У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Христианство в Римской империи во II—III вв
Количество страниц 266
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23934.doc 
Содержание Содержание
Введение...4

Обзор источников...6

Обзор научной литературы...16

Глава I Христианство и Рим от Тиберия до Северов...27

1. От Тиберия до Клавдия...28

2. Гонение при Нероне...32

3. Домициан и раннее христианство...42

4. Время Траяна: христианские источники и письмо Плиния Младшего (X,

96-97). Рескрипт Траяна...52

5. Рескрипт Адриана...67

6. Антонин Пий и христиане. Мученичество Поликарпа...73

7. Марк Аврелий: эдикт, senatusconsultum, гонения...87

8. «Перемирие» при Коммоде...98

9. Христиане в правление Септимия Севера...105

10. Династия Северов и христиане: Каракалла, Гелиогабал, Александр Север...ПО

Глава II Отношение христиан к римскому государству...122

1. Новозаветное учение о государстве...124

2. Политические теории I-II вв.: языческое и иудейское окружение

христианства...,...135

3. Отцы апостольские и апологеты...149

4. Христиане и римская армия...184
Глава III «Избранный род» и «силы и архонты»: гностики и земная власть...206

1. Духовная и земная власть в гностических теориях...208

2. Гностик в мире: «Странник я на этой земле и пришелец среди вас» 216

3. Гностик в государстве: «Поколение, не имеющее царей над собой» 227

4. Гностик и Рим: «Знаю, что вы их не гоните и не убиваете, по крайней

мере за их учение»...237

Заключение...246

Библиография...254

Список сокращений...266


Введение

История раннего христианства — одна из самых быстроразвивающихся областей современного антиковедения. Ее бурное развитие на протяжении последнего столетия вызвано как появлением новых источников — турфанских манихейских текстов, рукописей Мертвого моря и гностической библиотеки из Наг-Хаммади, так и,возникновением новых подходов к уже имеющимся материалам. Одной из основных проблем, стоящих перед исследователем, является вопрос о взаимоотношениях между новой религией и традиционалистским римским государством.

С момента выхода из палестинского ареала на мировую арену перед христианством возникает необходимость каким-то образом определить себя. Особенно важным это становится после угасания надежд на скорое второе* пришествие Христа и конец света. С одной стороны, решению этой задачи способствовали институционализация христианских общин и становление епископальной церкви. С другой, христианским* общинам было г необходимо каким-то образом определить свое отношение ко внешнему миру, в первую' очередь — к государству, в котором они находились. Именно эта проблема находится в центре нашего внимания.

Этот процесс не был односторонним. Христианская религия с момента своего возникновения находилась в поле зрения римских властей. В первые десятилетия римские магистраты считали ее одним из направлений иудаизма и как-то особо его не выделяли; Тертуллиан говорит, что в это время христианство существовало «sub umbraculo licitae Iudaeorum religionis» — «под сению дозволенной иудейской религии» (Apol., 21). Многие римляне неодобрительно относились к иудаизму, но это была древняя религия древнего народа, и уже поэтому он имел право на существование. Начиная с Нерона, римские власти научились отличать христиан от иудеев; таким образом, христиане в глазах римлян утратили статус «дозволенной религии» и перешли в разряд приверженцев нелегального культа. В I-II вв. появляется

несколько законов, которые закрепляют за христианством этот статус, но не предписывают специального розыска верующих.

Христианство не было единым течением, оно состояло из массы различных групп и в ходе их борьбы и взаимодействия одни из них объединились во Вселенскую Церковь и стали «ортодоксами», а другие оказались вне ее и стали еретика*ми, «гетеродоксами». Тем не менее задачи, которые решали все христианские общины на протяжении I-III вв., были общими, и обмен мнениями и полемика очень сильно влияла на происходящие в них процессы. В изучении истории раннего христианства особое место занимает гностицизм. Впервые в отечественной историографии мы обратимся к такому сюжету, как отношение гностиков к понятию власти вообще и государству в частности и постараемся» проследить, в чем политические взгляды гностиков оказали влияние на христианскую мысль.

Мы ограничиваем наше исследование 235 г. - концом* правления Александра Севера. Начавшийся после этого период «военной анархии», который? продлился до воцарения Диоклетиана, характеризуется особыми чертами^ как в истории Рима, так и Церкви: усилением центробежных тенденций в империи, появлением «солдатских императоров», началом общегосударственных гонений на христиан, началом установления твердой христианской догматики с одной стороны, а с другой - появлением первых догматических споров, которые предвосхищают теологические дискуссии времен Вселенских Соборов. Со стороны язычества начинают раздаваться голоса, призывающие христиан вписаться в существующую религиозную ситуацию Рима. Действие всех этих факторов означает, по сути, уже начало новой эпохи в истории обоих институтов.

