У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Эпиграфическая традиция Генуи и Генуэзской Романии
Количество страниц 100
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23846.doc 
Содержание Содержание

I- Основные направления политики Генуэзской коммуны в последней

четверти XI — XIII веках в свете генуэзской эпиграфической

и нарративной традиции...25

II- Эпиграфическая традиция Генуи: локализация, типологическая,

количественная и дипломатическая характеристика

эпиграфических памятников...85

§ 1. Локализация эпиграфических памятников...87

§ 2. Типологический анализ эпиграфических памятников...107

§ 3. Материал, декоративные особенности и композиция генуэзских

эпиграфических памятников...126

§ 4. Эволюция формуляра генуэзских эпиграфических памятников...134

III. Анализ стилей письма и особенностей языка генуэзских

эпиграфических памятников...175

§ 1. Основные направления и факторы эволюции дукта букв.

От римской античной эпиграфической традиции к эпиграфической

практике Средневековья...-

§ 2. Эволюция стилей письма и дукта букв генуэзских и лигурийских

эпиграфических памятников...191

§ 3. Анализ грамматических и орфографических особенностей латинского

языка генуэзских и лигурийских эпиграфических памятников...219

. Анализ эпиграфической традиции генуэзских факторий Романии и

Газарии...226

§ 1. Типологический анализ эпиграфических памятников генуэзских

факторий Романии и Газарии...233

§ 2. Декоративные особенности и композиция эпиграфических

памятников генуэзских факторий Романии и Газарии...253

§ 3. Анализ формуляра эпиграфических памятников генуэзских

факторий Романии и Газарии...276

§ 4. Анализ дукта букв и особенностей языка эпиграфических памятников

генуэзских факторий Романии и Газарии...300

§ 5. Сопоставление геральдических композиций...306
<ЕИ$ЯЖ>Т<РЯ0Ж...321-355

1. Судьба генуэзских эпиграфических памятников, вывезенных в конце XVIII века из Каффы на территорию Центральной

и Северо-западной России (по архивным материалам)...2

2. Генуэзские эпиграфические памятники, происходящие

из Каффы, Солдайи, Чембало.

(Корпус Е. Ч. Скржинекой)...26-99

...листы№1-94



Введение
Благодаря исследованиям многих поколений отечественных ученых, в научный оборот были введены генуэзские эпиграфические памятники, происходящие, в основном, из генуэзских факторий Крыма.1 В то же время, генуэзские эпиграфические памятники, происходящие из Генуи, равно как и из других городских центров Лигурии, практически не затронуты до сегодняшнего дня исследованиями отечественных эпиграфистов.

Эти обстоятельства обусловили и обосновали изначальную актуальность и новизну той проблематики, которая положена в основу данного исследования. Предметом настоящего исследования являются генуэзские эпиграфические памятники, принадлежащие эпиграфической традиции Генуи, происходящие из Генуи, прежде всего, но также и из некоторых других городских центров Лигурии, а также эпиграфические памятники, происходящие из генуэзских факторий Романии и Газарии: Северо-восточного Средиземноморья и генуэзских факторий Крыма. Кроме того, в настоящей диссертации учтены данные генуэзских эпиграфических памятников, происходящих из генуэзских факторий Южного Причерноморья, прежде всего, из Самастро.

Нами будет предпринят тщательный анализ основных параметров генуэзских эпиграфических памятников. Анализ локализации эпиграфических памятников, их типологии, дукта букв,2 их композиционных и геральдических особенностей, наконец, хронологии, содержания и основных причин эволюции их формуляра является

1 Юргевич В. Н. Генуэзские надписи в Крыму // Записки Одесского Общества Истории и Древностей (далее - ЗООИД). Одесса, 1863. Т 5, отд. 1 (Археология). С. 157 — 177; Он оке. Новые надписи генуэзские // ЗООИД. Одесса, 1868. Т. 7, отд. 3 (Смесь). С. 274 - 282; Он же. Донесение о поездке в Крым // ЗООИД. Одесса, 1875. Т. 9, отд. 3 (Донесения). С. 397 - 402; Латышев В. В. Два барельефа с надписями из села Знаменское-Губайлово. М., 1909. С. 7 — 9; Шмид Г. К. К объяснению губайловских барельефов // Известия императорской археологической комиссии. СПб., 1909. Вып. 33. С. 146 — 148; Шмит Ф. И. Три генуэзские рельефа из Каффы (Феодосии) с 2 таблицами // Известия археологической комиссии. Пг., 1917. Вып. 63. С. 22 — 30; Skrzinskaja E. Inscriptions latines des colonies genoises en Crimee // ASLSP. Genova, 1928. Vol. LVI. P. 5 — 140; Скржинская Е. Ч. Латинские генуэзские надписи из Судака / Она же. Новые эпиграфические памятники средневекового Крыма // История и археология средневекового Крыма. М., 1958. Вып. 2. С. 155 - 175; Баранов I. А., Данилова Е. В. Генуезький надгробок 1384 р. з Судака // Археолопя, 1991, № 2. Л. 145 - 148; Баранов И. А. Главные ворота средневековой Солдайи // Архитектурно-археологические исследования в Крыму. Киев, 1988. С. 84 — 91; Крамаровский М. Г. Обрамление каффинского колодца 1331 года мастера Михаила из Падуи // Античная древность и средние века. Барнаул, 1992. С. 214 — 219; Баранов И. А., Климанов Л. Г. Новые латинские надписи генуэзской Солдайи // Археология Крыма, 1997, № I. С. 99 — 107; Еманов А. Г. Неизданная генуэзская надпись начала XV века из Феодосии // Античная древность и средние века. Екатеринбург, 1998. С. 243-244.

2 Здесь и далее в контексте исследования термин «дукт» обозначает графические характеристики, а также графические особенности изображенного в тексте эпиграфического памятника буквенного знака.

