У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Религиозно—этические истоки и основные направления внешней политики Республики Индия
Количество страниц 151
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23851.doc 
Содержание Содержание
Введение... С. 3

Глава I. Истоки и формирование внешней политики Индии.

§ 1 .Особенности этно-конфессиональной ситуации и политической С. 29 культуры Индии накануне независимости.

§ 2. Проблема конфессионального дуализма и ее влияние на характер С. 38 и развитие национально-освободительного движения в Индии.

Глава II. Основные направления внешней политики Индии...

§ 1. Индия и Пакистан. С. 61

§ 2. Индия - великие державы (США, СССР, КНР). С. 75

§ 3. Внешнеполитическая деятельность Индии по проблемам Конго и С. 127 португальских владений (Гоа, Даман, Диу).

Заключение... С. 141

Библиография... С. 151



Введение

Индия переживает один из важнейших периодов истории, сравнимый по своей значимости разве что с появлением ее на мировой арене в качестве независимого государства, добившегося этого в результате чисто индийского феномена - ненасильственной борьбы и несотрудничества с колонизаторами на гандистской основе. Пацифистская философия Мохандаса Карамчанда Ганди -сложная система взглядов, сердцевиной которых было учение о ненасилии. Гандизм для Индии — явление исторически оправданное и соответствовавшее конкретным условиям страны. Взгляды Джавахарлала Неру - первого премьер-министра Индии отразились на позиции Индии по всем главным вопросам международной политики. Особенно важно в этой связи, что на образ мыслей Дж. Неру, прежде всего в проповеди ненасилия, сильнейшее влияние оказал М. К. Ганди. Более того, в октябре 1949 г. Дж. Неру охарактеризовал внешнюю политику Индии как попытку "соединить идеалы с национальными интересами".

Несмотря на несомненный элемент идеализма, характерный для теории ненасилия, она, безусловно, стала существенной составляющей политики неприсоединения, провозглашенной Дж. Неру как базиса внешней политики страны, который остается в целом неизменным до настоящего времени. Анализ исторических корней этой политики, ее реализации и эволюции, проделанный автором данной работы представляют несомненный интерес и актуальность в настоящее время. Целью правящих кругов более чем миллиардной по населению страны является превращение Индии в мощную современную военно-экономическую державу и активный фактор ядерной политики.

Диссертационная работа посвящена также анализу внешней политики Индии в первые 17 лет независимости как на глобальном, так и на региональном уровнях.

Актуальность темы определяется также и тем, что Южно-азиатский субконтинент - составная часть АТР, имеющая свою специфику, которая заключается, прежде всего, в том, что здесь сталкивались и продолжают сталкиваться национальные интересы крупнейших стран мира -, с одной стороны,

СССР (РФ), США и КНР, а с другой - стран субконтинента, прежде всего Ивдии и Пакистана.1 В 1974 г. Индия впервые провела ядерные испытания, а в 1998 г. создала свою первую ядерную бомбу, произведя испытания собственного оружия, перешагнула ядерный порог. Через две недели Пакистан, который, по оценке специалистов, использовал при реализации своей ядерной программы китайские материалы и технологии, последовал ее примеру. В настоящее время, по мнению ведущих исследователей-политологов, в условиях обостряющейся идеологической борьбы между "открытыми" обществами Севера и "закрытыми" обществами Юга Южная Азия (и Ивдия как ядро региона) может превратиться в одну из основных арен нового политического противоборства. Это будет означать изменение ее места в системе внешнеполитических приоритетов высоко развитых держав. Таким образом, Индия оказывается в числе государств, существенно влияющих на мировую геополитику.

Особое значение имеют российско-индийские связи, носящие традиционно дружественный характер. Отсутствие неразрешимых антагонистических противоречий, общих границ и пограничных, территориальных и других трудноразрешимых проблем, толерантность культур России и Индии, маловероятность значительных миграционных потоков, населения исключают возможность возникновения конфликтов на цивилизационной, религиозной или этно-национальной основе.

