У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Паломничества в раннесредневековой ирландской традиции
Количество страниц 175
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23994.doc 
Содержание Содержание
ВВЕДЕНИЕ...3

ГЛАВА I. ТЕРМИНОЛОГИЯ ИРЛАНДСКОГО

ПАЛОМНИЧЕСТВА...26

§1.1. Содержание и контекст «peregrinatio»...30

§ 1.2. «Peregrinatio» и миссионерство...43

§ 1.3. Иные паломнические практики...51

ГЛАВА П. ЦЕЛЬ ИРЛАНДСКОГО

«PEREGRINATIO»... ...62

§ 2.1. Земная родина...64

§2.2 Гиберния...73

§ 2.3. «Terra Repromissionis»...83

ГЛАВА III. СТРУКТУРА САКРАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА...105

§3.1. Субъект, центр и периферия...107

§ 3.2. Каталог пространства...125

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...152

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

И ЛИТЕРАТУРЫ...155

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ...174

ПРИЛОЖЕНИЯ...175


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Проблематика паломничеств представляет повышенный интерес для современной медиевистики, поскольку оказывается сопряженной с решением целого круга важных вопросов, таких как: появление мест новой, христианской сакральности, вытеснивших прежние языческие топосы; утверждение иного типа исторической памяти, отразившей телесно ощущаемые пункты распространения христианства; формирование этически окрашенных представлений о пространстве; начало своеобразного «духовного миграционизма», способного вызывать культурные реновации; усиление индивидуалистического начала в духовном опыте паломника и др.

Не случайно появление обобщающих работ о феномене паломничества на различных европейских языках, возникновение исследовательских центров и научных периодических изданий, специализирующихся в этой узкой сфере медиевистики, проведение международных симпозиумов и конференций по обозначенной проблематике.

В представленном проблемном поле особое место занимает изучение паломнической идеи и праксиса раннесредневекового ирландского монашества. Ирландскому «peregrinatio» оказались присущи особые «отношения привязанности» (sentimental attachment) индивида и пространства, тесно соприкасающиеся с вопросами идентичности и стереотипов восприятия общностей1. Возможно говорить об ирландской топофилии европейской культуры, обозначающей особую ментальную притягательность ее пространств и ландшафтов. Исследование

1 Leerssen J. Mere Irish and Fior-Ghael: Studies in the Idea of Irish Nationality, its Development and Literary Expression prior to the Nineteenth Century. Amsterdam, 1986; Idem. Wildness, Wilderness and Ireland: Medieval and Early - Modern Patterns in the

географической образности «peregrini» дает возможность судить об истоках феномена.

Традиционный аспект изучения пространственных представлений в средневековой культуре Ирландии со времен О'Рахилли и Рисов сводится к исследованию структуры пространства ирландской мифологии. Недавний пример - фундаментальная монография Г. В. Бондаренко, в которой утверждается приоритет именно такого прочтения. «Раннесредневековая Ирландия», судя по первым строкам введения работы мыслится как пространство мифа, но мифа, как будто не имеющего уже социального измерения, внеисторичного, как пишет автор: «По сути, миф — это и есть история, но история не для изложения в учебнике, а история для рассказа у очага или для освежающей вставки в научном докладе (почему бы и нет?)»3.

Однако, пространство культуры, конечно же, не исчерпывается определением его мифологической, символической, религиозной составляющей, мыслимой в отношениях священного и профанного, но определяется и рядом других отношений, таких как отношения власти, собственности, привязанности, освоенности и т. д4.

В нашей работе мы бы хотели показать некоторые из возможностей рассмотрения пространства Ирландии в аспекте феномена «peregrinatio» (термин в данном контексте не сводится к одному лишь значению паломничества) раннесредневекового монашества. Свидетельства о путешествиях ирландского монашества, отраженные в индивидуальном и вместе с тем детерминированном социо-культурным контекстом ракурсе

Demarcations of Civility // Journal of History of Ideas. Baltimore, 1995. Vol. 56. P. 25 - 39. Chapman M. The Celts: the construction of a Myth. N. Y., 1992;

2 O'Rahilly T. F. Early Irish History and Mythology. Dublin, 1946; Rees A., B. Celtic Heritage. L., 1976; Рис А., Б. Наследие Кельтов. М., 1999.