основной задачей настоящей диссертации. С другой стороны, работа над многими десятками генуэзских эпиграфических памятников, датированных VIII - XV веками, обусловила неизбежное соприкосновение с крупными историческими проблемами. Из их числа мы выделили следующие: несомненная связь между генуэзской эпиграфической традицией и направлениями внутренней и внешней политики Генуэзской коммуны (1). Во-вторых, это важнейший феномен в культурной и правовой жизни средневековой Европы, получивший наименование renovatio classica, и, прежде всего, частное эпиграфическое проявление этого феномена — romanitas, зафиксированное генуэзскими, пизанскими, флорентийскими, миланскими официальными закладными плитами, датированными X — XII столетиями (2). Развитие эпиграфической традиции генуэзских факторий Романии и Газарии совпадает с периодом северо-итальянского Треченто и Кватроченто, с периодом становления и последующего развития культуры итальянского Ренессанса. В свою очередь, она не могла не оказать значительного воздействия как на эпиграфическую традицию Генуи и других городских центров Лигурии, так и на эпиграфическую традицию генуэзских факторий Романии. Особое внимание, поэтому будет уделено выявлению хронологической общности или разности, проблемам адаптации и заимствования в формировании ренессансных элементов в эпиграфической традиции городских центров Лигурии, самой Генуи, а также в эпиграфической практике генуэзских факторий Романии (3). Раскрытие и изучение этих трех крупных исторических проблем является основной целью нашей диссертации.

Для решения поставленных задач и для достижения обозначенных целей диссертации были использованы данные не только генуэзских эпиграфических памятников, но также и нумизматические данные, данные генуэзской нарративной традиции, представленной, в том числе, «Анналами Генуэзской коммуны» («Annales Ianuenses»), «Хроникой» Якопо да Вараццо, другими хрониками. Только при объединении данных всех этих видов источников, как мне кажется, может быть достигнута та комплексность, которая является отличительной чертой современного исторического знания и на необходимость которой, в том числе, при исследовании средневековых эпиграфических памятников, указывали многие известные ученые.

Эти графические особенности могут существенно отличать букву в контексте остальных в тексте эпиграфического памятника.

1 Belgrano L. Т. Delia vita privata dei Genovesi. Genova, 1866. P. 37; Balard M. La Romanie Genoise (XHe -debut du XVe siecle). Roma-Genova, 1978. Vol. I, II. Vol. I, p. 170- 173, 189.

Выделенные нами исследовательские проблемы входят в число тех, которые в последние десятилетия активно разрабатываются в западноевропейской историографии. В центре внимания этих исследований находится формирование городского spatium publicum и архитектурного spatium solemne, которые, как убедительно показали исследования Э. Крузе-Паван, Ж. Эрса, П. Расина, Дж. Скалиа, были неотъемлемой частью более широкого культурного явления - renovatio classical Значительное число реминисценций и прямых сопоставлений с эпизодами античной римской истории в текстах официальных закладных плит Пизы, несколько позднее и Генуи, отражает то важное и актуальное значение, которое приобрело римское античное наследие в эпоху становления корпоративных органов городского самоуправления итальянских коммун во второй половине XI — первой половине XII века. Влияние римского античного наследия не могло не сказаться в этот период и на графической основе письма, в корне изменив дукт букв. Именно в указанный период стиль письма, условно именуемый применительно к раннесредневековым эпиграфическим памятникам scriptura capitalis actuaria (rustica), заменяется стилем письма eta comunale vecchia. Одновременно с этим архитектурное пространство (фасады городских соборов и палаццо коммун) приобретает значение spatium solemne, близкое к античным римским прототипам. По мере укрепления корпоративных органов управления, коммуны все активнее начинают вторгаться в сложившуюся городскую инфраструктуру, стремятся преобразовать ее, вывести из сферы действия частного права значительные участки земли внутри города, стремятся сформировать, таким образом, spatium publicum. Именно изучение новых форм взаимодействия городской инфраструктуры с эпиграфическими памятниками, взаимодействия эпиграфического памятника с архитектурным ансамблем является на сегодняшний день особенно перспективной областью исследования.

4 Crouzet-Pavan E. Entre collaboration et affrontement: Le public et le prive dans les grands travaux urbains (1'Italie de la fin du Moyen Age) // Tecnologia у Sociedad: Las grandes obras publicas en la Europa Medieval (atti delta XXII Semana de Estudios medievales, Esteila, 1995). Pamplona, 1996. P. 363 - 380; Eadem. Venise entre Jerusalem, Rome et Byzance: strategies d'appropriation d'images // Les megalopoles mediterraneennes (atti del convegno internazionale, Roma, maggio, 1996) / a cura di С Nicolet. Roma, 2000. P. 546 - 564; Euclcm. Politica e pratiche AzWhabitat nell'epoca gotica a Venezia // Estratto da L'Architettura gotica veneziana (atti del convegno internazionale di studio, Venezia, 27 - 29 novembre 1996) / Istituto Veneto di scienze, lettere ed arti. Venezia, 2000. P. 235 - 241; Eadem. «Sopra le acque salse», Espaces urbains, pouvoir et societe a Venise a la fin du Moyen Age. Rome, 1992. Vol. I, II; Eadem. Genes et Venise: discours liistoriques et imaginaires de la cite // Le forme della propaganda politica nel Due e nel Trecento (relazioni tenute al convegno internazionale, Trieste, 2-5 marzo 1993) / a cura di Paolo Cammarosano / Collection de TEcole fianc.aise de Rome (201). Rome, 1994. P. 427-453; Racine P. Naissance de la place civique en Italie // Fortifications, portes de villes, places publiques dans le monde mediterraneen / ed. J. Heers. Paris, 1993. P. 301

Таким образом, недостаточная изученность генуэзских эпиграфических памятников обуславливает новизну избранной нами проблематики. С другой стороны, необходимость разрешения некоторых исследовательских задач, поставленных нами, вписывает избранную тематику в общий контекст ведущихся в-западноевропейской и, отчасти, в отечественной медиевистике исследований в области эпиграфики.