Индия — одна из немногих древнейших цивилизаций нашей планеты, которая сохранила фактически в неизменном виде веками и тысячелетиями традиций, связанных, прежде всего, с индуизмом. Индуизм - уникальное явление, он занимает заслуженно место в ряду великих религий мира, таких как иудаизм, буддизм, христианство и ислам. Однако, индуизм, как отмечают большинство исследователей, кардинально отличается от этих религий (исторически не

• 1 Южная Азия - региональный субконтинент международных отношений, состоящий в настоящее время из 7 государств: Индии, Пакистана, Бангладеш, Непала, Шри-Ланки, Бутана и Мальдивской республики. Южная Азия охватывает весьма компактный в географическом отношении ареал в южной полуостровной части евра!ийского материка с принимающими к ней островами Индийского океана. На севере его естественными границами служат высочайшие горные цепи мира Гималаи и Гиндукуш, а также пустынное Иранское нагорье. Географическая изолированность южной оконечности Евразии отразилась на ее исторической судьбе, а также на распределении политических сил внутри региона на современном этапе и роли Индии как естественного лидера Южной Азии.

зафиксирован во времени и пространстве, не имеет основателя, не имеет единой священной книги и единой религиозной организации и т.д.), вследствие чего наиболее часто определяется как "религия, религиозно-ритуальная практика, религиозно-философские концепции, формирующие мировоззрение"2, как некий специфический, сугубо индийский образ и стиль жизни в целом. Индуизм пронизывает все сферы жизни каждого индийца и является определяющим фактором общественного развития Индии на протяжении многих столетий. Политическая система страны представляет собой яркую форму выражения индуистской традиции. Так, Конституция Индии декларирует право на демократические свободы, провозглашает секуляристскую республику парламентского типа и существование многопартийной системы. Индия на протяжении более чем полувека демонстрирует удивительную для страны, не относящейся к числу так называемых "развитых демократий", прочность парламентаризма, которая базируется на традиционных индуистских основах.

Индуистский характер имеют и главные атрибуты государства -государственная символика Индии, в первую очередь поднятый Джавахарлалом Неру 15 августа 1947 г. трехцветный оранжево-бело-зеленый государственный флаг Индии. Оранжевый — цвет монашеской тога - отрешение, покорность и бескорыстие. Белый - свет и истина. Зеленый - буйная сила, плодотворящей природы. Расположенное в центре синее колесо -чакра3 в 24 спицы (скопировано с львиной капители в Сарнатхе) - объединило море и небо в древнем солнечном знаке - колесо прялки и магический атрибут бога Вишну, преобразившийся потом в символ буддийского закона (дхармачакра), в самого Будду. Это флаг, предложенный Конституционной Ассамблеей от имени индийских женщин, вобрал в себя основные принципы философской системы Махатмы Ганди4. Надпись на государственном гербе Индии гласит "Сатья мева джаяте" -"Побеждает лишь истина".

2 Журавлева ЕС. Индуизм- многообразие в единстве. М. 1998. С. 6

3 Чакра - букв, "колесо" - название колеса колесницы, которое в Ведач ассоциируется с Солнцем и символи1ирует смену миров.

4 М К. Ганди внес изменения в дизайн флага, представленного впервые в 1912 г., добавив белую полосу и силуэт прялки. Tri-colour flag являлся флагом ИНК с 1931 г.

Погребальные церемонии также воплощают индуистские традиции. Великие сыны Индии и борцы за независимость - Махатма Ганди и Джавахарлал Неру - ушли в бессмертие в огне погребальных костров. Их тела были преданы огню на стоящих на правом берегу р. Джамны каменных прямоугольниках самой почитаемой святыни в Индии - Раджхата5. Пламя в индуистской космогонии олицетворяет творческое начало вселенной. На черном мемориальном монолите высечены обращенные к Богу последние слова Махатмы Ганди, унесшего веру в ненасилие с собой - "Ом Рам О Рама!".

