У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Политическая теория Алексиса де Токвиля и французский либерализм первой половины XIX века
Количество страниц 214
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23893.doc 
Содержание Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3

Глава первая. ФРАНЦУЗСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ

ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА:

ГЕНЕЗИС И РАЗВИТИЕ ДОКТРИНЫ 46

1. Истоки либеральной мысли во Франции 46

2. Либерализм в постнаполеоновскую эпоху 60

3. Свобода как центральное понятие французской либеральной традиции 84

Глава вторая. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ТОКВИЛЯ 100

Ш- 1. Формирование мировоззрения Токвиля 100

2. Политическая карьера Токвиля 111

Глава третья. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ТОКВИЛЯ 127

1. Религиозные и историософские взгляды Токвиля 127

2. Система понятий в политической теории Токвиля 152

3. Соотношение политической теории Токвиля и либеральной традиции 174

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 181

ПРИМЕЧАНИЯ 186

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 214



ВВЕДЕНИЕ

Первая половина XIX столетия - чрезвычайно насыщенный и сложный период французской политической и социальной истории. Век начался с коронации Наполеона Бонапарта - одной из самых неординарных фигур европейской и всемирной истории. На протяжении только первых пяти десятилетий политический строй Франции менялся семь раз (Консульство, Империя, первая Реставрация, Сто дней, вторая Реставрация, Июльская монархия, Вторая республика). На эту эпоху падает две революции и две реставрации, одна империя сходит с исторической сцены, а другая — только появляется перед изумлённой Европой. В течение первой половины века происходит интенсивное становление политических партий и объединений. Процесс самоорганизации охватывает все основные социальные группы: дворянство и католическое духовенство, либеральную буржуазию, пролетариат.

К политическим метаморфозам добавляются социальные и экономические: продолжается промышленная революция, развивается фабричная организация производства. Происходит переворот в транспортной сфере: внедряются паровые машины, развёртывается строительство железных дорог. Широко распространяются идеи католиков, романтиков, либералов, утопических социалистов... Франция начала и Франция середины XIX столетия кажутся двумя разными странами.

Вся история эпохи концентрируется в противоречиях и компромиссах между основными социальными и политическими силами. Ещё активно заявляет о своих претензиях пёстрая по своему составу аристократия; крупные финансисты и промышленники рассчитывают взять государственную власть в свои руки. Противоречия между силами Старого порядка и нового общества, между взаимоисключающими идеологиями характеризуют этот период истории Франции.

Одной из центральных идеологий для XIX столетия во всей Западной Европе стал либерализм: учение о свободе личности и правах человека как основных общественных ценностях. Либерализм в качестве политической философии принадлежит европейской мысли Нового времени. Сам термин

появился не ранее 1821 г.1; его возникновение почти одновременно с введением в политический лексикон понятия «консерватизм» (1818 г. ) опреде- ляет время складывания двух антагонистических политических доктрин эпохи Реставрации. Французское слово «liberal», как и его аналоги в других европейских языках, восходит к латинскому «liberalis», обозначавшему занятия, достойные свободного человека. Отсюда появилось понятие «свободные искусства» («liberates artes») и - впоследствии - «свободные профессии». Другой вариант происхождения термина «либеральный» - самоназвание редакторов первой испанской конституции (1812 г.). Они определили себя как либералов, потому что стремились ограничить абсолютную монархию3.