Принимая во внимание сложность тех общих исторических проблем, которые неизбежно встают перед исследователем средневековых эпиграфических памятников, сложность и многообразие других аспектов социальной практики,. которые приходится затрагивать, исследуя генуэзские, в частности, эпиграфические памятники, необходимо отметить очевидную комплексность понятия «эпиграфический памятник». Это обстоятельство требует, во многом, пересмотра тех дефиниций, с которыми необходимо подходить к эпиграфическим памятникам. Эти дефиниции сформировались на протяжении 30-х — 50-х годов XX столетия и нуждаются теперь в существенной корректировке. Так, греческий глагол Vir«.jfp*y«*> означает, в том числе, «царапать», «выцарапывать на камне».5 Многие определения эпиграфического памятника, предложенные в западноевропейской историографии, будучи формально корректными, отличаются как раз своим формализмом. Так, Рудольф М. Клоос предложил следующее определение: «.Надписи — ото надписания на различных твердых материалах, которые не относятся к результатам деятельности ни скрипториев, ни канцелярий».ь Столь же формалистичным характером отличается определение Ж. Маллона: «Эпиграфика имеет дело с любым видом письма, кроме- того, которое исполнено чернилами на папирусе или на пергамене»? Данные определения ставят в центр внимания формальные характеристики и, прежде всего, критерий материала, на котором выполнена надпись. В то же время, данные определения не принимают во внимание идеологическую, коммуникативную, онорификативную функцию эпиграфических памятников, т. е. социальную и культурную их составляющую. Нам кажется, что в качестве базовой дефиниции можно принять определение, предложенное Вальтером Кохом: «Эпиграфика является наукой, в центре внимания которой находится понимание, критика и оценка использования надписей на твердом материале; таким образом, не

- 322; Scalia G. «Romanitas» pisana tra XI e XII secolo // Studi medievali, 3a serie, vol. XIII, № 2, Spoleto, 1972. P. 791 -843.

5 Montanari F. Vocabolario della lingua greca. 1-a ristampa. Milano, 2000. P. 746; Idem. Dizionario etimologico della lingua greca. Genova, 2001. P. 1072.

6 KIoos R. M. Eintiihrung in die Epigraphik des Mittelalters und der friihen Neuzeit. Darmstadt, 1980. S. 2.
только графическая область, но также и дукт, материал, технические приемы, язык, формуляр, духовные и социальные аспекты надписи, ее публично-правовые функции — то есть все то, что делает надпись историческим источником»!1' Таким образом, изучая эпиграфический памятник, важно помнить, что он, в первую очередь, является неотъемлемой частью социальной и культурной среды эпохи, непосредственным объектом воздействия политической конъюнктуры. Не случайны, поэтому многочисленные факты уничтожения геральдических композиций на официальных закладных плитах, как в Генуе, так и в ее факториях в период французского или миланского владычества. Именно эта социально-политическая, коммуникативная и онорификативная составляющая генуэзских эпиграфических памятников определяла, во многом, пути типологической, морфологической и стилистической их эволюции, как в рамках эпиграфической традиции Генуи, так и в рамках эпиграфической традиции Генуэзской Романии и Газарии.

Эпиграфические памятники, которыми столь богаты города Италии, довольно рано привлекли внимание гуманистов, эрудитов, любителей и знатоков древностей. Первые попытки систематизации эпиграфических памятников, находящихся преимущественно в различных городах Северной и Центральной Италии, в городах Ломбардии, Лацио, Тосканы, восходят к эпохе Ренессанса.

Классификация манускриптов и ранних печатных публикаций, посвященных генуэзским эпиграфическим памятникам, представляет некоторую специфику. Она обусловлена типологическим многообразием, многообразием стилистических форм, рассеянностью по территории Лигурии эпиграфических памятников, которые представлены в этих публикациях. По этой причине, для классификации манускриптов и ранних печатных публикаций, посвященных генуэзским эпиграфическим памятникам, мы избрали два критерия — локализации и типологии. С учетом указанных критериев, мы можем распределить их на две группы. К первой группе относятся манускрипты и ранние печатные публикации, в которых представленные эпиграфические памятники распределены и систематизированы, исходя из их местонахождения или принадлежности к тому или иному архитектурному ансамблю (основным критерием систематизации эпиграфических памятников является, таким образом, их локализация). Ко второй группе относятся те

7 Mallon J. Paleographie romaine. Madride, 1952. P. 55.

манускрипты и ранние печатные публикации, в которых эпиграфические памятники распределены и систематизированы, исходя из их типологии.

Одним из ранних примеров манускриптов, относящихся к первой группе, является рукопись Марканова, датированная 1465 годом и озаглавленная «О древностях римских и о старинных эпитафиях как Вечного Города, так и всех (иных) городов» («[De] Antiquitate romana et epitaphiis antiquis tarn Urbis quam omnium civitatum»).9 Рукопись исполнена на бумажных листах гуманистическим минускулом. Генуе в манускрипте посвящены листы 150-й и 151-й. Автор обращает свое внимание на сохранившиеся в Генуе античные римские саркофаги, которые стали частью декора городских церквей (церкви Сан-Маттео, собора Сан-Лоренцо).

К первой нами выделенной группе относятся также: анонимный манускрипт, озаглавленный «Закладные плиты церквей и прочие памятники», рукописные корпусы эпиграфических памятников, составленные Доменико Пьяджо, Джулио Паскуа.

Анонимный манускрипт, датированный 1622 годом, озаглавленный «Закладные плиты церквей и прочие памятники» («Lapidi delle chiese e altre iscrizioni»),10 - это рукописный корпус, посвященный преимущественно средневековым эпиграфическим памятникам, находившимся в Генуе.

Самым подробным, пожалуй, рукописным корпусом генуэзских эпиграфических памятников является рукопись Доменико Пьяджо. Она озаглавлена «Генуэзские надгробные памятники. Эпитафии, надгробия и закладные плиты с гербами, исполненные как из мрамора, так и из камня» («.Monumenta genuensia. Epitaphia, sepulcra et inscriptiones cum stemmatibus marmorea et lapidea»).u

Необходимо также упомянуть еще два рукописных корпуса генуэзских эпиграфических памятников, относящиеся к первой группе. Прежде всего, это рукопись Джулио Паскуа, озаглавленная «Памятные закладные плиты и надгробия, которые находятся в церквах Генуи и в ее предместьях. Собраны синьором Джулио Паскуа, включая памятники вплоть до лета 1610. Дополнены позднее Джио Батта делла Рокка» («Memorie e sepolcri che sono nelle Chiese di Genova e suoi Suburbii. Raccolte dal Signore Giulio Pasqua sin deU'anno 1610. Ampliate poi da Gio Batta della

8 Koch W. Spezialfragen der Inschriftenpalaographie // Epigrafia medievale greca e latina. Ideologia e funzione / diretto da E. Minestrd / Atti del seminario di Erice (12 - 18 settembre 1991) / a cura di G. Cavallo e С Mango. Spoieto, 1995. S. 267-291 (s. 267-268; s. 271).