В разработке главных принципов внешнеполитического курса Индии в первые 17 лет независимости выдающаяся роль принадлежит Джавахарлалу Неру. Уже в преддверии десятилетнего нахождения Неру у власти его считали одним из самых ярких живущих на Земле, личность которых запечатлелась в мировом общественном мнении, "человеком, ставшим виднейший фигурой на мировой политической арене, после того, как с нее сошла Большая Тройка военных лет -Черчилль, Сталин, Рузвельт" (Харперс мэгэзин, США). Газета "Нью-Йорк Тайме" констатировала, что Неру "один из самых значительных политических деятелей и бесспорных властелинов мира, единственный властелин мира, который правит, В1гушая подданным любовь, а не страх".6 Столь высокую оценку Неру заслужил благодаря, прежде всего, достижениям в области своей внешней политики, основанной на здравом смысле и опиравшейся на центральное руководство.

Дж. Неру одновременно с портфелем премьер-министра оставил за собой пост министра иностранных дел. Подобное решение о совмещении двух должностей имело под собой все основания. Хотя ИНК еще в 1920 г. принял резолюцию, выражавшую в общей форме желание установить сотрудничество с соседними странами, после достижения страной независимости Конгресс оказался настолько поглощенным внутренними делами Индии, что не мог уделять должного внимания событиям на международной арене. Более того, в том, что с

5 Раджхаг, Раджгат - букв, "царская пристань" - мемориальный комплекс, где проводятся официальные церемонии возложения венков иностранными делегациями и руководящими деятелями Индии. Все деревья посажены руководителями иностранных государств.

6 Цит. по: Гопал С. Джавахарлал Неру. Биография. 1947-1956. М. 1990. С. 294

середины 1920-х годов Конгресс начал интересоваться международными делами, также личная заслуга Неру.

Как указывает наиболее известный западный биограф Неру канадский историк М. Бречер, Неру уже с середины 1930-х годов считался в Индийском национальном конгрессе признанным авторитетом по международным делам и играл главную роль в определении внешнеполитической линии партии: "Ни один человек в Конгрессе или правительстве, даже Сардар Патель, не оспаривал когда-либо права Неру осуществлять контроль в этой сфере".7 По его словам, Неру был философом и архитектором внешнеполитического курса, превратив его по существу в свою "частную монополию". Оценка М. Бречера справедлива как для предвоенных, так и послевоенных лет.

Нельзя не отметить, что в годы второй мировой войны разногласия Дж. Неру и М.К. Ганди по вопросам внешней политики принимали подчас весьма острый характер. Ганди вплоть до августа 1942 г. утверждал, что Индия ни при каких обстоятельствах не должна участвовать в войне. Неру после начала войны пришел к выводу, что Индия может выступить вместе с Англией и другими государствами против фашистских держав при условии признания ее политической независимости. Отражение в заявлении Рабочего Комитета Конгресса от 14 сентября 1939 г. получила точка зрения Дж. Неру. В 1940-ые годы споры в ИНК между Дж. Неру, Абдул Калам Азадом и их сторонниками, с одной стороны, и М. К. Ганди (он настаивал на пацифисткой позиции), с другой стороны, обострились настолько, что едва не привели к коллективной отставке
большинства членов Рабочего комитета партии. Еще более серьезные разногласия возникли в ИНК в первой половине 1942 г. по вопросу угрозы военного вторжения Японии в Индию. Ганди "решительно заявил, что если японская армия и вторгнется в пределы Индии, то она придет сюда не как наш враг, а как враг англичан".9 Большинство руководителей Конгресса поддержали М.К. Ганди, только Дж. Неру и А. К. Азад считали, что в случае вступления

7 Brecher M. Nerhu: A Political Biography. London. 1956, с. 565

8 Аэад А К. Индия добивается свободы. М. 1961, с.77-78

японцев на индийскую землю народ должен оказать им сопротивление всеми возможными средствами.

После капитуляции фашистской Германии и милитаристской Японии и произошедших в связи с этим изменений на международной арене, на фоне мощного подъема национально-освободительного движения перед ИНК встала задача выработать свою внешнеполитическую линию, учитывая новые реалии международной жизни.