Либеральное движение во Франции стало одной из главных политических сил, обладавших внятной доктриной, чётко очерченной социальной базой и определённой перспективой. Французский либерализм коренится в антиабсолютистских движениях XVII века4, в идеологии эпохи Просвещения (в первую очередь, Монтескье), приобретает адептов ещё при Старом порядке в лице видных общественных деятелей и даже министров двора (Тюрго). Революция 1789 г. одновременно явилась воплощением либеральных принципов и их попранием: ход революции, поглотившей лучших представителей нации в период якобинского террора, ужаснул либералов и стал вызовом для поиска новой политической модели. Замкнутые в частной жизни или изгнании при Наполеоне, либералы открывают новую страницу своей истории в период Реставрации. С 1815 года и вплоть до Второй империи либерализм выступает в качестве серьёзной социально-политической силы, которая желает и может нести ответственность за развитие страны. Французский либерализм выдвинул в первой половине века несколько выдающихся представителей - как теоретиков, так и политических деятелей. К ним, бесспорно, относятся Мари Жозеф де Лафайет (1757-1834), Жермена де Сталь (1766-1817), Бенжамен Констан (1767-1830), Франсуа Гизо (1787-1874). Отдельную группу «консервативных либералов» формируют Франсуа Рене де Шатобриан (1768-1848) и Астольф де Кюстин (1790-1831); ли- беральных католиков - Фелисите де Ламеннэ (1782-1854) и Анри-Доминик Лакордер (1802-1861). Все они происходили из разных сословий, имели различные судьбы при революции и позже, отличались - порой кардиналь-

но - по своим взглядам. Вместе с тем многое даёт основание для того, чтобы объединить их всех под эгидой либерального движения.

Среди либеральных мыслителей нередко фигурирует ещё один - более молодой в сопоставлении с «основоположниками» - деятель. Это Алексис де Токвиль (1805-1859) - выдающийся историк, политический и социальный мыслитель. Его личность и творчество высоко оценивалось многими корифеями гуманитарного знания. Выдающийся немецкий философ XIX века Вильгельм Дильтей считал Токвиля «несомненно, самым блестящим из всех политических аналитиков начиная с Аристотеля и Макиавелли»5. Ханна Арендт - классик западной политической мысли XX века - полагала, что «Токвиль — величайший, но не единственный автор прошлого века, который увидел Новый Свет как результат старой истории и цивилизации»6. Другой мыслитель - Исайя Берлин - называл Токвиля наряду с Маколеем «самым знаменитым адвокатом индивидуальной свободы в Европе»7. Английский экономист Фридрих Август фон Хайек видел в Токвиле и лорде Актоне «двух величайших историков и политических философов» XIX века; одна из фраз Токвиля породила название известной книги Хайека «Дорога к раб-
ству» . Французский политолог Раймон Арон признавался, что принадлежит к школе Токвиля...

Токвиль относился к числу тех деятелей, чьё мировоззрение характеризуют формулой «странный либерализм». Часть его интеллектуального наследия, бесспорно, свидетельствует о либеральности воззрений; другая часть доставляет необходимые аргументы для аттестации Токвиля как мыслителя консервативного лагеря. В этом смысле наследие Токвиля очень ценно для разрешения проблемы целостности либерализма, для обретения либерализмом своей идентичности в контексте полемики с консервативной мыслью. Исследование истории либерализма не может быть полноценным без анализа творчества Токвиля. Недаром выдающийся отечественный учёный В.А. Бутенко, приступая в парижских библиотеках к подготовке своего труда о либеральной партии в эпоху Реставрации, начал с малоизученных работ Токвиля. «Без осмысления деятельности этой крупной политической и научной фигуры рискованно было приступать к исследованию французского либерализма начала XIX в.», - полагает В.П. Золотарёв9.

История французского либерализма представляет собой важную часть французской политической истории XIX века. Либеральное движение,
пользующееся всем комплексом либеральных идей, органично вписывалось в контекст политического развития страны. Иногда либерализм опережал своё время, иногда отставал от него, однако постоянно вёл творческий диалог с другими политическими силами, искал свои ответы на жгучие вопросы современности. Без исследования либеральной традиции XIX века во Франции нельзя понять процессы становления гражданского общества и правового государства в период Третьей, а затем Четвёртой и Пятой республик. Либеральная политическая философия, в развитие которой внесли свой вклад выдающиеся французские мыслители, во многом сформировала интеллектуальный климат следующего, двадцатого, века. Опыт - интеллектуальный и политический - французских либералов остаётся востребованным во всех обществах, переживающих переход от досовременного состояния к современному.