9 Genova, Biblioteca civica Berio, Fondo Antico, ms. 1465.

10 Genova, Archivio di Stato, Manoscritti della biblioteca, ms. № 258.

" Genova, Biblioteca civica Berio, Fondo Antico, m. г., V, 3, 1-7. Ms. a. 1720, 7 voll.
Rocca»),12 а также рукописный корпус генуэзских эпиграфических памятников, принадлежащий перу Джакомо Джизгарди (Джискарди). Заглавие этой рукописи в несколько сокращенном виде можно перевести «Закладные плиты и эпитафии, происходящие из Генуи и из подвластной ей округи» («Inscrizioni et Epitaffi ne luoghi sacri e profani delta Citta e Dominio di Genova. Raccolti da Giacomo Giscardi delta Congregatione dell 'Oratorio»).13

Значение упомянутых рукописных корпусов для нашей диссертации заключается в возможности ознакомления с их помощью с некоторыми утраченными ансамблями генуэзских эпиграфических памятников, принадлежавшими разрушенным в последствии церквам. '

Ко второй группе необходимо отнести ранние печатные публикации лигурийских эпиграфических памятников, принадлежащие А. Джизгарди, Н. Токко, Г. Склаво.

Корпус генуэзских эпиграфических памятников, собранных А. Джизгарди, был напечатан в Базеле в 1658 году. Издание было озаглавлено «Предков наших надгробные памятники, эпитафии, упоминания и закладные плиты, происходящие как из городов Лигурии, так и из Генуи» («Maiorum nostrum monumenta funeraria, epitaphia, commemorationes et inscriptiones tarn Liguria quam Ianue urbe»).14 Корпус генуэзских эпиграфических памятников, опубликованный в 1683 году в Генуе Николо Токко, включает в себя надгробные плиты XIV — XVI веков.15 Публикация Г. Склаво16 является первой попыткой представить адекватную транскрипцию эпиграфического памятника 1135 года, упоминающего имя Аньезе из Пуатье.

Значение этих ранних печатных публикаций для нашей диссертации заключается в возможности более точной типологической атрибуции известных, но ныне утраченных эпиграфических памятников.

12 Genova, Archivio Storico del Comune, ms. № 110-D-5. Манускрипт Джулио Паскуа под указанным номером не является самым ранним. Он восходит к более раннему протографу, принадлежащему также перу Джулио Паскуа. Этот более ранний манускрипт Джулио Паскуа не окончен. Он прерывается на 111 листе. См.: Genova, Archivio Storico del Comune, ms. № 103-B-6. Кроме того, в Фонде рукописей Библиотеки Берио в Генуе хранится еще один вариант-копия указанного нами манускрипта Джулио Паскуа. Эта копия датирована, предположительно, 1870-ми годами; она исполнена известным генуэзским архивистом Якопо Дориа. См.: Giulio Pasqua Метопе е sepolcri che sono delle chiese e ne'Suburbii di Genova raccolte I'anno 1610. См.: Genova, Biblioteca civica Berio, Fondo Antico, m. г., II, 2, 11.

13 Genova, Archivio Storico del Comune, ms. № 28. Ms. a. 1754.

14 Alexandri Siscardii Maiorum nostrum monumenta funeraria, epitaphia, commemorationes et inscriptiones tarn Liguria quam Ianue urbe. Basiliae, 1658.

15 Tocco N! De' lapidifonebri della civilta de 'Ianua. Ianua, MDCLXXXIII.

16 Sclavo G. La lapide di Ferrania, о sia osservazioni storico-critiche sopra un 'antica sepolcrale iscrizione in versi leonini posta nella chiesa rurale de 'Santi Pietro e Paolo di Ferrania nel territorio del Cairo. Mondovl, MDCCXC.
В 1839 году Федериго Алидзери опубликовал серию генуэзских надгробных плит, происходящих из различных церквей Генуи.17 Эта публикация преследовала, скорее, искусствоведческие задачи, нежели цели издания эпиграфических памятников.

Большое научное значение имеют публикации генуэзских и Лигурийских эпиграфических памятников, предпринятые Марчелло Ремондини. Большинство опубликованных им эпиграфических памятников датировано XII - XVI веками.18 По причине худшей сохранности, а также в силу меньшего их числа, эпиграфические памятники V - IX веков, происходящие как из Генуи, так и из других городских центров Лигурии, в гораздо меньшей степени были затронуты публикациями.

Тем более ценной представляется публикация Анжело Сангвинети, посвященная лигурийским эпиграфическим памятникам, начиная с конца I в. н. э. вплоть до начала XI века.19 В этой публикации ученым были совмещены как локализационный, так и типологический критерии. Все опубликованные памятники подразделены на римские античные надписи и надписи христианские. В рамках этих двух групп классификация памятников осуществляется по географическому признаку: римские античные надписи — из Генуи, Балле ди Бизаньо; из городских центров Восточной Ривьеры (Поланези, Специа, Луни, Требьяно, Сардзана, Чепарана); из городских центров Западной Ривьеры (Варацце, Савона, Вадо, Альбенга. Вентимилья,. вплоть до Ниццы). По этим же географическим критериям классифицированы христианские надписи.21 В группу публикаций, придерживающихся локализационного критерия