Структура работы подсказана самой темой исследования. Первая глава посвящена обзору взаимоотношений Римской империи и Церкви от времени Юлиев-Клавдиев до Северов. Особое внимание в ней уделяется анализу положения новой религии в римском правовом поле: на основании каких законов преследовались первые христиане, какой судебной процедуре они

подлежали и изменялись ли правовые реалии на протяжении этого периода. Во II главе предметом исследования станет формирование христианской политической теории и факторов, которые оказали влияние на ее становление. Наконец, III глава посвящена рассмотрению гностических взглядов на природу власти и государство. В каждой главе материал организован в несколько параграфов в соответствии с логикой изложения, за которыми следует небольшое заключение. Кроме заключений, в которых суммируются положения отдельных глав, в диссертации есть и общее заключение, где повторяются главные выводы и подводятся итоги работы.

Ниже мы перечислим основные источники, кратко их охарактеризовав; более подробный разбор отдельных мест будет дан в соответствующих местах работы.

Обзор источников

Наши источники, в зависимости от происхождения, можно разделить на три группы:" собственно христианские, иудейские и языческие. Христианские сочинения, в свою очередь, также можно подразделить на несколько групп. Прежде всего, это новозаветные тексты — четыре евангелия, Деяния Апостолов, апостольские послания и Откровение Иоанна. Вокруг датировки и авторства этих сочинений ведется оживленная'полемика. Если до XIX в. практически не ставилось под сомнение то, что все эти тексты созданы в I в. н.э. апостолами и их учениками, то исследования ученых Тюбингенской школы (В. Баур, О. Пфлейдерер, А. Гильгенфельд и др.) заложили основу исторической критики новозаветного корпуса. В результате диапазон датировки растянулся от 50-х гг. I в. до едва ли не начала III в. н.э. В настоящее врех\1Я принята датировка, близкая к традиционной — почти все сочинения были созданы в последней трети I в. Формирование канона Нового Завета началось во II в. и к IV в. было практически завершено.

К новозаветным текстам примыкают сочинения авторов, которых принято называть апостольскими отцами (или мужами). К писаниям мужей

апостольских относится, прежде всего, анонимное «Учение двенадцати апостолов», которое часто называют, по первому слову греческого текста, «Дидахе». Это первый свод христианского учения, автор которого соединил тексты разного происхождения. Время его составления - конец I - начало II вв. Большой авторитет имело I Послание Климента Римского, обращенное к коринфянам. Оно написано в середине 90-х гг. I в. в связи с раздорами, возникшими в коринфской общине. Так называемое II Послание Климента, по общему мнению, этому автору'не принадлежит. Это — первая известная нам христианская проповедь, составленная около 150 г.

Особый интерес представляют Послания Игнатия Богоносца, епископа Антиохии (f ок. ПО г.). По пути из Антиохии в Рим, где он должен был предстать перед судом, Игнатий написал семь Посланий, обращенных к различным христианским общинам и Поликарпу Смирнскому. Впоследствии (ок. 380 г.) к этим подлинным сочинениям было добавлено еще 5 подложных. Следующий автор этого периода - Поликарп Смирнский (f 155/156 г.). До нас дошло его Послание к Филиппийцам. Достаточно широкое распространение получило в современной науке мнение о том, что это Послание — результат объединения двух писем Поликарпа этой общине. Первое можно датировать 110-ми гг., второе было написано спустя двадцать лет. Рассказ о мученической кончине Поликарпа стал основоположником особого жанра христианской литературы - «мученичеств».

Так называемое Послание Варнавы, спутника и ученика ап. Павла, на самом деле ему не принадлежит. По своему жанру это скорее не послание, а богословский трактат, написанный неизвестным автором в 20-е - 30-е гг. II в. С именем другого современника Павла - Гермы - иногда связывали дошедшее до нас сочинение «Пастырь». Но эта книга, относящаяся к апокалиптической литературе, была написана лишь около 140-х гг.

