У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Порфирий Успенский творческая Биография и научное наследие
Количество страниц 357
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23952.doc 
Содержание Содержание
Вступление 1

Часть I. Житие 18

Гл.1. Дом в Костроме.

Гл.2. «Одесса - мой любимый город...».

Гл.3. Венский путь в Иерусалим.

Гл.4. Восточное путешествие (от дипломатии - к науке).

Гл.5. Архипастырь.

Часть II. Научная порфириана 118

Гл.1. На окраинах Византийской империи.

Гл.2. Несущие слово Божие.

Гл.З.Святая Гора.

§1. Круг затронутых исторических проблем.

§2. Духовное наследие безмолвников.

§3. Первый афонский устав.

§4. Методика исследовательского анализ, документы и

рукописные источники Порфирия.

Гл.4. Церковное живописание.

Часть III. Духовное завещание 237

Гл.1. Московская «ссылка».

Гл.2. Рукописное сокровище.

Гл.3. Мириобиблион (хроника гибели библиотеки

Порфирия Успенского).

Заключение 322

Библиография 329

Приложение 1 348

Приложение 2 357


Вступление

Исторический путь Византийской империи, как известно, изучался в европейской науке с XV века. Началом на этом долгом пути познания стала деятельность ученых-гуманистов1 и эрудитов2, а в XVIII веке дело «первоначинателей» продолжили «просветители»3. Таким образом, деятельность ученых обусловила все более глубокое проникновение в исследование вопросов византийской истории. Империя ромеев стала рассматриваться в тесной связи с соседними народами, и такой подход позволил более ясно увидеть сколь тесно западная цивилизация была связана с восточной, и какую роль народы Востока сыграли в истории европейской цивилизации4. Несмотря на довольно бурное развитие науки, все эти труды, тем не менее, оставались, по большей части, лишь «собиранием» материалов для изучения истории Восточной Римской Империи. Однако ни в коем случае нельзя видеть в этом недостаток научных штудий того времени или какое-либо отставание. Ведь общеизвестно, что путь любой области знаний расчерчен довольно четко и последовательно: сначала сбор материала, затем его глубокое исследование, а уж потом - анализ и выводы. Поэтому, совершенно разумно и естественно то, что первыми шагами византиноведения стал

1 См. например: Cuspiniany, J. De caesaribus atque imperatoribus Roman is. Francfurti, 1561; Mathias, F. Centuriones. Historia ecclesiae Christi. Vol. I-VII. Basiliae, 1559-1574; Baronius С Annales ecclisiastici. Vol. I-II, 1588-1607; Kraus, M.. Turcograecia libri octo. Basileae, 1584; Corpus universalis historiae praesertim Byzantinae. Paris, 1567.

2 Среди них: Allacii, L. De Ecclesiae occidentalis atquae orientalis perpetua consensione. Coloniae, 1684; Corpus Byzantinae Historiae - Corpus Parisinum. 1645-1711; Du Cange. His-roire de l'Empire de Constantinople sous les Empereurs Francoises. Paris, 1657; Historiae Bazan-tinae duplici commentario illustrists. Lutetiae Parisiorum, 1680; Glossarium ad scriptores mediae et infimae graecitatis. Lungduni, 1688. Mabillon J. De re diplomatica. Parisiis, 1681; Montfaucon, B. Paleographia Graeca. Parisiis, 1708 и многие другие.

3Montesqufcu Ch. Considerations sur les causes de la grandeur des Romains et de leur decadence. Paris, 1734; Le Beau Ch. Histoire du Bas-Empire. Vol.1-27. Paris, 1755-1781. Gibbon E. The history of the decline and fall of the Roman Empire. Vol. 1-7. L. 1776-1788; Bibliotheca Graeca. Hamburg, 1705-1728; Byzantinae Historiae Scriptores. Venise, 1722-1733; Mansi A. D. Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio. Vol. 1-31. Florence-Venise, 1759-1798.

поиск источников и публикация письменных памятников. Ведь именно эта важнейшая деятельность первых ученых-византинистов заложила основу всей современной византинистики. Исследователи последующих веков получили возможность пойти уже дальше своих предшественников - заняться анализом памятников и теоретическими вопросами византинологии.