17 Alizeri F. I megliori monumenti funebri illustrati. Genova, 1839.

18 Remondini M. Iscrizioni medioevali della Liguria // ASLSP, vol. XII, pane I, Genova, 1874; Idem. Iscrizioni antiche liguri copiate dal vero ed esposte da Marcello Remondini. Genova, 1882; Idem. Di un bassorilievo con iscrizione, murato nella torre di S. Giovanni di Pre a Genova // Giornale Ligustico di archeologia, storia e belle arti fondato e diretto da L. T. Belgrano ed A. Neri, serie A, anno I, agosto 1874, fascicolo 8. P. 445 - 460; Idem. Alcuni rilievi sull'iscrizione commemorativa di Frate Oliverio, architetto del Palazzo che fu poi delle Compere di S. Giorgio // Estratto dal Giornale Ligustico di archeologia, storia e belle arti fondato e diretto da L. T. Belgrano ed A. Neri, serie A, anno I, agosto 1874, fascicolo 8. P. 1 — 19; Idem. Due date a Nostra Signora delle Vigne e due lapidi, l'una in S. Lorenzo, l'altra gia in S. Tommaso // Giornale Ligustico di archeologia, storia e letteratura fondato e diretto da L. T. Belgrano ed A. Neri, serie A, anno XVIII, novembre — dicembre 1891, fascicolo 11 - 12. P. 459 - 476; Idem. Di una iscrizione murata sulla porta' della Parrocchiale di Rapallo // Giornale Ligustico di archeologia, storia e belle arti fondato e diretto da L. T. Belgrano e A. Neri, serie A, anno I, agosto 1874, fascicolo 8. P. 293 - 305.

19 Sanguineti A. Iscrizioni romane ed iscrizioni cristiane della Liguria dai primi tempi fino al Mille, raccolte ed illustrate dal socio Angelo Sanguineti // ASLSP, vol. XI, fascicolo 1, Genova, 1875. Публикация занимает весь том целиком.

20 Ibidem, p. I - 126.

21 Ibidem, p. 129-240.
систематизации эпиграфических памятников, кроме уже названных, могут быть включены также публикации А. Ферретто и Ф. Цинни.22

Интерес к Лигурийскому средневековому эпиграфическому наследию усиливается в 50-х годах: XX века, что было обусловлено в эти годы многочисленными археологическими открытиями, — после некоторого спада, наметившегося в изучении этой проблематики в 30-х — 40-х годах.23 Так, предпринятые в 1951 — 1973 годах археологические раскопки в различных городских центрах Лигурии: в Ноли, Савоне,24 Вариготти, Финале Лигуре, Вентимилье, Альбенге, Альбисоле, Вадо, Квилиано, Пельи, Стальено, Марасси, выявили многочисленные эпиграфические памятники, датированные V - VIII веками. Частично эти памятники были опубликованы трудами Нино Ламболья, Карло Варальдо, Августы Сильвы, Джованни Меннелла, Лауры Баллетто, Дж. Муриальдо, М. Скарроне, М. Вавассори. В этот же период особое значение приобретает возобновленное издание «Rivista Ingauna e Intemelia», издание,

22 Ferretto A. Una lapide pisana in Palazzo S. Giorgio // Giornale storico e letterario della Liguria, Vr 1904. P. 21 - 35; Zinni F. Alcuni iscrizioni del centro storico di Genova // Bollettino d'epigrafia italiana, vol. XLV, Roma, 1893. P. 9 - 93; Zinni F. Iscrizioni di Vado, Savona e Quiliano // Bollettino d'epigrafia italiana, vol. XLVII, Roma, 1895. P. 9 - 43.

23 Lamboglia N. Per l'archeologia di Albingaunum // Collana Storico-Archeologica della Liguria Occidentale, vol. Ill, 1934. P. 97-98.

24 См. отчеты о полевых сезонах: Savona, Archivio della Societa Savonese di Storia Patria: {Restagno Dede. Savona - Priamar. Scavo della Cattedrale. Giornale di scavo. Savona, 1958; Bordighera, Archivio dell'Istituto Intemazionale di studi liguri:

{Carrare M., Freschi A. Giornale di scavo della Seconda campagna archeologica di S. Domenico И Vecchio a Savona (23. 01. - 27. 04. 1973);

{Sezione Sabazia dell'I. I. S. L. - Varaldo Carlo. Giornale di scavo della Terza campagna archeologica di S. Domenico II Vecchio a Savona (1. 03. 1976-02. 1977).

25 Lamboglia N. Per la storia altomedievale di Varigotti e di Noli // Rivista di studi liguri, anno XII, 1946. P. 117 — 127; Lamboglia N., Ugo B. Ritrovamenti e restauri a S. Lorenzo di Varigotti // Rivista Ingauna e Intemelia, n. s., anno VIII, № 1 - 4, gennaio - dicembre 1952. Bordighera, 1953. P. 1 - 16; Lamboglia N. L'iscrizione paleocristiana della Pieve del Finale // Rivista di studi liguri, anno XXII, № 2 - 4, aprile -dicembre 1956. P. 226 - 231; Idem. Gli scavi di S. Paragorio e il problema delle origini di Noli // Revue d'etudes ligures, annee XXXIX, № 1, Janvier - mars 1973. P. 64 - 71; Vavassori M. Una lapide e un Battistero paleocristiani a Noli//Revue d'dtudes ligures, annee ХХХГХ, № 1, Janvier-mars 1973. P. 45 -63; Mennella G. La piii antica testimonianza epigrafica datata sul cristianesimo in Liguria // Rivista Ingauna e Intemelia, n. s., anni XXXVI - XXXVII, № 1 - 4, gennaio - dicembre 1982 / Istituto Internazionale di studi liguri. Bordighera, 1983. P. 1 — 8; Murialdo G., Scarrone M. Una precoce testimonianza paleocristiana a Petri Finale: Tepigrafe sepolcrale di Lucius (362) // Rivista Ingauna e Intemelia, n. s., anno XXXVIII, № 1 - 2, gennaio - giugno 1983 / Istituto Internazionale di studi liguri. Bordighera, 1983. P. 1-15. Публикация Дж. Муриальдо и М. Скарроне, в отличие от публикации Дж.'Меннелла, направлена более на изучение археологической и топографической проблематики, связанной с указанным эпиграфическим памятником. Balletto L. L'epigrafe di Magliolo // Rivista Ingauna e Intemelia, n. s., anni XXVI - XXX, № 1 - 4, gennaio - dicembre 1973 - 1975 / Istituto Internazionale di studi liguri. Bordighera, 1978. P. 69 - 73; Silva A. Una carta lapidaria relativa a Civezza nella chiesa di S. Giovanni di Pre a Genova // ibidem, p. 73 -74; Lamboglia N. I monumenti medievali della Liguria di Ponente. Torino, 1970; Varaldo C. Iscrizioni lapidarie medievali nella chiesa di S. Francesco a Noli // Atti e memorie della Societa Savonese di storia patria, n. s., vol. XV, 1981. P. 107 - 126; Mennella G., Varaldo C. Considerazioni sul frammento epigrafico di S. Pietro in Carpignana // Rivista Ingauna e Intemelia, n. s., anno XXXVIII, №3-4, luglio - dicembre 1983 / Istituto Internazionale di studi liguri. Bordighera, 1984. P. 7- 10.
полностью посвященное проблемам истории и археологии Лигурии, с доисторических времен вплоть до раннего Нового Времени. Этот журнал стал основным центром публикаций найденных в 50-е — 80-е годы XX века средневековых и раннехристианских Лигурийских эпиграфических памятников, а также основной ареной дискуссий по вопросам их транскрипции, датировки, комментария. В 70-е — 80-е годы большое значение приобрела работа по опубликованию различных источников по истории Генуи, которая велась в рамках возглавляемой Джео Пистарино Collana storica di fonti e studi. В этот же период над систематизацией эпиграфического наследия Генуи трудился коллектив авторов, работавший в рамках Международного института Лигурийских исследований (Jstituto Internazionale di studi liguri); этот коллектив возглавляли Карло Варальдо и Августа Сильва.