Особую важность для нас представляют сочинения христианских авторов третьего поколения - апологетов и ересиологов. Первая апология -защита христианского учения и образа жизни — была, по свидетельству
Евсевия Кесарийского, написана Кодратом и подана императору Адриану в 20-х гг. II в. Автор «Церковной истории» сохранил небольшой фрагмент ее. К тому же императору обратился и Аристид. О нем долгое время было известно лишь из сочинений Евсевия и Иеронима, но в 1889 г. английский ученый Р. Гаррис открыл сирийский перевод этой апологии, выполненный ок. VII в. При подготовке издания другой английский исследователь агиографии, А. Робинзон, заметил необычайное сходство апологии с речью сановника Нахора из повести о Варлааме и Иоасафе. Оказалось, что составитель повести воспользовался апологией Аристида, немного ее сократив, и долгое время считавшееся утраченным произведение было в, числе наиболее распространенных и читаемых в средние века.

Пожалуй, самый знаменитый апологет II в. — Иустин Философ. Из восьми сочинений, которые ему относит Евсевий, Иустину принадлежат всего три: две апологии и «Диалог с Трифоном иудеем». У Евсевия сохранились сведения об Аполлинарии, епископе Иераполя, который обратился* с речью в защиту христианства к Марку Аврелию. Ему же принадлежали и другие апологетические сочинения — «К эллинам», «Об истине». Последнее упоминание о его сочинениях мы находим у Фотия; до нашего времени ничего, кроме названий, не сохранилось. Точно такая же ситуация с Мильтиадом - автором сочинения в двух книгах против эллинов и апологии, адресованной Марку Аврелию и Люцию Веру. Мелитон Сардийский (fl90r.) является автором апологии, адресованной тому же Марку; Евсевий сохранил два фрагмента из нее. Приписываемая ему апология, которая сохранилась в сирийском переводе, вероятно, относится к правлению Каракаллы. К Марку Аврелию обратился Афинагор Афинянин с «Прошением за христиан». Феофил Антиохийский написал «Три книги к Автолику» (ок. 180 г.). Второй половиной II в. датируется анонимное «Послание к Диогнету». В это же время некий Гермий пишет «Осмеяние языческих философов». На рубеже II и III веков пишет виднейший раннехристианский латинский автор - Тертуллиан. Наконец, самая

значительная христианская апология — «Против Цельса» - создается Оригеном в III в.

Наряду с апологетическим, видное место в христианской литературе II в. занимало антиеретическое направление. Евсевий - наш основной источник по жизни Церкви этого' времени — сообщает массу имен ранних ересиологов: Феофил Антиохийский, Филипп Коринфский, Агриппа Кастор, Модест, Родон, Музон, Кандид, Апион, Секст. К сожалению, нам о них известны лишь имена и названия их сочинений. Начиная с А. Гарнака, современные историки христианства отводят большое значение «Синтагме» Иустина Философа, о существовании которой сообщает он сам в I Апологии, но до нашего времени она не сохранилась. Те сочинения, которыми мы располагаем, относятся к концу II - началу III вв.

Прежде всего, это «Обличение и опровержение лжеименного знания», или, как сокращенно называют это сочинение, «Против ересей» Иринея Лионского. Этот труд писался на протяжении почти двадцати лет, со времени папства Элевтерия (175-189 гг.) до Виктора (189-199 гг.). Всю первую книгу Ириней отводит изложению еретических учений, особое место уделяя рассказу о Птолемее и Марке, учениках гностика Валентина, которые представляли особую угрозу для церковного христианства в Галлии. Значение информации, сохраненной Иринеем, сложно переоценить: мы узнаем о теологии, практике, сочинениях еретиков.

Большое значение имеет и «Опровержение всех ересей» Ипполита Римского. Автор ставит своей задачей продемонстрировать, что «еретики заимствовали свои положения из эллинской мудрости, из философских учений, из вымышленных учений и рассказов астрологов». Для выполнения этой задачи он сначала (в первых четырех книгах и дальше) излагает учения греческих философов - от Фалеса до своих современников, а затем-еретические системы. Его информация иногда совпадает с тем, что говорит Ириней, иногда они противоречат друг другу, а иногда Ипполит сообщает новые сведения. Этому же автору принадлежит и первое сохранившееся до
наших дней ортодоксальное экзегетическое сочинение - «Толкование на книгу Даниила».

Против ересей писал и Тертуллиан. Им созданы как общеполемические сочинения, такие, как «О прескрипции против еретиков» или «О воскресении плоти», так и трактаты, направленные против конкретных учений: «Против валентиниан», «Против Гермогена», «Против Маркиона» и др. Часто он пользуется материалом предшественников - например, того же Иринея, но в его работах можно найти и материал, почерпнутый им из собственного опыта.