Первая попытка определить внешнеполитический курс Индии была сделана Дж. Неру в его беседе с членом "неофициальной" делегации Индии Б. Шива Рао после возвращения последнего из Сан-Франциско с учредительной конференции ООН. В начале беседы Неру заявил, что если ООН окажется неэффективной организацией, то в ближайшем будущем, исходя из старых культурных связей азиатских и африканских народов, станет возможным создать Азиатскую федерацию для "совместной защиты от внешней агрессии" и против "экономического проникновения", сотрудничества "в области внешней политики", а также "в целях торговли". Знаменательно то, что курс новой Индии на мировой арене связывался с идеей о создании "Восточной федерации", включающей весь полуостров Индостан, а также Бирму, Цейлон, Афганистан, Китай и, по возможности, Малайю, Таиланд и Иран10, фактически, большинство стран Индийского океана. Чешский исследователь Ян Пилат дал оценку планам Неру: "Если Неру мыслил в категориях устройства всего мира, в понятиях гигантских федераций, это были не пустые фантазии. Он лишь делал определенные логические выводы из знания, что наступает пора, когда существование множества маленьких, изолированных национальных государств становится устаревшей концепцией".11

Весной 1946 г. в Дели местный Совет по международным делам организовал Азиатскую конференцию, состоявшуюся в 1947 г. в Дели, в которой участвовали представители нескольких десятков уже добившихся независимости

9 там же, с. 126

10 Nerhu J. The Unity of India. L. 1948. с 327

или находившихся на ее пороге стран Азии, а также делегации из азиатских республик СССР. Душой и инициатором этого мероприятия был будущий премьер-министр Индии Дж. Неру.

Основные принципы внешней политики самостоятельной Индии Неру изложил в своем выступлении по радио Дели 7 сентября 1946 г. Он заявил, что Индия намерена держаться в стороне от противостоящих друг другу группировок государств, и будет стремиться к установлению дружественных отношений со всеми странами, прежде всего, Азии. Он подчеркнул, что его родина особенно заинтересована в освобождении колониальных и зависимых стран и полностью отвергает расистскую доктрину, где бы и в какой бы форме она ни применялась.12 Таким образом, главным содержанием внешнеполитического курса Неру стал отказ именно от участия в военных блоках, который ставил целью обеспечить независимое национальное развитие Индии. Знаменательно и то, что это выступление прозвучало спустя полгода после речи У. Черчилля в г. Фултон 5 марта 1946 г., ознаменовавшей начало холодной войны.

Стремясь подчеркнуть активный характер политики Индии на международной арене, Дж. Неру часто подчеркивал, что Индия "проводит курс...позитивного, активного и динамического подхода ко всем важнейшим вопросам".13 Таким образом, индийский курс неприсоединения не имеет ничего общего с политикой изоляционизма.

В 1955 г. в Бандунге состоялась конференция, в работе которой приняли участие 29 стран Азии и Африки. Здесь были поддержаны и приняты принципы, впервые сформулированные в индийско-китайском соглашении 1954 г. и получившие название "Панча шила" в качестве основы отношений между государствами. Они включили: 1) взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета, 2) ненападение, 3) невмешательство во внутренние дела друг друга, 4) равенство и взаимную выгоду, 5) мирное сосуществование. Одним из инициаторов созыва этой конференции был Дж. Неру.

11 Цит. по: Праза)скас А.А. Эгнос, политика и государство в современной Индии. М. 1990. С.82

12 Неру Дж. Внешняя политика Индии. Шбранные речи и выступления. 1946-1964. М. 1966. С.ЗЗ

Позиция Индии по всем вопросам международной политики, безусловно, отражала личные взгляды и убеждения Дж. Неру. Тот же М. Бречер отмечает, что основными принципами, которыми руководствовался Неру при проведении иностранной политики, были антиколониализм, то есть поддержка права на самоопределение народов Азии и Африки; антирасизм, или требование полного равенства рас и народов; неприсоединение к военно-политическим блокам, что не означало пассивный нейтрализм (изоляционизм), но предполагало активное утверждение независимых суждений по всем международным вопросам; признание Азии в качестве новой нарождающейся силы в мире и права азиатских государств решать самим касающиеся их проблемы; посредническая роль в противостоянии блоков, отказ от участия в гонке вооружений как следствие философии ненасилия и как способ уменьшить риск новой мировой войны.