Таким образом, на протяжении 50-х — 70-х годов в Лигурии складывается сильная источниковедческая школа, несомненным лидером которой является Джео Пистарино. Достойное место в ней заняли Лигурийские эпиграфисты-археологи. Именно их трудами были опубликованы десятки раннесредневековых Лигурийских эпиграфических памятников.

Особое место среди публикаций генуэзских и Лигурийских средневековых эпиграфических памятников занимает «Корпус Лигурийских средневековых эпиграфических памятников» (Corpus inscriptionum medii aevi Liguriae).26 Корпус состоит из четырех томов - к периоду 70-х - 80-х годов относятся три тома (публикации 1978, 1983 и 1987 годов). Всего в трех томах опубликовано более 700 памятников всех типологических категорий, от надписей дидактического характера и раннесредневековых Лигурийских надгробий, датированных VIII веком, до гуманистических эпитафий и элогий второй половины XV века. Corpus inscriptionum medii aevi Liguriae является самой полной и самой авторитетной на сегодняшний день публикацией генуэзских и Лигурийских средневековых эпиграфических памятников.

26 Corpus inscriptionum medii aevi Liguriae. Genova, 1978, 1983, 1987. Vol. I - III. Vol. I: Savona, Vado, Quiliano / a cura di C. Varaldo. Genova, Collana storica di fonti e studi diretta da Geo Pistarino 27, 1978; vol. II: II museo di Sant-Agostino / a cura di S. Origone e С Varaldo. Genova, CSFS 37, 1983; vol. Ill: И centra storico di Genova / a cura di A. Silva. Genova, CSFS 50, 1987. Об основных методологических принципах издания «Корпуса Лигурийских средневековых эпиграфических памятников», о целях и задачах, поставленных коллективом ученых при издании этого Корпуса, см. подробную вводную статью Г. Айральди: Airaldi G. II Corpus inscriptionum medii aevi Liguriae II Fachtagung fur lateinische Epigraphik des Mittelalters und der Neuzeit, Landshut, 18. - 20. Juli 1980 / herausgegeben von Rudolf M. Kloos // Miinchener Historische Studien. Abteilung Geschichtl. Hilfswissenschaften. Band 19. Kallmunz, 1982. S. 73 -82.
Среди публикаций, появившихся в последние годы, во-первых, необходимо отметить публикацию Дж. Меннелла, которая помещена в искусствоведческом сборнике статей, посвященном элементам мраморного и каменного декора генуэзских церквей, а также соотношению геральдики, скульптуры и техники: рельефа и изобразительных возможностей камня.27 В 2001 году был опубликован четвертый том Corpus inscriptionum medii aevi Liguriae, посвященный эпиграфическим памятникам, происходящим из Альбенги и Альбисола.28 Корпус включает памятники всех типологических категорий, датированные между первой половиной VII века и первой четвертью XVI века.

В нашем обзоре необходимо также коснуться публикаций эпиграфических памятников, происходящих из Савоны. Большой вклад в дело их публикации внесли в 60-х - 90-х годах XIX столетия Томмазо Тортероли, Карпани де Нери, Витторио Поджи.29 Среди других публикаций необходимо назвать издания как корпусов, так и отдельных эпиграфических памятников, предпринятые Доменико Бускалья, Филиппо Нобераско, Франко Бигатти, Ринальдо Массукко.30

Первая публикация латинских средневековых эпиграфических памятников, происходящих из Романии, выполненная на весьма высоком научном уровне, появилась в 1846 году. Она принадлежит Луи де Мас-Латри.31 Предметом этой публикации стали официальные закладные плиты, установленные на укреплениях генуэзской Перы от имени подеста, а также надгробия «франкских» рыцарей, происходящие из бывших латинских церквей Никосии, Лимасола и других менее крупных городских центров Кипра. Всего Л. де Мас-Латри опубликовано 8

27 Mennella G. Le epigrafi dal territorio // Christiana signa. Testimonianze figurative a Genova fra IV e XI secolo. Genova, 1998. P. 11 - 13.

28 Corpus inscriptionum medii aevi Liguriae... Op. cit. Vol. IV: Albenga, Albisola / a cura di C. Varaldo. Bordighera, Istituto Internazionale di studi liguri, 2001.

