У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Карл Йозеф Вирт партийно—государственная де ятельность
Количество страниц 235
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24052.doc 
Содержание Содержание
Введение 3-26

Глава I. Становление политика 27 - 45

Глава П. Й. Вирт и проблема утверждения Веймарской

демократии

§ 1. Борьба с правым и левым радикализмом 46 - 68

за утверждение социальных и демократических

завоеваний Веймара

§ 2. "Решительный республиканец". Отношение 69 - 95

Й. Вирта к конституции, его видение социальной

и демократической республики

§ 3. Перед лицом фашизма. 96 - 116

Деятельность Й. Вирта в период

мирового экономического кризиса.

Глава Ш. Й. Вирт и проблемы внешнеполитического

развития Веймарской республики

§ 1. "Политика выполнения" (май 1919 - октябрь 1921 гг.) 117 - 140

§ 2. Активизация восточной политики 141-162

(октябрь 1921-1922 гг.)

§ 3. Й. Вирт и проблемы внешнеполитического 163-179

развития Веймарской республики (1923 - 1931 гг.)

Заключение 180-189

Примечания 190 - 221

Список источников и литературы 222 - 235


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в российском обществе происходят сложные процессы переходного периода. Политические и социально-экономические преобразования, радикальные изменения в сфере культуры отчасти являются следствием специфических особенностей исторического прошлого России, в то же время они отражают общие тенденции, характеризующие развитие многих государств в новое и новейшее время. В частности, важнейшими задачами, стоящими сегодня перед российским государством являются демократизация политической системы, формирование гражданского общества и правового государства. В этой связи большое значение имеет осмысление многотрудного пути исторического развития, пройденного различными народами и государствами в данном направлении.

Опыт политической модернизации Германии, предпринятый в годы Веймарской республики представляет для современной России особый интерес, как пример демократической трансформации бывшего имперского гиганта -государства с неустойчивым политическим равновесием, экономикой, находившейся в состоянии глубокого кризиса, отсутствием полноценных демократических традиций и свойственной менталитету населения привычкой к повиновению и авторитаризму.

Как известно, человеческая история всегда, в той или иной степени определяется ее участниками. И все же между огромным количеством трудов по истории Веймара и незначительным числом исследований, посвященных деятельности отдельных веймарских политиков существует очевидное несоответствие. В первую очередь это касается Й. Вирта - одного из крупнейших государственных деятелей Германии первой трети XX века -рейхсканцлера, известного парламентария и министра Веймарской республики. В СССР и ГДР Й. Вирт был известен, главным образом, как один из инициаторов заключения Рапалльского договора и решительный сторонник политики мирного сосуществования между государствами с различными

общественными системами (1). Политическое руководство Западной Германии относилось к Й. Вирту неприязненно. Одной из причин этого было, по-видимому, резкое неприятие бывшим рейхсканцлером официального внешнеполитического курса, проводимого в ФРГ в 1950-е годы. Особое недовольство Й. Вирта вызывала чрезмерная ориентация канцлера К. Аденауэра на Запад, результатом чего, по его мнению, стал раскол Германии и принесение национальных интересов немецкого народа в жертву стремлению играть ведущую роль в процессах европейской интеграции.

Другой немаловажной причиной того, что фигура Й. Вирта долгое время пребывала в тени истории, было отсутствие источников, необходимых для серьезного научного исследования. Значительная часть личного архива фрайбургского политика находилась в частной собственности его наследников в г. Мюнхене и лишь в конце 1980-х гг. была передана в Бундесархив г. Кобленца. Другая часть наследия Й. Вирта, изъятая гестапо при двух обысках в его берлинской и парижской квартирах, в сентябре 1945 г. была захвачена частями Советской Армии и переправлена в г. Москву. Она хранилась в Российском государственном военном архиве, фонды которого долгое время были закрыты для рядовых исследователей. Лишь с начала 1990-х гг. документы из личного архива Й. Вирта, насчитывающие 550 дел с общим количеством более 30000 листов, подавляющая часть которых относится к Веймарскому периоду, стали доступны для работы специалистов.

