У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Формирование границ на Кавказе в XIX начале XXI в.
Количество страниц 291
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23939.doc 
Содержание Содержание
ВВЕДЕНИЕ...3

ГЛАВА I. ПРИСОЕДИНЕНИЕ ТЕРРИТОРИЙ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА, ГРУЗИИ И АЗЕРБАЙДЖАНА К РОССИИ И ФОРМИРОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ГРАНИЦ В ИМПЕРСКИЙ ПЕРИОД...32

§ 1. ЭТНИЧЕСКИЕ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА И ЗАКАВКАЗЬЯ К КОНЦУ

XVIII в...32

Этнические и государственные границы на Кавказе до XVIII в...32

Приход России на Кавказ...37

§ 2. Закрепление политического влияния России на Кавказе (1801-1860 гг.)...44

Освоение политического пространства...44

Первые административно-территорильныереформы...57

§3. Формирование системы внутренних границ {га Кавказе с 1860 до 1917 гг...66

ГЛАВА II. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СПОРЫ В ПЕРИОД ВРЕМЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИК ЗАКАВКАЗЬЯ (1917-1921 ГГ.)...82

§ 1. Грузино-российский участок границы...82

§ 2. Район азербайджано-дагестанской границы...100

§ 3. Азербайджано-грузинский участок границы...108

ГЛАВА III ИЗМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ГРАНИЦ МЕЖДУ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ССР, ГРУЗИНСКОЙ ССР И РСФСР (1921 - 1991 ГГ.)...114

§ 1. Административно-территориальные реформы на Северном Кавказе, в Грузии и Азербайджане в

1920-х ГГ...114

Северный Кавказ...114

Азербайджан и Грузия...119

§ 2. Уточнения границс 1921 до 1936 г...125

§3. ИЗМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ГРАНИЦ В 1944-1957 ГГ...139

ГЛАВА IV. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ ПОСЛЕ 1991 Г...154

§ 1. Процесс делимитации...155

Российско-грузинская граница...155

Российско-азербайджанская граница...161

Грузино-азербайджанская граница...168

Район стыка грузино-российской, азербайджано-российской и грузино-азербайджанской границ...171

§ 2. РОЛЬ НЕПРИЗНАННЫХ ГОСУДАРСТВ И СЕПАРАТИСТСКИХ ДВИЖЕНИЙ...179

Абхазия...179

Южная Осетия...185

Чечня...190

§ 3. Территориальные требования этнических общественных движений...195

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...204

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ...208

ПРИЛОЖЕНИЕ 1...272

ПРИЛОЖЕНИЕ 2...279

ПРИЛОЖЕНИЕ 3...291



Введение

Важнейшим атрибутом любого государства является его граница. В соответствии с основополагающими документами Содружества Независимых государств, бывшие советские республики признали существующие границы1, но остаются локальные споры из-за недостаточной четкости определения границ, отношений аренды и особенностей этнической локализации.

Специфика межгосударственных границ на Кавказе состоит в том, что они были созданы в результате территориальных реформ, проведенных либо

правительством Российской империи, либо советским руководством. Кроме Г*

того, многие решения, формировавшие очертания границ, впоследствии были

отменены. Поэтому у правительств сопредельных стран появилась возможность отстаивать свою позицию, основываясь на географических картах разного периода в зависимости от собственных интересов. Трансграничное расселение этносов, земельная проблема, которую в едином государстве решали на уровне непосредственных отношений между поселениями одного государства, после Ф распада Российской империи и Советского Союза превратились в проблему

межгосударственных отношений.

Исследователи, занимающиеся изучением проблем развития и функционирования межгосударственных границ, выделяют ряд факторов, среди которых, в контексте данного исследования, наиболее важными представляются: историческая давность границы, её отношение к культурным и этническим рубежам, географический ландшафт, особенность экономических и ,4 политических процессов в приграничной зоне2. В конкретных условиях при

становлении границы может учитываться либо несколько, либо один из факторов. С течением времени их значимость может изменяться, и тогда начинают развиваться процессы, дестабилизирующие ситуацию в приграничном районе.

1 Соглашение о создании Содружества Независимых государств ;Устав Содружества Независимых государств принят 22 января 1993 г.

2 Prescott J.R.V. The Geography of Frontiers and Boundaries. London, 1965. P. 28-29; Колосов В. Теоретическая лимология: новые подходы // Международные процессы. 2003. № 3. С. 44 - 59.