Внешнеполитические взгляды Дж. Неру, составляющие значительную часть его общего мировоззрения, начали складываться еще в период его учебы в Кембридже, но целостный подход к решению международных проблем сформировался уже после возвращения на родину в 1912 г. Дж. Неру, безусловно, вдохновил опыт России, совершавшей в 1920-ые годы социалистическое строительство, с результатами которого Неру познакомился во время своего первого визита в СССР в 1927 г.

Как уже упоминалось, на образ мыслей первого премьер-министра Индии, особенно в проповеди ненасилия, сильнейшее влияние оказал другой великий индиец- Махатма Ганди, пацифистская философия которого-достаточно трудно поддающаяся анализу система взглядов. Между Неру и Ганди в ходе совместной деятельности возникало немало разногласий, которые иногда имели настолько острый характер, что едва не приводили Конгресс к расколу (например, по вопросу участия Индии во второй мировой войне или угрозе вторжения японской армии в пределы Индии и т.д.). Однако можно уверенно утверждать, что авторитет Ганди в глазах Неру был велик, поскольку даже сама мысль о разрыве с учителем была для Неру невозможной. Это подтверждает итог одного из самых

13 The Department of State Bulletin. Jan. 14, 1957. С 50
острых конфликтов между Неру и Ганди, произошедший после Мадрасской сессии ИНК в декабре 1927 г. Немаловажное значение имели также возможные политические последствия разрыва Неру с Ганди, которые могли бы стать роковыми для Конгресса. Для Махатмы Ганди беспрецедентные погромы и кровопролитие, сопровождавшее раздел Индии, и провозглашение ее независимости подобной ценой означало величайшую личную трагедию.

Индийский автор многотомной биографии Ганди Д. Дж. Тендулкар в этой связи писал, что в первые дни независимости, когда "по всей стране происходили празднества, человек, который больше любого другого сделал для освобождения Индии от иноземного владычества, не участвовал в этом всеобщем ликовании". Более того, Ганди, демонстративно покинув столицу, переживал самые трагические минуты своей жизни. Закон о независимости Индии и кровавый раздел на Индию и Пакистан разрушили его, казалось, самую фундаментальную идею о ненасилии. По горькой иронии судьбы, безгранично преданный индуизму (и считавший его самой толерантной и духовно возвышенной религией) Махатма, этот своего рода "апостол ненасилия", был убит собратом по вере Натхурамом Годсе14, став жертвой чудовищной вспышки конфессионального фанатизма и шовинизма между индусами и мусульманами именно как поборник их дружбы и единства. Анализируя систему взглядов и деятельность М.К. Ганди нелегко дать ответ на вопрос, что привело его к трагическому финалу — духовному разочарованию и гибели от руки индуса-фанатика, вопреки которому он вошел в историю как великий сын Индии, как "великая душа" (Махатма) и "отец нации" (Раштрапита).

Трудно не согласиться с мнением известного индийского дипломата Т.Н. Кауля15 о том, что "критерий внешней политики любой страны — последовательность, способность преодолеть все напряжения и выстоять в быстро меняющимся мире, оставаясь верной основным принципам. Она должна

14 Нагхурам Годсе, казненный за убийство Га>ци, был приверженцем праворадикального националистического движения, лидером которого являлся широко известный Винаяк Дамодар Саваркар, автор лозунга "Инду изируите политоку, милитаризируйте индуизм!", позже трансформировавшегося в лозунг "Индия дгя индусов!". Примечательно, что в 2001 г. на индийские экраны вышел четырехчасовой художественный фильм "Герой Саваркар", снятый на деньги спонсоров из индусской диаспоры.
одновременно быть гибкой и динамичной, применяясь к различным ситуациям. Если судить по этим показателям, то можно с удовлетворением констатировать, что начиная с 1947 г., когда Индия стала независимой, ее внешняя политика выдержала испытание временем.. .Внешняя и внутренняя политика любой страны обусловлена в значительной степени ее собственной историей, культурой, традициями, целями и идеалами...Однако жизнеспособная внешняя политика должна базироваться на том общем, что объединяет разные социальные, экономические и политические системы"16.