Отдельно стоит упомянуть сочинения Климента Александрийского «Строматы», «Педагог» и «Увещание к эллинам». Климент — первый христианский ученый-энциклопедист, отлично знакомый со всей греческой культурой; он стремится объединить учение Христа и эллинскую культуру. В его сочинениях мы можем найти множество цитат из античных философов, драматургов, историков... Кроме того, доказывая правоту собственной позиции, Климент часто обращается к критике других христианских учений (гностиков, монтанистов, маркионитов и пр.). Климент является характерным представителем так называемого александрийского христианства, характерной чертой которого было стремление к синтезу эллинистической учености и христианства; «простые христиане не должны бояться философии, как дети боятся пугала» (Strom., VI, 80; 93).

Первую полноценную попытку этого синтеза осуществил другой александрийский писатель, Ориген в своем сочинении «О началах». Но большую важность для нашей работы имеет его труд «Против Цельса», написанный около 248 г. В предисловии, Ориген сам характеризует метод своей работы: «Сначала мы намеревались наметить основное и дать к этому краткие замечания... Однако впоследствии сама работа внушила нам удовлетвориться для сокращения времени тем, что начало изложено в этой манере, а в дальнейшем изобличать выдвигаемые против нас Цельсом обвинения по возможности с буквальной точностью...». И действительно,
Ориген шаг за шагом следует за Цельсом, лишь изредка забегая вперед или возвращаясь назад.

Необходимо сказать о деятельности еще одного христианского автора -Евсевия Кесарийского. Из трудов Евсевия до нас дошло четырнадцать сочинений, в основном богословского характера. Особой значимостью обладает главный труд его жизни -.«Церковная история». Он охватывает всю историю церкви настолько полно, что все последующие церковные историки рассматривали свои произведения лишь как продолжение его труда. В этом сочинении содержится ряд важных документов и свидетельств, относящихся ко II и III вв.

Отдельно стоит упомянуть сочинения, которые, с рядом оговорок, можно также назвать историческими. Это - различные агиографические памятники. В современной науке принято выделять три основных жанра этой. литературы: акты (деяния, actd) — редкие документальные свидетельства, протоколы допросов, хранившиеся обычно в архивах (самый ранний известный памятник - мученичество Иустина Философа); мученичества (martyria, passiones) - записи очевидцев или сделанные вскоре после кончины мучеников (к этому роду принадлежит, например, мученичество Поликарпа Смирнского и Аполлония); и, наконец, жития (yitae) — самая многочисленная группа позднейших произведений, часто легендарных, подчиняющихся особым законам этого жанра литературы.

Третью группу христианских источников составляют апокрифические сочинения, не вошедшие по тем или иным причинам в канон Нового Завета. Эта литература включала в себя гигантское количество самых разнообразных по жанру сочинений - евангелий, посланий, откровений, деяний, диалогов, молитв и др. До нашего времени полностью сохранились лишь несколько текстов (наверное, самые важные памятники этого рода - это апокрифические деяния апостолов Павла, Андрея, Фомы, Иоанн и Петра), кроме того, мы располагаем некоторым количеством фрагментов в сочинениях церковных авторов. Многие из апокрифов пользовались
значительным авторитетом в отдельных общинах. Большинство их датируется II-III вв.

При исследовании феномена гностицизма особую важность имеют подлинные сочинения гностиков. Особое место здесь следует отвести собранию гностических текстов на коптском языке, обнаруженном близ египетского селения Наг-Хаммади. Кроме гностических текстов, в ее состав входят герметические сочинения и отрывок из «Государства» Платона. Большинство сочинений датируется II в., время перевода на коптский - III-IV вв. Но не стоит абсолютизировать значение этой находки. Сочинения, вошедшие в нее, подбирались кем-то по пока нам непонятному критерию. Попытки f определить владельца собрания - кем бы он не был, членом гностической сефианской общины, православным писателем-полемистом, монахом одного из пахомиевых монастырей или манихеем, - это, по сути, попытки выявления принципа отбора рукописей. Хотелось бы обратить внимание еще на один аспект этой проблемы. Показателен сам факт перевода избранных трактатов из огромного количества гностической < литературы на коптский язык. Это уже само по себе свидетельствует о некоторой селекции. Достаточно взглянуть на жанры обнаруженных сочинений: масса евангелий, видений, апокалипсисов и при этом - только одно деяние («Деяния Петра и 12 апостолов») и ни одного экзегетического сочинения, хотя нам известно о существовании гораздо большего числа сочинений этих жанров. Таким образом, библиотека Наг-Хаммади, при всей ее важности, не дает полного представления о гностической литературе.