3 Бондаренко Г. В. Мифология пространства Древней Ирландии. М., 2003. СП. Cohen E. Environmental Orientations: a Multidimension Approach to Social Ecology //

Current anthropology. Chicago, 1976. Vol. 17. P. 49 - 70.

литературы «peregnni», демонстрируют сложность восприятия пространства в ирландской культуре.

Создание данной работы также вдохновлялось дефицитом исследовательской традиции. Речь должна идти даже не о лакунах, но, по замечанию одного из лучших современных ученых, о поистине необозримом море средневековой ирландской литературы, по существу, недоступной и неизвестной в поле отечественной медиевистической традиции никому кроме узких специалистов5.

Объектом исследования является раннесредневековый феномен ирландского «peregrinatio». Феномен рассматривается в совокупности его теоретического и практического аспектов, отраженных в письменных памятниках, в нашем случае, по преимуществу, созданных на латинском языке.

Предмет исследования - географическая (и обобщенно -пространственная) образность «peregrinatio», составляющая идейный каркас этого феномена.

Методология исследования. Методологический инструментарий исследования определяют принципы интеллектуальной истории, истории ментальностей, гуманитарной (или этической) географии и некот. др.

Важный для нашей работы концепт пространственной образности, разработанный рядом отечественных и зарубежных исследователей, опирается на идею устойчивости представлений, складывающихся вокруг определенного объекта местности в результате человеческой деятельности . Под пространственной образностью понимается

5 Саги об уладах / Под. ред. Т. А. Михайловой. М, 2004. С. 6.

Замятин Д. Н. Политико-географические образы и геополитические картины мира (Представление географических знаний в моделях политического мышления) // Политические исследования. М., 1998. № 6. С. 80 - 92; он же. Географические образы в гуманитарных науках // Человек. М., 2000. № 5. С. 81 - 88; он же. Гуманитарная география: Пространство и язык географических образов. СПб., 2003; Замятина Н. Ю. Когнитивная география // География. М, 1999. № 44. С. 16; она же. Модели

совокупность ярких, характерных сосредоточенных знаков, символов, ключевых представлений, описывающих реальные топосы.

Немаловажными представляются также методологические основания такого (по преимуществу франко-германского) направления, как имагология (imagology), разрабатывающего амбивалентные этноконфессиональные стереотипы в структуре повествовательного дискурса. Исследования Дж. Лиррсена, посвященные образу ирландцев в средневековье, касаются в том числе, и географической образности ирландской культуры7.

Наконец, видится целесообразным введение в исследование элементов методологии так называемого «ментального картирования»8. Нас особенно интересуют как проблемы репрезентации локального пространства в сознании индивида, закономерности возникновения и строения индивидуального образа пространства, так и попытки выявления образа пространства целых социальных групп. Весьма важным в изучении теоретических установок «peregrinatio» представляется рассмотрение проблемы причастности или принадлежности индивида к тому или иному локусу, и в частности, проблемы отношения ирландских «peregrini» к

политического пространства // Политические исследования. М., 1999. № 4. С. 29-41; она же. Форпост в центре окраины. Социально-политическая контекстность географической информации // Логос. М., 2005. № 1. С. 245 - 256; Каганский В. Л. Культура в ландшафте и ландшафт в культуре // Наука о культуре. М., 1995. Вып. 3. С. 2 - 4, 31 - 67, 68 - 79; он же. Ландшафт и культура // Общественные науки и современность. М., 1997. № 1. С. 134 - 146; № 2. С. 160 - 169.

7 Leerssen J. The Rhetoric of National Character: A Programmatic Survey // Poetics Today. Durham, 2000. Vol. 21. № 2. P. 267 - 279; Idem. Wildness, Wilderness and Ireland: Medieval and Early-Modern Patterns in the Demarcations of Civility // Journal of History of Ideas. Baltimore, 1995. Vol.56. №1. P.25 - 39.

