У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название США в региональной внешней культурной политике России
Количество страниц 224
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23906.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ... 3

ГЛАВА 1. ВНЕШНЯЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

(1991-2005 гг.) ... 29

1.1. Механизм разработки и реализации современной внешней культурной политики России ... 29

1.2. Теория и практика международного культурного сотрудничества ... 52

1.3. Место и роль библиотек в системе внешней культурной политики России ... g5

ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНОЕ КУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

РОССИИ И США... 90

2.1. Культурная политика США на постсоветском пространстве ... 90

2.2. Культурные связи российского Дальнего Востока

и США: приоритетные направления... -j.04

ГЛАВА 3. БИБЛИОТЕЧНЫЕ СВЯЗИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ МЕЖДУНАРОДНОГО КУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ И США (НА ПРИМЕРЕ БИБЛИОТЕК РОССИЙСКОГО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА)... 122

3.1. Международные связи библиотек Российского Дальнего Востока... 2_22

3.2. Основные направления российско-американского библиотечного сотрудничества ... 234

Заключение... 193

Источники и литература ... 199

Список сокращений ... 221

Приложение 1. Международное культурное сотрудничество российских регионов ... f 222

Приложение 2. Международные связи библиотек Дальнего Востока... 224

Введение
Актуальность данной темы связана с расширением международных культурных связей в контексте повышения значимости информации в жизни общества, которое является одной из главных тенденций развития современного мира. Становление глобального информационного общества оказывает непосредственное влияние на жизнь современных государств. Несмотря на определенное отставание России от наиболее развитых стран мира в плане освоения информационных технологий, наша страна в начале XXI века оказалась достаточно глубоко интегрированной в мировую информационную среду.

В условиях наступления информационной эпохи и ее глобализации существенно вырастает значимость фактора культуры, как в международных отношениях, так и во внутренней политике отдельных государств. Культура получила принципиально новые возможности для своего развития. Государство, располагающее новейшими информационными технологиями, имеет предпочтительные возможности тиражировать свою культуру1. Популяризация своих достижений в области науки, образования, художественного искусства становится, таким образом, действенным средством решения внешнеполитических задач.

Глобализация информационного пространства, в которое Россия вовлекается не только на национальном, но и на региональном уровне, означает, по мнению многих специалистов2, усиление влияния Америки как пионера и доминанта этого процесса, сознательно пытающегося повлиять на культурную сферу современного мира.

В современной дипломатии часто используются слова «внешняя культурная политика», поскольку экспорт своей культуры или же противодействие внешней культурной экспансии становятся все более эффективным средством борьбы за национальные интересы того или иного государства. Внешняя культурная политика, с учетом возможностей современных носителей и каналов распространения информации, позволяет заинтересованному государству оказывать непосредственное влияние на различные политические, экономические, социальные процессы в мире.

Во внешней культурной политике современного государства особое место занимает библиотека как источник и дистрибьютор информационных ресурсов и в этой роли как полноценный актор процесса глобализации мирового информационного пространства.

Актуальность данной темы связана также с необходимостью изучения степени адаптации традиционных политических институтов России к вызовам информационной эпохи. Стремительное совершенствование каналов обмена информацией соединяет удаленные друг от друга регионы мира. Считается, что это размывает государственный суверенитет в том его виде, который понимался в Вестфальской системе международных отношений. Повышение пропускной способности информационных каналов осложняет для органов государственной власти контроль над международной деятельностью организаций и граждан России. Внешнеполитический процесс России (в том числе и ее внешняя культурная политика), в котором традиционно был задействован очень узкий круг акторов, рискует не успеть приспособиться к данным вызовам глобализации.

В определении внешней культурной политики мы опирались на разработанный российской дипломатией концептуальный документ «Основные направления работы МИД России по развитию культурных связей России с зарубежными странами». Согласно этому документу, внешняя культурная политика представляет собой специфический инструмент достижения внешнеполитических целей государства посредством развития международного культурного сотрудничества3. Разработка и реализация внешней культурной политики осуществляется на основе правовых норм, идеологических установок и практических мероприятий.