Творческое наследие Токвиля - законная часть либеральной традиции. Оно сохраняет свою ценность, поскольку ум Токвиля предельно критичен. Бесстрастным анализом западного опыта, демонстративной независимостью и адогматизмом Токвиль вносит свою лепту в развитие либеральных идей. Понимание идейных истоков Токвиля, учёт его аргументов против западной демократии, определение его места в ряду классиков либеральной мысли необходимы для адекватного понимания истории и значения либерального движения во Франции, а следовательно, для объяснения всего политического проекта Нового времени.

Особая актуальность изучения проблемы соотношения политической теории Токвиля и французского либерализма первой половины XIX века определяется также серьёзными разногласиями в оценке сущности и значения этого соотношения в зарубежной, и прежде всего французской, историографии. Следует отметить также недостаточную изученность этой проблематики в историографии отечественной: в досоветский период интерес исследователей концентрировался на работах Токвиля-историка, для советского периода вообще не характерен интерес к этой личности. Лишь в последние полтора десятилетия теория Токвиля становится объектом исследования со стороны самых разных специалистов: историков, политологов, социологов.

Цель настоящей работы - изучение и анализ политической теории Алексиса де Токвиля в её взаимоотношениях с доктриной французского либерализма первой половины XIX в.

Указанная цель предопределяет следующие задачи исследования:

• проследить генезис и динамику развития французской либеральной традиции;

• исследовать основные позиции и понятийный аппарат французских либералов первой половины XIX в. по вопросам истории страны, роли религии в общественном развитии;

• рассмотреть биографию, общефилософские и религиозные воззрения Токвиля;

• проанализировать понятийный аппарат политической теории Токвиля;

• соотнести основные проблемы и понятия политических доктрин Токвиля и либералов, выявить степень их взаимодействия, а также степень влияния теории Токвиля на последующую либеральную традицию.

Объектом исследования является французская политическая мысль первой половины XIX в. Предмет исследования - взаимоотношения политической теории Токвиля и доктрины французского либерализма первой половины XIX в.

Хронологические рамки диссертации охватывают период становления либерального движения во Франции: от окончания Французской революции и утверждения Первой империи (1804) до начала Второй империи (1851). Определение рамок носит условный характер, потому что либеральное движение заявляет о себе уже в конце XVIII в., когда теоретики формулируют основные постулаты, а политики пытаются осуществить теоретические положения. С другой стороны, «Старый порядок и революция» Токвиля принадлежит уже второй половине 1850-х годов, и реакция либеральной общественности на него затрагивает начало второй половины века. Однако датировка либерализма первой половиной столетия представляется уместной в свете выдвигаемых задач: Токвиль принадлежал к поколению, родившемуся в годы Революции и начала Империи; плодотворная реализация собственно либеральных идей стала возможной лишь при Реставрации, когда либерализм во Франции обретает некоторую политическую структуру. Июльская монархия стала воплощением умеренного либерального идеала, а

в революции 1848 года либералы играли роль активной политической силы. С приходом к власти Наполеона III либералы (как и сам Токвиль) уходят в оппозицию или приватную жизнь. Существование либерального движения становится актуальным лишь после 1870 г. Подобная схема деятельности либеральной партии вынуждает признать 1815-1851 годы временем развития и утверждения не только либеральных идей, но и либеральных институтов. Кроме того, европейский либерализм выступает как совершенно самостоятельное течение именно в первой половине XIX века, когда происходит уточнение основных теоретических постулатов и определение круга практических мер по реализации либерального идеала. Как справедливо отмечает один из ведущих современных неомарксистов И. Валлерстайн, «значительные расхождения между так называемыми либеральными и консервативными политическими силами резко сократились после 1848 года, поскольку обе они сошлись на признании пользы реформирования, хотя, конечно, продолжались споры относительно темпов проведения реформ и той меры, в которой полезно сохранять приверженность традиционным символам и авторитетам»10.

При изучении данной темы был привлечён широкий круг источников. Поскольку предметом исследования стала политическая теория А. де Ток-виля, важнейшими источниками были его сочинения. Их можно сгруппировать следующим образом. Основную группу составляют канонические тексты сочинений Токвиля, оказавшие существенное влияние на развитие политической и исторической мысли во Франции XIX столетия: «Демократия в Америке» (De la democratie en Amerique), «Старый порядок и революция» (L'Ancien regime et la Revolution), «Воспоминания» (Souvenirs). Эти произведения были написаны, изданы и прочитаны в разное время и в совершенно разных обстоятельствах.

