного диалога, к непосредственным контактам с Японией. Этому способствовало заключение договора между Россией и Японией в 1855 г. и открытие Российского Генерального консульства в . Хакодате. При нем была освящена православная церковь, что и стало первым шагом на пути распространения православного вероучения в Японии.

В истории Японии данный период также характеризуется целым рядом важнейших реформ, как в социальной, так и в политической, культурной жизни. Эпоха Мэйдзи (1868-1912 гг.), ставшая синонимом

1 Внешняя культурная политика России. //Дипломатический вестник. № 4. 2000. С.76-84.

открытости, европеизации страны, качественно изменила и характер контактов с Россией.

Следует отметить, что становление Российской Духовной Миссии в Японии и, в частности, деятельность св. Николая Японского непосредственно связаны с важнейшими реформами в жизни двух стран.

Выбор хронологических рамок диссертационного исследования не случаен. Мы обращаемся к важному этапу в истории и эволюции Духовной Миссии, охватывающему период с 1870 по 1912 гг. Дело в том, что именно в это время происходит утверждение Духовной Миссии, зарождаются основные формы её деятельности, намечаются направления культурного обмена, складываются её основные институты.

Этот период связан с активной деятельностью св. Николая (Ивана Дмитриевича Касаткина, 1834-1912), который явился основателем Духовной Миссии.2 Конечно, этап истории Миссии во время русско-японской войны несколько отличается по своим задачам от предшествующих лет. Тем не менее, он, бесспорно, важен, и позволяет рассмотреть проблему деятельности Духовной Миссии в военный период (1904-1905). Подобный опыт сегодня особенно актуален и может быть рассмотрен как пример успешной активности Православной Церкви в сложные периоды истории.

Естественно, изучая деятельность Духовной Миссии в Японии, трудно учесть все события с точностью до года. Всесторонний анализ проблемы требует обращения и к истории тех или иных явлений, и к перспективам, успехам Миссии, отражение которых мы находим как в культуре XX века, так и в современности.

Николай (Касаткин И. Д., 1836-1912). Принял монашество в 1860г., архимандрит (1871), епископ Ревельский (1880), архиепископ Японский (1906).

Общая цель исследования - анализ деятельности Российской Духовной Миссии в Японии выдвигает определенные задачи для их решения:

выявить факторы, способствующие утверждению Духовной Миссии в Японии;

определить основные этапы деятельности Миссии;

проанализировать основные формы деятельности и персоналии Духовной Миссии в Японии;

рассмотреть деятельность св. Николая - духовного руководителя и основателя Духовной Миссии в Японии.

Исследование общей проблемы деятельности Русской Православной Миссии в Японии предполагает выявление и рассмотрение предшествующих работ аналогичной проблематики.

Период становление Духовной Миссии в Японии и деятельность св. Николая объединяет несколько этапов последовательного изучения темы русскими, зарубежными и японскими учеными, которые рассматривали -в своих работах как отдельные направления деятельности Миссии, так и общие вопросы, непосредственно связанные с историей и современным состоянием Духовной Миссии в Японии. Последовательное изучение проблемы предполагает обращение к работам, непосредственно посвященным вопросам истории русско-японских отношений, культуре, религии.

В процессе работы использовались библиографические справочники общего и специального характера, как на русском, так и на японском языке. Отметим, что в российской справочной литературе первые сведения о Миссии приведены в «Энциклопедическом словаре» Ф. Брокгауза - И. Эфрона.3

Ф.Брокгауз - И. Эфрон. Энциклопедический словарь. Полутом 82. СПб., 1904. С.789-790.