Международное культурное сотрудничество включает в себя связи в области культуры и искусства, науки и образования, средств массовой информации, молодежных обменов, издательского, музейного, библиотечного и архивного дела, спорта и туризма, а также по линии общественных групп и организаций, творческих союзов и отдельных групп граждан. Российская дипломатия использует данное расширенное толкование культурного сотрудничества, выработанное ЮНЕСКО на Всемирной конференции по политике в области культуры (Мехико, 1982 г.).

Под региональной внешней культурной политикой в данной работе понимается подсистема внешней культурной политики, которая включает основные компоненты внешней культурной политики как феномена.

Понятия «внешняя культурная политика» и «культурная политика» в разных странах могут соотноситься между собой различным образом. Их задачи могут совпадать или не совпадать. Если координатором внешней культурной политики выступает внешнеполитическое ведомство, то первостепенной

ее целью будет укрепление международного положения государства, а не развитие его культуры. В Российской Федерации внешняя культурная политика в настоящее время является инструментом именно внешней политики, а не культурной политики, за которую отвечает, главным образом, министерство культуры. К такому выводу приводит анализ действующих нормативно-правовых актов.

Чтобы иметь возможность проводить корректные аналогии между внешней культурной политикой и государственной культурной политикой в целом, мы должны ограничиться следующей формулировкой последней.

Культурная политика есть система правовых норм, идеологических установок и практических мероприятий, разрабатываемых и реализуемых государством в области искусства, науки и образования, средств массовой информации, молодежных обменов, издательского, музейного, библиотечного и архивного дела, спорта и туризма. В научной литературе существует огромное количество определений культуры, но в нашей работе имеет смысл понимать под ней лишь процесс и результат работы государственных учреждений, общественных групп и организаций, творческих союзов и отдельных групп граждан в вышеперечисленных областях.

В нормативно-правовой базе, существующей сегодня в России, фактически смешиваются понятия «внешняя культурная политика» и «культурная дипломатия»4. Это же довольно часто наблюдается в отечественной и зарубежной литературе. Такое смешение совершенно некорректно, потому что дипломатия и внешняя политика не являются тождественными понятиями. Дипломатия - это частный, хотя и важнейший, инструмент внешней политики государства.

Культурная дипломатия есть работа самих дипломатов в сфере культуры, в то время как в реализацию внешней культурной политики могут быть вовлечены самые разные министерства и ведомства.

Обращает также на себя внимание смешение в существующих нормативно-правовых актах Российской Федерации понятий «культура» и «искусство». Авторы соответствующих документов часто употребляют термин «культура» в значении «художественная культура»5.

Цель данной работы заключается в исследовании региональных аспектов внешней культурной политики Российской Федерации, а также в выяснении степени взаимосвязи внешней культурной политики России, разрабатываемой и реализуемой на государственном уровне, и международных связей отдельных региональных организаций.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

1. Исследовать механизм разработки и реализации внешней культурной политики России.

2. Выяснение соотношения декларируемых федеральной властью приоритетов и практических потребностей конкретных учреждений, участвующих в международном культурном сотрудничестве, в том числе и на региональном уровне.

3. Выявление значения и роли библиотек как инструмента внешней культурной политики России.

4. Анализ основных направлений и последствий американской культурной политики на территории России (в том числе и российском Дальнем Востоке), с
учетом главенствующей роли США в мировом информационном пространстве.

5. Определение наличия корреляция между изменениями во внешней политике России и международным сотрудничеством библиотек.

6. Выявление результатов российско-американских библиотечных контактов в ходе реализации международного сотрудничества российского Дальнего Востока и США.

Объектом данного исследования выступает региональная внешняя культурная политика Российской Федерации.

Предметом исследования стали российско-американские культурные контакты, и в том числе на Российском Дальнем Востоке, являющиеся составной частью процесса внешней культурной политики России. Сотрудничество в сфере библиотечного дела является наиболее стабильной и «всеохватной» формой российско-американских культурных отношений на Дальнем Востоке, наиболее полно характеризующий реализацию принципов внешней культурной политики России.