Зате*м, мы не можем ничего точно сказать ни об авторах этих работ, ни о том, какое распространение имело изложенное в них учение, к какой секте принадлежал автор и принадлежал ли вообще, а часть трактатов вообще безымянна. Мы, безусловно, можем высказывать предположения о тождестве «Евангелия истины» (NHC I, 3) с евангелием Валентина, о котором сообщают Тертуллиан и Ириней или относить какие-то сочинения к сефианскому гнозису, но это - только наши предположения.
Второй источник наших сведений о гностиках - сочинения церковных писателей-ересиологов. Конечно, эти труды тоже не дают всей информации, их главная задача — опровержение «еретиков и обманщиков», и они могли пойти на сознательное искажение фактов. Особенно широкое распространение эта идея имела в довоенное время, но те же находки Наг-Хаммади показали, что не стоит гиперкритически относится к данным, содержащимся у церковных авторов. Часто они сообщают различные сведения об одном и том же (такова ситуация с изложением системы Василида у Иринея и Ипполита) и нам приходится решать, кому отдать ' предпочтение. Иногда они путают имена, секты, относят учение одного гностика к другому. Но чаще они содержат бесценную информацию об авторах, о степени распространенности этого учения, о гностическом ритуале и, что пожалуй, важнее всего, вместе с этой информацией у них иногда содержатся фрагменты еретических писаний, а то и целые гностические сочинения. Нам кажется, что создать более или менее адекватное предстставление о ситуации внутри христианства в рассматриваемый период можно лишь с помощью привлечения обеих групп источников.

Из сочинений иудейских авторов мы обращаемся, прежде всего, к трудам Филона Александрийского - выдающегося философа, принадлежащего одновременно и иудейской, и античной мысли. Толкуя текст Торы, он был скован рамками многовековой традиции, но воспринимая этот текст как человек, получивший эллинское образование, он был вынужден выходить за эти рамки, искать в Писании скрытые моральные и философские категории. Филон считает, что единственное средство для понимания Библии - это «выявление тайного смысла, скрытого в аллегориях», и он широко пользуется системой аллегорического толкования, созданной и разработанной стоиками. Филон воспринимает множество понятий современной философии и этим, во многом, закладывает фундамент для такого же взаимопроникновения философии и христианства.
Еще один иудейский автор, труды которого представляют для нас интерес, - это историк Иосиф Флавий, автор «Иудейских древностей», «Иудейской войны» и «Против Апиона». Его сочинения содержат очень важную информацию о жизни Палестины в I в. н.э. — фоне, на котором разворачивалась история раннего христианства. Он много говорит о состоянии иудаизма в то время и о группировках и партиях в нем. Кроме того, иногда нами привлекается материал талмудической литературы.

Языческие источники, к которым мы обращаемся, также можно условно разделить на несколько групп. Прежде всего, это исторические сочинения, необходимые для понимания эпохи I-III вв. в. целом — труды римских историков. Это «Анналы» Корнелия Тацита (фрагменты недошедших книг можно найти у христианского историка V в. Сульпиция Севера), «Жизнеописания цезарей» Гая Светония Транквилла, «История императорской власти после Марка» Геродиана и «История» Диона Кассия.

Особо нужно упомянуть источник, известный под названием «История августов». Вокруг немногих памятников античной историографии возникала настолько оживленная полемика, затрагивавшая практически все аспекты его изучения: авторство, время и цель создания, достоверность сведений, используемые источники... По всем этим вопросам существует широчайший спектр мнений, а общее отношение к сведениям Scriptores historiae Augustae колеблется от в целом доверительного до полного отказа в какой бы то ни было ценности и объявления «Истории» пропагандистским сочинением, написанным на рубеже IV и V вв. Для нас особую остроту этот вопрос приобретает в связи с тем, что именно в «Истории августов» содержатся очень интересные сведения о положении христиан во Н-Ш вв. Если, вслед за Штраубом, Барнесом и Холлом, признать, что все они - сплошная фальсификация, предпринятая для того, чтобы преподать христианским императорам IV-V вв. урок религиозной терпимости, то этим мы обречем себя на использование лишь христианской литературы: ни Геродиан, ни Дион Кассий — два других наших источника по этому периоду- ничего о
христианах не сообщают. Признавая всю сложность этого вопроса, мы все же рискнем навлечь на себя гнев критиков и воспользуемся данными этого сочинения. Безусловно, мы не склонны считать все содержащиеся в «Истории августов» сведения истинными, но полагаем, что общую' тенденцию отношения данного императора к христианству ее автор (или авторы?) в целом отражают верно.