Несмотря на определенное оживление интереса германских историков к личности Й. Вирта, наблюдающееся с конца 1990-х гг., в существующих на сегодняшний день исследованиях о нем все еще содержится огромное количество "белых пятен". В настоящее время необходимо изучение многих аспектов деятельности политика, основанное на анализе новых источников, и осмысление ее результатов с позиций сегодняшнего дня. Этим в первую очередь объясняется актуальность данной темы исследования. Кроме того, актуальность темы видится в том, что исследования, в центре которых стоит

человеческая личность, персонифицируя социологические и исторические закономерности, способствуют раскрытию "человеческого" содержания истории. Помимо своей общегуманитарной актуальности, изучение деятельности Й. Вирта в веймарский период создает возможность расширить представления о воздействии исторических личностей определенной эпохи на возможные пути исторического прогресса.

Объектом исследования является процесс политической модернизации Германии в период зарождения, существования и гибели Веймарской республики.

Предмет исследования - партийно-государственная деятельность Й. Вирта в процессе попытки демократизации политической системы Германии в 1918-1933 гг.

Целью диссертации является исследование идейно-политических взглядов, партийной и государственной деятельности Й. Вирта в 1918 - 1933 гг., его роли и места в политической системе Веймарской республики.

Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:

- проследить формирование и эволюцию политических взглядов Й. Вирта;

- проанализировать деятельность политика в период становления Веймарской республики и формирования Веймарской коалиции;

- исследовать мероприятия Й. Вирта на посту имперского министра финансов, рейхсканцлера и министра иностранных дел;

- рассмотреть основные направления политической деятельности Й. Вирта, как видного парламентария и одного из лидеров партии Центра в период относительной стабилизации и мирового экономического кризиса 1929 - 1933 гг.;

- определить вектор внешнеполитической деятельности Й. Вирта в 1919- 1933 гг.;

- проанализировать основные факторы, определявшие политические решения Й. Вирта.

Хронологические рамки исследования охватывают события с ноября 1918 по март 1933 гг. В качестве начального рубежа исследования берется участие Й. Вирта в процессе становления Веймарской республики в 1918 - 1919 гг. Завершающий рубеж связан с приходом фашистской партии к власти в стране, предоставлением чрезвычайных полномочий правительству А. Гитлера в марте 1933 г. и ликвидацией Веймарской демократии.

В зарубежной историографии, главным образом германской, внимание к личности Й. Вирта обозначилось еще при его жизни. Работы 1920-х гг., непосредственно посвященные деятельности политика, представлены в основном краткими биографическими очерками, нередко носившими отпечаток политической публицистики, и не представляющими значительной научной ценности (2).

В общих исследованиях по истории Веймара, созданных в 1930-е - 1940-е гг. освещался в основном непродолжительный период деятельности Й. Вирта, ограниченный, главным образом, годами его канцлерства. Наибольшие разногласия исследователей вызывала инициированная Й. Виртом и В. Ратенау "политика выполнения". Так, один из первых историков Веймарской республики А. Розенберг обозначил принятие правительством Й. Вирта условий Лондонского ультиматума и всю "политику выполнения" как серьезную ошибку, поскольку "убедить бывших военных противников в бессмысленности и невыполнимости, наложенных Версальским договором на рейх обязательств и предотвратить оккупацию Рурской области не удалось" (3).

Другой точки зрения придерживались историки либерального направления. По мнению Й. Штоккера в своих основных тенденциях "политика выполнения" Й. Вирта и "политика взаимопонимания" Г. Штреземана не имели принципиальных различий (4). Анализируя причины поражения "политики выполнения" исследователи указывали, прежде всего, на внутреннее сопротивление, которое испытывало правительство Й. Вирта. Так, X. Пюндер в работе "Коалиционная политика" отмечал, что политику

рейхсканцлера в Германии могли понять немногие, лишь самые благоразумные из его современников (5). Е. Риттер подчеркивал, что "в своих речах и делах И. Вирт неоднократно был вынужден "делать реверансы" национальным чувствам населения" (6).