8 Голд Дж. Психология и география: основы поведенческой географии. М., 1990; Шенк Ф. Б. Ментальные карты: конструирование географического пространства в Европе от эпохи Просвещения до наших дней // Новое литературное обозрение. М., 2001. № 52. С. 52 - 55; Tuan Y. F. Images and Mental Maps // Annals of the Association of American Geographers. Oxford, Maiden, 1975. Vol. 65. № 2. P. 205 - 213.

оставляемой ими родине9. Применение данных подходов, обнаруживающее противопоставление макроуровня культуры и микроуровня человеческой индивидуальности позволяет, на наш взгляд, *' описать исследуемый феномен в его относительной полноте.

Цель работы. Рассмотреть феномен раннесредневекового ирландского «peregrinatio» в аспекте его пространственных представлений и географической образности.

Задачи работы:

1) исследовать понимание терминологии «peregrinatio» в письменной традиции ирландского монашества.

2) определить структурные установки индивидуальной географической образности «peregrinatio» в писаниях ирландского монашества.

3) рассмотреть географический образ Ирландии через ментальные установки практики ирландского паломничества; проследить изменения ментальной структуры пространства Ирландии в период кризиса и реформы ирландской церкви.

Степень изученности проблемы: Рассмотрение феномена «peregrinatio», явившегося следствием рецепции аскетической теологии раннего монашества в ирландском социуме V — VII вв. тесно связано с любым аспектом истории первоначальной ирландской церкви. В первые века христианизации сам институт церкви на острове не мыслим вне монашества, исторический идеал которого воплощен в фигурах знаменитых святых-пилигримов: Колумбы и Колумбана, Брендана, Кольмана, Фурсея и многих других. Обычай странствия был в этот период квинтэссенцией ирландского христианства и носил поистине тотальный щ, характер. Беда Достопочтенный в своей «Истории» с изумлением

описывает неудачный опыт совместной общины скоттов и англов, которые

9 Cohen E. Enviromental Orientations: a Multidimension Approach to Social Ecology // Current Antropology. Chicago, 1976. Vol 17. № 1. P. 55. P. 49 - 70.

«не смогли жить вместе, так как скотты летом, когда нужно было собирать урожай, уходили из монастыря и скитались по разным знакомым им местам; к зиме же они возвращались, рассчитывая на долю припасов, * заготовленных англами»10. Широко известно выражение Валафрида

Страбона, немецкого писателя IX в. назвавшего привычку странствия второй натурой ирландцев11.

В связи с этим, считаем целесообразным ограничить обзор историографии вопроса, в ином случае чрезмерно объемной, несколькими проблемами, связанными непосредственно со спецификой нашего исследования.

Попытки систематического описания феномена «peregrinatio»,
появляются в историографии довольно поздно. В числе первых важнейших

работ необходимо указать на работу X. фон Кампенхаузена (1930)12. Одной из центральных идей этого исследования было утверждение о том, что аскетическая идеология раннесредневекового «peregrinatio» находила в библейской традиции не только требование умерщвления плоти, но и обоснование разрыва перегрином родственных связей, что производило, по высказыванию ученого, революционный эффект в обществах, основанных на родовом принципе, подобно раннеирландскому.

В этом смысле, важны концепции «peregrinatio», основанные на анализе монашеской практики ирландских перегринов на континенте. Центральной проблемой этого историографического направления, хотя содержание данных работ этим аспектом отнюдь не исчерпывается, необходимо назвать исследование социо-культурной роли ирландского

10 Historia ecclesiastica Bedae // PL. Vol. 95. P. 179 - 180. Цит. перевод В.В. Эрлихмана по изданию: Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. СПб., 2003. С. 117-118.

11 «Quibus consutudo peregrinandi iam paene in naturam conversa est». Цитата из «Vita Galli» дается по: Gougaud L. Les Chretientes Celtiques. P., 1911. P. 348.