29 Torteroli T. Le lapidi di S. Brigida. Savona, 1861; Idem. La lapide di Radeponti. Memoria storica della citta di Savona. Savona, 1862; Idem. La lapide della Dogana di Savona // Giomale filologico savonese, anno XIII, № 2, 19 marzo 1863. P. XVI - XXVIII (Idem. La lapide della Dogana di Savona. Setrigallia, Memoria, 1863. Estratto); Idem. La lapide di S. Saturnino // Giornale filologico savonese, anno XIV, № 3, 2 maggio 1864. P. II — VII; De Neri C. Due iscrizioni rinvenute nel territorio di Tortona e nella Certosa di Savona // Giornale Ligustico di archeologia, storia e belle arti fondato e diretto da L. T. Beigrano ed A. Neri, serie A, anno IV, fascicolo VI, giugno 1877. Genova, 1877. P. 241 - 245; Poggi V. Lapidi savonesi inedite о mal note // Bullettino della Societa Savonese di Storia Patria, vol. II, fascicoli 1 - 2. P. 18 - 25.

30 Buscaglia D. La chiesa di S. Giacomo in Savona ed una lapide a Gabriello Chiabrera // II Letimbro, XIV, № 134 (del 16. 11. 1905). P. 3 - 11; Noberasco F. Le antiche lapidi del chiostro della Cattedrale di Savona // II Letimbro, XL, № 26 (del 26. 06. 1931), № 27 (del 3. 07. 1931). P. 9 - 16; 3 - 14; Bigatti F. Gli stemmi di Savona // Rivista araldica, LXIV, fascicolo 9. P. 229 - 239; Massucco R. Un'epigrafe inedita // II Letimbro, LXXX, № 14 (del 3. 04. 1971). P. 10.
официальных закладных плит из Перы, датированных первой половиной XV века (надписи выполнены на латинском языке), а также более 30 надгробных плит (XIV века) «франкских» рыцарей (надписи выполнены на старо-французском языке).

Целый ряд публикаций принадлежит Ф. В. Хаслаку и Эудженио Далледжо Далессио."'2 С методологической точки зрения, публикации обоих исследователей объединяет значительный географический охват генуэзского и, в целом, латинского эпиграфического наследия в Романии. Предметом этих публикаций явились как генуэзские эпиграфические памятники, происходящие из Перы, Самастро и Трапезунда, так и другие латинские средневековые эпиграфические памятники Хиоса, а также официальные закладные и надгробные плиты представителей рода Гаттилузи. Это надгробные плиты и памятные закладные плиты, происходящие из владений Гаттилузи на Лесбосе, Фасосе, Лемносе, Имбросе, Фокее, а также из Самофракии, Ионии и Эноса.

Официальные закладные плиты, установленные от имени генуэзских подеста Перы, хорошо известны, благодаря публикациям А. Винья, Л. Т. Бельграно, Э. Росси.33 Эпиграфические памятники, происходящие из Самастро, значительно хуже

¦" Mas-Latrie L., de. Notes d'un voyage archeologique en Orient. Extraits de rapports adresses a Mr. le Ministre de 1'instruction publique // Bibliotheque de 1'Ecole des chartes. Revue d'erudition consacree principalement a Г etude du Moyen Age. Deuxieme serie, vol. II, Paris, 1845 - 1846. P. 489 - 544.

32 Hasluck F. W. Monuments of the Gattelusi // The Annual of the British School at Athens, № XV, session 1908 - 1909. London, 1909. P. 248 - 269; Idem. The Latin Monuments of Chios // The Annual of the British School at Athens, № XVI, session 1909 - 1910. London, 1910. P. 137 - 184, plates IX - XII; Idem. Genoese Heraldry and Inscriptions at Amastra // The Annual of the British School at Athens, № XVII, session 1910 -1911. London, 1911. P. 132 - 140; Idem. Genoese Monuments at Trebizond // ibidem, p. 141 - 142; Idem. Notes on Genoese Monuments of Pera // ibidem, p. 142 - 144; Idem. Heraldry of the Rhodonian Knights, firmerly in Smyrna Castle // The Annual of the British School at Athens, № XVII, session 1910 - 1911. London, 1911. P. 145 - 150; Dalleggio d'Alessio E. Une inscription inedite d'Arab-Djami // Echos d'Orient. Revue trimestrielle d'histoire, de geographic et de liturgie orientales. Vol. XXVIII - 1929. Amsterdam, 1971 (reimp.). P. 407 - 413; Idem. Une nouvelle inscription inedite d'Arab-Djami a Galata // Echos d'Orient. Revue trimestrielle d'histoire, de geographie et de liturgie orientales. Vol. XXXI- 1932. Amsterdam, 1971 (reimp.). P. 52 — 54; Idem. Inscriptions latines funeraires de Constantinople au Moyen Age // Echos d'Orient... Op. cit, vol. XXXI - 1932. P. 188 - 206; Idem. Inscriptions latines funeraires de Constantinople au Moyen Age (2-eme serie) // Echos d'Orient. Revue trimestrielle d'histoire, de geographie et de liturgie orientales. Vol. XXXII -1933. Amsterdam, 1971 (reimp.). P. 340 - 347; Idem. Le pietre sepolcrali di Arab Camii (anticha chiesa S. Paolo a Galata). Genova, 1942; Idem. Families latines de Pera au temps des Paleologues d'apres les inscriptions funeraires d'Arab-Djami // Echos d'Orient. Revue trimestrielle d'histoire, de geographie et de liturgie orientales. Vol. XXXV - 1936. Amsterdam, 1971 (reimp.). P. 413-420.