Американское присутствие на российском Дальнем Востоке исследуется, прежде всего, потому, что в отличие от многих российских регионов, здесь имели место интенсивные гуманитарные связи с США, в том числе культурные и информационные.

Именно правительство Соединенных Штатов Америки проявило открытую заинтересованность в развитии разного рода связей с российским Дальним Востоком. Подтверждением данного факта может служить открытие в 1992 г. американского консульства в г. Владивостоке6,

а также наличие в США ряда правительственных документов по Российском Дальнему Востоку7. Стремление правительства США к расширению контактов с российским Дальним Востоком продиктовано также необходимостью обеспечения стабильности и безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Расширение связей США с РДВ, в том числе и культурно-информационных, является, таким образом, одной из форм вовлечения России в систему сложившихся в АТР региональных связей.

Хронологические рамки нашего исследования охватывают период с 1991 г. по настоящее время (2005 г.). 1991-1992 гг. - это рубежный этап российской внешней политики. Российская Федерация вышла в качестве самостоятельного актора на международную арену, среди прочего став участником международного культурного сотрудничества. В это же время произошло полное разгосударствление международных связей российских учреждений культуры.

Географические рамки исследования, в основном, локализуются Дальневосточным федеральным округом Российской Федерации. Дальний Восток стал основным источником сведений о практике международного сотрудничества российских учреждений культуры и о проблемах взаимосвязи регионального сотрудничества с внешней культурной политикой Российской Федерации.

Методологическую основу исследования составляет теория сетевого общества, которую развивает в своих работах Мануэль Кастельс (в частности, в монографии «Информационное общество» и статье «Материалы для исследовательской теории сетевого общества»). В понимании М. Кастельса, сетевое общество - это специфическая форма
социальной структуры, опытно устанавливаемая эмпирическими исследованиями в качестве характеристики информационной эпохи.

Основополагающей категорией теории М. Кастельса является социальная структура, под которой понимаются организованные отношения людей по поводу производства и потребления, опыта и власти, осмысленно оформленные культурой. В современной социальной структуре нет системного доминирующего фактора. Все пласты и каузальные отношения взаимопроникают друг в друга и могут быть разделены только аналитически8.

Специфическим компонентом социальной структуры, пронизывающим все остальные, является технология, под которой автор теории подразумевает использование научного знания для специфического способа делания вещей производственным способом. Технология включает в себя технологические изобретения, посредством которых люди воздействуют на природу, себя и других людей9. М. Кастельс считает принципиальным отличием современного этапа человеческой истории его сетевую структуру, которая возникает в результате совершенствования средств массовой коммуникации.

Эта эволюция ведет к тому, что в социальных структурах снижается главенствующая роль центра или же он вовсе исчезает как таковой. Современное4 сетевое общество - это множество взаимосвязанных узлов, важность которых зависит от объемов накопленной информации и степени эффективности ее использования. Главными являются те узлы, которые распределяют и переключают информацию. Контроль над информацией в современном мире становится главным источником власти. Сети более подвижны и
адаптивны, чем иерархические формы социальной структуры, но у них есть сложности в координировании функций, в концентрации ресурсов и управлении решением сложных задач, которые выходят за рамки сетей. В то же время они обладают беспрецедентными возможностями в преодолении этих сложностей.

Методы исследования. При проведении исследования был применен ряд общенаучных методов: историзм, объективность, системность.

Структурно-функциональный метод был использован при рассмотрении эффективности координации внешней культурной политики России, действия механизма разработки и реализации соответствующих решений.

Сравнительный метод был применен, во-первых, для изучения того, в какой мере российская государственная власть использует зарубежный опыт внешней культурной политики, в том числе американский, и, во-вторых, чтобы выяснить, насколько соотносятся между собой задачи российского государства и учреждений культуры в международной сфере.