В дальнейшем подобная точка зрения оставалась популярной и у историков неолиберального направления. Так в 1950-е - 1960-е гг. ее придерживались К. С. Пинзон (7) и В. Конце (8), главную причину поражения "политики выполнения" видевшие в том факте, что большая часть немецкого народа была не готова смириться с политическими реалиями, сложившимися в результате военного поражения Германии в 1918 году.

В 1960-е гг. в ФРГ изучением отдельных аспектов деятельности Й. Вирта занимался И. Беккер. В 1961 г. он опубликовал небольшое исследование, в котором проанализировал причины острых конфликтов И. Вирта с партией Центра в период функционирования IV кабинета В. Маркса (1927 - 1928 гг.) (9). Автор в целом критически оценивал действия бывшего рейхсканцлера. По его мнению, борьба Й. Вирта против правительства "буржуазного блока" с участием немецких националистов предотвратила альтернативу консервативной эволюции Веймарской демократии и отрезала возможность чередования правой и левой коалиций. "Й. Вирт и противники правительства "буржуазного блока" стали невольными помощниками в победе на выборах в мае 1928 г. правого крыла НННП во главе с А. Гугенбергом. Своим образом действий они способствовали укреплению враждебных парламенту и республике сил, разрушивших впоследствии партийную систему и открывших путь к установлению диктатуры А. Гитлера и НСДАП", - считал И. Беккер (10).

Особое внимание исследователей привлекала деятельность Й. Вирта, направленная на укрепление институтов республиканского государства. Большой интерес в этой связи вызывает исследование Г. Яспера "Защита республики" (11) опубликованное в 1963 г. Автор подробно осветил мероприятия правительства Й. Вирта по защите республиканского строя:

"Введение "Распоряжения в защиту республики" было единственным средством предотвратить вторую революцию и гражданскую войну", - считал Г. Яспер (12). По его мнению, главная заслуга в том, что в 1921 - 1922 гг. удалось избежать тяжелейших внутренних столкновений, успешно разрешить конфликт с Баварией, разгоревшийся ввиду отказа правительства Г. фон Кара распространить там действие "Распоряжения в защиту республики" и предотвратить гражданскую войну, принадлежала рейхсканцлеру (13).

Другой точки зрения придерживался Г. Шульц. В исследовании "Между демократией и диктатурой", посвященном проблеме федерализма в Веймарской Германии он оценил результаты усилий правительства Й. Вирта по разрешению конфликта с Баварией как не слишком успешные. "Распространение "Распоряжения в защиту республики" означало существенный удар по суверенитету германских земель, не внеся никаких изменений в существующую в Баварии практику", - полагал автор (14).

О деятельности Й. Вирта во второй половине 1920-х гг. в некоторой степени позволяет судить исследование М. Штюрмера "Коалиции и оппозиция в Веймарской республике 1924 - 1928.", опубликованное в 1967 г. (15). Автор упоминал о Й. Вирте в связи с конфликтом, разгоревшимся в партии Центра вокруг образования правительства с участием немецких националистов (16), а также в ходе обсуждения налоговой и таможенной политики правительства Г. Лютера (17).

В 1968 г. в ФРГ была издана диссертация западногерманского историка Э. Лаубаха, в которой автор подробно и педантично осветил внутри- и внешнеполитические мероприятия правительства Й. Вирта (18). Огромное внимание исследователь уделил решению правительством репарационного вопроса. Э. Лаубах отметил решающую роль рейхсканцлера в организации мероприятий по охране восточных границ Германии, его вклад в успешное развитие советско-германских отношений, детально осветил действия, предпринятые правительством для защиты республиканского строя. "Хотя

нельзя считать политику, проводимую правительством Й. Вирта существенным прогрессом, Рапалльский договор ни в коем случае не был ее единственным достижением", - полагал Э. Лаубах (19). Собственный успех "политики выполнения", по мнению исследователя, заключался в том, что " в результате принятия ультиматума оккупация Рурской области была отсрочена на 20 месяцев, в течение которых, благодаря усилиям правительства Й. Вирта, не только деловые круги Великобритании и США и население нейтральных стран, но и политическое руководство Франции убедились в непригодности существующего послевоенного урегулирования и решения проблемы репараций. Это был фундамент, на котором год спустя Г. Штреземан строил свою политику", - писал Э. Лаубах. По его мнению, "главная причина того, что Г. Штреземан добился более ощутимых результатов, заключалась не только и не столько в его политических действиях и личных качествах, сколько в отрезвленной Франции" (20).