Объектом исследования является процесс формирования внешнеполитического курса Республики Индия в 1947-1964 гг.

Предмет исследования - содержание основных направлений внешней политики Республики Индия в данный период.

Анализ источников и литературы.

Основополагающими источниками стали работы Махатмы Ганди и Джавахарлала Неру, которые дают ключ к пониманию основных принципов, которыми они руководствовались. Также использовались тексты выступлений Дж. Неру по вопросам внешней политики в индийском парламенте и за рубежом .17

В качестве источников автор также использовал документы ИНК, текст Конституции Индии, документы правительств Индии, Пакистана, США, КНР, СССР и др. стран, документы и материалы по проблемам Южной Азии ГА ООН и СБ ООН, а также документы Движения Неприсоединения18. Важнейшая

15 Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Индии в СССР (1962-1966 гг., 1986-1989 гг.).

16Ка>льТ.Н. Внешняя политика Индии. - Экономическое, социальное и политическое развитие Индии (1947-1987): сб. ст. М. 1989. С.
17 Gandhi М. К... Speeches and writings. Madras. 1922; Gandhi M. K.. Towards Non-violent Socialism. Ahmedabad. 1951. Gandhi M. K.. Non -violent Way to World Peace. Ahmadabad. 1944; Gandhi Mahatma. The Collected Woks. Ahmedabad. 1963. Gandhi M. K. Linguistic Provines. Ahmedabad. 1954; Gandhi M. K. The Way to Communal Harmony. Ahmedabad. 1963; Ганди М. К. Моя жизнь. М. 1969; Дж. Неру. Внешняя политика Индии (пер. с англ ). М. Дж. Неру. Открытие Индии (пер. с англ.). М. Дж. Неру. Автобиография (пер. с англ.). М. 1955. Nerhu J. India's Foreign Policy. Selected Speeches. Delhi. 1949; Nerhu J. Independence and After. Delhi. 1949, Jawaharlal Ncihu's Speeches 1949-1953. Government of India. Delhi. 1954. Nerhu J. Unity of India. New Delhi. 1973.

18 Конституция Индии. М. 1956; Annual Report. Ministry of External Affairs. Government of India. New Delhi. 1950-1960, Congressional Records. 1947-64. Washington; Documents on India's Foreign Policy: 1972-1977 (ed. By Kumar S ). New Delhi Внешняя политика Советского Союза. Документы и материалы. 1950. М. 1953. Движение неприсоединения в документах и материалах (1961-1976). Сост. Тузчухамедов Р.А. М. 1979; Движение неприсоединения в документах и материалах (1978-1981). Сост. Тузмухамедов. М. 1983; информация была почерпнута из документов политических партий Индии (в первую очередь Индийского национального конгресса) и парламента Индии19.

Весьма ценным источником является также обширный корпус мемуарной литературы современников М. Ганди и Дж. Неру - К.П. Менона, Л. Л. Калама, Дж. В. Бирла, Ч. Боулса, М. Чалапати Роу и мн. др.20, а также биографов Перу -канадца М. Бречера, индийского дипломата Т. Н. Кауля, индийского ученого С. Гопала и др21.

Немалую ценность при исследовании мировоззрения и взглядов Махатмы Ганди и гандизма имеют труды видных советских индологов В.Г. Тан-Богораза, М. Павловича, В. Гурко-Кряжина и С. Вельтмана, О.В. Мартышина, Э.Н. Комарова и А.Д. Литмана, Дх. Датта, Р.А. Ульяновского, А.В. Горева, посвященные Ганди работы выдающихся деятелей литературы Рабиндраната Тагора, Ромена Роллана, а также советского государственного деятеля А. В. Луначарского.22

Объективно-научный анализ и освещение жизни и общественно-политической деятельности Махатмы Ганди вызваны не только академическим интересом и выражением глубокого уважения к этому выдающемуся политическому деятелю Индии, непримиримому борцу против колониальной экспансии и национального угнетения, мыслителю-гуманисту. Отметим еще раз,