«Демократия в Америке» появилась в 1835 г. (первые два тома) и принесла молодому автору огромный успех. Французская аудитория была покорена картиной общества, сформировавшегося в Новом свете. Следующие два тома вышли в 1840 г., и работа довольно скоро была переведена на основные европейские языки. В настоящей работе используется новейший перевод, выполненный в начале 1990-х годов по полному собранию сочинений, воспроизводящему последнюю прижизненную публикацию трактата11.

Трактат «Старый порядок и революция» был написан позже «Воспоминаний», но оказался известен публике значительно раньше: в 1856 году. Это была «революция» в историографии революции: Токвиль построил своё исследование Старого порядка не только на воспоминаниях и иных письменных источниках, но - прежде всего! — на архивных материалах. Выводы, к которым пришёл автор, не были по достоинству оценены современниками. Сразу после появления книги на языке оригинала было выпущено два перевода на английский язык , в 1857 г. — на немецкий. Работа неоднократно издавалась в дореволюционной России12; последний по времени перевод был выпущен в 1997 г. Московским философским фондом13. Он также воспроизводит публикацию трактата в полном собрании сочинений.

«Воспоминания» Токвиля - источник особого рода. Написанные в 1850-1851 гг., они были, согласно воле автора, изданы лишь в 1893 г. и моментально переведены на русский язык14. В «Воспоминаниях» Токвиль описывает события революционного 1848 года. Саркастические замечания, язвительные характеристики, точные прорицания - всё это делает «Воспоминания» не только ценным источником, но и увлекательным чтением.

Обычно в тексте диссертации цитируются русские переводы сочинений Токвиля; в случае необходимости используется текст в оригинале по комментированному изданию всех трёх трактатов 1986 г.15

Три главных сочинения Токвиля - очень разные и по содержанию, и по намерениям автора. Каждое из них имело свою цель: принято считать, что «Демократия в Америке» должна была показать французам американский опыт устройства общественной жизни; «Воспоминания» призваны объяснить революционные события 1848 года, а «Старый порядок...» - нарисовать картину предреволюционной Франции. Каждая из трёх книг, таким образом, дополняет картину французской истории на протяжении столетия. Две книги - в буквальном смысле и одна - в косвенном (в «Демократии в Америке» автор, изображая американское общество, беспрестанно сопоставляет его с французским). Нельзя, конечно, однозначно трактовать «Демократию в Америке» как текст, предназначенный исключительно для французской аудитории. Письма Токвиля показывают, что его живо интересовала реакция американской публики; например, в письме к влиятельному

В Великобритании - перевод Генри Рива, в США - Джона Боннера.

американскому редактору Дж. Спарксу (от 11 сентября 1835 г.) Токвиль просит прислать критические замечания о книге16.

Насколько объективным был автор в этих произведениях? «Демократия в Америке» построена на многообразных источниках, в том числе на материалах прессы, актах федерального правительства и правительств отдельных штатов, исторических и юридических трактатах, записях разговоров с различными свидетелями. Личные контакты, конечно, были основным источником его суждений об Америке. Бесспорно, как отмечает Г. Дж. Ласки, многого автор просто не заметил, многое воспринимал на веру 7. Впрочем, Токвиль был открыт для критики: в вышеуказанном письме Спарксу он просит «без жалости» сообщить обо всех ошибках .

«Старый порядок и революция» самим Токвилем воспринимался как «возможность соединить факты с идеями, философию истории с самой историей»19. Его задачей в данном случае было написание не собственно исторического сочинения, а нового политического трактата, основанного на массе фактического материала. В настоящей работе «Старый порядок...» используется именно в качестве произведения, отражающего политические взгляды Токвиля, результаты его теоретических разработок. Ж.П. Майер считает, что «книга о старой и новой Франции - самая важная его (Токвиля - И.Д.) работа»20. Этот вывод в высшей степени верен, поскольку трактат Токвиля принадлежит к числу не только исторических, но и политических произведений. В «Старом порядке...» содержится целый ряд наблюдений Токвиля, к которым по сей день обращаются специалисты различных гуманитарных дисциплин.