В 1970-е гг. в связи с разрядкой международной обстановки и нормализацией отношений между СССР и ФРГ интерес к личности Й. Вирта в Западной Германии несколько усилился. В этот период в ряде солидных изданий появились краткие биографические очерки о нем. Среди них следует отметить, прежде всего, статьи Т. Кнаппа и И. Шульце-Бидлингмайер (21).

Т. Кнапп в небольшом биографическом эссе предпринял попытку создания психологического портрета политика. В исследовании Т. Кнаппа И. Вирт предстает человеком со сложным характером и бурным темпераментом, благодаря которому, по мнению автора, он нередко "казался "более левым", чем был в действительности (22). Отдавая должное приверженности рейхсканцлера республиканской и демократической идее, его стремлению к социальным преобразованиям, автор отмечал двойственность его внешнеполитической концепции, указывая на свойственную Й. Вирту склонность к силовому решению международных проблем. По мнению Т. Кнаппа, агрессивные внешнеполитические замыслы Й. Вирта в отношении
Польши, пользовавшиеся поддержкой руководства правых партий, с которым Й. Вирт боролся по внутриполитическим вопросам, были главной причиной тяжелых конфликтов, заметно осложнявших отношения канцлера с его внутриполитическими союзниками (23).

И. Шульце-Бидлингмайер в небольшом очерке "Й. Вирт" также отмечала двойственность, свойственную внешней политике рейхсканцлера: "Одновременно с мероприятиями по разоружению Германии, проводимыми Й. Виртом в рамках официально провозглашенной им "политики выполнения", он без ведома парламента предоставлял средства для создания тайного лагеря вооружений и обеспечения оружием верхнесилезских отрядов самообороны" (24).

В 1975 г. фрайбургскими историками Р. Лиссем и Р. Лиссемом была опубликована статья, посвященная деятельности советско-германского деревообрабатывающего общества "Молога", председателем наблюдательного совета и акционером которого был И. Вирт. Исследование содержит много интересных подробностей о мероприятиях бывшего рейхсканцлера, направленных на укрепление советско-германских отношений в "эру Локарно" (25).

Несмотря на некоторое оживление интереса к личности Й. Вирта, наблюдавшееся на протяжении 1970-х гг., вплоть до его 100-летнего юбилея политика, отмечавшегося в 1979 г., его образ в западногерманской исторической литературе был освещен лишь фрагментарно. В ходе состоявшихся в 1979 г. во Фрайбурге - родном городе Й. Вирта - научных дискуссий вновь обнаружилось, какое огромное количество "белых пятен" содержится в исследованиях о его жизни и деятельности, главным образом, по причине явного недостатка источников. По окончании дискуссий фрайбургскими историками Г. Эрлером и К. О. Заттлером был издан сборник докладов, где широкой общественности был представлен довольно противоречивый образ Й. Вирта (26).
В 1979 г. в рамках доклада "Путь Й. Вирта в политике и проблемы его канцлерства" фрайбургский историк X. Отт, опираясь на новые источники из наследия К. Ференбаха, подверг деятельность бывшего рейхсканцлера подробной критической оценке (27). В том же году X. Отт опубликовал статью, в которой на основании изучения личной корреспонденции Й. Вирта, составленной им в период эмиграции, указал на решающую роль политика в организации тайного сотрудничества между рейхсвером и Красной армией, и впервые представил подробную информацию о деятельности Й. Вирта в период эмиграции (28).

Из работ, созданных западногерманскими исследователями в 1980-е гг., заслуживает внимания, прежде всего, статья Р. Морсея, представляющая собой краткую политическую биографию Й. Вирта, в которой пристальное внимание автор уделил деятельности политика в период эмиграции (29).