монашества в средневековой Европе13. В частности, активно исследовалась проблема миссионерской деятельности «peregrini» VI — IX вв., историографию которой, в связи с одним из сюжетов нашей работы, мы рассматриваем в первой главе.

На материале островной латинской и ирландской традиции проблему впервые раскрыла в 1960 г. Кэтлин Хьюс14. В ряде важнейших наблюдений, касающихся трансформации идеологии и практики ирландского паломничества (pilgrimage) в период «темных веков»15, К. Хьюс впервые подробно остановилась на внешнем образе и самопрезентации «peregrinatio» в ключевые моменты его истории. В частности, она отмечала складывание ясного образа и концепции аскетического, «в духе старых времен» «peregrinatio» довольно поздним периодом (IX в.), демонстрируя своеобразный культурный разрыв между практикой «peregrinatio» и культурной рефлексией на него. Работа К. Хьюс, хотя и не касающаяся непосредственно пространственной образности феномена, демонстрирует изобилие материала самой традиции, очерчивая обширный круг литературных памятников, принципиально важных в этом аспекте16.

12 Campenhausen H., von. Asketische Heimatlosigkeit. Tubingen, 1930; Idem. The Ascetic Idea of Exile in Ancient and Early Medieval Monasticism // Tradition and Life in the Church. L., 1968. P. 231 -251.

13 Leclercq J. Monchtum und Peregrinatio im Fruhen Mittelalter // R6mische Quartalschrift. Freiburg, 1960. Vol. 55. P. 212 - 225; Angenendt A. Monachi peregrini. Studien zu Pirmin und den monastischen Vorstellungen des fruhen Mittelalters. Miinchen, 1972.

14 Hughes K. The Changing Theory and Practice of Irish Pilgrimage // Journal of Ecclesiastical History. Cambridge, 1960. Vol.11. P. 143 - 151.

15 «Условия на континенте изменились и ирландский пилигрим (pilgrim) должен был приспособливаться, чтобы встретиться с ними... Мотив морского паломничества (the pilgrimage overseas), всегда заключался в совершенном оставлении земных связей среди следования к небу, но по мере того как реализация аскетического идеала становилась трудно достижимой за пределами острова, люди оборачивались к религиозной жизни на родине...» (пер. наш - Ф. К.) См.: Hughes К. Op.cit. P. 148.

16 См.: Idem. On an Irish Litany of Pilgrim Saints compiled с 800 // Analecta Bollandiana. Bruxelles, 1959. Vol. 77. P. 305 - 331; Idem. The Church and the World in Early Christian Ireland // Irish Historical Studies. Dublin, 1962. Vol. 13. P. 99 - 113.
Следующей работой ставшей вехой в изучении проблемы была статья Т. Чарльза-Эдвардса17. В частности, в своем исследовании связей «peregrinatio» с социальной структурой ирландского общества, он пришел к выводу о существовании двух типов островной монашеской аскезы, различение которых лежало именно в их отношении к системе родственных связей и, опосредованно, к территории, в границах которой эти отношения реализовывались. Система раннеирландского законодательства и латинская литературная традиция иногда разделяют статус «peregrinus», характеризующийся сохранением связей аскета с родной общиной и статус «deorad De» (божьи изгнанники), восходящий к пенитенциарной практике ирландского язычества и характеризующийся полным разрывом всех земных отношений18.

В силу своей систематичности и немалого эвристического потенциала, указанные статьи легли в основание целого ряда обзорных работ, посвященных исследованию темы на базе определенных литературных традиций.