Широкое и повсеместное увлечение историей (причем, не только в научных кругах, но и среди широкой общественности) во 2-й половине XVIII - первой половине XIX веков привело к возникновению целого ряда событий, составивших впоследствии базу научной деятельности: появились исторические журналы, развернулись археологические исследования, стали формироваться музеи, организовываться исторические общества и, главное, начали публиковаться своды источников5. Во всем этом позитивном процессе византиноведение приняло самое активное участие: более внимательно и углубленно изучались памятники архитектуры и искусства Константинополя, а также других городов средневекового Востока, расширились исследования законодательных документов. Интерес к Византии усилился еще и тем, что как раз в то же время все шире разворачивалась борьба балканских народов за свою самостоятельность. Лидерами этой борьбы стали греки, стремившиеся к восстановлению своей независимости и возрождению великой национальной культуры, ставшей могучим корнем для всей европейской цивилизации. Естественно, что Византия - политическая и культурная прародительница современной Греции не могла не привлечь к себе пристального внимания. Результатом этого стала публикация в начале

4 Курбатов Г. История Византии (историография). Л. 1975. С.36.

5 См., например: Geschichte der Kreuzzuge. Lipsiae, 1807-1832; Histoire des croisades, vol. 1-5. Paris, 1813-1822; Bibliotheque des Croisades, vol. 1-4. Paris, 1829; Jus graeco-romanum. 7 vols. Lipsiae, 1856-1884. Patrologia cursus completus. Series graeca, ed. J. P..Migne, 1.1-166. Paris, 1857-1866; Patrologia cursus completus. Series Latina, ed. J..P..Migne, t.1-221. Paris, 1844-1864; Corpus Scriptorum Historiae Byzantinae. Bonn, 1829-1897.

XIX века нескольких очень важных работ по истории Византии6. Усиление же колониальной политики европейских держав на Ближнем Востоке тоже не могло не повлиять на интеллектуальную деятельность современников - сразу же увеличился интерес к истории крестовых походов7, что было неразрывно связано с византийской проблематикой.

Общеизвестно, что в России практически все, даже самые развитые науки - молодые по сравнению с европейскими. При всей своей самобытности русская научная традиция не может в этом плане соперничать со старой Европой и претендовать на более раннее развитие научной мысли. Разумеется, почва была подготовлена, но, как совершенно справедливо отмечал Г.В. Вернадский (1887-1973), «только со времени Петра Великого в России создались возможности для развития науки в современном смысле этого слова»8. И действительно лишь в ходе реформ Петра I в России началось усвоение западного научного наследия. Однако, первый государственный реформатор России значительно большую пользу видел в развитии точных наук - математики, физики, химии, естествознания. Лишь в конце XVIII-начале XIX столетия, когда отечественная наука начинает приобретать самостоятельность, в России приступают к серьезному изучению истории - прежде всего восточного христианства, сыгравшего столь значимую роль для нашего государства. Разумеется, ни в коем случае нельзя «сбрасывать со счетов» возникший гораздо раньше интерес к Византии в связи с официальным созданием Московского патриаршества, что вызвало волну обращений к памятникам византийского государственного и церковного права, и, в свою очередь, способствовало распространению греческих книг и их

6 Royou J. Histoire du Bas-Empire depuis Constantin jusqu'a la prise de Constantinople en 1453, t. I-III. Paris, 1803; Nougaret P.J.B. Abrege de l'histoire du Bas-Empire par Lebau. Paris, 1806;

7 Подробнее об этом см. Курбатов Г. У к. соч. С.54-55.

8 Вернадский Г. Очерки по истории науки в России // Записки русской Академической Группы в США. Нью-Йорк, 1971-1973 . Т.5, с.196.

переводов. По свидетельству исследователей, из всего множества греческих рукописей современных отечественных собраний (а это более 2500 манускриптов), большая часть привезена в Россию еще в середине XVII века9. Делавшие только «первые шаги» на поприще изучения истории Восточной Римской Империи российские ученые10 основывались на концепциях своих западноевропейских коллег (Ройу, Лебо, Гиббона). Но продолжал расти интерес к внутренней истории Византии, в результате чего появляется ряд работ об отдельных периодах византийской истории11, возникают новые научные центры - в Казани, Харькове, Петербурге, открываются археологические общества12. Наиболее широким и полнокровным направлением русского византиноведения становится поиск, перевод и глубокое изучение византийских источников. Исследования Ф. И. Круга13, А. Меньшикова14, С. Дестуниса15 заложили ту основу, на которой их последователи смогли аргументировано выстраивать свои исторические концепции.