«Воспоминания» - произведение наиболее тенденциозное, ещё в 1959 г. подвергнутое тщательной источниковедческой критике М.Дегро21. Это бесценный источник для анализа восприятия коллизий революционного 1848 года и собственной политической деятельности Токвиля в этот период. Очевидно, что многие документы были недоступны ему, писавшему свои мемуары в 1850 г.; некоторая информация по различным причинам была опущена - статья Дегро дополняет воспоминания Токвиля другими источниками по истории Франции. Анализ текста «Воспоминаний» с позиций современной литературной критики содержится в работе Л.Э. Шинера (1988)22.
сследовательская работа самого Токвиля была своеобразной: он стремился обращаться к первоисточникам, но по мере возможности избегал предварительного знакомства с литературой, созданной предшественниками. Это проявилось как в ходе работы над «Демократией в Америке», так и во время изысканий по французской истории. В первом случае Токвиль сознательно воздерживался от чтения произведений современников об Америке23, во втором - игнорировал сочинения историков о Франции Старого порядка и революции. Похоже, он избежал даже знакомства с историей Людовика XV и Людовика XVI, написанной его собственным отцом -Эрве де Токвилем (P.P. Палмер называет это «странным»24). Семидесятипятилетний граф Эрве де Токвиль (1772-1856) опубликовал в 1847 г. «Философскую историю правления Людовика XV», а три года спустя - «Обзор правления Людовика XVI». За несколько дней до появления знаменитого трактата сына Эрве де Токвиль умер.

Причины такого отношения к коллегам традиционно объясняют как нежеланием «затемнять свои собственные непосредственные впечатления», так и стремлением «избежать знакомства с другой, глубоко отличной точкой зрения, которая могла бы запутать свойственное лишь ему тонкое и проницательное восприятие вещей»25.

Три главных сочинения Токвиля являются основными источниками при реконструкции его политической теории; при их использовании принимаются следующие посылки:

1. Интеллектуальная честность Токвиля как историка не подвергается сомнению даже его оппонентами и критиками (оспариваются его выводы);

2. При известной тенденциозности сочинения Токвиля позволяют реконструировать его политическую теорию, что не обязывает принимать его оценочные суждения по поводу политической практики или перспектив западных обществ.

Вторую группу источников составляют статьи, конспекты и незаконченные работы, в том числе важные для понимания политических принципов Токвиля тексты его обращений к избирателям округа Валонь 1837 и 1839 гг.26. В этих работах (конспекты лекций Ф. Гизо 1828 г., конспекты сочинений Аристотеля и т.д.) раскрывается эволюция философских, исторических и политических взглядов Токвиля. В речах и обращениях к избира-
телям Токвиль фиксирует значимые для себя политические ценности, формулирует ключевые проблемы, намечает пути их решения.

Третью группу источников для характеристики политических взглядов Токвиля представляет его корреспонденция. Токвиль переписывался с большим количеством лиц, в том числе с выдающимися современниками. Литературные достоинства писем Токвиля бесспорны; публикатор его переписки с А. Гобино указывал, что «с литературной точки зрения письма Токвиля, взятые в совокупности, должны быть помещены если не выше, то, по меньшей мере, на уровне всего того, что он написал и опубликовал»27. Но эпистолярное наследие Токвиля также принципиально важно для понимания его сокровенных мыслей, которые он высказывал только самым близким своим друзьям. Тематика писем очень разнообразна: в них затронуты религиозные вопросы, внешнеполитические проблемы, обсуждаются только что вышедшие книги по истории и политике. Отдельно следует сказать о вспомогательных материалах для оценки личности Токвиля. Это записка «Г-н Алексис де Токвиль» (1859) Адольфа де Сиркура, описывающего жизненный и творческий путь Токвиля, характеризующего его пребыва-
ние на посту министра иностранных дел , мемуарные и критические свидетельства III. Сент-Бёва и др.