Образцовой для таких обзорных работ может считаться, например, восьмая глава монографии Л. Байтель, построенная преимущественно на анализе ирландской житийной традиции19. Детальный анализ текстов житий приоткрывает завесу над множеством обстоятельств, детерминировавших как поведение индивидуальных «peregrini» в условиях реального паломничества или «exile», так и изображение практики в агиографическом каноне. Байтель четко отделяет феномен «эксилиатства» (holy exile) от феномена собственно паломничества, указывая на тот факт, что, в частности, К. Хьюс, пренебрегала «важностью внутреннего

17 Charles-Edwards T. The Social Background to Irish Peregrinatio // Celtica. Dublin, 1976. Vol. 11. P. 43-59.

18 Op. cit. P. 57 - 59.

19 Bitel L. M. Isle of the Saints: Monastic Settlement and Christian Community in Early Ireland. N.Y., L., 1990. P. 222 - 234.
островного (в оригинале «domestic» - Ф. К.) среди элиты и низших классов»20. В этом аспекте важен подчеркиваемый Л. Байтель момент отделения «профессионального» постоянного паломничества святых от более массового, но в меньшей степени отраженного в источниках паломничества мирян и обыкновенных монахов, а также тенденция традиции «peregrinatio» к постепенному замыканию в границах острова.

Другой, хотя и не менее классический принцип подбора источников лежит в основании работы Я.-Э. Рекдала21. В рамках традиционного, в особенности для церковной историографии, аспектного исследования агиографической традиции ирландского святого Колумбы (521 - 597 гг.) Я.-Э. Рекдал анализирует известные по работам Хьюс и Чарльза-Эдвардса категории на примере конкретных памятников, образующих указанную традицию. Подобный подход позволяет рассмотреть хронологию складывания «концепта ирландского паломничества», или, другими словами, формирования его образа в культуре. Так, в частности, выводы Рекдала подтверждают тот факт, что образ «peregrinatio» Колумбы в наиболее систематической, идеализированной форме скорее обнаруживается не в раннем латинском житии VIII в. но в ирландском житии XII в.23.

Следует отметить, что и на современном этапе феноменологическое исследование ирландского паломничества во многом опирается на

20 Bitel L. Op.cit. P. 223.

21 Rekdal J. E. The Irish Ideal of Pilgrimage as Reflected in the Tradition of Colum Cille (Columba) // Proceedings of the Third Symposium of Societas Celtologic Nordica. Oslo, 1994. P. 67-83.

22 Adomnan's Life of Columba / Ed. A. O. & M.O. Anderson. L., 1961; Herbert M. Iona, Kells & Deny: the History and Hagiography of the Monasic Familia of Columba. Oxford, 1988; MacDonald A. D. S. Aspects of the Monastery and Monastic Life in Adomnan's Life of Columba // Peritia. Vol. 3. 1984. P. 271 - 302; Picard J.-M. Adomnan's Vita Columbae and the Cult of Colum Cille in Continental Europe // Proceedings of the Royal Irish Academy. Dublin, 1998. Vol. 98. P. 1 - 23; Studies in Irish Hagiography / Ed. J. Carey, M. Herbert, P. 6 Riain. Dublin., 2001.

23 Op.cit. P. 70-71.
принципы, заложенные в указанных исследованиях, хотя проблематика и источниковая база работ отнюдь ими не исчерпываются. Об этом, например, свидетельствуют тезисы работ междисциплинарной конференции «Иерусалим, Рим, Сантьяго, Ирландия», состоявшейся в Коркском университете в июле 2000 г.24

Собственно, возможно даже говорить о преимущественном интересе исследовательского сообщества к более позднему периоду развития ирландского паломничества, генетически связанному с паломничеством современным. Обзорные исследования католического паломничества в Ирландии отводят периоду его предыстории лишь незначительное место25. Известные, и наиболее интересные в гуманитарном аспекте факты паломничества как такового - паломнических путешествий в Святую Землю , возникновения популярнейших паломнических маршрутов и мест поклонения27, относятся уже к первым векам после водворения на острове католической Церкви (XII в.).

Вместе с тем, в работах вышеуказанного типа феномен географической образности ирландского «peregrinatio», как правило, не затрагивался. Несомненный интерес представляют работы филологического направления, и, в этом смысле, на наш взгляд, наиболее показательна дискуссия, посвященная проблеме образности некоторых произведений как ирландского эпоса так и латинской литературы («immrama» и «navigationes»), несомненно, связанных с практикой морских путешествий ирландского монашества.