Культурные, этнические границы, также как и ландшафтные барьеры, не всегда совпадают с формальными (де-юре) границами. Ландшафтные рубежи могли использоваться в качестве природных оборонительных сооружений и для ',« удобства определения границы. С развитием технических возможностей

человечества изменяется роль природных рубежей, в настоящее время они определяют степень барьерности/контактности приграничных зон. По мнению российского специалиста-лимолога В.А Колосова именно культурные границы «чаще всего... преобразуются в границы де-юре. В свою очередь "разжалованные" формальные границы при определенных обстоятельствах Гц могут вернуть свой официальный статус полностью или частично, вновь стать

границами государства или провинции»1. Поэтому представляется необходимым исследовать эволюцию межгосударственных границ между Азербайджаном, Грузией и Россией.

Особенность рассматриваемых границ в том, что в своем развитии они прошли этап этнических, внутренних, федеральных и межгосударственных рубежей2. В соответствии со своим типом, границы выполняли определенные функции. Поэтому границы должны изучаться как многомерное и динамичное социальное явление, основой которого является система политических, административных и культурных границ.

В исследовании под термином «государственная граница» понимается «линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства)»3.

Наиболее важными линиями разграничения, помимо государственных, являются следующие границы :

культурные - пределы распространения влияния культур (христианской, мусульманской, буддийской и т.п.);

1 Колосов В. Теоретическая лимология...

2 Такие этапы выделяет Прескотт: «international, federal and internal boundaries» з

Федеральный закон «О государственной границе Российской Федерации». Принят 1 апреля 1993 г. 4 До сих пор не существует четкого определения терминов и в своей работе автор придерживается описательного подхода при их определении.

этнические - «линии, разделяющие людей по идентификационному принципу "свой" - "чужой"»1 на основе принадлежности к тому или иному этносу. Здесь необходимо отметить, что этнические границы формируются на основе субъективных представлений, имеющих распространение в среде данного этноса, сопредельных и других этнических групп, и в правящих элитах государств, на территории которых находится зона расселения этноса.

административные - линии, разделяющие территорию внутри государства на районы, управляемые властными структурами. Этот тип границ Прескотт подразделяет еще на два вида — внутренние (internal) и федеральные (federal) . Определяющей является форма государственного устройства (унитарное или федеративное государство);

политические — фактические пределы распространения влияния государства, которые могут не соответствовать границам де-юре. Для их изменения используются различные рычаги воздействия: экономические, силовые (например, размещение миротворческих сил) и др. Как представляется, к таким границам можно отнести и рубежи, определявшие сферы влияния Турции, Персии и России до 30-х гг. XIX в. на Кавказе, несмотря на то, что существовали международные договоры, закрепляющие эти границы, поскольку эти государства не проводили активной политики, направленной на освоение территорий.

Проблема кавказских границ непосредственно связана с таким понятием как «разделенные народы», который называет те этносы/народы, по территории расселения которых прошла межгосударственная граница.

Актуальность работы. Исследования границ и пограничных проблем являются перспективным и относительно молодым междисциплинарным направлением, развивающимся на стыке истории, географии, социологии, политологии и других наук. При высокой востребованности результатов таких исследований перед данным направлением стоит ряд серьезных проблем,

1 Макарычев А.С. Пространственные характеристики трансграничной безопасности // Прозрачные границы. Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России / Под ред. Л.Б. Вардомского и СВ. Голунова. М.; Волгоград, 2002. С. 22.

2 Prescott J.R.V. The Geography... P. 152.

главная из которых связана с определением методологии. В этом отношении исторический подход является одним из самых перспективных, учитывая, что на его основе можно выявить наиболее существенные факторы, определившие и продолжающие определять эволюцию границы и развитие приграничных территорий.

В РФ и других странах СНГ интерес к исследованиям пограничных проблем, в особенности проблем постсоветских границ, подкрепляется необходимостью формирования концептуальных основ пограничной политики и решения вопросов пограничной безопасности в новых условиях. Однако такие исследования пока относительно редки, как правило, ограничиваются лишь локальными участками и, в большинстве случаев, не опираются на четкую методологическую основу.

Несмотря на серьезный интерес к политическим, этническим, экономическим и другим проблемам Кавказского региона как в отечественной, так и в зарубежной науке, формирование государственных границ между Азербайджаном, Грузией и Россией предметом специального изучения еще не становилось. Исследование эволюции рассматриваемых границ должно стать основой для анализа комплекса пограничных и трансграничных проблем в отношениях между странами региона. Поскольку многие из таких проблем (этнические конфликты, неофициальные территориальные претензии и т.п.) уходят корнями в прошлое, выявление причин их возникновения и особенностей развития может способствовать урегулированию противоречий, решению вопросов безопасности, стабилизации ситуации на Кавказе. В этой связи необходимо отметить, что районы современных границ между Азербайджаном, Грузией и Россией на протяжении длительного времени являлись предметом территориальных споров между соседними государственными образованиями и этническими группами, но в то же время здесь издавна сложились тесные этнокультурные и политические связи, традиции хозяйственного взаимодействия.