Движение неприсоединения в документах и материалах. М. 1987; Движение неприсоединения в документах и материалах. Сост. Листопадова Р.С. М. 1989, Селезнева ПИ. Политика неприсоединения молодых сверенных государств Азии и Африки. М. 1966

19 Congress Bulletin. New Delhi. Congress Party in Parliament... New Delhi. Bureau of Parliamentary Research. Congress Party in Parliament. 1960, Indian National Congress Resolution of Goa. New Delhi. 1946; Resolutions on Foreign Policy 1947-1957, 1947- 1966 (Indian National Congress). New Delhi. 1966; Election Manifesto 1957. Bharatiya Jana Sangha. Delhi. 1957; Election Manifesto 1957, 1962. Indian National Congress. Delhi. 1957, 1962; Election Manifesto of the Communist party of India. Delhi. 1957. Foreign Policy of India. Texts of documents. Lok Sabha Secretariat. Official Report. 1954-1964; Rajya Sabha Debates. Official report. 1954-1964.

20 Mcnon K.P. Many Worlds: An Autobiography. Bombay. 1965; Roy MN. Memories. Bombay. 1964; Tendulkar DG. Mahatma. Life of Mohandas Karamchand Gandhi. А. А. Кпам. Индия добивается свободы (пер. с англ). М. 1961; Birla G. D. In The Shadow of The Mahatma. A Personal Memoir. Calcutta. 1953; Bowles Ch. Ambassador's Reports. London. 1954; Chalapathi Rau M. Jawaharlal Nehru. Delhi. 1973, Mende T. Conversations with Mr. Nerhu. London. 1956; Moraes F. Jawaharlal Nerhu. A Biography. New York. 1956 и мн. др.

21 Brecher M. Nerhu: A Political Biography. London. 1959, Кауль Т.Н. Индия и Азия (пер. с англ). М. 1989. Гопал С. Дж. Неру. Биография (пер. с англ.). М. 1990

22В Г. Тан-Богораз. Вступительная статья к русскому изданию книги Р. Тагора "Жертвоприношение. Отшельник". М. 1922; Индия в борьбе за независимость (сост. Павлович М., Гурко-Кряжин В, Вельтман С). М. 1925; Датта Дк. Философия М. Ганди. М. 1959, Мартышин О В. Политические взгляды Ганди. М. 1969; Комаров Э П., Лилиан АД. Мировоззрение М К. Ганди. М. 1969, Ульяновский Р.А. Политические портреты. М. 1980; Горев АВ. Махатма Ганди. М. 1984; Тагор Р. Жертвоприношение. Отшельник. Предисловие. М. 1922; Р. Роллан Махатма Ганди. М. 1923; Луначарский А В. Индусский Толстой. - Красная Нива. 1923.J&1.
что миролюбивые устремления и идеалы "апостола ненасилия" М. Ганди оказали определяющее влияние на характер национально-освободительного движения в Индии (единственной в истории использовавшей ненасильственные методы и способы борьбы за свободу) и избранного первым премьер-министром Дж. Меру внешнеполитического курса государства, а также движение сторонников мира во многих странах на всех континентах. Безусловно, личность Махатмы Ганди и гандизм как общественно-политическое явление сыграли выдающуюся историческую роль не только у себя на родине в Индии, но и в мире в целом. Однако, как справедливо отмечает видный отечественный востоковед Р.А. Ульяновский, "в прошлом в освещении гандизма в советской литературе имелись ошибки, связанные с некоторой односторонностью подхода, что было подвергнуто справедливой критике. Эти ошибки были вызваны рядом причин, среди которых прежде всего следует назвать длительную изолированность Индии от Советского Союза... недостаточное знание Индии, ее специфических условий и глубоко оригинальных национальных традиций, нашедших в гандизме столь яркое отражение", а также "объективные трудности исследования такого сложного и противоречивого явления, как гандизм".