24 Jerusalem, Rome, Santiago, Ireland. At University College, Cork on July 26-29, 2000. Abstracts of Papers // (http://www.ucc.ie/acad/classics/pilgrimage/abstracts.html).

25 См.: Mould D. Irish Pilgrimage. N.Y., 1957; Nolan M. L. Irish Pilgrimage // Annals of the ¦*it Association of American Geographers. Oxford, Maiden, 1983. Vol. 73. P. 421 - 438.

26 Esposito M. The Pilgrimage of Symon Semeonis: A Contribution to the History of Mediaeval Travel // The Geographical Journal (Royal Geographical Society of Britain). 1917. Vol. 50. P. 335 - 352; Rodd R. The Pilgrimage of Symon Semeonis // The Geographical Journal (Royal Geographical Society of Britain). 1918. Vol. 51. P. 58 - 59.
Целесообразно отметить основные направления в исследовании проблемы, дискурс которой имеет тенденцию к отчетливой полюсности.

Наибольшей разработанностью отличается полемика, в последний свой период принявшая форму противостояния т.н. нативистов и антинативистов в кельтологии . Речь идет, в первую очередь, об образности преданий о плаваниях в некую страну на островах, пространство которой сочетает (в разных произведениях традиции в разной пропорции) как христианские, так и дохристианские мотивы. Полемика перемещается в этом случае исключительно в область авторских установок создателей повестей о плаваниях. Отметим, что нативисты (П. Мак Кана29) как правило, исходят из положения о дохристианском, индоевропейском, происхождении сюжетов и образов плаваний в Иной Мир кельтов; антинативисты (Дж. Карни, К. Мак Кон30) отстаивают тезис о сугубо христианском, аллегорическом характере образности морского «peregrinatio»31. Отметим неослабевающий интерес к проблеме, примером которого является вышедшая в 2000 г. антология, представляющая «репрезентативную выборку прошлого и нынешнего критицизма» повестей о кельтских морских путешествиях в загробный мир -переиздание ключевых статей по проблеме с 1905 г. по наши дни32.

Показательна следующая проблема, также возникающая на столь благодатном материале ирландской литературной традиции о плаваниях, и

27 Zaleski С. G. St. Patrick's Purgatory: Pilgrimage Motifs in a Medieval Otherworld Vision // Journal of the History of Ideas. Baltimore, 1985. Vol. 46. P. 467 - 485.
Бондаренко Г.В. Мифология пространства древней Ирландии. М., 2003. С. 45 - 54.

29 Мае Сапа P. The Sinless Otherworld Island in Early Irish Literature // Eriu. Dublin, 1976. Vol. 27. P.95 - 115; idem. Celtic Mythology. Dublin, 1980.

30 Carney J. Studies in Irish Literature and History. Dublin, 1955; Mac Cone K. Pagan Past and Christian Present in Early Irish Literature. Maynooth, 1990.

31 Михайлова Т. А. «Острова за морем» или тема плаваний в Иной Мир в ирландской традиции // Представления о смерти и локализация Иного Мира у древних кельтов и германцев. М., 2002. С. 153 - 163.

32 The Otherworld Voyage in Early Irish Literature. An Anthology of Criticism / Ed. J. Wooding. Dublin, 2000.
касающаяся географической основы самого знаменитого ирландского по происхождению произведения средневековья - повести о плавании св. Брендана (Navigatio Sancti Brendani Abbatis)33. Собственно, здесь можно говорить о двух историографических традициях: историко-географической, занятой поисками реальной географической основы повести, и историко-филологической, утверждавшей в дискурсе повести приоритет основы книжной и фольклорной. В свой начальный период эти традиции могли удачно совмещаться в рамках одного и того же исследования34. С упадком позитивитской методологии, так вдохновлявшей скрупулезные историко-географические (часто не вполне обеспеченные материалом исследования35), мы можем фиксировать практическое исчезновение первой традиции36. По этой же причине существенно трансформировалась историко-филологическая традиция изучения повести, акценты в которой сместились с проблемы литературного генезиса образов «Плавания» на исследование ментальной структуры ее создателей и первых читателей37.