В связи с тем, что с середины XIX столетия начали проводиться археологические раскопки на юге России — прежде всего в Херсонесе и Керчи, начали возникать археологические музеи (среди первых были открыты Херсонский, Одесский и Керченский музеи), куда собиратели

9 Гранстрем Е.Э., Лебедева И.Н. Мировой фонд греческих рукописей // Проблемы палеографии и кодикологии в СССР. М., 1974, с.197-98.

10 Наумов П. Рассуждение, каким образом Константинопольская империя при всей слабости своей, и несмотря на великие нападения разных народов, смогла держаться более тысячи лет, между тем как Римская разрушена варварами менее, нежели во сто лет. СПб., 1818; Ертов И.Д. История Восточно-Римской или Контантинопольской империи, выбранная из всеобщей истории. Чч.1-Ш. СПб., 1837; Медовиков П. Е. Латинские императоры в Константинополе. М., 1849.

11 См., например, Зернин А. Император Василий Македонянин. 18S4. Его же: Очерк жизни Константинопольского патриарха Фотия. М. 1858. Его же: Жизнь и литературные труды императора Константина Багрянородного. Харьков, 1858.

12 В 1837 году создана Археографическая комиссия, в 1846 году - Археологическое общество с тремя разделами, где вторым разделом являлся византийский, в 1839 году -Одесское общество Истории и Древностей.

13 Круг Ф. Kritischer Versuch zur Aufklarung der byzantinischen Chronologic СПб, 1810.

14 Меньшиков A. De eruditione et re litteraria Graecorum aetatis bisantinae. M. 1849.

отдавали свои коллекции древностей. Кстати, надо сказать, что и коллекционирование в России началось фактически лишь с середины XVIII века. В Европе к тому времени собирательство уже стало едва ли не всеобщим увлечением. Чаще собирали монеты: монархи и вельможи считали должным иметь свой «мюнцкабинет». Первым известным русским коллекционером был Петр Великий. Он собирал оружие, редкие монеты, минералы - все, что было интересно. Знаменитая Кунсткамера, которая стала первым российским общедоступным музеем, родилась из личной коллекции русского царя. К XIX веку, благодаря начавшимся археологическим раскопкам в Крыму и возникновению археологических обществ, собирательство стало модным и в России. Петр Григорьевич Демидов (1740-1826) - обер-директор Петербургского коммерческого училища коллекционировал рукописи и церковные древности. Государственный деятель, сенатор член Государственного Совета (1874), директор Императорской публичной библиотеки (1861-1882) и министр народного просвещения граф Иван Давыдович Делянов (1818-1897) так же проводил свой досуг, собирая иконы и памятники христианской археологии. И, конечно, среди знаменитых российских коллекционеров можно нередко встретить деятелей церкви. Так, например, митрополит Киевский и Галицкий Евгений16 был, кроме того, историком, библиографом, археологом и собирателем предметов древности.

Таким, образом, научные исследования, зарождавшиеся в области истории христианства, и начавшая бурно развиваться археология создали идеальные условия для появления такой универсальной персоны как епископ Порфирий Успенский (1804-1885). Эта личность, вошедшая в отряд зачинателей российской византинистики, поистине могучая и масштабная. Священник, получивший сан по призванию, он проделал

15 Дестунис С. Нечто о византийских историках//ЖМНП, 1841. Октябрь. С.69-90.

16 Евфимий Алексеевич Болховшинов (1767-1837).

«путь» от российской провинции до главного города трех мировых религий. Благодаря своему образованию и общей культуре он, являясь приверженцем православия, всегда призывал к веротерпимости, взаимоуважению и мирному сосуществованию всех конфессий. Одним из своих главных предназначений он считал необходимость заинтересовать людей православием. Пастырская деятельность подняла Успенского на высокую ступень церковной иерархии, а должность Главы Первой Русской Духовной Миссии в Иерусалиме обозначила его заметный след в истории русской православной церкви и дипломатии.