Поскольку 90 % грузино-азербайджанской и сухопутных российско-

грузинской и российско-азербайджанской границ проходит по вершинам Кавказского хребта, их очертание может показаться вполне естественным и привязанным к геологическому барьеру. Однако и здесь существуют представляющие интерес в коммуникационном и стратегическом смыслах участки в долинах рек, в ущельях, на которые претендуют одновременно два государства. Очевидно, что современные российско-азербайджанская и российско-грузинская границы связаны с географической осью, но территориальные претензии и споры в приграничной зоне указывают на то, что некоторые политики не согласны с ориентацией рубежей на особенности ландшафта. Необходимо принять во внимание, что азербайджано-грузинская граница отделяет страны, традиционно относимые к христианской и мусульманской культурной общностям, хотя в приграничной зоне этнические ареалы распространяются и через пограничную линию, то есть на протяжении указанного рубежа нет четкого разделения по этническому и религиозному принципу.

Степень разработанности проблемы. В отечественной исторической литературе проблема формирования границ на Кавказе пока не подвергалась всестороннему исследованию. Однако существуют работы, в которых характеризуются отдельные участки границ между Грузией, Азербайджаном и Россией в разные периоды их истории, дается описание этих участков в контексте рассмотрения других вопросов.

Проблемы формирования Кавказской кордонной линии привлекали внимание российских исследователей на протяжении всего XIX в.1 С. Эсадзе характеризовал этапы строительства Кавказской кордонной линии, военные и, связанные с ними, административные действия представителей российской власти на Кавказе, в частности, первые попытки губернирования Северного Кавказа2. П.Г. Бутков, рассматривая комплекс российско-турецко-персидских отношений на Кавказе, подробно описал прохождение пограничных линий, в

1 Дебу И.О. О Кавказской линии. Сочи, 1829; Дубровин Н.Ф. Закавказье от 1803 - 1806 года. СПб., 1866; Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Т. 1-6. СПб., 1871-1889.

2 Эсадзе С. Покорение Западного Кавказа и окончание Кавказской войны. Майкоп, 1993; Эсадзе С. Историческая записка об управлении Кавказом: В 2 т. Тифлис, 1907.
соответствии с условиями договоров, подписанных Россией с Османской империей и Персией1. В.А. Потто, излагая ход Кавказской войны и деятельность главнокомандующих Кавказской линией, дал детальную характеристику географических особенностей края. По его мнению, именно эти особенности обусловили его этническую пестроту и характер первых территориальных реформ на Кавказе 2. Авторы едины в том, что для укрепления своих позиций и проведения административного размежевания в регионе российской власти было необходимо адекватно учитывать географические, климатические условия.

К концу XIX в. появились работы, посвященные деятельности наместников на Кавказе. Авторы отмечали большое влияние ландшафтного фактора на территориальное устройство Кавказа, установленное наместниками в условиях войны с горцами3.

В российской историографии поднималась проблема административного устройства края , что позволяет современному исследователю определить официальное представление российской власти о значении территориальных реформ.

В советской историографии накоплен значительный опыт анализа процесса вхождения Кавказского региона в состав Российской империи5. Так, Г.А. Дзидзария особо останавливался на вопросе об изменениях северозападной границы Абхазии и отмечал, что в XIX в. она была определена

1 Бутков П.Г. Материалы для новейшей истории Кавказа. Ч. 1-3. СПб., 1869.

2 Потто В.А. Кавказская война: В 5 т. Ставрополь, 1994.

3 Зиссерман А.Л. Фельдмаршал князь А.И. Барятинский: В 3 т. СПб., 1888; Романовский Д.И. Генерал — фельдмаршал князь А.И. Барятинский и Кавказская война. СПб., 1881; Щербатова А.П. Генерал - фельдмаршал князь Паскевич, его жизнь и деятельность. СПб., 1891.

4 Бентковский И.В. Кавказская губерния до преобразования в область 1804 - 1824 гг. // Ставропольские губернские ведомости. 1877. №16, 18; Егизаров С.А. Исследование по истории учреждений в Закавказье. Казань, 1889; Иваненков В.И. Гражданское управление Закавказьем от присоединения Грузии до наместничества великого князя Михаила Николаевича. Тифлис, 1901; Ивановский В.В. Административное устройство наших окраин. Казань, 1891.