Среди трудов общего характера, созданных в начале 1990-х гг., следует отметить исследование Х.-А. Винклера "Веймар", в котором автор подробно проанализировал экономическую ситуацию, сложившуюся в Германии в период канцлерства Й. Вирта. "Если бы в 1920 - 1921 гг. удалось достичь справедливого послевоенного урегулирования, инфляция не переросла бы в гиперинфляцию, имевшую разрушительные последствия для экономики Германии", - считал автор, отмечая, что к такому урегулированию, прежде всего, была не готова Франция (30).

Особую группу исследований, вызывающих интерес в связи с именем Й. Вирта образуют труды, посвященные внешней политике Веймарской республики. Большого внимания заслуживает работа современника Й. Вирта, имевшего непосредственное отношение к решению проблемы репараций, госсекретаря МИД Германии - К. Бергмана, опубликованная в 1926 г. (31). Освещая развитие репарационного вопроса, автор в целом положительно оценивал деятельность Й. Вирта в период руководства министерством финансов и в первые месяцы канцлерства, с удовлетворением отмечая его
стремление к договоренности с бывшими военными противниками и отказ от прямой конфронтации с Антантой (32). В то же время любые, предпринятые в период второго канцлерства И. Вирта, мероприятия, способствовавшие осложнению отношений с Францией, вызывали возражения К. Бергмана. Острейшей критике автор подверг в частности факт заключения Рапалльского договора в апреле 1922 г. По его мнению, договор не дал Германии никаких преимуществ и существенным образом осложнил решение репарационной проблемы, ожесточив позицию Франции (33).

Л. Циммерман в исследовании, посвященном внешней политике Веймарской республики (34), утверждал, что "при установленных Версальским договором "правилах игры", политика взаимопонимания с Западом была невозможна" (35). Устранение США от проблем европейского континента и известное равнодушие к ним Великобритании усиливало, по мнению автора, значение восточной политики, как для Франции, стремившейся к политическому союзу с Польшей, так и для Германии, традиционно, со времен О. фон Бисмарка заинтересованной в сотрудничестве с Россией. Отмечая присущие Й. Вирту реваншистские настроения, автор указывал на тесное сотрудничество рейхсканцлера с генералами рейхсвера и утверждал, что его политика была направлена на уничтожение Польши, как восточного бастиона Франции (36). И все же главная цель рапалльской политики, по мнению Л. Циммермана, заключалась, прежде всего, в стремлении восстановить прежние внешнеполитические позиции Германии и сделать ее равноправным участником европейской политики (37).

П. Крюгер в работе "Немецкая внешняя политика между ревизионизмом и мирной безопасностью" (38) анализируя провозглашенную Й. Виртом "политику выполнения" также отмечал, что ее главной целью было создание предпосылок для обширного процесса ревизии (39). По мнению автора, избрание рейхсканцлером экономических статей Версальского договора в качестве главного объекта критических атак было тактически верным, а вот
заключение политического союза с Москвой вовсе не было неизбежным. "При благоприятном стечении обстоятельств Генуя могла стать началом нового репарационного урегулирования. ... Рапалло не было убедительным внешнеполитическим шагом, поскольку "русская политика" Й. Вирта, безусловно, важная в отношениях с Польшей, не согласовывалась с общей внешнеполитической концепцией его правительства в отношении Запада" -полагал П. Крюгер (40).

По мнению другого германского исследователя - Х.-А. Винклера, Рапалльский договор сделала политику мирного существования и взаимопонимания с Западом невозможной (41). "Хотя заключение политического союза с Москвой вовсе не делало оккупацию Рура неизбежной, оно, безусловно, способствовало ослаблению умеренных элементов во Франции и усилению там влияния несгибаемых националистов", - утверждал X.- А. Винклер (42).

Следует отметить, что факт подписания Рапалльского договора никогда не имел однозначной оценки в германской истории (за исключением марксистской историографии ГДР). Сторонники договора, в частности, такие крупные историки, как Т. Шидер, К.-Д. Эрдман, Л. Циммерман утверждали, что его заключение было продиктовано политической и экономической необходимостью. По мнению этих авторов, Рапалло было не тайным заговором против Версаля, а реакцией на возможную сепаратную договоренность между Советами и западными державами, угрожавшую жизненным интересам Германии. Сторонники договора полагали, что он являлся дипломатической победой Берлина и способствовал утверждению Германии в качестве великой европейской державы. Подчеркивалось также преимущество торговых соглашений с Москвой.