В то же время для понимания взаимоотношений теоретических воззрений Токвиля и либеральных доктрин потребовалось обратиться к источникам по истории французского либерализма. Это трактаты ведущих идеологов либерализма конца XVIII — первой половины XIX вв. Дестют де Траси, Ф.Р. Шатобриана, Б. Констана, Ф. Гизо; сочинения А. де Кюстина; переписка Ф.Р. Шатобриана; выступления лидеров либерального движения в Палате депутатов.

Дестют де Траси - один из основоположников идеологов, игравших большую роль в период Директории. Его наследие многообразно и значимо в истории европейской научной мысли. Для понимания его трактовки просвещенческого наследия необходимо использовать трактат «Комментарий на дух законов Монтескье», написанный для Т. Джефферсона. По собственному признанию автора, Джефферсона он уважает более всего в Старом и Новом свете29. Траси подчёркивает ряд важных для либеральной интерпретации Монтескье моментов: деспотизм - порок, свойственный в той или иной степени всем правительствам, а не какому-то конкретному (далее у
Кюстина и Токвиля); тезис о невозможности чистой демократии в современном обществе. Особое внимание Траси уделяет понятию свободы, указывая, что идея свободы применима только к существам, обладающим волей30. Траси - своего рода мост, связующий дореволюционных просветителей и послереволюционных либералов.

Наследие Ф.Р. де Шатобориана очень богато31. Для понимания его мировоззрения неизбежно обращение к главным произведениям, ставшим вехами в его жизни. «Исторический, политический и нравственный опыт о древних и новых революциях» (1797) принадлежит «скептическому Шатоб-риану», разочаровавшемуся в человеке. «Гений христианства» (1802) принёс огромный успех автору редкой по своей убедительности и страстности апологии католицизму. В «Гении христианства» Шатобриан формулирует свои сокровенные мысли о судьбах европейской цивилизации, духе свободы и религии. В памфлете «О Буонапарте, о Бурбонах» (1814) изложены основные постулаты ультра, которые лягут затем в основу идеологии Реставрации. Бонапарт осуждается за те неисчислимые бедствия, которые он принёс Франции, за узурпацию, за лицемерие, за недостойное поведение в минуту несчастья. Необходимость восстановления монархии несомненна для автора памфлета, а поскольку сама идея утвердилась, то нет иной кандида-туры кроме Людовика XVIII, брата последнего короля Старого порядка .

Назначенный при Реставрации министром, Шатобриан постепенно сближается с либералами по ряду вопросов, включая главный - о свободе прессы. Уже в брошюре «Монархия согласно хартии» (1816) намечается контур полемики Шатобриана с ультра, а с конца 1820-х годов он окончательно присоединяется к либеральной оппозиции. Одно из самых поздних произведений Шатобриана - «Опыт об английской литературе и суждения о духе людей, эпох и революций» (1836), в котором он сопоставляет словесность и общественную жизнь во Франции и в Англии.

Отдельным источником служит обширная корреспонденция и мемуаристика Шатобриана. В письмах Шатобриан не только проявляет себя как тонкий стилист, но и нередко формулирует свои основные идеи. Исследование эпистолярного наследия Шатобриана тем более важно, что в частных письмах зачастую высказываются особенно откровенно. «Замогильные записки», которые автор писал в 20-30-е годы, - портрет эпохи и автопортрет великого писателя. Характеристики, которые Шатобриан даёт современни-
кам и себе самому, позволяют очертить круг ценностей, которым был привержен мыслитель.

Бенжамен Констан - «главный теоретик либерализма» (Бутенко)33, оставивший также богатое наследие34; как и Шатобриан - писатель, причём швейцарского происхождения. Тесное общение с мадам де Сталь привело его в ряды либералов-конституционалистов. После длительного пребывания вне политики при Империи Констан издаёт в 1814 г. памфлет «О духе завоеваний и об узурпации в их отношении к европейской цивилизации», направленный против Наполеона. Критика Бонапарта в памфлете основывалась на различении понятий монархии и узурпации. Оппозиционер в годы Реставрации, Констан много выступает в Палате, работает над сочинением «Об источниках, форме и развитии религии» (1824), пишет «Статьи о литературе и политике» (1829). Политическая доктрина Констана в целом сведена в его «Курсе конституционной политики». Очень важная для развития французского либерализма статья «О свободе древних в сравнении со свободой новых» была основана на докладе, прочитанном в феврале 1819 г.: в ней формулируется фундаментальное различие между античным и современным пониманием свободы.