С этой точки зрения, важна работа Т. О'Лахлина . Коренное отличие подхода Т. О'Лахлина от подхода гуманитарной географии

33 Burgess G. & Strijbosch С. The Legend of St. Brendan - a Critical Bibliography. Dublin, 2000.

34 Zimmer H. Brendan's Meerfahrt // ZfDA. 1889. Bd. 33. S. 129 - 220,257 - 338.

35 См.: Хенниг Р. Неведомые земли. Т. II. М., 1961. С. 113 - 122.

36 Последний всплеск интереса к эмпирически-географической проблематике «Плавания» наблюдался в связи с плаваниями Т. Северина 1975 - 1976 гг. См.: Северин Т. Путешествие на «Брендане». М, 1983.

37 Bray D. A. Allegory in Navigatio Sancti Brendani // Otherworld Voyage in Early Irish Literature. An Anthology of Criticism. P. 175 - 186; Bourgeault С The Monastic Archetype in the Navigatio of St. Brendan // Monastic Studies. N. Y., 1983. Vol. 14. P.109 - 122; Carp T. The Three Late-coming Monks: Tradition and Invention in the Navigatio Sancti Brendani // Medievalia et Humanistica: Studies in Medieval and Renaissance Culture. 1984. Vol. 12. P. 42 - 50; Yoder E. Monks Paradise in The Land of Cokaygne and the Navigatio sancti Brendani // Papers on Language & Literature. 1983. Vol. 19. P. 227; Wooding J. Monastic Voyaging and the Nauigatio // The Otherworld Voyage in Early Irish Literature. P. 226 - 245.

38 O'Loughlin T. Distant Islands: The Topography of Holiness in the Nauigatio sancti Brendani // The Medieval Mystical Tradition: England, Ireland and Wales. Woodbridge, 1999. P. 1-20; кроется в объекте исследования. Ирландский ученый исследует прежде всего концептуальные, символические схемы, лежащие в основании систем географических образов в географических сочинениях и картографии островного средневековья, в то время как в гуманитарной географии акцент смещен на ступень ниже, к исследованию восприятия культурой объектов реального пространства. В отечественной историографии подходу Т. О'Лахлина близки работы Е. А. Мельниковой, исходящие из постулата о книжном, но не эмпирическом характере раннесредневековой географии39.

Центральная географическая концепция западного средневековья, строившаяся на библейском материале и отличавшаяся известным схематизмом, как показывает Т. О'Лахлин на примере адамнановой книги «De Locis Sanctis»40, определяла и эмпирическое восприятие пространства.

Из последних работ, посвященных близкой проблематике, укажем на монографию Дж. Франк, в которой рассматривается «визуальный аспект» воприятия сакрального в писаниях пилигримов IV в. Визуальная образность Святых Мест, как свидетельствует исследовательница, посвятившая описанию феномена немало страниц, в представлениях пилигримов была тесно связана с их библейской образностью, и, более того, зачастую даже определялась ею41.

Отечественная исследовательская традиция, в силу понятных причин, ограниченная всего несколькими общими трудами, тем не менее, демонстрирует обращение к ключевым аспектам проблемы даже в более ранний период, чем вышеуказанные главные работы западных ученых.

Мельникова Е. А. Образ мира. Географические представления в Западной и Северной Европе. V - XTV вв. М., 1998.

40 O'Loughlin Т. The View from Iona: Adomnan's Mental Maps // Peritia. 1996. Vol.10. P. 98-122; Idem. An Early Thirteenth-Century Map in Dublin: A Window into the World of Giraldus Cambrensis // Imago Mundi. L., 1999. Vol. 51. P. 24 - 39; Idem. Celtic Theology: Humanity, World and God in Early Irish Writings. L., 2000.
В первую очередь, речь идет о трудах таких исследователей, как Л. П. Карсавин, в знаменитой книге 1912 г. обративший внимание, в рамках своей концепции развития монашества как аскетической идеи, на особую индивидуализацию монашеского идеала в Ирландии. Подчеркивая особую значимость монашества в «текучей социальной жизни» острова, он отмечал в индивидуальном «ироскоттском миссионерстве и пустынничестве» специфический энтузиазм отречения от мира42.