В работе использованы издания, выпущенные в России в советский период: Библиография Японии 4 - двухтомник, объединяющий общие работы по истории Японии, специальные исследования, посвященные Японской Миссии. Первый историографический справочник включает русскоязычные монографические исследования, вышедшие в период с 1734 по 1917 год, японские и европейские энциклопедии и справочники, также «Библиография Японии», где представлена соответствующая литература, изданная в Советском Союзе на русском языке.5

Просмотр вышеперечисленных изданий позволяет с уверенностью констатировать факт отсутствия специальных исследований, посвященных непосредственно теме диссертации, анализу деятельности Российской Православной Миссии в Японии в период с 1868 по 1912 год, с начала XX до третьей четверти XX века.

Тем не менее, отдельные вопросы, рассмотренные в нашей работе, в разной степени затрагивались исследователями. Данное обстоятельство позволяет нам обратиться к историографическому анализу и обзору источников по теме диссертации.

Отметим, что поставленные в диссертации исследовательские задачи не затрагиваются в общих работах, предметом рассмотрения которых выступает российская история и культура. Подобное положение отражает идеологические установки советского периода, когда деятельности Православной Церкви либо полностью не уделялось внимания, либо таковая оценивалась негативно. Даже в настоящее время в учебных изданиях данной проблеме отводится незаслуженно скромное место. Так, в

4 Библиография Японии. Литература, изданная в России с 1734 по 1917 г. М., 1965.

Библиография Японии. Литература, изданная в Советском Союзе на русском языке с 1917 по 1958. М., 1960.

5 Библиография Японии. Литература, изданная в Советском Союзе на русском языке с 1959 по 1973. М., 1984.

«Истории Японии» описание российско-японских духовных связей занимает только 8 строк.6

В этой связи особую ценность приобретают работы дореволюционных исследователей, где впервые в российской исторической науке была предпринята попытка дать объективную информацию о деятельности Духовной Миссии в Японии, проанализировать её очевидные успехи. В нашей работе мы обращаемся к исследованию прикомандированного к Миссии японоведа Д. М. Позднеева,7 которое содержит уникальные по широте, фактологии, эмоциональным оценкам картины жизни русских миссионеров, а также к докладу о. Философа Орнатского, где приведена интереснейшая информация о социальных, политических, духовных традициях японского народа и деятельности Православной Церкви.8

В советский период отечественной истории отдельные проблемы, связанные с деятельностью Православной Миссии в Японии, рассматривались в изданиях Московской Патриархии. Их появление непосредственно связано с канонизацией архиепископа Николая Японского (1970 г.), прославлением его в лике святых с наречением равноапостольным. В связи с данным событием «Журнал Московской Патриархии» опубликовал ряд статей справочного характера,9 в которых внимание уделено, прежде всего, духовной биографии св. Николая.

К моментам истории Духовной Миссии в Японии обратился протоиерей Аркадий Тыщук, представивший на страницах Журнала Московской

6 История Японии 1868-1998. Учебное пособие. Т. И. М., 1998.

7 Позднеев Д.М. Архиепископ Николай Японский (Воспоминания и характеристика). СПб., 1912.

Орнатский Ф. Русская Православная Миссия и Православная Церковь в Японии. Издание С.-Петербургского Епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы. СПб., 1889.

9 В гостях у Автономной Православной Церкви в Японии // Журнал Московской Патриархии. 1970. № 12. С.11

О канонизации архиепископа Николая Японского // Журнал Московской Патриархии. 1970. № 7. С. 4-5.

Патриархии статью, озаглавленную «Японская Автономная Православная Церковь».10 В ней автор кратко ознакомил читателей с деятельностью Миссии в начальный период и в XX веке.

Более подробное описание основных этапов жизни и деятельности св. Николая составил Антоний, архиепископ Минский и Белорусский.11 Используя периодические издания, архивные документы, автор воссоздает биографию святого равноапостольного архиепископа Николая, пишет о его подвижническом служении.

Указанные публикации весьма полезны, являясь первыми исследованиями, непосредственно посвященными нашей проблеме. Правда, они известны лишь узкому кругу читателей. Кроме этого, названные авторы в своих исследованиях, стремясь в основном осветить развитие духовных связей между Россией и Японией, меньше внимания уделяют культурным контактам двух стран.