33 Vigna A. Di alcuni iscrizioni genovesi in Galata di Costantinopoli. Genova, 1865; Belgrano L. T. Prima serie di document! riguardanti la colonia di Pera; Seconda serie di documenti... (novembre 1877) // ASLSP, vol. XIII, fascicolo I, Genova, 1877 - 1884. P. 97 - 336; 933 - 1003. Tav. I - XXII. В рамках первой серии документов есть подраздел (см. с. 321 — 336), озаглавленный «.Lapidnr, Rossi E. Le lapidi genovesi delle mura di Galata// ASLSP, vol. LVl, Genova, 1928. P. 142 - 167.
отражены в публикациях. Среди них, в первую очередь, необходимо упомянуть две, принадлежащие турецкому ученому С. Ейиче.34

В начале 80-х годов фонды лапидария Археологического музея Стамбула были тщательно изучены австрийской исследовательницей Зигрид Дюлль. Результатом этих исследований стали ее публикации и источниковедческие очерки. Так, в 1983 году появилась публикация 3. Дюлль, предметом которой послужили надгробия, происходящие из церкви Сан-Паоло Перы (мечеть Араб-Джами), хранящиеся в депозитариях лапидарной секции Археологического музея Стамбула.35 Методология представления опубликованных эпиграфических памятников несколько отличается в публикации 3. Дюлль от методологии, избранной другими исследователями в их публикациях. Наряду с указанием происхождения публикуемого эпиграфического памятника, его местонахождения, размеров, датировки и транскрипции, 3. Дюлль, опираясь на эти памятники, представляет некоторую общую линию развития стилистики письма, дукта букв, анализирует стилистические влияния других локальных эпиграфических традиций региона, особенности декора, что вместе существенно отличало эпиграфическую традицию Генуэзской Романии от эпиграфической традиции Генуи.

В 1986 — 1991 годах на территории Стамбула проводились археологические раскопки, предпринятые совместно Государственной службой древностей Анкары, Археологическим музеем Стамбула и Стамбульской секцией Немецкого археологического института. Результатом пяти полевых сезонов явилось обнаружение, в том числе, многих античных и средневековых эпиграфических памятников на латинском и греческом языке. Далеко не все обнаруженные памятники уже опубликованы. Примером такой публикации является издание девяти генуэзских надгробных плит, открытых в мае 1990 года на территории, прилежащей к бывшей церкви Св. Франциска Перы. Публикация принадлежит турецкой исследовательнице Ами Тануп Куруджи.

Количество публикаций генуэзских эпиграфических памятников, предпринятых отечественными учеными, не очень велико. Одной из первых публикаций было

34 Eyice S. Testimonianze genovesi in Turchia // II Veltro, anno 23, № 2 - 4, 1979. P. 70-73; Idem. I blasoni genovesi di Amasra // Quaderni di Istanbul, I / a cura di A. Rispoli e dell'Istituto Italiano di Istanbul. Bologna, 1987. P. 5-27.

35 Dull S." Unbekannte DenkmSler der Genuesen aus Galata // Istanbuler Mitteilungen / Deutsches Archaologisch.es Institut, Abteilung Istanbul. Tubingen, 1983. Band 33. S. 225 - 238. Tafel 54 - 57.

36 Tanup Quruci A. I nuovi monumenti epigrafici della provenienza genovese del Museo archeologico di Istanbul // Quaderni di Istanbul, III, fasc. 2 / a cura dell'Istituto Italiano di Istanbul. Bologna, 1993. P. 4 - 32.
издание корпуса официальных закладных плит, происходящих из Каффы, Чембало, Солдайи, В. Н. Юргевичем.37 К сожалению, В. Н. Юргевич ограничился только транскрипцией и переводом надписей.

На качественно ином уровне выполнена публикация Е. Ч. Скржинской, изданная в 1928 году на французском языке в Генуе. В публикации представлены как совершенно новые, так и существенно уточненные транскрипции эпиграфических памятников крымских факторий Генуи, в том числе и тех, которые ранее опубликовал В. Н. Юргевич. Публикация каждого памятника снабжена в корпусе Е. Ч. Скржинской кратким историко-топографическим и грамматическим очерком.38

В 1956 году Е. Ч. Скржинская предприняла работу по публикации новых эпиграфических памятников, которые она исследовала в ходе своей крымской экспедиции 1929 — 1930-го годов. Это надписи, которые не успели войти в корпус 1928 года до его издания, или надписи, обнаруженные позднее, в 1946 — 1951 годах.

Последние десятилетия были ознаменованы обнаружением в Крыму новых генуэзских эпиграфических памятников и исследованием уже известных плит. В 1982 году при раскопках церкви Девы Марии, находившейся в генуэзской Солдайе, была обнаружена надгробная плита Анджелины де Трави.40 В 1988 году И. А. Барановым были детально исследованы генуэзские фортификационные сооружения .Судака.41 В ходе этой работы были обследованы некоторые эпиграфические памятники. Кроме того, в Судаке в 1990 году при раскопках замка Санта-Кроче были обнаружены три фрагмента генуэзских эпиграфических памятников, из которых один, датированный 1 мая 1426 года, является частью официальной закладной плитой, установленной от имени консула и кастелана Солдайи Франческо де Камилла. Второй памятник — это обломок официальной закладной плиты, предположительно датированный 138
Список литературы 37 Юргевич В. Н. Генуэзские надписи в Крыму // ЗООИД, т. 5, отделение 1 (Археология), Одесса, 1863. С. 157 - 177; Он же. Новые надписи генуэзские // ЗООИД, т. 7, отделение 3 (Смесь), Одесса, 1868. С. 274 - 282; Он же. Донесение о поездке в Крым // ЗООИД, т. 9, отделение 3 (Донесения), Одесса, 1875. С. 397 — 402; Jurgievicz W. Una iscrizione genovese recentemente scoperta in Soldaia // Giornale Ligustico di archeologia, storia e letteratura fondato e diretto da L. T. Belgrano ed A. Neri, serie A, anno XVIII, fascicolo XI-XII, novembre-dicembre 1891.Genova, 1891. P. 297-298.

38 Skrzinskaja E. Inscriptions latines des colonies genoises en Crimee // ASLSP, vol. LVI, Genova, 1928. P. 5 -140.

39 Скржинская Е. Ч. Латинские надписи средневекового Крыма // История и археология средневекового Крыма. Выпуск 2. М., 1958. С. 168 - 179.

40 Баранов И. А. Вновь открытый храм генуэзской колонии в Солдайе // Четвертый международный симпозиум по армянскому искусству (тезисы докладов). Ереван, 1985. С. 48 - 49; Баранов I. А., Даншова Е. В. Генуезький надгробок 1384 р. з Судака // Археолопя, 1991, № 2. Л. 145 - 148.

41 Баранов И. А. Главные ворота средневековой Солдайи // Архитектурно-археологические исследования в Крыму. Киев, 1988. С. 84- 91.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23846.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.