Противники договора аргументировали свою позицию, прежде всего, двойственностью советской внешней политики и опасались возможного "экспорта революции". Так А. Ворлицек утверждал: "Й. Вирт осуществлял
восточную политику с сентиментальной наивностью, не обременяя себя пониманием того, что представляла собой Россия до и после пролетарской революции" (43). Н. Зюндерман в книге "Наследство фальшивых пророков" писал: "только время могло показать, каким путем в будущем предполагало идти советское правительство - был ли этот путь нацелен на завоевание Германии или означал честное партнерство" (44). К. Буххайм заявлял, что "связь с Советской Россией - это связь с пролетарской революцией" (45). По мнению противников договора, связь с большевистской Россией разрушила завязывающееся взаимопонимание с Западом и способствовала поражению новой глобальной экономической стратегии с участием Лондона и Вашингтона. Ряд исследователей считал, что договор стал предпосылкой для заключения германо-советского пакта 1939 г., открывшего дорогу к развязыванию второй мировой войны. "Уже только одно то обстоятельство, что история Европы стала развиваться в роковом направлении, свидетельствует о том, что Рапалло было кардинальной ошибкой немецкой внешней политики", - писал в 1972 г. Р. Д. Мюллер. Эта точка зрения была и остается популярной в германской историографии. Так в конце 1990-х гг. ее придерживался X. Кюпперс. Одну из глав своей монографии о Й. Вирте он назвал "Внешняя политика против Западной Европы: Рапалло" (46).

Работы, посвященные развитию германо-советских отношений образуют особую группу исследований, представляющих интерес в связи с личностью И. Вирта (47). Г. Хельбиг в монографии, вышедшей в 1958 г. указывал на решающую роль И. Вирта в развитии двустороннего сотрудничества: "Для И. Вирта соглашение с Советами было актом политической необходимости, к которому он долго и тщательно готовился. Он был убежден, что только с Советской Россией Германия сможет ослабить тиски Версаля" (48). Г. Розенфельд в двухтомном исследовании по истории немецко-советских отношений, вышедшем в 1970-е гг., также указывал на полное взаимопонимание Й. Вирта и А. фон Мальцана в "русском вопросе". И все же
роль Й. Вирта в заключении договора с Москвой прослеживается у автора недостаточно четко (49). В отличие от этого фрайбургский историк X. Отт, видевший в подписании Рапалльского договора "важнейшую примету канцлерства Й. Вирта", подчеркивал, что договор, целиком и полностью, тщательно подготавливался Й. Виртом, посредством тайной дипломатии, за спинами многих влиятельных политических фигур. "Это договор, за который Й. Вирт несет полную ответственность", - считал автор (50).

Наконец, отдельную группу исследований, затрагивающих интересующую нас проблему, представляют труды, посвященные истории партии Центра. Среди работ западногерманских историков следует отметить, прежде всего, исследование Р. Морсея "Немецкая партия Центра. 1918 - 1924." (51). По мнению автора, Й. Вирт был представителем нового поколения политиков в партии. "Воспитанный в демократических традициях южногерманского региона, он верил в будущее республики и главной целью своей политической деятельности считал интеграцию рабочих в современное буржуазное общество и создание социального народного государства", - считал Р. Морсей, отмечая, правда, что, - "представления Й. Вирта о конкретном оформлении этого государства были довольно расплывчатыми" (52). Автор

Щ указывал на "необычайное красноречие", присущее Й. Вирту, "сделавшее его

одним из популярнейших ораторов своего времени, в этом отношении не имевшего конкурентов в своей партии", а также на его "стремление к установлению прямых контактов с народом" (53). Оценивая личные качества политика, автор отмечал такие черты, как решительность и стремление к независимости от партийного руководства (54).

Некоторое представление о взаимоотношениях Й. Вирта с партией Центра на заключительном этапе Веймарской республики позволяет составить

Ф другое исследование Р. Морсея "Гибель политического католицизма" (55).