В истории отечественного востоковедения история Российской Духовной Миссии в Японии стала предметом исследования широкого круга специалистов только в 90-е годы XX века. Изменение отношения государства к Православной Церкви, роли и месту религии в общественной, духовной жизни, в международных отношениях позволило обратиться к изучению православия на Дальнем Востоке и этим восполнить существующие в отечественной историографии лакуны, связанные с историей русско-японских отношений. Необходимо отметить, что первая научная статья, освещающая деятельность св. Николая вышла в свет в 1977 году

10 Тыщу к А. Японская Автономная Православная Церковь // Журнал Московской Патриархии. 1970. № 11. С. 42-47, № 12. С.43-49. 1' Антоний, архиепископ Минский и Белорусский. Святой Равноапостольный Архиепископ Японский Николай // Богословские труды. XIV. М., 1976. С. 5-61.

в журнале «Народы Азии и Африки».12 Эта статья заслуживает самой высокой оценки. Она была воспринята как откровение в японоведческих кругах. «Журнал Московской Патриархии» адресован главным образом православной пастве. Здесь автор обрисовал св. Николая как одного из зачинателей русского японоведения.

Новый этап изучения проблемы относится к 80-м - 90-м годам XX века. Именно в данный период исследователи обращаются в своих работах, как к общим, так и к частным вопросам интересующей нас темы, всестороннее рассмотрение которой предполагает знакомство с работами чрезвычайно широкой проблематики.

Исследование становления и начальных этапов деятельности Миссии на японских островах невозможно без выявления факторов, способствовавших успеху православия. Это обстоятельство объясняет наш интерес к тем работам, в которых рассматривается значительный спектр вопросов, связанных с характеристикой культурной, социальной, религиозной жизни Японии. Мы обратились так же к монографиям известных японистов - В.Н Горегляда,13 А.Н. Мещерякова,14 историка и культуролога Л.Д. Гришелевой, японского ученого Хидэо Касимото,16 аме-риканского исследователя Байрона Иорхарда. В этих трудах рассматриваются социальная и духовная жизнь Японии, традиции и новации, политические изменения, произошедшие в японском обществе к моменту учреждения Миссии.

12 Щербина А. Николай Касаткин - один из первых русских японоведов // Народы Азии и Африки. 1977. № 4.

13 Горегляд В.Н. Японская литература VIII-XVI вв. Начало и развитие традиций. СПб., 1997.

1 Мещеряков А.Н. Древняя Япония. Буддизм и синтоизм. М., 1987.

15 Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры. М., 1986.

16 Hideo Kisimoto. Japanese Religion in the Meiji Era. Tokyo, 1969.

17 H.Byron Earhart. Japanese Religion: Unity and Diversity. California.
Богатый материал для понимания духовного своеобразия, национальных особенностей, традиций японского народа, содержится в работах
академика Н. И. Конрада. Проблемы религиозной жизни Японии в деталях рассматриваются в работах Я.Б. Радуль-Затуловского,19 А.Н. Игнатовича. °

Идейное содержание эпохи Мэйдзи, деятельность японских мыслителей, которые во многом определили характер незавершенной революции Мэйдзи и пути дальнейшего развития страны, а также сюжеты, связанные с русско-японскими культурными связями во второй половине XIX века, стали темами статей японоведов, представленных в сборнике «Из истории общественной мысли Японии XVII- XIX вв.». Статьи сборника важны для данной работы, где значительное внимание уделяется предыстории событий, повлиявших на становление Православия в Японии во второй половине XIX века.21

В 90-е годы XX века ценнейший материал по истории Духовной Миссии в Японии, анализ основных направлений её деятельности находится в трудах ряда российских исследователей. Это, прежде всего, статьи известного историка, исследователя-японоведа, сотрудника Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения Российской акаде-мии наук Г.Д. Ивановой, историка Японии, доцента Санкт-

18 Конрад Н.И. Японская литература в образцах и очерках. Т.1. Л., 1927.