Деятельность Ф. Гизо была многогранной: он - историк и активный государственный деятель, политический мыслитель и литератор35. Политические взгляды Гизо периода Реставрации раскрываются в работах «Политическая философия: о суверенитете» (1820-1823), «О средствах правления и оппозиции в современной Франции» (1821), курсе лекций «История цивилизации в Европе» (прочитан в 1826, затем в 1828-1830), «Истории цивилизации во Франции». Свои исторические конструкции Гизо возводит на фундаменте разума, стремясь к рациональному обоснованию исторического процесса. Лекции его стали одним из источников политической мысли для Токвиля и многих других либерально настроенных французов, чья молодость пришлась на Реставрацию. Регина Поцци обращает внимание на то, что именно влиянию Гизо Токвиль обязан своим интересом к «долговременной» истории (una storia di lungo periodo) и безразличием к истории событийной36.

Одним из главных источников для реконструкции политического мировоззрения ещё одного либерального аристократа - Астольфа де Кюстина - является его книга «Россия в 1839 году» (1843). Источник весьма своеоб-
разен: во-первых, это, по сути дела, художественная литература. Во-вторых, его тема — николаевская Россия, автор не стремился специально излагать свои политические взгляды. Наконец, известную сложность для использования трактата представляет эволюция взглядов Кюстина («отправился в путешествие с одними воззрениями, а вернулся — совсем с другими») . Нелегко отделить беллетристику от исповеди; однако же взгляды маркиза в любом случае характерны в качестве примера линии, параллельной Токви-лю: аристократ и либерал-легитимист, Кюстин выражает подчас схожие мысли, и тем интереснее их расхождения с Токвилем.

Для характеристики ситуации в целом и политических взглядов либералов и их оппонентов в частности использовались также выступления в палате депутатов38. Одной из главных фигур либеральной оппозиции в парламенте был П. Руайе-Коллар (1763-1845), не оставивший теоретических работ. Его мировоззрение реконструируется по выступлениям в Палате. Одной из главных тем была свобода печати, которую Руайе-Коллар отстаивал в своих речах39.

Либеральная мысль развивалась в творческом диалоге с консервативной (традиционалистской). Поэтому небесполезным было обращение к трактатам и памфлетам классиков консервативной мысли во Франции: Ж. де Местра, Л. де Бональда. В работах всех этих авторов постепенно выкристаллизовывались либеральные ценности, формировался понятийный аппарат французского либерализма, складывалась аргументация сторонников этого ключевого для XIX века движения.

Естественно, что за минувшие полтора столетия со дня появления первого сочинения Токвиля* жизнь и творчество французского мыслителя нередко помещались в центр внимания зарубежных и отечественных исследователей. Западная традиция изучения наследия Токвиля, конечно, во много раз богаче отечественной, однако и там наблюдаются серьёзные различия между англосаксонской и французской традициями. Характеристика историографии о Токвиле (и о французском либерализме в целом) усложняется тем обстоятельством, что к наследию либералов обращаются специалисты в разных областях гуманитарного знания: кроме историков также философы, политологи и социологи... В силу этого обстоятельства всякая характери-
стика этой литературы, претендующая на то, чтобы стать исчерпывающей, неизбежно будет неполной.

С бурным развитием глобальной сети Интернет можно ожидать появления и роста виртуальных ресурсов, посвященных Токвилю. С 2001 г. доступен и постоянно обновляется англоязычный сайт «Ресурсы об Алексисе де Токвиле», подготовленный Кристиной Элис Коркос40. Там представлены библиографические сведения об основных работах о Токвиле на западноевропейских языках*, а также содержатся гиперссылки на различные тексты Токвиля и исследования о нём, помещённые в Интернете. Материалы сгруппированы по разделам («Биография и политическая карьера», «Общие сочинения», «Влияния на Токвиля и истоки его мысли», «Политическая философия», «Влияние и применение его мысли» и т.д.).