5 Гасанов М.Р. У истоков братства: Некоторые вопросы развития дагестано-грузинских взаимоотношений. Махачкала, 1986; Дагестан в составе России: Исторические корни дружбы народов России и Дагестана: (Тематический сборник) / Сост. Н.А. Магомедов. Махачкала, 1990; История добровольного вхождения чеченцев и ингушей в состав России и его прогрессивные последствия / Под ред. В.Б. Виноградова. Грозный, 1988; История народов Северного Кавказа / Отв. ред. А.Л. Нарочницкий. М., 1988; Роль России в истории Осетии: Сб. научных трудов / Ред. В.В. Дегоев и др. Орджоникидзе, 1989; Покровский М.В. Из истории адыгов в конце XVIII - первой пол. XIX в.: Социально-экономические очерки. Краснодар, 1989; Фадеев А.В. Краткий очерк истории Абхазии: В 2 ч. Сухум, 1934.
российской властью на основе ландшафтного фактора из-за сопротивления, оказанного ей частью абхазов1. Н.А. Смирнов, исследуя основу русской политики на Кавказе, охарактеризовал первые планы территориальных изменений, которые, по мнению автора, были обусловлены военными действиями российской армии2.

В середине XX в. создаются работы, в которых рассмотрена история национальных республик или их частей с древнейших времен до середины XX в 3. Авторы затронули также тему развития государственности у народов Закавказья с 1917 до 1921 г. и отметили, что международные отношения в регионе в данный период регулировались странами Антанты, которые игнорировали интересы закавказских республик. Поэтому утверждалось, что границы, установленные в 1917 - 1921 гг., были навязаны и должны были разделить регион на сферы влияния европейских государств.

Большое значение для советской историографии имели труды середины XX в., посвященные международным отношениям на Кавказе в период его присоединения к России. Авторы указывали на необходимость проведения осторожной административно территориальной политики в регионе из-за интереса, который проявляли европейские страны к Кавказу4.

Характерной чертой этих исследований является то, что авторы поддерживали точку зрения, в соответствии с которой присоединение к России и административно-территориальные меры создали предпосылки для развития местных народов, хотя и были по сути империалистическими.

Вопросы изменения этнических ареалов в XVIII — начале XX в. рассмотрены в работе Н.Г. Волковой на основе русских и турецких архивных

1 Дзидзария Г.А. Присоединение Абхазии к России. Сухуми, 1958; Он же. Присоединение Абхазии к России и его историческое значение. Сухуми, 1960.

2 Смирнов Н.А. Политика России на Кавказе в XVI - XIX вв. М., 1958.

3 История Азербайджана / Под ред. И.Г. Алиева, Ф.М. Алиева, Г.М. Ахмедова. Баку, 1979; История Грузии: В 3 т. / Гл. ред. Н.А. Бердзенишвили. Тбилиси, 1962 - 1968; История Дагестана: В 4 т. / Отв. ред. В.Г. Гаджиев. М., 1969; История Кабардино-Балкарской АССР с древнейших времен до наших дней: В 2 т. / Гл. ред. Х.Г. Берикетов. М., 1967; История Северо-Осетинской АССР. М., 1959.

4 Бушуев С.К. Из истории внешнеполитических отношений в период присоединения Кавказа к России (20-70-е гг. XIX в.). М., 1955; Иоаннисян А.Р. Присоединение Закавказья к России и международные отношения в начале XIX столетия. Ереван, 1958; Фадеев А.В. Кавказ в системе международных отношений в 20-50-х гг. XIX в. М., 1956.
источников XVII - XIX вв. и с привлечением фольклорного материала1. Исследователь указала на большое значение территории для каждого народа Северного Кавказа.

В 80-х гг. XX в. особый интерес советских исследователей вызывали международные отношения на Кавказе в XIX в. Г.А. Джахиев рассматривал место дагестанских сообществ в российско-турецких отношениях. Автор отмечал, что дагестанцы получали денежное вознаграждение и от представителей русской власти, и от турецких эмиссаров. Отсутствие единства во внешнеполитической ориентации дагестанских правителей позволило России присоединить Восточный Кавказ. По этой же причине в регионе развернулось сопротивление, вынудившее русских проводить ноЕые территориальные изменения . Н.С. Киняпина в соавторстве с М.М. Блиевым и В.В. Дегоевым отметили, что формирование административно-территориальной системы на Кавказе проходило в условиях неофициального вмешательства европейских держав и Турции в отношения русской власти с горцами, поэтому для установления собственного контроля ей необходимо было учитывать ландшафтный фактор3. А.И. Чохели отметил большую роль Англии, Франции и США в процессе формирования границ между закавказскими республиками в 1918 — 1920 гг. Автор указал, что именно вмешательство западных стран затормозило процесс урегулирования пограничных споров, инициированный Грузией и Азербайджаном, но он не определил, какие именно пограничные вопросы им удалось разрешить4. Для этих исследований характерен акцент на «колонизаторскую» сущность российских действий на Кавказе, в соответствии с которой все изменения границ представляются как проявление политики «разделяй и властвуй».