19 Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М.-Л., 1947.

Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. М., 1993.

21 // Из истории общественной мысли Японии XVII-XIX вв. М., 1990.

22 Иванова Г.Д. Архиепископ Николай и его японские ученики. // Из истории общественной мысли Японии XVII-XIX вв. М., 1990.

Иванова Г.Д. Русские в Японии Х1Х-начала XX века (несколько портретов). СПб., 1993

Иванова Г.Д. Жизнь и деятельность святителя Николая Японского // Православие на Дальнем Востоке. Выпуск 2. СПб., 1996.
Петербургского университета Л.В. Зениной, синолога Н.А. Самойлова.24 Отдельные периоды деятельности Православной Миссии в Японии стали предметом исследования О.В. Шаталова.25

Проблема становления и истории развития культурных контактов России и Японии рассмотрена в работе петербургских востоковедов Н.Ю. Крайнюк, Н.А. Самойлова, А.В. Филиппова, в которой отмечается значимость Православной Духовной Миссии «в диалоге русской право-славной и традиционной японской культур».

Издательская деятельность Миссии, отдельные аспекты этой деятельности нашли отражение в монографии С.А. Пайчадзе,27 в труде

Иванова Г.Д. Переводчики русской литературы - воспитанники Православной Духовной Семинарии в Токио // Православие на Дальнем Востоке. Выпуск 2. СПб., 1996.

23 Зенина Л.В. Доклад о. Философа Орнатского «Русская Православная Миссия и Православная церковь в Японии» // Православие на Дальнем Востоке. Выпуск 3. СПб., 2001.

Зенина Л.В. Японские ученые о Российской Духовной Миссии в Японии. // Православие на Дальнем Востоке. СПб., 1996.

Зенина Л.В. Российская Духовная Миссия и Русская Православная Церковь в Японии под началом Святителя Николая, Апостола Японии (1836-1912) // Проблемы истории, филологии, культуры. Выпуск XI. М.Магнитогорск. 2001.

24 Самойлов Н.А. Страны Дальнего Востока в восприятии русского миссионера (По дневникам и статьям архимандрита Сергия (Страгородско-го) - впоследствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси) // Православие на Дальнем Востоке. Выпуск. 2. СПб., 1996.

25 Шаталов О.В. Начальный этап деятельности Российской Духовной Миссии в Японии: 1870-1875 гг. // Православие на Дальнем Востоке. Вып.2. СПб., 1996.

Крайнюк Н.Ю., Самойлов Н.А., Филиппов А.В. Россия и Япония. // Россия и Восток. СПб., 2000.

" Пайчадзе С.А. Русская книга в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (Очерки истории второй половины XIX - начала XX столетия). Новосибирск, 1995.
японского ученого Ясуо Усимару, в упомянутой выше работе Г. Д. Ивановой «Русские в Японии Х1Х-начала XX века».

Предметом исследований последних лет стала просветительская деятельность Миссии. Российские и японские ученые, анализируя успехи Духовной Миссии на Японских островах, не могли не обратить внимания на весьма убедительные результаты её деятельности в этой области.

Данную тему в своих работах освещают духовный историк архиепископ Антоний,29 и исследователь А.Н. Хохлов.30

Вопросы подготовки учеников в православных учебных заведениях, организации педагогической работы затрагиваются русскими и японскими учеными в исследованиях, как общего характера, так и непосредственно посвященных данной проблеме. В этой связи заслуживают внимания монография Хидэо Кисимото,31 посвященная проблемам японских религий в эпоху Мэйдзи, статьи студента Харьковского университета Ф. Прохоренко,32 вышеупомянутые работы Г.Д. Ивановой.