Западная историография отличается необычайной пестротой в восприятии теоретического наследия Токвиля. Существуют специальные работы, посвященные динамике рецепции Токвиля на Западе в XIX-XX вв. Последней и, без сомнения, лучшей такой работой является монография Ф. Мело-нио «Токвиль и французы» (1993)41, демонстрирующая, каким образом поэтапно менялось отношение к книгам Токвиля во Франции от времени их издания до наших дней. В западной историографии даже принят специальный термин - «.токвилевский ренессанс», призванный обозначить практику перечтения трудов выдающегося мыслителя в новых условиях.

Опираясь на работу Мелонио и других историков, можно вычленить следующие периоды в восприятии наследия Токвиля на Западе:

I. 1835 - конец 1850-х гг.: интерес просвещённой публики к творчеству молодого французского автора. Уже первый трактат Токвиля получил восторженные отклики со стороны П. Руайе-Коллара, назвавшего его преемником Монтескье, Ф.Р. де Шатобриана и др. Ш. де Сент-Бёв отметил Токвиля в своём обзоре литературы за десятилетие: «Явлений, действительно новых и оригинальных, появилось за это время не так уж много. В области художественного вымысла назовём имена г-на де Бальзака и Жорж Санд, в об-

Первой книгой всё же был трактат Токвиля и Бомона «О пенитенциарной системе в Соединённых Штатах и её применении во Франции» (1833).

К сожалению, русскоязычные исследования о Токвиле в библиографии пока отсутствуют.
ласти политики - имя г-на Токвиля»42. Встреча «Старого порядка» была более прохладной - как справа, так и слева.

II. 1860-е годы: период оживления либерализма во Франции, дебатов по вопросу об избирательной реформе в Англии, дискуссий о либерализации и федерализации в Германии. В эти годы Г. де Бомоном предпринимается издание первого собрания сочинений Токвиля в 9 томах (1860-1866); однако этот интерес носит характер скорее публицистический, нежели исследовательский. Мыслителю давались самые высокие оценки, особенно это было характерно для либерально настроенных кругов. М. Минье в 1866 г. высказался о Токвиле в том смысле, что «он был без предрассудков, как и без утопий»4 .

III. 1870- 1930-е: постепенное падение влияния Токвиля на политическую мысль. Уже в 1870-е годы «нет исследований, которые были бы ему посвящены, мало цитирования с трибуны. Республиканцы на него ссылаются редко»44. Некоторое оживление вызвало появление в 1893 г. «Воспоминаний» Токвиля, но этого было недостаточно, чтобы изменить сложившийся стереотип «устаревшей классики» (С.Дрэшер)45. Обнаружилось, что в ходе исторического развития западное общество подстерегают новые социальные бедствия, незнакомые Токвилю. По отношению к межвоенному периоду, как правило, используется термин «забвение Токвиля», но уже изменения социально-политической и экономической атмосферы в 1930-е годы закладывают предпосылки для «токвилевского ренессанса»: Великая депрессия, тоталитарный вызов выживанию либеральных учреждений, Вторая мировая война парадоксальным образом благоприятствовали постепенному возвращению к творческому наследию забытого мыслителя.

Нельзя сказать, чтобы наследие Токвиля было забыто вообще. К столетию знаменитого трактата парижское издательство «Франция-Америка» выпустило юбилейную брошюру нескольких соавторов. В 36-страничной книжке давался политический портрет А. де Токвиля, описывался его визит в Соединённые Штаты. Андре Шеврийон признавал, что сочинение Токвиля создало новую, интеллектуальную связь между Соединёнными Штатами и Францией46. Ф. Стровски отмечал: «Алексис де Токвиль - один из тех редких великих людей, которые сумели достаточно глубоко проникнуть в психологию народа, чтобы просветить его о самом себе и стать одним из его классиков»47. Наконец, на взгляд Ф. Роз, Токвиль помогает понять Ве-
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23893.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.