В.В. Дегоев исследовал британскую политику на Западном Кавказе, неофициально противодействовавшую закреплению России на данной

1 Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII - начале XX в. М., 1974.

2 Джахиев Г.А. Россия и Дагестан в начале XIX века: Дагестан в русско-турецких отношениях. Махачкала, 1985; Он же. Дагестан в международных отношениях на Кавказе (1813 - 1929 гг.). Махачкала, 1991.

3 Киняпина Н.С, Блиев М.М., Дегоев В.В. Кавказ и Средняя Азия во внешней политике России. М., 1984.

4 Чохели А.И. Политика Франции в отношении Грузии в 1917-1921 гг.Тбилиси, 1980.
территории. Исследователь подчеркивал, что после мирных договоров с Ираном (1928 г.) и Турцией (1929 г.) Россия рассматривала свои отношения с кавказскими народами как свои внутренние дела, поэтому очевидно, что процесс административно-территориального устройства производился ей с учетом только собственных интересов1.

Грузинские и азербайджанские исследователи охарактеризовали границы грузинских царств, обозначили изменения политических и административных границ между азербайджанскими ханствами2. По мнению этих авторов, изменения границ происходили только в результате силового взаимодействия между политическими единицами кавказского региона.

Вместе с тем советские историки продолжили исследование системы управления на Кавказе. Так, З.М. Блиева отметила, что российская политика в регионе была комплексной: сочетание демографических, правовых, социальных и административных мер было направлено на формирование прорусски настроенных центров. Вокруг них складывались целостные районы с определенными границами, которые определялись сочетанием ландшафтного и этнического факторов и обозначали сферу распространения влияния. Основной акцент автор сделала на исследовании полномочий должностных лиц на Кавказе, системе их субординации3.

В разработку проблемы реализации государственной политики в сфере национальных отношений в регионе в советский период внес значительный вклад Н.Ф. Бугай. На основе богатого фактического материала он анализировал роль Г.К. Орджоникидзе в становлении административно-территориальной

1 Дегоев В.В. Внешнеполитические аспекты истории народов Кавказа в ЗО-60-е гг. XIX в. в освещении советской историографии // Роль России в истории Осетии / Ред. В.В. Дегоев и др. Орджоникидзе, 1989; Он же. Кавказский вопрос в международных отношениях 30-60-х гг. XIX в. Владикавказ, 1992.

2 Багирова М.М. История Шекинского ханства и присоединение его к России: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Баку, 1980; Боцвадзе Т.Д. Северный Кавказ во внешней политике Грузии XVI - XVIII вв. Тбилиси, 1973; Искендерова М.С. Бакинское ханство и его присоединение к России: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Баку, 1983; Хармандарян СВ. Ленин и становление Закавказской Федерации (1921 - 1923). Ереван, 1969; Он же. Сплочение народов в строительстве социализма (опыт ЗСФСР) / Отв. ред. М.И. Куличенко. М., 1982.

3 Блиева З.М. Система управления на Северном Кавказе в конце XVIII - первой трети XIX в.: уч. пособие. Владикавказ. 1992; Она же. Осетия в системе административного управления России в конце XVIII - первой половине XIX в. // Роль России в истории Осетии: Сб. науч. трудов / Ред. В.В. Дегоев и др. Орджоникидзе. 1989.
системы края1.

После распада Советского Союза проблемы присоединения Кавказа к России вновь оказались в центре внимания российских исследователей. Тогда же впервые была предпринята попытка рассмотреть историю формирования российской границы. В учебном пособии Н.А. Дьяковой и М.А. Чепелкина затронут большой хронологический период - XVII-XX вв.2. В одном из разделов работы исследователи отметили основные изменения российской границы на Кавказе с XVIII по XX в., но не выявили факторы процесса формирования государственных и внутригосударственных рубежей.

Локальный характер ряда политических и социально-экономических процессов на Кавказе в конце XX в. обусловил важность их исследований в контексте отношений между приграничными районами. Анализ социально-экономических условий, этнических процессов и исследование проблемы трансграничной безопасности были проведены авторами коллективной монографии «Прозрачные границы»3. В совместном труде затронут вопрос формирования кавказской границы России, но факторы этого процесса не были определены.

В.О. Бобровников, исследуя происхождение права в среде мусульман Северного Кавказа и его эволюцию под воздействием российского влияния, указал на один их таких факторов. По мнению исследователя, территориальные споры возникли с введением системы военно-народного управления, игнорировавшей местные адаты (системы права)4.

Отечественными исследователями предпринималась попытка выявить влияние России на развитие кавказских народов, анализировались причины присоединения земель к России и процесс территориального устройства

1 Бугай Н.Ф. Г.К.Орджоникидзе на Северном Кавказе. 1918 - 1920гг. Нальчик, 1986. Он же. 20-е годы. Становление демократических форм правления на Северном Кавказе // Северный Кавказ: выбор пути национального развития. Майкоп, 1994.