Но была у Успенского и иная ипостась, без которой современному человеку трудно представить себе его образ. Другой религией, на алтарь которой Порфирий отдавал свое время и силы, была Наука. Определить область научной специализации ученого крайне трудно - интересы Порфирия Успенского были необычайно широки и разнообраз-ны. Он не заковывал себя в рамки какой-то одной, очень узкой, специализации: «Наскучит мне исследование ересей, принимаюсь за историю. Надоест она, пускаюсь в область богословия. Перестану богословство-вать, начинаю сличать святые тексты древности или заниматься историей изящных искусств»17. Архимандрит Иннокентий (Просвирин) в своем научном сообщении на вечере памяти Порфирия Успенского в Московской Духовной Академии (вечер состоялся 22 февраля 1985 года и был посвящен 100-летию со дня смерти ученого) определил его специальности следующим образом: «...востоковед, археолог, этнограф, текстолог, палеограф, византинист, славист, историк, искусство-

17 Порфирий Успенский. Книга бытия моего. Дневники и автобиографические записки епископа Порфирия Успенского. Под ред. П. А. Сырку. СПб. 1902. Т.8. С.76.

вед, энциклопедист, источниковед, доктор эллинской словесности и богослов»18.

Таким образом, основной сферой интересов Порфирия Успенского была история восточного христианства. Предметами исследования ученого становились самые различные области: политическая и духовная жизнь восточных патриархатов, формы местной литургии, взаимосвязи Востока и России, изучение материалов по церковной живописи, эпиграфика, история христианского проповедничества, церковное летоисчисление, переводы и толкования Библии. Таким образом, очевидно, что так или иначе все эти темы самым непосредственным образом касаются истории Византийской империи, поскольку православная церковь формировалась и крепла именно в недрах христианского Востока.

Наконец, наибольшую ценность в работе Порфирия Успенского представляют результаты его собирания и скрупулезного исследования документов, которые дают картину бытия и культуры важнейших христианских центров - Афона и Синая. Поскольку хронологический эпицентр древней истории христианства находится в рамках истории Византии, то благодаря деятельности Порфирия было обнаружено огромное количество памятников византийской эпохи. Он коллекционировал все, что могло быть ценным для исторической науки, особенно в области христианской археологии - рукописи и иконы, церковную утварь и книги... Мир узнал Порфирия Успенского, прежде всего, как величайшего собирателя материальных и духовных памятников истории христианства. К величайшему сожалению большая часть порфирьевских коллекций канула в небытие. Но до сих пор слава коллекционера окутывает имя Порфирия Успенского, затмевая, порой, его значение и как ученого, и как религиозного деятеля. Ведь Успенский - это образец

18 См. Архимандрит Иннокентий (Просвирин) Памяти Епископа Порфирия //Богословские труды 26, 1985.

русского собирателя: безумно увлеченный, даже одержимый, движи-* мый страстью и всепоглощающей любовью к предмету своих увлече-

ний, небогатый и бескорыстный. Единственная мечта собирателя - в стремлении к тому, чтобы его коллекция оставалась в целостности и приносила пользу всем, кому это интересно. Относившийся с трепетом к самой крохотной частичке истории и умеющий увидеть в этой капле источник информации о древней цивилизации, Успенский создал себе памятник, уничтожить который полностью не смогли ни исторические катаклизмы, ни разрушительная сила человеческих идей и взаимоотношений.

щ Личность Порфирия оставила яркий след и в общественной жизни

России, и в отечественной научной византинистике. Священник, миссионер, церковный иерарх, великолепный ученый, знаменитый коллекционер, прекрасный дипломат... Однако, к сожалению, до сих пор портрет Порфирия Успенского - ученого и человека - остается всего лишь неясным силуэтом. Для этого было и продолжает оставаться много причин. Несмотря на то, что конгломерат интересов Успенского крайне широк, изучение этого феноменального научного наследия, к сожалению, не получило распространения, ибо требует работы специалистов разных направлений. Кроме того, на пути изучения его деятель-ности существовали и вполне определенные преграды, вызванные конкретными историческими событиями — мировыми войнами, октябрьской революцией 1917 года, а так же идеологическими установками, преобладавшими в эпоху Советского Союза. И хотя работы, знакомящие широкий круг читателей с незаурядной порфирьевской личностью, появлялись, ни одна из них не давала полного и исчерпывающего представления о нем.