Отдельную группу составляют языческие авторы, в сочинениях которых упоминаются христиане. Это Тацит, Плиний Младший, Светоний, Лукиан, Марк Аврелий, Гален и другие. Обычно это краткие и достаточно резкие замечания, реже - развернутые рассказы, как, например, у Лукиана и особое место, безусловно, занимает сообщение Тацита о преследовании христиан при Нероне. Только автор (авторы?) «Истории августов» отзывается о христианстве нейтрально, а то и благожелательно. Для остальных оно — «тупое и невежественное суеверие». Отдельную подгруппу составляют авторы, посвятившее специальные сочинения критике христианства в целом, или каких-то течений внутри новой религии. Их сочинения позволяют нам понять, какие именно обвинения выдвигались против первых христиан.

Первым язычником, который увидел в христианстве угрозу стабильности империи, был Цельс, автор «Правдивого слова». Само сочинение, как мы уже сказали выше, дошло до нас в виде множества выдержек у Оригена; по разным оценкам, он сохранил от 25 до 50 % оригинального текста. Мы ничего не можем уверенно утверждать ни об авторе, ни о времени создания этого сочинения. Иногда его датируют 178 г., но ? основания для этого крайне слабы. К настоящему времени предложено несколько реконструкций текста Цельса, но ни одна из них особого доверия не вызывает.

В «Октавии» Минуция Феликса язычник Цецилий произносит большую речь, направленную против христиан. Вопрос о том, чем воспользовался христианский автор при ее создании, занимает
исследователей уже более ста лет. В качестве возможных источников иногда указывается Тертуллиан, а иногда - Марк Корнелий Фронтон (f 168/9 г.), учитель Марка Аврелия. Возможно, Минуций Феликс имел под руками недошедшую до нас речь Фронтона, направленную против христиан.

Кроме этих авторов, против христиан, а точнее, против - одного из

• христианских направлений - гностиков — выступил в III в. основатель

неоплатонизма Плотин. Он критиковал их взгляды в нескольких трактатах и

призывал к этому своих учеников, но лишь в одном, который так и

называется - «Против гностиков» (Епп., II, 9) - он называет их по имени.

Наконец, последняя группа языческих источников — это сочинения, которые можно назвать эллинистическими и римскими «политическими \ трактатами», содержащие представления о природе власти и месте императора в структуре космоса и социума. Это авторы неопифагорейских сочинений, подписанных именами Диотогнета, Сфениада и Экфанта, Сенека (особенно, важен его трактат «О благодеяниях»), Плутарх Херонейский и Дион Хризостом.

Кроме того, при исследовании императорского культа и религиозной политики, проводимой тем или иным императором, нами были использованы эпиграфические, нумизматические и папирологические данные.

Обзор научной литературы

История изучения раннего христианства имеет более чем четырехвековую традицию, начавшуюся с протестантских «Магдебургских центурий», написанных под руководством Матея Флоция, и последовавших в качестве реакции на них католических «Анналов» Цезаря Барония. В XVIII -начале XIX в. происходит становление новой, рационалистической церковной истории. В середине XIX столетия формируются три церковно-исторические школы - Неандрова, Тюбингенская и Ричлианская, взгляды
которых на природу христианства во многом определили дальнейшее развитие истории ранней Церкви.1 '

Рассматриваемая нами тема — взаимоотношение Римской империи и Церкви - затрагивается практически во всех работах, посвященных раннему христианству. В настоящее время их количество настолько велико, что не только разбор, но и простое указание их невозможно. По этой причине мы не* будем подробно разбирать историографическую традицию, посвященную гонениям, мученичеству и статусу христианства в Империи; ограничившись лишь указанием работ, имевших для нас особую важность. При изучении гонений и римского законодательства о христианах не потеряли своего ^ значения классические труды Т. Моммзена, К. Кальвера, М. Конрата. Из современных работ необходимо указать на исследования Г. Ласта,5 В. Фрейда,6 П. Кересцеса,7 Г. Бауэрсока8 и Д. Боярина.9 Более подробный разбор
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23934.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.