2 Дьякова Н.А., Чепелкин М.А. Границы России в XVII — XX вв. Исторический очерк; приложение к «Истории России». М., 1995.

3 Прозрачные границы: Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России / Под ред. Л.Б. Вардомского и СВ. Годунова. М., Волгоград, 2002.

4 Бобровников В.О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие: Очерки по истории и этнографии права Нагорного Дагестана. М, 2002.
Кавказа . Исследователи, опираясь на обширный архивный материал, попытались определить цели России в Кавказской войне и отношения российской власти с горцами2. Благодаря этим работам возможно определение особенностей отношений российской власти с местным населением, что объясняет многие территориальные реформы.

Связь между административной политикой в регионе и процессом формирования границ установлена в работе И.Б. Дидиговой. Автор, используя сравнительный метод исторического анализа, выявила эволюцию административно-территориального устройства Чечни и Ингушетии в 1920-х гг. и отметила, что этот процесс был подчинен задаче достижения стабильности в регионе, а территориальные споры возникали из-за противоречивой политики Советской власти3.

Проблема депортации и реабилитации народов Северного Кавказа уже получила освещение в советской и российской историографии, но вопрос изменения границ республик депортированных народов затрагивался редко. В 1990-е гг. в России проходили конференции по этой теме, однако авторы сделали акцент именно на судьбе народов4. Значительный вклад в развитие проблемы изменения границ на Кавказе в 40-50-е гг. внес A.M. Гонов. В его диссертации на богатом архивном материале были прослежены процессы по восстановлению государственности депортированных народов и урегулирования территориальных споров5. Кроме того, молодые исследователи

1 Дамения И.Х. Россия. Абхазия. Из истории культурных взаимоотношений в XIX - начале XX в. СПб., 1994; Ибрагимова З.Х. Чеченская история. Политика, экономика, культура. Вторая половина XIX в. М., 2002; Каров А.Х. Административно-территориальные изменения в Кабарде и Балкарии в конце XVIII - начале XX в.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Нальчик, 2000; Малахова Г.Н. Становление и развитие российского государственного управления на Северном Кавказе в конце XVIII - XIX вв. Ростов-на-Дону, 2001; Омаров А.И. Административно-колониальная политика царизма на северо-восточном Кавказе в XIX в.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Махачкала, 1993; Петрушевский И.П. Джаро-Белоканские вольные общества в первой половине

XIX в. / Ред. В.Г. Гаджиева. Махачкала, 1993; Северный Кавказ: история и современность: Информационно-справочное пособие / Под общ. ред. В.И. Забаровского. М., 2000.

2 Блиев М.М., Дегоев В.В. Кавказская война. М., 1994; Гордин Я.А. Кавказ: земля и кровь: Россия в Кавказской войне XIX в. СПб., 2000; Осетия: историко-этнографический справочник / Сост. В.А. Торчиков, М.Ш. Кисиев. СПб., Владикавказ, 1998; Сборник Русского исторического общества / Под ред. О.М. Рапова. М., 2000. №2.

3 Дидигова И.Б. Чечня и Ингушетия: территория, границы, управление. М., 2003.

4 Репрессированные народы: упразднение их национальной государственности и проблемы реабилитации (Тезисы докладов и сообщений Российской научно-практической конференции 26-27 декабря 1993 г.). Элиста, 1993.

5 Гонов A.M. Проблемы депортации и реабилитации репрессированных народов Северного Каказа: 20 - 90-е гг.

XX в.: Автореф. дис...докт. ист. наук. Ростов-на-Дону, 1998.
из Северо-Кавказских республик рассматривали причины и условия территориальных реформ своих республик в тот же период1.

Особенности развития приграничных районов осмысливали экономисты, социологи, этнологи, политологи и историки. В сборнике статей «Социально-политическая ситуация на Кавказе» собраны работы, характеризующие социально-экономические аспекты существования непризнанных республик в районе российско-грузинской границы . Проблемы развития экономики приграничных зон рассмотрены в работах Н. Зубаревич3, Е. Харебова4, М. Борисова5.

Для нашего исследования большое значение имеют работы, посвященные вопросам межэтнических отношений и расселения этносов в приграничной зоне, поскольку на их основе возможно выявление причин территориальных претензий государств региона друг к другу6. Исследования, посвященные развитию грузино-абхазского, грузино-осетинского и российско-чеченского конфликтов позволили определить влияние сепаратистских движений на процесс делимитации границ между Грузией, Азербайджаном и Россией7.