Деятельность Порфирия как священника, достигшего вершин церковной иерархии и ставшего Главой Первой Русской Духовной

Миссии в Иерусалиме, вызвала довольно большое количество публикаций. Наиболее ценным, безусловно, является 2-х томное издание документов по созданию Духовной Миссии19. Предполагалось, что публикация будет содержать три тома, но по неясным причинам рождение третьего тома не состоялось, поэтому издание осталось двухтомным. Первый том («Официальные документы») представляется более интересным уже хотя бы потому, что здесь собраны в хронологическом порядке официальные документы, связанные, по большей части, с общественной деятельностью архимандрита. Что же касается второго тома («Переписка»), то совершенно ясно: отнюдь не все послания, автором или адресатом которых является Успенский помещены в сборнике, и даже беглый просмотр содержания выявляет отсутствие писем наиболее интересных для познания характерных порфирьевских черт и его неординарных поступков.

Отмечавшееся в 1904 году 100-летие со дня рождения Успенского подарило, российским читателям несколько работ о нем. Наиболее интересный биографический очерк жизни ученого содержит статья А. А. Димитриевского . Почти непредвзятое и, по возможности, мало связанное с официальными взглядами, описание жизни ученого было, несомненно, «свежим веянием» в области российской порфирианы. За-
метка М. П. Бондырева (лечащего врача ученого) повествует лишь о последних днях епископа. Наконец статья А. П. Лебедева22 основана

19 Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского (под редакцией П.В. Безобразова). Тт. I-П. СПб., 1910.

20 Дмитриевский А.А. Епископ Порфирий как инициатор и организатор первой духовной миссии в Иерусалиме и его заслуги на пользу православия и в деле изучения христианского востока [к 100-летию со дня рождения]// Сообщения Императорского Палестинского общества Т. 16, 1905.

21 Бондырев М. П. Замечательная кончина епископа Порфирия (Успенского) // Душеполезные чтения №4, 1904.

22 Лебедев А. П. «Преосвященный Порфирий Успенский [по поводу 100-летия со дня его рождения]// Богословский вестник №9, 1904.
исключительно на порфирьевской «Книге бытия моего»23 и является только бесцветным наброском яркой и насыщенной биографии Порфи-рия. Таким образом ни век XIX-й, ни начало ХХ-го не сделали ничего существенного для объяснения порфирьевского феномена или анализа его личности.

На протяжении многих десятилетий XX века в России в период коммунистического режима изучение деятельности православного священника, епископа, было просто невозможно. Поэтому лишь недавно стали появляться новые работы, связанные с именем Порфирия. В 2000 году в сзет вышла статья митрополита Одесского и Измаильского Агафангела , в котором биография ученого рассматривается сквозь призму современных церковно-православных воззрений. И, естественно, наибольший интерес автора вызывает именно общественно-религиозная деятельность епископа Порфирия.

Что же касается научной порфирианы - это целый круг глубоких исследований исторических процессов, происходивших на христианском Востоке, а также пристальное изучение возникновения, становления и развития православных реалий. Однако, научную значимость порфирьевских исследований оценила скорее современная ему общественность, сделавшая известным его имя. Ученые же, как ни странно, не взирая на более семи десятков прижизненных публикаций, уделяли крайне мало внимания Порфирию-ученому. Причин тому можно найти несколько. Во-первых, это та самая широта научных интересов ученого, отсутствие у него сосредоточенности на какой-то одной узкой сфере. Его знания во многих областях воспринимались коллегами как поверхностные, а возможно даже непрофессиональные. Во-вторых, священни-

23 Порфирий Успенский. Книга бытия моего. Дневники и автобиографические записки епископа Порфирия Успенского (под ред. П. А. Сырку). Спб., 1902.
ческая ряса зачастую заслоняла от их взгляда серьезного ученого. Наконец, нельзя не сказать и о том, что из огромного количества материалов, собранных Порфирием, проанализированных и, в большинстве случаев, практически подготовленных к печати, опубликовано очень мало. Большинство исследований ученого продолжают оставаться в виде рукописей. В своем завещании Порфирий Успенский оставил Императорской Академии Наук капитал в двадцать тысяч рублей с «покорнейшей просьбой» на проценты от этого капитала постепенно печатать его сочинения. Однако, судьба научного наследия Успенского, как и история его Отечества в XX веке, оказалась очень трудной: в Архиве БАН хранится 199 Дел, содержащих огромное количество материалов по самым различным областям знаний, но большая часть этих работ не опубликована и не изучена. Опись порфирьев-ского фонда даже не является описью как таковой. Ее функции исполняет книга Полихрония Александровича Сырку26. Этот труд по сей день остается наиболее серьезным и полным изданием, которое делает попытку показать широту и глубину оставленного Порфирием для потомков научного наследия.