Автор сообщает о сопротивлении Й. Вирта политике руководства Центра,
направленной на сближение партии с НСДАП, и о его решительном отказе предоставить чрезвычайные полномочия правительству А. Гитлера.

Несмотря на отдельные интересные работы, плоть до начала 1990-х гг. о создании капитального научного труда, посвященного жизни и деятельности Й. Вирта по причине отсутствия необходимых источников не было и речи. В 1991 году, после десятилетий интенсивных усилий различных сторон, по счастливому совпадению одновременно, исследователям стали доступны мюнхенская и московская части наследия И. Вирта. Кроме того, в 1989 г. для работы ученых были открыты фонды берлинского архива СЕПТ, содержащие важнейшие документы, проливающие свет на деятельность Й. Вирта во второй половине 1940-х - 1950-х гг. На основании их детального изучения в 1993 г. была опубликована магистерская работа фрайбуржца Г. Хербстрита, посвященная контактам Й. Вирта с восточным Берлином в 1950 - 1955 гг. (56).

В 1994 г. германской исследовательницей У. Херстер-Филлипс в сотрудничестве с созданным во Фрайбурге фондом Й. Вирта, была опубликована небольшая работа, в которой была предпринята попытка дать новую оценку многим спорным аспектам деятельности политика (57).

В 1997 г. вышла в свет неполная политическая биография Й. Вирта, принадлежащая перу вуппертальского историка X. Кюпперса (58). Исследование базируется на изучении личного наследия политика в г. Кобленце и г. Москве и содержит много интересных неизвестных ранее подробностей о молодых годах жизни Й. Вирта, становлении его политической карьеры, деятельности в качестве депутата рейхстага, министра и канцлера Веймарской республики. Как первое в германской историографии крупное биографическое исследование о Й. Вирте, монография X. Кюпперса, безусловно, вызывает огромный интерес. В то же время, на наш взгляд, исследование имеет и ряд серьезных недостатков. Главной целью автора является не приближение к личности политика и переоценка некоторых спорных аспектов его деятельности на основании изучения новых источников,
а, согласно словам автора, "создание реалистичного образа Й. Вирта путем фильтрования и взаимного дополнения уже существующих характеристик" (59). На наш взгляд, методологические основы такого подхода, основанного на отказе от критического отношения к опирающимся на узкий круг источников, и во многом устаревшим исследованиям, сомнительны. К тому же оценки личности И. Вирта X. Кюпперсом в высшей степени субъективны и эмоциональны. Уделяя большое внимание личным качествам политика, автор излишне сосредотачивается на характеристиках морализирующего рода и создает в целом негативный образ Й. Вирта. Биографируемый изображается автором как "эмоциональный и импульсивный человек" (60), "инстинктивный политик", "честолюбивый и эгоистичный идеалист" (61), "приверженец чистого учения" (62), "сорвиголова" (63), "симулянт" (64), "враждебный миру и непоследовательный Дон Кихот" (65). Исследование X. Кюпперса вызывает вопрос: насколько оправданно характер биографируемого рассматривать в качестве центральной категории его исторической оценки?

В 1998 г. германской исследовательницей У. Херстер-Филлипс была опубликована первая полная политическая биография Й. Вирта (66). Это объемное исследование, опирающееся на широкий круг источников, содержит огромный фактический материал, проливающий свет на многие страницы биографии политика. В работе подробно освещена деятельность Й. Вирта в эмиграции, а также после его возвращения в Германию по окончании второй мировой войны. Оценивая деятельность Й. Вирта в веймарский период, автор подчеркивает его расположенность к идее взаимопонимания и мира между народами, в то же время отмечает свойственный политику реализм. Большое внимание автор уделяет рассмотрению восточно-политической концепции Й. Вирта, отмечая, что его деятельность по восстановлению нормальных отношений с Россией началась задолго до Генуи (67). Оценивая внутриполитическую деятельность Й. Вирта, У. Херстер-Филлипс указывает на его приверженность идеям демократии, стремление противостоять
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24052.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.