' Аджиева Э.А. Депортация народов Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны: причины и следствия (на примере карачаевского и балкарского народов): Автореф. дис. ...канд. ист. наук. Пятигорск, 2001; Цуцулаева С.С. Репрессированные народы Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны. 1941 -1945 гг.: проблемы историографии: Автореф. дис. ...канд. ист. наук. Казань, 2001.

2 Социально-политическая ситуация на Кавказе: история, современность и перспективы. М., 2001.

3 Зубаревич Н. Взаимодействие России с южными соседями: проблемы и перспективы // Что хотят регионы России

4 Харебов Е. Экономическое положение Республики Южная Осетия: анализ и перспективы // Вестник Владикавказского института управления. 2001. №1 (7).

5 Борисов М. Дагестан: новые времена, новые проблемы //Азия и Африка сегодня. 1997. №5.

6 Народы Дагестана / Отв. ред. С.А. Арутюнов, А.И. Османов, Г.А. Сергеева. М., 2002; Топилин А. Демографический потенциал стран Закавказья, Центральной Азии и общий рынок труда СНГ // Центральная Азия и Кавказ. 2000. №3 (9); Попов А. Положение этнических меньшинств и миграционные процессы в Краснодарском крае // Центральная Азия и Кавказ. 2002. №1 (19); Рязанцев СВ. Демографическая ситуация на Северном Кавказе // Социс. 2002. №1; Искандарян А. Миграционные процессы и государственное строительство на постсоветском Кавказе // Миграции в СНГ и Балтии: через различия проблем к общему информационному пространству

7 Акаба Н. Грузино-абхазский конфликт: исторические корни и перспективы решения // Центральная Азия и Кавказ. 2000. №6 (12); Баснукаев М. Общественно-политические реалии постсоветской Чечни // Центральная Азия и Кавказ. 2002. №1 (19); Бубенок О. Межэтнические конфликты на Центральном Кавказе: предпосылки, развитие и прогнозы на будущее // Центральная Азия и Кавказ. 2001. №3; Гакаев Д. Ситуация в Чечне (ноябрь 2001 - май 2002 г.) // Бюллетень сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах. Ежегодный доклад, 2001 / Под ред. В. Тишкова, Е. Филипповой. М., 2002; Кукса В.П. Государственное регулирование вынужденной миграции на Северном Кавказе // Северо-Кавказское обозрение Центра системных региональных исследований и прогнозирования. Вып. 8. РГУ ; Майоров М. Южная Осетия. Вооружены и привержены миру // Международная жизнь. 2002. №2; Скаков А. Грузино-чеченские отношения // Центральная
Взаимосвязь процесса делимитации и межэтнических отношений в приграничных районах анализируется в публикациях Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов — международной организации исследователей, действующих под эгидой института этнологии и антропологии РАН1.

После 1991 г., с возникновением крупных территориальных конфликтов на Кавказе, в научной литературе стран Закавказья появились новые подходы к исследованию взаимоотношений между народами и государствами Кавказа, процесса вхождения территорий в состав Российской империи.

В Грузии, после возникновения грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов, появились исследования, посвященные межнациональным отношениям в регионе. В этих работах в качестве аргументов того, что российская политика в регионе была непродуманной, приводились примеры непоследовательности ряда административно-территориальных реформ. Например, утверждалось, что формирование грузино-российской границы на осетинском участке произошло с игнорированием политических, исторических и этнических границ в районе2. Однако проблема определения границ в работах затронута лишь в качестве примеров. Свое видение грузино-абхазских отношений в 1917 — 1921 гг. и законности претензий Грузии на обладание Абхазией в конце XX в. представил ряд исследователей Абхазии, Грузии и России в сборнике, посвященном

Азия и Кавказ, 2000, №2 (8); Сулицкая Т.И. Грузино-абхазский конфликт // Восток. 1996. №6; Гуния Ч.Х. Геополитическое положение Абхазии в прошлом и в современных условиях // Северо-Кавказское обозрение. Вып. 4. ; Чернявский С. Кавказский вектор российской дипломатии // Центральная Азия и Кавказ. 2000. №5 (11).

1 Кисриев Э. Дагестан // Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах. Ежегодный доклад, 2002 / Под ред. В. Тишкова и Е. Филипповой. М., 2003; Дзадзиев А. Северная Осетия // Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах. Ежегодный доклад, 2001. / Под ред. В. Тишкова, Е. Филипповой. М., 2002; Дзадзиев А. Северная Осетия: опят политического мониторинга // Мониторинг этнополитической ситуации в Северной Осетии и вокруг нее ; Фарадов Т. Толерантность в сфере межконфессиональных отношений // Бюллетень сети этнического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. №38. Июль-август 2001.