Будучи по роду своей общественной и профессиональной деятельности связанным непосредственно с православной церковью, Порфирий, конечно, не мог не интересоваться истоками православия и историей его формирования, становления и расцвета. Поэтому не удивительно, что огромная часть его исследований касается истории Византии. Более того, по мнению некоторых современных ученых «... епископ Порфирий Успенский может быть поставлен в ряду крупных фи-

24 Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский. Епископ Порфирий (Успенский) // Сборник богословских и церковно-исторических работ преподавателей Одесской духовной семинарии. Одесса. 2000 г.

25 Фонд 118. Опись 1.

26 Сырку П. А. Описание бумаг епископа Порфирия Успенского, пожертвованных им в Императорскую Академию наук по завещанию. СПб., 1891.
гур византинистики прошлого столетия»27. Духовные и идеологические изменения в России в конце двадцатого века, всплеск интереса к христианству и возвращение из забвения многих русских историков-византинистов, вернул в науку и имя Успенского. Совсем недавно были опубликованы две новые работы российских ученых, анализирующие отдельные аспекты порфирьевского наследия. В одной из них28 речь идет о письмах ученого, хранящихся в Санкт-Петербургском филиале архива РАН, причем особенно большой интерес для автора работы представляют сведения о рукописях, содержащиеся как в письмах самого архимандрита, так и его корреспондентов. Другая же работа29 посвящена анализу коллекции греческих музыкальных рукописей Пор-фирия Успенского и оценивает лишь одну из «граней» его деятельности: поиск церковных византийских песнопений, а также его попытки изучить богослужебную музыку Греческой церкви XVI-XIX веков. Однако, остальные аспекты научной деятельности Успенского остаются практически неизученными.

Следует отметить, что самое пристальное внимание исследователей привлекало и продолжает привлекать наследие Порфирия—коллекционера. Рукописное собрание ученого стало импульсом для наибольшего количества публикаций об Успенском. Однако и эти работы не дают ясного и подробного представления о самом коллекционере, поскольку их авторы не ставили перед собой такую задачу. Ученые либо отмечают огромную научную важность коллекции и концентрируются на ее описании30, либо анализируют конкретные памятники собрания31.

27 См. Герб Л. Еп. Порфирий Успенский: из эпистолярного наследия//Архивы русских византинистов в Санкт-Петербурге (под ред. И. П. Медведева). Санкт-Петербург, 1995. С.8.

28 Герд Л. Ук. соч.

29 Герцман Е. В. В поисках песнопений греческой церкви. Порфирий Успенский и его коллекция древних музыкальных рукописей. СПб., 1996.

30 Архимандрит Иннокентий (Просвирин). Памяти Епископа Порфирия //Богословские труды. № 26. 1985.; Гранстрем Е. Э. Каталог греческих рукописей ленин-
Личность же самого собирателя и история создания коллекции остается за рамками исследований. Как коллекция обрела свой окончательный вид? Как она сохранялась? Какое будущее предрекал ей Успенский? Все эти вопросы оставались без ответов.

Подобные многочисленные «белые пятна» порфирианы показали, сколь необходимо аккумулировать все материалы, так или иначе касающиеся жизни и деятельности Порфирия, сконцентрироваться на многогранном облике этого человека. Человеческая и научная биография Успенского - это огромный, интереснейший, полный самых неожиданных событий и перипетий, роман. Поэтому цель нашей работы -проследить жизненный путь Порфирия Успенского, навсегда поделенный между двумя стихиями - церковью и наукой, попробовать увидеть результат этого разделения. Кроме того, важно попытаться более конкретно определить и проанализировать вклад Успенского в российскую и мировую историографию. Ведь не стоит забывать, что благодаря его исследованиям, и, особенно, рукописному собранию византиноведение ушло далеко вперед. Поэтому совершенно объективно мы вправе назвать деятельность Успенского одним из этапов становления и развития византинологии.