Заслуживают внимания также работы, посвященные архитектурной, строительно-художественной практике Миссии, жизни и деятельности православной художницы Ямасита Рин.33

В последнее время многие авторы, историки и искусствоведы, уделяют внимание строительству Собора «Никорай-До» в Токио, архитектур-

Ясуо Усимаро. Японское православие и культура периода Мэйдзи. // Тысячелетие крещения Руси. М., 1988.

29 Архиепископ Антоний. Святой Равноапостольный Архиепископ Японский Николай // Богословские труды. № 14. 1975.

30 Хохлов А.Н. Подготовка русских переводчиков-японистов в Японии и деятельность И.Д. Касаткина (вторая половина XIX - начало XX века // Восток. 1994. № 5.

31 Hideo Kisimoto. Japanese religion in the Meiji Era. Tokyo, 1969.

32 Прохоренко Ф. Русская Духовная Миссия в Японии // Вера и Разум. 1907. №7.

33 Успенский М.В. История одной иконы //Япония сегодня. 1999. Июль месяц. С. 7.
ного памятника, запечатлевшего выдающийся этап в истории Православия на Японских островах. Знаменитому собору посвящено значительное число работ, тогда как о строительстве православных церквей в других, преимущественно северных районах, почти не говорится.34 В этой связи значительный интерес представляет публикация Э.Б. Саблиной «Пути-дороги паломницы из России», где содержатся сведения по истории и современному состоянию православных церквей в Японии. Публикация снабжена материалами полевых наблюдений, архивными данными, дневниками и воспоминаниями современников.35

В диссертации мы привлекаем также материалы фондов Государственного Эрмитажа, среди которых представлены станковые произведения художницы Ямасита Рин и свиток неизвестного автора с изображением бухты в Хакодате, позволивший реконструировать внешний вид первого православного храма в Японии.36

В 90-е годы XX века складываются основные подходы к изучению Духовной Миссии, вырабатываются методологические основы исследования.

Подробный анализ направлений деятельности Духовной Миссии в Японии, представленный в работах вышеперечисленных исследователей, подтверждает положение о важности комплексного изучения феномена

34 Яковлев Н.А. Русская Духовная Миссия в Японии и её Кафедральный собор в Токио // Христианство на Дальнем Востоке. Уссурийск. 2001. Протоиерей Аркадий Тыщук. Японская Автономная Православная Церковь // Журнал Московской Патриархии. 1970. № 11. С. 46. Прохоренко Ф. Русская Духовная Миссия в Японии и в Корее. Харьков. 1907. С. 364.

35 Саблина Э.Б. Пути-дороги паломницы из России, www.iapantodav.ru.

36 Николай и Александра. Двор последних русских императоров. Конец XIX - начало XX века. Государственный Эрмитаж. Каталог выставки. СПб., 1994. С. 261. Хранение предметов японского искусства. ЯТ 1144. Государственный Эрмитаж. Отдел Востока.

Православия на Японских островах, необходимости обобщающего исследования соответствующей проблематики.

Следует отметить, что заявленная тема представляет интерес для различных специалистов: историков, искусствоведов, востоковедов. Это обстоятельство определяет междисциплинарный подход к проблеме изучения Духовной Миссии. На наш взгляд, следует отметить также, что всестороннее рассмотрение деятельности Православной Миссии в Японии невозможно без знакомства с более ранней Православной Миссией в Пекине (1716-1956), которая, по словам св. Николая, сыграла важную роль в становлении Духовной Миссии на Японских островах: «Пекинская Миссия - мать японской, без Пекина японцы неопытны и немы».37

В этой связи естественным является обращение к исследованиям, непосредственно посвященным истории Пекинской Миссии. Бесспорно, интересна и методология исследования Пекинской Миссии, основные подходы к анализу и систематизации связанного с ней исторического материала. Отметим, что в данном случае мы обращаемся, прежде всего, к сборникам научных статей, вышедшим в 90-е годы XX века в России. Это - «Православие на Дальнем Востоке (275-летие Российской Духов-
ной Миссии в Китае)» , «История Российской Духовной Миссии в Китае.39 Учтена также кандидатская диссертация С.А. Шубиной «Русская Православная Миссия в Китае (XVIII - начало XX века)».40