В Индии сформировалась и действует целая система научных институтов и центров, которые проводят исследовательские работы по заказу правительства или в соответствие с собственными планами. Главными направлениями их деятельности являются рассмотрение механизма принятия политического решения, вопросы регионального сотрудничества, мира и стабильности в Азии, анализ двусторонних отношений Индии с различными государствами, проблемы движения неприсоединения, оборонные аспекты и пр. Каждый крупный университет имеет свои научные подразделения на уровне отделов, филиалов, центров или лабораторий. Помимо этого существуют отдельные институты, занимающиеся специальными изысканиями в сфере политологии и внешней политики, среди которых выделяют столичные центры - Институт оборонных исследований, Центр политических исследований, Центр изучения проблем

23 Цот. по: Ганди М К. Моя жить. Предисловие. М. 1969. С. 18
развивающихся стран, Институт международных исследований при Университете им. Дж. Неру, Центр политических исследований при Университете им. Дж. Меру, Центр изучения проблем международного развития и др. Авторитетными признаны также научные школы политологических центров в Калькутте и Бомбее. При детальном изучении монографий и сборников, посвященных анализу внешней политики страны, выявляется стремление к персонификации внешней политики Индии. Это связано с тем, что она фактически реализовывалась тремя крупными политическими деятелями, объединявшими в своих руках высшую партийную и государственную власть.

Международная деятельность лидеров индийского национально-освободительного движения и концепции внешней политики Индии изучены достаточно хорошо, и ведущая роль в этих исследовании принадлежит именно индийской историофафии. Одной из первых публикаций подобного рода стал сборник документов "Конфесс в эволюции, Собрание резолюций, принимавшихся Конфессом с 1885 по 1934 гг., и других важных документов"24, изданный в Калькутте на английском языке. Значительное место отводилось обоснованию исторических корней индийской политики неприсоединения и, прежде всего, преемственности этой политики и ее идей и принципов, провозглашенных в период борьбы Индии за национальное освобождение. Типичным примером может служить книга "Подход ИНК к международным проблемам", написанная тогдашним президентом ИНК доктором Шанкаром Даялом Шармой.25

Несмотря на то, что индийские работы исследовательского характера написаны авторами, представляющими различные политические и идеологические направления, в большинстве из них рассматриваются, прежде всего, под влиянием официальной историофафии, внешнеполитические воззрения и деятельность ИНК. Такой позиции придерживаются такие авторитетные

24 Congress in Evolution. A Collection of Congress Resolutions from 1885-1934 and Other Important Documents. Completed by Dchakrabarty and C. Bhattachar»a. Calcutta. 1935

25 Sharma Shankar Dayal. Congress Approach to International Affairs. AYCC. New Delhi. 1972.
историки как Р. Ситтармая, Бимал Прасад и др.26 Бимал Прасад в своем исследовании подверг анализу процесс формирова! шя международной программы ИНК, выделил основные исторические этапы и предложил общую периодизацию внешнеполитических воззрений Конгресса.

Внешняя политика Индии изучаемого периода рассмотрена в работах индийских историков М. Г. Гупта, К.П. Карунакарана, Дж. К. Кундра, генерального секретаря КПИ Л. Гхоша, Х.Д. Малавия, С.Н. Мурти, В.В. Раджа, СП. Шарма и др.27 Известный индийский ученый X. Джайсинх в работе "Индия и неприсоединившийся мир. Поиски нового порядка " убедительно доказывает, что ядро неприсоединения—это индийские философия, мировоззрение, и потому сама идея неприсоединения могла зародиться лишь на индийской почве (с.5). Эту позицию разделяют многие индийские авторы — П. Датт, Б. Сингх и др.29 Исследования индийско-пакистанского конфликта и проблемы Кашмира как его ядра30 представляют отдельный пласт научных исследований.31 Тенденции и стратегия внешней политики США в Южной Азии нашли отражение в исследованиях В. Чопры, Банерджи мн.др.32

Относительно КНР большинству индийских авторов присуща доминирующая в целом в Индии точка зрения, что поскольку Китай оккупировал индийские территории, то без их освобождения не может быть речи о полной
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23851.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.