Применив системный метод, мы выяснили, что внешняя культурная политика как подсистема внешней политики Российской Федерации порождает на своем уровне новые системные связи, которые не позволяют координирующему органу внешней политики - Министерству иностранных дел -эффективно управлять данным направлением. Речь в этом случае идет, прежде всего, о сетевых связях, которые налаживают с зарубежными партнерами российские учреждения куль туры.
Хронополитический метод был применен для того, чтобы выяснить, на каком политическом фоне развивалось культурное сотрудничество Российской Федерации и США.

В исследовании использованы результаты анкетирования, проведенного среди десяти руководителей библиотек дальневосточного региона, ведущих международную деятельность, с целью выяснения их отношения к государственному регулированию международного культурного сотрудничества.

Логика изложения диссертационного материала следует принципу от общего к частному. В соответствии с ней первым и наиболее общим изучаемым феноменом становится внешняя культурная политика России. Далее исследуются ее составляющие: международные культурные связи российских регионов (прежде всего российского Дальнего Востока) и непосредственные контакты российских библиотек с зарубежными партнерами.

Источники диссертационного исследования:

1. Нормативно-правовые акты, регулирующие разработку и реализацию внешней культурной политики России и международное сотрудничество учреждений культуры. В эту группу нами отнесены федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы Министерства иностранных дел и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, концептуальные документы внешней политики России;

2. Периодическая печать - региональная (Дальневосточный федеральный округ) и центральная пресса, в материалах которой содержится информация о конкретных
мероприятиях международного культурного сотрудничества;

3. Экспертные материалы, существующие как в традиционном бумажном виде, так и в виде материалов из сети Интернет онлайнового характера. В числе последних изучены веб-сайты российских библиотек (прежде всего, дальневосточных), министерств и ведомств, участвующих в разработке и реализации внешней культурной политики России, американских организаций, реализующих культурные программы на территории России. Особо обращаем внимание на то, что содержание веб-сайтов, включенных в список источников и литературы именно как веб-сайты, изучено нами полностью;

4. Данные социологических опросов, проведенных Фондом «Общественное мнение», Всероссийским центром изучения общественного мнения, РОМИР, в которых изучалось отношение российского общества к американскому государству и американской культуре;

5. Материалы интервью автора с директорами дальневосточных библиотек (2001-2004 гг.).

Степень изученности проблемы. Научная литература, использованная при подготовке диссертации, затрагивала сопутствующие выбранной теме вопросы. В частности, внешнеполитический механизм Российской Федерации, в рамках которого сейчас разрабатывается внешняя культурная политика России, исследовали Д. Г. Балуев, A.M. Салмин, И. Я. Кобринская, СВ. Кортунов, О.Н. Барабанов. В этих работах отмечены трудности с координацией внешнеполитического процесса России, отставание концептуальных разработок от текущего момента, закрытость
внешнеполитического процесса для гражданского общества, гипертрофированная роль Президента РФ10.

Культурная политика Российской Федерации исследуется во многих работах. Однако ее международное направление и, особенно, роль во внешней политике страны практически не затрагивается, поэтому подробный анализ этой литературы здесь нецелесообразен. В качестве показательного примера можно отметить монографию «Культура и культурная политика в России», в которой систематизированы материалы по состоянию культурной сферы Российской Федерации в 1990-е гг.: финансированию, нормативно-правовой базе, кадровому обеспечению и др.11.

В монографии отмечены трудное материальное положение учреждений культуры, сложный процесс их выживания в условиях рыночной экономики, изменение культурных приоритетов общества и государства. Впрочем, несмотря на затянувшийся переходный период, Россия сумела сохранить разветвленную сеть учреждений культуры, объекты культурного наследия и традиционные духовные ценности; квалифицированный кадровый состав управления культурным процессом, высокий уровень образования и культуры населения.

Новейший разбор концепций культурной политики, внедрение которых возможно в России, содержится в докладе Л.Е. Вострякова «Культурная политика: концепции, понятия, модели». Согласное его выводам, в России будут сосуществовать стратегия патернализма, рассматривающая культурную политику как оправдание и основание для широкой государственной поддержки культуры, и концепция партнерства, в которой культурная политика выступает не только как затратная сфера, но и как ресурс развития
учреждений культуры за счет их собственных усилий. Сосуществование двух разных моделей может быть объяснено тем, что они обслуживают различные по экономическим возможностям регионы. Одновременно сохраняется реальная опасность того, что политические элиты России, придерживаясь идеологии свободного рынка, начнут проводить недопустимый сегодня курс на сворачивание государственной системы поддержки сферы культуры12.