2 Гамахария Д., Гогия Б. Абхазия - историческая область Грузии: Сборник документов Тбилиси, 1997; Грузины и абхазы. Путь к примирению/ Общ. ред.: Б. Коппитерс, Г. Нодиа, Ю. Анчабадзе. М., 1998; Из истории взаимоотношений грузинского и осетинского народов: (Заключение комиссии по изучению статуса Юго-Осетинской области). Тбилиси, 1991; Исторические и политико-правовые аспекты грузино-осетинского конфликта / Г. Жоржолиани и др. Тбилиси, 1995; Ментешашвили A.M. Из истории взаимоотношений грузинского, абхазского и осетинского народов (1918-1921 гг.). Тбилиси, 1990.
конфликту в Абхазии1. Развитие абхазо-грузинского и осетино-грузинского конфликтов анализировалось в работах грузинских исследователей Л. Меликишвили, Д. Дарчиашвили, К. Дзебисашвили, И. Хаиндрава2.

В 1990-х гг. в Азербайджане начинается переосмысление собственной истории. Особый интерес вызвал первый опыт независимого развития республики в 1918 — 1920 гг., что стало ответом на игнорирование данной проблемы в советский период. Цель авторов работы «Азербайджанская Демократическая республика (1918 - 1920 гг.)» (1998) состояла в анализе истории развития Азербайджанской Демократической республики. Исследователи подчеркивали, что это государственное образование долго не признавали европейские державы и главную помощь в обеспечении его безопасности оказало турецкое правительство. В работе рассмотрен вопрос оформления границ Азербайджанской республики и отмечено, что вмешательство англичан носило деструктивный характер, мешало установлению договоренности с руководствами Дагестана и Грузии. Авторы рассмотрели обоснования территориальным претензиям, которые предъявляло азербайджанское правительство своим соседям в 1918 — 1920 гг.

Современная проблема разделенных народов в азербайджано-дагестанской приграничной зоне стала предметом исследований Р. Гусейнова3. Автор отметил, что формирование азербайджано-дагестанской и азербайджано-грузинской границ происходило без учета этнической карты региона, а форсированное создание национальной государственности в Советском Союзе не могло не привести к возникновению проблем в сфере межэтнических отношений, с которыми столкнулась республика Азербайджан после 1991 г.

Межэтнические конфликты в районе приграничных территорий закавказских республик заставили современных исследователей Грузии и

1 Грузины и абхазы. Путь к примирению / Общ. ред.: Б. Коппитерс, Г. Нодиа, Ю. Анчабадзе. М., 1998.

2 Меликишвили Л. Грузия: районы возможных этноконфликтов // Центральная Азия и Кавказ. 2002. №2; Дарчиашвили Д., Паторая Т. Возвращение в Европу? Некоторые аспекты ориентации системы безопасности Грузии // Центральная Азия и Кавказ. 2001. №1 (13); Дзебисашвили К. Российско-грузинский диалог: будущее непредсказуемо // Центральная Азия и Кавказ. 2000. №3 (9); Хаиндрава И. Карабах и Абхазия: динамика неурегулирования // Центральная Азия и Кавказ. 2002. №1 (19).

3 Гусейнов Р. Азербайджанская республика в зеркале полиэтничности: история, современной состояние, прогноз, рекомендации // Центральная Азия и Кавказ. 2000. №4 (10).
Азербайджана осмысливать экономические процессы в нестабильных районах1.

Англоязычные (в частности, британские и американские) исследователи традиционно проявляли интерес к Кавказу и странам, примыкающим к нему. В сферу этого интереса вошли и территориальные изменения в регионе. Так, направления административно-территориального деления на Кавказе и национальной политики советской власти в регионе анализировались в работах В.И.Д. Алена, который был уверен, что национальные автономии Советского Союза создавались в результате обдуманных решений, призванных развить национальное самосознание кавказских этнических групп2.

Позиция правительства Великобритании и деятельность его посланника в 1919 - 1920 гг. на Кавказе X. Маккиндера, исследовались в работе американского исследователя Б.В. Блуета3. В работе указаны планы территориального устройства, разработанные английским правительством, но которые так и не были реализованы. В соответствии с ними закавказские республики вместе с Дагестаном, должны были создать пояс буферных государств вокруг советской России.

Исследованию роли Сталина в национальной политике Советского государства посвящена монография Р. Такера4. Автор, опираясь на мемуары грузинских меньшевиков, а также записки И.В. Сталина, Л.Д. Троцкого, высказал предположение, что Сталин испытывал негативные чувства по отношению к Грузии, поэтому изменения границы между Грузинской ССР и РСФСР в 1944 г. должны объясняться не некими особыми чувствами вождя к родине, а его планами значительных территориальных изменений региона. Но в работе Р. Конквеста утверждается, что связанные с депортацией северокавказских народов изменения территориального состава РСФСР и
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23939.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.