В диссертации впервые предпринимается попытка осветить облик Порфирия Успенского - человека и ученого. Исходя из этого материал диссертации распределяется следующим образом: I часть («Житие»)

градских хранилищ. Вып.1//ВВ № 16, 1959; Срезневский И. И. Собрание Епископа Порфирия // Записки Императорской Академии Наук. Т. 12. СПб., 1868.

31 Бенешевич В. Н. Описание греческих рукописей монастыря св. Екатерины на Синае. Т.1 Замечательные рукописи в библиотеке Синайского монастыря и Синае-Джуванийского подворья (в Каире), описанные архимандритом Порфирием (Успенским). СПб., 1911; Васильевский В. Г. Описание Порфирьевского сборника византийских документов (греч.ССЬ) // Отчет Императорской Публичной Библиотеки за 1883 год. СПб., 1885; Дмитриевский А. А. Путешествие на Восток и его научные результаты. Отчет о заграничной командировке в 1887/88 году с приложениями. Киев, 1890; Ернштедт В. Список датированных греческих рукописей Порфирьевского собрания //Отчет Императорской Публичной библиотеки за 1883 год. СПб., 1885. Приложение.
полностью посвящена биографии Порфирия, его деятельности в качестве архипастыря и духовного дипломата, II часть («Научная порфириа-на») представляет исследовательские штудии Порфирия, и, наконец, последняя, III часть («Духовное завещание») знакомит читателя с наследием Успенского-коллекционера, а так же подводит итоги его общественной и научной деятельности.

Источниковедческую базу данной диссертации составляют несколько видов источников:

I. Важнейшим источником для изучения как жизни, так и научной

деятельности Успенского стали его собственные труды (причем, как

опубликованные32, так и неопубликованные).

И. На протяжении ряда лет я изучала архивные собрания, материалы которых связаны с жизнью и научной деятельностью Порфирия Успенского. Так, самым детальным образом было исследовано собрание документов, хранящихся в Санкт-Петербургском филиале архива РАН, в фонде 118, где находятся все документы и бумаги, которые Порфирия собирал всю жизнь и завещал Академии наук. Еще один петербургский архив, содержащий информацию - Российский Государственный Исторический Архив. В фонде Святейшего Синода были обнаружено множество документов, касающихся Успенского. Самый подробный из интересующих нас фондов - об организации и деятельности Первой Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Петербургское собрание документов Миссии - не только крупнейшее, но и, судя по всему, единственное. Направленный мною запрос в Архив Русской Миссии в Иерусалиме не дал никаких результатов: присланный ответ информировал, что тамошний архив не сохранил никаких документов о Порфирии Успенском и о Первой Миссии вообще.
Их полный перечень см. в разделе Библиография.
Мною был осуществлен обзор архива Российской Национальной Библиотеки33, в котором собрана вся переписка директора Библиотеки А. Ф. Бычкова с самим Порфирием и всевозможными вышестоящими чиновниками по поводу покупки Императорской Публичной библиотекой порфирьевской рукописной коллекции.

Однако, как хорошо известно, поиски архивных источников затруднены иногда не из-за обилия материалов, а благодаря их плохой сохранности или же закрытости от ученых. Плохое состояние российских архивов зачастую препятствует полноценной исследовательской работе. Например, Петербургский Областной Архив, где хранится фонд Петербургской Духовной Академии, несколько лет был закрыт. Последние же годы он открыт лишь частично и фонд Духовной Академии все еще недоступен для исследования. Именно поэтому период порфирьевской учебы в этом учебном заведении остается малоизученным. В процессе работы над диссертацией мною были исследованы архивные фонды Центрального Исторического архива города Москвы, где находятся фонды московских ставропигиальных монастырей и, в том числе, фонд Московского Новоспасского монастыря . От монастырского архива сохранилось всего 15 дел. Если учесть, что история обители насчитывает восемь веков, можно ясно понять, что монастырские документы погибли практически полностью. Все источники, дошедшие до наших дней, датированы девятнадцатым веком, однако от времени, когда там жил Успенский не осталось ничего. Сходная ситуация сложилась и в Центральном Государственном Военно-Историческом Архиве Москвы: все документы 2-го Кадетского Корпуса, где Порфирий начал свою преподавательскую деятельность, утеряны плоть до 60-х годов 19 века.

33 Фонд 1, Оп.1. Дело №4.

34 Где прошел заключительный период жизни Успенского.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23952.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.