В статье В.Г. Шадурского «Внешняя культурная политика Республики Беларусь: состояние и проблемы» действия российской дипломатии по активизации культурной работы поставлены в пример белорусским властям: «В отличие от провозглашенного курса российской дипломатии на формирование единой эффективной политики в области культурных и интеллектуальных обменов, в Положении о Министерстве иностранных дел Республики Беларусь (декабрь 1998 г.), регламентирующем деятельность внешнеполитического ведомства, культурный вектор во внешней политике республики даже не обозначен»13.

В работе Г.Ю. Филимонова «Фактор культуры во внешней политике США» рассмотрены институциональные и концептуальные основы внешней культурной политики США, представляющей пример эффективного использования культуры в процессе реализации внешнеполитических задач. Автор приходит к выводу, что внешняя культурная политика США осуществляется настолько успешно, что следует говорить об односторонней, массированной, подкрепленной на уровне соответствующих институтов общемировой культурной экспансии. Несмотря на экспансионистский характер политики США, подчеркивает Г.Ю. Филимонов, американская культура воспринимается населением других стран
добровольно и в самых разнообразных проявлениях. На примере США становится очевидно, что экспорт, распространение и популяризация национальной культуры являются в современном мире действенным инструментом дипломатии и обеспечения национальных интересов государства14.

В статье Н.А. Холенко делается попытка анализа современного мировосприятия американцев, осознания своей исключительной роли в мире, в том числе и культурной миссии, что объективно предполагает активную внешнюю культурную политику15.

Тема Америки как источника культурной экспансии упоминается в отчете профессора О.А. Леонтович с первого всемирного конгресса Международной ассоциации американистики16.

Об усилении антиамериканских настроений в российском обществе на рубеже веков, отторжении американских культурных ценностей пишется в статьях Э.Я. Баталова, Л.Е. Козлова и А.А. Семашкиной17.

В монографиях Л.Н. Гарусовой проанализирована история (1991-2003 гг.) российско-американских связей на Дальнем Востоке, включая культурное сотрудничество. Л.Н. Гарусова, изучив широкий круг источников, пришла к выводу, что в 1990-е гг. культурные связи российского Дальнего Востока и США не обрели стабильности и большого масштаба, за исключением библиотечных контактов. Распространение американской масс-культуры, происходившее на Дальнем Востоке, как и во всей остальной России, никак не было связано с имевшими место непосредственными
контактами российских и американских учреждений искусства, науки и образования18.

В статьях Е.И. Кузьмина, руководителя Отдела библиотек Минкультуры РФ, изложена история модернизации библиотечного дела в России, одной из целей которой является вхождение России в мировое информационное пространство. Автором подчеркнуто, что создание общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети представляет собой реальный инструмент воплощения на территории России идей, провозглашенных Окинавской Хартией и программы ЮНЕСКО «Информация для всех». ЮНЕСКО и Совет Европы отводят библиотекам одну из ключевых ролей в решении глобальной задачи построения информационного общества19.

Глобализация, в которую Россия вовлекается не только на национальном, но и на региональном уровне, означает, по мнению многих специалистов, усиление американского влияния и насаждение западного стандарта жизни. М.Ю. Шинковский в своей монографии подтверждает, что реагировать на американское влияние в рамках глобализации рациональнее, не прячась за национально-государственный суверенитет, а активно участвуя в процессах глобализации20.

В аналитической записке И.Ф. Михайлкжа «Кто и как в России занимается развитием культурного сотрудничества со странами СНГ и Балтии» детально представлен механизм реализации культурной политики России на постсоветском пространстве и изложена информация о конкретных культурных мероприятиях, проводимых Росзарубежцентром,
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23906.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.