Пристального внимания заслуживает обобщающее исследование Э.Б.Саблиной «Православная Церковь в Японии в конце XIX— XX в.в. и

37 Письма архимандрита Николая из Японии иеромонаху Исайи от 14.04 и 24.08.1871 г. // Церковный вестник. 1885. № 50. С.178.

38 Православие на Дальнем Востоке. 275- летие Российской Духовной Миссии в Китае. СПб., 1993.

39 История Российской Духовной Миссии в Китае. М., 1997.

40 Шубина С.А. Русская Православная Миссия в Китае (XVIII- начало XX века). Автореферат. Ярославль, 1998.
её основатель святитель Николай»,41 в котором предметом рассмотрения стала деятельность Православной Церкви в Японии с момента основания до конца XX века. Столь продолжительный хронологический период не позволил исследователю достаточно подробно рассмотреть основные направления деятельности Миссии в наиболее ответственный, ранний период её истории, проанализировать факторы, влиявшие на становление Православия в Японии. Хотя, бесспорно, полевые наблюдения конца XX века дали возможность исследователю на современном материале обозначить успехи Православной Церкви в Японии, основанной святителем Николаем.

В связи с исследованием Э.Б. Саблиной, полагаем, что наша диссертация в известной мере пополняет проблему становления Православной Духовной Миссии на Японских островах новыми фактами, сведениями, более подробно рассматривает основные направления деятельности Православной Миссии на новом материале, вводимом в научный оборот.

Спорными представляются замечания Э.Б. Саблиной по поводу религиозного состояния японского общества к моменту проповеди Православия. В общей форме приведена в исследовании разнородная деятельность Миссии в начальный период её существования.

Таким образом, при всем разнообразии тем и формулировок, знакомство с публикациями позволяет сделать вывод о наличии общих подходов в изучении русского миссионерства на Дальнем Востоке и близких исследовательских проблем. Представляется убедительным тезис китаиста О.В. Шаталова о выделении исследования миссионерской деятельности в особое направление. Содержанием «Миссиологии» является изучение самого процесса, его особенностей, методов, структуры организа-

41 Саблина Э.Б. Православная Церковь в Японии в конце XIX -XX в.в. и её основатель Святитель Николай. Автореферат. Москва, 2000.
ции миссионерского движения. «Миссиология» в отечественной науке в силу определенных причин до конца XX века не была представлена.42 Накопленный за последнее время рабочий материал, описанный выше, и исследования, посвященные истории Российской Духовной Миссии в Корее 43 и Китае, могут стать основой методологических подходов нашего исследования, актуальность которого сегодня ни у кого не вызывает сомнения.

Определенное значение имеют публикации, касающиеся истории Российской Духовной Миссии и деятельности Николая Японского, авторами которых являются европейские и американские специалисты. Отметим, что упоминания о Духовной Миссии мы можем найти только в общих работах, непосредственно посвященных проблемам контактов России и Японии. Авторы этих публикаций ограничиваются краткими сведениями о деятельности Миссии.

Сжатые сведения о Православной Миссии в Японии даны в работах американских историков - М. Хиндуса «Россия в Японии»,44 И. Шейнера «Христианские конфессии и социальный протест в период Мэйдзи»,45 раскрывающих особенности духовной и политической жизни в Японии в середине, во второй половине XIX века. В коллективной монографии «Русское влияние в Японии»46 П. Бертона, П. Лангера и Р. Сверингена рассматривается проблема трансформации русских духовных и социальных традиций в японском обществе. Высокой оценки заслуживают работы, связанные с распространением Православия в Японии американско-
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23845.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.