Представители петербургской школы культурно-исторического направления - О. А. Добиаш-Рождественская и М. Э. Шайтан, впервые рассмотревшие в качестве основополагающих категорий исторического процесса мировоззренческие представления и психологию частного человека, удерживаясь от широких концептуальных обобщений, показали ирландское паломничество через призму множества фактических и биографических деталей средневековых текстов4 .

В годы, когда в отечественной науке официально не допускалась альтернатива социально-экономической методологии марксизма, лингвист и историк А. В. Исаченко, пребывавший как и предыдыдущие исследователи, в маргинальной области дискурса, опубликовал едва ли не единственную и до сей поры работу, где привел свидетельства возможного влияния ирландских «peregrini» на славянские общины во второй половине VIII в.44

В данный момент, характеризующийся возникновением устойчивого внимания к истории Ирландии как в массовой культуре, так и в академической среде, мы можем отметить появление ряда интересных

41 Frank G. The Memory of the Eyes: Pilgrims to Living Saints in Christian Late Antiquity. Berkeley, 2000.

Карсавин Л. П. Монашество в средние века. М., 1992.

Добиаш-Рождественская О. А. Западные паломничества в средние века. Пг., 1924; Она же. Культура западноевропейского средневековья. М, 1987; Шайтан М.Э. Ирландские эмигранты в средние века. // Средневековой быт. М., 1925.
работ и переводов, отражающих все позитивные и негативные стороны этой тенденции. В аспекте нашей темы впервые появляется перевод «Плавания св. Брендана», подготовленный Н. С. Гореловым, к сожалению, ^ в силу своего формата, ориентированный на широкую аудиторию и

лишенный критического аппарата45, но также и превосходная статья Т. А. Михайловой, содержащая ценный историографический материал46. Помимо ряда монографий последних лет, следующих в русле традиционных для отечественной кельтологии мифологических исследований47, необходимо отметить фундаментальную монографию Н. Ф. Ускова, впервые в отечественной историографии систематически рассмотревшего феномен ирландского «peregrinatio» поместив его в широчайший контекст монашеской истории германских земель раннего средневековья. Выводы исследователя об истинном содержании практики «peregrinatio» на континенте представляются весьма важными в связи с историографической традицией ирландского «миссионерства» .

Источниковая база работы. Работа построена на анализе широкого круга источников, составленных, по преимуществу, на латинском языке в период с VI по XII вв. В аспекте исследования данной темы в письменной традиции острова не существует альтернативы свидетельствам на латыни в период до VII в., когда в текстах также находит последовательное и разносторонее воплощение ирландская письменная речь, записанная на

44 Исаченко А.В. К вопросу об ирландской миссии у панноннских и моравских славян // Вопросы славянского языкознания. Вып. 7.1963. С. 43 - 72.

45 Плавание Св. Брендана / Пер. Н.С. Горелова. СПб., 2002.

46 Михайлова Т. А. «Острова за морем» или тема плаваний в Иной Мир в ирландской традиции // Представления о смерти и локализация Иного Мира у древних кельтов и германцев. М., 2002. С. 153 - 163.

0, 7 Широкова Н. С. Культура кельтов и нордическая традиция античности. СПб., 2000;

Михайлова Т. А. Суибне - гельт, зверь или демон, безумец или изгой? М., 2000; Представления о смерти и локализация Иного Мира у древних кельтов и германцев / Ред. Т. А. Михайлова. М., 2002; Бондаренко Г. В. Мифология пространства Древней Ирландии. М., 2003.

Усков Н. Ф. Христианство в Западной Европе раннего средневековья. Германские земли П/Ш - середина XI в. СПб., 2001.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23994.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.